Ход игры:
Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми,обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку, раздавая комплект частей. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками.
НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК
дидактическая игра на развитие слухового восприятия
Цель:
• Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных.
• Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
• Учить опознавать животных по рассказу педагога.
Оборудование: Большие карточки с изображением диких и домашних животных,птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т. п. ; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.
Ход игры:
Педагог показывает детям коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Работа проводится индивидуально, при этом возможно рисование по образцу, совместное рисование, свободное творчество.
МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК
коррекционная игра на развитие умения вступать в контакт с окружающими
Цель:
• Развитие кинестетических ощущений.
• Развитие умения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт.
• Учить преодолевать брезгливость (к краскам)
Оборудование: Цветные краски с кисточкой, игрушечные цыплята.
Ход игры:
Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры педагог подбадривает и хвалит ребенка.
ЗАМОК «МОЛНИЯ»
упражнение на развитие навыков самообслуживания
Цель:
• Учить детей застегивать замки – молнии.
• Развитие ручной умелости.
• Воспитание навыков самообслуживания.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
• Развивать целенаправленность действий.
• Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимый признак.
Оборудование: Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие, качества (железные или пластмассовые)
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш»
и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметов и т. п.
ТЕТРИС
коррекционное упражнение на развитие логического мышления
Цель:
• Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.
• Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
• Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.
Оборудование:
Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов.
Ход игры:
Педагог показывает фигурку куклы – неваляшки, рассматривает ее с детьми,обращает внимание на отдельные части одежды: платок, юбку и фартук. Педагог просит детей помочь одеть куклу – неваляшку. Педагог объясняет, как это сделать, кончик шнурка продевает в дырочку и прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняют данное задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словесной инструкции.
НАРЯДНАЯ КУКОЛКА
дидактическая игра на отработку практических действий
Цель:
•Отрабатывать практические действия с предметами: ленточками, заколками, липучками, кнопками.
• Учить соотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения.
• Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
• Развивать мелкую моторику.
Оборудование:
Кукла, сделанная из пластмассовой бутылки; «гардероб»
куклы – юбка из ленточек, прикрепляемых к поясу липучками и кнопками, заколки различных цветов и форм, завязки – резинки для косичек, бантики.
Ход игры:
Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.
АКВАРИУМ
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
• Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
• Развивать внимание и воображение.
• Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
• Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование:
На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум»
. На сюжетной
картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.
Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком)
Вначале ребенок рассматривает целую
картинку «Аквариум»
, заполненную вкладками – рыбками, по
возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.
БАНТЫ
дидактическая игра на отработку практических навыков и
развитие ручной моторики
Цель:
• Развитие мелкой моторики рук и пальцев.
• Научить детей завязывать бантики или ленточки.
• Учить различать цвета и ориентироваться на цвет как на значимый признак.
• Формировать понятия «длинный – короткий»
Оборудование:
Вертикальный лист оргалита, закрепленный на стене для более удобного использования; бантики или ленточки различных цветов и размеров, закрепленные на листе оргалита.
Ход игры:
Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации сбора этих геометрических фигур. Педагог объясняет, что для более удобного складывания фигур надо держаться за держатель, прикрепленный к каждой фигурке. Сначала педагог дает ребенку фигурки только к одной геометрической фигуре и предлагает угадать, как из них можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях снова перейти к ограниченному количеству изображений.
ПОЛЯНКА
дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета
Цель:
• Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
• Развивать внимание и воображение.
• Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
• Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
• Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
• Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
Оборудование:
На плотном листе располагаются две рабочие зоны: на большей – фон для составления сюжета и прикрепленные к нему небольшие кусочки липучек различного цвета, но соответствующие цветам липучек на обратной стороне фигурок (солнышко, облака, бабочки, находящиеся во второй небольшой зоне, также прикрепленные на липучках. Количество липучек на обеих рабочих зонах – равное. Каждая фигурка имеет небольшое колечко для того, чтобы было удобнее перемещать фигурку на липучке.
Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую картинку, заполненную прикрепленными фигурками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем взрослый убирает несколько фигурок и просит ребенка поместить их на соответствующие места. Если ребенок допускает ошибки при перемещении, то педагог указывает на обратную сторону фигурок и показывает соответствующий цвет липучек, на котором должна быть размещена фигурка.
СОБЕРИ ДОМИК
коррекционное упражнение на практическое выделение формы
Цель:
• Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
• Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
• Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
Оборудование:
Две пластмассовые доски (на каждой 6 прорези)
в форме домиков; пластмассовые фигурки различного цвета, по форме соответствующие прорезям.
Ход игры:
Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка (или другие животные)
.
«Ой, пошел дождик»
, — говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы
картона, и они с его помощью выполняют задание.После этого педагог переворачивает лист и говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат (или других животных)
». Раздает фигурки зайчиков
(или других животных)
. Дети прячут их под грибками.
ПИРАМИДКА
коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий
Цель:
• Учить соотносить отверстия колец со стержнем.
• Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками.
• Формировать направленность действий и устойчивость внимания.
• Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.
Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.
Ход игры:
Педагог показывает и рассказывает о назначении каждого из предметов домашнего обихода. Учит пользоваться ими, отрабатывает навыки,дает четкие инструкции: «Выключи свет»
;
«Отключи утюг»
;
«Закрой форточку»
и т. п.
ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ
коррекционное упражнение для подготовки руки к письму
Цель:
• Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изодеятельности.
• Учить дорисовывать, создавая образ.
• Развитие мелкой моторики руки.
• Формировать целенаправленность деятельности и усидчивость в работе.
Оборудование: Наборы карточек с недорисованными предметами, с заданием провести горизонтальные линии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т. п.
Ход игры:
Педагог предлагает детям научиться завязывать бантики или ленточки, показывает, как это делать, каждому ребенку попробовать. Игра проводится поэтапно, пока ребенок не научится сначала завязывать у основания, затем складывать бантик или ленточку в двух руках и затем только делать основной узел.
ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВАЛЯШКУ
дидактическая игра на развитие ручной моторики
Цель:
• Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
• Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
• Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии)
.
• Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
• Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.
Оборудование:
Картонный лист с изображением и в форме куклы – неваляшки, на головке неваляшки проделаны отверстия и закреплен шнурок синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неваляшки проделаны отверстия и в них закреплены шнурки красного и зеленого цвета.