Развитие самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.консультация


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

Миронцева О.С. МАДОУ №41 «Ласточка»

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушаков

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • проявлять способность к волевым условиям;
  • самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
  • проявлять способность к принятию собственных решений.

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется:

В РАЗНЫХ ПРАКТИКАХ:

  • игровая;
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • продуктивная,
  • музыкальная,
  • двигательная,
  • элементарная трудовая;

В РАЗНЫХ ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • непосредственно организованной;
  • в режимных моментах
  • в самостоятельной; деятельности;

Требования ФГОС к ППРОС

Направлены на формирование активности детей, с помощью которой они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия – творцами своей личности.

  • Условия к организации инклюзивного образования;
  • Учет национально – культурных, климатических условий;
  • Содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Принципы подхода к организации предметно- пространственной развивающей образовательной среды

  • Принцип развития и интеграции
  • Принцип активности
  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды
  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей
  • Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого Принцип открытости — закрытости

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Спасибо за внимание

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]