Выступление на районном методическом объединении воспитателя ДОУ


Выступление на районном методическом объединении воспитателя ДОУ

Замятина Ольга

Выступление на районном методическом объединении воспитателя ДОУ

Замятина Ольга Викторовна

Тема: Сюжетно- ролевая игра как средство социально- коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста, с применением конструктора LEGO

В связи с изменениями в системе дошкольного образования происходит обновление научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Ежедневно меняются требования к развитию ребенка, появляются новые технологии, а традиционные формы и методы уже не способны заинтересовать современных детей. Одним из важных условий обновления является использование LEGO -технологий.

Конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка, способствует психофизическому развитию детей, помогает развитию коммуникативных качеств, формирует умение сотрудничать с партнером в процессе совместной работы. Создавая что-то своими руками из LEGO-конструктора, ребенок воплощает свои представления об окружающем мире в реальной модели этих предметов.

Ситуации, возникающие в процессе создания построек и обыгрывание их, способствуют социально-коммуникативному развитию детей. В процессе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели для последующей игры.

Сюжетно-ролевая игра — основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры выступают: воображаемая ситуация, сюжет, роли.Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей среднего дошкольного возраста можно выделить: «Семья»

,
«Автобус»
,
«Путешествие на паровозике»
,
«Магазин»
,
«Больница»
, и т. д.

В четыре года, большинство детей начинают самостоятельно исследовать окружающий мир. В этом нелегком деле и помогает сюжетно-ролевая игра. Игра — один из ведущих видов детской деятельности. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

Включение сюжетно-ролевых игр с использованием LEGO-конструктора помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В процессе сюжетно-ролевых игр с применением LEGO-конструктора, успешно идет развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста, т. к. LEGO- конструирование гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру. Л. А. Парамонова предлагает отказаться от термина «строительная игра»

говоря о том, что в процессе конструирования «… мы имеем дело либо с сюжетно-ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования». В данной работе мы берем за основу сюжетно-ролевую игру, а конструктор LEGO позволит нам развить игровой сюжет.

Несмотря на то, что LEGO-конструктор обладает большим количеством предпосылок для того, чтобы успешно помочь развить социально-коммуникативные способности ребенка среднего дошкольного возраста, на практике этому средству не уделяется достаточного внимания, поэтому работа в ДОУ с применением LEGO-конструктора встречается очень редко.

Применение LEGO-конструктора на занятиях в рамках ООД помогает развитию творческих способностей и коммуникативных навыков — так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместное их усовершенствование, преобразование для последующей игры. Мы не заканчиваем ООД детей на моменте постройки — мы предлагаем им обыграть эту постройку, в сюжетно-ролевой игре. А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру с результатом своей деятельности. Понять, что было сделано хорошо, над чем придется поработать, что нужно доработать и усовершенствовать. Какими новыми видами постройки можно в дальнейшем обогатить и развить игру. Развивать сюжет игры с помощью конструктора LEGO очень интересно, т. к. яркий и разнообразный конструктор не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Это способствует интересному развитию сюжета в игре. LEGO- конструирование помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать по заданному педагогом сюжету. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Следует особо отметить, что сюжетно-ролевая игра не терпит авторитарности. «Управление»

игрой возможно лишь как бы изнутри, когда
воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки и материал для создания игрушек-заменителей, тем самым развивает его воображение, помогает увидеть один и тот же предмет под разными «углами»
, именно он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.

Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как ребёнок может неосознанно высвободить накопившиеся негативные переживания, выполнив ту или иную постройку и обыграть ее. Сюжетно-ролевая игра, с применением конструктора LEGO, даёт особое ощущение социальной значимости.

Очень хотелось бы обратить внимание воспитателей других ДОУ на сюжетно-ролевые игры с применением конструктора, как еще одно средство социально-коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста. И активно его использовать в своей непосредственной образовательной деятельности, внося предложения, идеи, перенимая опыт работы у воспитателей других ДОУ. Это поможет сделать сюжетно-ролевые игры для детей, с использованием конструктора LEGO, более совершенными и применимыми к индивидуальным особенностям их развития.

1. Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 2036.

Темы выступлений:

1. «Роль литературно-художественного музея «Квартира Чебурашки» в воспитании нравственных чувств дошкольников», педагог-организатор Зюканова Е. В. 2. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через участие в Городском фестивале «Духовные скрепы Отечества», педагог-психолог Морозова Е. Н., учитель-логопед Манюкова С. В. 3. «Образовательная деятельность в подготовительной группе «Путешествие в рукотворный мир кукол», воспитатель Шлома Т. П., учитель-логопед Манюкова С. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1ex21dNXPyxYXn1cgacjgFe5V3nbo2snm?usp=sharing

2. Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 920.

Темы выступлений:

1. «Формирование духовно-нравственных ценностей – приоритетная задача в сфере воспитания современного дошкольника», старший воспитатель ГБОУ Школа № 920 Субботина С. В. 2. «Роль деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами детской литературы», старший воспитатель ГБОУ Школа № 1637 Кизбабаева М. В. 3. «Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста при освоении финансовой грамотности через детскую литературу», старший воспитатель ГБОУ «Московская международная школа» Дикур Н. Г. 4. «Использование сказок народов России для формирования нравственных качеств у дошкольников», старший воспитатель ГБОУ «Московская международная школа» Соломкина Е. В. 5. «Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников через литературно-художественную деятельность», воспитатель ГБОУ Школа № 920 Косарева Н. В. 6. «Чтение художественной литературы как средство эмоционально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста», воспитатель ГБОУ Школа № 1637 Лосева И. И. 7. «Возможности литературного кружка в нравственном воспитании дошкольников», воспитатель ГБОУ Школ № 920 Филимонова Ю. С. 8. «Развитие творческих способностей детей средствами литературы и музыки», воспитатель ГБОУ Школа № 920 Крымова У. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/16DDkOFxNnijOzB049csSC9RfJk5gpuQU?usp=sharing

3. Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1596.

Темы выступлений:

1. «Актуализация темы патриотического воспитания в дошкольном образовании», старший методист Зенкина И.В. 2. «Формирование государственной идентичности в дошкольном детстве: теоретические и практические аспекты», педагог-психолог Никонова К. Ю., старший воспитатель Котова С. А. 3. «Формы работы с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию», учитель-дефектолог Гринчук Г. И., старший воспитатель Лемесева Н. Н. 4. «Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по земному шару», учитель-логопед Карасёва С. Г., воспитатель Ильясова Р. Т., старший воспитатель Климачкова М. Е. 5. Мастер-класс на тему «Игры народов мира», воспитатели Самарина О. А., Чубарова В. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/16DDkOFxNnijOzB049csSC9RfJk5gpuQU?usp=sharing

4. Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1432.

Темы выступлений:

1. «Практическое обновление содержания образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников через использование современных педагогических технологий эффективной социализации детей в условиях ФГОС», заведующий дошкольным отделением Галкина Т. Н. 2. «Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников», воспитатель Вавилова В. А., старший воспитатель Борисова Л. С. 3. «Технология «Рефлексивный круг», воспитатель Ефремова О. А., учитель-логопед Семенова С. П. 4. «Социальная акция», «Дети-волонтёры» – технологии приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», воспитатели Решинская Л. А., Дзык С. Н. 5. «Технология «Развивающее общение», педагог-психолог Мельникова Н. А. 6. «Современные педагогические технологии эффективной социализации детей как условие для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организации», воспитатель Абрамова С. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1qSGbCG_SB6k9xNfdVYxYPBk1WXqIrSV4?usp=sharing

5. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1577.

Темы выступлений:

1. «Система работы по социальному развитию детей дошкольного возраста», воспитатель Саверская Е. Ю. 2. «Методические рекомендации по организации духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста», педагог-организатор Илюшина Н. А. 3. «Патриотическое воспитание детей во взаимодействии с семьей и социумом», воспитатель Каршиева Р. Т. 4. «Интерактивная выставка как форма работы по патриотическому воспитанию в образовательной организации», воспитатель Малахова Н. Н. 5. «Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Богатыри Земли Русской», воспитатель Хвостова Е. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/10-wsQE2aQ_gCn6Qej_MLf8SElHk98sLq?usp=sharing

6. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 281.

