Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции». Автор: воспитатель ДОУ Назарова Галина Александровна.
Программное содержание:
- Дать детям представление о старинных семейных традициях.
- Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
- Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
- Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
- Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
- Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
- Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
- Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материалы и оборудование:
ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.
Ход занятия.
Воспитатель:
— Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?
— В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?
— О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).
— Что такое семья? (ответы детей).
— Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я — Галина Александровна).
— Посмотрите на эти картины внимательно.
— Что изображено на картинах? (семья)
— Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).
— Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)
— Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)
Пословицы о семье.
Воспитатель:
— Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).
— А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».
Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).
Воспитатель:
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.
— Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).
Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
- Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
- Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)
Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:
— Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.
— А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)
— Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
Показывает картинку с изображением младенца.
— А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.
— Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).
Воспитатель:
Опуская предметы в воду приговаривали.
— Уголёк — Пусть всегда в доме будет тепло.
— Зерно — Будь всегда сыт.
— Монета — Будь всегда богат.
Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.
Показывает картинку с изображением праздника.
— Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).
— Праздников на Руси проводилось много.
— Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».
Игра «Петушиный бой»
Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.
Воспитатель:
— А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.
Игра на музыкальных инструментах.
Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.
— Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).
— Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.
— Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками — не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.
Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.
— У меня для вас очень интересное задание.
— На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.
Творческое задание
Придумывание детьми семейной традиции.
Продуктивная деятельность
— А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег — в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег — подкову).
— Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.
Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.
— Предлагаю украсить свои обереги — подковы на счастье в свой дом.
Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).
Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.
Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.
Подведение итогов
— Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?
— О каких традициях мы напишем финским детям?
— Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.
— И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».
Автор: Назарова Галина Александровна — воспитатель первой квалификационной категории
0
конспект НОД для старшей группы «Подари частичку добра»
Конспект НОД для старшей группы. Цель применения ИКТ в ННОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержать мотивационную линию на протяжении всего ННОД, активизировать познавательную деятельность детей, концентрация внимания дошкольников
Цель ННОД: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи приоритетной образовательной области:
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»;
- формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание доброжелательность, стремление к благотворительности, готовности к гуманным поступкам.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать развитию творческого мышления через создание рисунка по собственному замыслу;
- совершенствовать умение доводить начатое дело до конца.
Познавательное развитие:
- совершенствовать познавательную активность;
- сформировать у детей понятие «благотворительность»;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать.
Речевое развитие:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- активизировать в речи использование нового слова «благотворительность».
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику рук;
- достичь положительного эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.
Планируемые результаты: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Проявляет интерес к продуктивной деятельности, развита мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать, умение участвовать в совместной деятельности в подгруппе, умение отвечать на вопросы.
Регулятивные – готовность выбирать для себя род занятий по собственному замыслу.
Познавательные – умение работать по иллюстрации, умение устанавливать причинно-следственные связи .
Личностные – умение соотносить поступки и события с принятыми принципами и моральными нормами; формирование умения прийти на помощь .
Оборудование для педагога: проектор, ноутбук, наглядное пособие «Уроки доброты», аудиозаписи песен («Улыбка», «Если добрый ты»), видеозапись «Дорогою добра».
