Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»


«Взаимодействие с семьей через проектную деятельность»

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада

: выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы (
«Моя семья»
, «Папа, мама, я – счастливая
семья и др
., совместное создание предметно — развивающего пространства
(создание рукотворных игрушек и др.)
С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе, где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Совместно с родителями дети занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, мастерят. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей

, которая строится на
взаимопонимании
, доверии и
взаимопомощи
. Ценным является и тот факт, что
проектная деятельность
создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

И еще хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», — писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии

с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, совместно с детьми, рисовать, изготавливать поделки.В результате совместной проектной деятельности дети узнали много нового друг о друге, у них сформировалось значимое отношение к понятию «семья”.

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Наталья Васильева

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Актуальность:

Современная педагогика, подкрепленная нормативно-правовой законодательной системой образовательного пространства ставит задачу обновления системы дошкольного образования через взаимосвязь детского сада и семьи. Поэтому очень важно создать в стенах дошкольного учреждения атмосферу теплых доверительных отношений между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения, в настоящее время, не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Цель: объединить усилия всех участников образовательного процесса (воспитателей, методистов, родителей)

вокруг интересов воспитанников ДОУ и сделать их согласованными и целенаправленными.

Задачи:

— Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

— Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

— Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Прогнозируемые результаты:В ходе планового методического руководства педагогическим коллективом:

1. Повышается эффективность работы педагогов с родителями.

2. Растет педагогическая компетентность родителей.

3. Укрепится сотрудничество детского сада и семей воспитанников.

4. Повышается социальный статус ДОУ.

Этапы реализации проекта:

I этап – информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о родителях, чьи дети посещают детский сад,, а также сбор и анализ сведений о педагогах, работающих с этими детьми и родителями.

II этап – практический. Он включает в себя мероприятия, направленные на решение конкретной задачи, а именно оптимизации работы МБДОУ и семьи через использование методов активизации родителей.

III этап – контрольно-оценочный, включающий анализ эффективности работы с родителями при использовании методов активизации воспитателями и специалистами детского сада.

Итоговое мероприятие: досуг с участием родителей «День защиты детей»

План –карта действий по реализации проекта

Название мероприятия

Цель мероприятия

Консультация: «Современный ребенок, какой он?»

Цель: знакомство воспитателей с новыми формами и методами активизации родителей, с требованиями к планируемым образовательным результатам в виде целевых ориентиров развития дошкольника.

Семинар-практикум «Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании»

Цель: развитие умений педагога строить коммуникативный процесс с родителями.

Создание накопительных папок «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Цель: обогащение знаний и опыта педагогов о значении и специфике методов активизации работы с
семьей.
Выставка поделок:

«Кукла кувадка»

Цель: изучение истории народной куклы, совместная деятельность ребёнка и его родителей, развитие фантазии и воображения.

Подготовить стенд для родителей «Проектная деятельность дошкольника»

Цель: расширить представления родителей о
проектной деятельности в ДОУ, информированность родителей о реализуемых проектах в ДОУ.
Родительское собрание Цель: ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы по ФГОС ДО.

Консультация: «Организация и проведение спортивных праздников с семьей»

Цель: пропаганда семейных ценностей, возрождения традиций и культуры семейных отношений, формирование здорового образа жизни в семье.

Диагностика семей вновь поступивших детей.Цель: знакомство с опытом воспитания детей в семьях, с целевыми воспитательными установками родителей.

Фотовыставка «Мы помощники для дедушки и для бабушки»
(выставка фотографий воспитанников со старшим поколением)
Цель: совместная деятельность ребёнка и его родителей, развитие художественно-эстетического вкуса.

Мастер-класс «Родной дом: строительство и убранство»

.

Цель: познакомить детей и взрослых с культурой убранства русского дома, обратить внимание на те традиции, которые соблюдаются и в современном мире, являются ценностями и нормами современной семьи.

Досуг:«Международный день пожилых людей»

Цель: побуждать детей и родителей к совместной подготовке мероприятия. Формирование положительного отношения к событийной общности родителей, прародителей, детей.

Выставка поделок:«Волшебный сундучок осени»

Цель: привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой.

Фотовыставка:

«Мой родной поселок»

Цель: Отражение в наглядном виде всех сторон жизни поселка, его жителей, окружающей природы, привлечение внимания к возрождению и развитию, исторического и культурного наследия.

Выпуск информационного стенда для родителей: «Чтобы не было беды»

Цель: просвещение родителей и детей по ОБЖ

Консультация:

«Физическое и эмоциональное развитие детей посредством приобщения родителей к ЗОЖ»Цель: пропагандировать активный и здоровый образ жизни, приобщать родителей воспитанников к участию в оздоровительных мероприятиях в ДОУ.

Анкетирование родителей по обучению детей БДД Цель: просветительская работа по предупреждению дорожного травматизма детей в семье.

Праздник «Осенины»

Цель: создать праздничную, тёплую, доброжелательную атмосферу на празднике. Приобщение семьи к социокультурным традициям общества, выстраивание поддерживающего взаимодействия с родителями.

