Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Рыбки в пруду» в средней группе


Занятие на тему «Рыбы» в средней группе

Задачи:

  • формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
  • формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
  • активизация и обогащение словарного запаса детей.
  • вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
  • воспитывать интерес к природе.

Предварительная работа:

1. Рассматривание аквариума – водной экосистемы.

2. Наблюдения за аквариумными рыбками.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду». 4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению». 5. Рисование Рыбки в аквариуме». б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

7. Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах».

Ход:

Игра «Рыбка плавает в водице»

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Воспитатель: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети:

Это вода: океаны, реки, озёра.

Воспитатель:

А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

— Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.

Ответы детей.

Физминутка: «Путешествие по дну моря».

Воспитатель:

Давайте посмотрим на них.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Воспитатель:

Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Дети:

Это рыбы.

Воспитатель:

Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.

Воспитатель:

Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Ответы детей.

Воспитатель:

Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Воспитатель:

Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

— Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Дети:

Скользкая.

Воспитатель:

Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

— Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

Воспитатель:

А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

(Высказывания детей.)

Воспитатель:

«Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»

Где же спит рыбка и как? Ответы детей.

— Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Воспитатель:

Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.


Воспитатель:

Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.

Воспитатель:

Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Воспитатель:

Кто знает названия рыб? Назовите!

Ответы детей.

Воспитатель:

Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой — браконьер.

Игра «Мы – рыбки».

Итог:

Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Примечание:

по всем схемам рассказывают дети с высоким уровнем, по отдельным – дети со средним и низким уровнем развития.

Конспект занятия «Где живет рыбка» для средней группы

«Где живет рыбка»

Средняя группа

Задачи:

Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;

Формировать знания о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;

Воспитывать интерес к природе.

Ход:

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем? Ответы детей: пароход, корабль, лодка. — Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке. — Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише). — И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»). — Ребята, как вы думаете, что это за водоем? Ответы детей: река, пруд, озеро. — Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме! — Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир. — Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине. Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др. — Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете. Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

Давайте посмотрим на них. — Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.

Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»

Подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?

Всех рыб отличают от других животных общие признаки.

Предложить детям нарисовать на доске формы тела рыбы (вариант – игрушка заводная рыбка).

Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.

— Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь?

Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.

— Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.

А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?

— Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.

Рассматривание модели «Рыба»

Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.

Физкуль.

Рыбка в озере жила, Рыбка к берегу плыла, (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны) Хвостиком виляла, Корм себе искала. (прыгаем ноги в стороны, вместе) Возле берега червяк, Извивается вот так, (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо) Рыбка подплывает, Червяка хватает. (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть)) Дернул леску рыбачек, Да сорвался червячок, (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной) Рыбка не попалась, С червяком осталась. (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?

Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».

Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.

Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.

Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.

Кто знает названия рыб? Назовите!

Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?

Игра «Мы – рыбки».

Итог:

Что нового узнали? О чём говорили? О чём или о ком ещё хотите узнать?

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по теме «Золотая рыбка»

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе по теме «Золотая рыбка».

Автор: Недопекина Антонина Викторовна, воспитатель ГБОУ Детский сад № 1524, г. Москва. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы(4-5 лет) по теме « Золотая рыбка». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы, родителям, детям дошкольного возраста. Этот конспект направлен на воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству.Цель: Изображение рыбки на основе овала и аккуратно закрашивание формы, добавление соответствующих деталей (хвостик, чешую, плавники, глаз). Задачи: Уточнять представление о внешнем виде рыб. Развивать чувство формы и цветовое восприятие. Продолжать воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и с другими детьми в создании коллективной композиции. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (красиво располагать рыбок по цвету друг за другом). Совершенствовать технические умения и навыки. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением рыб. Предварительная работа: Кормление рыб в аквариуме и наблюдение за их поведением. Беседы о внешнем виде и образе жизни рыб. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке» Раздаточный материал: «Дно подводного мира» изображенного на листе бумаги синего цвета( форматом 35см на 55 см ,для коллективной работы), гуашь, набор кистей № 8, № 3 ,баночки с водой, салфетки. Ход занятия: Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку. Вильнёт хвостиком туда-сюда — И нет её, и нет следа. Дети: Рыбка. Воспитатель: Правильно, а каких рыб вы знаете? (Показ картинки с рыбками)

Дети: 1 — жемчужный гурами; 2 меченосец; 3 — молинезия ; 4 — бойцовая рыбка; 5 — гуппи. Воспитатель: Послушайте, из какой сказки А. С Пушкина этот отрывок? В третий раз закинул он невод,- Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой,- золотою. Дети: Сказка о рыбаке и рыбке. Воспитатель: О ком говорится в сказке? Дети: О золотой рыбке. (Дети кратко пересказывают сюжет сказки.) Воспитатель: А где живет золотая рыбка? Дети: В подводном мире. Воспитатель: Давайте заглянем в подводный мир! Что там происходит? Как там красиво: на песчаном дне разноцветные камешки, водоросли зеленые под водой изгибаются. А это кто плывет? Золотая рыбка.(Показ заготовки для коллективной работы)

