Конспект занятий ООД в средней группе по художественно-эстетическому развитию на тему: Лепка «Хоровод»план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)


Конспект ООД по лепке в средне группе «Хоровод»

Цель: закрепить умение детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к самой большой части.

Задачи: образовательная – закрепить знания детей о дымковских игрушках;

развивающая – продолжать развивать умение аккуратно лепить, используя усвоенные ранее приемы и методы.

воспитательные: воспитывать умение объединять свою работу с работами других.

Методы и приемы:

1. Наглядный (показ приемов лепки, ТСО, использование образца и др. нагл. пособий)

2. Словесный (беседа)

3. Практический (упражнения в усвоении технических умений, скатывание – шар, раскатывание – конус, сглаживание мест скрепления)

Предварительная работа:

— рассматривание изображения фигуры человека в иллюстрациях, картинках;

хороводные игры;

лепка «Девочка в длинной шубке», «Снегурочка»

ХОД ООД.

1.Воспитатель: Ребята, наша страна огромная и славится она великими мастерами – умельцами. Кто-то из них делает самовары, кто- то пряники, а кто-то и игрушки. (Показ презентации)

Посмотрите, это река, называется она Вятка. А на ее берегу стояла маленькая деревня. И жили в этой деревне люди, у которых были умелые руки.

Воспитатель : Из чего лепили мастера?

Дети: Они лепили игрушки из глины.

Воспитатель: А что делали мастера, чтобы посуда была крепкой?

Дети: Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печи.

Воспитатель: Каждое утро над деревней поднимались дымки – белый дым из печей. Поэтому называли деревню?

Дети: Деревню называли Дымково.

Воспитатель: Ребята, а какие игрушки лепили мастера в деревне Дымково?

Дети: Мастера лепили уток, индюков, коней.

Воспитатель: Верно. Мастера лепили разные игрушки для забав детей. Игрушки яркие, красочные.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами Дымковской игрушки?

Дети: До, хотим.

Воспитатель: Тогда отправляемся с вами в мастерскую, где превратимся в настоящих мастеров и будем лепить дымковские игрушки.

(Звучит музыка «Паравоз ромашково»)

2.Воспитатель: Вот мы и приехали. Сегодня, ребята, мы будем лепить дымковскую барышню. Я вылепила фигурку девочки. Она одета в длинное платье и она хочет водить хоровод. Только мне кажется, что она одна не сможет водить хоровод. Что же нам делать?

Дети: Надо вылепить ей подруг.

3. Прежде чем приступить к работе, давайте рассмотрим девочку.

Воспитатель: Из каких частей состоит тело девочки?

Дети: Тело девочки состоит из туловища, головы и рук.

Воспитатель: Какая самая большая часть в фигуре девочки?

Дети: Самая большая часть это туловище.

Воспитатель: А что надето на девочке?

Дети: На ней надето платье.

Воспитатель: Покажите в воздухе руками, какое платье девочки.

Дети: Платье у нее вверху поуже, а внизу пошире.

Воспитатель: На какую фигуру похоже платье девочки?

Дети: Платье девочки похоже на конус.

Воспитатель: А какой формы голова девочки?

Дети: Голова у девочки круглой формы.

4. Прежде чем приступить к работе, разомнем пальчики. (Пальчиковая гимнастика)

Две сороконожки бежали по дорожке,

Бежали, бежали, друг друга повстречали,

Так друг друга обнимали, так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли.

5.Воспитатель: С чего же нам начать лепить девочку?

Дети: Надо разделить пластилин на 3 части, одна большая, а другие – поменьше.

Воспитатель: Начинаем лепить платье у девочки.

(берем самый большой кусок, сначала скатаем шар, дальше раскатаем шар между ладонями так, чтобы один конец заострился, а другой остался толстым, расширяющимся книзу)

Воспитатель: Лепим голову. (скатаем шар)

Воспитатель: Соединим туловище и голову. (плотно прижимаем и сглаживаем места крепления)

Воспитатель: Как слепить девочке руки?

Дети: Раскатать длинную колбаску и разделить пополам.

Воспитатель: Теперь прижимаем руки к туловищу и сглаживаем места скрепления.

6. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте поставим всех девочек в хоровод. Давайте полюбуемся вашими работами.

Воспитатель: Ваня, какую девочку ты вылепил?

Ваня: Я вылепил дымковскую барышню.

Воспитатель: Как называется деревня, в которой лепят дымковские игрушки?

Дети: Деревня Дымково.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Дети приводят свои ответы, и воспитатель им помогает. Ребята рассказывают, что дети водят хоровод вокруг елки, празднуют новый год, а Дед Мороз раздает подарки.

Воспитатель: Все правильно ребята, молодцы. А вы знаете, что в разных странах празднуют новый год по-разному?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам узнать о том, как празднуют новый год В Финляндии. Вы согласны?

Дети соглашаются.

Воспитатель: Замечательно. Тогда давайте вместе посмотрим мультфильм. (Педагог включает мультфильм о Санта-Клаусе.) Ребята расскажите ваши впечатления.

Дети рассказывают впечатления от мультфильма.

Воспитатель: Замечательно. А скажите, кто всем детям раздавал подарки? Это ведь не Дед Мороз?

Воспитатель: Этого героя – зовут Санта Клаус. А скажите, чем он отличается от нашего Деда Мороза?

