Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС


Презентация «Интегрированные занятия в ДОУ»

Интегрированное обучение является новой моделью обучения, направленной на потенциальное развитие личности, личностно — ориентированного обучения и воспитания детей, с учётом их склонностей и способностей. Ещё в 70 — е гг. встает вопрос об использовании интегрированного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий.

Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

— мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной общеобразовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разнообразные фрагменты;

— интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей;

— форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимает утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес;

— интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании (современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ);

— за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности;

интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагогов.

Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно — научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа занятий.

Интегрированное занятие — это такое занятие, которое включает в себя приемы, направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой — доступной детям этого возраста.

К задачам интегрированных занятий для дошкольников относят:

формирование целостного восприятия окружающего мира;

развитие навыков самостоятельного освоение и применения новой информации;

приобщение ребенка к искусству, формирование эстетического вкуса;

развитие творческих способностей.

Я выяснила для себя, что к основной особенности интегрированного занятия относится синтез:

— содержание изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

— предметов образовательного цикла между собой;

— деятельность двух и более педагогов и др.

Мы в своей группе используем интегрированное обучение детей на занятиях третий год. В младшем возрасте все занятия строились с использованием театрализации, где дети подражали животным — героям из сказок, и в тоже время находили сходства и различия с настоящими животными — делали выводы. Все эти занятия имели познавательный характер.

В средней группе при проведении интегрированного занятия «Дружат народы нашей страны», занятие проходило совместно с музыкальным руководителем и хореографом. На этом занятия дети проявили себя в игре на ложках, где и познакомились с русскими народными инструментами, а танцуя украинский народный танец, дети знакомились с музыкой украинского народа. В течение всего занятия через разные виды деятельности дети знакомились с традициями, обычаями и культурой других народов.

Синтез я использую на занятиях по ФЭМП, такие занятия, как «Полёт в космос», «Путешествие в лес» «Помоги Незнайке», «Строим дом» — решаются задачи не только математического, но и познавательного характера.

По ознакомлению с окружающим в нашей группе было проведено интегрированное итоговое занятие по проектной деятельности «Моя Родина» — на этом занятии по образовательным областям ставились разные задачи, но цель была одна. Через интеграцию мы достигли этой цели. Дети принимали активное участие в разных видах деятельности.

На занятиях по аппликации и конструированию я также включала задачи познавательного характера. Например, выполняя работу «Украшение одежды национальным орнаментом», дети вначале знакомились с одеждой разных народов, а уже потом выполняли работу и также по конструированию дети рассматривали «Байтерек», а потом выполняли работу самостоятельно.

На занятиях по самопознанию дети передают свои мысли и чувства в рисунках, закрепляя при этом умение держать карандаш, закрашивать в одном направлении и передавать образы близкие к оригиналу.

Структура интегрированного занятия

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д. ) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др. ) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Требования к структуре интегрированных занятий

· Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.

· Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

· Взаимообусловленность, взаимосвязанность материла на занятии.

· Систематичность и доступность изложения материла.

· Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

В своей работе я использую такие методы и приемы интегрированных занятий:

· — Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.

· — Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

· — Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно — речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Возможности интегрированного занятия, которые мне помогают в работе

· Формирование в единстве знаний и умений.

· Коммуникативность умений

· Повышение интереса к учению.

· Снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущество интегрированных занятий.

· Такие занятия способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

· в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

· углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

· основываются на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

· эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Интегрированное построение занятий даёт нашим детям возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия. На интегрированных занятиях разные виды деятельности объединены в одно целое и дополняют друг друга. Такие занятия учат детей возможности рассмотреть одно явление с разных точек зрения. Для решения одной, конкретной задачи, дети применяют знания из различных областей. С помощью таких занятий у детей формируется способность к самостоятельным исследованиям. Занятия интегрированного характера вызывают детский интерес и способствуют снятию перенапряжения и усталости за счёт переключения внимания на разнообразные виды деятельности, направлены на изучение нового материала.

