Познавательная деятельность дошкольниковстатья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Основные параметры

Предметная деятельность ребенка раннего возраста способна иметь развивающий эффект только благодаря сотрудничеству со взрослыми. Именно они являются для маленького человека носителями способов действия и культурных средств, а также источником открытия новых смыслов его активности. Первоначально ребенок производит те или иные манипуляции по поручению взрослого и находясь рядом с ним. Это подтверждает совместную направленность такой работы.

В связи с этим в предметной деятельности ребенка могут быть выделены следующие параметры уровня ее развития:

  1. Операционный. Данный параметр является непосредственной характеристикой выполняемых действий. Его показателями служат такие виды действий с предметами, как манипулятивные (специфические и неспецифические), а также собственно предметные, культурно-фиксированные.
  2. Потребностно-мотивационные. Этот параметр указывает на уровень, которого ребенок достиг в своей познавательной активности. Его показателями служат интерес малыша к предметам, его стремление к их обследованию, а также действиям с ними, эмоциональная вовлеченность в подобную активность и настойчивость.
  3. Общение со взрослыми во время предметных действий. Степень принятия поддержки и помощи со стороны является важным показателем потенциальных возможностей малыша.

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.

Предметная деятельность ребенка раннего возраста

Галина Позигун

Предметная деятельность ребенка раннего возраста

Предметная деятельность ребенка раннего возраста

Основой умственного воспитания является формирование на базе полученных знаний элементарно – обобщенного представления о свойствах качествах предметов, развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка.

Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте, она определяет «ведет»

за собой психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. В процессе этой
деятельности ребенок усваивает культурные, исторически сложившиеся способы действия с предметами.
Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребёнка, зарождение новых форм деятельности.

Предметная деятельность способствует совершенствованию чувственного опыта ребёнка, развитию ощущений, восприятия, внимания, памяти и мышления. С помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ориентировочно- исследовательских и предметных действий происходит всё более глубокое освоение ребёнком предметного мира, развитие его интеллектуального потенциала. Экспериментируя с предметами с помощью неспецефических и спецефических манипуляций, ребенок извлекает много информации об объектах, устанавливая связи между ними. В этих действиях проявляется любознательность ребёнка, реализуется его познавательная активность. (Ребёнок пытается насыпать совком песок и не захватывает его, он пытается захватить песок руками, что сразу даёт положительный результат, потом снова пытается насыпать совком и так много раз, наконец, он научился насыпать песок)

Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослым. В ходе совместной предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь. В раннем возрасте речь используется ребёнком прежде всего как средство деловых контактов со взрослыми. Внешне это выражается в частых обращениях ребёнка к взрослому: вопросительных взглядах, просьбах о помощи, словах «Как?. Так?. Так!»

)

В рамках предметной деятельности формируется её новый вид процессуальная игра. Усвоение общественно выработанных способов действий с предметами включено в систему человеческих отношений. Эти отношения начинают осознаваться ребёнком в ходе реального предметно- практического взаимодействия со взрослым. В ходе усвоения действия постепенно «отделяются»

от
предметов, с помощью которых были усвоены. Происходит перенос этих действий на другие предметы, сходные с ними. Так формируются обобщенные действия (кормит куклу ложкой- палочкой, поит из кружки- кубика)
На их основе становится возможным сравнения собственных действий с действиями взрослых. Постепенно, сначала с помощью взрослых, а затем и всё более самостоятельно ребёнок начинает воспроизводить элементы взаимодействия с окружающими в действиях с сюжетными игрушками.

Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка. Ведущая деятельность опосредует отношение ребёнка раннего возраста к окружающему его предметному и социальному миру, также самому себе. Предметная деятельность способствует развитию познавательных интересов ребёнка, его самостоятельности, любознательности, целенаправленности.

Предметная деятельность- это содержание и последовательность, получаемой детьми информации об объектах, переработка этой информации, активизация уже имеющихся у ребёнка знаний и умственных действий.

Важное значение для умственного воспитания имеет разработка предметного содержания мыслительной деятельности детей.

Введение детей в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических задачи использование соответствующих методов их реализации. Прежде всего, это развитие культурно- нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребёнку научиться правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой, пить из чашки, застёгивать пуговицы, пользоваться расчёской, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.)

Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую
предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребёнком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами. Многие предметные действия ребёнок осваивает, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приёма пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогаю накрывать на стол, убирать игрушки. Орудийными действиями малыш овладевает не только в повседневной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных с воспитателем игр и занятий. (пытается завести ключиком машину, забивает моточком колышки в землю, кормит ложкой мишку)
Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предметных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным действиям, способствует обогащению его чувственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки, материалы должны находиться в открытом доступе, по возможности рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникло желание действовать с ними. Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений, иметь разные размеры, фактуру, цвет. Педагог должен поддерживать интерес к игрушкам и предметам, учить детей исследовать их.

Я предлагаю следующую последовательность обследования предметов.

1. Восприятие целостного облика предметов рассмотреть предмет, подержать в руках, ощупать, подействовать с ним, назвать предмет- это грузовик «Как ты узнал, что это грузовик? Что у него есть?»

.

2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины)

«Где у грузовика колёса, где кузов, кабина? Какие колеса? А кабина, кузов?»
«У платья карманы, пуговицы, воротник»
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга выше, ниже кабина выше, кузов ниже. Строим домик из кубиков и кирпичиков, кубик ниже, кирпичик выше.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Для этого важно учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию)
предметов, обхватыванию их обеими руками, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определённом виде деятельности (обхватывает шарик, катает его, складывает кубики в коробку, достаёт предметы из мешочка определяет их форму, цвет, воспитатель действует рукой ребенка, вместе с ним, основной метод, который использует воспитатель- показ).
В процессе рассматривания – обследования детей необходимо учить и выделять свойства и качества предметов (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве, материалы, из которых они сделаны. Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов. Тогда образы восприятия, формирующиеся на основе действий, станут полнее (масса предмета зависит от его величины и особенностей материала, круглая игрушка способна прокатываться, некруглая стоит на месте, нанизывать можно только игрушки, имеющие сквозное отверстие).

Поэтому в процессе обучения используется прикладывание, вкладывание предметов, т. е. наглядное сравнение с опорой на определённый признак. Это заставляет детей внимательно всматриваться, вслушиваться, ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как требуется по условиям и правилам игры (например, рассортировывает разноцветные шарики и кубики, ориентируясь на цвет, и на форму; разбирает и собирает игрушки –вкладыши: в большой предмет можно вложить меньший, при сборке матрешки подбирать половинки одинаковые по величине- сначала собрать маленькую, потом вложить её в большую).

На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котёнок, колючий, как ёжик). Воспитатель ставит задачу перед ребёнком, создавая проблемную ситуацию, и предлагает ребенку самому решить эту проблему. Предлагает покормить куклу, но вместо ложки лежит палочка, что надо сделать? Как поступить? При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.

Эта работа должна осуществляться систематически, последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей. Режимные моменты — умывание, одевание, завтрак, обед и т. д., игры — дидактические, подвижные, сюжетно- ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом знакомство с предметом, пронизывает весь воспитательно- образовательный процесс.

Непосредственное знакомство с предметом должно осуществляться живо и интересно, вызывать у детей положительный отклик. (Сухость, излишний дидактизм, формализм вызывают скуку, ухудшают запоминание)

Процесс восприятия (рассматривания, выслушивания)

надо сопровождать словом

(шарик круглый, гладкий, красный)

. Дети, воспринимая
предметы, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств.
Проявление самостоятельности, стремление поделиться своими впечатлениями следует поощрять. Взрослый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключатся к его игре, помогать преодолевать затруднения.Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко»

или
«Надо взять другое колечко»
. Важно
предоставить ребёнку возможность выбора свободу действий» Разве сюда подходит это колечко? По-моему оно слишком большое». Следует поощрять ребёнка, хвалить его.
Умственное и техническое развитие ребёнка в раннем возрасте проходит через предметную деятельность, познавательные возможности 2-3 летнего ребёнка ещё невелики, несовершенны, поэтому многие задачи по ознакомлению с предметным миром решаются в форме дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра — занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

Автодидактические игры сами подсказывают ребёнку, какого рода действие нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесение размеров, форм или цветов разных деталей

(фигурные пирамидки, матрёшки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки)

. Так, чтобы сложить пирамидку нужно учитывать соотношение колец по величине, соотносить составные части по форме, чтобы собрать
определённый предмет (клоуна, грибок, собачку)
.

