Консультация для воспитателей «Организация двигательного режима в ДОУ»


Двигательная активность детей в режиме дня

Тигр спину прогибает – глубоко, глубоко! (прогнуть спину назад)

Белки там сидят на ветке, мы попрыгаем как белки! (прыжки на двух ногах)

Закрывают зоопарк, закрывают двери, а ребята, словно мышки, тихо, тихо сели.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарат;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Например:

Упражнение «Паровоз».

Чух, чух паровоз,

Далеко меня повез,

За леса, за моря,

Где творятся чудеса.

(дети садятся на корточки и гудят – глубокий вдох-выдох «Ту-ту-ту»)

Упражнение «Дровосек».

Дровосек к нам приходил

И дрова нам порубил!

(Руки в замок над головой, вдох носом, на выдохе резко опустить руки, выдохнуть ртом, сказать «Ух!»)

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

На занятиях или в течении дня в режимных моментах включаются пальчиковые игры или массаж пальцев. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, указательного- положительно воздействует на состояние желудка, среднего- на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинец – на сердце.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ.

Автор: Горбачева Людмила Викторовна

воспитатель МАДОУ «Лукоморье», г. Ноябрьск

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ.

Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ.

Интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».

В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо включать различной формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций, плавание, ЛФН и массаж, т.к. всем нам известно, что ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 ч, в неделю: 5-6 ч.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4 упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. В конце разминки рационально провести упражнение на расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может способствовать комплекс гимнастики после дневного сна.

А вот, самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Преимущество её заключается в том, что ребенок сам выбирает вид движения, темп, делает паузы, чередует их.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).

Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Поэтому он должен уметь ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис и пр. В самостоятельной деятельности старших дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:

-организацию физкультурно-игровой среды: достаточное количество пространства для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

-закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время;

-владение воспитателями специальными (опосредованными) методами активизации движений детей.

Все руководство строится только на основе индивидуального подхода.
Необходимо:
-наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь;

-привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

-снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, помочь выбрать пособие для движений вопросом, загадкой, советом;

-пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т.д.) и показав варианты действий, если это необходимо;

-насильно не усаживать на место подвижного ребенка, наоборот, с помощью сюжета внести в его бесцельные действия целесообразность;

-иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним;

-обыгрывать новые пособия, показывая, как по-разному можно с ними действовать.

-периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и побуждать преодолевать их «по-разному»;

-обогащать сюжетно-ролевые игры детей разнообразными видами и способами всех основных движений.

Самостоятельная деятельность, формируя у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых) физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность. Например, младшие дошкольники уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Самостоятельно заниматься физическими упражнениями могут все воспитанники детского сада, независимо от возраста, индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Материалом служат те упражнения, которые, не требуя сложной организации и страховки, наиболее эффективно влияют на организм ребенка: ползание, упражнения с мячом, прыжки через длинную и короткую скакалку, метание в цель, бег; катание на велосипеде и самокате, бадминтон, теннис, кольцеброс, подвижные и другие игры. Правильная организация самостоятельной двигательной деятельности будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Кроме этого, можно проводить ежедневные 15-минутные занятия, условно названные как самостоятельные двигательные тренинги.

Для их проведения в спортивном зале или групповой освобождается достаточно большая площадь для движений, подготавливается физкультурный инвентарь. Дети проходят в зал в облегченной одежде, удобной обуви.

Целесообразно использовать простые, хорошо знакомые детям, пособия (например, мяч, обруч, скакалку), в небольшом количестве (по 2-3 на каждого ребенка). Они должны размещаться таким образом, чтобы не ограничивалось пространство для движений, каждый ребенок имел возможность свободного доступа к ним (например, обручи раскладываются в ряд вдоль одной стены, мячи – другой, скакалки — третьей).

Каждый тренинг начинается с мотивации двигательной деятельности. Перед детьми ставится конкретная задача, которая стимулирует двигательную активность ребенка.

Примерные задания, стимулирующие двигательную активность:

  • Ребята, попробуйте показать, как можно больше движений с любым предметом, который вам нравится
  • Возьмите один предмет и придумайте различные движения с ним
  • Придумайте движение с любыми двумя предметами
  • Сегодня движения вы будете выполнять в паре. Возьмите один любой предмет и выполните как можно больше разных движений
  • Выберите каждый то пособие, которое нравится больше всего, а затем объединитесь в пары по желанию и попробуйте выполнить разные движения вдвоем с двумя предметами
  • Попробуйте объединиться по три человека. Выберите любые пособия, стройте дорожку, а потом каждый придумает свои движения на ней (как можно больше). Посмотрим, кто придумает больше всего движений
  • Задача сегодняшнего занятия в том, чтобы придумать как можно больше движений и посчитать их количество
  • Сегодня каждый должен продемонстрировать для всех детей движение, которое он больше всех любит.

Ещё раз напомню, что физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности и с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.

Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Подготовила воспитатель МАДОУ «Лукоморье:

Горбачева Л.В.

Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

подготовительная группа

Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание
Утренняя гимнастика ежедневно 10-12 мин Кол-во ОРУ: 8-10 (повторы 5-6 раз)

Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Музыкальное занятие 2 раза в неделю
Физкультурное занятие 3 рааз в неделю 30 мин

вводн.ч – 3-5 мин.

Осн.ч. – 21- 26 м.

Заключ. ч. – 3-4 мин.

Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы4-5 раз),

Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Физкультминутка По необходимости 1-3 мин Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно 10 -15 мин 2-3 игры разной подвижности
1 раз в неделю В соответствии с программой и временем года
1 раз в неделю 15 мин По плану воспитательно-образовательной работы
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно 10-15 мин по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья
Физкультурный досуг 1 раз в неделю 40 мин. 2я неделя месяца
Неделя здоровья 2 раза в год:

февраль

2я неделя месяца
День здоровья ежедневно 15 мин 1-я неделя месяца
Активный двигательный подъем ежедневно 15 мин После сна
Дыхательная гимнастика ежедневно 1-2 упр Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми.
Инд. раб. с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин

Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке

МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА

Старшая группа

Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание
Утренняя гимнастика ежедневно 8-10 мин Кол-во ОРУ: 6-8 (повторы 4-5 раз)

Комплекс состоитсяся на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое

Музыкальное занятие 2 раза в неделю
Физкультурное занятие 3 раза в неделю 25 мин

вводн. ч. – 3-4 мин.

Осн-я ч.- 15-22 м.

Закл.ч.- 3-4 мин.

Кол-во ОРУ: 6-8(повторы 4-5 раз),

Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое),

Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету

Физкультминутка По необходимости 1-3 мин Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий.
Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно 10 -15 мин 2-3 игры разной подвижности
1 раз в неделю В соответствии с программой и временем года
1 раз в неделю 15 мин По плану воспитательно-образовательной работы
Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно 10-15 мин по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья
Физкультурный досуг 1 раз в неделю 15-20 мин. 2я неделя месяца
Неделя здоровья 2 раза в год:

февраль

2я неделя месяца
День здоровья ежедневно 15 мин 1-я неделя месяца
Активный двигательный подъем ежедневно 15-20 мин После сна
Дыхательная гимнастика ежедневно 5-10 мин
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]