Ресурсы познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольника

Ребенок хорошо усваивает то, чем интересуется по собственной инициативе и делает сам. Этому способствует поисковая активность, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольники мыслят, рассуждают и преобразовывают то, что имеют в своем арсенале опыта. Важно создавать для них условия, чтобы их опыт расширялся, а новые знания пропускались через себя и прочно усваивались. Такими возможностями богата познавательно-исследовательская деятельность детей.

Познавательно-исследовательская деятельность как естественная потребность ребенка

Замечали, как ваш ребенок с интересом рассматривает щепку, плывущую в дождевом ручейке или, как искренне удивляется морозным узорам на зимних окнах? А многочисленные вопросы в процессе наблюдения за птицами или убегающим на плиту молоком: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Такое поведение ребенка естественно и только подтверждает то, что он, в силу своего возраста, исследователь. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие малыша изначально шло по пути саморазвития.

Следует отметить, что дети находятся в особых условиях: ежедневно на них льются потоки информации, а знаниями они обладают крайне ограниченными.

Для развития ребенка важно не количество переданных ему знаний, а то, каким образом он их присваивает. Поэтому так важен исследовательский характер размышлений и действий.

Дошкольник наблюдает, рассуждает, и у него зарождаются собственные открытия. Именно такой опыт прочно усваивается ребенком, и впоследствии он использует его, сталкиваясь со знакомой ситуацией.

Младшие дошкольники проявляют простейшую познавательную активность. Взаимодействуя с предметами, наблюдая за происходящим, задавая вопросы, они усваивают первичную информацию. Это их – и очень ценный — способ познания мира.

С каждым годом интересы детей углубляются. Старшие дошкольники уже не просто интересуются, а пытаются докопаться до истины. Их активность направлена на поиск решения, на проверку опытным путем свойств предметов, на разгадку природных явлений. Собственно, происходит становление познавательно-исследовательской деятельности.

Задача взрослого стимулировать природную поисковую активность ребенка, развивать его исследовательские способности.

Виды познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Ребенок дошкольного возраста постигает окружающий мир только теми способами, которые доступны ему в силу ограниченного опыта. Он может задавать вопросы о новом и непонятном, может рассуждать и даже выдавать неожиданные гипотезы. Может опытным путем проверять, что произойдет, если…

Все перечисленные способы детской активности выполняют поисково-исследовательскую функцию. Благодаря ним дошкольник открывает для себя много нового, постепенно расширяет кругозор и формирует свою картину мира.

Постановка вопросов

Детские размышления, как правило, начинаются с вопроса. Спросить взрослого о том, что заинтересовало или удивило, — простейший и доступный вид познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника.

В дошкольном возрасте практически все вопросы детей носят познавательный характер и нацелены на то, чтобы понять сущность явлений, процессов, закономерностей. Ребенок может интересоваться, почему у кота мягкая шерсть, а у ежа острые колючки, почему велосипед не падает в движении, как в лампочку «попадает» свет и т.п.

Эвристические вопросы (ведущие к открытиям) у детей возникают по той причине, что они сталкиваются с некой проблемой, интеллектуальной сложностью или практической задачей. Например, услышав гром, дошкольник сыплет вопросами, пытаясь понять, как и отчего образуется грохот, где находится источник столь мощных звуков.

Задавая вопросы, ребенок проявляет большую настойчивость в поиске ответа, требует от взрослых подробных и аргументированных пояснений.

Рассуждения

Многих дошкольников ответы на волнующие вопросы подталкивают к дальнейшим рассуждениям. Новое знание должно занять свое место в детском восприятии мира, а для этого не хватает понимания, как оно связано со всем тем, что уже знает ребенок.

Любознательный дошкольник начинает размышлять с опорой на уже известные ему факты и образы. «Птицы летят на юг, а как они найдут дорогу обратно? В небе же нет таких дорог, как на земле», — озадачивается ребенок. Далее выстраивает цепочку умозаключений и делает выводы, что птичий вожак ориентируется на какие-то сигналы.

В дошкольном возрасте рассуждениям присуща образность и опора на факты, которые доступны пониманию ребенка.

Экспериментирование

Детское экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обнаруживать неявные свойства, преобразовывать объекты, испытывать предметы в новом качестве. Особенно привлекает детей, что они могут делать пробы, проверять свои гипотезы, сколько угодно ошибаться и повторять опыты.

Опыты и эксперименты удерживают внимание детей и побуждают их к самостоятельному поиску причин, почему свойства предмета или явления проявляются именно таким образом.

