Ресурсы познавательно-исследовательской деятельности для развития дошкольника

Ребенок хорошо усваивает то, чем интересуется по собственной инициативе и делает сам. Этому способствует поисковая активность, которая является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Дошкольники мыслят, рассуждают и преобразовывают то, что имеют в своем арсенале опыта. Важно создавать для них условия, чтобы их опыт расширялся, а новые знания пропускались через себя и прочно усваивались. Такими возможностями богата познавательно-исследовательская деятельность детей.

Познавательно-исследовательская деятельность как естественная потребность ребенка

Замечали, как ваш ребенок с интересом рассматривает щепку, плывущую в дождевом ручейке или, как искренне удивляется морозным узорам на зимних окнах? А многочисленные вопросы в процессе наблюдения за птицами или убегающим на плиту молоком: «Почему?», «Откуда?», «Зачем?», «Как?». Такое поведение ребенка естественно и только подтверждает то, что он, в силу своего возраста, исследователь. Генетически предопределенная поисковая активность создает условия для того, чтобы психическое развитие малыша изначально шло по пути саморазвития.

Следует отметить, что дети находятся в особых условиях: ежедневно на них льются потоки информации, а знаниями они обладают крайне ограниченными.

Для развития ребенка важно не количество переданных ему знаний, а то, каким образом он их присваивает. Поэтому так важен исследовательский характер размышлений и действий.

Дошкольник наблюдает, рассуждает, и у него зарождаются собственные открытия. Именно такой опыт прочно усваивается ребенком, и впоследствии он использует его, сталкиваясь со знакомой ситуацией.

Младшие дошкольники проявляют простейшую познавательную активность. Взаимодействуя с предметами, наблюдая за происходящим, задавая вопросы, они усваивают первичную информацию. Это их – и очень ценный — способ познания мира.

С каждым годом интересы детей углубляются. Старшие дошкольники уже не просто интересуются, а пытаются докопаться до истины. Их активность направлена на поиск решения, на проверку опытным путем свойств предметов, на разгадку природных явлений. Собственно, происходит становление познавательно-исследовательской деятельности.

Задача взрослого стимулировать природную поисковую активность ребенка, развивать его исследовательские способности.

Познавательно-исследовательская деятельностьматериал

СПРАВКА №1 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста»

На основании Положения о должностном (внутрисадовом) контроле, годового плана, приказа №43/1-О от 24.01.2017г. в период с 13.02.2017г. по 17.02.2017г. в МАДОУ «Детский сад № 6» проводился тематический контроль по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста» с целью анализа условий, созданных в дошкольной образовательной организации для развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста.

Тематический контроль проводился по вопросам:

  • Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей;
  • Оценка профессиональных умений воспитателя по организации детского экспериментирования;
  • Взаимодействие с семьей по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Для проведения контроля была назначена рабочая группа в составе:

  • О.В. Мошнина, заместитель заведующего по УВР;
  • И.Г. Полежаева, старший воспитатель;
  • М.А.Кириллова, старший воспитатель
  • Т.В. Гасанова, старший воспитатель.

В результате проведения контроля получены следующие результаты:

  1. Содержание развивающей предметно-пространственной среды в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей

По данному вопросу проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности детей, наличия и наполнения центров экспериментирования и познавательных центров.

Анализ содержания развивающей предметно-пространственной среды в группах для организации познавательно-исследовательской деятельности детей показал:

Во всех группах организованы центры экспериментирования, которые имеют обозначение, название, правила деятельности в нем. В центрах достаточно оборудования для организации и проведения экспериментов (воронки, пробирки, пипетки, емкости разного размера и формы, сито, трубочки, тарелочки, воздушные шары, пинцеты, лопатки, контейнеры, формы и др.), имеются материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие). Имеются приборы (лупы, часы, весы, компас, микроскоп), природный и бросовый материал (камни, шишки, поролон, пенопласт, желуди, киндер-сюрпризы, ткани, нитки, бумага разного вида, семена и др.).

В группах №1,3,4,5,6,7,8,9,10 имеются схемы, алгоритмы, технологические карты для организации совместной и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

Во всех группах имеются картотеки опытов и экспериментов.

В центрах познавательного развития обозначено название и правила поведения в нем.

