Особенности проведения занятия аппликацией в средней группе
У малышей средней группы очень быстро пополняется познавательный опыт, в процессе игровой деятельности обогащаются образные представления. Это закономерно приводит к развитию изобразительных умений. В возрасте четырёх-пяти лет ребята уже умеют правильно держать в руках ножницы и разрезать бумажную деталь по прямой линии. Дети способны вырезать круглые и овальные формы — соответственно, из квадрата и прямоугольника.
В данном возрастном звене совершенствуются навыки аккуратного наклеивания и составления красивой композиции — дети учатся гармонично располагать изображение на основе, складывать элементарные узоры из геометрических фигур и растительных элементов.
Задача воспитателя в средней группе — уточнять представления о форме предметов (в данном случае, деревьев, цветов). При этом используются такие приёмы, как движение руки по контуру, включение в занятие специальных дидактических игр (например, составь цветок из деталей — лепестки, стебель, листья), наблюдение за объектами окружающей среды, рассматривание картинок и иллюстраций. Педагог показывает детям различные варианты составления из деталей одного и того же предмета.
Дошкольники учатся составлять цветы различной формы из разных геометрических фигур
Кроме того, задача педагога — развивать у воспитанников чувство цвета, подбирать контрастные оттенки, которые красиво будут смотреться рядом друг с другом.
Одновременно в средней группе малыши учатся воспринимать слово воспитателя: опираясь на опыт детей, из знания и навыки, он иногда может объяснить задание, не используя при этом наглядные действия. Например, при создании образа волшебного сада внимание ребят обращается на необычную форму и цвет деталей, из которых можно составить деревья и цветы, при этом педагог не демонстрирует детям отдельные элементы.
Малышей всегда вдохновляет коллективная деятельность, причём совместная аппликация даётся им проще, чем рисование. Ребята нравится создавать общую картину, в ходе работы они советуются друг с другом, помогают товарищам.
В процессе детского творчества воспитатель даёт детям советы: какие элементы выбрать, как лучше расположить детали, однако воздерживается от прямых указаний.
Педагог должен помнить об индивидуальном подходе: стимулировать активность и самостоятельность детей. Поскольку работа с ножницами в возрасте четырёх-пяти лет ещё достаточно сложна, то малышам, которые испытываю затруднения, стоит дополнительно показать на отдельном листе бумаги ключевые приёмы вырезания.
Перед тем, как приступить к созданию композиции «Волшебный сад», воспитатель предлагает каждому ребёнку подумать, какой предмет он хочет вырезать и приклеить на общий фон. Тем ребятам, которые затрудняются с выбором, стоит подать идею для творчества.
В средней группе достаточное внимание уделяется анализу полученной работы. Ребятам предлагается полюбоваться созданной картиной, побеседовать о ней, украсить ею групповую комнату. Педагог выделяет особо выразительные детали, отмечает их интересную форму или цветовое решение. При этом не стоит акцентировать детское внимание на неудачных элементах.
Подготовка к занятию, изготовление деталей
В средней группе основную работу по подготовке деталей для аппликативного занятия осуществляет педагог. Он должен позаботиться об основе большого размера (например, лист ватмана) окрашенной в подходящий фон. Воспитатель может предложить ребятам готовые формы и силуэты деревьев, а они, в свою очередь украсят их различными элементами, которые уже вырежут самостоятельно.
Воспитатель предлагает малышам готовые силуэты деревьев, а они уже украшают их подходящими элементами
Если тема занятия звучит, как «Чудесное дерево», то малышам предлагается заранее нарисованный или наклеенный ствол необычного цвета, с узорами (малыши их могут наклеить и в процессе работы), который нужно дополнить необходимыми деталями: листьями, плодами, птицами, насекомыми и пр.
На заранее подготовленный ствол ребята могут наклеивать необычные листья, плоды, насекомых, птиц и пр
Для создания листьев, плодов и пр. воспитатель предлагает дошкольникам бумажные квадратики, прямоугольники, треугольники. При этом материал на столе для коллективного творчества должен располагаться равномерно: каждый ребёнок должен иметь к нему свободный доступ (поставить несколько подносов с деталями).
Дошкольники работают в подгруппах: материал должен быть доступен каждому ребёнку
Можно предложить ребята готовые силуэты деталей для украшения, например, оригинальные резные листья. В этом случае нужно сделать акцент на красивом расположении элементов и гармоничном сочетании цветов.
Основу образа сказочного сада могут составить красивые листья причудливой формы
Какие виды аппликации уместно использовать для создания композиции «Волшебный сад»
Создавая образ волшебного сада, воспитанникам можно предлагать различные аппликативные техники. Помимо традиционной плоской аппликации можно включать в композицию объёмные элементы, которые всегда выглядят оригинально. Это могут быть не до конца приклеенные листья, крылья бабочек, травка в виде полоски бумаги с надрезами, которые остаются неприклеенными, отгибание некоторых частей плоских деталей.
Аппликация с объёмными элементами
Эффект объёма даёт и мозаичная аппликация, например, из комочков разноцветных салфеток. Для развития мелкой моторики прекрасно подойдет обрывная техника, а также насыпная аппликация (с использованием крупы или крупной соли).
