Проект «Формирование семейных ценностей, укрепление здоровья дошкольников»


Проект «Формирование семейных ценностей, укрепление здоровья дошкольников»

Проект «Формирование семейных ценностей» DOCX / 56.19 Кб

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» города Кирова

ПРОЕКТ

«Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников»

Автор проекта: воспитатель МКДОУ № 204

Кадесникова Лия Анатольевна

Г. Киров

2018г

1. Постановка проблемы.

Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искаженное восприятие семенных ценностей.

Значительное нарушение в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабоченны решением проблем экономического, а порой физического выживания усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительное нарушение в эмоциональных контактах с близкими людьми является серьезной травмой для детей, приводящее к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколения, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Новизна проекта: формирование семейных ценностей в условиях интеграции образовательных областей

2. Цель:

объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей. Повышение значимости духовно-нравственных ценностей в семейных отношениях, сохранение семейных традиций и формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Привлечь внимание семей к сохранению семейных ценностей и укреплению здоровья.
  • Создать атмосферу взаимодействия, общность интересов для всех участников проекта.
  • Обогатить детско-родительские отношения опытом совместно-творческой деятельности.
  • Привлечь родителей к участию в НООД, трудовых десантах родителей и детей.
  • Сплотить детей в общих мероприятиях, прогулках, спортивных праздниках, конкурсах.

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Вид проекта: информационно-творческий.

Долгосрочный: средняя, старшая группа, подготовительная группы.

3. Формы работы:

  • Педагогическое просвещение через информацию для родителей на стендах, в папках передвижках, обмен опытом.
  • Консультации по интересующим родителей вопросам.
  • Устные журналы и дискуссии с участием специалистов ДОУ на родительских собраниях.
  • Совместное творчество детей и взрослых.
  • Совместные мероприятия, досуги.
  • Индивидуальная работа с родителями и детьми.
  • Информационное общение (электронная почта, социальная сеть).
  • Организация совместной трудовой деятельности.

4. Ожидаемые результаты:

  • Создание положительной эмоциональной среды между педагогами, детьми и родителями.
  • Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
  • Проект обеспечит условия для осознания детьми и их родителями значения семьи в жизни человека.
  • Воспитание уважения, терпимости и сострадания к проживающим рядом людям.
  • Взаимопонимание всех участников проекта в вопросе сохранения семейных ценностей, сохранения и укрепления здоровья.

5. Этапы реализации проекта.

3 ЭТАПА ПРОЕКТА

1 этап — подготовительный.

  • На первом этапе была выявлена проблема;
  • Разработана цель и основные задачи проекта;
  • Определены участники и содержание проекта;
  • Составлен план работы с родителями и детьми на время реализации проекта;
  • Анкетирование на тему «Моя семья»;
  • Опрос детей «Что я знаю о своей семье»4
  • Подбор и создание предметно-развивающей среды;
  • Изучение методической литературы и интернет ресурсов;

2 этап — практический.

Разработана совместная деятельность со всеми участниками проекта в соответствии с тематическим планированием.

3 этап — заключительный.

С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика разработанная Вангер А.Л. Проведение НООД (по ПДД) или создание презентации (работа с родителями), фото и стихи.

6. Оценка результатов.

  • В ходе реализации проекта особое внимание уделяли осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьей.
  • Родители наших воспитанников стали активными участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.
  • У детей вырос интерес к своей семье, семейным ценностям, здоровому образу жизни.
  • Дети с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, праздниках, конкурсах.
  • В ходе реализации проекта выявлены наиболее эффективные формы работы с семьями воспитанников по вопросам формирования семейных ценностей и здорового образа жизни.

7. Перспектива.

  • В дальнейшем планируем широко и массово привлекать родителей к созданию условий для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга.
  • Вместе с родителями организовывать НООД, праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I год проекта

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь:
  • Создание плаката «Вот и лето прошло» (лето нашей семьи)
  • Экскурсия в Дендропарк

Октябрь:

  • Книжка-самоделка «Как мы отдыхали в Дендропарке»

Ноябрь:

  • Выставка осенних поделок

Декабрь:

  • Выбор и изготовление новогодних костюмов
  • Изготовление новогодних поделок и панно
  • Выбор песен, стихов, танцев для праздника в группе

Январь:

  • Выставка рисунков «Рождество»

Февраль:

  • Изготовление медалей из слоеного теста для пап и дедов
  • «Масленица» с песнями, плясками, русские народные традиции

Март:

  • Изготовление мамам, бабушкам и сотрудникам д/с подарков из слоеного теста и открыток
  • Коллаж «А мамы они какие» (с высказываниями детей о маме)

