Приемы педагогического взаимодействия
Введение
Педагогическое взаимодействие предполагает взаимное и плодотворное развитие качеств личности педагога и его воспитанников на основе равенства в общении и партнерства в совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняет развивающую роль для каждого участника. С одной стороны педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, физическом, эмоциональном…), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и совершенствование педагога, его профессионально-педагогических и общечеловеческих качеств личности.
Тенденция превращения обучения и воспитания в субъект-субъектный процесс воплотилась на практике в педагогике сотрудничества, идеи которой были провозглашены педагогами-новаторами (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др).
Оптимальным вариантом практики сотрудничества при построении педагогического взаимодействия, по мнению Ш.А. Амонашвили [1], предполагается повышение статуса и референтности воспитанника, не сопровождающееся снижением этих показателей у педагога. Педагог становится помощником в осознании воспитанником себе как личности, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоутверждения, самоопределения, самореализации. Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выготским в определении зоны ближайшего развития ребенка: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнять самостоятельно, мы исследуем, развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Важно, что сотрудничество воспитателя и воспитанника — вовсе не формальное достижение равенства и не механическое сложение вкладов участников совместной деятельности или «работа рядом». В действительности, учащиеся не могут осуществлять совместную деятельность в полном ее объеме без участия педагога. Но все равно и он не может обойтись без детей. Партнерство предполагает не только участие, но и обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности, истинная значимость которых определяется целью, содержанием, формой и результатами деятельности при условии их осознания всеми участниками.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в последние годы педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащегося и учителя, условие актуализации человеческой субъектности активно разрабатывается в сфере общеобразовательной школы. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в образовании, когда накоплен большой объем новых педагогических знаний, отражающих новую педагогическую действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки новой гуманистической образовательной парадигмы, при недостаточном использовании этих знаний в педагогической деятельности, является подтверждением актуальности исследования. Для меня актуальность данной темы заключается в том, чтобы поближе познакомиться с сущностью педагогического взаимодействия, его организацией и влиянием на воспитание.
Цель работы — исследование методик организации педагогического взаимодействия Задачи исследования:
Анализ литературы по выбранной теме.
Определение сущности и роли педагогического взаимодействия.
Изучение методов и приемов педагогического взаимодействия.
Понятие о педагогическом взаимодействии
Воспитание – процесс двусторонний. Это означает, что успешность его осуществления напрямую зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса: педагога и воспитанника. Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия, под которым понимается прямое или косвенное воздействие субъектов (педагогов и воспитанников) друг на друга и результатом которого являются реальные преобразования в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах.
Педагогическое взаимодействие определяется как взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Рассматривая сущность педагогического взаимодействия, Д. А. Белухин выделяет в нем следующие составляющие:
1) общение как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, в которую входят обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека, познание самого себя;
2) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.
При педагогическом взаимодействии многоаспектное деятельностное общение педагога и воспитанника носит характер своеобразных договорных отношений. Это дает возможность действовать адекватно реальной ситуации, развивая ее в нужном направлении, выявляя и учитывая подлинные интересы личности, соотнося их с требованиями, незапланированно возникающими в процессе обучения и воспитания.
В ряде психолого-педагогических исследований дан перечень существенных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя, организующего и осуществляющего педагогическое взаимодействие:
1) диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;
2) деятельностно-творческий характер взаимодействия;
3) направленность на поддержку индивидуального развития личности; 4) предоставление ей необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.
Таким образом, чтобы достичь целей воспитания, педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:
а) постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности;
б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
в) создавать коммуникативные условия для поддержки самоценной активности воспитанников;
г) стимулировать правильные взаимоотношения в различных системах общения: «общество – группа – личность», «государство – институты воспитания – личность», «коллектив – микрогруппа – личность», «педагог – группа воспитанников», «педагог – воспитанник», «личность – группа личностей», «личность – личность»;
д) способствовать становлению «Я-концепции» личности воспитанника; е) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в разных сферах его активной жизнедеятельности.
Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.
Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, в котором учитель выполняет определенную роль: организует и направляет деятельность учащихся, контролирует ее результаты. В данном случае ученики воспринимают педагога не как личность, а лишь как должностное, контролирующее лицо.
Личностная сторона педагогического взаимодействия связана с тем, что педагог, взаимодействуя с учениками, передает им свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью и в свою очередь формируя соответствующую потребность и способность у учащихся. В силу этого личностная сторона педагогического взаимодействия в наибольшей степени затрагивает мотивационно-ценностную сферу воспитанников. Однако практика показывает, что с такой установкой работают лишь педагоги, имеющие высокий уровень развития мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности.
