Методика организации и проведения дидактической игры


Как проводятся игры в детсаду

Требуемый минимум компетенции преподавателя состоит в умении различать дидактические игры в дошкольном возрасте от прочих игровых форм. Педагог должен знать:

  • структурирование;
  • разновидности;
  • картотеку базы;
  • нормативы регламента.

Применяя игровые методики, воспитатель детсада должен помнить, что во время игры ребёнок удовлетворяет свои базовые потребности, происходит освоение деятельности, труда и учебы. Малыш растет как индивидуальность, исходя из чего очень важно правильно организовать игровой процесс, подойти к делу со всей ответственностью, опираясь на базу педагогики.

Дети играют

Цели и задачи в разные периоды детства

Выявлено, что дидактические игры (ДИ) для дошкольников решают следующие задачи по обучению:

  • узнавание и понимание новых знаний;
  • совершенствование навыков работы ума;
  • применение знаний в разных ситуациях;
  • формирование и прогресс речи ребенка в ДОУ.

ДИ может выступать:

  • как организационно-обучающая форма;
  • методика образования и закрепления знаний;
  • средство воспитания нравственности и воли человека.

К сведению! Особенное значение имеет игровое действие, цель его — создание игровой ситуации и взаимных отношений между играющими малышами. Если оно отсутствует, это уже не игра, а беседа или дидактическое упражнение.

ДЕТСТВО-ГИД

Очень часто, работая по своей методической теме, педагогу сложно найти дидактические игры, которые бы соответствовали этой теме. Выход один – самой разработать нужные игры. Прежде всего, хочу напомнить, что: — цель любой дидактической игры – формировать и закреплять знания, умения и навыки; — игра должна иметь дидактическую задачу, правила и игровые действия.

Какие игры можно разработать? Игры могут быть: 1. На усвоение части и целого. Например, картинки «лепесток», «бутон», «стебель» собираются в единое целое «цветок». Или «руль», «колесо», «кабина» в «машину». 2. На усвоение предмета (объекта) и его признаков. Например, для картинки «платье красного цвета» подбираются картинки, отображающие цвет, материал, куклу. 3. На усвоение предмета (объекта) и его места. Например, отдельные картинки «человек» и «дом», «птица» и «гнездо», «машина» и «гараж». 4. На усвоение предмета (объекта) и его назначения. Например, для картинки «чемодан» подойдут картинки «самолет», «поезд»; для картинки «сумка» — «расческа», «кошелек». 5. На выявление последовательности событий. Картинки, расположенные в разном порядке нужно упорядочить и разложить по принципу «что сначала, что потом». Это могут быть картинки по сюжетам из окружающей жизни или литературного произведения. 6. На классификацию и обобщение. Предлагаются картинки, из которых нужно составить серию картинок. Например, на тему «Одежда», «Посуда» и т.д.

Этапы разработки игры: I этап: Подобрать дидактический материал (картинки, игрушки или предметы). Необходимо учитывать возраст детей, а также определиться с количеством играющих (один ребенок, несколько человек или вся группа). Продумать, как можно усложнить игру (это важно для развития познавательных действий ребенка и развития его мышления).

II этап: Познакомить воспитанников с содержанием и правилами игры. Обязательно описать игровые действия (как играть и что делать). Если дети маленькие, то вместе с ними поиграть. Если это старшие дошкольники, то достаточно совета или косвенных рекомендаций.

III этап: Подвести итоги игры, проанализировать результаты. Важно отметить тех дошкольников, кто четко выполнял правила и выполнил задачу игры.

Разработав несколько игр, Вы можете смело написать в самоанализе и отчетах, что разработали серию игр по своей методической теме (теме по самообразованию).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу. Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС Как научить детей одеваться самостоятельно Как разработать развивающее занятие Как разработать методически грамотную презентацию >

Классификация дидактических игр ДОУ

По содержанию ДИ могут иметь различные предметные направления:

  • окружающий мир;
  • развитие речевого аппарата;
  • языковедение;
  • математические знания;
  • ОБЖ.