Дети приводят свои ответы, и воспитатель помогает с ответами (Шапка – у Деда Мороза, ночной колпак с помпончиком у Санта Клауса; Борода разной длины, У Деда Мороза – длинная шуба, у Санта Клауса – коротка куртка и штаны; У деда Мороза на руках варежки и на поясе-Пояс, У Санта Клауса – на руках перчатки, а на поясе – ремень с пряжкой; На лице у Санта Клауса – очки; Дед Мороз передвигается пешком или в санях с тройкой лошадей, а Санта Клаус – в повозке с Оленями)

А скажите, какая главная традиция на новом году?

Дети: Петь песню вокруг елки

Воспитатель: Правильно ребята! Всегда на новый год мы водим хоровод вокруг нарядной елки и поем знаменитую новогоднюю песню. Какую?

Дети: В лесу родилась елочка.

Воспитатель: Правильно! А давайте мы споем эту знаменитую песню и станцуем как на настоящем новогоднем празднике!

Физкультурная минутка. Дети встают в хоровод и поют песню. Совершая соответствующие движения музыке

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! А теперь я вам предлагаю познакомить с нашими традициями мальчиков и девочек из Финляндии. Слепить из пластилина настоящий новогодний хоровод, мы его сфотографируем и отправим нашим друзьям в Финляндию. Вы согласны?

Мы начинаем с выбора персонажа и его новогоднего костюма. Давайте определимся, кто будет лепить новогоднюю елку, деда мороза, а кто ребяток, которые водят хоровод.

Дети выбирают.

Воспитатель: Не забывайте соблюдать все пропорции тела – это очень важно при лепке фигуры человека. С Чего мы начинаем?

От большого куска пластилина стекой отрезаем кусок, формируя туловище, выделяя шею. Затем отрезаем кусок – в четыре раза меньше, чем первый. Катаем из него шар – это голова. После чего из четырех кусочков формируем руки и ноги. Все части соединяем и прищипываем , чтобы держались. Затем приступаем к лепке частей лица и деталей праздничного костюма. Губы делаем с помощью прорезания стекой.

День Защитника Отечества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №1 первой категории» План занятий по изобразительной деятельности » «Праздничный хоровод» во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах Воспитатель: Саванина Е.Н.

Вторая младшая группа

«Мамин день» Вид деятельности: Рисование с элементами аппликации Тематика: «Цветок для мамочки» Программное содержание: Вызвать желание нарисовать картинку в подарок маме. Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик, стебель, листья). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

Предварительная работа: Рассматривание изображений цветов, поздравительных открыток. Беседа о мамах. Показать варианты изображения цветов. Материал: Альбомный лист, шаблон ваз, кисти, краски, салфетки. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»День Матери»

Вид деятельности: Лепка Тематика: «Цветок для мамочки» Программное содержание: Продолжать совершенствовать технику «пластилинография, учить детей лепить образ цветов (венчик). Активизировать приёмы декорирования лепных поделок. Воспитывать чувство формы, композиции, мелкую моторику. Предварительная работа: Рассматривание изображений цветов, поздравительных открыток. Беседа о мамах. Показать варианты изображения цветов. Материал: Картон, пластилин, досточки, салфетки. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»Мама солнышко мое»

Средняя группа «Мамин день» Вид деятельности: Рисование Тематика:»Подарок маме» Программное содержание: Воспитывать желание делать подарки ближним людям. Учить рисовать детей узоры на салфетках круглой или квадратной формы. Воспитывать эстетический вкус. Предварительная работа: Беседа о мамах. Рассматривание узоров в разных видах декоративно-прикладного искусства. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Материал: Бумажные квадраты и круги, Краски, кисти, салфетки. Три- четыре декоративные салфетки, подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»Мама солнышко мое»» Вид деятельности: Лепка рельефная, декоративная Тематика: «Цветы-сердечки» Программное содержание: Учить детей лепить рельефные картины в подарок мамам. Показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками. Вызывать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус. Предварительная работа: Рассматривание изображений цветов, поздравительных открыток. Беседа о мамах. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства. Беседа о сердце как о важном органе человеческого тела и как о художественно-образном символе. Материал: Картонный шаблон в форме сердца, пластилин, салфетки, стеки, досточки. Три-четыре декоративные поделки, подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»Мама солнышко мое»

Старшая группа «Мамин день» Вид деятельности: Рисование Тематика: «Милой мамочке портрет» Программное содержание: Учить рисовать портрет мамы, стараясь передать особенности внешнего вида. Вызвать интерес к поиску изобразительных средств. Развивать чувство формы, композиции. Предварительная работа:Познакомить детей с портретом. Рассматривание репродукций картин известных художников-портретистов (В.А.Серова, И.Е.Репина, И.Н.Крамского). Показать последовательный способ рисования. Материал: Простые и цветные карандаши, альбомный лист. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»Мама солнышко мое»» Вид деятельности: Лепка рельефная, декоративная (изразцы) Тематика: «Чудо-цветок» Программное содержание: Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники «пластилинография». Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. Предварительная работа: Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором. Три- четыре декоративные поделки, подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента. Материал: Картонная — квадратная круглая основа, пластилин, стека, досточки, салфетка. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»Мама солнышко мое»» Подготовительная группа