Во всех группах имеется познавательная литература в соответствии с возрастными особенностями детей, наглядный материал для рассматривания, наблюдения, обследования.

Имеются материалы, помогающие развитию у детей способности к моделированию – календари погоды, карты, схемы, мнемотаблицы.

Материалы подобраны с учетом регионального компонента во всех группах.

Детско-родительские исследовательские проекты имеются в группах №3,5,6,7,8.

Оборудование, пособия и материалы соответствуют возрастным, гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

РЕКОМЕНДОВАНО:

  • Воспитателям Волощенко Л.А., Абросимовой А.Ю. (группа №1), Маляровой А.В. (группа №4), Гассельбах С.А., Елдовой Е.В. (группа №9), Володкиной А.П., Сорокиной Т.Н. (группа №10) организовать с воспитанниками и их семьями исследовательскую проектную деятельность, применять в образовательном процессе детско-родительские проекты, размещать их в центрах детской активности.
  1. Оценка профессиональных умений воспитателя по организации детского экспериментирования

По данному вопросу организован просмотр организации детского экспериментирования воспитателями групп.

Воспитателями Симанович Н.Н. (группа №6), Васильевой Е.А. (группа №8), Гассельбах С.А. (группа №9) созданы оптимальные условия для организации детского экспериментирования (соответствие темы исследования возрастным особенностям детей, достаточное количество оборудования, обеспечена техника безопасности). Воспитатель знает методику организации экспериментирования. Но в деятельности с детьми не созданы условия для формулирования цели и выдвижения детьми предположений, гипотез. В ходе деятельности присутствует пошаговое инструктирование, что не дает возможности детям использовать имеющиеся уже у них познавательные умения, способы деятельности, поисковые действия.

Воспитателями Глушковой Т.Н. (группа №2), Самойловой Е.В. (группа №3), Маляровой А.В. (группа №4) созданы необходимые условия для организации детского экспериментирования. Дети активны, воспитателем осуществляется недирективная помощь по необходимости. В ходе организации детского экспериментирования учтываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Воспитатель знает и соблюдает методику организации данной деятельности.

Воспитателем Корниловой Е.Ю. (группа №7) детское экспериментирование организовано в соответствии с возрастными особенностями детей. Воспитатель создает оптимальные условия для реализации всех его этапов, для практического использования детьми имеющихся у них познавательных умений, способов деятельности, поисковых действий.

Воспитателями Сорокиной Т.Н. (группа №10), Паленковой С.М. (группа №5), Волощенко Л.А. (группа №1) не созданы условия для организации детского экспериментирования, методика организации детского экспериментирования не соблюдается.

РЕКОМЕНДОВАНО:

  • Воспитателям Васильевой Е.А. (группа №8), Симанович Н.Н. (группа №6), Гассельбах С.А. (группа№9) при организации детского экспериментирования создавать условия для самостоятельного формулирования детьми цели и выдвижения предположений, гипотез, практического использования имеющихся у них умений, способов деятельности.
  • Старшему воспитателю Кирилловой М.А., заместителю заведующего по УВР Мошниной О.В. организовать методическое сопровождение воспитателей Сорокиной Т.Н. (группа №10), Паленковой С.М. (группа №5), Волощенко Л.А. (группа №1) посредством индивидуального консультирования данных педагогов, просмотром организации детского экспериментирования данными педагогами, последующим анализом профессиональных умений воспитателей по организации детского экспериментирования.
  1. Взаимодействие с семьей по развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

По данному вопросу проведен анализ перспективных планов по взаимодействию с семьей, проведено собеседование с педагогами.

В результате выявлено:

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №1 «Василек» для родителей размещена печатная консультация «Эксперименты для детей и родителей 5-7 лет», которая в плане отсутствует; в плане взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный год запланировано и проведено (09.02.2017г.) групповое родительское собрание в форме семинара-практикума «Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной работы»; также запланирована письменная консультация «Опыты в картинках» (февраль), но не представлена в наглядном уголке.

В младшей группе общеразвивающей направленности №2 «Колокольчик» для родителей размещена печатная информация «Как дома побудить ребенка к познавательно-исследовательской деятельности»; в плане взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный год запланировано (27.02.2017г.) групповое родительское собрание в форме круглого стола с элементами игры и продуктивной деятельности «Познавательно-исследовательская деятельность – фундамент умственного развития ребенка».

В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи №3 «Фиалка» запланировано и будет проведено в соответствии с планом (28.02.2017г.) родительское собрание в форме семинара-практикума «Экспериментируем дома или помоги мне это узнать самому», также в соответствии с планом размещена в информационном уголке письменная консультация «Опыты в картинках».

В средней группе общеразвивающей направленности №4 «Одуванчик» для родителей размещена печатная консультация «Занимательные опыты и эксперименты для малышей»; в плане взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный год запланированы (февраль 2017 г.) групповое родительское собрание в форме семинара-практикума «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома» и оформление папки-передвижки «Экспериментируем, играя».

В подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности №5 «Анютины глазки» запланировано и будет проведено (20.02.2017г.) родительское собрание в форме деловой игры «Учимся, играем, познаем». Никакой наглядной информации по данной теме не запланировано, но в информационном уголке для родителей размещены письменная консультация «Эксперименты для детей», папка-передвижка «Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст».

В подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности №6 «Ромашка» для родителей размещена печатная консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », в плане взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный год запланировано (20.02.2017 г.) групповое родительское собрание в форме деловой игры «Учимся, играем, познаем».

В средней группе общеразвивающей направленности №7 «Незабудка» запланировано и будет проведено (21.02.2017г.) родительское собрание в форме семинара-практикума «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома», наглядный материал – письменная консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» (январь), папка-передвижка «Занимательные опыты на кухне» (февраль) представлен в соответствии с планом.

В подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности №8 «Тюльпанчик» запланировано и будет проведено (28.02.2017г.) в форме круглого стола «Развитие познавательных интересов детей», папка-передвижка «Детская познавательная инициатива» (февраль) – представлена родителям в информационном уголке.

В старшей группе общеразвивающей направленности №9 «Маргаритка» размещена письменная консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома» (в плане отсутствует). В плане взаимодействия с семьями воспитанников на 2016-2017 учебный год запланировано (27.02.2017г.) групповое родительское собрание в форме мастер-класса «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

В старшей группе общеразвивающей направленности №10 «Розочка» запланировано и будет проведено (27.02.2017г.) родительское собрание в форме педагогической лаборатории «Развитие познавательной активности детей в экспериментальной деятельности», письменная консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома» (февраль) представлена в соответствии с планом.

Таким образом:

  • во всех группах запланированы и проводятся в соответствии с планом родительские собрания в рамках темы «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста»;
  • во всех группах размещена наглядная информация по данной теме, однако в группе №1 (воспитатели Волощенко Л.А., Абросимова А.Ю.) в информационном уголке представлена письменная консультация, не соответствующая запланированной; в группах №5 (воспитатели Паленкова С.М., Брюханова Л.А.), №9 (воспитатели Гассельбах С.А., Елдова Е.В.) не включены в план наглядные материалы по данной теме, но в информационном уголке представлены.

РЕКОМЕНДОВАНО:

  • Воспитателям Волощенко Л.А., Абросимовой А.Ю. (группа №1) представить в информационный уголок для родителей наглядную информацию в соответствии с планом (письменная консультация «Опыты в картинках»).
  • Воспитателям Паленковой С.М., Брюхановой Л.А. (группа №5), Гассельбах С.А., Елдовой Е.В. (группа №9) внести корректировку в план взаимодействия с семьей; при планировании деятельности по взаимодействию с семьей учитывать годовые задачи, которые ставит перед собой коллектив на учебный год.

Заместитель заведующего по УВР: О.В. Мошнина

20.02.2017г.

Виды познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном возрасте

Ребенок дошкольного возраста постигает окружающий мир только теми способами, которые доступны ему в силу ограниченного опыта. Он может задавать вопросы о новом и непонятном, может рассуждать и даже выдавать неожиданные гипотезы. Может опытным путем проверять, что произойдет, если…

Все перечисленные способы детской активности выполняют поисково-исследовательскую функцию. Благодаря ним дошкольник открывает для себя много нового, постепенно расширяет кругозор и формирует свою картину мира.

