Проект «Формирование семейных ценностей, укрепление здоровья дошкольников»
Проект «Формирование семейных ценностей» DOCX / 56.19 Кб
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» города Кирова
ПРОЕКТ
«Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников»
Автор проекта: воспитатель МКДОУ № 204
Кадесникова Лия Анатольевна
Г. Киров
2018г
1. Постановка проблемы.
Повышение внимания к проблемам социально-личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искаженное восприятие семенных ценностей.
Значительное нарушение в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабоченны решением проблем экономического, а порой физического выживания усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительное нарушение в эмоциональных контактах с близкими людьми является серьезной травмой для детей, приводящее к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколения, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Новизна проекта: формирование семейных ценностей в условиях интеграции образовательных областей
2. Цель:
объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей. Повышение значимости духовно-нравственных ценностей в семейных отношениях, сохранение семейных традиций и формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Привлечь внимание семей к сохранению семейных ценностей и укреплению здоровья.
- Создать атмосферу взаимодействия, общность интересов для всех участников проекта.
- Обогатить детско-родительские отношения опытом совместно-творческой деятельности.
- Привлечь родителей к участию в НООД, трудовых десантах родителей и детей.
- Сплотить детей в общих мероприятиях, прогулках, спортивных праздниках, конкурсах.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Вид проекта: информационно-творческий.
Долгосрочный: средняя, старшая группа, подготовительная группы.
3. Формы работы:
- Педагогическое просвещение через информацию для родителей на стендах, в папках передвижках, обмен опытом.
- Консультации по интересующим родителей вопросам.
- Устные журналы и дискуссии с участием специалистов ДОУ на родительских собраниях.
- Совместное творчество детей и взрослых.
- Совместные мероприятия, досуги.
- Индивидуальная работа с родителями и детьми.
- Информационное общение (электронная почта, социальная сеть).
- Организация совместной трудовой деятельности.
4. Ожидаемые результаты:
- Создание положительной эмоциональной среды между педагогами, детьми и родителями.
- Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей.
- Проект обеспечит условия для осознания детьми и их родителями значения семьи в жизни человека.
- Воспитание уважения, терпимости и сострадания к проживающим рядом людям.
- Взаимопонимание всех участников проекта в вопросе сохранения семейных ценностей, сохранения и укрепления здоровья.
5. Этапы реализации проекта.
3 ЭТАПА ПРОЕКТА
1 этап — подготовительный.
- На первом этапе была выявлена проблема;
- Разработана цель и основные задачи проекта;
- Определены участники и содержание проекта;
- Составлен план работы с родителями и детьми на время реализации проекта;
- Анкетирование на тему «Моя семья»;
- Опрос детей «Что я знаю о своей семье»4
- Подбор и создание предметно-развивающей среды;
- Изучение методической литературы и интернет ресурсов;
2 этап — практический.
Разработана совместная деятельность со всеми участниками проекта в соответствии с тематическим планированием.
3 этап — заключительный.
С целью выявления особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых, использовалась методика разработанная Вангер А.Л. Проведение НООД (по ПДД) или создание презентации (работа с родителями), фото и стихи.
6. Оценка результатов.
- В ходе реализации проекта особое внимание уделяли осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьей.
- Родители наших воспитанников стали активными участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.
- У детей вырос интерес к своей семье, семейным ценностям, здоровому образу жизни.
- Дети с удовольствием участвуют во всех мероприятиях, праздниках, конкурсах.
- В ходе реализации проекта выявлены наиболее эффективные формы работы с семьями воспитанников по вопросам формирования семейных ценностей и здорового образа жизни.
7. Перспектива.
- В дальнейшем планируем широко и массово привлекать родителей к созданию условий для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга.
- Вместе с родителями организовывать НООД, праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I год проекта
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
| Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
| Сентябрь:
Сентябрь-январь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
|
II год проекта
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
| Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
Июнь:
Июль:
Август:
| Сентябрь:
Сентябрь-январь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
|
III год проекта
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель-май:
Май:
| Сентябрь:
Октябрь:
Ноябрь:
Декабрь:
Январь: Февраль:
Март:
Апрель-май:
Май:
| Сентябрь:
Сентябрь-январь:
Январь:
Февраль:
Март:
Апрель:
Май:
|
Продукт проекта (I год):
- Плакаты: «Вот и лето прошло», «Наши мамы в д/с».
- Альбомы и книжки-самоделки: «Как мы отдыхали в Дендропарке».
- Коллажи: «А мамы они какие».
- Поделки, рисунки, панно по запланированным темам.
- «Приз» (медали, грамоты).
- Знания (потешки, пословицы, поговорки и т. д.)
Продукт проекта (II год):
- Печенье испекли дети.
- Фотоальбом «Вот оно какое наше лето» — отчет семьи о летней деятельности, отдыхе.
- Овощи и цветы, выращенные детьми.
- Огород на подоконнике группы.
- Поделки, рисунки, панно к праздникам и на выставки, конкурсы.
- Грамоты, дипломы, медали детям и родителям.
- Два видеозанятия с детьми и родителями по ПДД.
- Картины-загадки по изучению дорожных знаков, нарисованные родителями.
- Макет по ПДД «Улица Дружбы».
- Коллаж в стихах «Что маме подарить».
- Скворечники для птиц на территории д/с.
Продукт проекта (III год):
- Овощи в грядки группы и цветы, выращенные детьми.
- Пополнение театра атрибутами.
- Открытки, поделки ко Дню пожилого человека; мамам, ко дню матери.
- Пополнение музея игрушек в группе.
- Альбомы пословиц, поговорок, скороговорок и т.д.
- Пополнение Книги Памяти ДОУ фото прадедами-фронтовиками.
- Пополнение костюмами и атрибутами театрального уголка.
- Грамоты, дипломы за участие и победы в конкурсах, соревнованиях.
Тема проекта: Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»
Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Цель проекта:
Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.
Задачи проекта:
- Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
- Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки
позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.
- Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
- Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Участники проекта:
Родители, педагоги ДОУ , дети , социальные институты
Реализация проекта:
2009 — 2011 год
Особенности проекта
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
- доступность материала для детей дошкольного возраста
- максимальная привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении
Проблемы, на решение которых направлен проект
- Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
- Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
- Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
- Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в
воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Реализация этапов проекта
С младшего возраста ведем работу по составлению семейных фото альбомов. Родители принимают активное участие в их оформлении.
Самая любимая игра среди детей нашей группы- «Семья». В ходе её дети усваивают термины родства, формируются представления о возможностях и взаимопонимании в семье. Играть в нее мы начали с младшего возраста.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Они проводятся с младшего возраста и различны по тематике.
На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей.
Проводим организованные экскурсии и в городскую детскую библиотеку, где дети участвуют в различных мероприятиях.
Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья», «Родословная — старинная русская традиция», «Образ моей семьи».
В группе провели ряд занятий по теме «Уроки добра», где разговор шел о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.
В рамках семейных художественно — творческих проектов были реализованы такие проекты, как « Ты взрослый, я — ребенок», «Птица семейного счастья».
Основная цель таких проектов — укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.
Для формирования у детей интереса к своей родословной совместно с родителями создали «генеалогическое древо»
Одна из традиций нашего детского сада акция «Посади дерево» , в которой родители принимают активное участие.
Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в
нравственном становлении личности ребенка.
Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье, о воспитании нравственных качеств.
Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.
Любовь к животным — хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу, отношение к слабому. С этой целью провели ряд бесед, занятий, организовывали совместную фотовыставку «Любимое домашнее животное»; провели анкетирование. Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.
В музеях нашего города дети узнали о том, что такое традиции, обычаи нашего народа, как жили раньше на Руси, чем сильна наша Родина. Поддерживаем связь со школой. Дети посетили там Музей Боевой славы, узнали о героях — земляках Великой Отечественной войны Различные игры, упражнения, задания помогают отследить знания детей по теме «Что такое семья и зачем она нужна».
По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким
Последствия решения проблемы
Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.
Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат на которым и направлена наша работа, — усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Значение семьи в формировании личности дошкольника
Коньшина Н.Р. Значение семьи в формировании личности дошкольника // Совушка. 2021. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 21.11.2021).
Заказ № 87776
Аннотация: Данная статья рассматривает вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка.
Ключевые слова: семья, семейные традиции, дошкольник, проект.
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Именно в семье ребёнок получает информацию о мире взаимоотношений, о социальном опыте [4].
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества [3].
В качестве норм и образцов поведения выступают семейные традиции.
Они помогают создать в семье ощущение общепринятых условностей, приобщения к которым дает каждому из них чувство сопричастности с миром коллективных ценностей [1].
В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику. Очень любят малыши совместное выпекание пирога. Они наперебой просят «помешать» (имеется в виду тесто). Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций множество — нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней.
Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Нам может казаться, что милая мамина привычка – рассказывать дошкольнику ежевечернюю сказку, ни к чему её не обязывает. Для детской же психики ритуалы приобретают, говоря на языке психологических терминов, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом, а верность родителей домашним привычкам ребенка представляет собой не что иное, как бытовое выражение любви к малышу [2].
Есть те традиции, которые являются необходимыми для каждой семьи: это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему — то забываем.
Смысл семейных традиций именно в том, что события следуют одно за другим в однажды заведенной последовательности: день за днем, месяц за месяцем, в том, что они соблюдаются несмотря ни на что. Уверенность в этом привносит в детскую жизнь чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в моменты огорчений. Трепетное и внимательное отношение к ритуалам особенно важно, если малыш болен, расстроен или его обидели. Та серьезность и уважение, которые взрослые относят к привычкам ребенка, ими же созданным, способствуют развитию у дошкольника чувства собственной значимости. Малыш приучается с уважением относиться к своим словам и обещаниям, быть последовательным, держать слово.
Не откроем большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем — учат первым словам, затем — передают свое ко всему этому отношение. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за воротами детского сада. Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.
Анализируя диагностические исследования, апробируя новые технологии, пришли к выводу, что проектная деятельность позволит сформировать патриотические чувства к семейным ценностям, так как проектный метод даёт возможность развивать партнёрские отношения, сплачивать членов семьи, педагогов и воспитанников. Даёт возможность каждому участнику образовательных отношений проявлять и обогащать свой социальный опыт, принимать участие в коллективных мероприятиях, соотносить свои интересы с интересами других, планировать этапы деятельности, рассказывать о своих семейных ценностях, увлечениях, традициях.
В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется огромное внимание работе с родителями, включение в образовательную деятельность семейных проектов, которые способствуют качественному освоению воспитанниками образовательных областей, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, стимулируют детей на проявление социальной компетентности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении был разработан и реализован инновационный проект «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность», который позволил повысить результативность уровня сформированности интегративных качеств (целевых ориентиров) и освоения образовательной программы в целом.
Реализация проекта рассматривается как единое образовательное пространство, где образовательные отношения проектируются и организовываются в ходе реализации образовательной программы учреждения, где все участники осознают цель и разделяют ценности необходимости формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность
Разработанный проект доступен к применению во всех дошкольных образовательных организациях. Он позволяет повысить уровень сформированности личностных качеств, социальной компетентности и патриотических чувств дошкольников, обеспечивает активность родителей в совместных образовательных отношениях, обогащает опыт родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, укрепляет партнерские отношения семьи и детского сада. Данный проект был реализован через решение следующих задач:
- Приобщать воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества в проектной деятельности.
- Обеспечивать психолого – педагогическую поддержку семьи, повышая компетентность родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах формирования патриотических чувств старших дошкольников.
- Сохранять и поддерживать индивидуальность каждого воспитанника как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
- Обеспечивать разнообразие форм, средств, содержания образовательной деятельности с учетом образовательных потребностей воспитанников.
Гипотезой проекта было следующее положение: патриотические чувства у детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям будут сформированы, если партнерские отношения с родителями (законными представителями) воспитанников будут строиться на основе сотрудничества в разработке и презентации семейных проектов.
Отличительная особенность деятельности проектной деятельности заключается в том, что в нее включен широкий спектр семейных проектов, ориентированных на реализацию единой цели по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста к семейным ценностям через проектную деятельность. А также обновлены формы партнерских отношений с родителями (законными представителями) воспитанников (интерактивная площадка, разработка и презентация семейных проектов, выпуск газет, создание альбомов). Данные формы способствуют осуществлению открытости образовательного пространства, где каждый участник образовательных отношений самореализуется, заботится о сохранении традиций. В процессе реализации проекта образовательные отношения строятся на принципе гуманизации, партнерства, интеграции, проектном методе развивающего обучения.
Так, многие семьи воспитанников, участвуют в создании семейных проектов. Например, таких как «Традиции моей семьи», «Моя семья» и др.
В результате проделанной работы воспитанники узнали, о родословной своей семьи, об ее традициях. С помощью руководителя проекта родители вместе с детьми создали презентацию для предоставления проекта, опыта семейного воспитания, традиций на заседании родительского клуба.
В результате сотрудничества с родителями у дошкольников формируются патриотические чувства к своей семье, ее традициям и обычаям.
Таким образом, семья способна выступать в качестве положительного фактора воспитания дошкольника. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
В заключении еще раз хочется отметить, что внедрение проекта создаст условия для обеспечения социальной ситуации развития личности каждого воспитанника, расширит представлений детей о семейных ценностях, традициях, интересах, увлечениях. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Сформируется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям, патриотические чувства к семейным ценностям. Родители (законные представители) воспитанников будут самореализовываться как субъекты образовательных отношений, повысится психолого-педагогическая культура родителей.
Список литературы:
- Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. с.43.
- Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. с.103.
- Каган Е.В. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. М., 1992. с.128.
- Широких О., Космачёва Н. Вопрос формирования нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. с.42.