Аппликация с использованием насыпной и обрывной техники
Малыши с удовольствием составят аппликацию-коллаж — будут наклеивать на основу вырезанные изображения из журналов, открыток. Для этой цели, кстати, могут пригодиться и красочные магазинные каталоги.
Коллаж
Наиболее подходящий материал для работы, в том числе для основы
Такая необычная тема занятия, как «Волшебный сад» предполагает использование самых разных материалов — как привычных, так и нестандартных. Так, помимо традиционных оттенков бумаги ребятам стоит предложить золотые и серебряные цвета, бархатную бумагу.
Кроме того, чтобы работа стала для малышей более интересной и захватывающей, можно предоставить им тканевые детали, природный и бросовый материал. Это могут быть атласные ленточки, листья деревьев, семена, пух, блестящие фантики от конфет, обёртки от шоколада, вырезанные элементы из пачек от сока и молока и пр. Интересный объёмный эффект даёт использование поролона или ваты.
Фотогалерея: материалы для аппликации «Волшебный сад»
Аппликация с использованием бросового материала (обёртки от шоколада, упаковки от сока и пр.)
Аппликация из ткани
Аппликация из поролона
Аппликация с использованием природного материала
Дополнить аппликацию, сделать её более оригинальной помогут элементы рисования и лепки.
Аппликация с элементами рисования
Рабочая программа «Аппликация» (средняя группа)
вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр);
привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей; закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей);
поощрять стремление детей изображать в аппликациях реальные и сказочные строения;
организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея;
развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок;
закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации; познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами;
знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства);
воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность
продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение вырезать и наклеивать;
продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности;
продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук;
обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества; учить детей выделять и использовать средства выразительности в аппликации;
продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации;
закреплять умение сохранять правильную позу: не горбиться, не наклоняться низко над столом; сидеть свободно, не напрягаясь; приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола;
учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.
Аппликация
воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими; обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос; учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.); учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т.п.;
Конкретные варианты коллективной композиции «Волшебный сад» в средней группе
Коллективная аппликация «Волшебный сад» предлагается воспитанникам средней группы в конце учебного года (май). К этому времени у ребят уже есть навыки подобной работы — в первом полугодии (ноябрь) они создавали совместную композицию «Корзина грибов».
На занятии дошкольникам предоставляется свобода творчества, они самостоятельно определяют содержание изображения: включают в картину диковинные деревья, цветы, это даже могут быть необычные животные, птицы и насекомые (по желанию детей). Главная цель такого занятия — не только закрепление изобразительных навыков, но, прежде всего, развитие воображения и образного восприятия.
Можно сделать тему занятия более конкретной и предложить ребятам создать чудесный яблоневый сад, где будут расти яблони с необычными плодами. Воспитатель заранее готовит основу с нарисованными стволами и кронами деревьев, а каждый ребёнок вырезает яблочко понравившегося ему цвета, размера (они могут быть, например, голубыми или серебристыми) и наклеивает на любое место.
Тему можно обозначить также как чудесное дерево: в этом случае малыши украшают диковинными плодами и листьями одну большую заготовку (ствол и крона).
Как интересно обыграть начало занятия
В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь — украсить деревья своими диковинными цветами.
Другой вариант — из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает — одной ей не справиться.
Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним — картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).
Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы
Дерево с огромными корнями и чудесными плодами
Яблоня с огромными аппетитными яблочками
Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги
Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички
Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.
Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».
Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику
Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.
Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.
Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.
«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом. Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду — в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки — ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».
После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).
Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).
Птички, пчелки, цветочки, деревья, Все живут в нашем дивном саду, Этот сад мы придумали сами В нашем маленьком детском саду. Мы трудились все вместе и вот, Этот сад на бумаге цветет Очень яркий, красивый,чудной Сделан нашей умелой рукой.
Новрузова А.Л.
https://mbdou6-krop.ru/?p=3043
Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.
Физкуль
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! | Потягивания — руки в стороны |
Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. | Потягивания руки вверх |
Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, | Дети машут руками |
Даже толстые стволы Наклонились до земли. | Наклоны вперед |
Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. | Наклоны вправо-влево, вперед-назад |
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? | Вращение туловищем |
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | Дети садятся за столы |
Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. | плавное покачивание поднятыми вверх руками |
Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. | встряхивание рук перед собой |
В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. | горизонтальные, одновременные движения руками вправо — влево |
Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад | Дети садятся и складывают руки за спиной |
Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»
Наклонил орешник ветки, Дарит всем зверям орешки | поглаживают ладоши |
Вот орешек для бельчонка Вот орешек для мышонка, Вот орешек хомячку, Вот орех бурундучку, И орешек для меня. | поочередно массируют пальцы |
Приготовил он друзья | потереть ладони друг о друга |
Физкуль
Распрямили стебли, вытянули ветки. | Поднять руки вверх |
Расправили листочки, пошелестели листочками. | Пошевелить пальцами |
Гимнастика для стебля | Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад |
Гимнастика для корней | Вытянули правую ногу — вращение ступней, вытянули левую ногу — вращение ступней |
Моем листья и стебли под дождем | Подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся |
Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары — они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг — это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг — малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.
Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары — кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы — в другую.
Конспекты занятий
ФИО автора | Название конспекта |
Селищева Т. | «Волшебный сад» (коллективная аппликация) Образовательные задачи: учить создавать коллективную картину, самостоятельно выбирая содержание своего изображения (дерево, цветок), закреплять умение резать ножницами по прямой линии, закруглять углы квадрата и прямоугольника. Развивающие задачи: развивать образное представление, воображение, композиционные умения, цветовосприятие, продолжать отрабатывать умение аккуратно наклеивать детали к основе. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к миру природы, искусству. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Раздаточный материал: прямоугольники коричневого цвета (для ствола), зелёные и желтые квадраты разных размеров (крона и плоды), клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки. Ход занятия: Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в волшебном саду, где растут сказочные яблони с золотыми яблочками, а рядом с ними летают чудесные птицы. Педагог вспоминает с детьми строение дерева (ствол, крона, листья, плоды), цвет каждой части. Демонстрируются приёмы вырезания треугольника из прямоугольника для получения кроны (прямоугольник сложить пополам и срезать от середины к краям уголочки). Украшается деталь зубчиками. Яблоки вырезаются из квадрата путём закругления углов. Проводится пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…». Перед самостоятельной работой детей педагог напоминает, как нужно правильно держать в руках ножницы. Продуктивная деятельность дошкольников. Рассматривание готовой композиции: анализируется, что общего в деревьях, каким способом вырезались те или иные детали. Воспитатель предлагает ребятам придумать историю к своей аппликации. |
Шорникова Е. | «Волшебный сад» (коллективная аппликация) Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить, что они видели во время прогулки на территории детского сада. Ребятам предлагается рассмотреть веточку растения с распустившимися цветочками. Педагог загадывает загадку про сад:
Беседа с детьми на тему: как они представляют себе волшебный сад. Демонстрируется картинка с подходящим изображением, вопросы по ней. Воспитатель объясняет приёмы вырезания и составления цветочков (их нужно приклеить на кроны деревьев). Самостоятельная работа дошкольников. Малышам, которые быстро справятся с заданием, дополнительно предлагается вырезать бабочек, боэьих коровок и цветочки на травку). |
Конспект занятия по аппликации «ВОЛШЕБНЫЙ САД»
Над цветами порхают разноцветные бабочки, мохнатые шмели и пчелы. Стремительно летают стрекозы с большими глазами и сверкающими крыльями, множество мелких насекомых. Если прислушаться, то можно услышать, о чем они переговариваются. Все заняты делом – собирают нектар и опыляют прекрасные цветы, чтобы добавить новые цвета в их лепестки. Ведь известно, что при смешении красок получаются новые оттенки.
Необыкновенно ярко окрашенные птицы летают в волшебном саду и распевают мелодичные песни о любви и счастье.
Перья этих птиц, если сами опустятся на руку, как волшебные палочки исполняют любое желание. Только желание должно быть очень-очень важное и самое настоящее и доброе. Злые желания не выполняются.
В саду очень много деревьев. Они тоже, как и все в этом саду, волшебные. Деревья круглый год цветут и приносят плоды, которые вы можете попробовать только здесь. Сорвите один и ощутите его тяжесть в руках, гладкость и тепло его поверхности. Сначала надо вдохнуть необыкновенный аромат, который увеличивает яркость красок вокруг. Кажется, разве может быть эта красота вокруг еще ярче? Оказывается, может! После этого возникает желание рисовать, писать стихи или музыку, танцевать.
А теперь попробуйте откусить кусочек от этого плода. О! Какой необыкновенный вкус, сок начинает течь по подбородку и рукам.
Легкий ветерок, который притрагивается нежно к вам, сразу посоветует бежать к фонтану, который находится в центре сада, и помыть руки и лицо.
Фонтан найти очень легко – его видно издалека. Струи фонтана так искрятся и переливаются на солнце и так высоко поднимаются над кронами деревьев, что кажется, будто брызги долетают до легких облачков, которые пролетают над садом. Облака весело смеются и благодарят фонтан за такой душ.
Фонтан питает влагой и освежает весь сад, и всех его обитателей. Он очень важен для всех. Но не зазнается, а просто выполняет свою задачу и очень гордится этим. И, когда ему говорят «спасибо», начинает сверкать еще ярче и становится еще выше и мощнее.
Опустите руки в его воду и почувствуйте ее прохладу и живительную силу. Ополосните лицо и подставьте ветерку, чтобы он осушил его.
Брызги фонтана образуют под солнечными лучами прекрасную радугу. Она, как ворота открывает путь к самым дальним уголкам Волшебного сада.
Сад приглашает пройти дальше, чтобы узнать его тайны. В одном из его уголков есть небольшое озеро с очень прозрачной и чистой водой. Через воду можно увидеть белоснежный песок на дне и струи воды, которые поднимаются со дна, закручиваясь и создавая на поверхности озера маслянистые перламутровые разводы. Это со дна озера пробивается Живительный источник.