Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Елена Коцура
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.
Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь,долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, потере интереса к учению и самосовершенствованию, к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания.
Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях (Коваль H.A., Маллаев Д. М., Пономаренко В. А., Черняев В. В. и др.)
. Подверженность
духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию.
Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»
, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт
дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не сложилось. Духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора.
Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями)
детей, посещающих детский сад,
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
•формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации;
•понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в дошкольных организациях с учетом национальных и региональных особенностей. Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды.
В организации сюжетно-ролевых игр следует учитывать нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
Духовно-нравственноесодержание можно интегрировать в различные виды детской деятельности:
— продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
— театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»
, (
«Давай помиримся»
)
В работе по духовно-нравственному воспитаниюможно использовать следующие формы работы:
— чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере»
, сказки о материнской любви;
— цикл занятий под названием «Уроки доброты»
, целью которых является
воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
— знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)
— тематические выставки детского творчества.
— знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.
— экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
— экскурсии на природу ;
— постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших)
.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.
Используемая литература:
1. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Попова Т. Д. «Мозаика-Синтез»
, 2010г.. 2. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение
детей к истокам русской народной культуры. ,2004г.
3. МикляеваН. В. ,МикляеваЮ. В. ,АхтянА. Г. «Социально-нравственно воспитание детей от 5до7лет»
. М. ,2006.
Что делают в детском саду
Закладка нравственных качеств в сознание происходит в течение всей жизни. Так, дошкольники большую часть своего времени пребывают в станах дошкольного учреждения. В результате педагоги уделяют изучению моральных принципов и духовному восприятию больше времени, нежели родители. Родительская деятельность должна быть больше направлена на закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний. К примеру, вечером по возвращению домой можно расспросить кроху о том, что они сегодня днем делали. Малыш будет с восхищением рассказывать о тех моментах, которые ему понравились, приглянулись согласно его личностным качествам. Задача мамы и папы – расспросить обо всех моментах обучения, поскольку некоторые из них могли не «понравиться», в результате чего он расскажет о них с неохотой или вскользь. В этот момент родителям следует распознать формирование у дошкольников уровень духовно-нравственного воспитания и постараться направить мысли, корректируя их с учетом религиозных, социальных и правовых устоев.
Для социально-нравственного развития дошкольника педагоги практикуют в дошкольном учреждении следующие приемы:
- Знакомят с разными сторонами социального окружения. Как ни странно, но в детском саду изучается только теоретическая часть – основа же ложится на маму и папу, которые уже дома на собственном примере закладывают практическую часть. Для занятий нередко используется презентация – часть наглядно-действенного метода.
- Для воспитания нравственных основ в детском саду практикуют совместные игры с последующим разбором возникшей конфликтной ситуации, что во время игры возникает постоянно. Помимо прочего, в детском дошкольном учреждении малыши дополнительно учатся делиться, помогать друг другу, распределять какие-либо обязанности (последнее контролируется педагогами).
- В обязательном порядке в дошкольном учреждении практикуют выполнение личных обязанностей. К примеру, среди дошкольников распределяется дежурство на кухне и в туалете – дети должны следить за состоянием своего участка и своевременно говорить педагогам и помощникам воспитателей о появившейся проблеме. Как правило, дежурные по кухне помогают накрывать на стол, а по туалету следят за состоянием чистоты полов – наличие влаги на кафеле может стать причиной получения травмы.
Представленные действия должны практиковаться и в домашних условиях, поскольку ребенку необходимо показать тот факт, что подобные практики – это норма, а не пожелание и обязанность лишь в стенах дошкольного учреждения. Практические занятия помогут сформировать видение об ответственности и представлении социальных значений, основ, правил.
Духовное развитие ребенка
Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?
Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:
• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;
• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;
• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;
• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;
• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.
Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.
С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.
Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.
У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.
Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.
Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.
В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.
Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.
Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.
Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.
Духовное чтение
1. Следует ежедневно читать Евангелие. Обучение основам веры издревле было обязанностью отца. Желательно возвести это в ежевечернюю традицию. В наше время существует множество пособий для религиозного воспитания детей.
2. Полезно читать и жития святых, адаптированные для детей. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, после прочтения следует обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Важно показать святых не как легендарных героев давно минувших времён, а как наших вечных наставников и помощников, к которым мы можем обращаться. Показать, что было главным в жизни всех этих великих людей.
3. Полезная традиция для детей и взрослых — ежедневно выписывать и заучивать тронувший сердце стих из прочитанной главы Евангелия.