Оживим сказку: зачем ребенку домашний кукольный театр на столе.

Татьяна давно присматривалась к детскому настольному театру. Причин было несколько. Во-первых, ее любимая фантазерка — трехлетняя Алиса просто грезила театром. Особенно, после того, как они побывали на двух волшебных постановках в интерактивном Беби-театре. Во-вторых, мама с дочкой сняли домик в деревне на все лето: подальше от городской суеты, лопающегося от жары асфальта и не устающих автомобилей, ерзающих туда-сюда. А в-третьих, пожалуй, это самая главная причина: съемная дача хоть и была аккуратной и добротной, но сквозняки по полу никто не отменял. А Татьяна очень боялась этих самых сквозняков. Не уследишь за дочкой – и вот уже чихи, соплюшки, кашель.

Игрушек на отдых они взяли достаточно, целую сумку, благо, что тащил все это добро на себе семейный автомобиль. И вот усадив дочку за стол, они решили сыграть в театр. Героев для какой-то конкретной сказки не хватает. Будем импровизировать: мама начинает, дочка продолжает:

— Жили-были…

— Зайчишка Игорешка и Лиса Фрося…

— Дружно жили вместе, никогда не ссорились, и вот однажды пришел к ним…

— Щенок Куличик… Мама, а где они жили-то? — Вдруг отвлекается от сказки Алиса. – У нас же стол совсем пустой.

Н-да, а ведь верно заметила малышка. Наш театр не совсем театр. Без декораций скучно. Отправляемся разыскивать подходящий материал для домика. О, какая удача! В чулане свалены картонные коробки. Думаю, хозяева не обидятся, если мы с дочкой позаимствуем одну для театральной ширмы-домика. Вырезаем окно, дверь. Домик готов. Ставим на стол.

— Мамочка, это какой-то грустный домик, — надувает губки Алиса. – Игорешка не хочет здесь жить.

— Почему не хочет? – не понимает Татьяна.

— Он некрасивый! – выпаливает быстренько дочка и с хитрецой посматривает на маму.

Да уж, тем днем, поиграть в детский настольный театр так и не удалось. Но до вечера мама и дочка заняты. Мама – мастерит крышу для домика, дочка с упоением разукрашивает… Все при деле!

Когда Алиса вечером укладывается спать, Татьяна, вздыхая, смотрит на неуклюжие декорации и понимает, что скоро понадобится еще: деревья для леса, шалаш, костер, солнце, тропинка, дворец. Да нам за лето все не переделать. Но выход есть: Гугл в помощь. Татьяна быстренько делает несколько заказов, оплачивает, реквизит придет по почте в местное отделение связи.

Сайты для покупок декораций, реквизитов и персонажей для настольного театра для детей:

  • Современные игрушки
  • Все для вашего ребенка
  • OZON
  • Детский мир
  • Дочки Сыночки
  • Лабиринт

Интересные факты о настольных детских театрах

Татьяне не спится. Несмотря на оформленный заказ, хочется узнать что-то большее про настольный театр для детей. Она до полуночи перебирает Яндекс и Гугл. Картинка интересная, оказывается:

  • Настольным театром называют и другие виды детского театра: пальчиковый, теней, марионеток, стендовый.
  • Настольный театр появился намного раньше, чем стол, который мы привыкли видеть у себя дома, и без которого не можем обойтись.
  • Настольный детский театр чуть младше классического театра для взрослых. Дети присутствовали на спектаклях для взрослых, а потом в игре воспроизводили запомнившиеся сцены и события. Можно сказать, что настольный театр изобрели сами дети.
  • Нарисованная бумажная кукла с одежкой среди листков школьной тетради является прототипом плоского настольного театра советских детей.
  • Когда ребенок берет в руку игрушку и начинает за нее совершать какие-либо действия и подавать реплики, это уже настольный театр. Несмотря на то, что ребенок может играть и под столом.
  • Персонажи и декорации могут быть самыми разнообразными: плоскими, объемными, полуобъемными. Они могут стоять на столе, одеваться на руку, быть в подвешенном состоянии или прикрепленными на опору.
  • Общий стандарт для персонажей – высота фигурок, которую рекомендуют не более 30 сантиметров.
  • Персонажи и декорации не обязательно должны быть покупными. Их можно изготовить самостоятельно из вполне обычных средств, которые всегда под рукой: бумага, картон, ткань, пряжа, природные материалы (камушки, веточки, шишки).