Любое занятие может выполняться в данной форме. Более успешны и результативны интегрированные мероприятия.

Математическая игра

По применяемому материалу воспитатели подразделяют ДИ:

  • с предметами;
  • настольно-печатные;
  • словесные.

Характеристика у каждого вида своя.

Содержание и выбор предметов для игры

По содержанию и материалам игры различаются. В детсадах применяются ДИ:

  • С предметами. Предметы в них — это обучающий материал. Применять можно все: игрушки, материал природного происхождения, вещи, используемые в быту, поделки. Творческий подход педагога дает возможность организовать игровое мероприятие, применяя и уникальные магазинные игрушки, инновационные комплексы для игр и любые имеющиеся дома предметы, даже то, что обычно выкидывают, или то, что валяется под ногами. Варианты игр с предметами — это инсценировки, сюжеты и ДИ с игрушками, развивающими моторику (пирамиды, матрёшки, кубики). Обучение при игре с предметами первостепенно развивает мышление. Ребенок учится анализировать, искать общее в вещах и отличать их, осваивает навыки пользования предметами различной направленности. Играя с предметами, малыши расширяют кругозор, узнают о самоконтроле поведения, концентрации внимания. Действия улучшают память, позитивно влияют на работу мозжечка.
  • Настольно-печатные. Эти ДИ решают важнейшие обучающие задачи. Улучшают кругозор и показывают ребенку окружающий мир, систематизируют знания, которыми малыш обладает, развивают мышление, логическое восприятие, внимание, а также воображение. В данной категории более актуальны игры на основе парности карточек, которые распределяются по задачам обучения и сложности.
  • Словарные. Для них характерно то, что решение задачи обучения дошкольника идет как процесс мышления. Играя, участник игры может пофантазировать, пользуясь знаниями без помощи игрового материала, не наглядно. Среди данного типа ДИ много известных пословиц, загадок, шуток. Педагог может применять стихотворения, небольшие отрывки из книг.

Ознакомление с окружающим миром в младшей группе ДОУ

К сведению! Благодаря игровому процессу получается развивать детей младшей, средней и старшей групп.

Методика организации и проведения дидактической игры

Организация дидактических игр педагогом, по мнению А. К. Бондаренко осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Подготовка к проведению дидактической игры входят:

— отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

— углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

— установления соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

— определение наиболее удобного времени дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях от других режимных процессов время);

— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в группой комнате или на участке; определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал); подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи. (2, с.21)

Проведение дидактической игры включает:

— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода и правил игры.

При этом воспитатель обращает внимание на:

— поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

— подведением итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоления трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявления приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Рассмотрим подробнее некоторые приёмы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со всеми сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает очень много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале беру на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направить игру, незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбирать сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале игры как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и хода её. В это период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог знающий особенности развития игры, не допускает излишне медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи кратко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы. Поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается её ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутки, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, без ошибки решит задачу, кто больше назовёт предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых, оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая, в конце концов, отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывании фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят общее настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

По мнению А. И. Сорокиной обучающее содержание в дидактических играх определено «Программой воспитания в детском саду». Поэтому и руководство воспитателя дидактической игрой, прежде всего, обусловлено требованиями программы. Вместе с тем оно обусловлено и особенностями самой игры, тем, что в ней одновременно проявляются обучающее начало и игровая деятельность детей.

Руководя игрой, воспитатель осуществляет дидактические задачи через привлекательные для детей игровые задачи, игровые действия, игровые правила. Одновременно он является участником игры, причем процесс обучения для самих детей незаметен, так как они учатся играя.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игру — деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива, живущего по законам «детского общества».

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Система игр предусмотрена «Программой воспитания в детском саду» применительно к каждой группе и от группы к группе. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических, игр как формы обучения и занятий.

При планировании педагогического процесса воспитатель четко определяет взаимодействие двух форм обучения. Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это дидактическое требование относится и к обучению на занятиях и к дидактическим играм. То, что взрослому и даже детям школьного возраста легко и просто, у дошкольника вызывает значительные затруднения. Эти затруднения обусловлены тем, что для ребенка-дошкольника все ново: у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний.

