Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука С»
Индивидуальное логопедическое занятие
Тема:
Постановка звук [С].
Цели:
Постановка и автоматизация звука [С]. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи:
Образовательные:
Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
Обогащение словаря.
Коррекционные:
Формирование навыков слогового анализа.
Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
Развитие мышление, память, внимание.
Развитие фонетического слуха.
Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
Воспитание трудолюбия.
Воспитание навыка контроля за звукопроизношением. Оборудование
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
1.Организационный момент
— Добрый день, … (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
— Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
— Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
— Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя как ? (Молодец.)
2. Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
— Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
— Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
— А теперь приготовимся к разминке.
3.Артикуляционная гимнастика
(Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.)
Массаж:
— Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
(Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.)
*Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
*Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
*Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
*Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
— Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
4. Дыхательная гимнастика
(Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполнить 2-3 дыхательных упражнения.)
· Надуваем щеки
-Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
* Трубач
— Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
5.Пальчиковая гимнастика
— А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
6.Постановка звука
1)Основная часть занятия
(Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.)
— Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
— Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей?
— Молодец. Давай повторим еще раз.
— Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий.
— Я называю слово Сёма. Попробуй ты придумать.
— А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
— Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
(Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д
— А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
(Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.)
Механический способ
Если ученик не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
1.Расположить палочку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
2.Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на палочку, опуская язык к нижнему небу. Услышим свистящие звуки при выдыхании.
3.Располагать язык, палочку в разных позициях, искать нужное положение для наиболее четкой фонации.
Автоматизация звука
Автоматизации звука надо уделять особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проводится анализ пар, сравнивают их по звучанию, значению.
*в слогах
— Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота. Си-си-си смотри не пропусти. Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, использовать открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления звука [Ш].
в словах
— А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
— Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
в предложениях
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики
в
текстах
— Посмотри на картинку. Что ты видишь?
— Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе про них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
(Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксировать внимание на проблемном звуке.
— А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.( дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.)
· Кроссворд
— Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Итог занятия
— Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
-Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
-Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Нарушения при воспроизведении С и Сь
Логопеды тут
разделяют дефекты на 2 группы:
- Сигматизм (искаженное воспроизведение). Сюда входят виды нарушений:
-
губно-зубной
. Звуки «С» и «Сь» заменяют на фонему «Ф» (Сон – Фон, Сова – Фова); - межзубный.
При воспроизведении кончик языка находится между зубами. Ребенок шепелявит, выговаривая
слова
; - боковой.
Язык заваливается на одну сторону во время произношения звука; - носовой.
Наблюдается у детей при анатомо- физиологических дефектах (ринолалия, ринофония).
2. Парасигматизм (звук «С» заменяется на другие буквы). Виды:
- призубный.
Замена «С» на «Т» и «Сь» на «Ть» (Сон – Тон, Синий – Тиний); - шипящий.
«С» и «Сь» на «Ш» на «Щ» (Свет – Швет – Щвет); - ошибки смягчения.Твердый
«С» заменяется на «Сь» (Собака – Сябака); - дефекты глухости и звонкости.
«С» и «Сь» на «З» и «Зь» (Снег – Знег).
Нарушения приводят к дефектам звукопроизношения (дислалия)
. Также у ребенка могут развиваться проблемы с чтением (дислексия ) и возникать трудности в письменном оформлении речи (дисграфия здесь).
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков
1. Упражнения для губ.
- «Улыбка» — максимально растянуть губы в улыбку. Зубы должны быть сомкнуты. Удерживать губы в таком положении несколько секунд. Повторить несколько раз.
- «Трубочка» — зубы сомкнуты, губы вытягиваются вперед.
2. Упражнение для развития воздушной струи — уметь с силой выдувать воздух через губы, сложенные трубочкой. Воздушная струя должна быть резкой и холодной. Повторять несколько раз.
- «Футбол» — нужно взять маленький кусочек ватки. Это будет мяч. Поставить импровизированные ворота. Ребенок должен с силой дуть на ватку и пытаться забить гол. Следить за направлением воздушной струи. Она должна быть сильной, холодной, губы «трубочкой».
3. Упражнения для языка.
- «Почистим нижние зубы» — улыбнуться, рот приоткрыть, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, двигая язык из стороны в сторону.
Как закреплять результаты занятий
Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.
Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.
При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.