Вся детская жизнь – это «сообщающиеся сосуды». Если ребенок много рисует, используя разные материалы, ему легче впоследствии воспринимать работы больших художников. И наоборот: насмотренность (термин, который когда-то ввел в педагогическую художественную практику художник и педагог Б.П. Неменский) отражается на рисунках детей. С музыкой то же самое: раньше и внимательнее других обучаются слышать музыку те дети, которых приобщают к игре на музыкальных инструментах.

Современные российские психологи, изучающие детскую игру советуют родителям учить детей играть. Главный аргумент: в прошлом веке дети получали уроки игры из общения в разновозрастных коллективах. И в семьях было много детей. Теперь «естественно образующиеся» разновозрастные сообщества (например, дворовые) ушли из нашей жизни. В редких семьях растут больше чем двое детей. Поэтому груз обучения игре ложится на родителей. В книгах психолога Елены Смирновой можно найти советы, как стимулировать игру малышей, как помогать им выстраивать простенькие сюжеты. У известного специалиста по детской игре Елены Кравцовой есть книжка «Разбудить в ребенке волшебника»: в ней родителям рассказывают о всяких «хитростях», стимулирующих развитие и усложнение игрового сюжета.

К примеру, можно спрашивать, что происходит в игре в данный момент и ненавязчиво подсказывать новые сюжетные ходы: «Не хочет ли шофер отвезти этот груз в дальние страны – туда, где очень нужно что-нибудь?..», «Не пойти ли твоей дочке на день рождения в соседнее королевство? Что она для этого должна сделать?» и т.п.

В каких-то случаях это работает. Но вмешиваться в детскую игру не всегда получается. Тут, по крайней мере, необходимы два обстоятельства: родитель должен проявить интерес к игре, а ребенок должен почувствовать его интерес (а не стремление к дидактической проверке) и желание допустить постороннего (пусть и близкого) в свою игру.

Если родитель, с согласия ребенка, включится в игру, если ему самому интересно играть и при этом он не подавляет детскую инициативу, – отлично.

Но вообще-то вмешиваться в игру трудно – поскольку это творческий и потому интимный процесс. А если приходится вмешиваться, если четырехлетнему (и тем более — пятилетнему) ребенку нужно подсказывать сюжетные ходы, если он без вмешательства взрослого не может выстроить игровое пространство, значит, ребенок по каким-то причинам не научился играть. Не умеющий играть ребенок – отдельная проблема и отдельный разговор. (Можно сразу предположить, что и с обучением чтению у него возникнут проблемы. И почти наверняка – с самостоятельным чтением книг.) Хочется думать, что это исключительные ситуации.

Однако нужно иметь «запасное» средство, позволяющее влиять на ситуацию. Оно хорошо в любом случае – и при чудесном развитии, и при некоторых проблемах.

*** Это средство ‒ настольный театр. Не пальчиковый, не кукольный, не «игры-драматизации», а именно театр на столе. Такая замечательная форма, родственная режиссерской игре (актеры – маленькие игрушки) и связанная с книжным текстом.

К примеру, текст какой-нибудь маленькой сказки в настольном театре может воспроизводиться почти дословно. Но в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят».

Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге.

У театрального действия больше возможностей «забирать», удерживать внимание, чем у книжки. Эта форма работает и в тех случаях, когда малышам по разным причинам трудно высидеть на одном месте, слушая книжку. Эта форма облегчает восприятие и запоминание текста.

А еще с ее помощью мы обучаем ребенка режиссерской игре, демонстрируем ее модель. Предполагается, что ребенок будет не только смотреть спектакль (поначалу пусть смотрит ‒ это тоже полезный навык), но и с какого-то момента сам будет принимать в нем участие. Тут возможны разные ходы: приблизить происходящее к игре в театр, усадить перед сценой зрителей (кукол и плюшевых зверей). А можно просто «показывать» спектакль друг другу.

Можно сразу поручить ребенку водить «говорящего» персонажа, можно предоставить ему куколку, которая ничего особенного не говорит, а только постукивает, попискивает, падает, подпрыгивает. Все зависит от желания и возможностей ребенка.

Действия персонажа (даже довольно сложный набор) могут имитировать практически все дети: постукивать и попискивать – одно удовольствие.

