Педагогическое наблюдение за ребёнком 3 — 4 лет. Вид деятельности игра


Педагогическое наблюдение за ребёнком 3 — 4 лет. Вид деятельности игра

Педагогическое наблюдение за ребёнком 3-4 лет

Педагогическое наблюдение за ребёнком в процессе игровой деятельности
Автор: Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 комбинированного вида «Полянка», г. Кстово Нижегородская область Описание материала: материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам, родителям с целью наблюдения за игрой ребёнка 3-4 лет, вовлечения его в процесс игровой деятельности. Подобное педагогическое наблюдение поможет педагогам оценить процесс развития ребёнка в ведущем виде деятельности — игре, спланировать дальнейшую свою педагогическую деятельность. Цель: анализ сформированности игровой деятельности ребёнка младшего дошкольного возраста Задачи: побуждать принимать поставленную педагогом задачу; обогащать содержательную сторону игровой деятельности, игровой опыт ребёнка; содействовать использованию предметов-заместителей, воображаемых предметов; формировать положительные отношения между ребёнком и взрослым. Средства: кукла, игровые уголки в группе, игрушки (предметы-заместители), стол, диван, нож, разделочная доска. Способы: вопросы, ответы, игровая ситуация. Участники: воспитатель, ребёнок. Ход педагогического наблюдения: /у Димы в руках кольцо от пирамидки, он крутит его перед собой и бесцельно передвигается по группе, делая один круг за другим/


Воспитатель: Дима, что ты делаешь? Дима: Еду на машине. Воспитатель: У тебя легковой или грузовой автомобиль? Дима: У меня легковой автомобиль. /ребёнок может назвать марку автомобиля/ Воспитатель: А куду ты едешь? Дима: В магазин. /если ребёнок затрудняется ответить, то воспитатель может предложить съездить в магазин. Можно придумать любую другую игровую ситуацию, например, съездить на почту, на прачку, в аптеку. В зависимости от игровой ситуации будет зависеть развёртывание сюжета игры
/
Воспитатель: Что ты хочешь купить в магазине? Дима: Я куплю конфеты. Я их очень люблю. Воспитатель: /держит в руках куклу/ Мы с куклой Катей тоже очень любим конфеты. Ты угостишь нас? Дима: Конечно, угощу. /доезжает до стойки с игрушками, делает вид, что покупает конфеты, едет обратно/ Вот вам конфеты. /разжимает кулак, кладёт на ладонь воспитателя воображаемые конфеты/ Воспитатель: /делает вид, что пробует конфету, угощает куклу и благодарит Диму/ Спасибо, Дима. Вкусные конфеты. Дима: /радуется, вызывается купить ещё что-нибудь для куклы и воспитателя/ Сейчас ещё раз съезжу в магазин и куплю продукты. Воспитатель: Очень хорошо. Мы с Катей будем накрывать на стол. Привези, пожалуйста, хлеба и колбасы. Дима: Ждите. Я быстро. /едет, но застревает в пути/ У меня кончился бензин. Надо заправиться. /подъезжает к ФИЗО-уголку, берёт скакалку, подсоединяет к машине и заправляется; затем едет в магазин, останавливается около полки с игрушками, задумывается, выбирает кирпичик и цилиндр, едет обратно; может случиться и другая ситуация, например, машина может застрять в пути или сломаться. В зависимости от сложившейся ситуации будут зависеть действия ребёнка
/
Воспитатель: Дима, что с тобой случилось в пути? Тебя долго не было. Дима: В машине кончился бензин. Я заезжал на заправку, заправлял машину бензином. Воспитатель: А ты не забыл купить продукты? Дима: Да, я купил хлеб и колбасу /протягивает воспитателю кирпичик и цилиндр/ Воспитатель: Молодец! Сейчас будем ужинать. /режет хлеб и колбасу/ Иди, мой руки, садись за стол. /ужинают/

Рекомендуем посмотреть:

Мастер класс для педагогов Сюжетно-ролевая игра в младшей группе. Дочки — матери Игры на развитие чувственных анализаторов для детей 3-4 лет Коллективные игры для детей младшей группы (3-4 года)

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Игры на развитие речи и мышления для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Наблюдение в работе воспитателя

Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения,

она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Способы фиксации результатов наблюдения

Принципы наблюдения:

Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; в НОД; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников; при общении детей с родителями. и т.д.

Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

-Уважаемые коллеги! Консультацию я предлагаю закончить игрой «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.

ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ».

Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары».Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака(например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Когда начинать наблюдение и в чём его главная ценность

Наблюдение важно в любом возрасте. Малыши до 3 лет только учатся говорить, поэтому мы не можем получить от них полноценную обратную связь. И после 3 лет дети во многом действуют неосознанно — не могут понять себя и рассказать нам о своих мотивах и потребностях.

Наблюдая, мы можем разобраться, что на самом деле происходит с ребёнком. Почему он плачет, что радует и расстраивает его. Что для него интересно, что сложно, а что легко. Как он справляется с трудностями и находит решения для новых задач. Чему только учится, а что готов делать сам.

В Монтессори-педагогике мы часто говорим о наблюдении, ведь на нём основана вся методика. С правильной техникой наблюдения за ребёнком мы можем понять его, увидеть возрастные потребности, и главное — разглядеть его возможности.

Мини-курс о бережном воспитании «Без наказаний»

Научимся устанавливать правила и границы без криков и скандалов

Узнать больше

Коротко о главном

  1. Наблюдение — инструмент, который помогает родителям лучше понять потребности развития своего ребёнка.
  2. Во время наблюдения следует сконцентрироваться на процессе и не отвлекаться на мысли о других делах.
  3. Наблюдая за ребёнком, нужно записывать то, что мы видим, а не то, что думаем на этот счёт.
  4. После наблюдения делаем выводы и изменяем среду под потребности ребёнка.

