Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.
Что такое «игротерапия»? Немного истории
Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.
Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.
Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.
Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.
Что это такое
Существует огромное количество определений данного понятия. Если обобщить их, игротерапия — это метод психологического или психотерапевтического воздействия с помощью игры на человека.
При этом специалисты чётко разграничивают два понятия:
- Игровая терапия — инструмент психологии, имеющий право лишь корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения.
- Игровая психотерапия — инструмент психотерапии, занимающийся лечением пограничных расстройств личности и поведения.
Игротерапия от обычной игры отличается тем, что представляет собой организованную игровую деятельность, оказывающую лечебно-коррекционное воздействие. Она осуществляется в специально созданных условиях под пристальным вниманием психолога или психотерапевта и имеет чётко поставленные цели. Обычная игра носит развлекательный характер и протекает спонтанно, без постороннего вмешательства.
Также следует понимать, в чём отличие игротерапии от ролевой игры. Последняя может быть представлена в двух ипостасях.
- Как одна из техник игротерапии
Специалист предлагает группе пациентов смоделировать события, происходящие в определённых условиях. Участники должны отыграть, руководствуясь внутренними убеждениями своего персонажа. При этом предполагается, что в их действиях будут отражаться их истинные мотивы, которые они могут по тем или иным причинам скрывать в реальности. Здесь ролевая игра помогает игротерапевту понять, что именно происходит с его пациентом и в каком направлении проводить дальнейшую коррекцию или лечение. Также она может продемонстрировать одно из решений проблемной жизненной ситуации.
- Как развлекательное мероприятие
Обычная ролевая игра, вне сферы психологии и психотерапии, хоть и отличается чёткой организацией, но всё-таки носит развлекательный характер. Все участники выполняют конкретно поставленную перед их персонажами цель, задача у мастера — проследить за соблюдением всех правил, но не более того.
Цели игровой терапии
- Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
- Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
- Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.
Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.
Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.
Статья «Игротерапия как активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»
Автор: Дубова Светлана Валерьевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
Должность и место работы: воспитатель МБДОУ «Детский сад №16
«Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Игротерапия как активный метод в работе
с детьми дошкольного возраста и их родителями
В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают.
Эпоха средств массовой информации существенно преображает не только психологию взрослого человека, но и негативно влияет на становление психики детей. Компьютер, телевизор, видео прочно входят в жизнь малышей, заменяя бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой, у меня возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.
Поиски меня привели к такому методу как игротерапия. Итак, давайте разберемся, что из себя представляет этот метод.
Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни.
Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования способностей дошкольников.
Игровая деятельность помогает ребенку приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.
Игротерапия метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным развития личности.
Игротерапия – метод, использующий игровую форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Этот метод использует игры для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.
Педагоги призывают взрослых «Играйте вместе – это оздоравливает взаимоотношения.
Через игру дается выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки.
Цель использования игровой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой терапии: коррекция поведенческих проблем, снятие повышенной тревожности, развитие позитивной Я-концепции, обретение веры в себя, овладение чувством контроля.
Игротерапия детско-родительских отношений ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. В ролевой игре ребенок испытывает двойственное переживание: он «лепит образ», преобразуя самого себя и, глядя на это как бы со стороны, радуется изменению в игре, вместе с тем обнаруживая определенные отношения к своему персонажу.
В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения независимо от характера и возраста. Совместная веселая игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. Играя вместе, дети убеждаются, что у них надежные тылы (понимающие и любящие родители). У детей появляется искреннее желание сотрудничать со взрослыми и ровесниками и рождается вера в то, что в этом существует определенный порядок, некие правила игры, благодаря которым многое в жизни становится возможным.
Родители учатся воспринимать своих детей адекватно их возрасту: у них меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра воспитательных приемов, которые потом апробируются в повседневной жизни. Как правило, при деструктивных отношениях в семье, родители проецируют на своих детей чувство страха, злости, протеста, беспомощности, игротерапия же дает возможность распознать родителям собственные проекции, благодаря чему меняется отношение к ребенку.
