52725_programma kruzhka v 1 mladshey gruppe.docx
«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка. Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Задачи: Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости. Обучающие: Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями Знакомить детей с названием пальчиков Формировать навыки исполнительского мастерства. Развивающие: Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук Развивать память, звуковую культуру речи. Воспитывающие: Воспитывать в детях усидчивость. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. Формы работы: — пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; — игры- экспериментирования с предметами и материалами; — самомассаж кистей рук; — упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук. Организация работы кружка: Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 2 года. Программа рассчитана на 1 год обучения. Проводится кружок один раз в неделю ( во второй половине дня, продолжительностью по 8- 10 минут) . Формы организации образовательной деятельности- занятия проводятся по подгруппам и индивидуально. Необходимые материалы и оборудования: — резиновые игрушки, мячики; — конструктор, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины; — фигурки пальчикового театра; — картотека пальчиковых игр; — картотека художественного слова ( стихи, загадки) ; Ожидаемые результаты и способы определения из результативности: Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети должны знать: названия пальцев рук, их очередность народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту должны уметь: управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе. у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук. Список детей: первая младшая группа № 2 «Ромашки» Перспективное планирование кружка Сентябрь Диагностика. Цель: выявить у детей уровень развития сенсорного опыта ребенка, мелкой моторики, понимание речи взрослых через игрушки, игры. Октябрь Первая неделя. 1. Массаж пальцев « Колечко» надеваем и снимаем колечко. Цель: Развивать мелкую моторику. 2. Игра «Большие и маленькие листочки» 3. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 4. Пальчиковая игра « «Капелька и ладошка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Вторая неделя. 1. Массаж пальцев. Игра «Кулачок». Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Чудесный мешочек» Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка( фрукты, овощи) . 3. Пальчиковая игра «Компот». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Третья неделя. 1. Массаж пальцев « Колечко» надеваем и снимаем колечко. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Волшебный шнурок»- учить вкладывать шнурок в дырочку. 3. Пальчиковая игра «Капуста» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Четвертая неделя. 1. Массаж пальцев пальчиков грецким орехом. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра « Собери орешки для белочки» Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло». Скачет белочка по веткам. Соберёт орешки деткам. Все бельчата- сладкоежки, Обожают грызть орешки. 3. Пальчиковая игра «Белочка» Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Ноябрь Первая неделя. 1. Массаж пальчиков грецким орехом. 2. Игра «Чудесный мешочек». Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка( подарки для белочки: грибочки орехи) . 3. Пальчиковая игра « Грибы ». 4. «Что это? » — разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков. Вторая неделя. 1. « Кто это? » — разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц. 2. «Угощение для птиц» — сортировка семян. 3. Пальчиковая игра «Петушок». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 3. Третья неделя 1. Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» — катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. 2. Пальчиковая игра «Домик». 3. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». ( Пальчиком провести дорожку к домику) . Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. 4. Пальчиковая игра «Зайчик». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Четвертая неделя. 1. Массаж пальчиков грецким орехом. Цель: Развивать мелкую моторику. 2. Игра «Подарок для мышей и мышат». ( Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев. 3. Пальчиковая игра «Веселая мышка». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Декабрь. Первая неделя. 1. Массаж пальчиков карандашами ( катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями) . Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Снегопад в лесу». ( На зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты) . Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. 3. Пальчиковая игра « Снежный пирог». Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Вторая неделя. 1. Массаж пальчиков « Покатай, покатай ». ( Катание катушек по столу) . Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Мы повесим шарики». Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы. 3. Пальчиковая игра «Елочка». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. Третья неделя. 1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики». 2. Пальчиковая игра «Фонарики». Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом. 3. «Собери бусы на елку» — нанизывание бусин на нитку. Четвертая неделя. 1. Массаж пальчиков теннисным шариком. 2. Игра «Чудесный мешочек» — новогодние подарки для зверей ( белочке, зайчику, ежику) . Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка( орех, гриб, морковка) . 3. Пальчиковая игра « Будем ёлку наряжать ». Цель: Развивать мелкую моторику рук. Январь. Первая неделя. 1. Массаж пальчиков( мячик еж) «Этот мячик не простой ». Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев. 2. Выкладывание снежинки из счетных палочек по контуру. 3. Пальчиковая игра « Снежок». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 4. « Лепим снежки большие и маленькие» — сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. Вторая неделя. 1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики». Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук. 2. Игра «Снежные хлопья». Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать шарики из ваты. ( Чтобы мишке было теплее) стихотворение «Как на горке снег, снег». 3. Пальчиковая игра «Медвежонок». Цель: Развивать координацию общих движений. Февраль. Первая неделя. 1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай » — катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 2. Пальчиковая игра «Варежка». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 3. Игра « Сладкие конфеты». Учить детей аккуратно заворачивать катушку, пробку в фантик. Вторая неделя. 1. Игра «Чудо- прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук. 2. Игра «Посыпаем дорожку ». Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. Третья неделя. 1. Массаж пальчиков( мячик еж) . Игра «Колючий ежик». Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений. 2. Игра «Ежики и ежата» ( вставить спички в большой и маленький пластилиновый комочек) . Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла». 3. Пальчиковая игра «Ежик». Цель: Развивать мелкую моторику рук. Четвертая неделя. 1. Массаж пальчиков «Колечко». Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 2. « Что у кого? » — разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями рыб. 2. Пальчиковая игра «Рыбки». 3. Пальчиковая игра « Лодочка». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Март. Первая неделя. 1. Массаж пальчиков и перебирание бусин. Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Бусы для мамы». Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. 3. Пальчиковая ирга «Помощники». Цель: Развивать моторику пальцев. Вторая неделя. 1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка ». 2. Игра «Светит солнышко». Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик». 3. Пальчиковая игра «Солнышко». Цель: Развивать мелкую моторику рук. Третья неделя. 1. Массаж. Игра с резинкой для волос Я- пальчик первый, я большой! Указательный- второй! Третий пальчик- средний! Четвёртый- безымянный! А пятый мизинчик- Он самый маленький, румяный! Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 2. Пальчиковая игра «Птичка». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 3. «Червячки для грачей » — лепка из пластилина. 4. «Посмотри, кто спрятался в комочке? » — разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц. Четвертая неделя. 1. Массаж рук « Покатай, покатай » теннисные шарики по столу. Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 2. «Солнышко» — выкладывание палочек по контуру. 3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки? » — разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. 4. Пальчиковая игра «Динь – дилень ». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Апрель. Первая неделя. 1. Массаж пальчиков « Покатай, покатай » теннисные шарики по столу. Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. 2. Игра с прищепками ( солнышко, ежик, цыпленок) . Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки. 3. Пальчиковая игра «Игрушки». Цель: Развивать соотношения движения рук. Вторая неделя. 1. Массаж. Катание карандаша между ладошками. Цель: Развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Светит солнышко» ( разложить лучики из счетных палочек вокруг желтого кружка) . Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик». 3. Пальчиковая игра «Солнышко». Цель: Развивать мелкую моторику рук. Третья неделя. 1. Массаж крупными бусинами. 2. Игра « Достань бусинки ложкой из стакана ». Цель: Развивать мелкую моторику рук. 3. Игра «Следы от капели» ( на манке ставить пальчиками точки) . Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. 4. Пальчиковая игра «Кто приехал? » Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Четвертая неделя. 1. Массаж. Игра с резинкой для волос Я- пальчик первый, я большой! Указательный- второй! Третий пальчик- средний! Четвёртый- безымянный! А пятый мизинчик- Он самый маленький, румяный! 2. Игра «Кто спрятался? » «в сухом бассейне». 3. Игра «Я рисую»( на подносе манная крупа) . 4. Пальчиковая игра «Семья». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. Май. Первая неделя. 1. Пальчиковая игра «Я веселый майский жук». 2. Пальчиковая игра «Оса села на цветок». Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. 3. Пальчиковая игра « Дарики- дарики ». Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. 4. «Разноцветные крышечки» — закручивание пробок на пластмассовых бутылках. Вторая неделя. 1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин». Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком. 2. Игра «Кто больше соберет фасоли? »( собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком) Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук. 3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью. 4. Пальчиковая игра «Топ- топ». Цель: развивать мелкую моторику рук. Третья неделя. 1. Игра « Собери горошинки»( фасоль в кастрюлю) . Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем. 2. Игра « Чудесный мешочек ». Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь( игрушки) . 3. Пальчиковая игра «Дождик лей ». Цель: развивать мелкую моторику пальцев. Четвертая неделя. 1. Игра «Красивый одуванчик » ( вставить спички в пластилиновый комочек. ) 2. Пальчиковая игра «Наши алые цветы». 3. Коллективная работа «Весенний луг » — небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Литература: 1. « Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г. 2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02. 1998г. 3. «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» Н. В. Нищева Санкт – Петербург 2008г. 4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г. 5. Интернет ресурсы.