С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенный знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Малыш сам кормит, причёсывает, купает кукол. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Ребенка двух – трёх лет продолжаем учить играм с куклой в процессе дидактических игр. В этих целях используем игры «Купание куклы»

,
«Уложим куклу спать»
,
«Споем кукле колыбельную»
,
«Покажем кукле картинки»
,
«Накормим куклу»
и т. д. Поэтому в группе необходимо иметь дидактическую куклу с комплектом сезонной одежды, кукол на подгруппу детей, приданое, сезонную одежду, а также ванночки, полотенце, мыло (кирпичик, куклы должны быть большие, средние и маленькие

У дошкольников необходимо формировать умение различать знакомые им предметы и действия на картинках и называть их. Например, картина «Девочка кормит кур»

: Какое у девочки платье, Что она держит в руках, Какого цвета миска? Какая курица, а цыплёнок?» Для малыша это серьёзная умственная задача: узнавание действий на картинке – одно из проявлений способности к обобщению. При выборе
предметных картинок важно обращать внимание на четкость линий, яркость колорита. Реалистичность и пропорциональность изображения, что поможет детям воспринимать предметы. Например такие предметные картинки как «Овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки»
и др.

Показывая сюжетные картинки, проводя игры -инсценировки («Кто здесь плачет»

) воспитатель обращает внимание на состояние и настроение действующих лиц (испугался, плачет, обжёг лапу, утешает, жалеет и т. д., помогает разобраться в том, что хорошо и что плохо.В первой младшей группе для занятий используются сюжетные картинки:
«Игра с куклой»
,
«Дети играют в кубики»
.
«Спасаем мяч»
, «Катаем шары «и др. Эффективны в работе с детьми третьего года жизни упражнения типа
«Кто что делает»
, которые проводятся с использованием несложных сюжетных картинок. Узнав и описав изображенное действие,
ребенок (по заданию воспитателя)
воспроизводит его с помощью реальных
предметов. Например, показывает, как мальчик поливает цветы из лейки, девочка баюкает куклу, мама стирает бельё в тазу, повар пробует суп, который варится в кастрюле, доктор лечит больного (картинки готовятся заблаговременно)
. Такие упражнения удовлетворяют
ребенка в импровизации, формируют умение действовать с игрушками и предметами в соответствии с их назначением.
Игрушки, благодаря которым у ребёнка развиваются тонкие моторные навыки, ребенок учится различать свойства предметов, ускоряется общее развитие,совершенствуется речь можно подразделить на три основные группы:

в первую группу мы включили игрушки, способ работы с которыми можно назвать «Часть и целое»

при первичном знакомстве с
предметом мы даем детям возможность рассмотреть предмет подержать его в руках, ощупать, подействовать с ним — это удочки с магнитами для ловли рыбок, пирамидки, вкладыши, пазлы, матрёшки, наборы для нанизывания, фигурные пирамидки, игрушки, состоящие из нескольких частей (снеговики, неваляшки, овощи, фрукты, мягкие дидактические книги, наборы кубиков с картинками, бусинки для нанизывания, шнуровки, застёжки; Работа с материалами из первой группы «Часть и целое»
в большей степени, чем другие, развивает способность к анализу и синтезу. Наиболее простой материал из этой серии
«Мозаика»
,
«Башенки»
части которой можно соединять и разъединять между собой. Начинать работу нужно с ещё более простого действия –разделение на части: ребёнку
предлагается разобрать готовую собранную башенку. Когда он поймёт принцип разделения частей, можно предложить строить новые башенки.
Работа с матрёшками очень нравится детям благодаря сюрпризному моменту – в каждой новой матрёшке находится новая. Матрёшки – это тоже составление целого из частей, как башенки и мозаика. При этом механический контроль правильности выполнения задания одновременно и облегчает,и усложняет работу для малыша: друг другу подходят только две половинки, и их надо найти. Этот поиск тренирует внимательность ребёнка.