Оптимальным вариантом является педагогическое взаимодействие, в котором функционально-ролевое и личностное взаимодействие осуществляются в комплексе. Подобное сочетание обеспечивает передачу учащимся не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога, стимулируя тем самым процесс становления личности воспитанника.
Характер и уровень педагогического взаимодействия во многом определяются отношением педагога к воспитанникам, которое обусловлено их эталонными представлениями, ценностями и потребностями и вызывает у них соответствующее эмоциональное отношение. Принято выделять следующие основные стили педагогического отношения.
1. Активно-положительный. Этот стиль характеризуется тем, что учитель проявляет по отношению к детям эмоционально-положительную направленность, которая адекватно реализуется в манере поведения, речевых высказываниях. Такие учителя наиболее высоко оценивают положительные качества учащихся, поскольку они убеждены, что у каждого ученика есть достоинства, которые при соответствующих условиях можно раскрыть и развить. Давая индивидуальные характеристики своим ученикам, они отмечают положительный рост и качественные сдвиги.
2. Ситуативный. Педагогу, придерживающемуся такого стиля, свойственна эмоциональная нестабильность. Он подвержен влиянию конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении, может быть вспыльчивым, непоследовательным. Для него характерно чередование дружелюбия и враждебности по отношению к ученикам. Такой учитель не имеет твердых объективных взглядов на личность воспитанника и возможности ее развития. Оценки, даваемые им ученикам, противоречивы или неопределенны.
3. Пассивно-положительный. Учителю свойственна общая положительная направленность в манере поведения и речевых высказываниях, однако ему присущи также определенная замкнутость, сухость, категоричность и педантизм. Он разговаривает с учащимися преимущественно официальным тоном и сознательно стремится создать и подчеркнуть дистанцию между ними и собой.
4. Активно-отрицательный. Отношения учителя с учащимися характеризуются явно выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости, раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, акцентирует их недостатки. Похвала как метод воспитания ему не свойственна, при любой неудаче ребенка он возмущается, наказывает ученика; часто делает замечания.
5. Пассивно-отрицательный. Учитель не столь явно проявляет негативное отношение к детям, чаще он эмоционально вял, безучастен, отчужден в общении с учениками. Возмущения их поведением, как правило, не выказывает, однако подчеркнуто равнодушен как к успехам, так и к неудачам учеников.
Стратегии и приемы педагогического взаимодействия
Первой ступенькой в осуществлении технологии педагогического взаимодействия является осознание его сути, целей, принципов и содержания, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности. Следующий шаг – это отбор способов, с помощью которых можно достичь результата. От педагога требуется профессиональное владение арсеналом методов, приемов, средств воспитания, необходимых для решения педагогических задач.
Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами, как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные и типологические характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.
Применение методов поддается предварительному планированию лишь тогда, когда педагогу предстоит разрешить создавшуюся проблему, ответить на вопрос: «Что делать дальше?». Но чаще всего необходима непосредственная реакция на конкретную ситуацию, разрешение сиюминутно возникшей задачи. Ведь учебно-воспитательный процесс – это своего рода цепочка взаимозависимых и взаимообусловленных педагогических ситуаций.
Поведение педагога в создавшейся ситуации зависит от цели воспитания, от его позиции, и от профессионального владения спектром методов и приемов, а также алгоритмов решения педагогических задач. Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова рассматривает три группы методов:
— Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды (представления, понятия), осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами.
— Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются их позитивные мотивы.
— Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников.
Методы тесно связаны с методическими приемами. Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам т.п.) – методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные особенности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.
Методы | ||
Формирование взглядов, обмен информацией | Организация деятельности | Стимулирование оценки и самооценки |
Диалог. Доказательство. Инструктаж. Лекции. Призыв. Внушение. Повествование. | Поручение. Требование. Состязание. Показ образцов и примеров. Создание ситуации успеха. Перспектива. Упражнение. | Замечание. Ситуация контроля. Поощрение и наказание. Ситуация критики и самокритики. Доверие. Общественное мнение. |
В основе — убеждение | В основе – упражнение. | В основе – самооценка |
И.А. Зазюн выделяет ряд приемов, которые должны использоваться учителями при общении с учащимися:
- Проявление внимания, уважения.
- Педагогический такт.
- Интерес.
- Доброта.
- Забота.
- Поддержка.
- Положительная установка.
- Вера педагога в наличие у воспитуемого способностей и положительных качеств.