Кружок «Почемучки» Группа раннего возраста
Кружок
«Почемучки»
Группа раннего возраста
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано с другими видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд, речевое развитие, изобразительная деятельность, ФЭМП, в меньшей степени экспериментирование связано с музыкальным и физическим воспитанием.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Редкий ребенок, независимо от возраста, в момент игры – занятия, занятия – викторины не хочет проявить самостоятельность, быть первым умным, знающим, первым, быть, как взрослый! В этом смысле подобранные игры– занятия в значительной степени позволяют сделать «работу детей» (игру) радостной и желанной!
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
— формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
— развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
— расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
— поддержание у детей пытливости, инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности.
Организация работы идёт по 3 взаимосвязанным направлениям:
— живая природа
— неживая природа
— человек
ЗАДАЧИ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ» (ОПЫТНИЧЕСКО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) В
IМЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 5 «РОМАШКА»:
1.Формировать умение выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.
2.Формировать умение рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – пошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (пенек-табурет, стул) или живой природы (яйцо – цыплёнок – курица).
К концу года дети должны уметь:
1. Выполнять действия в соответствии с предлагаемой пиктограммой. Определять содержание деятельности.
2. Рассматривать явление как систему, совокупность устойчивых связей между компонентами явления по линии настоящее – пошлое – будущее для выявления взаимосвязей объектов рукотворного мира (пенек-табурет, стул) или живой природы (яйцо – цыплёнок – курица).
ЛИТЕРАТУРА.
Веракса Н.Е. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. М.2012
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. М.2013
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М. 2013.
Дыбина О.В. Рукотворнй мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. М.2000.
Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы кружка:
Октябрь | |||
1 неделя | «Узнаем, какая вода?» | (выявление свойств воды) | О. В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 5 |
2 неделя | «Кораблики» | (знакомство со свойствами плавающих предметов) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста» Тема: «Вода» с.4, №1 |
3 неделя | «Нырки» | (знакомство со свойствами «ныряющих» игрушек) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста» Тема: «Вода» с.4, №2 |
4 неделя | «Пена» | (знакомство с получением пены из шампуня) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Вода» с.4, №5 |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Как увидеть воздух?» | (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 6 |
2 неделя | «Игры с воздушным шариком и соломинкой» | (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 7 |
3 неделя | «Ветер по морю гуляет» | (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 8 |
4 неделя | «Надувание мыльных пузырей» | (обнаружение воздуха в окружающем пространстве) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 8 |
Декабрь | |||
1 неделя | «Что в коробке?» | (знакомство со значением и источником света) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 9 |
2 неделя | «Волшебная кисточка» | (знакомство с получением промежуточных цветов) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 9 |
3 неделя | «Лёгкий — тяжелый» | ( определение веса предметов и их группировка по весу) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 10 |
4 неделя | «Что звучит?» | (определение предмета по издаваемому звуку) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 11. |
Январь | |||
1 неделя | —————— | —————- | —————- |
2 неделя | «Снежный городок» | (знакомство со свойствами снега) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Снег» с.6, №3 |
3 неделя | «Изготовление цветных льдинок» | (выявление качеств воды) | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 5 |
4 неделя | «Разные ножки топают по снежной дорожке» | (получение четких следов на снегу) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Снег» с.6, №1 |
Февраль | |||
1 неделя | » Горячо — холодно» | (определение температурных качеств предметов и веществ). | О.В. Дыбина » Неизведанное рядом» с. 12 |
2 неделя | «Лук – наш друг» | (краткосрочный проект) | |
3 неделя | «Лук – наш друг» | (краткосрочный проект) | |
4 неделя | «Волшебный магнит» | (знакомство с магнитом и его свойствами) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Магнит» с.12, №1 |
Март | |||
1 неделя | «Солнечные зайчики» | (знакомство со свойствами солнечного света) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №1 |
2 неделя | «Тень» | (знакомство со свойствами солнечного света) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №2 |
3 неделя | «Разноцветные стекляшки» | (знакомство со свойствами прозрачного стекла) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Солнце» с.13, №3 |
4 неделя | «Моя зеленая прическа» | (знакомство со свойствами солнечного света) | «Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста». Тема: «Растения» с.16, №4 |
Апрель | |||
1 неделя | «Теремок» | (знакомство со свойствами дерева) | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.9, №2. |
2 неделя | «Утята» | (знакомство со свойствами бумаги и ткани) | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.13, №1. |
3 неделя | «Подарки для медвежонка» | ( узнавание предметов из ткани, бумаги, дерева с помощью признаков материала) | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.20, №1. |
4 неделя | «В гостях у Красной шапочки» | ( закрепление знаний детей о материалах) | О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», с.21, №1. |
ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ 2018-2019г.