«Мамин день» Вид деятельности: Рисование Тематика: «Мы с мамой улыбаемся» Программное содержание:Продолжать учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида. Вызвать интерес к поиску изобразительных средств. Развивать чувство формы, композиции. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. Предварительная работа: Беседа о мамах. Знакомство с портретом как жанром живописи.Рассматривание репродукций картин известных художников-портретистов (В.А.Серова, И.Е.Репина, И.Н.Крамского). Показать последовательный способ рисования. Материал: Простые карандаши, краски, кисти, альбомный лист. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»Мама солнышко мое»» Вид деятельности: Лепка рельефная, декоративная (изразцы) Тематика: «Чудо-букет» Программное содержание: Воспитывать желание делать подарки ближним людям. Учить детей создавать декоративные цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать освоение техники «пластилинография». Показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов).Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус. Предварительная работа: Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором. Показать варианты изображения сложных венчиков и отдельных лепестков. Три- четыре декоративные поделки, подготовленные воспитателем для показа детям вариантов орнамента. Материал: Картонная — квадратная основа, пластилин, стека, досточки, салфетка. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка:»День Матери»

Вторая младшая группа «Новый год уж на пороге… « Вид деятельности: Рисование Тематика: «Праздничная ёлочка» Программное содержание: Учить рисовать праздничную ёлочку. Знакомство с зеленым цветом. Продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Формировать способы зрительного обследования предметов. Вызывать желание украшать ёлку. Развивать наглядно-образное мышление и воображение. Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Знакомство со строением и особенностями внешнего вида ели (ствол, ветки, вечнозеленые иголки). Показать последовательный способ работы. Материал: Тонированный лист, краски, кисти, ватные палочки, салфетки. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год» Вид деятельности: Лепка Тематика: «Праздничная ёлочка» Программное содержание: Продолжать осваивать технику «пластилинография». Вызвать интерес к изображению новогодней ёлки. Закреплять знакомые приемы лепки. Вызывать желание украшать ёлку. Развивать мелкую моторику рук. Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Продолжать знакомство со строением и особенностями внешнего вида ели (ствол, ветки, вечнозеленые иголки). Показать последовательный способа работы. Рассматривание поделки подготовленные воспитателем для показа детям вариантов оформления. Материал: Картон, пластилин,досточки, салфетки. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год»

Средняя группа «Новый год уж на пороге… Вид деятельности: Рисование Тематика: «Наша ёлочка» Программное содержание: Учить детей рисовать новогоднюю ёлку, передавая особенности её внешнего вида, строения, размещения в пространстве. Формировать способы зрительного обследования натуры. Развивать координацию в системе «глаз-рука». Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике о хвойных деревьях, рассматривание еловой ветки. Изготовление новогодних открыток с изображением ёлочки. Показать последовательный способа работы. Рассматривание поделки подготовленные воспитателем для показа детям вариантов оформления. Материал: Тонированный лист разной формы в виде открытки, краски, кисти, салфетки, ватные палочки. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год» Вид деятельности: Лепка Тематика: «Новогодняя елочка» Программное содержание: Учить создавать образ елки на основе конуса. Активизировать освоенные приемы лепки и разнообразные приемы оформления. Развивать чувство формы, синхронизировать работу обеих рук. Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание изображений нарядной елочки. Показать последовательный способ работы. Материал: Пластилин, досточка, салфетка, стека. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год»

Старшая группа «Новый год уж на пороге… « Вид деятельности: Рисование с натуры Тематика: «Еловая веточка с игрушкой» Программное содержание: Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраса и размещения в пространстве. Вызывать желание украшать ёлку. Развивать координацию в системе «глаз-рука». Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание еловой веточки с игрушкой с натуры. Показать последовательный способ работы. Рассматривание поделки подготовленные воспитателем для показа детям вариантов оформления. Материал: Тонированные листы, цветные карандаши. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год» Вид деятельности: Лепка Тематика: «Дед мороз принес подарки» Программное содержание: Продолжать учить лепить фигурку человека на основе конуса (в длинной шубе). Учить самостоятельно определять приёмы лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза. Развивать чувство формы, пропорций, композиции. Предварительная работа: Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание изображений Снегурочки и Деда Мороза. Показать последовательный способ работы (Деда Мороза и возможность формирования мешка). Материал: Пластилин, досточка, стека, салфетка. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год»

Подготовительная группа «Новый год уж на пороге… « Вид деятельности: Рисование Тематика: «Дед Мороз и Снегурочка спешат на праздник» Программное содержание: Продолжать учить рисовать фигуру человека, передавая характерные особенности внешнего вида. Развивать чувство формы, цвета, пропорций, композиции. Формировать способы зрительного обследования натуры. Предварительная работа: Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание изображений Снегурочки и Деда Мороза. Показать последовательный способ работы. Материал: Тонированные листы, простые карандаши, краски, кисти, салфетки. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год» Вид деятельности: Лепка Тематика: «Ёлкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки» Программное содержание: Учить детей создавать образы животных, игрушек. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность. Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание ёлочных игрушек. Показать последовательный способ работы. Материал: Пластилин, досточка, стека, салфетка. После занятия: Рассматривание детских работ. Тематическая выставка: «Что такое Новый год»

Вторая младшая группа

Вид деятельности: Рисование

Тематика: «Флаг России»

Программное содержание: Вызывать у детей чувство патриотизма. Учить передавать цветовую гамму российского флага. Учить аккуратно закрашивать.

Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Рассматривание изображений флага Россий. Показать последовательный способ работы.

Материал: Цветные карандаши, альбомный лист.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка: «С днем защитника отечества»

Вид деятельности: Лепка

Тематика: «Георгиевская лента»

Программное содержание: Учить передавать цветовую гамму ленты. Развивать чувство цвета, мелкую моторику.