Шнуровка- гусеница — малыш ищет детали подходящие друг другу по цвету и форме, попеременно соединяя и разъединяя их прямо перед глазами ребёнка. Желание получить ползающую гусеницу, которую можно возить за собой на верёвочке,является хорошим стимулом: ребёнок несколько раз подряд нанизывает детали на шнурок, а ведь нанизывание – это сложный процесс для ребёнка раннего возраста, требующий хорошо скоординированной работы рук и терпения, которым малыши в силу возрастных особенностей не отличаются.

Игры на липучках: муляжи и снеговик, неваляшка тоже составление целого из частей, где нужно подобрать части, правильно соединить их, что тоже требует сноровки, терпения координации движений. Работа со снеговиком аналогична работе с фруктами. Отличие состоит в том, что разделение на части выполняется непосредственно руками. Цель работы в расширении словарного запаса, развитие моторики, памяти, внимания, развитие познавательной активности.

Малышу сложно объяснить, почему он должен выполнить то или иное задание. Если у ребёнка что-то не получается, он быстро теряет интерес к игрушке и переключается на более успешную деятельность.

И тогда на помощь воспитателю приходят различные авторские игры и игрушки, изготовленные руками наших педагогов — это панно «Наши ладошки»

, на развитие тактильной чувствительности, дидактические мягкие книжки-сказки, цветные ёжики, бусы, гусеница, универсальный костюм, при изготовлении которого использовались разнообразные шнурки, пуговицы, накладные карманы, которые прикрепляются с помощью липучек, кнопок, пуговиц.

Большое значение в работе с малышами мя придаю индивидуальной работе с детьми, которую мы всегда стремились сделать интересной и разнообразной, сочетать в ней разные виды деятельности: развитие мелкой и общей моторики, закрепление цвета, формы, проведение работы над звукопроизношением и речью.

Следующая задача воспитателя – Развитие познавательной активности у детей. В ходе работы с детьми педагог должен создавать условия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментирования и обогащения впечатлениями.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддержать и проявить интерес детей к окружающему, познакомить с разнообразными свойствами природных объектов, вызвать удивление радость открытия нового (пение птиц, шум ветра, шелест листьев)

.

Наблюдение за различными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объектов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букет из опавших листьев, малыши могут сравнивать их по величине, форме, цвету.

Важно подчеркивать интерес к деятельности взрослых. Дети любят наблюдать, как воспитатель кормит птиц, или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен комментировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей. Книги, альбомы, фотографии, должны находиться в открытом доступе.

С целью развития любознательности,в группе необходимо оборудовать специальный уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения за предметами. Ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребёнок познаёт разнообразные свойства и качества объектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть ит. д. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи.

Следующей педагогической задачей данного направления развития ребенка является формирование целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

Известно, что деятельность ребёнка до 2х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого- либо самостоятельного значения. К 3годам у ребёнка складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает целенаправленный характер, он настойчиво стремится к получению правильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца, так и собственного замысла. Маленькому ребёнку нужно помогать удерживать цель, направлять его на достижение желаемого результата. Это могут быть всевозможные пазлы, мозаики кубики, из которых складываются картинки, конструкторы, строительные наборы, где необходимо построить различные машины, игрушки, постройки. Все это формирует у ребёнка представление о результате действий. Например, малыш хочет выложить из мозаики узор по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие понадобятся детали, куда их положить. По окончании работы очень важно зафиксировать результат его деятельности. Помощь взрослого не должна гасить самостоятельность и инициативу ребёнка. Следует представлять малышу возможность сделать самостоятельно всё, что он может.

В летний период проведение занятий не проводится, но дети играют в игры самостоятельно или с воспитателем в утренние, вечерние часы, на прогулке. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, проводим только при естественном освещении, при искусственном идёт искажение цвета.

Дидактический материал раскладываем на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Пуговицы, застёжки- молнии, кнопки, шнурки — сколько ещё разных непослушных предметов придётся «укоротить»

малышам, пока они научатся легко и свободно справляться с обычными бытовыми делами. Их придумали взрослые. Взрослым приходится придумывать и способы научения.

Самого большого эффекта можно достигнуть тогда, когда удается объединить усилия педагогов в детском саду и родителей в семье. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Поэтому мы провели анкетирование среди родителей о педагогической ценности игр и игрушек.

