Программа по театральному искусству для детей 10-15 лет
Программа «Театральная студия «Перевоплощение» рассчитана на изучение актерского мастерства.
Изучение всех разделов программы направлено на расширение эмоционально-ценностного отношения к произведениям театрального искусства, приобретение навыка актерской работы, углублении представлений о театре, как виде искусства, раскрытие целостной картины мира.
Театр как вид искусства предполагает возможность гибкого построения образовательного процесса в условиях дополнительного образования, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей. А программный подход позволяет моделировать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка.
Актуальность программы.
Актуальность и востребованность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы обусловлена требованиями современного общества к развитию и воспитанию обучающихся. Программа компенсирует средствами театра недостаточное внимание современной педагогики к эмоциональной сфере личности ребенка и возможности выражения этой личности через «проигрывание» жизненных ситуаций. Раскрывая чувственно-эмоциональную природу обучающегося, происходит индивидуальное развитие тех или иных чувственных умений, которые отрабатываются в тренингах и закрепляются, развиваются в постановочной работе, а постановочная работа вновь подкрепляется тренингами (ход обучения «концентрическими кругами»), связанных с детальной отработкой отдельных навыков и умений. Театральная деятельность в рамках данной образовательной программы призвана восполнить информационный, социальный, коммуникативный и творческий дефицит. Предоставляя детям возможность неформального общения, творческого самовыражения, необременительного и увлекательного познания нового, программа успешно решает одну из важнейших задач системы дополнительного образования: проблему организации полезного досуга и внеурочной занятости. Современный компетентностный подход к образованию требует изменения во всей парадигме образования, поэтому именно сейчас работа театрального объединения становится особенно актуальной.
Педагогическая целесообразность:
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений, эмоциональной сферы через игровую деятельность. Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. А игра и общение являются для обучающихся ведущей психологической деятельностью. Игра помогает в постижении мира и развивает стремление к творчеству. Приобретение детьми знаний происходит через собственный опыт и самостоятельное творчество. Индивидуальный подход к каждому ребенку, положительный эмоциональный настрой на занятиях, взаимодействие педагога и детей в ходе учебного процесса через игровую деятельность позволяет получить максимально положительный результат.
Тематическое планирование кружковой работы по театрализованной деятельности
Наталья Трофимович
Тематическое планирование кружковой работы по театрализованной деятельности
Тематическое планирование кружковой работы по театрализованной деятельности на 2018- 2021гг.
Театрализованная деятельность реализуется путем постановки сказочных представлений по авторским сказкам, художественным произведениям в соответствии с циклограммой праздников, проводимых в Доме ребенка.
Пояснительная записка.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С. Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис)
и невербальные
(мимика, жесты, поза)
средства.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку:
• формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.)
. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
• решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Драматушки»
.
Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества
— обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;
— совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
— ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;
— приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
— нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;
— проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;
— развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;
— учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);
— воспитывать любовь к театру;
— воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.
СЕНТЯБРЬ.
1-2 неделя.
-Знакомство с театром, театральными профессиями (художник, гример, декоратор, костюмер, артист)
.
«Мы играем в театр»
— артикуляционная гимнастика.
«Мы – будущие артисты»
— упражнение на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики.
3 – 4 неделя.
—«Изменю себя друзья, догадайся кто же я?»
— ряжение в костюмы, имитационные этюды. –
Театральный этюд «Игра Репка»
— чтение – беседа по содержанию, поиск выразительных интонаций, мимики, жестов для передачи образа.
ОКТЯБРЬ.
1 – 2 неделя.
— Знакомство с видами театров (теневой, настольный)
в первой младшей группе.Цель: познакомить детей с разными видами
театров; углубить интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
3 – 4 неделя.
— Продолжение знакомства с видами театров (настольный, пальчиковый, театр кукол бибабо)
.Цель: продолжать знакомить с видами
театров, обогащая словарь.
— Сказка «Маша и медведь»
—
работа над отдельными эпизодами, выразительностью речи. — Показ взрослыми детям сказки с деталями декораций, музыкальным оформлением, элементами костюмов.
НОЯБРЬ.
1 – 2 неделя.
— Знакомство с пальчиковым театром.Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром. – Освоение навыками владения этим видом театральной деятельности.Цель: продолжать знакомить с навыками владения пальчиковой театральной деятельности, развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
3 – 4 неделя.
— Оформление декораций к русской народной сказке «Теремок»
(взрослыми)
. — С ребятами из группы
«Лисенок»
рассмотреть иллюстрации к сказки
«Теремок»
, обсудить содержание сказки, попытаться вовлечь детей в импровизацию.
– Работа над отдельными эпизодами, выразительной речи.
— Инсценировка русской народной сказки «Теремок»
— музыкальный зал.
ДЕКАБРЬ.
1 – 2 неделя.
— Знакомство с понятием «ролевой диалог»
.Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать терпение и выдержку.
3 — 4 неделя. – Чтение русской народной сказки «Волк и козлята»
.Цель: развивать внимание, усидчивость, стимулировать эмоциональное восприятие детей сказки; воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
— Показ кукольного театра, на фланелеграфе в группе «Котенок»
сказки
«Волк и козлята»
. Провести беседу по сказке.
— Приобщать детей к традиции празднования Нового года.
ЯНВАРЬ.
1 – 2 неделя. – Знакомство с теневым театром.Цель: продолжать знакомить детей с разными видами театров; вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать творческие способности. – Показ взрослыми русской народной сказки «Заюшкина избушка»
(теневой театр)
.Цель: создать положительный эмоциональный настрой; побуждать интерес к
театральной деятельности.
3 -4 неделя. – Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка)
.Цель: продолжать знакомить с видом
театральной деятельности (мягкая игрушка)
. Развивать моторику рук в сочетании с речью.
ФЕВРАЛЬ.
1 – 2 неделя.
— Знакомство с настольным театром.Цель: продолжать знакомить детей с настольным театром. – Освоение навыков владения настольным театром.
3 – 4 неделя. — «Угадай по звуку»
развивать слуховое внимание детей из группы
«Лисенок»
. – Разучивание ритмично – хороводной игры
«Гномы и великаны»
.Цель: формировать умение мимикой, жестами, движениями передавать основные эмоции.
МАРТ.
1 – 2 неделя.
— Знакомство с видом театральной деятельности – театр масок.Цель: продолжать знакомить детей с театром масок; развивать творческий интерес.
АПРЕЛЬ.
1 – 2 неделя.
— Знакомство с вводом театральной деятельности – куклами – Петрушками. – Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками.Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать интерес к новому виду театра.
3 – 4 неделя.
— Инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»
Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса героев.
МАЙ.
1 – 2 неделя.
— Сказка «Репка на новый лад»
. Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей. Раздать, разучить роли по группам.Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
3 -4 неделя.
-Пробный спектакль по сказке «Репка на новый лад»
.Цель: развивать в движениях чувство ритма, координацию движений; расширять диапазон в силу звучания голоса. – Показ спектакля по сказке
«Репка на новый лад»
.Цель: создавать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству
театра.