ЗАДАЧИ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ» (ОПЫТНИЧЕСКО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ВО
IIМЛАДШЕЙ ГРУППЕ № 5 «РОМАШКА»:
ЗАДАЧИ КРУЖКА:
- Учить строить постройки из песка, используя природный материал: камни, ветки, шишки, листья.
- Учить вылавливать шарики из воды с помощью сачка.
- Учить правильно выполнять приёмы и последовательность стирки.
- Учить ребёнка мыть стол.
- Учить собирать губкой воду со стола.
- Учить определять на слух опытным путём, что от количества воды в стакане зависит звучание при ударе о стакан.
- Закреплять знания о свойствах воды.
- Развивать контроль и координацию движений.
- Учить измерять объём (вместимость).
- Знакомить с понятием количество и счёт.
- Формировать навыки социального поведения.
- Развивать: самостоятельность, аккуратность, мелкую моторику рук, запястий.
- Учить различать, группировать, подготавливаться к творчеству.
ЛИТЕРАТУРА.
Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком”.
“Школа для малышей. Для самых — самых маленьких», 144 — 97г. домашняя школа Монтессори.
“Упражнения с Монтессори — материалом».
К. Белая. “Шаг за Шагом» с. 151.
Рекомендации программы “Шаг за шагом” — Игры с водой и песком.
Перспективный план работы кружка:
СЕНТЯБРЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Пускание по воде плавающих игрушек’’. Задачи: дать детям представление о том, что предметы плавают; о числовом определении — один и много. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком”. | Таз с водой, резиновые и пластмассовые игрушки, полотенце. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение «Посыпаем дорожки”. Задачи: Учить посыпать тремя пальцами крупу, песок. Источник: журнал “Школа для малышей. Для самых — самых маленьких», 144 — 97г. домашняя школа Монтессори. | Глубокое блюдце с крупой — манкой или пшеном. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Тихая вода в . | Тазик, наполненный водой, полотенце. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение «Пересыпание ложкой». Задачи: Учить пересыпать зерна ложкой, анализировать сложные движения, запоминать последовательность действий. Источник: журнал “дошкольное воспитание’’ № 10 — 2000г., с.57. домашняя школа Монтессори. | 2 пиалы на подносе, левая-,, заполнена горохом, зернами или рисом, ложка. Пиалы одного размера. |
ОКТЯБРЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение ‘‘Вылавливание сачками игрушечных рыбок”. Задачи: Учить вылавливать рыбок сачком из тазика. Источник: ‘‘Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалом, с. 157. | Тазик с водой, сачки, рыбки пластмассовые. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение «Волшебное сито”. Задачи: Учить отделять мелкую крупу от крупной, пользуясь ситом. Источник: журнал “для самых — самых маленьких” № 4 — 97г. домашняя школа Монтессори. | Сито, манка и рис (по полстакана), тарелки, ложка. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение «Переливание из чайника в чашку». Задачи: Учить переливать воду из чайника в чашку. Источник: «Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори -материалом. | Поднос, чайник, чашка, губка. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Собери все бусинки”. Задачи: Учить отделять бусинки от песка, ситом. Источник: журнал «для самых — самых маленьких” N° 4— 97г. домашняя школа Монтессори. | Сито, совок, мелкие бусинки, песок, тарелка. |
НОЯБРЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение «Взбивание пены”. Задачи: Учить взбивать пену при помощи венчика, развивать мускулатуру кисти руки. Источник: «Школа для малышей». Упражнения с Монтессори материалом, с. 158. | Миска с Водой, жидкое » мыло, губка, поднос. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение «Смети, но не просыпь”. Задачи: Учить убирать за собой, сметать со стола, пользуясь щеткой и совком. Источник; журнал «для самых — самых маленьких”, Мд 4— 97г. домашняя школа Монтессори. | Щетка, совок. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Пускание по воде лодочек”. Задачи: дать представление о том, что лодочки плавают. Источник: Т.Н. Федосеева, Методические указания.,»Игры-занятия с водой и песком”. | Таз с водой, лодочки. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение ‘‘Пересыпание зерен из кувшина в кувшин”. Задачи: Учить пересыпать зерна из кувшина в кувшин, анализировать сложные движения. Источник: журнал “дошкольное воспитание» N2 10 — 2000г., с.58. домашняя школа Монтессори. | 2 небольших кувшина одинаковой формы (типа молочника). |