В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения умственное развитие детей к концу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях самого ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее известный интерес к окружающему — все это создает новые возможности для умственного воспитания детей в годы дошкольного детства

Предметная деятельность ребенка в раннем возрасте определяет («ведет» за собой) психическое развитие, поэтому она и называется ведущей. Именно в ходе предметной деятельности создаются наибо­лее благоприятные условия для развитая важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка — речи, мышления, познава­тельной активности, целенаправленности и самостоятельности, по­этому создание оптимальных условий для обогащения и развития раз­нообразных действий с предметами — первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.

В этой области развития можно выделить несколько направле­ний, каждое из которых предполагает постановку специальных пе­дагогических задач и использование соответствующих методов их ре­ализации. Прежде всего, это развитие культурно нормированных, практических и орудийных действий. Педагог должен помочь ребенку научиться правильно пользоваться различными предметами домаш­него обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы, причесываться расческой), игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.). Эта задача не сводится к развитию отдельных движений руки, об­щей моторики или определенных навыков. Овладение предметными действиями требует от ребенка преодоления спонтанной, импуль­сивной активности, а следовательно — развития произвольности, на­стойчивости и самостоятельности; полученный правильный резуль­тат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверен­ность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых. Таким об­разом, обучая ребенка правильно есть, одеваться или умываться, педагог не только формирует у него навыки самообслуживания, но и вос­питывает личность.

Для решения поставленных задач педагог должен организовывать развивающую предметную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для его самостоятельных действий с предметами.

Многие предметные действия ребенок осваивает, знакомясь с бы­товыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно малыши охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, на участке.

Орудийными действиями малыш овладевает не только в повсед­невной жизни, но и в процессе индивидуальных и совместных со взрослыми игр и занятий.

Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и ов­ладения предметными действиями в группе должны находиться разно­образные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их, и игрушки, специально предназначенные для развития разнообразных предмет­ных действий. Богатая и разнообразная предметная среда стимулиру­ет малыша к различным действиям, способствует обогащению его чув­ственного опыта, развитию мышления. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в открытом доступе, по-возможности, рассорти­рованы в наборы и размешены так, чтобы у детей возникало жела­ние действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, обеспечиваю­щих детям свободный выбор занятий в соответствии с их интереса­ми и предпочтениями.

Предметы и игрушки должны способствовать развитию органов чувств и формированию разнообразных умений (по возможности, вы­полнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), иметь разные размеры, фактуру, цвет, звучание). Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих (матрешки, пирамидки), орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи, машин­ки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообраз­ных движений кистей рук и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки), разнообразные конструкторы, игрушки, имитирующие быто­вые предметы.

Педагог должен поддерживать интерес детей к игрушкам и пред­метам, предоставляя возможность самостоятельно исследовать их, по­буждать малышей к совместным играм и занятиям. Наиболее эффек­тивно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру. Например, из кубиков можно построить домик для ежика, из модульной мебели соорудить поезд, из песка «испечь» пирожки для кукол.

Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Взрос­лый должен откликаться на просьбу малыша о помощи, подключать­ся к его игре, помогать преодолевать затруднения. Он может помочь ребенку правильно скоординировать и распределить свои действия. При этом не следует выполнять действия за малыша, важно, чтобы он научился сам выделять нужные свойства предметов, например, под­бирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном поряд­ке. Подсказки воспитателя не должны носить директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко». Важно пре­доставить ребенку возможность выбора, свободу действий. («Разве сю­да подходит это колечко? По-моему, оно слишком большое».) Следует поощрять действия ребенка, хвалить его.

Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельную деятельность малыша. Следует предла­гать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, вы­являть «зону ближайшего развития» и создавать условия для овладе­ния более сложными действиями. Организуя совместную деятельность, прежде всего, необходимо заинтересовать малыша, поддержать его же­лание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизве­дению образца действий.

Маленькие дети еще не умеют действовать с предметами совмест­но со сверстниками. Предметы и действия с ними всецело поглоща­ют интересы малыша, он не может при этом ориентироваться на дей­ствия партнера, согласовывать их с собственными действиями, учитывать чужие желания. Поэтому не нужно принуждать детей к совместной деятельности с предметами раньше времени — это может только вы­звать ненужные конфликты с ровесниками. Сначала ребенок должен сам обследовать заинтересовавший его предмет, поиграть с ним так, как он считает нужным. Нельзя прерывать индивидуальную игру ре­бенка с предметами; напротив, нужно всячески поддерживать ее и со­здавать для нее условия.