В ходе решения психолого-педагогических задач приемы педагогического взаимодействия имеют в своей основе реализацию требований. Педагогические требования подразделяются: на прямые непосредственные (вызывают конкретное действие воспитуемого, которое обусловливается самим требованием);
косвенные непосредственные (приводят к определенной деятельности воспитуемого через вызванные им психологические факторы: например, интерес, другие переживания самих детей);
опосредованные (стимулируют действие самого воспитуемого через воздействие третьих лиц).
Характерные черты требований:
глубокое уважение к личности воспитанника и доверие к нему;
разумность, подготовленность требования, оно должно предполагать наличие реальных условий для его осуществления;
любое ясное, разумное требование педагога обязательно должно быть выполнено, доведено до конца;
педагогические требования должны быть строго обязательны для всех, едины со стороны всех воспитателей.
В отечественной психологии разработана «лестница» требований, в которой самые простые являются как бы основанием, поддерживающим более общие, в свою очередь интегрирующие в требования высшего порядка.
1. Первичное требование — предельно конкретное указание. Его функция — вызов конкретного поступка.
2. Исходное требование. Функционально направлено на закрепление определенных поступков и преобразование их в привычку.
3. Требование-правило. Функция — образование обычаев, традиций поведения.
4. Требования — моральные нормы. Функция — формирование моральных норм и превращение их в привычку.
5. Требования — нравственные принципы (моральный кодекс). Их функция состоит в выражении нравственных принципов и развитии идеалов.
Важное значение прямых непосредственных требований состоит в том, что они не только вызывают определенные, конкретные поступки, но и закладывают основы первоначального психолого-педагогического взаимодействия педагога и обучаемого.
Постепенное развитие взаимоотношений между педагогом и обучаемым приводит к возможности реализации косвенных требований, в которых цель воспитания явно не выражена. Однако эффективность таких требований может быть даже более высокой, нежели эффективность прямых требований.
Можно выделить несколько основных форм косвенных требований.
- Косвенные требования стимулирующего плана:
требование-совет;
требование-одобрение;
требование-просьба;
требование — выражение доверия;
условное требование.
2. Косвенные требования запрещающего плана, блокирующие негативное поведение:
требование-намек;
требование-осуждение;
требование — выражение недоверия;
требование-угроза;
наказание.
Зачастую на практике прямое и косвенное требования применяются как составные части сложных требований. При этом возможны, например, такие варианты, как:
— одно и то же по содержанию требование предъявляется одновременно в разных формах, каждая из которых усиливает его действие (формируется так называемое комбинированное требование);
— применение последовательного сочетания нескольких разных требований, взаимосвязанных между собой и как бы продолжающих друг друга. Рассмотренные выше виды требований являются непосредственными.
Опосредованные требования — более сложный вид требований, предъявляемых к личности через группу, других субъектов воздействия. Такие требования подразделяются на стимулирующие и запрещающие.
Опосредованные требования создают основу для формирования прочных взаимосвязей в коллективе обучаемых, оказывают сильнейшее влияние на становление характера и тех, к кому обращено требование, и тех, от кого оно исходит. Однако такой вид требований должен использоваться не в самом начале работы с обучаемыми, а только на определенном этапе развития коллектива, когда педагог владеет твердыми знаниями о воспитанниках, добился элементарной культуры в их отношениях, сформировал требовательность друг к другу.
Заключение
В данной работе рассматривались ведущие проблемы, сущность и условия педагогического взаимодействия, его роль в воспитании детей, а также как правильно организовать педагогическое взаимодействие и какие приемы можно при этом использовать.
Проведя теоретический анализ данной проблемы, раскрывая цель и задачи можно сделать вывод, что проблема педагогического взаимодействия является ведущей в области педагогики, потому что условия жизни изменяются. Новый взгляд на отношения к личности ребенка требует изменений и в организации педагогического взаимодействия с ним. Действительно, педагогическое взаимодействие осуществляет воспитательную функцию. По этой проблеме у педагогов существует полное единство взглядов. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют развитие и самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах личности. Однако следует признать, что роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса, требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля.
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. – М.: ВЛАДОС, 1984.
- Дженникова Н.С. Педагогика и психология: Учеб. пособие для пед. институтов. – М.: Просвещение, 1987.
- Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрант, 1999.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения Москва: Академия, 2002, стр. 93.
- Натанэон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. — М., 1997.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. дня учителя. — М,, 1991.
- Сидоркин А.М. Методы воспитания // Магистр -11992. № 1. Теория и практика воспитания: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкинои. — Рязанъ, 1997.