Педагогический совет:

«Взаимодействие воспитателя с семьей воспитанника»

Цель: овладение педагогами методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.

Оформление наглядной информации для родителей:

«Профилактика ОРВИ, ОРЗ, ГРИППА»

Цель: рекомендации для родителей по предупреждению и профилактике простудных заболеваний.

Выставка художественных работ

«Улицы моего поселка»

Цель: Отражение в наглядном виде всех сторон жизни поселка, его жителей, окружающей природы, привлечение внимания к возрождению и развитию, исторического и культурного наследия.

Конкурс выпечки «Умелые ручки»

Цель:
взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, привлечение родителей к общественной жизни ДОУ. Вечер за чашкой чая с любимой выпечкой.
Досуг «День матери»

Цель: пропаганда благоприятных условий воспитания детей; повышение статуса материнства в обществе; стимулирование мотивации на сохранение семейных традиций

День открытых дверей

Цель: ознакомление родителей с «секретами»

воспитания в ДОУ. Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий разной тематики.

Смотр- конкурс на участках «Парад снеговиков»

Цель: вовлечь родителей в совместную работу с детьми с целью совместного творчества.

Папка –передвижка «Зимние игры и забавы»

Цель: ознакомление родителей с многообразием зимних игр и забав в зимнее время года.

Совместные трудовые работы на участке Цель: создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ.

Выставка поделок «Елочка, елочка –зеленая иголочка»

Цель: создание приподнятой атмосферы в преддверии новогоднего праздника,

укрепление связей дошкольного учреждения с семьёй, побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Работа по оформлению ДОУ к Новому году.

Цель: вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.

Новогодние утренники с участием родителей Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Семинар «Роль взрослого в детской игре»

Цель: рассмотрение особенностей развития игровой деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте и роли воспитывающих взрослых в каждом возрастном периоде.

Выставка групповых газет «Наши отважные папы»

Цель: сформировать оптимальные детско-родительские отношения. Семьи воспитанников, дети, педагоги Январь

Совместная организация выставки «Пословицы и поговорки в картинках»

Цель: активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.

Родительское собрание Цель: ознакомление родителей с особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Гостиная «Мужское воспитание»

Цель: Задействовать пап в участии на празднике; вовлечь их в творческий процесс общения с детьми. Показывать образцы мужского воспитания родительской и педагогической общественности.

Развлечение «Масленица»

Цель: побуждать детей и родителей к совместным проведениям праздников. Поддержка семейного воспитания.

Тематическая выставка энциклопедий, выполненных совместно с воспитанниками и родителями «Опыты и эксперименты»

Цель: приобщать родителей проявлять фантазию вместе с детьми.

Информационная ширма

«Здоровые семьи -здоровые дети»

Цель: презентация родительской общественности опыта здоровьесбережения.

Папка –передвижка «История праздника 8 марта»

Цель: расширение представлений родителей о истории праздника.

Семейный праздник «8 марта»

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Мастер-класс «Народная игрушка»

Цель: образование родительской общественности в рамках приобщения ребенка к культурным ценностям человека, объединение воспитательного потенциала семьи и детского сада в совместную деятельность.

Конкурс –выставка «Где живут куклы»

(различные виды театров)

Цель: раскрытие творческих способностей семей воспитанников и детей, вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.

Спортивный досуг «День бегуна»

Цель: установление доверительных отношений между семьей, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

Подготовка информационного стенда «Пасха»

Цель: ознакомление с традициями семей воспитанников, способствование совместной деятельности взрослых и детей.

Работа по благоустройству территории

Цель: приобщение родителей к совместной работе с детьми и педагогами по благоустройству территории ДОУ.

Родительское собрание Цель: подведение итогов учебного года. Презентация проекта, награждение участников в различных номинациях.

Выпускной бал

Цель: развитие конструктивного взаимодействия воспитывающих взрослых.

Оформление наглядной информации для родителей во всех возрастных группах: «Организация летнего отдыха детей»

Цель: дать родителям знания о значении развивающих игр в развитии ребенка;

заинтересовать проблемой;

приобщить к игре ребенка в условиях семьи;

День защиты детей Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Вовлечение родителей в проектную деятельность

Сысоева О.А., Толкачёва И.М. Вовлечение родителей в проектную деятельность // Совушка. 2021. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 21.11.2021).

Заказ № 62505

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Выстраиваются партнерские отношения, где основой является конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены.

Цель – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс.

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей.

Цель работы с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.

Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

На данный момент актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Одной из злободневных и актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательной организации и семьи, а также распространение накопленного в этом направлении опыта. Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего его семья. Хорошо если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Мы считаем, что педагоги и родители должны искать вместе наиболее эффективные способы решения проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.

Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого – нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

Литература:

1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М.: Перспектива, 2013.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников: учебно-методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей/ авт. сост. Н.М. Сертакова. Волгоград: Учитель, 2014.

4. Современные технологии обучения дошкольников / авт. сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель, 2014.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]