«Картотека игровых ситуаций для детей старшего дошкольного возраста»


Статья:

Известно, что воспитанность — качество личности, определяющее в повседневном повелении человека его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку. Это качество формируется прежде всего в процессе общения. Общение — это воспитание себя и других.
В общении у детей формируется умение подчиняться общим правилам, ориентироваться на социальные нормы. И задача педагога — формировать у детей положительный социальный опыт, умение ориентироваться в жизни, т. е. научить жить среди людей, ладить с ними, быть равноправными членами общества, в межличностном общении правильно воспринимать информацию, осмысливать её, воздействовать на мысли и чувства окружающих, отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других.

Поэтому необходимо не только научить ребёнка общаться, чётко излагая свои мысли, но и научить детей общаться со сверстниками, находить способы разрешения конфликтов. И наиболее эффективны в этом направлении косвенные воздействия, прежде всего через игру, игровое общение. Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью дошкольников, как в отношении всех детей, так и каждого ребенка в отдельности.

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, я в своей работе использую такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.

Игровые проблемные ситуации — это полноценная, но специально организованная игра. Её характеризуют следующие моменты:

-она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

-в содержание игры заложена цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей

-игру проводит воспитатель: предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

-воспитатель насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется цель.

Игра становится вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе.

При составлении содержания проблемных игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

— Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

— Игровые модели должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любого игровой модели требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.

1. Подготовительный этап

Направлен на привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог. Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре, в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами) .

2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации

На этом этап идет конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3. Установление причинно-следственных связей

Развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем.

Главное — научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности в обыденной жизни. Дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок-плохой человек. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место другого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам. Но предшествовать моделированию проблемных ситуаций должны игровые обучающие ситуации:

— ситуации- иллюстрации,

— ситуации-упражнения,

— ситуации-оценки.

В ситуации-иллюстрации лучше разыгрывать простые сценки из жизни детей, с помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнения дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

В ситуации-оценки происходит анализ и обоснование принятого решения, его оценка со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но воспитатель помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.

В основе игровой ситуации лежит активное общение, включающее различные формы: разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Воспитатель выступает как партнер по общению, уважающий право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы.

Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот, всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого.

Далее представлены наиболее интересные наработки использования игровых и творческих заданий для развития навыков общения детей, культуры поступков и умения находить компромиссный выход из проблемной ситуации.

Ситуации-иллюстрации

С помощью игрушек, либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывается ситуация, отражающая те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как мальчики бабушке помогли», «Волшебные слова во всем помогают», «Правду легче сказать», «Как девочки помирились». В этих ситуациях детям демонстрируются конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Ситуации-упражнения

Воспитатель подключает детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких; просят показать, какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного) .

То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Ситуации-оценки

В ходе таких ситуаций обсуждаются жизненные события, поступки и отношения. Содержание ситуаций можно моделировать из детской литературы или придумывать — тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, педагог вызывает их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При этом важно избегать прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Главное — пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Практические игровые и реальные ситуации

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших гостей здороваться и прощаться», «Покажем Лунтику, как принимать гостей», «Поздравим Каркушу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. Это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь) ; «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть) ; «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (пожилым людям, мамам, папам) ».

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Поможем дворнику убрать опавшую листву на участке», «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем лук для малышей», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Задача педагога – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

«Мы старшие»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Покажем для малышей концерт», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

«Научи друга тому, что умеешь сам»

Важно побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, играть в настольные игры, бросать в цель, крутить обруч. Моделируя данную ситуацию, побуждаем детей поделиться опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

«Как поступить? »

В данной ситуации воспитатель ставит детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить конфетку себе или угостить ею пришедшего после болезни сверстника (плачущего ребенка) ; дать поиграть своей игрушкой сверстнику или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Более подробно хочу остановиться на использовании в работе с дошкольниками ситуаций-проблем, их моделировании, т. к. у педагогов часто возникают сложности с их подбором.