Постановка вопросов

Детские размышления, как правило, начинаются с вопроса. Спросить взрослого о том, что заинтересовало или удивило, — простейший и доступный вид познавательно-исследовательской деятельности для дошкольника.

В дошкольном возрасте практически все вопросы детей носят познавательный характер и нацелены на то, чтобы понять сущность явлений, процессов, закономерностей. Ребенок может интересоваться, почему у кота мягкая шерсть, а у ежа острые колючки, почему велосипед не падает в движении, как в лампочку «попадает» свет и т.п.

Эвристические вопросы (ведущие к открытиям) у детей возникают по той причине, что они сталкиваются с некой проблемой, интеллектуальной сложностью или практической задачей. Например, услышав гром, дошкольник сыплет вопросами, пытаясь понять, как и отчего образуется грохот, где находится источник столь мощных звуков.

Задавая вопросы, ребенок проявляет большую настойчивость в поиске ответа, требует от взрослых подробных и аргументированных пояснений.

Рассуждения

Многих дошкольников ответы на волнующие вопросы подталкивают к дальнейшим рассуждениям. Новое знание должно занять свое место в детском восприятии мира, а для этого не хватает понимания, как оно связано со всем тем, что уже знает ребенок.

Любознательный дошкольник начинает размышлять с опорой на уже известные ему факты и образы. «Птицы летят на юг, а как они найдут дорогу обратно? В небе же нет таких дорог, как на земле», — озадачивается ребенок. Далее выстраивает цепочку умозаключений и делает выводы, что птичий вожак ориентируется на какие-то сигналы.

В дошкольном возрасте рассуждениям присуща образность и опора на факты, которые доступны пониманию ребенка.

Экспериментирование

Детское экспериментирование – это вид познавательно-исследовательской деятельности, который позволяет обнаруживать неявные свойства, преобразовывать объекты, испытывать предметы в новом качестве. Особенно привлекает детей, что они могут делать пробы, проверять свои гипотезы, сколько угодно ошибаться и повторять опыты.

Опыты и эксперименты удерживают внимание детей и побуждают их к самостоятельному поиску причин, почему свойства предмета или явления проявляются именно таким образом.

Наблюдая за экспериментом, ребенок высказывает свои догадки. Чем смелее и активнее он озвучивает разные предположения, тем быстрее добирается до верного вывода.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
  • О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
  • О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • старший дошкольный возраст;
  • компонент дидактический;
  • компонент оборудования;
  • компонент стимулирующий;

— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

— серии картин с изображением природных сообществ;

— книги познавательного характера, атласы;

— тематические альбомы;

— коллекции;

— мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня»;

— материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

— сито, воронки;

— половинки мыльниц, формы для льда;

— проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

— мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

— карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

— персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В старшем дошкольном проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты ,которые могут быть очень интересны детям!

1. «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

2. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

3. «Фокусы с магнитами»

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

Рисование магнитами

Материалы для опыта: 2 одноразовые тарелки, краски разных цветов, магнитные шарики, магниты.

Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой, двигать шарики.

4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

5. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

6. Волшебные стеклышки. Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.

7. Опыты с водой и солью

Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда. Сыпем соль и лед тает.

8. Опыты с песком. Почему песочные часы называют песочными?

Цель: выявить свойства песка и глины.

Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.

Проведение опыта:

— Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.

— Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина – из комочков.)

— Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.)

— Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины — неровная.) Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие.)

— Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно.)

Подводится итог:

Главное свойство песка – сыпучесть.

Главное свойство глины – рыхлость.

Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется

Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными

Широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Дети очень любят делиться новостями, и поэтому возникает проблема: как удовлетворить желания всех детей. Тему проекта должны предлагать сами дети, исходя из своих интересов и потребностей. В младших и средних группах нужно подвести детей к выбору темы проекта. Выбор темы и интересов детей начинаются с «модели трёх вопросов»:

— Что вы знаете?

— Что вы хотите узнать?

— Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности можно предложить проекты «Волшебница вода», «Продукты полезные и не очень», «Душистое мыло», «Огород на подоконнике».

