Картотека опытов на прогулке для детей старшего дошкольного возраста


Организация наблюдения

Для организации наблюдения нужно правильно подготовить процесс:

  • Выбрать растение или животное, которые выглядят здоровыми.
  • Место должно быть чистым и соответствовать естественным природным условиям.
  • Выбранное место должно хорошо освещаться, лучше, если свет будет падать немного сбоку.
  • Детей нужно так расположить, чтобы никто из них не мешал друг другу и не закрывал обзор.
  • Если есть возможность, то каждый ребенок должен потрогать растение или погладить животное.

Удобное расположение детей вокруг изучаемого объекта

Примерный план прогулки-наблюдения

Процесс рассматривания и обсуждения объекта должен соответствовать следующим рекомендациям:

  • Для составления первого впечатления детям необходимо около 2 минут. За это время ребята успеют рассмотреть объект и удовлетворить свое любопытство.
  • Педагог должен об объекте за 1 минуту.
  • Далее, мысли детей нужно направить в правильное русло. При необходимости прочитать стишок или задать загадку. Так у ребят формируется эмоциональное отношение к объекту. Время не должно превышать 7 минут.
  • После, объект рассматривается детально. Педагог задает наводящие вопросы и помогает с ответами. Рассказывает недостающую информацию. На это отводится не более 10 минут.
  • В конце подводится итог и все полученные знания связываются между собой. Этот процесс занимает около 5 минут.

Дополнительная информация! Педагог может вместе с детьми завести красочный дневник наблюдений.

Исследовательская деятельность детей во время весенней прогулки

Исследовательская деятельность заключается в самостоятельном поиске ребенком информации.

Организация

Организовать процесс можно следующими способами:

  • Дети, во время ответов на вопросы о рассматриваемом объекте, стараются правильно изложить собственные мысли.
  • При длительном наблюдении за объектом, ребята подмечают все изменения и, при необходимости, их фиксируют.
  • Когда идет наблюдение за живой или неживой природой, используют дополнительные предметы: темные очки, садовый инвентарь.
  • Во время экскурсии, когда выезжают в город, в библиотеку, пищевое предприятие или при наблюдении строительных работ происходит изучение технологии производства или процесс организации услуг.
  • После посещения музея, более детальное изучение происходит с помощью рассматривания энциклопедии или других материалов.

Также можно организовать проведение опытов под пристальным наблюдением педагога.

» Исследовательская деятельность в средней группе»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опыты с водой