Темы выступлений:

1. «Формирование основ духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО», старший воспитатель Шаркова О. А. 2. «Духовность как основа семейного воспитания», воспитатель семейного сада Симонова У. Е. 3. «Духовно-нравственное воспитание в системе коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ», учитель-логопед Решетник О. В. 4. «Деловая игра с элементами тренинга с педагогами по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста», педагог-психолог Юшкина Е. М. 5. «Проектная деятельность в средней группе на тему «Игрушка – вчера, сегодня, завтра», воспитатель Новикова Г. А. 6. «Проектная деятельность в старшей группе на тему «Семья глазами детей», воспитатель Дмитриева С. В. 7. Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на тему «Великий князь Александр Невский – полководец России», воспитатели Бобкова Е. В., Славгородская Т. А. 8. «Интерактивная сказка «Морозко», воспитатели Любичева И. А.,Чекалова Е. Г., музыкальные руководители Михайлова С. А., Краснова И. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1qw8sZ36D5XNbg1sWIVE9BIvSWgWrbuTW?usp=sharing

7. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ № 1503.

Темы выступлений:

1. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание дошкольников», методист Лабай О. В. 2. «Использование литературного наследия в нравственно-патриотическом воспитании детей», воспитатель Великая Е. А. 3. «Формирование у детей толерантности, чувства уважения», воспитатели Филимонова В. Г., Цветкова А. В. 4. «Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по формированию патриотических чувств у детей», музыкальный руководитель Воробьева Л. В. 5. «Проект «Откуда «берутся» новости», воспитатели Филимонова В. Г., Цветкова А. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1MKSCxw5wgpilRBRaBTZSA5jttFF50fcC?usp=sharing

8. Северо-Восточный административный округ. ГБПОУ «1-й МОК».

Темы выступлений:

1. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста», старший воспитатель Мамелина Ю. В., воспитатель Гаврилова Н. Ф. 2. «Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников», воспитатели Алдохина Г. А., Симонян М. К. 3. «Педагогическая технология «Клубный час», воспитатель Жилина Н. Е. 4. «Анализ художественного произведения в рамках патриотического воспитания дошкольников», учителя-логопеды Осипова М. В., Моисеева А. М. 5. «Игровое моделирование: логопедическая сказка как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников», учитель-логопед Селина Е. А., Барбосова Н. Н. 6. Тренинг «Посеем в детских душах доброту», воспитатели Гусева И. А., Журавлева Е. В. 7. Мастер-класс «Изготовление книжки-малышки», воспитатели Рубановская Л. А., Кирищенко И. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1hH2qLEkqIWksGT_4XWEG-cYn47GjwxKX?usp=sharing

9. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 1449.

Темы выступлений:

1. «Современные технологии эффективной социализации дошкольников. Клубный час», старший методист Буркова Е. Г. 2. «Педагогическая технология «Ситуация месяца» как средство позитивной социализации дошкольников в условиях образовательной организации», воспитатель Крутякова Н. С. 3. «Развитие социальной и коммуникативной компетенции старших дошкольников в процессе внедрения технологии «Ежедневный рефлексивный круг», воспитатели Обогуева Л.В., Мерзликина Е. М. 4. «Клубный час «»Зоопарк», воспитатели Проскурнина А. Н., Журавлева Е. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1h_raBaXWjzHBBJ5AOfscgpq3SHR5wjSz?usp=sharing

10. Северо-Восточный административный округ. ГАОУ Школа ШИК 16.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста», старший методист Коваленко О. В. 2. «Ресурсный круг как средство работы с младшими дошкольниками и их семьями. «Ласковая песня», воспитатель Брязгало О. Г. 3. «Проект «Тепло домашнего очага», воспитатель Рощина Л. Н. 4. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие богатырей», методист Коровочкина В. М., воспитатели Смирнова В. А., Ногинова И. Н.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1k7DyVM_NSZAkBHbDgwy0pPZ5ermpsWws?usp=sharing

11. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 285.