Воспитатель:Какого цвета рыбка? Большая или маленькая? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? Дети: Хвост, плавники. Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону. (Воспитатель показывает движения рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать рукой так, как рыба хвостом)
.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит? Дети: Да, ведь у неё есть глаза. Воспитатель: На что похоже её глаза? Дети: На маленькие черные бусинки. Воспитатель. А вы хотите поиграть в рыбок? Физкультурная минутка: У реки росла рябина (присев постепенное выпрямление туловища, руки вверх покачивая).
А река текла, рябила
(плавными движениями рук впереди).
Посредине глубина
(наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на
(ходьба).
Эта рыба – непростая
(прыжки).
Называется – золотая
(ходьба на месте).
Рыбка плавает в водице
( плавными движениями рук впереди)
Рыбке весело играть
( прыжки)
Рыбка, рыбка озорница Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула,
(прогнуться назад и потянуться)
Глазиком нам подмигнула. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Дети изображают резвящихся рыбок)
Воспитатель: Золотая рыбка что-то сообщить нам хочет. Видите, белые пузыри от ее губ вверх поднимаются. Ой, беда, беда! Растеряла рыбка своих сестричек золотых рыбок. Ей грустно без них. Ребята надо помочь рыбке! Воспитатель: Хотите научиться рисовать красками Золотую рыбку? (
показ нарисованного образца рыбки)


Подумайте, какая форма лежат в основе ее изображения?
Дети: Овал. Воспитатель: А что ещё есть у рыбки? Дети: Хвостик, чешуя, плавники, глаза. Воспитатель: Попробую нарисовать рыбку, для работы возьму большую кисточку и желтого цвета гуашь. Нарисую сверху дугу и снизу дугу так, чтобы получился овал. В одном месте дуги должны пересекаться, это будет хвостик рыбки. ( Показ последовательности рисования).

Воспитатель: Овал аккуратно закрашиваю. И даю подсохнуть.


Воспитатель: Затем беру кисточку поменьше и рисую рыбке хвостик, плавники.


Воспитатель: Что ещё надо добавить рыбке? Дети: Чешуйки и глазки. Воспитатель: Правильно. Рыбке обязательно надо прорисовать чешую. (показ)Воспитатель: Вот у меня получилась золотая рыбка.


А сейчас Вы попробуйте нарисовать Золотой рыбке ее сестричек, как запомнили. Но сначала разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика: « Рыбки» Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся
(очень плотно сжать пальцы),
Разожмутся
(растопырить пальчики в стороны),
То зароются в песке
(сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к рисованию рыбок. ( Дети рисуют золотых рыбок. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть)Воспитатель: Молодцы, красивых рыбок нарисовали! Ребята, посмотрите, Золотая рыбка обрадовалась, что нашлись ее сестрички. Она благодарит вас за оказанную помощь. Они могут исполнить ваши желания.


Воспитатель: Ребята, объясните пословицу: « Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». (Дети объясняют смысл пословицы.) Воспитатель: Правильно, если стараться и много трудиться, то все получиться. Вы научились рисовать Золотых рыбок и помогли рыбке. Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

План-конспект НОД для детей средней группы. Дикие животные План-конспект НОД для детей средней группы. Моя Родина План-конспект НОД для дошкольников средней группы. Тема: Транспорт Конспект НОД для детей средней группы «Геометрический калейдоскоп»

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия спасатель

Конспект занятия в детском саду «Свойства дерева». Средняя группа

Конспекты занятий в средней группе детского сада

Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности

Занятие в средней группе по социально-коммуникативному развитию

Цель. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

— Продолжать формирование умения считать в пределах 5 и соотносить количество предметов с цифрами 1,2,3,4,5; соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

— Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению; умения определять пространственные направления: направо – налево, сверху – снизу и т.д.

— Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5), форма не зависит от цвета и размера предмета.

— Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Оборудование: 20 бумажных рыбок 4 цветов: 5 жёлтых, 5 красных, 5 зелёных, 5 голубых с количеством белых кружочков по порядку: 1,2,3,4,5 в каждом цвете, 5 пластиковых ведёрок с прикреплёнными цифрами 1,2,3,4,5; Листы с картинками аквариума с разноцветными рыбами, простые карандаши на каждого ребёнка; 4 большие разноцветные рыбы, у каждой тело разной геометрической формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и по 5 маленьких рыбок к каждой таких же форм; счётные палочки и образец выкладывания рыбки на листе.

Организационный момент.

Дети стоят в кругу, пальчиковая игра «Рыбка».