Организуя групповые занятия, следует помнить, что у каждого ма­лыша должна быть в руках своя игрушка. Вовлекать малышей в сов­местную предметную деятельность нужно постепенно, побуждая их наблюдать за действиями друг друга, присоединяться к ним. Воспи­татель должен распределять действия между детьми, помогать соблю­дать очередность.

Специальные игры и занятия, направленные на развитие ору­дийных и практических действий, представлены в разделе пособия Е. О. Смирновой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие пред­метной деятельности и познавательных способностей» (М.: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлено игры с разнообразными предме­тами — мячами, каталками, сачками, молоточками, совочками, конструкторами, застежками и др.

Следующая задача воспитателя — развитие у детей познаватель­ной активности. В ходе работы с детьми педагог должен создавать ус­ловия для ознакомления их с окружающим миром, экспериментиро­вания и обогащения впечатлениями.

Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощ­рять любое проявление интереса к окружающему миру. Не следует ог­раничивать познавательную активность малышей, ограничение долж­но касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.

Полезно организовывать совместное с детьми наблюдение за раз­личными явлениями природы. Цель этих наблюдений — поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, познакомить с разно­образными свойствами природных объектов, вызвать удивление, ра­дость открытия нового. Следует привлекать внимание малышей к из­менениям в природе, обращать внимание на разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи (цветов, ли­стьев). Во время прогулки можно познакомить детей с названиями растений, понаблюдать за птицами, насекомыми, рассказать, где они живут, чем питаются.

Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно со­четаться с интересными играми и занятиями, в процессе которых дети на собственном опыте знакомятся с различными свойствами объек­тов живой и неживой природы, получают общее представление об их отличительных признаках. Например, собирая букеты из опавших ли­стьев, малыши могут сравнивать их по величине, цвету, форме.

Важно поддерживать интерес детей к деятельности взрослых. Де­ти любят наблюдать, как воспитатель кормит рыбок или ухаживает за цветами, как строится соседний дом и др. Педагог должен коммен­тировать свои действия, рассказывать, чем заняты люди, отвечать на вопросы детей.

В целях ознакомления детей с окружающим следует читать им кни­ги, показывать иллюстрации, диафильмы и видеофильмы познава­тельного характера о природном и социальном мире. Их содержание

должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, от­крытки, фотографии должны находиться в открытом доступе.

Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой сто­роне человеческой культуры. Рассматривая книги, малыши показыва­ют пальчиками на буквы и цифры, спрашивают, что это такое. Они могут заинтересоваться дорожными знаками, буквами на вывеске ма­газина и т.п. Следует поддерживать любознательность детей, отвечать на их вопросы, организовывать игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Однако это не означает, что нужно специаль­но обучать детей грамоте и заниматься с ними математикой. Доста­точно создать соответствующую среду (разместить стенды с магнит­ной азбукой, карточки с буквами, цифрами, именами детей и т.п.) и поддерживать интерес малышей.

Одним из важных направлений работы педагога по развитию у де­тей познавательной активности является организация детского экспе­риментирования. В процессе свободной исследовательской деятельнос­ти ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Само­стоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробо­вать разные способы действия, преодолевая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действий.

С целью развития любознательности и стимуляции исследователь­ского поведения детей необходимо создать соответствующие условия. В группе следует оборудовать специальный «уголок» для детского экс­периментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материа­лами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сми­ная пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок познает разнообразные свойства и качества объ­ектов и материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш узнает, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коро­бочку со сложным запором, малыш решает самые настоящие мысли­тельные задачи.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы поддержать познаватель­ную активность детей, побудить к самостоятельному эксперименти­рованию. Эффективным способом стимуляции самостоятельной ис­следовательской активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, которые должны обладать следующими свой­ствами.

Во-первых, они должны быть новыми и неопределенными по фор­ме, назначению, незнакомыми для ребенка. Высокая степень неопре­деленности требует большого разнообразия познавательных действий

ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей мо­жет быть не связана с решением практической задачи, иметь «беско­рыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, по­пробовать на вкус). В других случаях она может быть направлена на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробоч­ку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку).