Темы выступлений:

1. Исследовательский проект «Кто такие волонтеры?», воспитатель Лобаева Т. В. 2. Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию на тему «Знаю! Помню! Горжусь!», воспитатель Манукян Г. Н. 3. «Воспитание инклюзивной культуры и гуманных отношений у детей дошкольного возраста», воспитатель Юзефович Е. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1UiieIFOdyen3yyKqrLgkCDSugOSaulTX?usp=sharing

12. Северо-Восточный административный округ. ГБОУ Школа № 709.

Темы выступлений:

1. «Развитие нравственно-духовных ценностей на основе педагогической технологии воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими», педагог-психолог Герасимова Е. А.

2. «Ранняя профориентация как компонент духовно-нравственного воспитания», воспитатель Белявская А. В.

3. «Приобщение детей к культурному наследию: ознакомление дошкольников с профессиями мастеров народно-прикладного творчества», воспитатель Шишкина Т. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1vQUlR0ys3i9YcpYKGxAOqbgd8hj8C_D6?usp=sharing

13. Северо-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1560.

Темы выступлений:

1. «Духовно-нравственное развитие дошкольника как основа гражданской идентичности», методист Забродина Н. А. 2. «Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий», воспитатели Селиверстова Т. Л., Селезнева С. В., Морозова Н. С. 3. «Волонтёрское движение «Дорогою добра», воспитатели Болотина С. А., Гвоздева Н. А. 4. Образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста: — Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Добрый мир сказки», воспитатели Володина Т. Ю., Анаскина О. В.; — Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Спешите делать добро», учитель-логопед Сабирова Л. М., педагог-психолог Мусаэлян Н. Ю.; — Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Наша армия сильна – охраняет мир она», педагог-психолог Зубкова Е. А., воспитатель Прокопова С. В.; — Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Моя Родина – Россия», музыкальный руководитель Вдовенко О. В., воспитатель Евдокимова И. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/17am8ZmhkfeOvCM8O-jzmvOFoOikoJyLD?usp=sharing

14. Южный административный округ. ГБОУ Школа № 1034.

Тема выступления:

1. «Квест-игра «Наша Армия» с детьми старшего дошкольного возраста», педагог-организатор Шабалина Е. С., учитель-дефектолог Ефремова Т. И., воспитатели Ильина С. С., Холодик М. Ю.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/10hKVP37hG3KvxYhV9cZkSGZjhqSnZHAO?usp=sharing

15. Южный административный округ. ГБОУ Школа № 870.

Темы выступлений:

1. «Волонтёрское движение в дошкольных группах образовательной организации», старший воспитатель Емельянова М. В. 2. «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста «Светлая Пасха» (опыт работы по духовному воспитанию)», воспитатели Нечайкина М. Н., Сёмина В. Н. 3. «Русская народная кукла – средство приобщения детей к культуре своего народа», воспитатели Кулакова В. П., Поликарпова С. В. 4. Мастер-классы: — «Изготовление салфеток на основе народной вышивки», воспитатель Соловьева О. В.; — «Русские традиции. Обережная кукла», воспитатели Змеева Е. С., Кириллова О. В., Синельник М. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1rPwjofcqJcJ0w0OQfOcxB_Z7JdDGkAdD?usp=sharing

16. Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 1321.

Темы выступлений:

1. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста», старший воспитатель Чагина Т. В. 2. «Воспитание толерантности – одно из направлений духовно-нравственного воспитания», старший воспитатель Притыченко Л. В. 3. «С чего начинается Родина?», воспитатель Ляхова Ю. В., учитель – логопед Давидюк И. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1pMMUAY1ZKcyFTMMfwFniLVsKOXlThFlH?usp=sharing

17. Юго-Восточный административный округ. ГБОУ Гимназия № 491.