В процессе игры имеется возможность дать понять родителям, что такое уважение к себе как к личности и что право на уважение имеет всякий человек, даже если он совсем маленький.
Игротерапия помогает:
для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;
при агрессивном поведении;
для профилактики и лечения страхов;
для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
при трудностях в чтении;
для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
при отставаниях в развитии речи;
для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
при лечении заикания;
для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);
при многих других проблемах.
В своей работе с родителями и детьми младших групп я стала использовать данный метод работы. Один раз в квартал мы с родителями и нашими детьми собираемся для «игр». Наши встречи проводятся в форме совместного развлечения по заданному сценарию.
В ходе занятия родители и дети совместно выполняют задания, рассказывают стихи.
Упражнение «Обнимашки» способствует тактильному сближению партнеров. Ведь, зачастую, некоторые родители мало уделяют внимание своим детям «на людях». Совместные танцы раскрепощают детей и родителей. А совместное выполнение заданий практического характера помогают детям почувствовать, «локоть» своих родителей, их поддержку, родителям же это помогает увидеть, что их ребенок самостоятельно под присмотром может выполнить что-либо.
Итак, хочу отметить, что возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.
Родители начинают по-другому воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком. Здесь отрабатываются навыки общения и продуктивные формы проявления детской и родительской агрессивности, формируется культура общения.
Всё это естественным образом переносится за пределы группы, в реальную жизнь.
Таким образом, игротерапия обладает явными преимуществами перед другими средствами коррекции детско-родительских отношений:
— во-первых, игра помогает создать безопасную дистанцию, побуждающую членов семьи стать более откровенными;
— во-вторых, создает высокий уровень доверия участников друг другу;
— в-третьих, родители имеют возможность лучше понять чувства ребенка, а также получить скрытую информацию о символически проявляющихся в игре отношениях ребенка к ним;
— в-четвертых, игровое пространство позволяет ребенку почувствовать себя на равных с родителями.
Используемая литература:
Запорожец И. Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – 160 с.
Фридман Л. М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 208 с.
Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. – М.:«ВАКО», 2011. – 256 с.
Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?
Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:
- замкнутость и необщительность;
- наличие скрытых и навязчивых фобий;
- непослушание или сверхпослушание;
- вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
- налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
- агрессивное поведение;
- нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
- отсталое развитие речи;
- стрессовые ситуации;
- проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.
Виды и методы игротерапии
Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.
В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии:
- ИТ в психоанализе;
- игротерапия в отечественной психологической науке;
- примитивная ИТ;
- игровая терапия построения отношений;
- ИТ отреогирования;
- игровая терапия с неструктурированным материалом;
- индивидуальная ИТ;
- групповая игротерапия.
Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.
- Песочный
- Сказкотерапия
- Активный
- Пассивный
- Куклотерапия
- Освобождающий
- Структурированный
- Терапия отношениями
- Шахматный
- Музыкальный
По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.
Игра + терапия = ИГРОТЕРАПИЯ
ИГРА + ТЕРАПИЯ = ИГРОТЕРАПИЯ
АРТПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Детство — один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Это период начальной социализации личности, приобщения её к миру культуры, общечеловеческих ценностей.
Ведущая деятельность в этот период – игровая. Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни.
Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности и природные задатки, но и корректировать разные психологические проблемы и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии.
Когда ребенок приходит в школу, он в короткий срок должен усвоить новую роль ученика. Но без помощи учителя оформиться как ученику ему очень тяжело. У ребенка возникают проблемы, которые тот пытается решить, но в силу маленького жизненного опыта он не может этого сделать самостоятельно. Основная цель начальной школы — помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Это возможно решить через игротерапию [4, с. 176], как артпедагогическую технологию.
Игровая терапия — относительно молодая отрасль современной психологии, которая направлена преимущественно на работу с детьми. (Хотя и многим взрослым пошла бы на пользу при организации определенных условий).
Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.
Игротерапия – метод воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью. Она начала развиваться в рамках психотерапевтического подхода. Широкое распространение приобрела в 40-50х годах. К игротерапии обращались многие известные личности: Зигмунд Фрейд и его дочь Анна, Мелани Кляйн, Д. Леви, В Акслейн, М. Левинфельд, Д.Б. Эльконин, Захаров и многие другие [6, с. 144].
