Конспект родительского собрания «Навстречу нашим детям»


Конспекты родительских собраний 1-11 кл.

Круглый стол

«Как повысить самооценку подростка и его уверенность в себе»

(для родителей учащихся восьмых классов)

Цели: расширить представления родителей о значении формирования адекватной самооценки и уверенности в себе подростков.

Задачи:

  1. расширить представления родителей о причинах формирования как высокой, так и низкой самооценки учащихся;
  2. рассказать о возможных последствиях формирования различных уровней самооценки;
  3. ознакомить родителей с рекомендациями по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

Категория участников: педагог, педагог-психолог, социальный педагог, родители.

Этапы

  1. Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
  2. Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.
  3. Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.

Предварительная работа:

  1. подбор тестовой методики;
  2. анкетирование учащихся (Приложение 2).

Материалы и оборудование:

  1. столы и стулья (расставленные по кругу);
  2. бланки с результатами диагностики;
  3. текст письма «Раскаяние отца» (Приложение 1).

Ход собрания

Педагог приглашает родителей занять свои места и произносит вступительные слова: «Добрый вечер, уважаемые родители, рада нашей с вами встрече». Начать наше собрание я предлагаю с упражнения.

  1. Упражнение «Подарки» (создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение участников).

    Все участники родительского собрания по кругу высказываются: «Что бы я хотел(-а) подарить сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему порадовать человека, которому сделали такой подарок, например, хорошее настроение, удачу, радость, хорошее известие и другое. Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку и почему.

3 Педагог (мотивирование родителей к расширению своих психолого-педагогических знаний.)

От самооценки зависит будущее, успехи и неудачи. Другими словами, от самооценки зависит, каким в жизни будет ваш ребенок. У нас еще есть время изменить что-то в лучшую сторону. Сейчас наши ребята переживают самый сложный период, период взросления, когда особенно проявляется потребность самоутвердиться, найти свое место в жизни. Под влиянием сверстников складывается отношение к себе, своя самооценка. Я хочу начать наше общение с одного письма. Оно было опубликовано в прошлом веке в одном американском журнале и вызвало настоящий шквал откликов. Прошло более ста лет, но многие узнают в авторе самого себя. (Чтение письма Уильяма Ливингстона Ларнед «Раскаяние отца») (Приложение № 1).

4.Беседа-обсуждение (создание условия для актуализации чувств эмпатии, взгляда со стороны на собственную родительскую позицию, стиль воспитания).

— Какие чувства, ощущения испытали в ходе чтения письма?

— Что заставило задуматься, пересмотреть какие-то вещи?

— Что бы Вы посоветовали молодым родителям?

Комментарий педагога.

Потрясающее письмо. Какая самооценка у отца своих неправильных действий по отношению к маленькому сыну. Хорошо, что он это осознал, пока сын еще не вырос. А как вести себя, когда дети выросли!? Нет точных ответов, есть только советы.

Сегодня мы будем говорить о самооценке наших детей и ее роли в формировании личности. Почему именно об этом решили поговорить сегодня? Потому что, что многие ребята на пороге выхода из школы во взрослую жизнь не совсем уверены в своих действиях, имеют низкую самооценку, а другие – явно завышенную. В психологическом словаре самооценка

толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». Самооценка является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

5. Сообщение о результатах тестирования. Выступление педагога-психолога. Психолог информирует родителей о результатах тестирования «Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн). Приложение № 2.

6.Минилекция «Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки» (психолого-педагогическое просвещение родителей).

  • Адекватная самооценка

    характеризуется – активностью, общительностью, оптимизмом.

  • Высокая самооценка

    — стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах.

  • Завышенная самооценка

    – высокомерие, бестактность. Переоценка своих возможностей, недооценка чужих.

  • Низкая самооценка

    неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность.
  • Заниженная самооценка

    пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих.

Для подросткового возраста характерны колебания и снижение уровня самооценки. Поведение и самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самооценке. Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открыть в себе все новые и новые черты. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, ребенок как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, подросток стремится понять, какой он есть на самом деле и каким он хотел бы быть, познать себя ему помогают друзья – сверстники, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти — близкие взрослые.