Во-вторых, такие предметы должны быть достаточно сложными для ребенка. Чем более сложной и загадочной будет игрушка, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Вместе с тем, для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необхо­дим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слиш­ком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угас­нуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ре­бенка эффекта.

«Загадочными» предметами являются специальные развивающие игрушки (например, музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: поло­жить в прозрачную коробочку (для духов, сувениров) или в футляр для очков маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бы­товые приборы, открывающие богатые возможности для разнообраз­ных манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.).

Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстри­руя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зер­калом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зай­чиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).

Огромный простор для детского экспериментирования открывают игры с водой, красками, песком, бумагой. Эти занятия не только чрез­вычайно увлекательны для малышей, но и очень полезны для уста­новления физических закономерностей, овладения представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познания свойств и возмож­ностей того или иного материала. Малыши с удовольствием перели­вают воду из одного сосуда в другой, проверяют, тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Воспитатель может помочь детям разно­образить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сде­лать пену, показать, как пускать мыльные пузыри. Детям будет инте­ресно замесить тесто (из муки, соли и воды) и лепить из него «пирожки», различные фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. Можно предложить малышам пересыпать фасоль, горох из чашки в миску, ложкой насыпать в чашку крупу. В процессе этих занятий ре­бенок получает представления о таких понятиях, как «полный», «пу­стой», «много», «мало» и др.

Для развития познавательной активности детей полезны игры с изобразительными материалами. Эти игры могут не иметь изобрази­тельных целей, а носить чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатка­ми мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелом. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость.

Богатые возможности для познавательного развития детей содер­жат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металло­фоны и пр.) и разнообразные звучащие предметы (погремушки, дере­вянные ложки, шуршащая бумага). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру зву­ков, способности дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Исследовательский интерес ребенка нужно поощрять, вместе с ним удивляться и радоваться его открытиям. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получи­лось. Не следует ругать малыша, если он из интереса разобрал или нечаянно сломал игрушку, разлил воду, насорил, испачкался.

Если ребенок не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, пе­дагог должен стимулировать его познавательную активность вопроса­ми, подсказками, предложениями, например: «Попробуй открыть ко­робочку, вдруг в ней что-то лежит?» или: «Давай бросим в тазик с водой камушек. Как ты думаешь, он утонет или будет плавать? А вот эта губка?»

Специальные игры и занятия, направленные на развитие у детей по­знавательной активности, описываются в разделе пособия Е.О. Смирно­вой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлены игры-занятия с «загадочными» предмета­ми и различными материалами — водой, красками, песком, бумагой.

В ходе разнообразных предметно-практических и орудийных дей­ствий, как и в процессе наблюдения и экспериментирования, осуще­ствляется развитие всех сторон психики ребенка, в том числе и ум­ственное развитие. Однако в педагогике разработаны дидактические приемы и игрушки, специально направленные на развитие восприя­тия, внимания, мышления и памяти ребенка.

Многие детские игрушки являются самообучающими, или автоди­дактическими. Они сами «подсказывают» ребенку, какого рода дейст­вия нужно произвести, чтобы достигнуть ту или иную цель. Это раз­личные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров, форм или цветов разных деталей (фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки). Так, чтобы сложить пира­мидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. В случае с фигурной пирамидкой, нужно соотносить составные части по форме, чтобы собрать определенный предмет (клоуна, грибок, собачку). При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке — сначала собрать са­мую маленькую, а потом вложить ее в большую и т.д. При склады­вании картинки из частей следует подобрать части так, чтобы полу­чилось целостное изображение предмета.

Самые маленькие дети в этих случаях действуют путем проб и оши­бок. С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат. Такой способ решения прак­тической задачи характерен для наглядно-действенного мышления. Но уже в раннем возрасте у детей развивается наглядно-образное мы­шление, что позволяет им совершать соотносящие действия в уме и достигать правильного результата без предварительных проб.

Умственному развитию детей способствуют также игры с кубика­ми, геометрическими плоскостными и объемными формами, лото, до­мино.