Только в результате повторений маленькие дети учатся выделять в предметах признаки, качества (назначение, форму, цвет, величину, количество). Овладение пространственными ори­ентировками, использование их в жизни затрудняет детей среднего и даже старшего возраста; значительные трудности возникают при усвоении знаний о материалах, из которых изготовлены предметы, ориентировка в их свойствах.

Затруднения обусловлены самим процессом и характером умственной деятельности детей. Ребенок-дошкольник в самом начале усвоения «науки до науки» приобретает знания об единичных предметах, их внешних признаках. Конкретные знания медленно «укореняются» и преобразуются в представления. Единичные знания лишь постепенно обобщаются на основе коротких (локальных) связей и частно — системных. Весь этот процесс протекает во времени и требует подкреплений, которые и обеспечиваются повторениями. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и повторений дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять признаки, свойства, материалы, из. которых сделаны окружающие их предметы; учатся целесообразно пользоваться этими предметами.

В «Программе воспитания в детском саду» указано сравнительно малое количество дидактических игр, но предполагается их вариативность, усложнение.

Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее со­держание игры, игровые действия и правила. А ведь только при условии овладения всеми элементами дидактических игр они переходят в фонд самостоятельных игр.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Наглядность в игре, прежде всего и представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.)

Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснение, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям всё это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между детьми и взрослыми.

Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей в их сочетании. Воспитатель, руководя игрой, обеспечивает возможность такой деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, т. к. воспитатель обозначает словом качества предметов, действия, движения и, повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребёнка.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на детей и сам выполняет разнообразные роли. То он является прямым участником игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляет игру, поддерживает инициативу, сопереживает с детьми радость игры, «верит в правду игры»

Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, высказанное воспитателем, направляющие игровые действия; шутка, оживляющая игру и помогает заметить то, на что дети не обратили внимание; доброжелательный юмор, подчеркивающий необычность ситуации в игре. Руководя игрой, воспитатель ни чего прямо не предлагает, он осуществляет своё руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным.

Воспитатель знающий особенности игры, её развития, особенности умственной деятельности и эмоциональных переживаний детей, сам являясь участником игры, находит нужный темп, не допуская излишней медлительности и ненужного убыстрения. Однако в практике руководства игрой нередко бывает так, что воспитатель не улавливает развивающегося темпа игры, допускает замедление его или убыстрение.

Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверен­ность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение пра­вил. Дети как бы не успевают «втянуться в игру». Слишком быст­рый темп игры возбуждает детей. Замедленный темп возникает в том случае, когда воспитатель растягивает объяснения, допускает множество неоправданных дисциплинирующих замечаний, когда игровые действия отдалены, а игровые правила вводятся несвоевременно и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Замедленный темп утомляет детей.

Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать «моторно-двигательную деятельность. Контакт воспитателя с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда «едут путешествовать» и покидают пределы группы.

Конечно, не исключается форма организации детей за столами. На­пример, когда дети что-то делают и в процессе преобразования материала в игрушку познают свойства материала, им удобнее работать за столом, а воспитателю легче и удобнее руководить их работой.

При осмотре вещей лучше, если дети потрогают вещь, подержат в руках, а иногда и чуть-чуть поиграют: «игры-миниатюры» входят составной частью в большую игру, они радуют детей, помогают ознакомлению с предметом.

В дидактической игре действующими лицами, являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений. Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Конечно, эти качества речи детей формируются не только в дидактической игре, но здесь они могут быть условием решения игровой задачи. И воспитатель ставит это условие: «Сказать коротко и ясно, сказать коротко, но так, чтобы поняли». Краткость и емкость особенно характерны для пословиц, поговорок, загадок, и они должны широко применяться в дидактической игре.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий. В дидактических играх, применяемых в советских детских садах, результатом игры не может быть «выигрыш», полученный в результате слепой удачи, обмана, присвоения права другого и т. д. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной игровой задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Заканчивая игру, воспитатель должен поддержать интерес к даль­нейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Обычно педагог говорит: «А в следующий раз будем играть еще интереснее» или: «Новая игра будет еще интереснее». Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создает новые полезные и интересные игры.