- Щуркова НЕ., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / Исаев И.Ф., Мищенко Е.М., Шиянов Е.Н., Под ред. Сластенина В.А.. – М.: Школа – Пресс, 1998.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Статья:
Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.
В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).
Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина, Л.А. Венгера и др. С.Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы В.С. Мерлина, Я. Стреляу, А.Б. Николаевой, А.В. Петровского, Р. Бернса и др.
Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.
В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.
1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – воспитанник (ребенок).
Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют целеполагание, активность, педагогическое самосознание, адекватность самооценки и уровня притязаний и т. д. В этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий. Однако до тех пор, пока ребенок является объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к деятельности будут постоянно исходить от педагога, познавательное развитие ребенка будет не эффективным. Ситуация, когда не требуется проявление инициативы, ограничение самостоятельности формирует чаще негативные стороны личности. Воспитатель «видит» своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия/несоответствия нормам поведения и правилам организуемой деятельности.
2. Субъектно-субъектные отношения содействуютразвитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты.
Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер. М. Бахтин считает, что ребенок лишь в диалоге, входя во взаимодействие с другим субъектом, познает себя, через сравнение с другим, через сопоставление его выбора и выбора своего.
Характер взаимодействия педагога и ребенка обусловливает стиль педагогической деятельности. В отечественной науке исследованию этой проблемы посвящены работы И. В. Страхова, Н. Д. Левитова, Е. А. Климова, В. Э. Чудновского, В. И. Моросанова и др.
А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.
При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. Для педагогов демократического стиля взаимодействия характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Вследствие этого дети теряют активность или осуществляют ее только при ведущей роли воспитателя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение. Для педагога характерны низкая удовлетворенность профессией и профессиональная неустойчивость.
При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.
Каждый из этих стилей, выявляя отношение к партнеру взаимодействия, определяет его характер: от подчинения, следования – к партнерству и до отсутствия направленного воздействия. Существенно, что каждый из этих стилей предполагает доминирование либо монологической, либо диалогической форм общения.
Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
автор: Ларина Татьяна Александровна
заместитель директора МАОУ СШ №144 Красноярск
Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
Современные формы взаимодействия участников
образовательного процесса.
В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, идет модернизации содержания всех сфер общего образования. Это нашло отражение во ФГОС, где прописано, что взаимодействие всех участников образовательного процесса – важнейшая составляющая часть успешного функционирования образования. Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на таких принципах, как добровольность, сотрудничество, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и нормативных актов.
Образовательный процесс как взаимодействие, представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов – родителей, выступающих в позиции субъектов. Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий, взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями.
В образовательной системе происходит взаимодействие определенных субъектов и объектов. В качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, коллектив педагогов, родительский актив, шефская общественность.
В роли объектов воспитания выступают ученический коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.
Взаимная активность педагога и ученика в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие».
Что такое педагогическое взаимодействие?
Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка.
Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания.
Педагогическое взаимодействие – сложный процесс, состоящий из множества компонентов – дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий.
Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между всеми участниками образовательного процесса. В процессе педагогического взаимодействия особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене между учителем и учеником, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи. А также важное значение имеют связи управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В настоящее время наибольшее распространение получили следующие подходы к организации педагогического взаимодействия
:
— деятельностный
, формирующий у учащихся разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса;
— личностно ориентированный
, обеспечивающий у учащихся развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.
Взаимодействие педагога с обучающимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Педагог должен быть подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с обучающимися. Однако на практике взаимоотношения складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля педагогического общения педагога и реализации основных принципов процессов воспитания
. Назовем их:
- Ценность личности раскрывается в ее духовном содержании внутреннего мира и принятии собственного образа. Реализацию внутренней свободы обеспечивает доверие, как компонент мышления и культуры общения человека.
- Для становления и развития личности необходима предметно-развивающая среда, среди принципов организации которой есть категория открытости миру людей, миру искусства, миру природы. Открытость – это важнейшая этическая категория, объясняющая многие глубины бессознательных процессов. Это мера свободы и согласия человека в отношении себя, других.
- Организатором развивающей среды является учитель, по отношению к которому ученик тоже чувствует доверие или недоверие, а, следовательно, будет открыт или закрыт для взаимодействия с ним.
- Позитивная психологическая атмосфера – одно из условий эффективного воспитания и развития личности человека. Доверие выступает одним из признаков благоприятной атмосферы, так как обеспечивает доброжелательную критику, свободное выражение собственного мнения, отсутствие давления, признание прав, удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокую эмоциональную включенность.