Работая в данном направлении можно сделать некоторые выводы:

1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско — взрослое сообщество;

6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

7121_soobshchenie.docx

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России. ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения( далее ДОУ) . Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования( за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру. Потребность в интеграции образовательных областей объясняется целым рядом причин: • мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не дают представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; • интеграция образовательных областей развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; • форма проведения интегрированной познавательной деятельности нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; • интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании( современному обществу необходимы высококлассные специалисты и начинать подготовку образованных специалистов необходимо с детского сада, начальной школы, чему и способствует интеграция в ДОУ) ; • за счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности; • интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога. Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения( интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественно- научной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний. Наиболее эффективные методы и приемы интеграции образовательных областей • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал? » и др. • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах. Требования к с труктуре интегрированных видов деятельности • Четкость, компактность, сжатость учебного материала. • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. • Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия. • Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии. • Систематичность и доступность изложения материала. • Необходимость соблюдения временных рамок занятия. Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения( например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды? ») . Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса( например, значение воды в природе и жизни человека и т. д. ) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа( дидактические игры, рисование и др. ) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Приложение. ( к онспекты образовательной деятельности) «МАМА В ДОМЕ, ЧТО СОЛНЫШКО В НЕБЕ» Интегрированное занятие в подготовительной группе. Цель: показать, значимый для ребенка образ мамы; формировать нравственные эмоции детей; воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку – матери, способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье. Программное содержание. Задачи. Образовательные: Расширять знания детей о празднике «День Матери»; Учить детей подбирать слова – признаки; выделять первый звук в слове и составлять из них новые слова; Уточнить знания детей о профессиях взрослых, узнавать ее по иллюстрации; • Закреплять умения правильно строить предложение; ; • Закреплять знание «соседей» числа; • Закреплять умение решать примеры в пределах 10; считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10; • Закреплять название геометрических фигур; • Закреплять дни недели в прямом и обратном порядке; знание месяцев в году. Развивающие: • Развивать у детей внимание, логическое и аналитическое мышление, сообразительность, память, умение обобщать, классифицировать и проводить аналогии; • Формировать навыки самоконтроля и самооценки. Воспитательные: • Воспитывать умение выполнять коллективные действия; • Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность; • Воспитывать у детей доброе, внимательное уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать, радовать. Оздоровительная: • Формировать правильную осанку. Предварительная работа: Рисование групповых портретов «Я и мама улыбаемся»; Чтение художественной литературы; Заучивание стихотворений и пословиц о маме; Предварительная беседа о профессиях мам. Материал и оборудование: предметные картинки, фотографии с профессиями взрослых, рисунки детей( групповые портреты) , логические блоки Дьенеша, обручи( желтый, синий) , оборудование для лепки из пластилина( доски, стеки, шаблоны цветов) . Ход занятия: Дети заходят в группу. Приветствуют гостей. Воспитатель: Ребята, для начала, послушайте, о ком это стихотворение? Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голубит И заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? Колыбель кто вам качает, Кто вам песни напевает, Кто вам сказки говорит И игрушки вам дарит? Если, дети, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Что бывает иногда, Кто же слезы льет тогда? Все она, родная, Дети: Мама дорогая! Дети: О маме! Воспитатель: — Правильно, о маме. В нашей стране в последнее воскресенье ноября отмечается День матери. А в какое время года мы еще поздравляем наших мам, бабушек, сестер? В ноябрьский день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей. Этот праздник отмечают во многих странах мира, правда, в разное время. Воспитатель: Мама – самое понятное слово на земле. На всех языках оно звучит одинаково нежно. Мамина любовь согревает на всю жизнь. Дети: Сыро, хмуро за окном, дождик моросит. Низко небо серое над крышами висит. А в доме чистота, уют, у нас своя погода тут. Улыбнется мамочка ясно и тепло! Это наше солнышко в комнате взошло! Воспитатель: Поэтому, тема нашего занятия сегодня: «МАМА В ДОМЕ, ЧТО СОЛНЫШКО В НЕБЕ». Скажите, как ласково можно назвать маму? Дети: мама, мамочка, мамуля, мамулечка … Воспитатель: А какими словами можно описать вашу маму? Предлагаю называть их, передавая друг другу вот этот красивый цветок. Какая ваша мама? Дети: Милая, любимая, добрая, ласковая, трудолюбивая, умная, очаровательная, стильная, внимательная, трудолюбивая, симпатичная. Физкультминутка. Кто обед готовит, шьет? ( дети шагают на месте) Кто нам песенку поет? ( наклоны влево и вправо) Кто целует нас, ласкает? ( повороты влево и вправо) А за шалости ругает? ( грозят указательными пальчиками левой и правой руки) Кто печет пирог с вареньем? ( шагают на месте) Рано утром в воскресенье? ( поднимаются на носочках, руки вверху) Кто подарки нам вручает? ( дети хлопают ладонями влево) Это мама! Каждый знает! ( дети хлопают ладонями вправо) Воспитатель: Прошедшие две недели вся наша с вами деятельность в группах была посвящена этому празднику. И сегодня мы подведем итоги и подготовим мамам подарок – композицию из пластилина. А что мы будем делать- сейчас узнаем из этого письма. ( Воспитатель открывает конверт с заданием, а там письмо) . «Нечего вам устраивать праздники для ваших мам и готовить им подарки! Мне никто и никогда не дарил подарков, и им не надо…Мы с Крыской – Лариской заколдовали ваше задание. А чтобы его расколдовать, вам придется попутешествовать и встретиться с разными трудностями! ! ! ! ! Вы еще маленькие и у вас ничего не выйдет! ! ! Шапокляк» Воспитатель: Ребята, разве вы маленькие? — Нет! Воспитатель: Значит, отправляемся в путешествие? – Да! Воспитатель: Здесь написано, что сначала мы должны добраться до поселка «Грамота». Я загадаю загадку и вы узнаете, на каком транспорте мы поедем: Братцы в гости снарядились, Друг за другом уцепились. И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. Воспитатель: Правильно, на поезде! Сейчас каждый из вас подойдет к стулу( вагону) , решит пример, который спрятала там вредная Шапокляк, а затем мы расставим вагоны друг за другом в порядке возрастания результатов. ( Поезд готов) . Мы рассаживаемся и трогаемся в путь! Чтобы доехать до станции, вам нужно сосчитать обратным счетом от 10 до 1. ( Дети хором считают) . Добрались! Первое задание. Здесь зашифрованы имена ваших мам! Вы видите картинки. Что изображено на них? ( Дети: бытовая техника. ) По первым звукам в названиях картинок попробуйте прочитать имена ваших мам. Дети: Катя, Лариса, Лена, Валя, Женя и т. д. Воспитатель: Объясните свой выбор. А теперь, подберите изображения, которые аналогичны по какому- либо признаку. Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы хорошо справились с первым заданием! Следуем дальше! Занимайте свои места и трогаемся в путь! Чтобы доехать до станции «Логика», вам нужно назвать дни недели по порядку. Скажите, вы помогаете своим мамам, всегда готовы прийти ей на помощь? Тогда, представьте себе, мама пришла из магазина и принесла продукты, давайте поможем ей разложить продукты по полкам в холодильнике. Полки в холодильнике – это наши обручи, а продукты – блоки Дьенеша. Послушайте: в красный обруч положите все большие фигуры, в желтый – все треугольники, в синий – красные фигуры. ( Дети выполняют задание на ковре) . Воспитатель: Объясните, почему так? Молодцы! Воспитатель: Вы – замечательные помощники своим мамам! А сейчас нам пора отправляться на следующую станцию «Коммуникация». ( Дети рассаживаются по вагонам и перечисляют месяцы года) . Ух, и наколдовала Шапокляк! Воспитатель: Вы должны найти профессию мамы на иллюстрации и составить по два предложения о том, кем работает ваша мама. Задание понятно? ( Дети работают) . Да, с заданиями вы справляетесь очень хорошо, я думаю, мы у цели! ! ! А вот и конверт! В нем – задание: «Солнышко! » Пальчиковая гимнастика «Наши мамы». Много мама на белом свете( разводят руки в стороны) Всех их любят очень дети( крепко охватывают себя за плечи) Журналист, инженер, повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель. ( п оочередно сгибают пальчики) Мамы разные нужны, ( сжимают обе ладошки в замочек) Мамы разные важны! ( разводят руки) Воспитатель: А теперь – быстро за столы, и займемся лепкой. ( Ребята работают) Дети: стихотворение «Разговор о маме»( по куплетам) под фотографии. Рефлексия: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали и, как прошло занятие! А вам, что понравилось больше всего? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Спортивное развлечение «В гости к Мишке». Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге, совершенствовать навыки прыжков; продолжать расширять знания детей о природе, доставить детям удовольствие. Закреплять знания об осенних явлениях в природе. Оборудование: Осенние листочки по 2 на ребенка, корзина с грибами, зонт Интеграции: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка», Вед: Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Готовы? Давайте встанем с вами в кружок. Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты – мой друг! Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Мы по кругу пойдем и в лес попадем. Дети встают друг за другом, проводится игра «По ровненькой дорожке» По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке Шагают наши ножки, шагают наши ножки. ( Дети идут за воспитателем друг за другом) По камешкам, по камешкам ( Дети прыгают друг за другом с продвижением вперед) И в ямку бух! ( Дети садятся на корточки) . Отдохнули ребятки, а теперь пора дальше в путь. Проводится игра «Мы топаем ногами» Мы топаем ногами, топ- топ- топ ( Ходьба друг за другом, руки на поясе) Мы хлопаем руками, хлоп- хлоп- хлоп! ( Идут и хлопают руками) Качаем головой ( Идут и качают головой вправо, влево) Мы руки поднимаем и на носках идем ( Идут на носках с поднятыми руками) Мы руки опускаем, на пяточках идем ( Идут на пятках, руки на поясе) Мы руки разведем, как медвежата мы пойдем ( Дети изображают медведей) А потом друг за другом побежим мы все по кругу. ( Дети бегут за воспитателем) Вед: Ребята, посмотрите- ка мы в лес пришли. А какое сейчас время года? Дети: Осень! Вед: Верно! Осень! Смотрите сколько здесь красивых листочков. По дорожке мы идем И листочками шуршим. Ветер дует, задувает, Взять листочки приглашает. ( Дети берут листочки по два и встают в круг. Проводится комплекс упражнений с листочками) Листочки, листочки по ветру летят. И. п. — ноги вместе руки внизу. Поднять руки вверх, помахать листочками, вернуться в и. п. ( 5раз) Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу. Руки вверх, наклон вправо, прямо, вернуться в и. п. ( то же в другую сторону) ( 5 раз) Я с листочками хожу, я листочки покажу. И. п. — ноги вместе, руки за спиной. Присесть, руки вперед, вернуться в и. п. Мы попрыгаем немножко и походим по дорожке. Прыжки на 2 ногах в чередовании с ходьбой. Упражнение ветерок дует на листики Вед: Осенние листья Л етят и кружатся, Ковром разноцветным На землю ложатся. Дети, давайте поиграем с листочками. Проводится игра «Осень, осень- листопад» Осень, осень – листопад( плавно поднимаем руки) Листья желтые летят( как бы дирижируя, опускаем руки) Ветер дует, задувает( машем руками внизу) Туча солнце закрывает( закрываем лицо листочками) Дождик капает с утра( дети прыгают) Осень грустная пора( разводят руки в стороны) Вед: Дети, а почему осень грустная пора? ( Собираем листочки в корзину) Дети: На улице пасмурно, идет дождь. Вед: Верно, а давайте с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик» Светит солнышко с утра, Значит, нам гулять пора. ( Дети вращают руками «фонарики») Хорошо под солнышком, Бегать и играть. Хорошо под солнышком В о дворе гулять. ( Дети бегают врассыпную) Кап- кап- кап- кап- по дорожке С качут капельки горошки. ( Дети прыгают) Прячтесь, дети под зонтом, Дождь осенний переждем. ( Прячутся под зонтом) Детки, после дождя в лесу вырастает много грибов. А вы хотите оказаться на грибной полянке. Дети: Да! Вед: Тогда садитесь на коврик и закрывайте глазки. ( Звучит спокойная музыка) Реснички опускаются, Глазки закрываются. Сном волшебным засыпаем, И на грибную полянку попадаем. 1, 2, 3, 4, 5, Смотрим глазками опять. Вед: Ребятки, сколько здесь грибочков. Давайте возьмем корзиночки и пойдем грибы собирать. Только ребята, нужно быть осторожными, потому что мы можем встретить медведя. Будьте осторожны, как услышите, медведь рычит, сразу убегайте и на лавочку садитесь. Проводится игра «Дети по лесу гуляют» Дети по лесу гуляют И грибочки собирают. Тут грибок, и там грибок, Вот и полный кузовок. 2 раза. ( Появляется медведь, рычит) Медведь: Какие ловкие дети! Все грибы в моем лесу собрали. Вот я сейчас заберу грибочки у детей. ( Проводится игра «Заберу грибок») Медведь: Все обиделся я на вас, нечестно так. Не играю я больше с вами. Вед: Ладно, Мишенька, не сердись. Послушай- ка лучше стихотворение про себя. ( Дети рассказывают стихотворение «Мишка косолапый» с движениями) Медведь: Все равно не дружу с вами, я обиделся. Вед: Не обижайся, Мишенька, посмотри, какую веселую игру мы про медвежат знаем. ( Проводится игра «Сидели два медведя») Сидели два медведя, На тоненьком суку. Один читал газету, Другой мешал муку. Раз ку- ку, два ку- ку. Оба шлепнулись в муку. Вед: Ребята, а давайте мы подарим Мишке все грибочки, Дети: Давайте! Медведь: Спасибо большое, ребятки. Съем все ваши грибочки и залягу спать в берлогу, на всю зиму. Дети: Пожалуйста. Вед: А теперь, Мишенька, попляши с нами. ( Дети с медведем пляшут) Медведь: Ну, ребятки развеселили вы меня. Спасибо вам большое. И я вам подарок при готовил. Пойдем искать его. ( Дети идут за медведем и находят под деревом спрятанный подарок) Дети говорят медведю спасибо и возвращаются в группу. Список используемой литературы: 1. 1. В. И Ковалько «Азбука физкультминуток» 2. О. А. Новиковская «Стихи для развития речи» 3. М. Ю. Картушина «Мы играем, рисуем, поем». 4. 4. Е. Ф. Желобкович «Физкультурные занятия в детском саду» МАУДО « Детский сад №9» Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Выполнила: Воспитатель 1 категории Долгих В. И. Ялуторовск 2014г.