Важное место в самооценке подростка занимает образ физического «Я».

Интерес к своей внешности резко повышается из-за ее изменения. Бурный рост, появление вторичных половых признаков, подростковая неуклюжесть, угловатость, утрата детской чистоты кожи – все это вызывает пристальный интерес и беспокойство. Представление о своей физической непривлекательности или даже «уродстве» могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости, неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания и ирония в семье по поводу физических данных ребенка усугубляют его пессимизм и дополнительно невротизируют.
Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушениям в поведении и снижении успеваемости в школе.
Чувство взрослости

становится важным новообразованием данного возраста. В чем это проявляется. Прежде всего в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы. В последнем случае отвергается не только контроль успеваемости, времени выполнения домашнего задания и т.п., но и зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому – то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

7. Выступление социального педагога о роли значимых взрослых в процессе формирования самооценки (просвещение родителей).

Так же большое влияние на формирование самооценки оказывают значимые взрослые. Если взрослые – и учителя и родители – будут постоянно подчеркивать неудачи, промахи, а успехи объяснять случайностью, у подростка сформируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию. Для ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Для кого-то осознание своей бездарности – трагедия, вызывающая невротические реакции. Для других это неважно: они не способны к наукам, но зато сильны и предприимчивы, их это вполне устраивает. В данный период подросток создает в своем воображении идеальный образ (человека на которого он хочет быть похож). Идеалом может стать для него кто-то из родственников или других близких взрослых, популярный певец или артист, герой любовного романа или кинофильма. Помимо содержания идеального образа, на который ориентируется подросток, важно и то, как этот идеал соотносится с представлениями о себе сегодняшнем. Если идеальный образ сильно отличается от реального представления о себе, тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности или пассивности, апатии. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.

8.Дисскусия (расширение арсенала педагогических знаний родителей.)

Примерные вопросы для организации дискуссии:

— Как вы думаете, каким образом низкая самооценка влияет на уверенность в себе? (Ответы родителей). Характерной особенностью людей с пониженной самооценкой является их склонность «копаться в себе», выискивать слабости и «заклиниваться» на них.

Неуверенного ребёнка можно узнать по специфическим проявлениям его поведения:

Низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успеха, притязания на лёгкую работу;

Высокий уровень тревожности;

Нерешительность в ситуации выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях;

Плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике;

Отрицательное отношение к школе, педагогам, сверстникам;

Неспособность в ряде случаев внять похвале, которая воспринимается с недоверием.

— Как вы считаете, чувство неполноценности снижает эффективность учёбы, влияет ли на целеустремленность? (Ответы родителей). Если подросток всё время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающих перед ним задач. Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач.

— Как, по вашему мнению, если подросток сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других? (Ответы родителей). Человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать, осуждать его. Потому что человек с низкой самооценкой видит себя именно таким: ни на что не способным, никому не нужным. Нелюбовь к себе также мешает услышать других людей: свои проблемы занимают человека с низкой самооценкой.

9. Советы и рекомендации педагога (пополнение практических знаний родителей по данной теме).

Каким образом можно повысить самооценку ребёнка? (Пригласить родителей к диалогу по обмену опытом.) Педагог обобщает:

— Поговорите с ребёнком, попросите его написать все его достоинства и недостатки во всём, способности, таланты. С особенной лёгкостью ребёнок пишет отрицательные качества, с трудом — всё хорошее, что в нём есть. Необходимо напомнить ему о своих достоинствах и подросток поймёт, что не так уж плох, как ему кажется.

— Помочь справиться с недостатками. Попросить его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать.

— Помочь найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.

— Повторять ребёнку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других.

10. Выступление педагога (повышение характерологических знаний родителей о завышенной самооценке).