Наблюдая за экспериментом, ребенок высказывает свои догадки. Чем смелее и активнее он озвучивает разные предположения, тем быстрее добирается до верного вывода.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДОстатья

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
  • О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
  • О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • старший дошкольный возраст;
  • компонент дидактический;
  • компонент оборудования;
  • компонент стимулирующий;

— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

— серии картин с изображением природных сообществ;

— книги познавательного характера, атласы;

— тематические альбомы;

— коллекции;

— мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня»;

— материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

— сито, воронки;

— половинки мыльниц, формы для льда;

— проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

— мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

— карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

— персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В старшем дошкольном проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты ,которые могут быть очень интересны детям!

1. «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

2. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

3. «Фокусы с магнитами»

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

Рисование магнитами

Материалы для опыта: 2 одноразовые тарелки, краски разных цветов, магнитные шарики, магниты.

Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой, двигать шарики.

4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

5. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

6. Волшебные стеклышки. Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.

7. Опыты с водой и солью

Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда. Сыпем соль и лед тает.

8. Опыты с песком. Почему песочные часы называют песочными?

Цель: выявить свойства песка и глины.

Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.

Проведение опыта:

— Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.

— Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина – из комочков.)

— Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.)

— Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины — неровная.) Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие.)

— Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно.)

Подводится итог:

Главное свойство песка – сыпучесть.

Главное свойство глины – рыхлость.

Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется

Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными

Широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Дети очень любят делиться новостями, и поэтому возникает проблема: как удовлетворить желания всех детей. Тему проекта должны предлагать сами дети, исходя из своих интересов и потребностей. В младших и средних группах нужно подвести детей к выбору темы проекта. Выбор темы и интересов детей начинаются с «модели трёх вопросов»:

— Что вы знаете?

— Что вы хотите узнать?

— Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности можно предложить проекты «Волшебница вода», «Продукты полезные и не очень», «Душистое мыло», «Огород на подоконнике».

Например, ходе проекта «Продукты полезные и не очень», дети исследуют вредное влияние “Кока-колы” и чипсов на организм человека. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

В процессе проекта «Душистое мыло» дети на основе экспериментов подтверждают гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава. Дети совместно с родителями смогут изготовить мыло с различным составом в домашних условиях.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Родители и воспитанники должны привлекаться к созданию познавательно- развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами.

В родительском уголке можно завести постоянно действующую рубрику в «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

Необходимо разработать буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

  1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
  4. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом.XXI век, 2010. – 189 с.
  5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.
  6. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.
  7. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.
  8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  9. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М.: ИД Карапуз, 2002. – 72 с.

Методы и способы реализации исследовательской активности

Уровень развития старших дошкольников позволяет им проявлять себя в любом из рассмотренных видов познавательно-исследовательской деятельности. Особой активностью в этом направлении отличаются одаренные дети. Но каждого ребенка можно растормошить, зажечь в нем искорку любопытства и подтолкнуть к более глубокому постижению окружающей действительности.

Существует две основные формы познавательно-исследовательской деятельности:

  • Ребенок – это источник деятельности. Он сам ставит цель и стремится ее достигнуть, удовлетворяя свое любопытство.
  • Исследовательский процесс организует взрослый, пробуждая интерес, мотивируя к познанию. Дошкольник учится действовать.

Каждая из этих форм направлена на решение единой задачи: помочь ребенку разобраться в проблемном вопросе, прочно усвоить новые знания и приобрести новый опыт.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников варьируются от бесед до выполнения небольших проектов с получением конкретного результата. Они широко применяются в ДОУ. Также отлично подойдут и в домашней обстановке.

Развивающие беседы

Когда речь идет о развивающих беседах, то диалог должен мотивировать ребенка не только на получение готовой информации, но и на желание размышлять, анализировать и делать выводы.

Например, заинтересовался дошкольник, почему внезапно среди лета выпал град. Не нужно спешить с объяснениями. Подведите к рассуждениям, чем является каждая градинка, отчего замерзают капли воды, что происходило в атмосфере накануне. Ребенок размышляет, выстраивает логическую цепочку и формулирует свое предположение. Возможно, потребуется некоторая коррекция, однако юный исследователь уже сможет сделать вывод.

Или ребенок услышал новое слово и интересуется, что оно обозначает. Дайте порассуждать об этом сыну или дочке, и только в конце прокомментируйте и сформулируйте детскую мысль более отчетливо.

Организация наблюдений

Наблюдать с ребенком можно за живой природой (животными, насекомыми, растениями), неживой природой (сезонными изменениями и явлениями природы) и общественной жизнью. Организуя наблюдения, необходимо определить:

  • место наблюдения (парк, луг, пруд, городская среда);
  • объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы).

При необходимости подготовить и взять с собой специальные приборы (лупу, термометр и т.д) или предметы (корм для птиц, щеточки и пр).