Когда дети приобретут определенный опыт общения и поведения возникает необходимость моделирования проблемных игровых ситуаций, которые помогут ребятам постепенно овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Ситуации-проблемы

Очень важно приучать детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью очень эффективны ситуации — проблемы. Например, в ситуациях: «Развязались шнурки», «Рассыпался раздаточный материал». Ребята спешат собрать, но все собирают в одну общую кучу. Подчеркиваю: «Как же все это разобрать? » Отмечаю ребят, которые стремятся группировать смешавшийся материал и т. п.

В ситуациях-проблемах каждый ребенок активно учится находить выход своим чувствам и переживаниям, осознавать и принимать их.

Воспитателю необходимо эмоционально представлять возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать? », «У нас новенькая, как ее встретить, чтобы ей у нас понравилось? ») и вовлечь детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказать или показать правильный способ решения проблемы и предложить самостоятельно его осуществить.

Проблемная ситуация, профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы. Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы ребенок сможет найти для себя оптимальный способ.

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно -проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Скажем, «туча»: как ее можно рассеять и развеять? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное, надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать? ») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой? »). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего? ») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем? »). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего «хочу! », можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести.

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога. Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей:

-Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.

-Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы, импульсивностью.

-Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом, Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.

-Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос: «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый? » — большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам — привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся очевидными условия эффективной работы педагогов по

-развитию у детей навыков общения:

-единый подход к воспитанию в семье и детском саду.

-личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми.

-выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей) .

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод) .

3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

— подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) ;

— постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих вопросов с актуализации прежних знаний: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса? », «что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы? »

2) процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью. Очень эффективно моделирование проблемных ситуаций в сюжетно-ролевых играх:

«Как быть, что делать? »

Это различные ситуации затруднения, которые моделируются, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, цветы в горшке вянут; на шкафчиках отклеились картинки; некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутаны детские варежки. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение, вместе находят способы разрешения проблем: поливают цветок, делят пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки, обувь.

«Не поделили игрушку»

Материал: различные игрушки. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много». и предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

-отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

-никому не давать игрушку чтобы не было обидно;

-играть всем вместе;

-посчитаться;

-играть с игрушкой по-очереди;

-отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Проблемные ситуации в сюжетно-ролевой игре

«Больница»

В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта)

Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечь его чтением стихотворений) ;

«Детский сад»

У куклы сегодня вечером будет день рождения. Он хочет пригласить друзей к себе домой на праздник. Как это сделать? (Обзвонить всех своих друзей и отпросить их у родителей, написать и разослать приглашения)

Приглашённые гости на праздник готовят подарки (художественная продуктивная деятельность по изготовлению подарков, разучивание поздравлений, гости готовят номера для праздничного концерта для именинницы) .

Нужно приготовить вкусное угощение для друзей и накрыть на стол. (Составление меню, приготовление угощения, оформление праздничного стола. Рано подошедшие гости помогают в этом именинницы) .

Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему поздравить теперь именинницу? (Кукла встречает гостей. Рассаживает их за столом. Забывчивому гостю можно посоветовать сказать приятные, красивые слова об имениннике, исполнить какой-то музыкальный номер. Советы дают все присутствующие на празднике)

Завершение праздника. Один из гостей нечаянно разбил чашку, когда пили чай. (Гость извиняется, помогает в уборке) .

«Зоопарк»

При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить: промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги. (Обсуждение ситуации с детьми, принятие решения) .

Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать (попросить подойти служащего зоопарка, попросить его рассказать о правилах посещения зоопарка, о штрафах в случае их несоблюдения, о животных — обитателях этого зоопарка) .

Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя, плавающего в бассейне (можно подойти к радиорубке и сделать объявление для этого мальчика, громко произносить его имя всем детям)

Таким образом, представленные в данной разработке игровые ситуации помогут педагогу научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и развить умение применять такие возможности, а значит избежать многих конфликтов, овладеть умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейшие взаимоотношения и мотивы поведения.

Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста. Игровые коммуникативные ситуации в обучении речи в детском саду. Коммуникативный подход к развитию речи детей. Компоненты коммуникативной ситуации. Виды коммуникативных игровых ситуаций.