Оборудование для детей: альбомный лист, цветные карандаши, карточки для игры «Можно – нельзя»,фишки
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (продолжительность 5 минут) | |
Цель: привлечение внимания детей, организация их на образовательную деятельность | Цель: включение в образовательную деятельность, определение причины использования в речи ласковых слов |
Ребята, доброе утро! Каждый наш день начинается со слов «Доброе утро!», «Здравствуйте» А для чего же мы произносим эти слова? | Ответы детей |
Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего настроения, здоровья, чтобы весь день у нас был хорошим и добрым. Когда у нас настроение хорошее, то мы улыбаемся, нам кажется, что мы можем сделать любое дело, даже с прохожими хочется поделиться своим хорошим настроением. И добро возвращается, переходит от одного человека к другому. Очень приятно говорить добрые слова окружающим. Давайте и мы поприветствуем друг друга и обменяемся ласковыми словами. Приветствие «Волшебный клубочек» | Дети, сидя на ковре по кругу передают клубок ниток и говорят ласковое слово соседу |
Основная часть (20 минут) | |
Цель: воспитать в детях потребность делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. Обогащение и активизация словаря «Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро. Развивать мелкую моторику. | Цель: Принять участие в обсуждении. Показать свое умение изготовления подарков по собственному замыслу. Выполнение заданий на группировку. |
Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» Ребята, а знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто: Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч. | Дети слушают слова воспитателя |
Воспитатель читает стихотворение, жестами и мимикой показывает его. – Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? | Ответы детей |
Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее. Какие еще добрые поступки могут совершить дети? | Ответы детей |
Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? | Ответы детей |
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? | Предположения детей |
«Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро». – А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отличить добрые поступки от недобрых. | Дети слушают слова воспитателя |
Игра «Можно – нельзя». Нужно разделиться на 4 команды. Каждой команде необходимо распределить фишки по карточкам. Зеленые фишки означают добрые поступки, а красные – недобрые поступки. | Дети делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает и распределяет фишки по карточкам. Звучит тихая мелодия «Если добрый ты» |
– Сейчас проверим, как вы справились с заданием. | Дети объясняют поступки, нарисованные на карточках. |
Молодцы. Правильно. Когда человек совершает добрый поступок, оказывает добровольную помощь, то значит он занимается благотворительностью. Добровольная помощь означает, что вы будете помогать просто так, то есть даром, по своему желанию. В наше время проводятся благотворительные концерты. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд 1. Концерт | Ознакомление со слайдом |
Люди собирают деньги на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд 2.Сбор денег (Люди кладут деньги в специальный контейнер) | Ознакомление со слайдом |
Ребята, нам с вами повезло, у нас есть родители, которые о нас заботятся, родственники, друзья. Когда мы заболеем, они всегда приходят на помощь, лечат нас, утешают. А есть детки, у которых нет близких, им никто не помогает. И вот именно для них проводятся такие благотворительные мероприятия. Проводятся благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов. Некоторые люди собирают вещи в помощь людям, у которых не хватает денег на покупку одежды, игрушек. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №3 Сбор вещей | Ознакомление со слайдом |
Мы с вами можем тоже заниматься благотворительностью. Для этого нужно совершать добрые дела. Мы можем помогать людям попавшим в трудную ситуацию, делиться с другими, быть добрыми, внимательными к другим. Если вы покормили бездомного котенка, или например, приютили щенка – значит сделали доброе дело по отношению к ним. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №4 Ребенок кормит бездомного котенка | Ознакомление со слайдом |
Если вы защитили человека, которого обижают– то вы тоже сделали доброе дело. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №5 Мальчик защищает девочку от хулигана | Ознакомление со слайдом |
Если вы подарили игрушку ребенку, который живет без родителей– то значит вы занимаетесь благотворительностью. | Дети слушают слова воспитателя |
Слайд №6 «Мальчик несет игрушки в детский дом» | Ознакомление со слайдом |
Добрые дела приносят людям радость. И сегодня мы с вами можем сделать доброе дело – мы подарим нашим малышам рисунки, а значит порадуем их. Но сначала мы немножко разомнемся. | Дети слушают слова воспитателя |
Пальчиковая гимнастика «Доброта» Если пальчики грустят – Доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони) | Дети выполняют гимнастику |
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем»руки, дышим на них» ) К себе ладошки мы прижмем, (Прижать ладони к груди) Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки,Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро и легко стучат) Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке) | Дети выполняют гимнастику |
Давайте вспомним пословицы о добре и приступим к изготовлению подарков. – Добрый человек добру учит. – Доброе слово лечит, а худое калечит. | Дети говорят пословицы о добре. |
Еще пословицы: – Добро всегда побеждает зло. – Добро век не забудется – Жизнь дана на добрые дела. – Мир не без добрых людей. | Дети слушают слова воспитателя |
А теперь предлагаю вам нарисовать для деток с младшей группы подарки. Каждый может нарисовать то, что принесет радость нашим малышам. | Дети выполняют задание. Звучит песня «Улыбка» |
Заключительная часть (рефлексия, продолжительность 5 минут) | |
Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить? | Ответы детей |
Мы с вами тоже можем делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые и вежливые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Будьте добры – это я говорю по секрету. Будьте добры – и не ждите за это конфету. Будьте добры – без игры и во время игры. Если сумеете, будьте скорее добры. | Дети слушают слова воспитателя |
Видеопесня «Дорогую добра». | Дети смотрят и слушают видео-песню |