Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука С»


Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука С»

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема:

Постановка звук [С].

Цели:

Постановка и автоматизация звука [С]. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи:

Образовательные:

Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.

Обогащение словаря.

Коррекционные:

Формирование навыков слогового анализа.

Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.

Развитие мышление, память, внимание.

Развитие фонетического слуха.

Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.

Воспитание трудолюбия.

Воспитание навыка контроля за звукопроизношением. Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

1.Организационный момент

— Добрый день, … (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

— Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

— Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

— Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя как ? (Молодец.)

2. Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

— Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

— Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

— А теперь приготовимся к разминке.

3.Артикуляционная гимнастика

(Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.)

Массаж:

— Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:

(Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.)

*Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

*Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

*Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

*Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

— Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.

4. Дыхательная гимнастика

(Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполнить 2-3 дыхательных упражнения.)

· Надуваем щеки

-Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

* Трубач

— Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

5.Пальчиковая гимнастика

— А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

6.Постановка звука

1)Основная часть занятия

(Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.)

— Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.

— Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей?

— Молодец. Давай повторим еще раз.

— Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий.

— Я называю слово Сёма. Попробуй ты придумать.

— А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.

— Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.

(Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д

— А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

(Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.)

Механический способ

Если ученик не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

1.Расположить палочку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.

2.Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на палочку, опуская язык к нижнему небу. Услышим свистящие звуки при выдыхании.

3.Располагать язык, палочку в разных позициях, искать нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука надо уделять особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проводится анализ пар, сравнивают их по звучанию, значению.

*в слогах

— Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота. Си-си-си смотри не пропусти. Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, использовать открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш].

в словах

— А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

— Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики


в
текстах
— Посмотри на картинку. Что ты видишь?

— Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе про них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

(Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксировать внимание на проблемном звуке.

— А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.( дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.)

· Кроссворд

— Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

— Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

-Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

-Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Нарушения при воспроизведении С и Сь

Логопеды тут

разделяют дефекты на 2 группы:

  1. Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:

  • губно-зубной
    . Звуки «С» и «Сь» заменяют на фонему «Ф» (Сон – Фон, Сова – Фова);

  • межзубный.
    При воспроизведении кончик языка находится между зубами. Ребенок шепелявит, выговаривая
    слова
    ;
  • боковой.
    Язык заваливается на одну сторону во время произношения звука;
  • носовой.
    Наблюдается у детей при анатомо- физиологических дефектах (ринолалия, ринофония).

2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:

  • призубный.
    Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний);
  • шипящий.
    «С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет);
  • ошибки смягчения.Твердый
    «С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака);
  • дефекты глухости и звонкости.
    «С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).

Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия)

. Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия ) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков

1. Упражнения для губ.

  • «Улыбка» — максимально растянуть губы в улыбку. Зубы должны быть сомкнуты. Удер­живать губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
  • «Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытягива­ются вперед.

2. Упражнение для развития воздушной струи — уметь с силой выдувать воздух через губы, сложенные тру­бочкой. Воздушная струя должна быть резкой и хо­лодной. Повторять несколько раз.

  • «Футбол» — нужно взять маленький кусочек ватки. Это будет мяч. Поставить импровизи­рованные ворота. Ребенок должен с силой дуть на ватку и пытаться забить гол. Следить за направлением воздушной струи. Она долж­на быть сильной, холодной, губы «трубочкой».

3. Упражнения для языка.

  • «Почистим нижние зубы» — улыбнуться, рот приоткрыть, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, двигая язык из стороны в сторону.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]