Картотека игр по безопасности
№1Тема: «Ребенок и здоровье» Кому что нужно Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу). | №2 Тема: «Ребенок и здоровье» Разложи картинки по порядку Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку. Воспитатель подводит итог высказываниям детей. Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки. Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем. Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его. |
№3 Тема: «Ребенок и здоровье» Оденем куклу на прогулку Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла с различной одеждой Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор. | №4 Тема: «Ребенок и здоровье» Что такое хорошо, что такое плохо Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память. Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями. Ход игры: 2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол. |
№5 Тема: «Ребенок и здоровье» Азбука здоровья Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Материал: иллюстрации Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации. | №6 Тема: «Полезные продукты» Чудесный мешочек Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать. Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов. — У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Дети складывают все овощи, фрукты на поднос. |
№7 Тема: «Полезные продукты» Угадай на вкус Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать. Материал: тарелка с нарезанными овощами, фруктами | №8 Тема: «Полезные продукты» Узнай и назови овощи Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт). |
№35 Тема: «Опасности вокруг нас» Если малыш поранился Цель: познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь. Материал: карточки с наиболее встречающимися бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача) | №15 Тема: «Личная гигиена» Правила гигиены Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. |
№9 Тема: «Полезные продукты» Полезные и вредные продукты Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своём здоровье Материал: картинки с изображением различных продуктов, два обруча Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны. Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья. | №16 Тема: «Личная гигиена» Сделаем куклам разные прически Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид» Материал: куклы, расчёски, заколки. Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол. |
№12 Тема: «Личная гигиена» Вымоем куклу Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы. Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу. | №13 Тема: «Личная гигиена» Таня простудилась Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться Материал: носовой платок Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами: — Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д. |
№21Тема: «Тело человека»
Запомни движение
Цель:
упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.
Ход игры:
воспитатель или ребёнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.
№14
Тема: «Личная гигиена»
Подбери картинки
Цель:
уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни
Материал:
картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены
Ход игры:
воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
№22
Тема: «Тело человека»
Посылка от обезьянки
Цель:
продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.
Материал:
посылка с овощами, фруктами
Ход игры:
играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.
№23
Тема: «Тело человека»
Угадай по звуку
Цель:
формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал:
музыкальные инструменты
Ход игры:
воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их
— Что помогло вам услышать разные звуки?
№17
Тема: «Тело человека»
Угадай по запаху
Цель:
формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств
Материал:
баночки с различными запахами (ваниль, апельсин, мыло …)
Ход игры:
воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:
— Что помогло вам почувствовать этот запах?
– Где можно почувствовать такой запах?
№18
Тема: «Тело человека»
Игра с микрофоном
Цель:
систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
Материал:
микрофон
Ход игры:
воспитатель начинает предложение, а ребёнок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.
Я – нога, я умею … ходить, но не умею рисовать.
Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.
№19
Тема: «Тело человека»
Ты – моя частичка
Цель:
систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память
.
Материал:
мяч
Ход игры:
воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.
Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)
Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)
Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот …)
№20
Тема: «Тело человека»
Кто я такой?
Цель:
упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.
Материал:
картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.
Ход игры:
воспитатель называет какую-либо часть тела, ребёнок находит её среди карточек и кладёт её на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок называет нарисованную часть тела и кладёт на картинку.
№10
Тема:«Полезные продукты»
Узнай на вкус
Цель:
закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.
Материал:
тарелка с нарезанными овощами, фруктами
Ход игры:
воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?»
№11
Тема: «Полезные продукты»
Назови правильно
Цель:
уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое
описание.
Материал:
картинки с изображением овощей, фруктов
Ход игры:
воспитатель предлагает ребёнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.
—
У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?
№24
Тема: «Ребенок на улицах города»
О
чем говорит светофор
Цель:
закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал:
цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные), макет светофора.
Ход игры:
воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
№25
Тема: «Врачи — наши помощники»
Если кто-то заболел
Цель
: закрепить знание о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «103», поупражнять в вызове врача
Материал:
телефон
Ход игры:
Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.
Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку:
фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы
№
26Тема: «Опасные предметы»
Источники опасности
Цель:
закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества
Правило:
не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)
Ход игры:
воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
№27
Тема: «Опасные предметы»
Игра — дело серьёзное
Цель:
упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал
: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных), два обруча
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
№30
Тема: «Опасные предметы»
Что мы знаем о вещах
Цель
: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал:
карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Ход игры:
в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
№31
Тема: «Опасности вокруг нас»
На прогулке
Цель:
закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными
Материал:
иллюстрации, 2 обруча
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
№34
Тема: «Опасные предметы»
Так или не так
Цель:
формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.
Материал:
2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила:
под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты:
индивидуально с воспитателем;
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
№35
Тема: «Опасные предметы»
Убери на место
Цель:
закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило:
не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал:
макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Ход игры:
на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
№28
Тема: «Опасные предметы»
Сто бед
Цель:
закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему
Материал:
картинки с изображением детей в опасной ситуации
Ход игры:
несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
№29
Тема: «Опасные предметы»
Мы – спасатели
Цель:
закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правиль-ных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал:
картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры:
воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
№34
Тема: «Опасности вокруг нас»
Определи растение по запаху
Цель:
упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Материал:
листьев мяты, цветков, ромашки, черёмухи.
Ход игры:
воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черёмухи)
- Что помогло вам почувствовать этот запах?
- Где можно почувствовать такой запах?
№33
Тема: «Опасности вокруг нас»
Что где растёт
Цель:
закрепить знания о том, где растут лекарственные растения
Материал:
мяч
Ход игры:
воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос:
— Где растёт подорожник? (Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно)
— Где растёт ромашка? и т.д.
№36
Тема: «Опасности вокруг нас»
По грибы
Цель:
закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.
Материал:
картинки или муляжи съедобных и несъедобных грибов
Ход игры:
картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.