- Принцип целостности предполагает единство социально-нравственного и общекультурного развития личности.
В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Структурными компонентами
взаимодействия выступают:
— эмоциональный
– показывает способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;
— оценочно-рефлексивный
– определяет способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;
— операционально-деятельностный
– отражает способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания;
— ценностно-смысловой
– характеризуется признанием опыта родителей по воспитанию детей, осознанием ценности совместной деятельности, пониманием своего места и роли в разных формах взаимодействия;
— потребностно-мотивационный
– определяет потребности во взаимно открытых, равных и свободных действиях друг другу, в конструктивном разрешении противоречий;
— интеллектуально-когнитивный
– проявляется в способности изучать взаимодействие, приобретать необходимые знания об особенностях становления и развития отношений.
Уровни педагогического взаимодействия
В теории взаимодействия большое значение, по мнению Т.М. Палий, имеют факторы, условия и принципы его успешности для последующего перехода с уровня общения на уровень сотрудничества и партнерства. Исследователи определяют факторы риска, снижающие эффективность взаимодействия. Это авторитарный стиль общения, недоверие, низкая педагогическая культура, неспособность правильно оценивать воспитательные возможности, отсутствие желания системно заниматься воспитанием, переоценка возможностей, субъективный подход к оценке качества образования, несоответствие социальных требований с конкретными задачами взаимодействия.
Учет данных факторов позволяет обеспечить эффективный переход на более высокий уровень взаимодействия.
Уровни педагогического взаимодействия
Начальный (первый) уровень
– общение основано на принципах тактичности, соблюдении прав и свобод друг друга с признанием приоритета родителей в образовании и воспитании детей; правильной оценке достоверности информации, полученной в процессе исследования семьи; понимании субъективности точки зрения педагогов.
Второй уровень
– повышение педагогической культуры и педагогического самообразования с опорой на принципы многообразия форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на основе дифференцированного и индивидуального подходов, опора на положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства; единство педагогического просвещения и самообразования.
Целесообразно выделить виды взаимодействия в образовательном процессе с точки зрения его субъектов: педагог – обучающийся, родитель – ребенок, педагог – родитель, педагог – коллега, руководитель ОУ – педагог, взаимодействие педагога с коллективом обучающихся.
Формы взаимодействия участников образовательного процесса
Педагог – обучающийся
Педагог и ребенок – это две наиболее важные фигуры в целостном педагогическом процессе. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит во многом успех в процессе обучения и воспитания. Формы взаимодействия могут быть позитивными и негативными.
Позитивные формы взаимодействия. | Негативные формы взаимодействия |
диалог | Конфронтация между педагогом и обучающимся Подавление педагогом учащихся в ходе занятия. Конфликт педагога с детьми. Индифферентность педагога по отношению к обучающимся |
Рассмотрим позитивные формы взаимодействия.
Диалог
характеризуется высоким уровнем эмпатии педагога, умением принимать ребенка таким, какой он есть на самом деле, гибкостью мышления педагога, умением адекватно оценивать себя, отсутствием у педагога стереотипов в восприятии обучающихся.
Сотрудничество
предполагает совместное определение целей образования и планирование учебного процесса, совместное распределение сил и средств на основе возможностей педагога и обучающихся, контактность, доброжелательность, мобильность, социальную активность, вежливость, эмоциональную стабильность педагога.
Опека,
как форма взаимодействия, включает заботу педагога об обучающихся, социальную активность, высокий уровень эмпатии и умение педагога прийти на помощь.
ФГОС требует изменения отношений между педагогом и обучающимися и установления связей сотрудничества. Взаимоотношения на основе сотрудничества являются в настоящее время актуальными и позволяют решать следующие взаимосвязанные задачи:
— создание отношений доверия;
— обеспечение сотрудничества решений между участниками целостного педагогического процесса;
— актуализация мотивационных ресурсов учения;
— развитие личностных установок у педагога, адекватных гуманистическому обучению;
— помощь педагогам и учащимся в личностном развитии.
Важную роль играют личностные установки педагога. В качестве основных К. Роджерс выделяет:
— «открытость» педагога своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
— выражение внутренней уверенности педагога в возможностях каждого учащегося;
— видение педагогом учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого ребенка, это так называемое «эмпатическое понимание».
Психологическая поддержка как форма взаимоотношений
В современном образовательном учреждении в основе педагогических взаимодействий по линии педагог-обучающийся лежит психологическая поддержка, основные формы которой направлены на достижение результатов образования.