Предварительная работа: Продолжать вызывать у детей чувство патриотизма к родине, уважение к защитникам отечества. Рассматривание изображений ленты. Показать последовательный способ работы.

Материал: Пластилин, досточка, стека, салфетка, картон.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка: «С днем защитника отечества»

Средняя группа

Вид деятельности: Рисование

Тематика: «Солдат»

Программное содержание: Учить детей рисовать солдата в длинной шенели, передавая в рисунке строение, пропорции и форму человека. Развивать глазомер.

Предварительная работа: Вызывать у детей чувство патриотизма к родине, уважение к защитникам отечества. Рассматривание изображений солдата. Показать последовательный способ работы.

Материал: Альбомный лист, простой и цветные карандаши.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка: «Папин день»

Вид деятельности: Лепка

Тематика: «Веселые вертолеты»

Программное содержание: Учить детей лепить воздушный транспорт (вертолет) при помощи знакомых приемов лепки. Развивать глазомер, мелкую моторику.

Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Вызывать желание порадовать пап своими поделками. Показать последовательный способ работы.

Материал: Пластилин, досточка, стека, салфетка.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка: «Папин день»

Старшая группа

Вид деятельности: Рисование

Тематика: «Папин портрет»

Программное содержание: Знакомство детей с мужским портретом. Учить передавать все особенности внешнего вида конкретного человека. Развивать глазомер. Чувство формы и пропорции лица.

Предварительная работа: Рассматривание репродукции картин. Беседа о предстоящем празднике. Краткая беседа по работе. Показать последовательный способ работы.

Материал: Альбомный лист, простой и цветные карандаши.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка:»Папин день»

Вид деятельности: Лепка

Тематика: «Кружка для папы»

Программное содержание: Учить украшать шаблон кружки по своему желанию. Развивать фантазию и воображение, мелкую моторику рук.

Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Вызывать желание порадовать пап своими поделками. Воспитывать заботливое отношение к своим близким. Показать последовательный способ работы.

Материал: Шаблон, пластилин, досточки, салфетки, стека.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка:»Папин день»

Подготовительная группа

Вид деятельности: Рисование

Тематика: «Я с папой» (парный портрет)

Программное содержание: Учить рисовать парный портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, настроения конкретных людей. Развивать глазомер, вызывать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств.

Предварительная работа: Рассматривание репродукции картин. Беседа о предстоящем празднике. Краткая беседа по работе. Показать последовательный способ работы.

Материал: Альбомный лист, простой карандаш, краски, кисти, салфетки.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка: «Папин день»

Вид деятельности: Лепка

Тематика: «Георгиевская лента с гвоздиками»

Программное содержание: Учить детей лепить декоративное панно при помощи знакомых приемов лепки. Развивать фантазию и воображение, мелкую моторику рук.

Предварительная работа: Беседа о предстоящем празднике. Краткая беседа по работе. Показать последовательный способ работы. Вызывать у детей чувство патриотизма к родине, уважение к защитникам отечества.

Материал: Картон, пластилин, досточки, салфетки, стека.

После занятия: Рассматривание детских работ.

Тематическая выставка: «Папин день»

Следующая >

Текст книги «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа»

ЗАНЯТИЕ 4. ЛЕПКА. «ЗАЙЧИК»

Программные задачи.

Продолжать учить детей лепить животных, используя форму овоида (туловище, голова); передавать в лепке характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост), разное состояние зверька (прислушивается или спокойно отдыхает) через разное положение его ушей; закреплять приемы лепки овоида и примазывания деталей друг к другу.

Материал.

У воспитателя игрушечный зайчик, статуэтка или вылепленный заяц (образец) в положении лежа; несколько елочек, кустиков (картонные или фанерные от настольного театра); части тела зайчика: два овоида разной величины, тонкий цилиндр. У детей пластилин, дощечки, стеки.

Ход занятия.

На своем столе воспитатель стелет лист белой бумаги и расставляет на нем несколько кустиков и елок, а за одной из них зайчика.

Воспитатель.

Посмотрите, дети, это зимняя лесная поляна. Тут растут… (елки, кусты). Тихо, тихо на лесной полянке. Никого нет. Ой! Кто это зашевелился за елкой? Да это зайчишка – длинные ушки, короткий хвост (ставит зайчика перед детьми). Зайчик, ты что тут делаешь?

Зайчик.

Я убежал от лисы, спрятался за елкой и отдыхаю. Вот если бы я был не один, если бы у меня было много товарищей-зайчиков, лиса не посмела бы напасть на нас.

Воспитатель.

Дети, давайте поможем зайчику, вылепим для него товарищей – много таких же длинноухих зайчат.

Зайка, прыгни на этот пенек, чтобы дети хорошенько могли рассмотреть тебя, узнать, какой формы у тебя туловище, голова.

Зайчик.

Пусть дети скажут, какой формы у меня голова и туловище. На что они похожи? (На яичко.)

Воспитатель

. А кто скажет, как такую форму вылепить?

Дети.

Сначала скатать шарик, потом слегка раскатать его между ладонями, с одного края раскатать немного сильнее.

Зайчик.

Правильно. Видите, дети, у меня голова сзади закругленная, а впереди мордочка немного вытянутая и туловище такой же формы.

Воспитатель.