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Переливание воды через воронку». Задачи: Учить переливать воду через воронку в бутылочку. Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалом, с. 153. | Кувшин с Водой, воронка, бутылочка. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Выталкивание камешков и мелких предметов из песка с помощью встряхивания». Задачи: Учить отделять камешки от песка. Источник: Рекомендации программы “Шаг за шагом” — Игры с водой и песком. | Песок с камешками, глубокая чашка, ведерко. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Стряхивание капель с мокрых рук на бумагу». Задачи: Закрепить знание свойств воды. Источник: К. Белая. “Шаг за Шагом» с. 151. | Чашка с водой, лист бумаги, акварель. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Просеивание песка». Задачи: Учить отделять камешки от песка. Источник: журнал “для самых — самых маленьких № 4— 97г. домашняя — школа Монтессори. | Сито, совок, камешки, песок, тарелки. |
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Снежинка в гостях у ребят». Задачи: Закрепить знание свойств снега, свойств и качеств воды, Источник: К. Белая. «Первые шаги” с. 158.— 161. | Чашки с водой и снегом. Сосуды с чистой водой. Краска, стаканы для опытов. Стаканчики для питья. Бумажные снежинки. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение «Окрашивание песка”. Задачи: Учить перетирать с цветными метками между ладонями. Источник: Рекомендации программы «Шаг за шагом». «Игры с водой и песком». | Песок, цветные мелки, тарелочки, совок. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение «Набирать воду в ладони, пропуская ее сквозь пальцы, или удерживать ее в плотно сжатых руках”. Задачи: Закрепить знание свойств воды. Источник:’ Рекомендации программы “Шаг за шагом». | Тазик с водой. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение ‘‘Заполнение слоями окрашенного песка прозрачных емкостей”. Задачи: Учить насыпать песок слоями, стараясь не смешивать слои, работать аккуратно. Источник: Рекомендации программы «Шаг за шагом”. | Цветной песок в тарелочках, прозрачная емкость, совок. |
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Луковица в воде». Задачи: Учить высаживать луковицы репчатого лука. Источник: «Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори, с. 154. | 3 —4 прозрачных бокала, 3 —4 крупные луковицы, кувшин с водой. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Пересыпание сухого песка через воронку”. Задачи: Закреплять у детей знания о свойствах сухого и мокрого песка, Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. «Игры — занятия с водой и песком”. | Сухой песок, ведерки, бутылочки, воронки, формочки. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Пускание мыльных пузырей». Задачи: Учить выдыхать воздух осторожно, добиваясь получения пузыря. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. «Игры — занятия с водой и песком”. | Мыльная пена на блюдце, соломинки. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Постройка из песка домка для зайчика”. Задачи: дать представление о сухо и мокром песке: сухой — сыплется, мокрый — ленится. Источник: К. Белая. «Первые шаги”, с.150. | Емкость с сухим песком, вода в кувшине, зайчик. |