Психологическая профилактика
– это содействие полноценному социально-психологическому, личностному, профессиональному развитию ребенка; предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций со стороны педагога по улучшению социально-психологических условий самореализации с учетом социально-экономических, культурно-этнических и других условий жизнедеятельности ребенка.
Психологическое консультирование
– это оказание помощи ребенку со стороны педагога в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Все вышеперечисленное должно способствовать непрерывному личностному и психологическому росту в саморазвитии.
Психологическая коррекция
– это активное психологическое воздействие педагога на личность обучающегося с целью устранения различных отклонений в его личностном, психологическом развитии в конкретных социально-психологических условиях жизнедеятельности.
Повышению эффективности взаимодействия (сплоченности, срабатываемости) педагога с учащимися способствуют психолого-педагогические тренинговые технологии
.
Социально-психологический тренинг
: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг сензитивности, тренинг семейных отношений.
Интеллектуальные тренинги
: тренинги формирования развития внимания и наблюдения, тренинг гибкости мышления, тренинг увеличения объёма памяти и развития её характеристик, тренинг по развитию творческого мышления (креативности).
Организационные тренинги
: тренинги формирования сплоченности команды (класса), тренинг принятия решения, тренинг поведения учащихся в экстремальных ситуациях, тренинг бесконфликтного общения в классе, тренинг повышения эффективности и совместной деятельности учащихся в классе.
Тренинг саморегуляции
: психологические тренинги, аутотренинги, релаксирующие тренинги и тренинги биологической обратной связи.
Тренинги личностного роста
учащихся: тренинги динамической ориентации (психодрама), тренинги социальной перцепции, тренинги гуманистической ориентации (гештальт), ролевые тренинги, тренинги саморегуляции эмоционально-волевой сферы учащихся.
Педагог – родитель
Условия нынешнего образования провозгласили родителей субъектами образовательного процесса. А это означает, что и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. Взаимодействие с родителями является основным ключевым моментом в построении воспитательной работы образовательной организации. Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. В работе педагогов с родителями значимое место отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила превентивный характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм взаимодействия участников образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов с родителями школьников реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.
Традиционные формы
делятся на следующие группы:
— коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые, так и общие со всеми родителями обучающихся);
— групповые (консультации, конференции);
— ндивидуальные (индивидуальные консультации, беседы);
— наглядные (папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей).
Нетрадиционные формы
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе/классе.
Познавательные формы включают ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями учащихся, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная и информационно-просветительская.
Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы, педагогами. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития, обучения и воспитания. К ним относятся: конференции, семинары, мастер–классы.
Разделим обозначенные формы взаимодействия педагогов и родителей на две большие группы – инновационные и традиционные формы.
Традиционные формы взаимодействия: родительское собрание; работа с родительским комитетом; организация соревнований; консультации; беседы; совместное проведение праздников; посещение на дому.
Инновационные формы взаимодействия: родительские университеты; конференции; тренинги; родительские ринги; час вопросов и ответов; диспут-размышление по проблемам; дни открытых дверей; родительские клубы, коллективные творческие дела; деловая игра; сетевое взаимодействие.
Взаимодействие в образовательном учреждении между педагогом и родителем включает в себя следующие функции:
— информационная – педагог дает максимально достоверные и полные сведения об этапах развития ребенка;
— воспитательно-развивающая – взаимодействие педагога и родителей имеет целью воспитать и развить верное отношение родителей к ребенку, которое приведет в конечном итоге к повышению успеваемости и улучшению психологического развития ребенка;
— формирующая – педагог с помощью педагогических приемов формирует у родителей идею о ребенке как субъекте учебной деятельности;
— охранно-оздоровительная – формирует правильное представление родителей о ребенке-школьнике, направлено на сохранение здоровья учащихся;
— контролирующая – с помощью взаимодействия педагог может контролировать уровень развития осознанности родителей по отношению к детям;
— бытовая – верное понимание родителями своих функций по отношению к ребенку, ведет к улучшению и бытовых отношений в семье, повышению понимания между родителями и детьми.
Администрация – педагоги
Формы взаимодействия между администрацией образовательной организации и педагогами можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
— групповые формы методической работы: педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры.
— индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)
Рассмотрим некоторые из них:
Педагогический совет,
как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, ставит и решает конкретные проблемы учреждения.
Из разнообразных форм методической работы в школе особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов
. Консультации бывают индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.