Например, ходе проекта «Продукты полезные и не очень», дети исследуют вредное влияние “Кока-колы” и чипсов на организм человека. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

В процессе проекта «Душистое мыло» дети на основе экспериментов подтверждают гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава. Дети совместно с родителями смогут изготовить мыло с различным составом в домашних условиях.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Родители и воспитанники должны привлекаться к созданию познавательно- развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами.

В родительском уголке можно завести постоянно действующую рубрику в «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

Необходимо разработать буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

  1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
  4. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом.XXI век, 2010. – 189 с.
  5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.
  6. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.
  7. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.
  8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  9. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М.: ИД Карапуз, 2002. – 72 с.

Методы и способы реализации исследовательской активности

Уровень развития старших дошкольников позволяет им проявлять себя в любом из рассмотренных видов познавательно-исследовательской деятельности. Особой активностью в этом направлении отличаются одаренные дети. Но каждого ребенка можно растормошить, зажечь в нем искорку любопытства и подтолкнуть к более глубокому постижению окружающей действительности.

Существует две основные формы познавательно-исследовательской деятельности:

  • Ребенок – это источник деятельности. Он сам ставит цель и стремится ее достигнуть, удовлетворяя свое любопытство.
  • Исследовательский процесс организует взрослый, пробуждая интерес, мотивируя к познанию. Дошкольник учится действовать.

Каждая из этих форм направлена на решение единой задачи: помочь ребенку разобраться в проблемном вопросе, прочно усвоить новые знания и приобрести новый опыт.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников варьируются от бесед до выполнения небольших проектов с получением конкретного результата. Они широко применяются в ДОУ. Также отлично подойдут и в домашней обстановке.

Развивающие беседы

Когда речь идет о развивающих беседах, то диалог должен мотивировать ребенка не только на получение готовой информации, но и на желание размышлять, анализировать и делать выводы.

Например, заинтересовался дошкольник, почему внезапно среди лета выпал град. Не нужно спешить с объяснениями. Подведите к рассуждениям, чем является каждая градинка, отчего замерзают капли воды, что происходило в атмосфере накануне. Ребенок размышляет, выстраивает логическую цепочку и формулирует свое предположение. Возможно, потребуется некоторая коррекция, однако юный исследователь уже сможет сделать вывод.

Или ребенок услышал новое слово и интересуется, что оно обозначает. Дайте порассуждать об этом сыну или дочке, и только в конце прокомментируйте и сформулируйте детскую мысль более отчетливо.

Организация наблюдений

Наблюдать с ребенком можно за живой природой (животными, насекомыми, растениями), неживой природой (сезонными изменениями и явлениями природы) и общественной жизнью. Организуя наблюдения, необходимо определить:

  • место наблюдения (парк, луг, пруд, городская среда);
  • объект наблюдения (растение, животное, объект неживой природы).

При необходимости подготовить и взять с собой специальные приборы (лупу, термометр и т.д) или предметы (корм для птиц, щеточки и пр).

Летние погодные условия способствуют познавательно-исследовательской деятельности дошколят. Организация наблюдений в это время года направлена и на укрепление здоровья ребенка, и на создание условий, в которых он смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Можно организовать наблюдение в домашних условиях. Например, за выращиванием лука. Хорошо срабатывает игровая мотивация: обустроим грядку на подоконнике.

Ребенок с помощью взрослого наливает воду в стаканчики, «сажает» в них луковицы и выставляет на подоконник. В течение нескольких дней ведется совместное наблюдение за луковицами. Можно вести «Лист наблюдений» и фиксировать изменения с помощью зарисовок. Когда стрелки лука будут достаточно длинными, их можно срезать и накрошить ребенку в суп. Он будет рад попробовать витамины с собственной «грядки».

Опыты и эксперименты

Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его мышления, дошкольник должен во время выполнения задания оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Поэтому так важно, чтобы взрослые организовывали и проводили совместно с ребенком опыты и эксперименты.

Самые интересные эксперименты – это опыты с предметами. Всем известный опыт «Тонет – не тонет» потребует простой инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов (перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.).

В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «тонет – не тонет»:

  1. Тонет сразу;
  2. Тонет после намокания;
  3. Не тонет.

Дошкольник самостоятельно проверяет «плавучесть» каждого предмета. Предварительный осмотр и тактильное обследование предметов подсказывают, какие качества предметов влияют на результат взаимодействия с водой.