Излишняя самоуверенность – это обратная сторона неуверенности, которая также обусловлена неадекватностью развития, завышенными самооценками, стремлением, во что бы то ни стало заслужить одобрение, похвалу, быть лучше других; защитная реакция личности, дающая возможность безболезненно переживать внутреннюю тревогу, которая остаётся на уровне подсознания. Самоуверенный ребёнок ведёт себя демонстративно, пытается любыми путями выделиться и самоутвердиться, демонстрирует пренебрежение к другим детям и тому заданию, которое ему предстоит выполнить. На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей. Такие подростки переоценивают свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества, внешность, высокомерны, некритичны к себе, часто бестактны. Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний. Всё это сказывается отрицательно на развитии волевых качеств. Расхождение между высокими притязаниями и реальными возможностями ведёт к неадекватному поведению, возникновению эмоциональных срывов, повышенной тревожности. Важно помнить – не следует ребёнка ставить в ситуации, снижающие его самооценки, необходимо не снижать их, а подтягивать уровень реальных достижений к самооценкам, т.е. создавать те же ситуации успеха, когда мнение о себе будет подкрепляться реальными успехами. Важно научить ребёнка вставать на позицию других людей, принимать и учитывать их точку зрения. Для детей с высокой самооценкой и эгоцентрической позицией характерно стремление занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают они это не всегда приемлемыми способами. В результате сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, тем не менее, не любят лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.

Положительным моментом для развития подростка с повышенной самооценкой является вера в себя, свои силы, успех предпринимаемых дел. Если поведение ребёнка меняется в соответствии со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то высокая самооценка может даже способствовать успешному развитию личности. Формирование адекватной самооценки зависит и от установки взрослых по отношению к ребёнку, и от его положения в школьном коллективе.

11. Обобщение. Так как самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, т.е. меняется с большим трудом, то изменить её можно, лишь изменив отношение окружающих. Поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих людей. Уважаемые родители, и в этом нелёгком деле вам отводится ведущая роль.

12. Подведение итогов. Педагог предлагает родителям поделиться своими эмоциями и впечатлениями от собрания. Предлагается ответить на вопросы:

— что больше всего запомнилось, что было интересным на собрании;

— была ли полученная информация полезной;

— как собираетесь использовать эту информацию?

Родители высказывают свои пожелания на будущее (какие темы их интересуют, какой

помощи они ждут от педагога).

Источники:

  1. URL: https://pedportal.net/ [03.11.2016г.]
  2. URL: https://nsportal.ru/ [04.11.2016г.]
  3. URL: https://www.jlady.ru [05.11.2016г.]

Приложение 1

Чтение письма Уильяма Ливингстона Ларнед «Раскаяние отца»

Раскаяние отца: «Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины. Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на работу, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках была грязь, я отругал тебя, унизил перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Чулки стоят денег – и если бы ты должен был покупать на свои деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали. «Что тебе нужно?» — резко спросил я. Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула у меня из рук, и мною овладел ужасный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя. Все дело в том, что я ожидал слишком многого от тебя и мерил меркой своих собственных лет. А в твоем характере так много искреннего. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду говорить как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»

Сейчас, когда я вижу тебя устало съежившегося в своей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера твоя головка лежала на плече матери. Я требовал слишком многого, слишком многого».

Приложение 2

Тест самооценки личности (Демо-Рубинштейн)

Инструкция:

Тебе следует оценить самого себя по 7-балльной шкале по ряду качеств, таких как сила, здоровье, ум, красота и др. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, рассмотрим следующий пример.

Тебе нужно оценить себя по росту. Перед тобой на бланке отрезок прямой. Представь, что на нем расположилось все человечество по росту; тогда слева будут находиться самые низкие люди, а справа – самые высокие на Земле люди. А теперь отметь на отрезке то место, где с учетом твоего роста должен находиться ты сам. Если тебе все понятно, то оцени себя, таким образом, и по другим качествам.

РОСТ низкий высокий 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ СИЛА слабый сильный 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ ЗДОРОВЬЕ больной здоровый 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ КРАСОТА некрасивый красивый 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ ДОБРОТА злой добрый 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ УЧЕБА неуспевающий отличник 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ СЧАСТЬЕ несчастливый счастливый 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ ЛЮБОВЬ ОКРУЖАЮЩИХ нелюбимый любимый 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\______ СМЕЛОСТЬ несмелый смелый 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ БЛАГОПОЛУЧИЕ неблагополучный благополучный 1 2 3 4 5 6 7 ___________\__________\__________\__________\__________\___________\__ Обработка результатов.

Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:

Адекватная самооценка – около 40 баллов (+-5)

Тенденция к завышению – 46-59 баллов

Явно завышенная самооценка – 60-70 баллов

Явно заниженная самооценка – 20-10 баллов

Интерпретация результатов.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в своих силах

Чаще предпочитают не исправить, а забыть, не думать о них

Сравнительно безразличное

завышенная

Высокомерие, бестактность, переоценка своих возможностей, недооценка чужих

Считают случайными, вызванными посторонними факторами (плохо себя чувствовали, учитель придирался)

Считают закономерными, само собой разумеющимися

низкая

Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность

Переживают, но стремятся исправить

Сравнительно безразличное

заниженная

Пассивность, замкнутость, постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих

Считают закономерными, воспринимают как должное.

Оправдывают, считают случайными

Главное меню

Что волнует родителей

На онлайн-собраниях поднимаются острые темы, волнующие родителей. Для каждого периода есть свои «вечные» вопросы: например, в начале учебного года участники встреч часто обсуждают организацию продленки, дополнительное образование, платные услуги в школах. Весной повестку возглавляет тема подготовки к экзаменам, а также празднование выпускных.

Большое внимание на онлайн-собраниях уделяют теме безопасности и профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Специалисты профильных ведомств рассказывают родителям о том, на что обратить внимание в поведении ребенка, какие существуют зависимости, как с ними бороться и, главное, где можно получить профессиональную консультацию и помощь.

Повестка онлайн-собрания формируется из вопросов родителей, а также актуальных и интересных тем, предлагаемых специалистами. Гости селектора рассказывают о том, как проходят новаторские уроки, об инклюзивном образовании, организации школьного самоуправления. На онлайн-площадке выступают и ученики — например, победители различных соревнований и олимпиад, активные представители школьного самоуправления.

К каждому собранию подключаются члены межрайонных советов директоров школ, которые могут во время прямого эфира. Словом, здесь рады всем, кто готов поделиться своим опытом, который поможет сделать московские школы лучше.

Сообщить о проблеме, предложить тему для обсуждения или задать наболевший вопрос родители школьников могут Людмиле Мясниковой, написав по адресу Также можно направить обращение на сайт экспертно-консультативного совета.

Смотрят все

Московский образовательный телеканал начал показывать общегородские родительские онлайн-собрания в ноябре 2014 года. Сначала это была интернет-трансляция, сейчас канал перешел на эфирное вещание, но записи всех обсуждений можно увидеть на сайте экспертно-консультативного совета.

За 2,5 года в Москве прошло 45 городских онлайн-собраний, трансляции которых посмотрели более 36 тысяч человек. Скорее всего, реальная аудитория еще больше, так как перед экраном могут собираться не только родители, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, дети. Кроме того, такие трансляции интересны педагогам и воспитателям, которые перенимают опыт коллег.

В школах оценили преимущества онлайн-формата. С прошлого года крупные учебные объединения, которые физические не могут собрать всех родителей вместе, стали проводить собрания в интернете. Одной из первых этот тренд подхватила школа № 2114. Общешкольные собрания здесь проводят раз в два месяца, в них участвуют до пяти тысяч родителей.

Кроме онлайн-собраний на Московском образовательном телеканале родители столичных школьников могут увидеть и другие интересные трансляции. Например, каждый четверг в 16:30 проходит открытая трансляция селекторного совещания руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины с директорами московских школ.

Есть решение

Большинство родителей сегодня имеет доступ в интернет, каждая образовательная организация имеет свой сайт, на котором размещается вся необходимая для родителей информация, у обучающихся есть электронные дневники.

У родителей есть возможность получать консультации учителей, посредством смс-сообщений и т.п.

Таким образом, сегодня родительское собрание может быть и нетрадиционным. На собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют взаимопониманию между родителями и учителями.
Остались вопросы? Напишите нам, мы обязательно постараемся вам помочь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]