Летние погодные условия способствуют познавательно-исследовательской деятельности дошколят. Организация наблюдений в это время года направлена и на укрепление здоровья ребенка, и на создание условий, в которых он смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Можно организовать наблюдение в домашних условиях. Например, за выращиванием лука. Хорошо срабатывает игровая мотивация: обустроим грядку на подоконнике.

Ребенок с помощью взрослого наливает воду в стаканчики, «сажает» в них луковицы и выставляет на подоконник. В течение нескольких дней ведется совместное наблюдение за луковицами. Можно вести «Лист наблюдений» и фиксировать изменения с помощью зарисовок. Когда стрелки лука будут достаточно длинными, их можно срезать и накрошить ребенку в суп. Он будет рад попробовать витамины с собственной «грядки».

Опыты и эксперименты

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Поэтому так важно, чтобы взрослые организовывали и проводили совместно с ребенком опыты и эксперименты.

Самые интересные эксперименты – это опыты с предметами. Всем известный опыт «Тонет – не тонет» потребует простой инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов (перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.).

В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет»:

  1. Тонет сразу;
  2. Тонет после намокания;
  3. Не тонет.

Дошкольник самостоятельно проверяет «плавучесть» каждого предмета. Предварительный осмотр и тактильное обследование предметов подсказывают, какие качества предметов влияют на результат взаимодействия с водой.

Вовлечение в проекты

В современных детских садах широко применяется метод проектной деятельности. В основном, обращаются к трем видам проектов:

  • исследовательский (изучение тех или иных явлений);
  • творческий (создание творческого продукта);
  • нормативный (совместное создание свода правил).

Организация проектной познавательно-исследовательской деятельности позволяет включить детей в общее дело и создать совместный творческий продукт.

С таким же успехом можно организовать проект в домашних условиях для своих детей или для ребенка и его друзей.

Например, увлечь созданием общего рисунка на большом листе. И краски при этом можно совместно приготовить необычные, волшебные (на основе муки, соли и гуаши). Такие краски удобно наносить на лист непосредственно рукой, что необычайно привлекает детей.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Бабынина Т.Н., Бурмицкая Н.Н., Мороз Е.А. МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 п. Разумное, Белгородского района»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон.

Познавательно исследовательская деятельность детей в детском саду имеет неоценимое значение для становления личности дошкольника. Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в ходе исследования дети познают окружающий мир и осваивают новые знания. Познавательно исследовательская деятельность необходима в каждом возрастном периоде дошкольника. В разных возрастных группах согласно принципу использования соответствующих возрасту видов детской деятельности, это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, различные проблемные ситуации.

Дети дошкольного возраста по природе своей, пытливые исследователи окружающего мира. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги практики.

Работа воспитателя, основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду необходимо организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

В процессе овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Изучение проблем по ознакомлению с явлениями природы является средством умственного, эстетического воспитания.

Познавательно исследовательская деятельность заключается не только в том, чтобы способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к миру природы, окружающей среде, но и позволяет ребенку качественно развиваться. Младшие дошкольники с помощью взрослого, а старшие самостоятельно идут к поиску знаний, испытывают интерес ко всему новому, неизвестному, задают взрослым множество вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают, ищут различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментируют, радуются и удивляются собственным открытиям.

Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не избыток знаний, а способ их приобретения, определяемый типом деятельности, в которой эти знания усваиваются. Проведение опытов организация экспериментирования один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Одной из общих задач детского сада является работа по развитию представлений о причинно-следственных связях посредством опытно-экспериментальной деятельности в природе, с учетом регионального компонента, с применением инновационных программ и методик, а также современных форм обучения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Выполняемые ребенком практические действия развивают познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия для раскрытия содержания данного объекта, а следовательно происходит формирование знаний о причинно-следственных связях. Этот вид деятельности оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческого потенциала, на укрепление здоровья благодаря повышению уровня двигательной активности. В процессе познавательно исследовательской деятельности у детей появляется возможность реализовать характерную для них любознательность, представить себя роли ученого, исследователя, первооткрывателя. При этом педагог не является наставником, а становится игровым партнером в совместной деятельности, и это позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

В процессе детского экспериментирования малыши учатся: находить и выявлять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, выбирать средства и материалы необходимые для выполнения данной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Дети испытывают огромный восторг и удивление от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство гордости от проделанной работы. В ходе такой работы дошкольники лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникшими проблемами.

В процессе исследовательской деятельности ребёнок приобретает опыт:

  1. Физический: учится управлять своим телом и определенными органами.
  2. Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.
  3. Социальный: запоминать индивидуальные особенности каждого человека.
  4. Познавательный: тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.
  5. Лингвистический: заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.
  6. Волевой: запоминать, как он сам может влиять на людей.
  7. Личностный: узнавать свои личностные возможности.
  8. Поведенческий: моделировать свое поведение в различных ситуациях.

Обеспечивать познавательную активность детей следует посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций. Важно, чтобы используемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему.

Организация развивающей среды это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. «Эксперимент или опыт особый вид наблюдения, организуемый в специально созданных условиях» А.И. Васильева, и поэтому в каждой группе детского сада оборудованы «мини-лаборатории» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно и с помощью взрослого воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

В Центре Экспериментирования, в зависимости от возраста детей, могут находится:

  • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов
  • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
  • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
  • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
  • Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Схемы-алгоритмы для проведения опытов;
  • Журнал для фиксирования результатов и т.д.

В процессе познавательно исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений; метод проб и ошибок, опыты, сравнительные наблюдения. Педагоги учитывают предпочтения детей к познанию разнообразных объектов природы, интересуются, о ком или, о чем хотели бы узнать, внимательно относятся к детским вопросам. Поддерживают проявления интереса дошкольников к природе, наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов. Стимулируют проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя основные способы познания.

Таким образом:

  • экспериментальная деятельность помогает сделать общение с детьми, более доверительным и приобретает доброжелательный характер, она побуждает их к самостоятельному исследованию и активному познанию.
  • детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Список использованной литературы:

  1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).
  2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
  3. Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.
Следующая >

Развитие исследовательских задатков у дошкольников

Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.

При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.

Активизация познавательного интереса

Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.

Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:

  • Составить рассказ от имени Колобка (герой может быть любым);
  • Придумать несколько ответов на эвристические вопросы (Почему поют птицы?);
  • Упражнения на развитие умения задавать вопросы («Задай вопросы веселому зайчику на рисунке, чтобы узнать о нем»);
  • Провести мысленный эксперимент («Что будет, если все люди станут великанами?»);
  • Эксперименты с реальными объектами с целью выявить новые свойства (с водой, красками, лучом света, пластмассой, тканью);
  • Игры на развитие мышления («Последовательные картинки», «Были-небылицы» и другие).

Поощрение самостоятельности ребенка

Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия. Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней.

Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:

  • Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
  • Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
  • Поддерживайте интерес к деятельности.
  • Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
  • Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
  • Хвалите ребенка за успехи. Это ОЧЕНЬ важно!

Влияние познавательно исследовательской деятельности на формирование готовности к школе

Вовлечение дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность дает ему хороший задел для предстоящего обучения в школе. Этот вид деятельности обеспечивает прочное усвоение знания и развивает стремление к познанию нового.

Ребенок учится формулировать цели, логически рассуждать, придерживаться алгоритма в действиях, контролировать шаги, оценивать полученные результаты. Все перечисленное пронизывает учебную деятельность в школе.

В дополнение, поисковые усилия формируют произвольное внимание и оказывают влияние на становление волевых качеств дошкольника. Ребенку приходится повторять эксперименты, возвращаться к наблюдениям, чтобы найти ответы на проблемные вопросы.

Таким образом, познавательно-исследовательское отношение к окружающему миру всесторонне развивает дошкольника и повышает его готовность к обучению в школе.

Поисково-исследовательская деятельность в детском саду. Формы и методы работы с детьми.

Поисково-исследовательская деятельность в детском саду. Формы и методы работы с детьми.

Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на наиболее высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев

Цель: расширение знаний педагогов о формах и методах работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Обогащение, уточнение и расширение знаний педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формирование представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Расширение и уточнение знаний педагогов о формах и методах работы с детьми.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Все сферы детской деятельности пронизаны экспериментированием, будь то прогулка или занятие, приём пищи или сон, игра или рисование. Это легко объясняется тем, что у детей наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и именно экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям дошкольников.

Кроме того, следует отметить положительное влияние деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до конца.

В работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников я использую разнообразные формы и методы. Формы работы: групповая, подгрупповая и индивидуальная. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать потребность в исследовании окружающего мира, а в последствии и связь окружающего мира с собой.

Методы и приемы поисково-исследовательской деятельности:

эвристические беседы;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

трудовые поручения, действия.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.

В группе создан уголок экспериментирования. Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Структура проведения игры-эксперимента:

постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

проверка гипотез;

подведение итогов, вывод;

фиксация результатов;

вопросы детей.

Основным оборудованием в уголке являются:

Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты.

Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть.

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.

Технические материалы: гайки, винты, гвозди.

Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная.

Красители: акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, деревянные палочки, вата, воронки, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, поддоны, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: водяная мельница, емкость для игр с песком и водой.

Контейнеры для сыпучих предметов, таблицы-схемы, рабочая тетрадь «Мы-ученые» для фиксации результатов опытов.

Разумное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: — безопасность для жизни и здоровья детей;

— достаточность;

— доступность расположения.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]