Семинары и семинары-практикумы
остаются самой эффективной формой методической работы. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут педагоги, имеющие опыт работы по данной проблеме.
Открытый показ.
У каждого учителя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей: пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы на уроке.
Деловая игра
повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
«Круглый стол» —
одна из форм взаимодействия педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивают взаимодействие и открытость.
В образовательных организациях часто внедряется интересная форма работы, объединяющая сотрудников – педагогическая газета.
Цель: показать развитие творческих возможностей педагогов, детей и родителей.
Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в целостный педагогический процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Это могут быть:
Электронный дневник
–
один из вариантов работы с родителями и всеми остальными участниками образовательного процесса. Он обеспечивает необходимой, полной, достоверной информацией о деятельности школы путем создания системы информирования. А это объединяет всех участников образовательного процесса. Система электронных дневников позволяет родителям осуществлять контроль образовательного процесса с учреждением, где занимается их ребенок. Интерактивное общение – отличная возможность для родителей вести общение напрямую с администрацией школьного учреждения. Достаточно подписаться на SMS-рассылку, и родители своевременно будут получать самые свежие новости о событиях в школе.
Блог
–
это разновидность сайта, где веб-страницы отсортированы по дате: самые ранние публикации (посты) находятся сверху. На нём лежит отпечаток личности автора, он не обезличен.
Блог учителя-предметника
может содержать: план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся, полезные ссылки, дополнительная информация ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д.
Можно создать блог класса
, пригласить в качестве соавторов родителей и учеников, размещать информацию о мероприятиях, которые проводятся; планы внеклассной работы; учебные материалы; информацию для родителей; фотографии и видео класса и т д.
Блог сетевого сообщества.
Сетевые сообщества – это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа. Сюда можно отнести блог предметного объединения или профессионального сообщества. Подобные блоги создаются с целью объединения учителей предметных секций. В них может содержаться информация для учителей-предметников, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги.
Блог-проект.
Это очень интересный блог, посвященный изучению темы, можно определить и как «блог – учебный проект» и как «блог, посвященный какой-то конкретной теме». Блог содержит опросники, задания, словари. Работа учащихся организована и продумана: есть методический паспорт проекта и таблица оценивания.
Блог – школьная газета.
Удобная форма для создания, использования и редактирования школьной газеты. Широкое поле деятельности для учеников: позволяет проводить различные опросы, устраивать дискуссии, конкурсы, демонстрировать фотографии, видео.
Одной из современных форм развития педагогического взаимодействия являются социальные сети.
Все больше педагогов осуществляют взаимодействие с ребенком и родителями с помощью социальных сетей. К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей, относятся организация учебной и внеурочной деятельности учащихся. Для реализации этих целей создаются «группы» в социальных сетях «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к домашним заданиям, электронным учебникам или справочникам. Основными различиями между ними является то, что в «группе» все члены сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудиоматериалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать находящуюся в ней информацию может лишь создатель данной страницы.
Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного учителем.
Комплексность данных форм организации деятельности заключается в том, что, решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов образовательной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, учитель меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения. Определим преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:
— привычная среда для учащихся;
— технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;
— возможность совместной работы;
— наличие форума, стены, чата;
— каждый участник может создать свой блог;
— активность участников прослеживается через ленту друзей;
— удобно использовать для реализации проекта;
— можно использовать в качестве портфолио.
Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.
Литература
1.Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. — Новосибирск: ЦРНС, 2010.
2.Абрамова Л.А. Нравственные отношения между участниками педагогического
процесса: Лекции и практические занятия. Чебоксары, 1997.
- Белякова Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии:
Монография. Тюмень, 2008.
4.Борисова, Л.Г., Дахин, А.Н. Мониторинг школьных конфликтов: причины, анализ, выводы / Борисова Л.Г., Дахин А.Н.; Москва, 2010. — Научно-исследовательский институт школьных технологий, журнал «Педагогические технологии» №1, 2010.
5.Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в
условиях введения ФГОС. М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014
- Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017
- Зебзеева В.А. Взаимодействие семейного и общественного воспитания на
современном этапе развития школьного образования. М., 2009.
8.Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М., 2010.
9.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных
учреждений профессионального образования. М., 2004
10.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: Ростов н/Д.,
2005.
11.Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. — М.: Дашков и К, 2013.
12.Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. СПб. Питер, 2001
- Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции
взаимосвязанной учебной деятельности // Инновационное обучение: стратегия
и практика. – М.: Педагогика, 1994.
14.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М. : Академия, 2000
15.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009
16.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2006.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учебное пособие. Кемерово, 1996.
- Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.
- Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981
Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса.
«Оптимизация взаимодействия педагога с детьми» Консультация – практикум для педагогов
Автор:
Бундакова Лариса Александровна
Заведующий
МБДОУ № 63 «Катюша» г. Сургут
В наше время стремительно развивается сфера дошкольного образования: строятся новые детские сады, улучшается развивающая предметно-пространственная среда, реализуются новые программы и проекты. Но, как и много лет назад самым главным объектом развития и воспитания в детском саду остаются дети. Именно для них, для их развития производятся улучшения и изменения. А самым главным человеком в детском саду для детей остаётся их воспитатель, от которого зависит комфорт пребывания ребёнка в группе, качество получаемых знаний и т.д.
«В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализировать игру, т.е. превратить все игры ребёнка в дидактические занятия»(А.С. Спиваковская)[1]
Это в свою очередь влияет на социально-эмоциональное развитие ребёнка. Приходят в детские сады дети с хорошим познавательным развитием, но с нарушениями коммуникативной сферы. Они не могут адекватно взаимодействовать с детьми и педагогами
Как же оптимизировать взаимодействие педагога и ребёнка?
Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информации.
Например, поведение в игре возбудимых детей отличается импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться правил игры. А можно увидеть ребёнка, который сидит в стороне от общих игр. В работе с таким ребёнком важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости.Поэтому важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами.
Как отмечает психолог Широкова Г.А., усвоение социально-эмоционального опыта идёт через взаимодействие ребёнок-взрослый. Роль взрослого – уметь замечать недостатки, анализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. А эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком. [2]
Консультация – практикум для педагогов
«Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками»
Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у дошкольников.
Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.
Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.
Конечно, не только педагоги отвечают за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.
Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.
Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.
Чтобы создать условия для позитивного общения и активного взаимодействия необходимо:
— к детям обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.
— к собственным высказываниям относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму.
— четко знать возрастные особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться.
— ласка и бережное отношение.А в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.
Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил.
Для формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества можно использовать следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми:
— чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека;
— предлагать игры и ситуации, в которых надо сотрудничать, помогать друг другу;
— объяснять, каким образом лучше действовать в той или иной ситуации вместе и как помочь друг другу.
— исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом;
— поощрять стремление детей договариваться;
— привлекать детей к случаям нравственного исцеления ребёнка;
— последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.
— поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры и обеспечивать детей игровым материалом.
Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться по 2 направлениям:
- Развитие представлений о нравственных нормах поведения
- Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.
Анализ работы дошкольных учреждений показал, что, всё — таки, в нашей работе преобладает первое направление. А если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые ЗУНы без эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не способствуют воспитанию нравственного поведения.
Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей навыков коллективизма.
Ваши фразы – помощники:
- Толя поиграл с машиной и отдал Вове. Молодец! (говорится при всех)
- Хорошо играл, никому не мешал
- Предложи Лине игрушку, пусть поиграет вместе с тобой.
- Пригласи Артёма и Мишу, вместе посмотрите книгу:
- Сядьте рядом со мной, а я расскажу для Саши, Марины и тебя интересную сказку.
Очень важно помогать детям устанавливать контакты друг с другом без криков, без ссор.
Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем, разбираемся кто прав, кто виноват).
Что мы делаем, когда замечаем, что ребёнок жадничает (говорим тогда не приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать навык позитивного общения у ребёнка?
В отработке этих проблем вам поможет кукольный театр.
С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда вы начнёте это делать, дети и так подтянутся к вам).
Проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения:
Куклы подрались из – за машинки; |
Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть (остальные дети должны постараться уговорить её) |
Одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет (остальные защищаются) |
Одна из кукол не хочет делиться игрушками |
Одна из кукол не хочет ходить в детский сад (остальные перечисляют, что в детском саду хорошего и интересного). |
Или любая проблемная ситуация, которая может произойти группе.
Ролевые игры.
- Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться)
- Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание)
- Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
- Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?
Эти, в общем то, не самые сложные тактики взаимодействия особенно актуальны в работе воспитателей, если в группе имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с нарушениями поведения. Потому что благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются эмоциональный комфорт для каждого ребёнка, понимание и поддержка, положительные взаимоотношения между детьми. Только в этом случае воспитанникам становится понятна роль правил.
Таким образом, для оптимизации взаимодействия педагога и детей необходимо создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, умение разрешать конфликты адекватными эффективными способами.
Список литературы.
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М: ТЦ: Сфера, 2010. -272с.
- Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться