Опыт работы «Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ»


Охрана и укрепление здоровья детей в ДОУ

Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Основными оздоровительными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

-Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

— Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма;

— повышение активности и общей работоспособности;

-Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

-Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-Обеспечение физического и психического благополучия.

Система оздоровительной работы в ДОУ ведется по следующим направлениям:

— использование вариативных режимов дня и пребывания ребенка в детском саду.

— разнообразные виды организации режима двигательной активности ребенка.

— лечебно- профилактические мероприятия.

В ДОУ мы используем следующие системы физкультурно- оздоровительных мероприятий:

1.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, цель которой – создание бодрого, жизнерадостного настроения у детей, укрепление здоровья, развитие сноровки, физической силы, утренняя гимнастика сопровождается музыкой, которая благоприятно влияет на эмоциональную сферу, способствует хорошему настроению, формирует представления дошкольников о здоровом образе жизни;

2. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях в зале и на воздухе в каждой возрастной группе, их цель – обучение детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности, сопровождаются музыкой;

3. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур

, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Это :

-оздоровительные прогулки, ежедневно;

-умывание прохладной водой перед приемом пищи, после каждого загрязнения рук;

-воздушные ванны после сна, физкультурные занятия в облегченной форме;

-ходьба босиком по массажным дорожкам;

дневной сон также это укрепляет нервную систему детей;

-ленивая гимнастика после сна;

4. В режим дня включаются дыхательные упражнения: в утреннюю гимнастику, между учебными занятиями, в физкультурном занятии, а также в индивидуальной работе с детьми.

5. В режим дня также включается пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений.

6.Используются различные формы и методы физического воспитания, направленные на активизацию двигательной деятельности и развития выносливости детей. Введены нетрадиционные формы работы по физической культуре: степ – аэробика, оздоровительный бег, точечный массаж, ритмическая гимнастика, воздушное закаливание, солевые дорожки, массажные коврики, дыхательная гимнастика, физминутки на занятиях, самомассаж с использованием нетрадиционного оборудования, упражнения на развитие мелкой моторики.

7. Проводятся активные формы отдыха: спортивные праздники, развлечения, соревнования. Систематическая работа по охране и укреплению здоровья детей ведется в тесном контакте педагогов и медицинского работника.

8. В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми проводится профилактическая и коррекционная работа. Это — упражнения на коррекцию плоскостопия, осанки, гимнастики для глаз.

9. Также дети оздоравливаются с помощью кислородного коктейля.

10. Проводится детский массаж.

Для решения оздоровительной, коррекционно – образовательной и воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период в облегченную одежду.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом деле — сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы.

Таким образом, в детском саду сформирована комплексная система мероприятий, способствующая снижению уровня заболеваемости детей, сохранению, укреплению и развитию психофизического здоровья каждого ребенка.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение об охране здоровья воспитанников разработано для ООО Дошкольное Образовательное Учреждение «Первоуральский Детский Сад» далее – ДОУ «ПДС» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41, ст.52), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, нормативными актами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Свердловской области, Уставом ДОУ.

1.1 Задачи ДОУ «ПДС» по охране здоровья воспитанников:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организацию питания воспитанников;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима дня;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, правилам безопасности;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культуры и спортом;
  • прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ «ПДС» ;
  • профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ «ПДС»;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ «ПДС» ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

21. Организация охраны здоровья воспитанников ДОУ «ПДС» (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризаций) осуществляется штатным медицинским работником-медицинской сестрой.

2.2 Медицинское обслуживание воспитанников проводится на участках по месту жительства детей. Работников — на договорной основе, с ГУЗ СО «Первоуральский кожно-венерологический диспансер № 4» г. Первоуральска, ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области г. Первоуральск, прививки, текущие осмотры и флюорография — по месту прописки работников.

2.3. ДОУ «ПДС» при организации обучающей деятельности создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе обеспечивают:

  1. текущий контроль состояния здоровья воспитанников (ответственный — штатная медицинская сестра, воспитатель);
  • отслеживается динамика показателей здоровья детей, заболеваемость, показатели пропусков по болезни (ответственный — штатная медицинская сестра, воспитатель);
  • определяется уровень физического развития детей (антропометрические данные ((2 раза в год) ответственный — штатная медицинская сестра);
  • направление на диспансеризацию детей старшего дошкольного возраста по месту жительства (ответственный — штатная медицинская сестра).
    1. проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации:
  • соблюдение дезинфекционного режима, режима питания
  • соблюдение питьевого режима
  • соблюдение детьми правил личной гигиены
  • закаливания
  • соблюдение режима проветривания и кварцевания групп
  • организация поставки пищевых продуктов, в том числе овощей и фруктов, с обязательным соблюдением условий температурного режима транспортировки, хранения и реализации, наличием полного пакета документов, подтверждающих их качество и безопасность
    1. соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  1. Расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ «ПДС» в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

2.4. ДОУ «ПДС» обеспечивает учет и контроль факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья воспитанников (проведением обследований, лабораторных испытаний социальных, экономических и экологических условий окружающей действительности);

2.5. ДОУ «ПДС» обеспечивает соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения воспитанников:

  • соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений;
  • соответствие оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников, а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил);
  • оснащение физкультурного зала и других спортивных сооружений необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных программ;
  • оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи; наличия здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях;
  • формирование культуры здоровья педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).

2.6. ДОУ «ПДС» обеспечивает в организации обучающей деятельности формирования у воспитанников системы знаний, установок, правил поведения, привычек, отношения воспитанников к своему здоровью, связанного с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;

2.7. ДОУ «ПДС» проводит работу по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении, организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни, реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;

2.8. Обеспечивает соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей, обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в обучающий процесс педагогических инноваций.

2.9. Взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни воспитанников.

2.10. В обучающем процессе обеспечивает преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни на различных ступенях дошкольного образования.

3. ФУНКЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

3.1.Медицинский работник, осуществляющий организацию охраны здоровья воспитанников ДОУ, выполняет следующие функции:

3.1.1. Разрабатывает:

  • план организационно-медицинской работы с учетом эффективных оздоровительных технологий и рекомендаций современной медицинской науки;
  • план профилактической и оздоровительной работы, включающий мероприятия по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей;
  • комплексы физических упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, формированию у детей правильной осанки и предупреждению плоскостопия (совместно с инструктором по физкультуре);
  • памятки по организации режима дня, режима двигательной активности (совместно со старшим воспитателем).

3.1.2. Составляет:

  • меню, обеспечивающее сбалансированное питание воспитанников;
  • график проведения вакцинации и направления воспитанников на участки по месту прописки
  • график контроля выполнения работниками санитарно-эпидемиологического режима.

3.1.3. Осуществляет:

  • динамическое медицинское наблюдение за физическим развитием и ростом детей;
  • антропометрические измерения воспитанников;
  • распределение детей на медицинские группы;
  • медицинский первичный осмотр;
  • оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;
  • наблюдение за самочувствием и физическим состоянием детей после прививок и на физкультурных занятиях;
  • дифференциацию детей по группам для занятий физической культурой в целях профилактики и коррекции имеющихся нарушений;
  • выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию;
  • информирование администрации и педагогов ДОУ «ПДС» о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для воспитанников с отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниях острыми инфекциями, гриппом, энтеробиозом и т. д.;
  • информирование территориальных учреждений здравоохранения и Роспотребнадзора о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди воспитанников и работников ДОУ «ПДС» в течение двух часов после установления диагноза.

3.1.4. Проводит:

  • консультации по вопросам физического развития и оздоровления детей;
  • консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями (или законными представителями) по вопросам физического развития детей, воспитания здорового образа жизни, профилактики инфекционных заболеваний, адаптации детей;
  • мероприятия по профилактике и предупреждению заболеваний (витаминизация, фитотерапия и др.);
  • работу с воспитанниками и работниками ДОУ «ПДС» по формированию здорового образа жизни.

3.1. 5. Участвует:

  • в проведении скрининг-тестирования детей;
  • педагогических совещаниях по вопросам оздоровления и закаливания детей.

3.1. 6. Контролирует:

  • режим физических нагрузок детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;
  • двигательную активность детей на физкультурных занятиях и в течение дня;
  • организацию и проведение закаливающих мероприятий;
  • качество организации питания детей;
  • санитарно-гигиенические условия осуществления образовательного процесса;
  • соблюдение правил личной гигиены детьми и работниками ДОУ «ПДС»;
  • соблюдение обслуживающим и техническим персоналом санитарно-эпидемиологического режима;
  • ведение работниками ДОУ «ПДС» установленной документации в пределах своих полномочий.

3.1.7. Оформляет и ведет следующие документы:

  • план организационной работы по охране здоровья воспитанников на год, месяц.
  • план профилактической и оздоровительной работы.
  • журналы и графики в соответствии с номенклатурой дел по медицинской работе.
  • списки детей по группам.
  • табели учета посещаемости детей.
  • медицинские карты детей.
  • меню.
  • отчеты о медицинском обслуживании детей за календарный, учебный год.
  • оправки, акты по итогам проверок, контроля.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа заведующего ДОУ «ПДС». 4.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и подлежат утверждению заведующим ДОУ «ПДС».

Положение составлено на 5 (пяти) страницах.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Хохлова Г.Т., Карасева Н.С. -воспитатели

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31 «Аленький цветочек», Белгородская область, г. Губкин

Здоровье и безопасность человека являются необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье и безопасности позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье — это радостное отношение к трудностям. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового и безопасного образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья.

Модернизация Российского образования предполагает не только масштабные структурные, организационно — экономические изменения, но в первую очередь — значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с ФГОС и задачами развития страны.

В связи с введением ФГОС, дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению на игровых площадках и в помещениях детского сада.

Особое внимание при организации работы с детьми уделяют тому, что дети могут сделать выбор — работать одному или в подгруппе, то есть, в партнерстве с другими детьми или взрослыми. Дети могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнером.

В современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения системы физкультурно-оздоровительных технологий и технологий социально-психологического благополучия в образовательно-воспитательном процессе дошкольников. Для этого необходима рациональная региональная, т.е. учитывающая регион, где находится ДОУ, система мероприятий каждого направления (физкультурно-оздоровительного, закаливающего, лечебно-профилактического) и время, необходимое на их проведение. Вышесказанное определяет актуальность аргументации и физиолого-гигиенического обоснования применения систематической физкультурно-оздоровительной работы для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи могут решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка, что и предусматривает изменение системы образования в связи с введением ФГОС.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]