Картотека игр по безопасности для детей старшего дошкольного возраста


Картотека игр по безопасности

1Тема: «Ребенок и здоровье»
Кому что нужно

Цель:

закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал:

круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход игры:

воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

2
Тема: «Ребенок и здоровье»
Разложи картинки по порядку

Цель:

систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал:

картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры:

воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

3
Тема: «Ребенок и здоровье»
Оденем куклу на прогулку

Цель:

закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал:

бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры:

воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

4
Тема: «Ребенок и здоровье»
Что такое хорошо, что такое плохо

Цель:

познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал:

поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры:
1-ый вариант
детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант.

Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

5
Тема: «Ребенок и здоровье»
Азбука здоровья

Цель:

систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал:

иллюстрации

Ход игры:

играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

6
Тема: «Полезные продукты»
Чудесный мешочек

Цель:

уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал:

мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры:

воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

— У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

7
Тема: «Полезные продукты»
Угадай на вкус

Цель:

уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:

тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры:
воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?»

8
Тема: «Полезные продукты»
Узнай и назови овощи

Цель:

закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры:

воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

35
Тема: «Опасности вокруг нас»
Если малыш поранился

Цель:

познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал:

карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

15
Тема: «Личная гигиена»
Правила гигиены

Цель:

закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры:

Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

9
Тема: «Полезные продукты»
Полезные и вредные продукты

Цель:

систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье

Материал:

картинки с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры:

для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

16
Тема: «Личная гигиена»
Сделаем куклам разные прически

Цель:

закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»

Материал:

куклы, расчёски, заколки.

Ход игры:

воспитатель предлагает детям причесать кукол.

12
Тема: «Личная гигиена»
Вымоем куклу

Цель:

закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать форми­рованию привычки к опрятности.

Материал:

различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры:

играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

13
Тема: «Личная гигиена»
Таня простудилась

Цель:

способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться

Материал:

носовой платок

Ход игры:

воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

— Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

21Тема: «Тело человека»
Запомни движение

Цель:

упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры:

воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

14
Тема: «Личная гигиена»
Подбери картинки

Цель:

уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал:

картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры:

воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

22
Тема: «Тело человека»
Посылка от обезьянки

Цель:

продолжать формировать представление о своем организме; зак­репить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему ви­ду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал:

посылка с овощами, фруктами

Ход игры:

играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

23
Тема: «Тело человека»
Угадай по звуку

Цель:

формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:

музыкальные инструменты
Ход игры:
воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их

— Что помогло вам услышать разные звуки?

17
Тема: «Тело человека»
Угадай по запаху

Цель:

формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств

Материал:

баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Ход игры:
воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

— Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

18
Тема: «Тело человека»
Игра с микрофоном

Цель:

систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал:

микрофон

Ход игры:

воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

19
Тема: «Тело человека»
Ты – моя частичка

Цель:

систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память
.
Материал:

мяч

Ход игры:

воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот …)

20
Тема: «Тело человека»
Кто я такой?

Цель:

упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал:

картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Ход игры:

воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.

10
Тема:«Полезные продукты»
Узнай на вкус

Цель:

закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

Материал:

тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры:
воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»

11
Тема: «Полезные продукты»
Назови правильно

Цель:

уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

описание.

Материал:

картинки с изображением овощей, фруктов

Ход игры:

воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

24
Тема: «Ребенок на улицах города»
О
чем говорит светофор
Цель:

закреплять знания о значении цветов светофора и правила пове­дения на улице.

Материал:

цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.

Ход игры:

воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

25
Тема: «Врачи — наши помощники»
Если кто-то заболел

Цель

: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача

Материал:

телефон

Ход игры:

Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:

фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы


26Тема: «Опасные предметы»
Источники опасности

Цель:

закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило:

не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал:

макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры:

воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

27
Тема: «Опасные предметы»
Игра — дело серьёзное

Цель:

упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал

: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

30
Тема: «Опасные предметы»
Что мы знаем о вещах

Цель

: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал:

карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры:

в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

31
Тема: «Опасности вокруг нас»
На прогулке

Цель:

закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными

Материал:

иллюстрации, 2 обруча

Ход игры:

несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

34
Тема: «Опасные предметы»
Так или не так

Цель:

формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

2 карточки – с красным и с зелёным кружком,

картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;

Правила:

под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).

Варианты:

индивидуально с воспитателем;

несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

35
Тема: «Опасные предметы»
Убери на место

Цель:

закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило:

не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал:

макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры:

на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

28
Тема: «Опасные предметы»
Сто бед

Цель:

закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

Материал:

картинки с изображением детей в опасной ситуации

Ход игры:

несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

29
Тема: «Опасные предметы»
Мы – спасатели

Цель:

закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры:

воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

34
Тема: «Опасности вокруг нас»
Определи растение по запаху

Цель:

упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Материал:

листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.

Ход игры:

воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)

  • Что помогло вам почувствовать этот запах?
  • Где можно почувствовать такой запах?

33
Тема: «Опасности вокруг нас»
Что где растёт

Цель:

закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал:

мяч

Ход игры:

воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:

— Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)

— Где растёт ромашка? и т.д.

36
Тема: «Опасности вокруг нас»
По грибы

Цель:

закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал:

картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов

Ход игры:

картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]