План — конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.


Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции». Автор: воспитатель ДОУ Назарова Галина Александровна.

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, способности связно излагать события из личного опыта.
  3. Совершенствовать умение строить сложноподчиненные предложения, используя выражение «потому что» для соединения их частей.
  4. Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
  5. Закрепить умение выделять основные отличия на сюжетных картинах и обосновывать свой ответ в объяснительной речи.
  6. Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, делать элементарные умозаключения.
  7. Познакомить с возможностью рисования нетрадиционным способом (пером) декоративных элементов: волнистая линия, листок, точка. Развивать чувства ритма, цвета, симметрии.
  8. Пробуждать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материалы и оборудование:

ребус, мультимедийная доска, магнитофон, аудиозаписи русской народной музыки; уголек, зернышки, монетки, полотенце; заготовки из соленого теста «Оберег»; перья, палитры с красной, жёлтой, зелёной гуашью; баночки с водой; влажные салфетки, каравай, рушник, обруч, предметные картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

— В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

— О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

— Что такое семья? (ответы детей).

— Назовите членов вашей семья? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Георгий, сыновья Александр и Роман, дочь Марина и я — Галина Александровна).

— Посмотрите на эти картины внимательно.

— Что изображено на картинах? (семья)

— Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

— Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

— Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословицы о семье.

Воспитатель:

— Одна пословица говорит: «Семья в куче – не страшна и туча». Как вы ее понимаете? (рассуждения детей).

— А еще говорят: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

— Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

  1. Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».
  2. Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей. Рассказывает:

— Раньше гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.

Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.

— А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

— Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

Показывает картинку с изображением младенца.

— А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.

— Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель:

Опуская предметы в воду приговаривали.

— Уголёк — Пусть всегда в доме будет тепло.

— Зерно — Будь всегда сыт.

— Монета — Будь всегда богат.

Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.

Показывает картинку с изображением праздника.

— Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (ответы детей).

— Праздников на Руси проводилось много.

— Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

Игра «Петушиный бой»

Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.

Воспитатель:

— А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

Игра на музыкальных инструментах.

Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.

— Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

— Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.

— Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками — не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

Воспитатель приглашает детей к столу с карточками.

— У меня для вас очень интересное задание.

— На столе лежат карточки, выберите карточку и придумайте свою семейную традицию. Но так, чтобы этот предмет обязательно был в вашей традиции.

Творческое задание

Придумывание детьми семейной традиции.

Продуктивная деятельность

— А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег — в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег — подкову).

— Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.

— Предлагаю украсить свои обереги — подковы на счастье в свой дом.

Раньше не было ни карандашей, ни кисточек. Чем же люди рисовали? (ответы детей).

Воспитатель рассказывает, что в старину не было ручек. Писали и рисовали пером из хвоста или крыла петуха. Пером можно нарисовать волнистые линии, листок, точки.

Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа.

Подведение итогов

— Какая традиция больше всех вам запомнилась? Почему?

— О каких традициях мы напишем финским детям?

— Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.

— И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».

Автор: Назарова Галина Александровна — воспитатель первой квалификационной категории
0

конспект НОД для старшей группы «Подари частичку добра»

Конспект НОД для старшей группы. Цель применения ИКТ в ННОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержать мотивационную линию на протяжении всего ННОД, активизировать познавательную деятельность детей, концентрация внимания дошкольников

Цель ННОД: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

Задачи приоритетной образовательной области:

Социально-коммуникативное развитие:

  • продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»;
  • формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание доброжелательность, стремление к благотворительности, готовности к гуманным поступкам.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие:

  • способствовать развитию творческого мышления через создание рисунка по собственному замыслу;
  • совершенствовать умение доводить начатое дело до конца.

Познавательное развитие:

  • совершенствовать познавательную активность;
  • сформировать у детей понятие «благотворительность»;
  • развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать.

Речевое развитие:

  • развивать связную, грамматически правильную речь;
  • активизировать в речи использование нового слова «благотворительность».

Физическое развитие:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • достичь положительного эмоционального настроя.

Предварительная работа: чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.

Планируемые результаты: ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Проявляет интерес к продуктивной деятельности, развита мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать, умение участвовать в совместной деятельности в подгруппе, умение отвечать на вопросы.

Регулятивные – готовность выбирать для себя род занятий по собственному замыслу.

Познавательные – умение работать по иллюстрации, умение устанавливать причинно-следственные связи .

Личностные – умение соотносить поступки и события с принятыми принципами и моральными нормами; формирование умения прийти на помощь .

Оборудование для педагога: проектор, ноутбук, наглядное пособие «Уроки доброты», аудиозаписи песен («Улыбка», «Если добрый ты»), видеозапись «Дорогою добра».

Оборудование для детей: альбомный лист, цветные карандаши, карточки для игры «Можно – нельзя»,фишки

Деятельность воспитателя Деятельность детей

Вводная часть (продолжительность 5 минут)

Цель: привлечение внимания детей,

организация их на образовательную деятельность

Цель:

включение в образовательную деятельность, определение причины использования в речи ласковых слов

Ребята, доброе утро!

Каждый наш день начинается со слов «Доброе утро!», «Здравствуйте»

А для чего же мы произносим эти слова?

Ответы детей
Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым хорошего настроения, здоровья, чтобы весь день у нас был хорошим и добрым. Когда у нас настроение хорошее, то мы улыбаемся, нам кажется, что мы можем сделать любое дело, даже с прохожими хочется поделиться своим хорошим настроением. И добро возвращается, переходит от одного человека к другому.