У меня уже вылеплены для зайчика туловище и голова, похожие на большое и маленькое яички (показывает). Дети, кто покажет, как надо соединять туловище и голову, чтобы они крепко держались?

Ребенок примазывает голову к туловищу и называет способ крепления частей.

Педагог показывает детям цилиндр и спрашивает, что из него можно вылепить (ушки) и как это сделать (разрезать стекой цилиндр на две ровные части, слегка расплющить их и заострить кончики пальцами).

Воспитатель проделывает все нужные операции или вызывает ребенка для показа способов лепки ушей зайца.

Воспитатель.

Вот тебе, зайчик, первый товарищ! А почему у тебя ушки опущены и лежат на спине?

Зайчик.

Тут спокойно, лисы нет, и я отдыхаю. Но если я услышу какой-нибудь шорох или шаги, то сразу подниму ушки вверх, так же, как поднял ушки мой новый товарищ.

Педагог предлагает детям приступить к лепке зайчиков, предварительно спросив, с чего они начнут работу.

В ходе занятия следит за способами лепки, путем вопросов уточняет их названия, спрашивает детей о положении ушей у их зайчиков и связывает это с состоянием зверьков (спокойно отдыхает, насторожился и прислушивается).

Поощряет тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например вылепил лапки или придал зверьку другую позу.

В конце занятия можно предложить детям поместить вылепленных зайчиков на лесной полянке, кто где хочет (у елки, перед кустиком), или вместе с другими зайчиками, или по одному.

Воспитатель спрашивает у зайчика, доволен ли тот, что теперь у него так много друзей. Ответы надо строить так, чтобы в них включалась и оценка вылепленных детьми персонажей (форма частей тела, их пропорциональность, положение ушей и т. д.).

Следует дать возможность всем, кто захочет, поиграть с вылепленными персонажами после занятия или вечером, добавить игрушечную лису или волка.

ЗАНЯТИЕ 5. ЛЕПКА. «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»

Программные задачи.

Учить детей лепить животное из трех разных по форме частей, соблюдать приблизительные пропорции между частями; передавать несложное движение лап мишки; закреплять приемы скатывания, раскатывания, расплющивания, соединения частей приемом примазывания; использовать стеку для прорисовки деталей и разрезания пластилина.

Материал.

У воспитателя образец – вылепленный мишка (без ног) и отдельные части такого же медвежонка; коробка для образца и частей игрушки. У детей пластилин, дощечки, стеки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям коробку, перевязанную ленточкой: «Я была в магазине и купила для наших кукол (Маши и Даши) двух одинаковых игрушечных медвежат. Вот они».

Рис. 30

Заглядывает в коробку и восклицает: «Ой, один медвежонок целый, а другой развалился на части!» Вынимает целую игрушку и части второго медвежонка. Раскладывает перед глазами детей. «Что же делать? Как узнать, что это? А что это?» Подтверждает ответы детей, что узнать части игрушки можно, если сравнить их с частями целого медвежонка. Ведь игрушки одинаковые.

Педагог предлагает тому, кто захочет, «починить» сломанную игрушку. Спрашивает о форме каждой части – туловища, головы, ушей, лап, и о том, как ее нужно лепить. Привлекает к обсуждению и других детей. Если дети не знают, как лепить круглые уши медвежонка, показывает и объясняет: «Ушки у медвежонка маленькие, поэтому надо сначала скатать два маленьких шарика. Для этого надо взять комочек пластилина, положить на левую ладонь и пальцем правой руки скатать маленький шарик. Потом расплющить его. Получится круглое ухо». Когда ребенок соединит все части игрушки и примажет их друг к другу, чтобы держались крепко, педагог говорит, что теперь у ребят только два медвежонка, а кукол много. Предлагает всем вылепить по одному медвежонку для каждой куклы. Спрашивает детей о последовательности лепки, о том, на сколько частей следует разделить пластилин, какой величины будут эти части.

В процессе занятия педагог следит за способами лепки, спрашивает об их названиях. Когда дети прилепят медвежатам лапки, говорит: «Игрушки получатся интереснее, если медвежата смогут что-то делать: например, заниматься гимнастикой, держать что-то в лапках или просто махать ими. Пусть каждый из вас научит своего медвежонка что-нибудь делать». Если нужно, следует дать детям дополнительные комочки пластилина для лепки тех или иных предметов для мишки.

В конце занятия педагог говорит: «Услышали наши куклы, что вы им приготовили подарки, и очень хотят увидеть их». Демонстрирует, как подарить медвежонка кукле: «Машенька, я дарю тебе этого медвежонка. У него… (называет некоторые качества). Медвежонок умеет махать лапкой» и т. п. Предлагает детям отнести их медвежат куклам и подарить (дети это делают по очереди – по два-три человека). Одобряет тех, кто рассказал кукле о своем медвежонке, о том, какой это зверек и что он умеет делать.

ЗАНЯТИЕ 6. ЛЕПКА. «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

Программные задачи.

Воспитывать у детей желание работать вместе, формировать умение договариваться друг с другом; учить самостоятельно располагать фигурки медвежат и передавать движения лапок в соответствии с предложенным сюжетом; закреплять умение делить комок пластилина на части, использовать знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание, примазывание, заглаживание; учить использовать стеку для прорисовки мелких деталей (глаза, когти на концах лап).

Материал.

