ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: Пастухова Людмила Ивановна Воспитатель, первая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад № 48» Свердловская область г. Верхняя Пышма
Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является макетирование.
Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).
Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
Я опиралась на опыт Надежды Александровны Коротковой, которая выделяет следующие виды макетов:
- напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы
- настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части
- подиумным (на специальных подставках-подиумах)
- настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина.
Использование игровых макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей:
- Способствуют развитию речи детей. При работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.
- Тесна связь использования макетов и ФЭМП. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
- Большое значение макеты имеют в развитии детской игровой деятельности. Макет рассматривается детьми, как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, что содействует развитию у детей коммуникативной инициативы.
- Огромную роль использование макетов играют в познавательном развитии детей. Использование макетов различной тематики повышают уровень любознательности и познавательного интереса.
- Макеты создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
- Макеты в художественно – эстетическом развитии помогаю детям выделять детали, цвет, фактуру.
Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Педагог выделяет основные этапы работы по созданию и применению того или иного макета.
В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:
- создаются условия для обогащения представлений у детей об окружающем мире.
- развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность
- формируются навыки правильного поведения в природе
- воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.
Используются такие формы работы с макетом, как:
- познавательно – исследовательская деятельность
- игровая деятельность
- продуктивная деятельность
Методические приемы работы с макетом:
- рассматривание
- беседа
- чтение художественной литературы
- составление коротких рассказов
- дидактические игры.
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.
В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Макет является видом детской деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Дети обожают играть с этими макетами! Работа по изготовлению макетов трудоемкая, но очень интересная!
Представляю некоторые макеты, которые я изготовила для своих воспитанников. Они выполнены из различных материалов. Макеты многофункциональны и их применение в работе носит многоплановый характер, что дает возможность решать многие задачи.
- Макет «На дорогах и улицах города». Макет представляет собой проезжую часть и части улицы. Содержит макеты зданий, машин. Он двусторонний. На обратной стороне
«парк», «улицы».
- Макет «Водопад»
- Макет «Африка»
- Макет «Сад — огород»
- Макет «Деревенское подворье»
- Макет «Мир насекомых»
- Макет «Антарктида»
- Макет «Русская изба»
- Макет «Круговорот воды в природе»
- Макет «В мире динозавров»
- Макет «Этажи леса»
- Макет «Сказка на ковролине»
Таким образом, использование макетов в работе с детьми — одна из инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. Я убеждена, что использование макетов в ДОУ займет достойное место в процессе познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Используемая литература:
- Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Нищева // Детство – Пресс. – 2010.
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, — 2007.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 1997.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, — 2001.
Следующая > |
Создание макетов детских садов любой сложности
Дошкольные учреждения, как отдельные здания, впервые появились в Германии в начале девятнадцатого века. Создателем этой концепции был немецкий педагог и теоретик Фридрих Фребель, а в конце XIX века Рудольф Штайнер, австрийский философ и архитектор, обнаружил влияние архитектурной среды на психологическое состояние ребенка.
В настоящее время в России дизайн дошкольных учреждений направлен, в первую очередь, на выполнение исключительно утилитарной функции временного размещения детей в строго контролируемой среде, поэтому блочный принцип архитектуры детских садов остается неизменным еще с советских времен.
В других странах, уже на протяжении многих лет, используется принципиально иной подход: здания дошкольных учреждений рассматриваются как посредник для восприятия окружающего мира и катализатор социальной адаптации детей. Проект детского сада должен быть направлен на создание среды, развивающей умственные, физические и творческие способности ребенка.
В восьмидесятых годах архитекторы пришли к выводу, что дошкольные учреждения – совершенно новый тип строений, требующий особого подхода к проектированию. В то же время были разработаны четыре основных принципа проектирования дошкольных учреждений.
Первый подход – метафорический. Наглядный пример – проект детского сада «КИТА» во Франкфурте. Архитектор Кристоф Маклер считал, что не существует такого понятия, как архитектура для детей. В его проекте нет так называемых «детских элементов». Он использовал метафору маленького городка, где классы – своего рода террасные дома, а коридор играет роль улицы.
Источник: archdaily.com
Второй подход – органический. В своем проекте детского сада австрийский архитектор Хундертвассер пытался установить связь между человеком и природой с помощью архитектурных решений.
Источник: needpix.com
Третий подход – включение в проект элементов конструкций позднего модерна. По словам архитекторов, следующих этому принципу, здание – лишь каркас, нейтральная оболочка, а содержательные элементы должны быть помещены внутрь. Примером такого дизайнерского решения может служить детский сад архитектора Вилсона.
Источник: archdaily.com
Четвертый метод, основанный на исследовании Джудит Сивер «Философия образовательного подхода», утверждает, что дизайн дошкольных учреждений должен быть напрямую связан с образовательной программой, сочетающей структурированную деятельность, такую как запланированные занятия, и неструктурированную, позволяющую ребенку самостоятельно выбирать занятие.
Источник: archdaily.com
На основе многочисленных исследований психологов и архитекторов определены принципы проектирования дошкольных учреждений, функционирующих как «гигантское пространство для игр» — с открытой планировкой, удобными для детей размерами элементов и укромными уголками, где ребенок может, при необходимости, отдохнуть и побыть наедине с собой. Экологический подход в дизайне призван обеспечить визуальное разнообразие форм, использование частей здания в качестве игровых элементов, превращение скучных пешеходных дорожек в неотъемлемые части детских площадок и органичную интеграцию здания в окружающее пространство.
Дети, следуя своим внутренним порывам, сами выбирают, чем они хотят заниматься. Таким образом образуется постоянное активное пространство без «холостых» мест.
При проектировании детских садов и дошкольных учреждений необходимо создание 3D-макетов зданий и прилегающей территории. Помимо проектировочной и презентационной функции, выполняемых макетом при строительстве, также его можно использовать и в самом учреждении, например — чтобы в доступной игровой форме объяснить детям пути эвакуации при возникновении каких-либо угроз.
Возможности
Трехмерное макетирование при проектировании современных дошкольных учреждений позволяет архитекторам создать открытую планировку пространств и отказаться от традиционных коридоров.
На больших площадях, с помощью подвижных перегородок, разных уровней пола, разных напольных покрытий и других способов могут быть созданы динамически меняющиеся зоны, как для спокойного отдыха, так и для активных игр. Психологи пришли выводу, что необходимо учитывать сомасштабность окружающего пространства ребенку: окна на уровне детских глаз, указатели, элементы декора соответствующей высоты и тому подобное.
Именно макеты помогают спроектировать всё это правильно.
Преимущества, по сравнению с изготовлением вручную
Быстрая печать на 3D-принтере и фрезерование элементов на станках с ЧПУ – самые современные способы применения трехмерных процессов в архитектурном моделировании. Объемные планы, сооружения в разрезе, макеты зданий и целых городов – реалистичные масштабированные модели широкого диапазона размеров могут быстро изготавливаться и изменяться, в зависимости от текущей задачи.
О преимуществах использования аддитивных технологий в 3D-макетировании, особенностях работы с Top 3D Shop, сроках изготовления, применяемых технологиях, порядке заказа, используемом оборудовании и материалах читайте в статье «3D-технологии в архитектурном макетировании».