Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.


«Использование технологии личностно-ориентированного взаимодействия в педагогической практике»

Автор: Полякова Елена Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3

Лесозаводского городского округа»

Использование технологии

личностно-ориентированного взаимодействия
в педагогической практике
Автор: Полякова Елена Анатольевна,

воспитатель логопедической группы,

высшей квалификационной категории

Лесозаводск

2016 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обозначает следующие основные принципы дошкольного образования: поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности.

Помочь педагогам реализовать основные принципы ФГОС ДО призваны современные педагогические технологии.

Педагогическая технология — целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Технологии отвечают на вопрос: как учить, как действовать, чтобы результаты совпали с поставленными требованиями?

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия относятся к здоровьесберегающим педагогическим технологиям. Одной из классификаций этих технологий является – технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающая психическое и социальное здоровье ребенка и направленная на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье). Остановимся на технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, применяемой мною в моей педагогической практике в МДОБУ «Д/С комбинированного вида №3 ЛГО». Заинтересовавшись данной технологией, я решила применить её в своей педагогической деятельности для развития и коррекции эмоционального мира дошкольников.

Необходимость применения этой технологии, создания и разработки системы развивающих и коррекционных занятий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников была продиктована тем, что ежегодно в нашем ДОУ комплектуется логопедическая группа детей с речевым недоразвитием, которые ранее посещали другие группы. Поэтому каждый год остро встаёт вопрос об адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта воспитателя с детьми, которые страдают не только дефектами речи, но и отличаются повышенной конфликтностью.

Процесс формирования

социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого — педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их. Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Потребность «быть хорошим» для окружающих определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: ревность, сочувствие, зависть и др. При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Эмоции не развиваются сами по себе. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Заинтересовавшись этой проблемой, я ознакомилась с работами выдающихся ученых, изучавших проблему эмоционального развития детей: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и других и разработала материалы: методические разработки

«Детско-родительские взаимодействия у детей дошкольного возраста»,

где показаны причины влияния детско-родительских взаимодействий на психическое развитие детей (актуальная тема для обсуждения родительского клуба);

«Поможем детям справиться с тревожностью»,

работа содержит теоретическую и практическую части, где подобраны конкретные игры, упражнения, даны рекомендации по преодолению тревожности у детей;

Мною были реализованы проекты:

· «Моя семья»

(долгосрочный, детско-родительский проект). Работа над ним дала возможность детскому коллективу расширить понимание внутрисемейных отношений, познакомиться с историей своей семьи.

· «Мой внутренний мир

» (краткосрочный проект), где участники проекта находили социально-приемлемый выход из конфликтных ситуаций и составляли правила выхода из них.

В рамках образовательного процесса мною проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы детей по календарно-перспективному планированию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В основу календарно-перспективного планирования положены программы и методические пособия авторов: С. И. Семенака «Уроки добра», И. А. Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников», Е. А. Алябьевой «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. В. Бариновой «Уроки вежливости и Доброты», Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаевой, Л. И. Юговой «Занятия для детей 6-7 лет» (социально-коммуникативное развитие), Т. Б. Мазепиной «Развитие навыков общения ребёнка в играх, тренингах, тестах», Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» и другие.
В системе занятий использовалисьигры и упражнения этих же авторов.
Целью системы занятий является:

– повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми для гармонизации развития его личности в целом.

Задачами системы занятий являются:

— способствовать развитию процесса самопознания, повышению самооценки;

— сформировать у детей навыки понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей, через театрализованную деятельность, пополняя активный словарный запас ребенка словесными обозначениями эмоций;

— учить выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи;

— развивать навыки адекватного социального поведения, понимание принадлежности к той или иной группе;

— воспитывать способы эффективного взаимодействия с людьми, дружеские взаимоотношения.

В соответствии с поставленными задачами занятия строились в доступной и интересной для детей форме. В качестве основных методов и приемов на занятиях использовались: психогимнастика, сюжетно-ролевые и развивающие игры (игры-драматизации, игры на развитие навыков общения), упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), этюды, рассматривание рисунков и фотографий, чтение и обсуждение художественных произведений, терапевтических сказок, просмотр и анализ фрагментов мультфильмов, дискуссии, коллективные работы, обыгрывание эмоционального состояния, обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них, выражение своего эмоционального состояния через рисование, театрализованные сценки, работа с родителями по профилактики тревожности и пр.

Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия, тренинги с детьми проводились в групповой форме 1-2 раза в неделю во второй половине дня. Тематический план занятий состоит из 4 разделов:

1.

Блок «Я и Я»

2.

Блок «Я и моя семья

3.

Коммуникативный блок «Я и другие»

4.

Эмоциональный блок «Я и мои эмоции».

Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с девиантным поведением. Систему занятий по эмоциональному развитию нужно проводить со средней группы, если брать за основу методическое пособие И.А.Пазухиной. Одну и ту же тему проходить в разных возрастных группах, при этом использовать игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется.

При создании предметно-пространственной развивающей среды в группе, мною был учтён принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка, для этого я организовала «УГОЛОК НАСТРОЕНИЯ»,

чтобы научить детей разбираться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. В зоне эмоционального развития есть разнообразные настольно-печатные игры на развитие эмоциональной сферы, антистрессовые шарики и альбом «Что делать, когда ты злишься?», чтобы помочь ребёнку справиться со злобой. Магнитофон, диски с музыкальными произведениями, с мультфильмами на темы нравственного воспитания, альбомы, мелки для рисования своего настроения, друзей.

В результате проведенной работы по коррекции и развитию эмоционально — волевой сферы дети стали различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшился уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Прикрепленные файлы: comments powered by HyperComments

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]