У воспитателя иллюстрация Е. Рачева к сказке «Два жадных медвежонка», два игрушечных медвежонка, шарик или вылепленная головка сыра, дополнительные комочки пластилина. У детей на двоих два комочка пластилина, отличающихся немного по величине (для лепки старшего и младшего братцев-медвежат), одна подставка на двоих, стеки.

Ход занятия.

«Дети, я недавно читала вам интересную сказку, – говорит педагог. – К этой сказке художник Евгений Рачев нарисовал картинку. Вот она (показывает). Скажите, кто здесь нарисован и из какой сказки эти зверята».

Подтверждает, что художник изобразил двух братьев-медвежат из сказки «Два жадных медвежонка».

«Куда же отправились братья-медвежата и что они нашли на дороге? У меня есть два игрушечных медвежонка. Это будет старший брат (показывает медвежонка большей величины), а это младший. Я их поставлю друг за другом.

Так они шли по дороге. Медвежата сильно проголодались и вдруг нашли круглую головку сыра (кладет перед медвежатами шарик). Обрадовались медвежата, подбежали к сыру и хотели разделить его. Как же они встали, когда собрались делить сыр? Кто из вас поставит медвежат так, чтобы было видно, что они собираются делить сыр?»

Один из детей меняет положение медвежат относительно друг друга. Педагог спрашивает, как теперь стоят медвежата (напротив друг друга).

«Сейчас вы вдвоем вылепите двух жадных медвежат. Посмотрите на ваши комочки пластилина. Одинаковые или разные они по величине? (Один поменьше, другой побольше.) Значит, один из вас вылепит старшего брата, а другой младшего.

А когда вылепите, поместите двух медвежат на одну подставку, так чтобы было видно, что они собирались делить сыр».

Воспитатель спрашивает, с чего дети начнут лепку медвежат (с деления комка пластилина на части). В процессе работы следит, какими способами дети лепят разные части медвежонка, как скрепляют их. Тем, кто захотел вылепить медвежат стоящими на задних лапах, предлагает взять с подноса у себя на столе дополнительные комочки пластилина. Советует для устойчивости фигурок сделать лапы короткими и толстыми и слегка раздвинуть их. Подсказывает, что стекой можно прорисовать не только глаза, но и когти на концах лап медвежат короткими черточками.

К концу работы педагог раздает по одному комочку пластилина на двух детей для лепки сыра. Дети сами решают, кто будет лепить сыр.

«Что нужно сделать с лапками медвежат, чтобы было видно, что они оба держат головку сыра? Или же один обхватил сыр, а другой протягивает к нему свои лапы?» (Вытянуть лапы вперед.)

В конце занятия надо поместить на стол подставки с вылепленными медвежатами и пригласить детей рассмотреть их работы. Сказать: «Жадные медвежата хотели поделить сыр поровну, но каждый боялся, что другому достанется больше. И вы знаете, чем это кончилось. Вы вылепили медвежат, которые собрались делить сыр. Как они стоят? (Напротив друг друга.) Как держат лапы? (Указать на работы, где один обхватил головку сыра, а другой протягивает к ней лапы.) Старший или младший медвежонок держит сыр? А как вы узнали, что старший (младший)?» Можно обратиться к двум детям, выполнявшим общую работу, с такими словами: «Ты один или вместе с Васей вылепил этих медвежат? Кто из вас лепил старшего брата, кто младшего?»

В заключение следует обязательно спросить всех, понравилось ли им лепить вместе. Сказать, что сообща, дружно можно сделать больше и интереснее. Художник Рачев нарисовал медвежат, а дети вылепили их так, как об этом рассказывается в сказке «Два жадных медвежонка».

ЗАНЯТИЕ 7. ЗНАКОМСТВО СО СКУЛЬПТУРОЙ МАЛЫХ ФОРМ

Программные задачи.

Познакомить детей с новым видом изобразительного искусства – скульптурой малых форм; учить понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства; дать представление о том, что скульптура изготовляется из разного материала.

Материал.

У воспитателя статуэтки животных (4–5 шт.), изготовленные из фарфора или фаянса, дерева, металла, керамики, стекла и др.; поворотный круг или дощечка, книжные иллюстрации с изображениями животных.

Ход занятия.

Педагог говорит, что на книжных иллюстрациях дети видели, как художники изображают животных.

«Посмотрите на пушистого, усатого, полосатого котенка, которого нарисовал художник Лебедев. Посмотрите на нарядную хитрую лису художника Рачева. Но есть художники, которые не изображают животных красками и карандашами, а изготавливают из разного материала».

Педагог по одной ставит фигурки животных на поворотный круг или дощечку и медленно поворачивает, чтобы дети имели возможность рассмотреть скульптуру со всех сторон.

Спрашивает, кто это, что делает. Называет материал, из которого изготовлена статуэтка. Например: «Это белочка, она присела и оглядывается назад. Наверное, послышался какой-то шум, белочка насторожилась и смотрит, что там такое? Сделана она из фарфора». Показывая скульптуру, надо подводить детей к пониманию того, какими средствами ее автор передает состояние или характер животного (поза, движение, подчеркивание каких-то особенностей).

Рассмотрев с детьми подробно три фигурки из разного материала и поместив рядом книжную иллюстрацию, воспитатель говорит, что художник, который изображает животное красками, показывает его только с одной стороны: «Вот этот кот (собака…) нарисован сбоку. Как он выглядит спереди, сзади, мы не видим. А вот эти фигурки мы можем рассмотреть со всех сторон. Они объемные. Тех мастеров, которые создают такие фигурки, называют скульпторами».

