Опыт ДОУ: Технология макетирования при ознакомлении детей дошкольного возраста с основами географии.


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Использование макетов в ДОУ, как инновационная технология познавательного развития дошкольников

Автор: Пастухова Людмила Ивановна Воспитатель, первая квалификационная категория МАДОУ «Детский сад № 48» Свердловская область г. Верхняя Пышма

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей.

Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей дошкольного возраста используются инновационные педагогические технологии. Одной из перспективных технологий является макетирование.

Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Я опиралась на опыт Надежды Александровны Коротковой, которая выделяет следующие виды макетов:

  • напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы
  • настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части
  • подиумным (на специальных подставках-подиумах)
  • настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина.

Использование игровых макетов в предметно – пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей:

  • Способствуют развитию речи детей. При работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.
  • Тесна связь использования макетов и ФЭМП. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др.
  • Большое значение макеты имеют в развитии детской игровой деятельности. Макет рассматривается детьми, как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, что содействует развитию у детей коммуникативной инициативы.
  • Огромную роль использование макетов играют в познавательном развитии детей. Использование макетов различной тематики повышают уровень любознательности и познавательного интереса.
  • Макеты создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.
  • Макеты в художественно – эстетическом развитии помогаю детям выделять детали, цвет, фактуру.

Любой вид образовательной деятельности с детьми на всех ее этапах требует от педагога грамотной организации и руководства. Макетирование не является исключением. Педагог выделяет основные этапы работы по созданию и применению того или иного макета.

В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:

  • создаются условия для обогащения представлений у детей об окружающем мире.
  • развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность
  • формируются навыки правильного поведения в природе
  • воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.

Используются такие формы работы с макетом, как:

  • познавательно – исследовательская деятельность
  • игровая деятельность
  • продуктивная деятельность

Методические приемы работы с макетом:

  • рассматривание
  • беседа
  • чтение художественной литературы
  • составление коротких рассказов
  • дидактические игры.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов, формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.

В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.

Макет является видом детской деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Макет – результат конструктивно – творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Дети обожают играть с этими макетами! Работа по изготовлению макетов трудоемкая, но очень интересная!

Представляю некоторые макеты, которые я изготовила для своих воспитанников. Они выполнены из различных материалов. Макеты многофункциональны и их применение в работе носит многоплановый характер, что дает возможность решать многие задачи.

  • Макет «На дорогах и улицах города». Макет представляет собой проезжую часть и части улицы. Содержит макеты зданий, машин. Он двусторонний. На обратной стороне

«парк», «улицы».

  • Макет «Водопад»
  • Макет «Африка»
  • Макет «Сад — огород»
  • Макет «Деревенское подворье»
  • Макет «Мир насекомых»
  • Макет «Антарктида»
  • Макет «Русская изба»
  • Макет «Круговорот воды в природе»
  • Макет «В мире динозавров»
  • Макет «Этажи леса»
  • Макет «Сказка на ковролине»

Таким образом, использование макетов в работе с детьми — одна из инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка. Я убеждена, что использование макетов в ДОУ займет достойное место в процессе познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Нищева // Детство – Пресс. – 2010.
  2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, — 2007.
  3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 1997.
  4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, — 2001.
Следующая >

Создание макетов детских садов любой сложности

Дошкольные учреждения, как отдельные здания, впервые появились в Германии в начале девятнадцатого века. Создателем этой концепции был немецкий педагог и теоретик Фридрих Фребель, а в конце XIX века Рудольф Штайнер, австрийский философ и архитектор, обнаружил влияние архитектурной среды на психологическое состояние ребенка.

В настоящее время в России дизайн дошкольных учреждений направлен, в первую очередь, на выполнение исключительно утилитарной функции временного размещения детей в строго контролируемой среде, поэтому блочный принцип архитектуры детских садов остается неизменным еще с советских времен.