МАРТ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение «Перекладывание шариков». Задачи: Учить вылавливать шарики с помощью ситечка. Источник: “Школа для малышей. Для самых — самых маленьких», № 4— 97г. домашняя школа Монтессори. | Таз с Водой, пластмассовые шарики, ситечки. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Угощение на мамин праздник». Задачи: Закрепить знание свойств песка. Источник: К. Белая. “Первые шаги”, с.152. Материалы московского городского конкурса (модель воспитания детей раннего возраста) 2001 — 2002г. | Песок, камешки, веточки, листики. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Собираем Воду губкой». Задачи: Учить убирать за собой (собирать губкой воду, выжимая ее над тазиком) Источник: журнал “для самых — самых маленьких”, №4— 97г. домашняя школа Монтессори, с. 1 2 | Две тарелки, губка. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Рисование палочкой на песке”. Задачи: Развивать мускулатуру рук и координацию их движений. Расширять зрительные представления. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком». | Песок сырой, палочки. |
АПРЕЛЬ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Мытье стола». Задачи: Учить ребенка мыть стол. Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалами, с. 1 60. | Кувшин с водой, 2 миски, мыло, губка, тряпка, ведро, | фартук, полотенце для рук. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Строим башню». Задачи: Учить строить башню из песка, укрепляя ее камешками. Закреплять знания свойств песка. Источник: К. Белая. “Первые шаги”, с. 152. Материалы московского городского конкурса (модель воспитания детей раннего возраста) 2001 — 2002г. | Песок, камешки, флажок. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Стирка». Задачи: Учить правильно выполнять приемы и последовательность стирки. Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори—- материалами, с. 160. | 2 тазика, мыльница с мылом, кувшин, фартук, кукольное белье, прищепки, ведро, тряпка для пола. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Что я закопала в песок”. Задачи: Развивать внимание, память, наблюдательность. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания. “Игры — занятия с водой и песком”. | Песок, 3 сюжетные игрушки. |
МАЙ
НЕДЕЛЯ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | МАТЕРИАЛ |
I ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Звенящая вода”. Задачи: Определить опытным путем, что от количества воды в стакане зависит звучание при ударе о стакан. Источник: “Школа для малышей”. Упражнения с Монтессори — материалом, с. 161. | Набор различных бокалов, заполненных до середины водой, палочка. |
II ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Домик для черепашки Агашки”. Задачи: Закрепить умение манипулировать сухим и мокрым песком. Учить использовать разную форму камней. Источник: К. Белая. “Первые шаги”, с.152. Материалы московского городского конкурса 2001 —2002г. | Песок, тазики с водой, ; камешки. |
III ИГРЫ С ВОДОЙ | Упражнение “Окрашивание воды акварелью». Задачи: Закрепить знания о свойствах воды. | Набор акварельных красах, стаканчики с водой, кисточка. |
IV ИГРЫ С ПЕСКОМ | Упражнение “Выкладывание различных форм из сырого песка с помощью формочек”. Задачи: Закреплять у детей свойства сырого песка. Источник: Т.Н. Федосеева. Методические указания “Игры-занятия с водой и песком”. | Мокрый песок, совки, формочки. |
ЗАДАЧИ КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ» (ОПЫТНИЧЕСКО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 5 «РОМАШКА»:
Программа работы кружка «Умничка» для детей 2-3 года
Материал:
готовый шаблон галстука из картона, разноцветные звездочки из цветной бумаги.
4 неделя
Тема: «Волшебные макароны».
Цели:
учить детей нанизывать макароны на нитку, развивать мелкую моторику рук.
Материал:
макароны с большим отверстием, нитка.
Март
1 неделя
Тема: «Подарок маме» (аппликация).
Цели:
учить детей украшать корзину комочками мятой бумаги разного цвета; закреплять техники приклеивания.
Материал:
корзина из картона и комочки мятой бумаги разного цвета.
2 неделя
Тема: «Волшебное ситечко» (просеивание круп через сито).
Цели:
знакомство детей крупой; учить детей просеивать крупы через сито; развивать мелкую моторику рук.
Материал:
крупа, сито.