На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста. Общепризнанно, что ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.

Опросы детей показывают, что речевые упражнения, игры, занятия с детьми чаще всего, к сожалению, не являются любимыми у детей дошкольного возраста. Современные дошкольники предпочитают речевому общению другие виды деятельности – компьютерные игры, конструирование, изобразительную деятельность, настольные игры (паззлы, многочисленные развивающие игры и игрушки, которые очень быстро и легко собирают по образцу). По нашим данным бесед с современными дошкольниками, 88,5% детей равнодушно относятся к речевым играм, упражнениям, речевым занятиям в детском саду. Дети объясняют свое отношение так: «Я делать что-то люблю — лепить, рисовать, а на развитии речи надо долго сидеть и слушать воспитательницу. Я этого не люблю. А если ее не слушаешь, то наказывают» или «Картинки старые и неинтересные. Красивые картинки нам только показывают, а в руки не дают» или «Там скучно, а я люблю, когда весело и интересно». Можно по-разному относиться к высказываниям детей, но не учитывать такую ситуацию нельзя! Ведь эти высказывания дают нам возможность увидеть ситуацию обучения речи глазами детей, проникнуть в их мысли, желания, потребности, которые мы не всегда учитываем в обучении речи. Основоположница отечественной методики развития речи Е.И. Тихеева в начале 20 века писала: «Что такое родной язык? Это — наше мышление, воплощающееся в словах, это – нечто, на чем сходятся все интересы, это путь к самостоятельной творческой работе, это духовная обстановка, в которой мы живем, это наше духовное содержание». И спрашивала своих читателей: «Почему же дети в школе не любят уроки родного языка?» Этот вопрос задавали многие педагоги прошлого и настоящего времени, пытаясь найти пути повышения интереса детей к обучению речи, развития у них стремления к овладению речевыми умениями, внимания к звучащему родному слову. В работах исследователей детской речи предлагались разные пути решения проблемы (А. Г. Арушанова, Л. В. Ворошнина, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Г.М. Лямина, Е.А. Флерина, В. И. Яшина и другие)

Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Любая игровая коммуникативная ситуация включает в себя несколько компонентов: • Место речевого общения (официальность или неофициальность обстановки, привычность или новизна места общения, реальное это или сказочное место общения, особенности социальной среды — где происходит общение: во дворе, в деревне, в гостях, дома, в волшебном лесу или в школе т.д.), • Адресат речи (человек или сказочный герой), его возраст, характер, возможности и особенности, осведомленность или неосведомленность адресата в теме разговора. • Цель коммуникации (речевая задача, которую надо решить – проинформировать, утешить, успокоить, порадовать, помочь, предупредить об опасности, отвлечь и т.д.) • Предмет коммуникации (тема). • Система речевых средств (этот компонент зависит от всех предыдущих компонентов ситуации и определяется ими). Если коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, интересна ему, принимается им, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и их интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.

Для сравнения приведу пример высказываний одного и того же ребенка в один и тот же день. Первый монолог был получен в ответ на просьбу «Придумай рассказ по этой картинке. Скажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось». Второй монолог был создан ребенком в игровой ситуации «Придумай рассказ для сказочного букваря», в которой были подробно описаны для ребенка все компоненты игровой коммуникативной ситуации:

  • «Давай представим, что мы с тобой оказались в сказочной стране. В ней случилась беда. Злой колдун Буквоед украл все буквари и оставил в них только картинки. Первоклассники пришли в школу, хотят научиться читать и писать, а у них в букварях нет ни одного рассказа или сказки. Как же они будут учиться? Они очень расстроились! Может быть, ты сможешь сочинить рассказ по этой картинке из сказочного букваря? Придумай, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось. Придумай такой рассказ, чтобы всем первоклассникам было интересно его читать».

Тексты ребенка приведены без редакции. Были использованы картинки В. Сутеева из цикла «Времена года».