Опыт №1
Тема. «Как вода отражает предметы?»
Цель. Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид. Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье. Ход. Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?» Воспитатель: «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой?( Своё отражение). На что оно похоже? ( На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (В воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная). Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда разойдутся круги от предмета, вода станет спокойной и можно опять увидеть Игра «Покажи сказочное животное»- с помощью движений пальцев дети придумывают разнообразные фигурки и находят их через отражение в воде. Вывод. «Вода как зеркало отражает в себе предметы».
Опыт №2Тема. «Как вытолкнуть воду?»
Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. Оборудование. Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки. Ход. Домовой Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?» Воспитатель: « Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки». Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей). Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки). Игровое упражнение «Вылови камушки»- дети вынимают камушки из банки с помощью ложек. Вывод. «Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов».
Опыт №3Тема. «Как окрасить воду?»
Цель. Формировать представления детей о зависимости интенсивности цвета окраски воды от количества пищевого красителя. Развивать умение различать темные и светлые оттенки, устанавливать причинно-следственные связи. Содействовать проявлению гуманного отношения к игровому персонажу. Оборудование. Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги. Ход. Домовой Кузя обращается к детям с просьбой о помощи: «Ребята, летом я видел очень красивую радугу. И мне захотелось её нарисовать. Только вот беда — я не знаю никаких цветов. Может, вы научите меня различать и правильно называть цветовые оттенки?» Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например, красят яйца на Пасху. Обследовательские действия: « В один стаканчик с водой я положу одну ложку красного красителя, в другой стаканчик с водой я положу две ложки красного красителя. Что произошло с красителем в воде? (Он растворяется в воде). Что произошло с водой? В какой цвет окрасилась вода в обоих стаканчиках? (В красный). Одинаковые или разные оттенки воды в стаканчиках? (Разные). Почему? В каком стаканчике вода светлее, а в каком темнее? В стаканчике, где больше красителя, вода темнее. В стаканчике, где меньше красителя, вода светлее». Игровые задания: «Выберите на подносе квадратик, переверните его и узнайте цвет. В этот цвет нужно окрасить воду. Запомните, сколько ложек с красителем вы положите в воду». Вопросы: «В какой цвет ты окрасил воду? Сколько ложек красителя положил?» Игровое задание: «Сделай оттенок светлее( темнее)». Воспитатель: «Давайте расскажем Кузе , в какие цвета мы окрасили воду». Вывод. «Воду можно окрашивать пищевыми красителями. Чем больше красителя, тем ярче окраска воды».
Опыт №4Тема. «Как растения пьют воду?».
Цель. Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям. Оборудование. Цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков. Ход. 1 часть- подготовительная. Домовой Кузя приносит в группу завянувший цветок с сухой почвой. «Ребята, я посадил цветок в горшок. Поставил его на солнышко. Каждый день на него любовался, разговаривал с ним. Но мой цветок завял. Не могу понять, что ему не понравилось?» Воспитатель: «Почему завял цветок у Кузи? Как вы догадались? Цветы нуждаются в постоянном поливе. По состоянию земли можно определить, поливать растение или нет». Кузя: «Как растение пьёт воду?» Воспитатель: «Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Какой цвет у воды? (Вода прозрачная). Как из прозрачной воды сделать цветную воду? (Развести в воде краску). Три стаканчика будут с окрашенной водой и один стаканчик с неокрашенной водой. В каждый стаканчик мы поставим по цветку. Как называется цветок? (Гвоздика). Каким он цветом? (Белым)». Зарисовка наблюдений: « Закрасьте на бумаге стаканчики такими цветами, какими мы окрасили воду красный, синий, жёлтый); один стаканчик не закрашивайте- вода в нём прозрачная. В каждом стаканчике нарисуйте цветок с белыми лепестками. Пройдет немного время и мы увидим, как цветы пьют воду». 2 часть. Вечером рассмотреть с детьми окраску цветов. « Сравните свои зарисовки с наблюдаемым явлением. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы? Почему цветы разной окраски? Почему один цветок остался белым? Объяснение: «Цветы изменили свою окраску из-за цвета воды, в которой они стояли. Стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его». Вывод. «Цветы пьют воду; вода движется по цветку».
Опыт №5Тема. «Определяем температуру воды».
Цель. Выявить с детьми способы изменения температуры воды. Способствовать расширению представлений о жизни природных объектов в водной стихии. Активизировать словарь детей ( гейзер, пар, температура, водоросли), развивать любознательность и мышление. Поддерживать интерес к миру природы. Оборудование. Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера. Ход. Домовой Кузя предлагает детям поиграть в игру «Холодный, тёплый, горячий». Воспитатель: «Если я бросаю вам мяч и говорю «холодный мяч», вы должны назвать предмет, который всегда бывает холодным. На фразу «горячий мяч» надо назвать предметы, которые бывают горячими». Кузя: «Ребята, а что может быть и холодным, и горячим, и тёплым? (ответы детей). Давайте сегодня поиграем с водой и узнаем, как вода изменяет свою температуру». Игровое задание «Определи температуру воды». Воспитатель: «Вода может иметь разную температуру и бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная, в каком горячая? (Нужно потрогать стаканчик или воду руками).Как получить тёплую воду? Давайте смешаем горячую и холодную воду. Какой стала вода? (Тёплой). А теперь в тёплую воду положим кубики льда. Как вы думаете, какой станет вода? Потрогайте воду руками. Почему вода стала холодной? (В воду добавили лёд, он холодный)». Рассматривание иллюстраций: «В реках, озёрах, морях вода разной температуры- тёплая и холодная. Некоторые животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие только в холодной. В природе есть места, где горячая вода выходит из-под земли. Их называют гейзерами. От них идёт пар. В гейзерах живут одни только водоросли». Вывод. «Вода бывает тёплой, холодной и горячей. При переливании разной воды изменяется её температура».