Игротерапия, как метод был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов. А в 1997 году с методом игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.
Главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь ОБУЧАЮЩИМСЯ подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Но можно увлечь и в игре научить.
Даже самые талантливые педагоги не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает ребенку наиболее эффективно использовать свои склонности и способности к учению.
Игра имеет огромное значение для младшего школьника. Она помогает ему преодолеть трудности в сфере отношений с взрослыми – с учителем, с родителями, со сверстниками.
Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть или переработать негативную энергию, восстановить внутренне равновесие растущего организма.
» В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило,
Должен он скакать и прыгать, петь, кричать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвётся, неизвестно отчего».
Эта забавная песенка из мультфильма имеет совершенно реальную физиологическую первооснову, свойственную детям.
Физическая активность ребенка, его тонус, потребность в неутомимом движении, ловкость есть показатель здоровья и потенциальных возможностей развития его психики. В век гиперактивных детей – подвижные игры с кричалками – способ выброса избыточной энергии, разгрузка.
Игра так же способствует коррекции упрямства, негативизма.
Для наших детей игра – это самый важный процесс, с которого начинается познавание мира, жизни, всех социальных отношений между людьми. Вместе с игрой ребенок переживает весь спектр эмоций и чувств, которые переживает взрослый человек. А также развивает свои способности, творческий потенциал, фантазию.
Самый главный принцип игровой терапии – не управлять, но понимать.
Цель игротерапии состоит в том, чтобы научить ребенка увидеть себя и свое Я с другой стороны, оценить объективно свои поступки и желания.
Правила игровой терапии:
• необходимо помнить, что ребенок – это человек, который меняется в ходе своего взросления и созревания. Дети зачастую мудрее, чем взрослые, обладают большой выносливостью, и быстро преодолевают негативные обстоятельства;
• игра – это способ самовыражения ребенка;
• главный фактор игротерапии – общение, в ходе которого у ребенка формируются доверительные отношения с людьми, что может влиять на его будущие отношения со сверстниками, коллегами и т.д.
Детская игра, являющаяся ведущей деятельностью, в младшем школьном возрасте, исторически возникшая, корнями уходящая в далекое прошлое, должна занимать в учебной деятельности младших школьников особое место: следует вводить в сам учебный процесс ситуации с игровой мотивацией и перемежать их истинно учебными мотивами.
Используя в своей работе игры (на уроках и внеклассных мероприятиях) убедилась в их могучем воспитательном воздействии на развитие в детях целого ряда положительных качеств, таких как: стойкость, ловкость. выносливость, находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, быстроту реакции, подвижность, умение перевоплощаться, чувство юмора и т. д. Например, игра: «Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите,»да» и «нет» не говорите, белого и черного не покупайте
» — учит удерживаться от употребления запретных слов, чем развивает внимание и речь, а сколько смеха и веселья вызывает!
Радость — особая мудрость, и ее болезни боятся. Радостный человек много смеется. Известно, что смех снимает нервное напряжение, стресс. Люди, обладающие чувством юмора, меньше болеют и быстрее выздоравливают. Это связано с тем, что во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех — отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки и брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. А это ни что иное, как смехотерапия.
На уроках, для активизации внимания, развития интереса к предмету полезно использовать игры развивающие воображение, сообразительность, правильную речь. Например, народная игра «Где мы были. мы не скажем, а что делали — покажем»
— учит детей правильно употреблять глаголы (время, лицо), сочетая ее с движениями можно использовать как физкультминутку.
«Охотник»
(или «
Рыболов», «Птицелов»)
— народные игры, помогающие интересно, доступно запомнить классификации и названия животных, (рыб, птиц). Их же можно использовать на уроках математики при счете и решении задач.
Как педагог-практик, с 27 летним стажем, могу сделать вывод, что возможности игротерапии фактически и практически неограниченны. Тут было бы желание педагога, воспитателя.