Настольный спектакль всегда имеет дополнительные, «сверхпрограммные» возможности – то, что не предусмотрено авторским текстом: к примеру, поклон. Или вдруг окажется, что персонаж (пусть это будет лягушка) произносит неожиданную реплику: «Ой, устала! Где бы прилечь? Из чего бы кроватку сделать? Тук-тук-тук. Вот где лягу поспать. Мышка, мышка, ты устала? Хочешь поспать?»

Не ответить – даже односложно – трудно.

А «отвлекся» взрослый – глядишь, и ребеночек уже за двух персонажей говорит. Какая-то новая жизнь на сцене завязалась.

*** Для настольного театра нужны куколки, которые потом переселятся в режиссерские игры ребенка.

Вообще ребенку нужны «литературные» игрушки.

Они помогают ребенку «отыгрывать» переживания и в то же время создавать собственные сюжеты. Если такая кукла включается в игру, она «перетаскивает» туда что-то из своих книжных историй и в то же время, оказавшись среди других игрушек, способствует развитию «новых» отношений (иногда – выяснению отношений, но это тоже сюжет).

Правда, среди покупных игрушек мало персонажей из любимых книг. И они часто не соразмерны пространству режиссерской игры. Для нее нужны мелкие игрушки.

Я в какой-то момент оказалась в музее игрушки в бывшем Дворце пионеров на Воробьевых горах. И с удивлением выяснила, что в шестидесятые годы советская промышленность пыталась эту задачу решать: производились целые наборы литературных персонажей. Например, почти полный состав героев сказки «Чиполлино». Это были точные копии образов, нарисованных в книжке. (Другое дело, что счастливчики, обладавшие в детстве этим набором, мне не известны. Только тот коллекционер, который по одной собирал этих кукол по всей России. И издан был «Чиполлино» в единственном виде. Рисунки первого издания задали канонические образы.)

Позже, в 80-е, появились наборы маленьких фигурок по русским народным сказкам – «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь». Они и сейчас есть – в разных видах.

Но этого явно недостаточно.

Ну, и ладно. Недостаток игрушек в некоторых случаях может обернуться педагогической находкой. Ведь настольный театр – это еще и поле для совместной продуктивной деятельности родителей и детей. (Продуктивной деятельностью в психологии называют создание какого-то продукта «ручной выделки». Это и лепка, и рисование, и конструирование и т.п.)

Такая деятельность, казалось бы, не имеет прямого отношения к развитию речи и приобщению к книге. Но слова ребенка, по большей части, рождаются из его переживаний. Процесс создания собственного рукотворного «произведения» невероятно волнующий. Мне всегда казалось, что очерки Елены Макаровой, посвященные ее занятиям с детьми (лепка, рисование) – на самом деле, захватывающие рассказы о рождении содержательной речи. Как интересно и неожиданно высказывались дети на ее занятиях!

Что это, как не «умение выражать свое отношение к происходящему», которое считается важнейшим критерием развитой читательской способности? Создавая настольный театр, мы организуем жизнь вокруг книги. Мы создаем тело для книжных образов, строим декорации для книжных сюжетов. Мы позволяем ребенку пережить появление на свет кукольных персонажей и полюбить их новой любовью. Наш рукотворный театр заново укрепляет связи малыша с книжным сюжетом, с книгой. Ведь книга – родина героя.

Марина Аромштам

Зачем нужен ребенку настольный детский театр?

Настольный театр для детей – это веселая и полезная игра, которая:

  1. Заставляет думать, импровизировать и фантазировать, развивает нестандартное мышление, выявляет творческий потенциал.
  2. Идеально подготавливает малыша к нелегким школьным будням.
  3. Учит концентрировать внимание и не переключаться с игры на шалости, с шалостей на игру.
  4. Помогает думать образно и проигрывать ситуации, с которыми сталкивается ребенок, когда покидает уютные мамины объятия и отправляется в социум.
  5. Способна занять ребенка на продолжительное время. Готовим с мамой декорации, героев и прочий реквизит. Самостоятельно раскрашиваем. Придумываем сказку перед сном. Играем в сказку. Не забываем импровизировать.
  6. Подойдет для времяпрепровождения одного ребенка, или для нескольких, или для всей семьи.
  7. Займет всю семью длинными холодными вечерами, когда на улице разгуляется непогода.
  8. Развлечет малыша во время болезни прямо в постели, когда нельзя вставать по настоянию врача и мамы.
  9. Быстро и компактно пакуется для дальних поездок: на природу, дачу, море. Только героев лучше использовать плоских, из картона, на плотной подставочке.