  1. Маша и Ваня построили себе елку и сделали Новый год… И пришел Дед Мороз… Подарил им подарки… И всё.
  2. Однажды они вышли из дома, чтобы пустить кораблики на речке. Самая первая, кто пустил кораблик, была девочка… Девочка… У девочки был кораблик на веревочке, а у мальчика – нет. И мальчикин кораблик стал плыть всё дальше и дальше… а девочкин никуда не уплыл. А у него кораблик – раз! – и уплыл! А они не знают, где кораблик… Девочка… Девочка сказала: «Возьми мой кораблик!», и он взял ее кораблик за веревочку, и он никуда не утонул».

Как мы видим, когда у ребенка появляется смысл речевого действия и уходит ситуация «говорения ради говорения», то происходят качественные изменения и в его речи: резко увеличивается объем текста, усложняется синтаксический строй, появляется интерес к рассказыванию. Дети начинают употреблять эпитеты, сравнения, предложения с прямой речью.

Экспериментальное изучение влияния использования разных видов ситуаций на речь детей показало, что наиболее эффективными в обучении дошкольников являются игровые коммуникативные ситуации, характеризующиеся следующими особенностями:

• Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка. • Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей. • Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография) • Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее).

Очень часто в практике современных детских садов встречаются случаи, когда одни и те же игровые коммуникативные ситуации используются в обучении речи детей во всех возрастных группах детского сада. Однако это необоснованно, так как: 1) Применение одних и тех же видов игровых ситуаций в обучении задерживает развитие познавательной и социальной мотивации учебно-речевой деятельности детей. 2) Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки или письма и подобные им игровые ситуации. (Очень точно по этому поводу выразилась одна девочка из подготовительной к школе группы, видя как воспитатель стучит рукой куклы по ширме: «Опять эта гостья пришла! Надоела уже!»)

Поэтому важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие). В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).

Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою). Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему.

  • Так, например, в пересказе рассказа К.Д. Ушинского «Кот и мыши» ребенок обращается к мышке, пересказывая рассказ и предупреждая этим мышку о том, что рядом находится кот, что нужно убегать и прятаться. Причем ребенок видит наглядный результат своей речи – мышка «узнала» новость о коте Ваське и спряталась, мы ей помогли. Но вот прибежала еще одна мышка. Нужно и ее предупредить об опасности! И следующий ребенок пересказывает текст о коте Васе следующей мышке. При этом все дети группы вовлечены в игровую сказочную коммуникативную ситуацию, эмоционально проживают ее, готовы помочь и рассказать мышкам об их коварном враге, радуются за спасение мышек. Пересказ для них не является просто говорением с неясной целью, а является средством достижения игровой цели – спасти мышек. При этом каждый пересказ направлен одному конкретному адресату – игрушке – мышке.

В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к публичной речи, т.е. к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых в обучении игровых коммуникативных ситуаций: тот же пересказ может быть адресован группе сверстников и являться либо выступлением в телеперадаче «Спокойной ночи, малыши», либо речью автора в инсценировании сказки в театре или речью сказочника – волшебника или творческой презентацией — защитой своего проекта. В этом случае работа над речевыми умениями также не является самоцелью, а является средством решить жизненную задачу – сделать интересный спектакль или мультфильм; исполнить свою роль выразительно, без запинок; придумать необычную сказку и порадовать этим маму.

Приведу пример жизненной игровой коммуникативной ситуации в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

  • Скоро 8 Марта, и очень хочется подарить мамам интересный подарок. Группа детей решает подарить мамам сюрприз – загадки о них. Каждая загадка – описание мамы строится по заданному плану. В загадке – описании нужно описать внешность мамы, ее любимые занятия, профессию, сказать, как она заботится о близких. Чтобы мама узнала себя в загадке, нужно описать ее максимально подробно. Но нельзя в описании повторять то, что сказали сверстники о своих мамах, ведь одинаковых загадок не может быть. Их будет невозможно отгадать. В результате дети очень внимательно слушают речь сверстников, участвуют в обсуждении, стараются подобрать наиболее точные слова, сделать описание своей мамы наиболее развернутым.