В других странах, уже на протяжении многих лет, используется принципиально иной подход: здания дошкольных учреждений рассматриваются как посредник для восприятия окружающего мира и катализатор социальной адаптации детей. Проект детского сада должен быть направлен на создание среды, развивающей умственные, физические и творческие способности ребенка.

В восьмидесятых годах архитекторы пришли к выводу, что дошкольные учреждения – совершенно новый тип строений, требующий особого подхода к проектированию. В то же время были разработаны четыре основных принципа проектирования дошкольных учреждений.

Первый подход – метафорический. Наглядный пример – проект детского сада «КИТА» во Франкфурте. Архитектор Кристоф Маклер считал, что не существует такого понятия, как архитектура для детей. В его проекте нет так называемых «детских элементов». Он использовал метафору маленького городка, где классы – своего рода террасные дома, а коридор играет роль улицы.

Источник: archdaily.com

Второй подход – органический. В своем проекте детского сада австрийский архитектор Хундертвассер пытался установить связь между человеком и природой с помощью архитектурных решений.

Источник: needpix.com

Третий подход – включение в проект элементов конструкций позднего модерна. По словам архитекторов, следующих этому принципу, здание – лишь каркас, нейтральная оболочка, а содержательные элементы должны быть помещены внутрь. Примером такого дизайнерского решения может служить детский сад архитектора Вилсона.

Источник: archdaily.com

Четвертый метод, основанный на исследовании Джудит Сивер «Философия образовательного подхода», утверждает, что дизайн дошкольных учреждений должен быть напрямую связан с образовательной программой, сочетающей структурированную деятельность, такую как запланированные занятия, и неструктурированную, позволяющую ребенку самостоятельно выбирать занятие.

Источник: archdaily.com

На основе многочисленных исследований психологов и архитекторов определены принципы проектирования дошкольных учреждений, функционирующих как «гигантское пространство для игр» — с открытой планировкой, удобными для детей размерами элементов и укромными уголками, где ребенок может, при необходимости, отдохнуть и побыть наедине с собой. Экологический подход в дизайне призван обеспечить визуальное разнообразие форм, использование частей здания в качестве игровых элементов, превращение скучных пешеходных дорожек в неотъемлемые части детских площадок и органичную интеграцию здания в окружающее пространство.

Дети, следуя своим внутренним порывам, сами выбирают, чем они хотят заниматься. Таким образом образуется постоянное активное пространство без «холостых» мест.

При проектировании детских садов и дошкольных учреждений необходимо создание 3D-макетов зданий и прилегающей территории. Помимо проектировочной и презентационной функции, выполняемых макетом при строительстве, также его можно использовать и в самом учреждении, например — чтобы в доступной игровой форме объяснить детям пути эвакуации при возникновении каких-либо угроз.

Возможности

Трехмерное макетирование при проектировании современных дошкольных учреждений позволяет архитекторам создать открытую планировку пространств и отказаться от традиционных коридоров.

На больших площадях, с помощью подвижных перегородок, разных уровней пола, разных напольных покрытий и других способов могут быть созданы динамически меняющиеся зоны, как для спокойного отдыха, так и для активных игр. Психологи пришли выводу, что необходимо учитывать сомасштабность окружающего пространства ребенку: окна на уровне детских глаз, указатели, элементы декора соответствующей высоты и тому подобное.

Именно макеты помогают спроектировать всё это правильно.

Преимущества, по сравнению с изготовлением вручную

Быстрая печать на 3D-принтере и фрезерование элементов на станках с ЧПУ – самые современные способы применения трехмерных процессов в архитектурном моделировании. Объемные планы, сооружения в разрезе, макеты зданий и целых городов – реалистичные масштабированные модели широкого диапазона размеров могут быстро изготавливаться и изменяться, в зависимости от текущей задачи.

О преимуществах использования аддитивных технологий в 3D-макетировании, особенностях работы с Top 3D Shop, сроках изготовления, применяемых технологиях, порядке заказа, используемом оборудовании и материалах читайте в статье «3D-технологии в архитектурном макетировании».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]