Если у вашего ребенка еще нет собственного настольного театра, то пришло время его создать, чтобы подготовиться к предстоящей зиме со слякотью, ветром и морозом. Пишите в комментариях свои идеи и присылайте фотографии декораций и персонажей!

Конспект детского досуга с использованием настольного театра в старшей группе

Муха, Муха-Цокотуха Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Села Муха на пенёк Замечталася чуток… Муха.

Что же мне купить такое? Может быть авто крутое? Платье, туфли и жакет… А куплю-ка я конфет! Автор. Тут из травки муравей К Мухе выползает. (появляется кукла Муравья)
Муравей.
Эх, ты Муха-Цокотуха! Позолоченное брюхо. Что-то много захотела ты ненужного иметь!
Воспитатель.
Дети, а муравей оказался прав. Как вы думаете, можно всё хотеть сразу? (ответы детей)
Воспитатель.
У каждого человека есть потребности. Это то, что необходимо, без чего нельзя обойтись. Важные потребности для жизни-это потребности «надо», а к которым надо стремиться-потребности «хочу». Надо уметь выбирать то, что тебе нужно больше всего. Поможем Мухе разобраться, что важно приобрести в первую очередь, и что можно приобрести потом.
Дидактическая игра «Хочу-надо»Воспитатель.
Мы с вами разделимся на две команды. Одна команда будет выбирать то, что необходимо в первую очередь, а другая команда то, чего хочется, но не очень важное, без чего можно обойтись. Все картинки необходимо прикрепить на мольберт. (дети на магнитные доски крепят предметные картинки, соответствующие заданию)
Воспитатель.
Спасибо, что помогли Мухе разобраться в желаниях, правильно определив самые важные потребности и к чему надо стремиться. А что же наша Муха?
Муха.
Что мне делать? Как мне быть? Как же дальше Мухе жить?
Муравей.
Муха, Муха-Цокотуха! Не надо тебе каждый день по полю похаживать, А начни своим трудом деньги зарабатывать!
Автор.
Ушёл Муравей заниматься своим важным делом… А Муха стала рассуждать, Где же деньги добывать. Чтобы по полю не ходить, Но копейку получить. (Муравей оставляет узелок и уходит)
Воспитатель.
Скажите, как заработать деньги? (ответы детей)
Воспитатель.
Как называется основное дело, которому человек учился и потом стал работать? (ответы детей)
Воспитатель.
Правильно, профессия. Расскажем Мухе, какие бывают профессии.
Дидактическая игра «Назови профессию»
(Воспитатель обращает внимание детей на узелок. Развязывает узелок, находит в нём предметы труда. Предлагает детям соотнести орудия труда с профессией, к которой они относятся.)
Автор.
Муха наша умница-разумница Все советы приняла. Мы знаем, как Муха-Цокотуха любила встречать гостей. Решила она открыть лесное кафе, Где встречаться будут все. Отыскала мастеров, Поляночку нашла, И кафе там возвела.
Воспитатель.
Поможем Мухе-Цокотухе построить кафе.
Физминутка «Строители»
1, 2, 3, 4, 5 Руки на поясе, повороты вправо, влево. Дом большой, высокий строим! Встаём на носочки, тянемся руками вверх Окна ставим, крышу кроем. «Рисуем» окно, показываем крышу. Вот какой красивый дом! Показываем жестом «класс!» Будет Мухе уютно в нём! Хлопаем в ладоши.
Воспитатель.
Сейчас мы отправимся в магазин покупать необходимые товары для кафе. Что нам надо для того, чтобы купить товар? (ответы детей)
Дидактическая игра «Покупаем товар»
На прилавке лежат муляжи овощей, фруктов, пакетов молока, хлеба и других продуктов. Здесь же находятся различные предметы-игрушки, карандаши, искусственные цветы и т. д. Все товары имеют таблички-ценники с уловным обозначением (круги одного цвета) цены. Каждый ребёнок получает кошелёк, в котором 5 монет. Задача детей: -посчитать сколько монет: -выбрать и купить нужный товар для кафе и объяснить свой выбор; -посчитать сколько монет осталось; -решить, что ещё можно купить на оставшиеся монеты. Все купленные товары дети складывают в корзину.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]