Рыбка плавает в водице, (ладоши вместе, имитация плавательных движений)

Рыбке весело играть. (встряхивание ладонями)

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальцем)

Мы хотим тебя поймать. (ладони поочерёдно сжимаются в кулаки)

Рыбка спинку изогнула, (выгибание ладоней)

Крошку хлебную взяла, (хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула, (волнообразные движения ладонями)

Быстро – быстро уплыла. (прячут руки за спину)

Задание 1. Дети, как вы думаете, рыбку из воды поймать легко или трудно? Почему? Да, нужно быть внимательным, терпеливым, ловким.

Как называется человек, который умеет ловить рыбу? (рыбак). Предлагаю вам игру «Рыбаки и рыбки». Представьте, что вы рыбаки и перед вами река (два стола с рассыпанными бумажными разноцветными рыбками с разным количеством кружочков). У каждой рыбки есть кружочки, которые нужно сосчитать и положить в ведёрко с соответствующей цифрой. Первую рыбку пусть поймает 1 — Ваня, сосчитает вслух кружочки и найдёт нужное ведёрко. Затем 2 — Ксюша, 3 — Катя и 4 — Полина А. Теперь 5 — Миша Т., 6 — Николина, 7 — Алиса, 8 — Вика Л., 9 — Арина, 10 — Рома.

Все рыбки разложены по ведёркам. Давайте проверим.

Подойдите к столам.

Задание 2.

Листы с картинками аквариума на каждого ребёнка, где плавают 9 разноцветых рыб: большие и маленькие, вправо и влево, простые карандаши.

1. Спрячь в кружок рыбок, которые плывут вправо, а влево – в прямоугольник.

2. Сосчитайте, сколько маленьких рыб (5), а больших рыб (5)? Каких рыб больше, каких меньше? (поровну)

3. Обратите внимание на расположение рыбок в аквариуме. Какого размера и цвета рыба находится:

1-В середине аквариума? Миша! (большая жёлтая рыба) Где она находится? (в середине аквариума)

2-В правом верхнем углу? Вика! (большая белая рыба)

3-В правом нижнем углу? Алиса! (большая синяя рыба)

4-В левом верхнем углу? Ксеня! (большая зелёная рыба)

5-В левом нижнем углу? Рома! (маленькая жёлтая рыба)

6-Между большой зелёной и большой белой? Катя (маленькая красная рыба)

7-Под большой жёлтой рыбой? Ваня! (большая красная рыба)

8-Над маленькой белой рыбой? Полина А.! (большая зелёная рыба)

9-Между большой белой рыбой и большой синей рыбой? Николина! (маленькая зелёная рыба)

10- Между маленькой белой рыбой и маленькой жёлтой рыбой? Арина! (маленькая синяя рыба).

Молодцы! А теперь выходите на весёлую физминутку!

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке, (имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке. (руки в стороны)

Первая рыбка сказала: ныряйте легко, (наклоны вниз с имитацией ныряния)

Вторая сказала: но здесь глубоко! (руки вверх с потягиванием)

Третья сказала: мне хочется спать, (руки сложить под ухо)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (обхватить себя за плечи и потереть их)

Пятая крикнула: здесь крокодил! (имитация открывания пасти крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил! (махи прямыми руками)

Посмотрите, от крокодила все маленькие рыбки в реке спаслись, попрятались и не могут теперь найти своих мам. Поможем малькам вернуться к своим мамам – рыбам.

Педагог раскладывает на каждый из 4-х столов больших рыб в виде разных геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. На столы детям по несколько маленьких рыбок в виде разных геометрических форм и разных цветов.

Задание 3.

Дети, вы знаете, что рыбы бывают разной формы: рыба-шар круглая, скалярия — треугольной формы, мы с вами смотрели картинки.

Посмотрите, дети, рыбы-мамы имеют разную форму туловища. Но у всех есть что – то общее. Что же это? Хвост. Какой он формы? Треугольной.

Какой формы тело этой рыбки? Где её мама? Помоги, Алиса, найти мальку свою маму – рыбу по форме тела. И т.д.

Если бы рыбы могли разговаривать, они бы сказали вам спасибо, дети, за помощь!

Вы хотели бы, чтобы в наших водоёмах водилось побольше рыбы? Садитесь за столы и берите разноцветные счётные палочки.

Задание 4. Выложите на столе из счётных палочек рыбку по образцу. Затем ещё три рыбки по вашему представлению.

Хороводная игра «Ерши».

Ход. Дети становятся в круг, выбирают водящего считалкой, он становится в круг, дети идут по кругу и говорят:

На реке камыши,

Расплескались там ерши.

Круг постарше, круг помладше,

Круг совсем малыши.

Друг на друга глядят,

И все делают вот так!

(Показывает движение, дети повторяют, он просматривает и выбирает водящим вместо себя того, кто лучше всех выполнял движение, игра продолжается 3 раза.)

Дети, понравилось вам заниматься? Какие задания были лёгкие? Какие трудные? Какое самое интересное? Вы очень хорошо справились со всеми заданиями, молодцы!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]