Апрель:

  • Изготовление ракет из бросового материала

Май:

  • Запомнить имя прадеда-фронтовика
  • Украсить голубей (глаза, крылья) к Дню Победы

Июнь:

  • Конкурс рисунков, стихов по стихам А. С. Пушкина «У Лукоморья…»
  • Летние работы в огороде и цветнике: рыхление, полив, прополка

Июль:

  • Участие в досугах и праздниках д/с

Август:

  • Сбор урожая в огороде
Сентябрь:
  • Создание плаката семьей «Вот и лето прошло»
  • Поход в Дендропарк семьями

Октябрь:

  • Изготовление книжки-самоделки «Как мы отдыхали в Дендропарке»

Ноябрь:

  • Выставка осенних поделок

Декабрь:

  • Выступление 4-х пап — Дедов Морозов из разных стран
  • Изготовление новогодних поделок и панно
  • Сюрприз от родителей «Найди подарок у сказочных героев»

Январь:

  • Выставка рисунков «Рождество»

Февраль:

  • «День Защитника Отечества» с папами и дедушками
  • Сюрприз от родителей: танец «Кадриль»

Март:

  • Изготовление плаката «Наши мамы в д/саду» (со стихами о сотрудниках ДОУ)

Апрель:

  • Конкурс «Будущих космонавтов» (мама, папа, я)

Май:

  • Найти и принести фото фронтовиков прадедов в книгу памяти нашего д/с
  • Вырезать бумажных голубей на окна

Июнь:

  • Учим стихи ко дню рождения А. С. Пушкина всей семьей
  • Перекопка грядок, помощь в посадках огорода и цветника

Июль:

  • Помощь в ремонте и покраске оборудования участка группы

Август:

  • Помощь в создании костюма Бабы Яги для летних развлечений
Сентябрь:
  • Самообразование по вопросам воспитания ребенка в семье

Сентябрь-январь:

  • Организация предметно-развивающей среды, связанной с темой семейного воспитания

Январь:

  • Картотека методических материалов по работе с семьями и детьми

Февраль:

  • Методические разработки конспектов НООД, мероприятий для детей и родителей
  • Организация и проведение тренингов, родительских собраний, праздников

Март:

  • Подбор художественной литературы
  • Подбор материалов для консультаций
  • Обработка материалов диагностических исследований

Апрель:

  • Составление учебно-методических комплектов с учетом ИКТ

Май:

  • Самоанализ работы по данной теме в течение реализации проекта

II год проекта

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь:
  • Развлечение с гостем Пончиком. Лепка печенья из песочного теста, выпекание на кухне д/с и угощение всех сотрудников д/с самодельным печеньем

Октябрь:

  • Изготовление фотоальбома «Вот оно какое наше лето»
  • Труд на огороде, цветнике и участке группы

Ноябрь:

  • Изготовление осенних панно и поделок
  • Участие в конкурсе «Мамин пример» (сценка мамы с Аллой)

Декабрь:

  • Трудовой десант «Снежные постройки»
  • Изготовление новогодних поделок

Январь:

  • Участие в конкурсе «Снеговик» (аппликация, ручной труд)
  • Праздник «Рождество» (рассказ)

Февраль:

  • Олимпиада с папами
  • Изготовление подарка папе и сотрудникам д/ско Дню Защитника Отечества
  • Изготовление фотогазеты «Папа и я — лучшие друзья»
  • Изготовление макета «Город и ПДД»

Март:

  • Изготовление 2-х дорожек «Пешеходный переход» к НООД №2 по ПДД «Город сказок»
  • Создание коллажа в стихах «Что маме подарить»
  • Участие в конкурсе МЧС (поделки из пластилина и из слоеного теста)

Апрель:

  • Участие в городском конкурсе к 100-летию Б. Заходер «Страна Вообразилия»
  • Изготовление фотогазеты «Природа и ребенок»
  • Конкурс поделок «Во что превращается мусор»
  • Конкурс изготовления скворечников «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

Май:

  • Оформление книжного уголка рисунками, поделками ко Дню Победы
  • Посадка и посев овощных культур и цветов

Июнь:

  • Играем в новые профессии — геологи и археологи

Июль:

  • Составляем узоры из камушков и ракушек

Август:

  • Сочиняем вместе стихи «Что же выросло у нас»
Сентябрь:
  • Украшение группы к 1 сентября шариками и цветами силами родителей

Октябрь:

  • Изготовление фотоальбома «Вот оно какое наше лето» и составление рассказа о летнем отдыхе

Ноябрь:

  • Изготовление огорода на подоконнике силами родителей
  • Изготовление осенних панно и поделок
  • Презентация о маме на конкурсе «Мамин пример»

Декабрь:

  • Трудовой десант «Снежные постройки» (горки, печка, сказочные персонажи)
  • Изготовление новогодних поделок семьей

Январь:

  • Участие в конкурсе «Снеговик» — постройка из снега
  • Фотоотчет о Рождестве

Февраль:

  • Олимпиада с папами-силачами
  • Создание агитбригады родителей и их выступление на НООД «Улица Дружбы»
  • Изучение ПДД по сказкам и их персонажам-родителям, в НООД «Город сказок»

Март:

  • Приглашение мамы папой с ребенком на лыжную прогулку с чаепитием в парке
  • Участие в конкурсе МЧС (рисунки, аппликация)

Апрель:

  • Изготовление атрибутов к городскому конкурсу «Страна Вообразилия»
  • Изготовление поделок «Во что превращается мусор»
  • Изготовление скворечников всей семьей

Май:

  • Пополнить Книгу Памяти прадедов-фронтовиков
  • Перекопка грядок огорода, рыхление цветника

Июнь:

  • Изучаем новые профессии по желанию детей, дома читать энциклопедии

Июль:

  • Природные игрушки: камешки, ракушки — подарок родителей

Август:

  • Перекопка освободившихся от зелени грядок в огороде
Сентябрь:
  • Картотека методических материалов по работе с семьями и детьми

Сентябрь-январь:

  • Составление учебно-методических комплектов с учетом ИКТ
  • Подбор материалов для консультаций

Январь:

  • Методические разработки конспектов НООД, мероприятий для детей и родителей

Февраль:

  • Самоанализ работы по данной теме в течение реализации проекта
  • Подбор художественной литературы

Март:

  • Самообразование по вопросам воспитания ребенка в семье

Апрель:

  • Организация предметно-развивающей среды, связанной с темой семейного воспитания

Май:

  • Организация и проведение тренингов, родительских собраний, праздников
  • Обработка материалов диагностических исследований

III год проекта

Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь:
  • Сбор урожая огурцов, помидоров
  • Игра в театр (сами сочиняют сказки и истории)
  • Сказка «Теремок на новый лад» ко Дню дошкольного работника
  • Изготовление открыток ко Дню пожилого человека

Октябрь:

  • Ухаживание за пересаженными с грядок в огород на подоконнике томатами
  • Посещение музея самоваров в д/с
  • Узнать дома и рассказать в д/с «Поговорки и пословицы вашей семьи»

Ноябрь:

  • Участие в конкурсе Дошколенок
  • Участие в литературной викторине по произведениям А. С. Пушкина
  • Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья»
  • Изготовление корзинки с цветами ко Дню матери
  • Игротека с волонтерами-школьниками школы №20

Декабрь:

  • Смотр-конкурс зимних участков «Новогодние чудеса»
  • Трудовой десант родителей, детей, воспитателей «Снежные постройки»
  • Выставка поделок к Новому Году

Январь:

  • Региональный конкурс «Знаток-дошколенок»

Февраль:

  • Выставка поделок и рисунков ко Дню Защитника Отечества
  • Конкурс «Зеленый огонек» по ПДД
  • Смотр-конкурс «Создание условий для развития речи»
  • Изготовление макета «Город и ПДД»

Март:

  • Выставка рисунков и поделок в 8 марта

Апрель-май:

  • Выставка рисунков «День Победы»

Май:

  • Смотр-конкурс на лучший участок «Здравствуй лето»
  • Выпуск детей в школу, изготовление открыток сотрудникам д/с
Сентябрь:
  • Сбор урожая моркови, свеклы и перекопка грядок
  • Играем в театр, пополнение атрибутов
  • Изготовление костюмов к сказке «Теремок на новый лад» ко Дню дошкольного работника

Октябрь:

  • Пересадка невысоких томатов с огорода в д/с, в огород на подоконнике
  • Пополнение музея игрушек группы
  • Подготовка костюмов персонажей к празднику Осени

Ноябрь:

  • Дома разгадываем логические задачи
  • Читаем дома сказки и стихи А. С. Пушкина
  • Пополнить физкультурный уголок новым нетрадиционным оборудованием
  • Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья»
  • Создание проекта по формированию семейных ценностей вместе с педагогами

Декабрь:

  • Смотр-конкурс участков «Новогодние чудеса»
  • Трудовой десант родителей, детей, воспитателей «Снежные постройки»
  • Выставка поделок к Новому Году

Январь:

Февраль:

  • Выставка поделок и рисунков ко Дню Защитника Отечества
  • Конкурс «Зеленый огонек» по ПДД
  • Помощь родителей в смотре-конкурсе «Создание условий для развития речи»