Вовлечение в проекты

В современных детских садах широко применяется метод проектной деятельности. В основном, обращаются к трем видам проектов:

  • исследовательский (изучение тех или иных явлений);
  • творческий (создание творческого продукта);
  • нормативный (совместное создание свода правил).

Организация проектной познавательно-исследовательской деятельности позволяет включить детей в общее дело и создать совместный творческий продукт.

С таким же успехом можно организовать проект в домашних условиях для своих детей или для ребенка и его друзей.

Например, увлечь созданием общего рисунка на большом листе. И краски при этом можно совместно приготовить необычные, волшебные (на основе муки, соли и гуаши). Такие краски удобно наносить на лист непосредственно рукой, что необычайно привлекает детей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Старший воспитатель

МБДОУ д/с№7 г.Алагир

Таболова З.М.

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в процессе партнерства с взрослым. Это игровая деятельность, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, трудовая деятельность.

Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Познавательно-исследовательская деятельность это форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

«От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска. Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности» (Савенков А.И.).

Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду это специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении. В контексте ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

В ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира.

В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду рекомендуется включать такие виды активности:

  • наблюдения (исследовательская работа на участке, знакомство с повадками питомцев в уголке природы и т.д.);
  • проведение опытов (проращивание семян, превращение воды в пар или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
  • коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
  • просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующим обсуждением;
  • работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем);
  • оформление тематических выставок;
  • сбор коллекций (например, коллекции необычных игрушек, коллекции открыток, растений и др.);
  • разыгрывание фантазийных путешествий по странам и континентам, в ходе которых дошкольники узнают о традициях разных национальностей, различиях климата и способа проживания;
  • поисково-исследовательские проекты («Вода – это жизнь», «Необыкновенные свойства магнита», «История моей семьи», «Откуда берутся книги», «Что в имени тебе моем…», «Земля – наш общий дом», «История новогодней игрушки», «Эти удивительные камни»).

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи детей. Нельзя не отметить положительного влияния исследования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

И задача педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Воспитатель использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:

  • обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
  • стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения ( «Как?», «Что узнаешь при этом?»);
  • обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если…»);
  • помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки);
  • использует приемы развития творческого воображения, творческой педагогики.

Дети старшего дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. И опытно-экспериментальная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, в самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

Нельзя упрекать ребенка за неудачи, или испорченный материал. Важно разобраться, почему не получилось. Важно выслушать ребенка и услышать его мысли, мнение.

Некоторым детям свойственна леность мысли: им не хочется думать. Именно по этой причине они нередко отказываются от выполнения задания со словами: «Я не знаю, я не умею». В то же время при участии взрослых они вполне способны сделать то, что им предлагают. Не давайте им готовые ответы, и помогайте в поисках способов действия. Лучше побуждать детей к исследовательской деятельности. Для ее развития полезны занимательные задачи, загадки, посильные головоломки, развивающие игры и упражнения.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову):

1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.

3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить…

4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится из четырёх блоков педагогического процесса:

1.Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые мероприятия).

2.Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество).

3.Самостоятельная деятельность детей (работа в экспериментальном уголке).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

В процессе эксперимента:

— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

— идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

— развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, делать выводы и обобщения.

Одним из эффективных методов познавательно-исследовательского обучения дошкольников является проектный метод.

Использование проектного метода в познавательно-исследовательской деятельности способствует становлению ребенка, как самостоятельного и инициативного субъекта познания. Проектная деятельность – это партнерская деятельность взрослого и ребенка, которая развертывается как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, потому что они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, а не выступать в роли пассивного слушателя. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Н.А. Рыжова выделяет три основных этапа в познавательно-исследовательском проекте:

1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й — исследовательский (основной): поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й — обобщающий (заключительный): обобщение резуль­татов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и составление рекомендаций, представление результатов.

Презентация результатов проекта может быть в любой интересной для детей форме: выставка, мини-музей, книжки-малышки, развлечение, праздник, драматизация сказки, викторина и др.

Перед воспитателем в группе детского сада стоит задача: создание условий и оказание активной помощи в познавательно-исследовательской деятельности детей. С этой целью в группе создаются уголки экспериментирования.