Картотека наблюдений для прогулок в подготовительной группе. Весна

Подготовительную группу посещают дети старшего дошкольного возраста — 6-7 лет. Для ребенка этот период считается ответственным. Он предназначен для подготовки детей к школьному обучению. Задача педагога создать условия для обучения и проводить занятия, которые подготовят ребенка интеллектуально, морально и физически к школьному обучению. А также быстро адаптироваться и социализироваться в первом классе.

Дети на прогулке

Педагог подготовительной группы подбирает материалы и готовит конспекты для интеллектуальных и развлекательных занятий в соответствии с ФГОС. Дети лучше обучаются и быстрее запоминают новый материал, если он преподносится в интересной и игровой форме.

При обучении детей наблюдению за окружающей природой, познавательный процесс должен быть постепенным. Дети должны видеть, как меняется природа по месяцам и каждое изменение анализировать вместе с педагогом.

Этот сложный процесс задействует познавательные функции ребенка, такие как:

  • речь;
  • мышление;
  • внимание;
  • слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

К окончанию подготовительной группы ребята получают основные знания о живой и неживой природе и понимают роль человека в ней.

Наблюдение за живой и неживой природой

Цель: дать представление о весне и смене года.

Изучение сосулек с близкого расстояния

Наблюдение март подготовительная группа: Выйти с детьми на прогулку, желательно в солнечный день. Рассказать, что март — это первый месяц весны. Солнце греет теплее и начинает таять снег. Он постепенно превращается в воду, которая впитывается в почву. Растения ее пьют и начинается их рост. Появляется первая травка, а на деревьях вырастают листочки и набухают почки.

Рассказать стишок:

Весна пришла По весне набухли почки И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клена — Сколько носиков зеленых! Автор: Т. Дмитриев

Дополнительная информация. Показать детям сосульки и объяснить как они появляются. Предложить подставить ведро под капающие сосульки. Пусть дети наблюдают, сколько соберется воды. Затем, этой водой полить растения.

Наблюдать как тает снег. Пусть ребята возьмут лопатки и расчистят дорожки. Снег положат: на солнце и в тень. Проведут наблюдение где быстрее он растает. Педагог должен объяснить почему так происходит.

Прочитать стих С. Маршака «Март»: Рыхлый снег темнеет в марте, Тают льдинки на окне.

Наблюдать действие снегоуборочной машины. Объяснить, что она вывозит снег на поля, где он тает. Рассказать почему так делают. Предложить детям поиграть: кто быстрее уберет снег, дальше прыгнет вверх с места.

Рассказать о животных. Весной прилетают перелетные птицы, а дикие звери, такие как медведь, выходят из спячки. Позже, когда станет тепло, птицы начнут вить гнезда и у них появятся птенчики. Звери обзаведутся потомством. В группе показать картинки у кого какие зверята.

Наблюдение в марте в подготовительной группе носят ознакомительный характер.

Наблюдение за птицами весной

Цель: показать жизнь и поведение птиц весной.

Сооружение кормушки для птиц ранней весной

Наблюдения:

  • Во дворе ребята могут увидеть воробьев, синиц, голубей и грачей. Педагог рассказывает, что птицы подбирают себе пару, вьют гнезда и откладывают яйца. Одна птица их высиживает, а другая носит червячков для еды, потому что яйца нельзя оставлять. Объяснить почему.
  • Дети слушают птичье пенье. Вместе с педагогом вешают кормушку и кладут в нее корм. Объяснить, что едят птицы.
  • Рассказать чем питаются вылупившиеся птенцы и как они учатся летать. До ноября перелетные птицы улетают на зимовку в теплые страны.
  • Воспитатель задает вопросы о пройденном материале.
  • Предложить детям сделать уборку территории. Разделить их на группы и проследить за совместным трудом.
  • Поиграть: пусть дети будут птичками и разбегаются врассыпную от педагога. Взять мяч и предложить им попасть в цель, так у ребят будет развиваться глазомер и сила.

Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Наблюдение за погодой

Цель: развить наблюдательность.

Наблюдения:

  • Дети ежедневно подмечают изменения в окружающей среде: вокруг тает снег, солнышко греет с каждым днем все теплее, небо проясняется. Облака становятся светлее, чаще видно голубое небо. Объяснить, как образуются облака. В мае небо становится синеватого цвета.
  • Ранней весной бывают частые дожди и град. Рассказать откуда они берутся и почему. Есть разница температур — чем выше, тем холоднее. Там пар, который поднимается от воды на земле, превращается в лед. Часто дождь идет вместе с градом.

Задать загадку:

Пушистая вата: Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облако)

Дополнительная информация! Предложить детям посыпать дорожки песком. Убрать обрезанные ветки от деревьев и кустов.

Наблюдение за солнцем

Цель: Узнать, как солнце влияет на растения, животных и человека.

Наблюдения:

  • Рассказать, что с каждым весенним днем солнце становится все выше, а день длиннее. С востока оно восходит, а на западе заходит. Показать стороны света. Лучи солнца попадают на растения и из-за этого происходит их рост. Для хорошего самочувствия и крепкого здоровья нужно как можно чаще бывать на солнышке.
  • Предложить детям потрогать камни. Те, на которых падают солнечные лучи, становятся теплыми, потому что нагреваются. А камни в тени остаются холодными.
  • Рассказать, что вокруг солнца вращаются планеты.
  • Сыграть: педагог — солнце, а дети планеты. Они ходят вокруг, а потом разбегаются. Педагог их ловит.

Дополнительная информация! Принести солнечные очки с темными стеклами. Рассказать, что они защищают глаза от ярких лучей.

Наблюдение за березой

Цель: сформировать знания о березе.

Наблюдение за березой

Наблюдения:

  • Показать дерево. Пусть дети запомнят, как оно выглядит.
  • Рассказать, что у березы есть корни. Они крепкие и уходят глубоко в землю. Корни нужны, чтобы дерево крепко стояло во время ветра. Береза с помощью корней потребляет влагу и питание из земли. В корнях они превращаются в сок, который поднимается сначала вверх по стволе, затем в ветки и листочки. Если проделать отверстие, то он польется и его можно пить. На березах в апреле вьют гнезда птицы, садятся насекомые и ползают гусеницы, которые потом превращаются в бабочек. Зимой в феврале кору едят зайцы, потому что для них в это время мало еды. Рассказать, что осенью листья на дереве желтеют и облетают.
  • Предложить детям игру, где они будут перечислять все известные им деревья.
  • Пусть ребята соберут упавшие ветви с участка.
  • Освоят ходьбу в строю.

Наблюдение за почвой

Цель: узнать информацию о земле.

Наблюдения:

  • Пусть ребята наблюдают в каком месте быстрее просыхает земля. Объяснить отчего это зависит на песчаной более быстрее, чем на глинистой. Песчаная почва более рыхлая, она быстрее впитывает воду и пропускает ее сквозь себя вглубь. Глинистая более плотная, поэтому процесс впитывания влаги происходит медленнее и в начале весны для этого требуется около недели. Пусть ребята обратят внимание, что растения лучше и быстрее растут на песчаной почве.
  • Предложить ребятам выкопать разные почвы и самостоятельно их сравнить. Увидеть, что в земле есть мелкие корешки, палочки и листочки. Пусть возьмут лейку и поочередно польют землю, понаблюдают какая быстрее подсохнет.
  • Дать задание ребятам внести под некоторые корни деревьев свежую землю.
  • Поиграть в скакалку, упражнения с которой укрепляют мышцы и развивает координацию движений.

Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Весна»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]