Игровая терапия помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры ребенок социализируется, учится взаимодействовать с другими участниками, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.
Я привела только несколько примеров игр, которые использую в работе с детьми на уроках физической культуры, во время динамических пауз, в группе продленного дня. Но и это, по моему мнению, показывает, насколько они полезны для психологического и физического здоровья младших школьников, включая в себя и цветотерапию, и смехотерапию, и сказкотерапию.
Литература:
1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 — 5 классы. — М., ВАКО, 2004 г. -152 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1999. – 164 с.
3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. — М., 1983
4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: СФЕРА, 2002. – 288с.
5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М., 1981.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия
8. https://www.fcw.su/poleznaja-32/chto-takoe-art-terapija.html
https://revolution.allbest.ru/psychology/00249176_0.html#2
10. https://diplomba.ru/work/108631
Средства игротерапии
В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:
- танцы;
- лепка;
- подвижные игры;
- рисование;
- игры с куклами;
- игры с песком;
- конструирование;
- ролевые игры.
Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.
Также рекомендуем почитать: Изотерапия — исцеление через творчество
Игротерапия для детей дошкольников
Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.
Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:
- достигается эмоциональное равновесие;
- исправляется поведение;
- развиваются социальные навыки;
- устраняются пробелы, созданные семьёй.
Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:
- дружить с другими детьми;
- осознавать своё «я»;
- уважать других и их «я».
Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.
На практике
Для дошкольников
Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.
Какие именно игры и упражнения можно использовать для детей дошкольного возраста 3-4 лет:
Если в 3-4 года основной задачей игротерапии является обучение и развитие (тех же когнитивных способностей), то в 6-7 лет она приобретает уже более диагностический и коррекционный характер, позволяя исправлять психологические проблемы.
Для детей 6-7 лет:
Для проблемных детей
Игротерапия в детском возрасте позволяет эффективно лечить всевозможные расстройства личности и поведения.
Для детей с ОВЗ
Игра для детей с ограниченными возможностями часто остаётся единственным способом выразить себя в силу своих специфических особенностей. Попутно она позволяет специалистам помочь в терапии основного заболевания и максимально развить ребёнка, насколько это возможно.
Рекомендуемые: пальчиковые (Птичка, Коза рогатая, Колокольчик), с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок, пуговиц), развивающие (конструктор, мозаика, пазлы).
С тревожными детьми
Как показывают исследования, игротерапия оказывает гармонизирующее и коррекционное влияние на уровень тревожности детей и на их психическое состояние в целом.
Упражнения на релаксацию и дыхание: Драка, Воздушный шарик, Подарок под ёлкой, Дудочка, Штанга. На расслабление: Танцующие руки, Водопад. На формирование чувства доверия и уверенности в себе: Зайки и слоники, Смена ритмов и многие другие.
Для дошкольников с агрессией
Дети становятся агрессивными потому, что им некуда выплеснуть скопившуюся в результате психотравмы негативную энергию. Игротерапия помогает им в этом.
На снятие мышечного напряжения: Мячик, Цирк, Прогони Бабу-Ягу, Карикатура, Лепим сказку, Клеевой дождик. Для таких детей полезной будет и подвижная игровая деятельность: Два барана, Тух-тиби-дух, Попроси игрушку (в вербальном и невербальном варианте).
Песочная игротерапия
Игры с песком работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.
- Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
- Развивается фантазия.
- Выстраиваются социальные связи.
- Улучшается координация.
- Стимулируется мелкая моторика.
- Поднимается настроение.
Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.
С кем ребёнку лучше играть?
На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.
С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.
Разные игры – для разных целей
К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.
Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.
- Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
- Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
- Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.
Игры для улучшения психологического самочувствия
Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:
- жмурки;
- пятнашки;
- прятки;
- полоса препятствий.
Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.
Игры, помогающие в коррекции агрессии
Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.
- Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
- Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.
Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление
Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.
- Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
- Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.
Игры, помогающие в коррекции страхов
Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.
- Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
- Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.
Как же правильно играть с ребенком?
Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т.п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.
Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая — в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся — малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.
Для ребенка игра — такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.