Уголок экспериментирования включает в себя:

1. Дидактический материал: схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением разных предметов; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции.

2. Оборудование:

-микроскопы, лупы, песочные часы, магнит, зеркало, ситечко, воронка, мерный стаканчик;

— природный материал: камни, листья деревьев, мох, семена, шишки, ракушки, почва разных видов (песок, глина) и др;

— бросовый материал: провод, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки, резины и др;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;

— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др);

— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, пробирки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

— другие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, крупы и др;

-фартучки из клеёнки, резиновые перчатки, тряпочки.

3. Стимулирующий материал: персонаж, от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки-подсказки, мини-стенды, личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.

При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность (содержательно-насыщенная);
  • доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р.

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2014.

  2. Рыжова Н.А.

    Экологический проект «Мое дерево». М., «Карапуз-Дидактика», ТЦ «Сфера», 2006.

  3. Соломенникова О.А.

    Ознакомление с природой в детском саду. М., 2015.

  4. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.

    Детское экспериментирование, М., 2003.

  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

    Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

  6. Савенков А.И.

    Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8.-М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2007.

  7. Короткова Т.А.

    Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду. «Дошкольное воспитание» — 2003г. — №3.

  8. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.

Развитие исследовательских задатков у дошкольников

Развитие исследовательских задатков у ребенка во многом зависит от позиции взрослых. Ведь дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты.

Поэтому взрослые должны мотивировать детей на выполнение интересных заданий, стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать ребенку оценить уровень предложенных решений.

При этом необходимо предоставлять максимальные возможности для самостоятельных действий, поддерживать инициативу дошкольника.

Активизация познавательного интереса

Несмотря на то, что у детей существует естественная потребность в познании, их интерес и поисковую активность необходимо стимулировать. Для этого можно использовать задания на развитие умений оригинально мыслить, видеть проблемы, рассуждать с разных точек зрения.

Упражнения и задания для этого подойдут разноплановые. Вот только несколько из них:

  • Составить рассказ от имени Колобка (герой может быть любым);
  • Придумать несколько ответов на эвристические вопросы (Почему поют птицы?);
  • Упражнения на развитие умения задавать вопросы («Задай вопросы веселому зайчику на рисунке, чтобы узнать о нем»);
  • Провести мысленный эксперимент («Что будет, если все люди станут великанами?»);
  • Эксперименты с реальными объектами с целью выявить новые свойства (с водой, красками, лучом света, пластмассой, тканью);
  • Игры на развитие мышления («Последовательные картинки», «Были-небылицы» и другие).

Поощрение самостоятельности ребенка

Исследовательская и поисковая деятельность принесет мало пользы дошкольнику, если он будет только наблюдателем. Недостаточно и того, что ребенок всего лишь будет выполнять действия. Важно, чтобы он самостоятельно ставил цели, что он хочет проверить, узнать, понять. А обозначив цель, действовал в соответствии с ней.

Чтобы последовательно развивать самостоятельность ребенка, родителям нужно придерживаться соответствующих правил:

  • Создавайте в доме среду, способствующую самостоятельности ребенка.
  • Давайте возможность решать небольшие проблемные ситуации.
  • Поддерживайте интерес к деятельности.
  • Дозируйте свою степень активности в совместных с ребенком делах.
  • Не ругайте за неудачи. Вместе разберите их причины.
  • Хвалите ребенка за успехи. Это ОЧЕНЬ важно!

Влияние познавательно исследовательской деятельности на формирование готовности к школе

Вовлечение дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность дает ему хороший задел для предстоящего обучения в школе. Этот вид деятельности обеспечивает прочное усвоение знания и развивает стремление к познанию нового.

Ребенок учится формулировать цели, логически рассуждать, придерживаться алгоритма в действиях, контролировать шаги, оценивать полученные результаты. Все перечисленное пронизывает учебную деятельность в школе.

В дополнение, поисковые усилия формируют произвольное внимание и оказывают влияние на становление волевых качеств дошкольника. Ребенку приходится повторять эксперименты, возвращаться к наблюдениям, чтобы найти ответы на проблемные вопросы.

Таким образом, познавательно-исследовательское отношение к окружающему миру всесторонне развивает дошкольника и повышает его готовность к обучению в школе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]