Очень приятно говорить добрые слова окружающим. Давайте и мы поприветствуем друг друга и обменяемся ласковыми словами.

Приветствие «Волшебный клубочек»

Дети, сидя на ковре по кругу передают клубок ниток и говорят ласковое слово соседу

Основная часть (20 минут)

Цель: воспитать в детях потребность делать добрые поступки по отношению к своим близким, знакомым и незнакомым людям, животным. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения. Обогащение и активизация словаря «Благотворительность: «благо» (добро), «творить» (делать) – делать добро. Развивать мелкую моторику. Цель: Принять участие в обсуждении.

Показать свое умение изготовления подарков по собственному замыслу. Выполнение заданий на группировку.

Игра–инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Ребята, а знаете ли вы, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека.

Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Давайте вспомним стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч.

Дети слушают слова воспитателя
Воспитатель читает стихотворение, жестами и мимикой показывает его. – Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Ответы детей
Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

Какие еще добрые поступки могут совершить дети?

Ответы детей
Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? Ответы детей
Дети, а вы знаете, что означает слово «благотворительность»? Предположения детей
«Благотворительность» состоит из двух слов «благо» и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

– А сейчас я хочу проверить, умеете ли вы отличить добрые поступки от недобрых.

Дети слушают слова воспитателя
Игра «Можно – нельзя».

Нужно разделиться на 4 команды. Каждой команде необходимо распределить фишки по карточкам. Зеленые фишки означают добрые поступки, а красные – недобрые поступки.

Дети делятся на 4 команды. Каждая команда выбирает и распределяет фишки по карточкам.

Звучит тихая мелодия «Если добрый ты»

– Сейчас проверим, как вы справились с заданием. Дети объясняют поступки, нарисованные на карточках.
Молодцы. Правильно. Когда человек совершает добрый поступок, оказывает добровольную помощь, то значит он занимается благотворительностью. Добровольная помощь означает, что вы будете помогать просто так, то есть даром, по своему желанию. В наше время проводятся благотворительные концерты. Дети слушают слова воспитателя
Слайд 1. Концерт Ознакомление со слайдом
Люди собирают деньги на строительство школ, церквей, соборов, на лечение тяжелобольным людям. Дети слушают слова воспитателя
Слайд 2.Сбор денег (Люди кладут деньги в специальный контейнер) Ознакомление со слайдом
Ребята, нам с вами повезло, у нас есть родители, которые о нас заботятся, родственники, друзья. Когда мы заболеем, они всегда приходят на помощь, лечат нас, утешают. А есть детки, у которых нет близких, им никто не помогает. И вот именно для них проводятся такие благотворительные мероприятия.

Проводятся благотворительные игры, в которых участвуют известные актеры, артисты, отдающие свой выигрыш для больниц, детских домов. Некоторые люди собирают вещи в помощь людям, у которых не хватает денег на покупку одежды, игрушек.

Дети слушают слова воспитателя
Слайд №3 Сбор вещей Ознакомление со слайдом
Мы с вами можем тоже заниматься благотворительностью. Для этого нужно совершать добрые дела. Мы можем помогать людям попавшим в трудную ситуацию, делиться с другими, быть добрыми, внимательными к другим.

Если вы покормили бездомного котенка, или например, приютили щенка – значит сделали доброе дело по отношению к ним.

Дети слушают слова воспитателя
Слайд №4 Ребенок кормит бездомного котенка Ознакомление со слайдом
Если вы защитили человека, которого обижают– то вы тоже сделали доброе дело. Дети слушают слова воспитателя
Слайд №5 Мальчик защищает девочку от хулигана Ознакомление со слайдом
Если вы подарили игрушку ребенку, который живет без родителей– то значит вы занимаетесь благотворительностью. Дети слушают слова воспитателя
Слайд №6 «Мальчик несет игрушки в детский дом» Ознакомление со слайдом
Добрые дела приносят людям радость. И сегодня мы с вами можем сделать доброе дело – мы подарим нашим малышам рисунки, а значит порадуем их. Но сначала мы немножко разомнемся. Дети слушают слова воспитателя
Пальчиковая гимнастика «Доброта»

Если пальчики грустят – Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Дети выполняют гимнастику
Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем.

(«моем»руки, дышим на них» )

К себе ладошки мы прижмем,

(Прижать ладони к груди)

Гладить ласково начнем.

(Гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,Поиграют пусть немножко.

(Скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух рук быстро и легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать.

(Каждый палец зажимаем в кулачке)

Дети выполняют гимнастику
Давайте вспомним пословицы о добре и приступим к изготовлению подарков.

– Добрый человек добру учит. – Доброе слово лечит, а худое калечит.

Дети говорят пословицы о добре.
Еще пословицы:

– Добро всегда побеждает зло.

– Добро век не забудется

– Жизнь дана на добрые дела.

– Мир не без добрых людей.

Дети слушают слова воспитателя
А теперь предлагаю вам нарисовать для деток с младшей группы подарки. Каждый может нарисовать то, что принесет радость нашим малышам. Дети выполняют задание.

Звучит песня «Улыбка»

Заключительная часть (рефлексия, продолжительность 5 минут)

Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали?

Где Вы это можете применить?

Ответы детей
Мы с вами тоже можем делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые и вежливые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

Будьте добры – это я говорю по секрету. Будьте добры – и не ждите за это конфету. Будьте добры – без игры и во время игры. Если сумеете, будьте скорее добры.

Дети слушают слова воспитателя
Видеопесня «Дорогую добра». Дети смотрят и слушают видео-песню
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]