Каждая загадка – описание ребенка выписывается на лист цветной бумаги в форме цветка. Все цветки – загадки детей прикрепляются на общее панно «Наш подарок мамам». После праздничного утренника каждая мама читает все загадки-сюрпризы и пытается отгадать, где же ее подарок – цветочек от ее малыша. Данная ситуация многократно апробировалась в разных группах детского сада и неизменно вызвала интерес у детей и родителей и дальнейшее желание дошкольников к освоению речевых умений, сочинению новых сказок, загадок, рассказов.

Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей.

Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Игровые ситуациикартотека по окружающему миру

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Подготовила воспитатель Хроменкова Е.А.

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый — злой, веселый — грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи, заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями. Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых:

«Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения.

Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки), которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать. Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах, важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения. Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации.

Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т.е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Уже в младших группах необходимо вовлекать детей в игры – имитации.

Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый — злой, веселый — грустный, агрессивный – спокойный) и их образы. Например:

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта ☺, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Игровые обучающие ситуации в работе с дошкольникамистатья (старшая группа) на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №476»

Круглый стол с педагогами на тему:

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками»

Провела:

воспитатель:

Дуцева Т.В.

Круглый стол с педагогами на тему:

«Игровые обучающие ситуации как форма речевой работы с дошкольниками

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

  • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
  • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
  • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

Известно четыре вида ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.

В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения должны стараться подбирать специальные речевые игры, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе необходимо учить ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивать умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе можно объединять детей вокруг общих интересов, что возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально-нравственного воспитания.

Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

Примеры игровых обучающих ситуаций

I. Ситуация-иллюстрация

Тема: Домашние животные.

Программное содержание:

  • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
  • Умение слушать, отвечать на вопросы.
  • Воспитывать интерес и заботу о животных.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра «кто как кричит».

Содержание:

Воспитатель: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит). Воспитатель: Посмотрим, что же в ней находится?Дети: О – это картинки.Воспитатель: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?Дети: Собака; корова; коза; кошка.Воспитатель: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.Дети:Киска, киска, киска брысь! На дорожку не садись А то Машенька пойдет Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)Воспитатель: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

Воспитатель: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).Воспитатель: Дети, а как зовет своих детенешей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.Дети: Муу…; Гав-гав; Мее…; Мяу-мяу.Воспитатель: Дети! Что же любят кушать животные?Дети: Корова, коза – травку. Собака – косточку. Кошка – молоко. Воспитатель: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе)

Тема: Мы идем в лес.

Дидактические задачи:

1. Расширить представления дошкольников о диких животных. 2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу. 3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных. 4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами. 5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Материал: игрушки, картинки зверей, запись голосов птиц и животных.

Содержание:

Дети и воспитатель отправляются в лес. На входе в лес их встречает лесник, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание уделяет животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры. А вы любите?

Экологическая игра «Как вести себя в лесу» (На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям).

Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

III. Ситуации-проблемы (в играх)

Проблемные ситуации:

  • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
  • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
  • Почему ёж колючий?
  • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
  • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
  • Что случится, если не будет растений?
  • Как папа узнал, что ночью был дождь?
  • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
  • Почему заяц и белка линяют?

Проблемные ситуации создаются, побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

Игра «Кому нужна вода?» – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде( какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

Игра «Чудо-цветок» – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

В игре «Приготовь лекарство» дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

Детям предлагаются различные игры:

  • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
  • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
  • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

Перечисление игр:

  • «Растения нашего леса»
  • «Узнай гриб»
  • «Парные картинки»
  • «Опиши животное»
  • «Когда это бывает»
  • «Найди маму»
  • «Птичья столовая»
  • «Домик для животных»
  • «Расскажи сказку»
  • «Путешествие в лес»

IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют «иммунитет» доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятная детям, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

Например: Придумай сказке другой конец.

Вспомните, как же закончилась сказка «Сивка-Бурка», что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают).

Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Примером может послужить игра «Пирамида добра»

Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: «Желаю всем быть дружелюбными, веселыми»). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

Примеры ситуации-оценки:

– Кто в доме главный? – Как можно узнать настроение человека? – Мои поступки. – Если бы я был (была) волшебником?

4.Заключение

Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Литература:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.

2.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. 3. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006 4. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. , 2003.) 5. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург «АРГО», 1996.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]