Март:

  • Выставка рисунков и поделок в 8 марта

Апрель-май:

  • Выставка рисунков «День Победы»

Май:

  • Помощь родителей в смотре-конкурсе на лучший участок «Здравствуй лето»
  • Помощь родителей в подготовке костюмов и оформлении группы, музыкального зала
Сентябрь:
  • Подбор материалов для консультаций

Сентябрь-январь:

  • Картотека методических материалов по работе с семьями и детьми
  • Организация предметно-развивающей среды, связанной с темой семейного воспитания
  • Самоанализ работы по данной теме в течение реализации проекта

Январь:

  • Подбор художественной литературы

Февраль:

  • Организация и проведение тренингов, родительских собраний, праздников
  • Методические разработки конспектов НООД, мероприятий для детей и родителей

Март:

  • Обработка материалов диагностических исследований

Апрель:

  • Составление учебно-методических комплектов с учетом ИКТ

Май:

  • Самообразование по вопросам воспитания ребенка в семье

Продукт проекта (I год):

  • Плакаты: «Вот и лето прошло», «Наши мамы в д/с».
  • Альбомы и книжки-самоделки: «Как мы отдыхали в Дендропарке».
  • Коллажи: «А мамы они какие».
  • Поделки, рисунки, панно по запланированным темам.
  • «Приз» (медали, грамоты).
  • Знания (потешки, пословицы, поговорки и т. д.)

Продукт проекта (II год):

  • Печенье испекли дети.
  • Фотоальбом «Вот оно какое наше лето» — отчет семьи о летней деятельности, отдыхе.
  • Овощи и цветы, выращенные детьми.
  • Огород на подоконнике группы.
  • Поделки, рисунки, панно к праздникам и на выставки, конкурсы.
  • Грамоты, дипломы, медали детям и родителям.
  • Два видеозанятия с детьми и родителями по ПДД.
  • Картины-загадки по изучению дорожных знаков, нарисованные родителями.
  • Макет по ПДД «Улица Дружбы».
  • Коллаж в стихах «Что маме подарить».
  • Скворечники для птиц на территории д/с.

Продукт проекта (III год):

  • Овощи в грядки группы и цветы, выращенные детьми.
  • Пополнение театра атрибутами.
  • Открытки, поделки ко Дню пожилого человека; мамам, ко дню матери.
  • Пополнение музея игрушек в группе.
  • Альбомы пословиц, поговорок, скороговорок и т.д.
  • Пополнение Книги Памяти ДОУ фото прадедами-фронтовиками.
  • Пополнение костюмами и атрибутами театрального уголка.
  • Грамоты, дипломы за участие и победы в конкурсах, соревнованиях.

Тема проекта: Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»

Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.

Цель проекта:

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

Задачи проекта:

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки

позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

  • Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Участники проекта:

Родители, педагоги ДОУ , дети , социальные институты

Реализация проекта:

2009 — 2011 год

Особенности проекта

  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
  • доступность материала для детей дошкольного возраста
  • максимальная привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи
  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Проблемы, на решение которых направлен проект

  • Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
  • Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
  • Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в

воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Реализация этапов проекта

С младшего возраста ведем работу по составлению семейных фото альбомов. Родители принимают активное участие в их оформлении.

Самая любимая игра среди детей нашей группы- «Семья». В ходе её дети усваивают термины родства, формируются представления о возможностях и взаимопонимании в семье. Играть в нее мы начали с младшего возраста.

Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Они проводятся с младшего возраста и различны по тематике.

На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.

Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей.

Проводим организованные экскурсии и в городскую детскую библиотеку, где дети участвуют в различных мероприятиях.

Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья», «Родословная — старинная русская традиция», «Образ моей семьи».

В группе провели ряд занятий по теме «Уроки добра», где разговор шел о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.

В рамках семейных художественно — творческих проектов были реализованы такие проекты, как « Ты взрослый, я — ребенок», «Птица семейного счастья».

Основная цель таких проектов — укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

Для формирования у детей интереса к своей родословной совместно с родителями создали «генеалогическое древо»

Одна из традиций нашего детского сада акция «Посади дерево» , в которой родители принимают активное участие.

Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в

нравственном становлении личности ребенка.

Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье, о воспитании нравственных качеств.

Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.

Любовь к животным — хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу, отношение к слабому. С этой целью провели ряд бесед, занятий, организовывали совместную фотовыставку «Любимое домашнее животное»; провели анкетирование. Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.