Специальные игры и занятия, способствующие умственному раз­витию детей, описываются в пособии «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007). В нем представлены игры-занятия с вкладышами, кубиками, пирамидками, матрешками, картинками.

Следующей педагогической задачей данного направления разви­тия ребенка является формирование целенаправленности и самостоя­тельности в предметной деятельности.

Известно, что деятельность ребенка до 2 лет имеет процессуаль­ный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса дей­ствий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного зна­чения. К 3 годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начина­ет мотивировать его действия. Деятельность малыша приобретает це­ленаправленный характер, он настойчиво стремится к получению пра­вильного результата, представление о котором складывается как на основе заданного образца (инструкцией взрослого, картинки и др.), так и собственного замысла. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата («хочу построить гараж»).

Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в до­стижении цели являются важнейшими характеристиками не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

Для формирования этих ценных качеств необходима помощь взрос­лого. Маленькому ребенку нужно помогать «удерживать» цель, на­правлять его на достижение желаемого результата. Для этого можно использовать игры с конструкторами и игрушки, предполагающие по­лучение определенного результата. Это могут быть фигурные пира­мидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машинку солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из ко­торых складываются картинки, кубики. Такие виды детской деятель­ности, как лепка, конструирование из природного и бросового мате­риала, изготовление аппликаций также способствуют формированию у ребенка представления о результате действий.

Это представление формируется не сразу и в полном объеме до­ступно детям старше трех лет, но в своих элементарных формах оно закладывается на третьем году жизни. Для того чтобы помочь ребен­ку действовать целенаправленно, необходимо выделить в его сознании представление о конечном результате действия. Например, малыш хо­чет выложить узор из мозаики по картинке. Воспитатель вместе с ним должен рассмотреть образец, спросить, какие понадобятся детали, ку­да их нужно положить. Если ребенок начинает что-то лепить из пла­стилина, нужно спросить, что он хочет слепить. По ходу работы следует поощрять правильные действия малыша, обращать его внимание на ошибки, помогать исправлять их, побуждать сравнивать полученный результат с образцом или замыслом. По окончании работы очень важ­но похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности.

Следует учитывать, что в раннем возрасте замыслы малыша еще очень слабо подкреплены его реальными практическими умениями. Он часто стремится к целям, реализовать которые еще не умеет, а неуспех вызывает сильную аффективную реакцию. Без помощи взрослого ре­бенку трудно правильно скоординировать и распределить свои дейст­вия, сделать их целедостигающими, определить их пригодность для кон­кретной задачи. Педагог должен подсказать малышу необходимые способы действия, откликаясь на его просьбы или предлагая ему по­мощь по собственной инициативе. При этом помощь взрослого не долж­на гасить инициативу и самостоятельность ребенка. Следует предостав­лять малышу возможность сделать самостоятельно все, что он может.

Игры и занятия, способствующие развитию у детей целенаправ­ленности и самостоятельности в предметной деятельности, представ­лены в пособии Е.О. Смирновой, ТВ. Ермоловой, СЮ. Мещеряко­вой «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей» (М: Мозаика-Синтез, 2007).

Зарождение иных видов деятельности

На третьем году жизни, то есть к концу периода раннего детства, ребенок начинает увлекаться игрой, рисованием, лепкой и конструированием. Другими словами, у него начинают развиваться новые направления познания окружающего мира. Но при этом предметно-развивающая деятельность продолжает иметь немаловажное значение.

В конце раннего детства малыши с удовольствием участвуют в ролевых играх. Этим они стремятся удовлетворить социальную потребность, выражающуюся в стремлении к совместной жизни со взрослыми, играя при этом их роли. Предметные действия в этом случае отходят на второй план.

Предпосылки к началу ролевых игр возникают в период всего раннего детства. Причем обнаружить их можно в самой предметной деятельности. Это манипуляции с игрушками, которые предлагаются взрослыми, а после самостоятельно воспроизводятся малышом. Подобные действия уже тогда называют игрой. Однако в такой ситуации применить это название можно только условно.

Начальные игры представляют собой выполнение 2-3 действий. Например, кормление куклы и укладывание ее спать. Но в дальнейшем, когда ребенок все более переносит способы воздействия взрослых на различные объекты окружающего мира, у него появляются игры с более сложными манипуляциями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]