Проведение творческого занятия «Одежда и обувь» в средней группе
Занятия по рисованию в средней группе часто носят игровой характер. Ребят не заинтересует задание «Надо нарисовать сапоги», а вот общение с персонажем-игрушкой и изготовление для него сапожек точно придётся по душе. Таким образом, вводная часть занятий по рисованию одежды направлена на повторение особенностей объектов по теме и одновременно мотивирует детей к практической работе.
Таблица: мотивирующее начало занятия
Тема занятия | Вариант вводной части |
«Платок для матрёшки» | Решение проблемной ситуации. В группу приходят матрёшки (игрушки или картинки с однотонными платками) и рассказывают ребятам, что в краеведческом музее скоро состоится выставка, а мастера не успевают расписать их. Дети предлагают помощь. |
«Украшение свитера» | Сюрпризный момент. В игровой уголок приходит посылка для детей и кукол. В ней находятся заготовки свитеров. Куклы жалуются, что все они одинаковые, и просят ребят украсить их. |
«Платье для любимой мамочки» | Изучение наглядного материала: фотографий, открыток или презентации с женскими платьями. Проведение беседы:
|
Изучение наглядного материала предполагает обязательное обсуждение
Конспект занятия по рисованию
Схема конспекта занятия в средней группе:
- Цели и задачи.
- Предварительная работа.
- Дидактические материалы и инструменты для рисования.
- План НОД:
- Оргмомент — 1 минута.
- Вводно-информационный этап — 3–4 минуты.
- Практическая часть — 13–14 минут.
- Показ работ, подведение итогов — 2 минуты.
Таблица: занятие по рисованию «Украшаем свитер» в средней группе (фрагмент)
Автор | Иванова Э., воспитатель МБДОУ Д/с №458, г. Нижний Новгород. |
Цели |
|
Материалы |
|
Предварительная работа |
|
Ход занятия | В гости к детям приходит кукла. К.: Здравствуйте, ребята. Дети и воспитатель: Здравствуй. В.: А как тебя зовут? К.: Маша. В.: Мы рады видеть тебя, Маша, у нас в гостях. Но мне кажется, что ты грустная. Что у тебя случилось? К.: Мы пошли в магазин, хотели купить себе свитеры, но они все белого цвета. А мы хотели красивые, разноцветные. В.: Не расстраивайся, Маша. Наши ребятки такие умнички, помогут вам. Ребятки, вы сможете разукрасить свитеры? Д.: Да. В.: Ну что ж, отправляемся тогда в гости к куклам. Дети с воспитателем и куклой отправляются в гости к куклам. В.: Вот мы и пришли в гости. Какой тут магазин стоит. А что здесь продаётся? Д.: Свитеры. В.: Какого они цвета? Д.: Белые. В.: Действительно, они все белого цвета. Как их много! А когда носят тёплые вещи, ребятки? Д.: Когда холодно. В.: Правильно, в холодное время года. Зимой и осенью. Ребята, а вы хотите украсить их, чтобы куклы носили красивые свитеры? Д.: Хотим. В.: Тогда рассаживайтесь. Дети садятся за столы. Воспитатель спрашивает, что можно сделать, чтобы свитеры стали красивыми. В.: А как можно украсить свитер? Д.: Точками, волнистыми линиями, кружочками, точками. Воспитатель говорит, что каждый ребёнок украшает свитер, как хочет, красиво подбирая цвета красок и располагая узор. Воспитатель помогает детям подобрать краски при выполнении работы. Хвалит детей и говорит, что куклы очень рады таким красивым подаркам. Физкуль <�…> В конце занятия дети рассматривают и подчёркивают красивое сочетание цветов и узоров. Кукла благодарит детей и прощается с ними. Дети и воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. До свидания. Подводится итог занятия. Дети делятся своими впечатлениями. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/hudozhestvenoe-tvorchestvo-risovanie-ukrashaem-sviter-dlja-detei-srednei-grupy.html |
Конспект приведённого занятия — классический образец декоративного рисования в средней группе. Существенное замечание одно — физкультминутку рекомендуется проводить в середине занятия, а не в конце (после теоретической и практической частей). Динамическая пауза необходима детям как смена деятельности и способ снятия напряжения.
Куклы будут довольны: уникальные вещи создали ребята
Подготовка к занятию по рисованию «Одежда, обувь и головные уборы» с детьми 4–5 лет
Тема «Обувь и одежда» в средней группе осуществляется в двух направлениях работы по ИЗО:
- предметное рисование,
- декоративное рисование.
Чтобы занятие было увлекательным и продуктивным для пятилеток, необходимо подготовить материалы и спланировать деятельность детей в соответствии с их возрастными и личными особенностями.