3 неделя
Тема: «Ловкие ручки».
Цели:
продолжать учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровать и расшнуровать, застегивать замок; развитие внимания, усидчивости, мелкую моторику рук.
Материал:
шнуровки, ботинок, молния, рубашка.
4 неделя
Тема: «Заштопай одежду».
Цели:
учить детей вставлять предметы разной формы в соответствующие отверстия, закрепления величины и цвета 4 основных цветов.
Материал:
картон, скотч.
Апрель
1-2 неделя
Тема: «Почки и листочки» (рисование + аппликация).
Цели:
освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.
Материал:
альбомные листы, гуашь, вырезанные листочки из цветной бумаги.
3 неделя
Тема: «Угощение мишки (печенки и пряники)» (лепка).
Цели:
продолжать учить детей раскатыванию шара и легкой сплющиванию в диск для получения печенья и пряников; развитие чувства формы, мелкой моторики.
Материал:
пластилин.
4 неделя
Тема: «Положи шарик, киндер-яйцо» в свой домик».
Цели:
обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные объекты по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты, закреплять основные цвета.
Материал:
лотки из-под яиц, выкрашенные в красный, желтый, синий, зеленый цвет; пластмассовые шарики такого же цвета, собранные в мешочек.
Май
1-2 неделя
Тема: «Отпустим рыбок в аквариум» (коллективная работа – аппликация).
Цели:
учить детей заниматься коллективной деятельностью; ориентироваться на листе бумаги; закреплять приемы наклеивания.
Материал:
лист ватмана, вырезанные рыбки из цветной бумаги, клей.
3-4 неделя
Тема: «В гости к игрушкам».
Цели:
продолжать учить детей при сравнении двух предметов выделять параметры ширины (шире – уже) и высоте (выше — ниже), находить сходства и различия; развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать пространственно-образное мышление; закрепить цвет.
Материал:
голубая бумага, имитирующая ручеек; две доски – короткая и длинная; бумажные цветы и бабочки шести цветов; игрушка – бычок; кукла Таня; игрушка – машина, игрушечные колеса разного размера; игрушка – мишка; две кроватки разных размеров.
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в 1 младшей группе
3. «Речевое развитие» — у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Чтение художественной литературы» — дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Познавательное развитие» — дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Прогнозируемые результаты:
— развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
— развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
— способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
— способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения
— умение подражать образу героев
— умение работать в коллективе
п/п Тема занятий Цель Оборудование
Октябрь
1.I. «Ладушки-ладушки, пекла бабка оладушки»
II. «Варись, варись, кашка…»
(угостим бабушку)
Активизировать мелкую моторику рук, устанавливать связь между речевой и двигательной функциями. Прививать интерес к кукольному спектаклю развивать умение концентрировать внимание на кукле
Театр кукол
2.I. «Коза-хлопота»
II. «Идет коза рогатая»
Приучать детей слушать песни в исполнении педагога, наблюдая за действиями игрушек настольного
театра Театр бибабо(коза)
.
3.I. «Курочка-ряба»
II. «Подарки от курочки рябы»
Учить детей внимательно слушать сказку, наблюдая за действиями педагога с картинками на фланелеграфе Фланелеграф, яички-шумелки
4.I. «Птичка»
II. «Уточка и утята»
Познакомить детей с потешкой, приучать слушать текст, повторять движения за взрослым, вовлекать детей в управление игрушкой Пальчиковый
театр
, шапочка утки
Ноябрь
1.I. «Веселые гуси»
II. Подвижная игра «Гуси-гуси»
Познакомить детей со спектаклем, побуждать ребят эмоционально реагировать на происходящие действия Настольный
театр
2.I. «Мишка-топтыжка»
II. Подвижная игра «Мишка-лежебока»
Побуждать малышей с интересом следить за действиями педагога с мягкой игрушкой, поддерживать желание общаться с игрушкой, развивать эмоциональную отзывчивость Игрушка
3.I. «Петушок-золотой гребешок»
II. «Вышла курочка гулять»
(песенная импровизация)
Вызвать желание участвовать в
театрально-игровой деятельности
, приобщать детей к играм с использованием шапочек-масок Шапочки-маски для драматизации,петушок-игрушка