Доклад

к районному методическому объединению

по теме: «Интеграция ОО «Музыка» с другими образовательными областями»

Н.С. Хвостикова, старший воспитатель

МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка». 2021г.

Образовательная область «Музыка» как структурный компонент основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО), несомненно, вносит свой весомый вклад в формирование и развитие качеств ребенка. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях, поэтому мы и ставим в своей работе задачу интеграции образовательной области «Музыка» с другими областями.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, выделяющийся одним из важнейших в ФГОС, является принцип интеграции.

Для эффективной организации интегрированного образовательного процесса в ДОУ выделяются системообразующие факторы интеграции.

Рассмотрим более подробно системообразующие факторы интеграции в контексте работы музыкальных руководителей.

Первым системообразующим фактором является интеграция всех образовательных направлений. В ФГОС выделяются 5 направлений развития, которые не должны реализовываться в ДОУ в чистом виде.

Необходим их синтез, объединение в единое целое, т. к. интеграция, которая обеспечит качественное и количественное изменение-формирование интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста. При этом нужно понимать, что целостность ОО придает не столько их объединение, сколько гармоничное проникновение одной области в другую.

Музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях.

Связь с другими образовательными областями

«Физическое развитие» Развитие физических качеств для осуществления музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности, проведение релаксации
«Социально-коммуникативное развитие» Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми; развитие в театра­лизованной деятельности всех компонентов устной речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи; формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве
«Познавательное развитие» Расширение музыкального кругозора детей; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества
«Художественно- эстетическое развитие» Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использо­вание художественных произведений для обогащения содержания области «Музы­ка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстети­ческой стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений
«Речевое развитие» Формирования интереса к художественному слову потешки, стихи, сказки). Приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек).

Вторым системообразующим фактором интеграции является тема, вокруг которой объединяются образовательные области.

Разновидности комплексно-тематической модели построения

образовательного процесса:

  • На основе лексических тем;
  • На основе «событийного» подхода (все участники образовательного процесса включаются в большую игру, содержащую в себе ряд игровых событий, связанных между собой сюжетной линией определённой тематики);
  • На основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций;
  • Реализация проектов (каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей; продолжительность проекта – от одного дня до целого года)

На основе календарно-тематического планирования определяется логико-содержательная основа целостного образовательного процесса. Чтобы раскрыть определенную тему, ребенку необходимы знания из разных областей.

Так, тема «День матери» предполагает объединение всех направлений развития. Единой организационной формой может быть утренник, который непосредственно и реализует задачи ОО «Музыка».

Третьим системообразующим фактором интеграции является интеграция основных видов деятельности: двигательная деятельность, игровая деятельность,

трудовая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и т.д.

В результате освоения интегративной деятельности у дошкольника формируются целостные социальные и психологические образования, такие как, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей.

Так, тема «Моя семья» предполагает не только интеграцию всех направлений развития, но и интеграцию разных видов детской деятельности. Образовательным продуктом может быть новое знание, рисунок, составленный ребенком, текст, танец, спектакль и д. р.

Четвертым системообразующим фактором интеграции является формирование качеств личности, представленных в целевых ориентирах по ФГОС как конечный результат образовательной деятельности ДОУ.

Итоговый результат представлен в виде модели портрета выпускника дошкольника, освоившего ООП ДО.

По своей сути личность ребенка целостна, системна. Ребенок в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.