Педагог добавляет еще одну-две фигурки животных.

Можно обратить внимание детей на то, что некоторые фигурки скульпторы раскрашивают, – это животные из фарфора, керамики. Другие фигурки остаются нераскрашенными, они металлические, деревянные, стеклянные и др.

В заключение можно предложить детям показать наиболее понравившуюся статуэтку и описать ее (кто это, что делает, какая она, из чего сделана). Далее спросить, у кого дома есть статуэтки, и предложить вечером их внимательно рассмотреть, а на следующий день рассказать о них воспитателю и товарищам.

ЗАНЯТИЕ 8. ЛЕПКА. «ЕЛКА ДЛЯ ЛЕСНЫХ ЗВЕРЮШЕК»[3]

Программные задачи.

Развивать у детей способность к созданию собственного замысла; учить приемам лепки животного; объединить детские работы в общую композицию; учить самостоятельно применять в лепке знакомые способы работы.

Материал.

У воспитателя ширма, на которую наклеены детские рисунки с изображением зимнего леса, пластмассовая или картонная елочка, игрушечные Снегурочка и Дед Мороз или их картонные изображения на подставке; игрушечные лисичка и белочка или статуэтки животных.

Ход занятия.

Воспитатель ставит на стол ширму с изображением зимнего леса. Рассказывает детям: «Решили Дед Мороз и Снегурочка устроить в лесу для зверюшек елку (ставит перед ширмой елочку, Деда Мороза и Снегурочку). Ждут не дождутся гостей на праздник. Давайте, дети, вылепим лесных зверюшек, и пусть они повеселятся вокруг новогодней украшенной елочки. Каждый из вас вылепит какого-нибудь зверька – зайчика, белочку, мишку или лисичку. Зайчика и мишку вы уже лепили. У белочки вылепите большой пушистый хвост, у лисички острую мордочку и пушистый хвост». (Указывает на игрушки.)

Педагог спрашивает нескольких детей, какого зверька они вылепят. Тех, кто изъявит желание вылепить белку или лису, расспрашивает, как выглядят эти звери, хвалит за желание вылепить новое животное, над которым раньше на занятиях не работали.

В процессе лепки воспитатель помогает детям вспоминать те или иные особенности внешнего вида животных, спрашивает о способах лепки той или иной части тела, об относительной величине частей. Напоминает, что мелкие детали – глаза, шерсть – можно обозначить стекой.

Педагог говорит, что Дед Мороз и Снегурочка приглашают зверюшек водить хоровод вокруг елочки. Предлагает детям придать лапкам зверей такое положение, чтобы они смогли водить хоровод. Приглашает детей с вылепленными зверюшками подойти к столу и расставить их в хоровод вокруг елки. От имени Деда Мороза и Снегурочки здоровается со зверюшками: «Здравствуй, белочка! Вставай в хоровод. И ты, хитрая лисичка с пушистым хвостом, иди к нам. Молодец, мишка, взял за лапу длинноухого зайчика и тоже вместе со всеми стал у елочки» и т. п. А детям можно предложить тоже взяться за руки, стать вокруг елочки, спеть знакомую новогоднюю песенку и пройтись хороводом вокруг лесной елочки вместе со зверюшками.

Вечером целесообразно снова предложить детям поиграть.

ЗАНЯТИЕ 9. РИСОВАНИЕ. «ЗАЙЧИК ПОД ЕЛОЧКОЙ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей передавать в рисунке несложный сюжет; соблюдать элементарные пропорции между предметами; закреплять умение изображать елку с постепенно удлиняющимися книзу ветками; через разное положение ушей зайца передавать разное состояние зверька; закреплять технические приемы рисования разных по форме и строению предметов.

Материал.

У воспитателя иллюстрация с изображением зайца, сидящего с поджатыми лапками, лист бумаги серого цвета с неполным изображением зайца (тело, голова, хвост) для показа способа рисования ушей и ног. У детей листы бумаги серого цвета, по форме близкие к квадрату, краски гуашь, мягкие кисточки.

Ход занятия.

Воспитатель говорит, что сегодня дети нарисуют елку, а под ней зайчика. Зайчик убегал от лисы, увидел густую ель и спрятался за ней. Присел и поджал под себя лапки. Вот так (показывает иллюстрацию). Теперь лиса его не найдет.

Напоминает, что недавно дети рисовали елку под снегом. Спрашивает, какие по длине ветки вверху, какие внизу. Подтверждает, что ветки у ели постепенно удлиняются книзу. Напоминает также, что дети лепили зайчика и знают, какой формы у него тело (обводит пальцем тело зайчика на иллюстрации), голова, какие уши и хвост. Предлагает одному из детей назвать форму частей тела зайца.

Рис. 31

Говорит, что зайчика можно нарисовать по-разному. Можно изобразить спокойного зайчика. Он опустил уши, прижал их к телу и отдыхает. А можно показать на рисунке, как зайчик поднял уши и прислушивается, не крадется ли лиса.

Педагог прикрепляет к мольберту лист бумаги с незаконченным рисунком, спрашивает детей, какого зайчика нарисовать – спокойного или тревожного, прислушивающегося к шорохам. После ответов детей рисует уши зайца в том или ином положении. Показывает, как изобразить ноги.

Воспитатель спрашивает, что дети нарисуют раньше – елку или зайчика. Подтверждает, что елка большая, высокая, а зайчик маленький, поэтому сначала надо нарисовать елку. Но где лучше изобразить елку – посередине листа бумаги или немного сбоку, чтобы осталось место для зайчика?