Темы выступлений:

1. «ФГОС дошкольного образования. Формирование духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста», воспитатель Брагина И. Ю. 2. «Мой родной город Москва. Мы – частичка твоя, Россия», воспитатель Мухаметшина Н. Ш. 3. «Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с природой», воспитатель Бодягина Л. А., старший воспитатель Рогова Н. П. 4. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с социальной значимостью труда взрослых», учитель-логопед Гайворонская С. В. 5. Сценарий концерта «Московские кружева», музыкальный руководитель Никифорова Е. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/13lKmDpKgxfYqnPxhgyvRHwnuEMfbJ9YB?usp=sharing

18. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 1492.

Темы выступлений:

1. «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных группах образовательной организации», старший воспитатель Бакотина С. Б. 2. «Технология эффективной социализации дошкольников «Рефлексивный круг», воспитатель Сальникова А. А. 3. «Связь духовного и физического развития ребенка», воспитатель Гладкова Ю. В. 4. «Проектная деятельность по патриотическому воспитанию», воспитатель Устинова И. А. 5. «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника», воспитатель Холина Ю. В.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/16ADKrbRV1zFj1Qjb8ehIywHWEDA1IUo4?usp=sharing

19. Юго-Западный административный округ. ГБОУ Школа № 2109.

Тема выступления:

1. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в тематическом планировании», воспитатель Ничепорук Н. Е. 2. «Формирование нравственно-патриотических чувств в проектной деятельности на тематической неделе «Я шагаю по Москве», воспитатель Гольда Н. М. 3. «Ознакомление с культурой и традициями разных народов как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в рамках взаимодействия детей, педагогов, родителей на неделе «Дружбы народов», воспитатель Аванесян С. Ф., музыкальный руководитель Мисникова Н. Н. 4. Творческая встреча на тему «Гендерное воспитание в совместной деятельности школьников и дошкольников: кадеты и благородные девицы в гостях у дошколят», педагог дополнительного образования Акатьева В. Ю., воспитатель Карнацкая А. А.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1BS_GrBUFWeMyzTXL2y-8_2IU2PJ_wCMM?usp=sharing

материал для выступления на методобъединениеи

воспитатель структурного подразделения «Детский сад №10 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Садыкова Матрена Александровна

Выставка посвященная недели родного края « Нет краше- Родины нашей» Цель :Познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством, традициями мордовского народа, знакомство с с обычаями и национальным костюмом, вышивкой, колоритом и самобытностью.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальна сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа. Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореолизовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с мордовской культурой, в которых дети черпают мордовские нравы, обычаи, и мордовский дух свободы и творчества. Процесс познания и усвоения должен начинать как можно раньше, как образно говорит· народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки. Рассматривая мордовский национальный костюм, дети видят колорит, самобытность мордовского народа.

Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения. Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально использовать, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Адрес публикации:

с роль хороводных игр в развитии речи детей сообщение о

м униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д етский сад «Светлячок» «Значение хороводных игр в развитии речи детей» Выполнила: в оспитатель С. В. Юкляева 2021 г. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие. В. А. Сухомлинский 2. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно- исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. Установлено что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Овладение речевыми навыками происходит постепенно. Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО. 3. Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [ ФГОС ДО] . Учеными доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павло в, А. А. Леонтьев. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Дети, даже без специально обучения, с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка, но при стихийном речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению. 4. В детском саду предусмотрены такие средства развития речи: — свободное речевое общение; — культурно – языковая среда; — обучение родному языку и речи на специальных занятиях; — различные виды игр( дидактические, сюжетно- ролевые) ; — художественная литература; — различные виды искусства( изобразительное, музыка, театр) ; — использование произведений народного творчества; — взаимосвязь с семьей по речевому развитию. Устное народное творчество представляет собой ценнейший литературный материал, повы шающий речевую активность детей. Это тот материал, который воспитывают художественный вкус, развивает связную речь, учит детей лучше понимать окружающий его мир. 5. Особое место среди различных форм народного творчества занимают хороводные игры, которые объединяют в себе и народный танец, и музыкальный фольклор, и элементы народного театра, и народное поэтическое творчество. Хороводные игры предполагают одновременную включенность каждого как участника, так и зрителя, что дает возможность получить как образец для подражания, так и возможность попробовать самому то или иное действие. 6. В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая- проговаривание- пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная — ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой. 7. В хороводе все живут в едином пространстве и ритме. Задавая определенный ритм движения хоровода, задается и речевой ритм. Используя повторение речевых конструкций, в том числе диалоговых, хоровод ные игры побуждают детей к речевой активности, повторение специально подобран ных движений способствуют улучшению пространственного восприятия, двигатель ной сферы, развитию таких видов моторики- как общей, мелкой, мимической. И речь здесь используется в контексте всего разворачивающегося действия, находясь в определенной логике коммуникативного поведения, когда смысл сказан ного и эмоционального сопровождения представляют единый образ. Эта целостность способствует формированию пространственно- временных параметров. Х ороводные игры способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами. Многократные повторения отдельных слов и фраз способствует отрабатыванию четко сти произношения. 8. . Вы бор хороводных игр происходит с учетом возраста и эмоционального состоя ния воспитанников. В играх, хороводах речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональный конта кт взр ослого с ребенком. По мере овла дения он начинает самостоятельно играть в эти игры. Хороводные игры используются как «моменты радости», стабилизирующие и оптимизирующие эмоциональное состояние детей в течение дня. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. с пособствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Н о и в старшем возрасте они не теряют своей привлекательности. За простыми действиями скрываются и элементы соревнования, и музыкально- рит мические движения, и тренировка артикуляционного аппарата, и возможность про явить фантазию и творчество. Ребёнок участвует в хороводной игре, как субъект игров ой деятельности, а не пассивный объект педагогического воздействия. 9. . Хороводные игры и игры с пением способствуют выразительности речи и согласован ности слов с движениями, формируют произвольное запоминание текстов и движений. На занятиях хороводные игры можно проводить вместо традиционной физкульт минутки, подбирая по лексической теме. Чтобы физкультминутки – хороводные игры – проходили в хорошем игровом темпе, разучиваются новые хороводные упражнения, а также дается знакомства с новой лексической темой. Дети успевают разучить и усвоить новую хороводную игру- одновременно проговаривают стихотворные тексты с движением. Хороводные игры и упражнения можно проводить на интегрированных занятиях, а также на занятиях по ознакомлению с окружающими. Тексты подбираются так, чтобы они не только по смыслу сочетались с занятием, но и содержали в себе большое коли чество разнообразных движений. 9. В результате можно сделать следующие выводы: — Хороводные игры и упражнения имеют положительное значение в обучении детей. — Регулярное проведение игр положительно сказывается на исправлении речи детей. То есть народные игры содержат в себе все необходимое для развития детей, включая и интересующий нас аспект- развитие речи дошкольников. Таким образом, ставя пе ред ребенком новые задачи, требующие новых форм общения, различные по своим целям и содержанию народные фольклорные игры регулируют характер совмест ной деятельности детей в играх со взрослыми и сверстниками, усложняется и самостоя тельная речевая деятельность дошкольников. С помощью народных фольклорных игр можно направлять развитие и дифференциацию форм и функций речи в дошколь ном возрасте. Кроме того, народные игры прекрасно служат и для усвоения ребенком грамматического строя и звукового состава родного языка, поэтому могут выступить в наши дни, как прекрасные инновационные средства для развития речи дошкольни ков. Литература 1. «Основная образовательная программа дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. Воспитание и обучение детей раннего возраста В. В. Гербова, Р. Г. Козакова раздел «Развитие речи детей через народное творчество». 3. Журнал «Д ошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А. О. Рулёва 4. Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё личи ко» Г. Иванова, В. Курашева. 5. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1. 2009г «Воспитание творчеством» Г. С. Косарева, Е. Б. Москалёва

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]