В музеях нашего города дети узнали о том, что такое традиции, обычаи нашего народа, как жили раньше на Руси, чем сильна наша Родина. Поддерживаем связь со школой. Дети посетили там Музей Боевой славы, узнали о героях — земляках Великой Отечественной войны Различные игры, упражнения, задания помогают отследить знания детей по теме «Что такое семья и зачем она нужна».

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким

Последствия решения проблемы

Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат на которым и направлена наша работа, — усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Значение семьи в формировании личности дошкольника

Коньшина Н.Р. Значение семьи в формировании личности дошкольника // Совушка. 2021. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 21.11.2021).

Заказ № 87776

Аннотация: Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка.

Ключевые слова: семья, семейные традиции, дошкольник, проект.

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте [4].

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества [3].

В качестве норм и образцов поведения выступают семейные традиции.

Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей [1].

В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций множество — нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу [2].

Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему — то забываем.

Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.

Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем — учат первым словам, затем — передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Анализируя диагностические исследования, апробируя новые технологии, пришли к выводу, что проектная деятельность позволит сформировать патриотические чувства к семейным ценностям, так как проектный метод даёт возможность развивать партнёрские отношения, сплачивать членов семьи, педагогов и воспитанников. Даёт возможность каждому участнику образовательных отношений проявлять и обогащать свой социальный опыт, принимать участие в коллективных мероприятиях, соотносить свои интересы с интересами других, планировать этапы деятельности, рассказывать о своих семейных ценностях, увлечениях, традициях.

В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется огромное внимание работе с родителями, включение в образовательную деятельность семейных проектов, которые способствуют качественному освоению воспитанниками образовательных областей, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, стимулируют детей на проявление социальной компетентности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении был разработан и реализован инновационный проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность», который позволил повысить результативность уровня сформированности интегративных качеств (целевых ориентиров) и освоения образовательной программы в целом.

Реализация проекта рассматривается как единое образовательное пространство, где образовательные отношения проектируются и организовываются в ходе реализации образовательной программы учреждения, где все участники осознают цель и разделяют ценности необходимости формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность

Разработанный проект доступен к применению во всех дошкольных образовательных организациях. Он позволяет повысить уровень сформированности личностных качеств, социальной компетентности и патриотических чувств дошкольников, обеспечивает активность родителей в совместных образовательных отношениях, обогащает опыт родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, укрепляет партнерские отношения семьи и детского сада. Данный проект был реализован через решение следующих задач:

  1. Приобщать воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества в проектной деятельности.
  2. Обеспечивать психолого – педагогическую поддержку семьи, повышая компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах формирования патриотических чувств старших дошкольников.
  3. Сохранять и поддерживать индивидуальность каждого воспитанника как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
  4. Обеспечивать разнообразие форм, средств, содержания образовательной деятельности с учетом образовательных потребностей воспитанников.

Гипотезой проекта было следующее положение: патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям будут сформированы, если партнерские отношения с родителями (законными представителями) воспитанников будут строиться на основе сотрудничества в разработке и презентации семейных проектов.

Отличительная особенность деятельности проектной деятельности заключается в том, что в нее включен широкий спектр семейных проектов, ориентированных на реализацию единой цели по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность. А также обновлены формы партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников (интерактивная площадка, разработка и презентация семейных проектов, выпуск газет, создание альбомов). Данные формы способствуют осуществлению открытости образовательного пространства, где каждый участник образовательных отношений самореализуется, заботится о сохранении традиций. В процессе реализации проекта образовательные отношения строятся на принципе гуманизации, партнерства, интеграции, проектном методе развивающего обучения.

Так, многие семьи воспитанников, участвуют в создании семейных проектов. Например, таких как «Традиции моей семьи», «Моя семья» и др.

В результате проделанной работы воспитанники узнали, о родословной своей семьи, об ее традициях. С помощью руководителя проекта родители вместе с детьми создали презентацию для предоставления проекта, опыта семейного воспитания, традиций на заседании родительского клуба.

В результате сотрудничества с родителями у дошкольников формируются патриотические чувства к своей семье, ее традициям и обычаям.

Таким образом, семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания дошкольника. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.

В заключении еще раз хочется отметить, что внедрение проекта создаст условия для обеспечения социальной ситуации развития личности каждого воспитанника, расширит представлений детей о семейных ценностях, традициях, интересах, увлечениях. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Сформируется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям, патриотические чувства к семейным ценностям. Родители (законные представители) воспитанников будут самореализовываться как субъекты образовательных отношений, повысится психолого-педагогическая культура родителей.

Список литературы:

  1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. с.43.
  2. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. с.103.
  3. Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. с.128.
  4. Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. с.42.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]