В процессе работы педагог напоминает о цвете ели (темно-зеленая), о цвете зайца (белый), только кончики ушей и хвоста черные. Спрашивает у некоторых детей, какого зайчика они нарисуют. Следит за правильным изображением овальных форм, за тем, чтобы при закрашивании ребенок не выходил за контур. Говорит, что можно нарисовать кончиком кисти снег на ветвях ели, падающие снежинки. Советует снежинки рисовать не густо (а то получится такой сильный снегопад, что и белого зайца не разглядишь на рисунке).

В конце занятия нужно сравнить два рисунка, на которых зайчики изображены по-разному: один с опущенными ушами, другой с поднятыми. Спросить, что делает этот зайчик и что другой. «Как вы узнали? Покажите еще рисунки, где зайчики спокойно отдыхают, а где – прислушиваются». Далее обратить внимание детей на величину елки и зайца, на заполняемость рисунком листа бумаги, на красивое сочетание цветов: серого, темно-зеленого и белого.

ЗАНЯТИЕ 10. РИСОВАНИЕ. «БЕЛОЧКА С ГРИБКОМ»

Программные задачи.

Учить детей изображать животное на основе овоида (туловище, голова), передавая в рисунке его характерные особенности: пышный большой хвост, рыжий цвет; соблюдать элементарные пропорции между частями; передавать несложное движение – сидящая белка держит передними лапками грибок.

Материал.

У воспитателя картинка с изображением белки, сидящей на задних лапках, заготовки: два овоида разной величины (тело и голова), хвост и лапки для выкладывания на фланелеграфе, лист бумаги для частичного показа приемов изображения. У детей листы бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, краски гуашь, мягкие кисти. (Для получения рыжего цвета смешать оранжевую и коричневую краски.)

Ход занятия.

В первой части занятия детей рассаживают полукругом, ставят перед ними мольберт с листком бумаги и фланелеграф.

«Один художник любил гулять в зимнем лесу, – рассказывает воспитатель. – А если видел там что-нибудь интересное, красивое, то рисовал. В последний раз он увидел на ветке высокого дерева белочку. Она сидела на задних лапках, а передними держала грибок и ела. Я спросил у художника, где же белочка зимой нашла гриб. Ведь сейчас они не растут. Художник рассказал, что зимой белка прячется в дупле на высоком дереве, в сильные морозы прикрывается своим большим пушистым хвостом, как одеялом. А когда проголодается, вылезает из своего дупла и бежит к тем веткам, на которые осенью нацепила сушиться грибы. Она срывает с ветки грибок и съедает. Вот такую картинку художник и нарисовал, когда вернулся из леса».

Педагог помещает перед детьми картинку с изображением белки. При рассматривании обращает их внимание на позу зверька, на форму частей тела, на их относительные пропорции, на расположение туловища и головы. Подчеркивает, что их овальная форма похожа на яичко (овоид). С одной стороны голова закругленная, а с другой слегка заостренная. Около головы туловище белки уже, чем у хвоста, а голова сужается у мордочки. Обводит при этом пальцем туловище и голову белки.

Рис. 32

Далее воспитатель предлагает детям всем вместе изобразить белочку.

«Вы будете выкладывать белочку из частей на фланелеграфе, а я буду смотреть на фланелеграф и рисовать по частям белочку на листе бумаги. Если вы будете ошибаться, то и моя белочка получится непохожей на настоящую. С чего начнем изображать белку?» (С туловища.)

Педагог приглашает ребенка к фланелеграфу, предлагает найти среди других частей туловище белки и прикрепить к фланелеграфу посередине. Ребенок должен придать ему слегка наклонное положение. «Можно ли мне начинать рисовать туловище белки?» – спрашивает воспитатель. Рисует контур туловища и быстро закрашивает его в одном направлении широкими линиями всей кистью с отрывом от бумаги. Вызывает к фланелеграфу другого ребенка и предлагает прикрепить головку белочки так, чтобы суженный конец был впереди (мордочка).

Рисует голову белки на листе бумаги. Остальные части – хвост, лапки – прикрепляют другие дети. Изображая хвост, надо подчеркнуть его длину: «Хвост длинный, когда он поднят, то доходит до головы белки».

Следует обратить внимание детей на разную длину задних и передних лапок: «У белки задние лапки длиннее передних, поэтому она передвигается прыжками, как заяц». Остальные детали – ушки, глаз, грибок в лапках – дети изобразят сами.

Перед рисованием белки можно путем вопросов повторить с детьми последовательность в изображении частей. В ходе работы спросить детей о цвете шерсти у белки (темно-оранжевая). Такой цвет называют рыжим (если речь идет о шерсти животного). При затруднении можно предложить ребенку обвести пальцем ту или иную часть тела зверька.

В конце занятия педагог выставляет детские рисунки на стенд и говорит: «Как много рыженьких белочек собралось здесь! Наверное, сбежались со всего леса, чтобы вместе полакомиться вкусными сушеными грибами».

Указывая то на одну, то на другую белку, он подчеркивает удачные изображения отдельных частей: «У этой белочки такой большой и пушистый хвост. Она не замерзнет в самые сильные морозы. А у какой еще белки такой хвост? (Дети показывают.) Эта белка хорошо прыгает. У нее задние лапки длинные. А у каких еще белочек длинные задние лапки?» и т. п.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]