Автор: Ольга Пичурина, руководитель Монтессори- и Монтессори-педагог AMI 0–3

Фото Ольги Горевой

Назначение: данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Возраст: старшие дошкольники (младшие школьники). Источник: Смирнова, О.Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с. (с.11-12)

Ход проведения: осуществляется наблюдение за коммуникативным развитием детей в группе, особенностям межличностных отношений между детьми. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей: инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение, чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него, преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной. На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.Шкалы оценки параметров и показателей. Критерии оценки параметров: Инициативность: — отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими — 0 баллов. — слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми — 1 балл. — средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым — 2 балла; — ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей­ствия — 3 балла. Чувствительность к воздействиям сверстника: — отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложе­ния сверстников — 0 баллов. — слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на ини­циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру — 1 балл. — средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников — 2 балла. — высокая: ребенок с удовольствием откликается на ини­циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия — 3 балла. Преобладающий эмоциональный фон: негативный — 0-1 баллов; нейтрально-деловой — 2 балла; позитивный — 3 балла. Расчет уровня развития коммуникативных качеств дошкольника: Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Сумма баллов за все критерии позволяет оценить уровень развития коммуникативных качеств дошкольников: 0-3 балла — низкий уровень, отсутствие или слабо выраженная инициативность может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений. Негативный эмоциональный фон. 4-6 баллов — средний уровень, говорит о нормальном уровне развития потребности в общении, тем не менее, у детей возможны комплексы, боязнь, стеснение общения со сверстниками. Эмоциональный фон — нейтрально-деловой. 7-9 баллов — высокий уровень свидетельствует о высоким уровне потребности детей к общению со сверстниками. Положительный эмоциональный фон. Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.

Скачать готовый расчет по данной методикеЗаказать готовый расчет по данной методикеЗадать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета по данной методике, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Пример наблюдения и интерпретации результатов

Ребёнок: Настасья, 1 год 2 месяца Время наблюдения: с 14:30 до 14:50 Место наблюдения: гостиная и коридор

14:30 В руке мягкая игрушка, идёт к лошадке-качалке, усаживает мягкую игрушку, та соскальзывает, малышка повторяет действие несколько раз.

14:31 Пытается сама залезть на качалку — не получается, смотрит на маму-наблюдателя, требовательно зовёт на подмогу: «А-а-а». Когда мама не подходит, идёт к ней, обнимает, начинает на своём языке бормотать с нотками возмущения.

14:33 Уходит в коридор, берёт в руки поводок собаки, вертит в руках, бросает на пол, слышит лай соседской собаки за дверью, имитирует: «Ав-ав».

14:35 Возвращается в комнату, видит на полу лист с наклейками. Поднимает и разглядывает, имитируя звуки животных на картинке. Пробует отклеить одну наклейку, случайно рвёт лист, далее продолжает рвать намеренно.

14:37 Подходит к маме, пытается забрать ручку, которой мама делает заметки, выражает звуками недовольство, когда не получается забрать (мама встаёт и отходит). Садится на диван, начинает кусать себя за палец на ноге и морщится с недовольным лицом. Бросает подушку с дивана на пол, говорит: «Бух», «Па» (упала).

14:39 Слезает с дивана, ходит по комнате, видит книгу, садится и начинает листать. Пробует листать с разных сторон.

14:40 Слышит лай собаки, отвлекается, говорит «Ав-ав». Возвращается к книге, даёт маме в руки: «А-а» (почитай). Мама не читает — малышка оставляет книгу. Идёт к стулу, берёт свой поильник, начинает пить, потом кусает силиконовый носик. Возвращается к маме, просит грудь, ест, потом прижимаемся губами к груди, издаёт звук «пр-р» — нравится звуковой эффект, повторяет несколько раз.

14:44 Идёт к собаке, начинает играть — забирать мяч, в процессе имитирует смех: «Кхи-кхи-кхи».

14:45 Забрать мяч не удаётся, отходит от собаки, бродит по комнате, повторяет: «Пр-р-р», лепет, пробует разные звуки, повторяет: «Да-да-да». Подходит к миске собаки, начинает бросать сухой корм по одной штучке в чашку с водой, вылавливает, разглядывает и трогает. Опять бросает в воду, достаёт, засовывает в рот, выплёвывает и кладёт в воду. Встаёт на ноги и пытается поднять чашку, вода разливается. Мама идёт устранять потоп и прекращает наблюдение.

Выводы из наблюдения:

  • Имитирует и повторяет звуки, сопровождает свои действия и просьбы речью → Значит, нужно больше общаться, читать и петь песенки, предлагать занятия на звукоподражание
  • Много двигается: залезает и слезает с дивана, осваивает лошадку-качалку, кусает себя за пальцы ног → Нужно дать больше возможностей для разных движений на детских площадках или установить детский спортивный комплекс дома
  • Изучает разные текстуры на ощупь и на зубок → Дать в доступ побольше предметов из разных материалов
  • Совершает «налёты» на место кормления собаки и производит там определённые действия → Попробовать воссоздать ту же деятельность за столом на кухне: дать возможность накладывать, перекладывать, пробовать, смешивать с водой, фруктовым пюре или кусочками фруктов шарики из отрубей
  • Рвёт наклейки → Дать в доступ мягкие листы бумаги, которые можно рвать
  • Пробует поднимать чашку с водой → Организовать игры с ёмкостями и водой в ванной
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]