Пятым системообразующим фактором интеграции является интеграция форм, методов и средств образовательного процесса

Формы организации интегрированного образовательного процесса:

  • игра
  • чтение
  • мастерская
  • ситуация
  • коллекционирование
  • экспериментирование
  • беседа
  • викторины, конкурсы
  • формы совместной художественной деятельности (слушание, игра, концерт и др.)
  • проектная деятельность

Для достижения определенного результата в работе музыкального руководителя и педагогов с детьми на наш взгляд более эффективной формой организации интегрированного процесса образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями является метод проектной деятельности.

Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, труд, чтение, познавательно-исследовательская и продуктивная, построить воспитательно-образовательный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Суть работы по музыкальному воспитанию состоит в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, физической культуры и других образовательных областей для всестороннего развития ребенка.

Сегодня мы покажем интеграцию образовательной области «Музыка» с «Физическим развитием». Обратите внимание, что вся образовательная деятельность будет проходить под музыкальное сопровождение.

«Принцип интеграции в дошкольном образовании»консультация на тему

«Принцип интеграции в дошкольном образовании»

Дошкольная педагогика в настоящее время претерпевает значительные изменения.

Особое внимание уделяется принципу интеграции образовательных областей. По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

До недавнего времени в ДОУ существовала предметная система обучения, воспитания и развития, и получалось, что знания оставались разрозненными, искусственно расчленёнными по предметному принципу.

Проектирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении требует основания на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы.

Выбор темы и интегрируемых образовательных областей принадлежит педагогам, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей детей и специфики условий осуществления образовательного процесса.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.

Система знаний, которая должна быть сформирована у учащихся, понималась К.Д. Ушинским не как механическая сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний об объективно существующем мире. «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, и даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Более того, «излагать без связи описание тех или иных естественных предметов и явлений – значило бы

только бесполезно утомлять детскую память».

Один из важных принципов планирования интегрированного занятия – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система.

Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности воспитанников. Это позволяет использовать содержание всех разделов программы, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в организации интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.
  5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.

Особенность организации интегративного процесса в ДОУ такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает их интеграцию.

Например, тема «Наши мамы» (старший дошкольный возраст) предполагает выбор таких образовательных областей, как «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», а так же разных видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник. В течение дня дети читают произведения о маме, рисуют портреты мам, делают выставку портретов, рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы (например, аппликационную открытку), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день полезна встреча с одной из мам, которая поделится секретами приготовления любимого лакомства для сына или дочки. Дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и усваивают идеал современной женщины, учатся ценить и уважать свою маму. Так происходит духовно-нравственное и гендерное воспитание, осуществляется социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а так же формирование таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.

Тема «Моя семья» (старший дошкольный возраст) предполагает в качестве ведущей формы выбор проекта, организуемого на основе интеграции всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Безопасность», «Художественное творчество», «Социализация». Проект достаточно трудоемкий, поэтому его выполнение может происходить в течение 3-5 дней. Системообразующим фактором интеграции образовательных областей может служить деятельность по составлению «Генеалогического древа» совместно с родителями, представление этого проекта и защита каждой семьей. При этом важно рассказать не только о членах семьи, но и об их правах, обязанностях, профессиях. Возможна так же защита мини-проекта «Семейные традиции и увлечения», в котором дети вместе с родителями в свободной форме (рисунок, танец, фотографии, драматизация) представляют свою семью, схемы-карты своих микрорайонов, домов, квартир. В качестве материалов для проектов дети вместе с родителями подбирают пословицы и поговорки о семье. В проекты могут быть включены и сюжетно-ролевые игры («Семья», «Мебельный салон», «Моя квартира», «Дом»), игры-драматизации сказок («Репка», «Гуси-лебеди»), творческое рассказывание («Как я помогаю дома», «Кем я буду», «Я буду мамой/папой», «Наши любимые питомцы»). Помимо этого в такие проекты могут быть включены конкурсы («Утренняя гимнастика моей семьи», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Люби мое блюдо моей семьи», «Семейный бюджет»); конкурс рисунков («Моя семья», «Мы на отдыхе»), выпуск семейных газет, организация выставки «Семейное хобби». В проекте так же могут быть прочитаны рассказы Л.Н. Толстого «Косточка», «Филиппок», сказка А.Линдгрен «Малыш и карлсон», прослушаны произведения П.И.Чайковского из «Детского альбома», разучены и исполнены песни о маме.

Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности (на мероприятиях, где воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования являются не наблюдателями, а активными участниками).

Следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получить все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]