Заинтересовать ребят могут, казалось бы, даже обыденные объекты, им нравится изображать знакомое
Материалы и основа для рисования
Для занятий потребуются:
- Краски: Гуашь использовать предпочтительнее, поскольку краска легко набирается на кисть и ровно ложится на бумагу.
- Акварель детям 4–5 лет сложнее набирать, изображения могут расплываться, поэтому требуется больший контроль за действиями воспитанников.
- 1/2 альбомного листа,
Краски и цветные карандаши — основные материалы для рисования одежды и обуви в средней группе
Давать детям 4–5 лет фломастеры — плохая идея. Карандаш развивает навык рисования с различным нажимом для получения нужной интенсивности цвета. Фломастеры же всегда выводят яркую линию на бумаге. К тому же малыши частенько пачкают кожу, одежду и рабочее место — пятна от фломастеров отмыть непросто.
Техника и приёмы рисования
Приёмы рисования красками:
- рисование прямых и волнистых линий (кисть прикладывается всем ворсом);
- изображение и закрашивание фигур (круг, овал, треугольник, ромб);
- отдельные мазки и точки.
Рисуя красками, проще получить яркое изображение, но нужно быть аккуратнее: не капнуть, не смешать границы
Приёмы рисования карандашами:
- рисование линий и фигур;
- закрашивание контуров при помощи штриховки.
Пятилетки тренируются соблюдать наклон штриховки в одном направлении
Это интересно. Тема «Одежда и обувь» подходит для занятий по нетрадиционным техникам рисования. Симметричные предметы — платье, брюки, юбку, шапку, рубашку — дети раскрашивают при помощи монотипии, отпечатывания краски. Необычные узоры создаются ватными палочками, штампами, восковыми мелками.
На занятии в средней группе предварительно рассматривается и обсуждается образец рисования. Дети называют, какие элементы присутствуют на рисунке (линии, фигуры), и показывают приёмы их изображения:
- «рисуют» круги и линии в воздухе сухой кистью;
- мелом на доске (маркером на специальной доске).
Узоры на бумажных рукавицах можно нарисовать ватными палочками
Видео: как нарисовать юбку
Дошкольникам нарисовать юбку, как показано в видео, не по силам. Полезна поэтапная инструкция наглядным примером, как рисовать акварелью: набирать краску, получать нужный оттенок и закрашивать внутри контуров.
Видео: как рисовать варежки
Воспитанникам средней группы можно раздать бумажные заготовки для рисования. Видеоурок включает варианты узоров для украшения рукавиц: горошки, снежинки, сердечки, полосы.
Сочетание с аппликацией и лепкой
Раскрашенные заготовки одежды и обуви дети с удовольствием дополняют разнообразными материалами:
- вырезанными деталями из цветной бумаги/обоев/фантиков,
- фольгированными блёстками,
- пуговицами,
- кусочками пластилина,
- обрезками ткани.
Аппликация может быть частью узора. Например, в центр нарисованного круга приклеивается пуговица. Либо рисунок дополняется новыми элементами: варежки соединяются тканевой тесёмкой или шнурком, рубашку украшает бантик, шапку — помпон. А также раскрашенная заготовка сама может быть частью аппликации.
Галстук с нарисованным узором дополняется аппликацию «Папина рубашка»
Индивидуализация заданий
Пятилетки начинают проявлять вкус в творческих заданиях. Простые задания применяются в практической работе по украшению одежды и обуви:
- выбор заготовок разной формы: рубашки с длинными и короткими рукавами, юбки/платья/шапки разных фасонов;
- самостоятельный выбор цвета красок;
- выбор узора из предложенных вариантов.
Работа воспитателя состоит в выявлении творчески одарённых детей. Для развития их способностей подготавливаются задания с усложнением:
- сделай набросок платья сам, без шаблона;
- из рассмотренных узоров нарисуй композицию в центре заготовки;
- нарисуй пару обуви/рукавиц.
Детские работы не шаблонные, каждый свитер — уникален и красив
Тема «Одежда и обувь» в картотеке по рисованию
Занятия по предметному и декоративному рисованию предметов гардероба проводятся в течение учебного года:
- по мере изучения темы «Виды одежды и обуви» на познавательных и речевых занятиях: «Украшение свитера»,
- «Нарядное платье для куклы»;
- «Зимняя одежда: варежки, шарф и шапка»,
- «Галстук для папы»,
- «Сапоги для кота»,
- «Фартук для дымковской барышни»,
Занятия по рисованию «Одежда» служат закреплением общих знаний дошкольников по этой теме