Многие игры по мере развития интереса к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие самостоятельно организуемые и проводимые детьми игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям. Многие так называемые «словесные игры» проводятся без игрушек и материалов. Они основаны на использовании слова и тех представлений, которые имеются у детей. Это игры-загадки, игры на противопоставление, на классификацию и др.

Хорошо, если воспитатель использует разнообразные технические игрушки и технические средства: аллоскоп, кино, телевизор, магнитофон, проигрыватель. Все эти средства отвечают запросам современного ребенка, поднимают содержание игр на более высокий уровень, разнообразят игры, игровые действия удовлетворяют интересы детей.

Использование многих технических средств позволяет преодоле­вать ограниченность пространства и времени, практически невозможные игровые действия делает возможными. Например, дети играют в «пу­тешествие за ценными находками». Включенная воспитателем пластинка передает звуки леса — пение птиц, шорохи, шумы. Это углубляет игровой настрой. Дети плывут на корабле, и воспитатель через кинопроектор показывает море, кипящие волны, движение кораблей.

Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в пра­вильном определении дидактической задачи — познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через нее дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов. Особую заботу воспитателя составляет создание «материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.

Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста

Воспитатели в детсаду, да и мамы, папы дома могут делать многое для воспитанника. Не исключение — игры по развитию речи в средней группе своими руками.

Самодельная игра

Цель занятий направлена на то, чтобы ребенок стал творческим, умел фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Помимо этого, ДИ для дошкольников, сделанные самостоятельно, помогают сформировать навыки и различные знания о планете, окружении. Также помогают:

  • усовершенствовать их умения последовательно и связно излагаться;
  • расширять запас слов;
  • развивать мыслительный процесс, память, внимательность;
  • социально адаптироваться.

Хорошо игры влияют на моторику и тактильное восприятие.

Создание дидактических игр самостоятельно

Игры можно сделать самостоятельно дома с ребенком. ДИ для дошкольников своими руками могут быть связаны, к примеру, с разными необычными поделками. В украшениях, делать которые ребенок будет сам, применяют разные материалы:

  • цветные пуговицы;
  • мелкие камни;
  • трубки разной длины;
  • бусины;
  • ракушки;
  • шишки;
  • счётные палочки;
  • фишки;
  • шнурки;
  • проволоку.

Разглядывая подготовленный самостоятельно материал, малыш на выбор будет нанизывать его на проволоку, делать различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, моторику, координацию, творческие способности. Можно сделать музыкальное сопровождение и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня продается много шаблонов, поделок для детей раннего и более старшего возраста.

ДИ для дошкольников

ДИ длятся примерно 10-20 мин. Важно, чтобы в этот период не понижалась работа ума участников, детям было интересно.

Важно! Необходимо создать безопасность. Особенно надо за этим следить в групповых мероприятиях.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один малыш, а другие ничего не делали. Иная ситуация наблюдается, если та же задача поставлена всем участникам: они должны тщательно разглядеть и запомнить, где находятся игрушки на столе, затем педагог закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и путает местами предметы. Играющие должны заметить перемены.

Совместные игры

Особенности и отличия

Руководить различными возрастными группами надо с отличительными особенностями. В ясельных группах детям после первого года жизни педагог сам рассказывает правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание картинки из картотеки. Играть с младшими детьми просто, можно:

  • катать цветные шары в обручи;
  • раскладывать и собирать матрешки, пирамидки;
  • отличать по голосу, кто звал «зайку»;
  • вытаскивать вещи из «волшебного мешка».

К сведению! Малышу не интересен результат игры, его привлекает само действие: пинать, убирать, переносить.

Как научить ребенка понимать время по часам

Для дошкольников более старшего возраста действие игры должно устанавливать наиболее сложные отношения между играющими. В игру обычно входит выполнение определенной роли. Здесь требуется абсолютная самостоятельность.

Старшая группа ДИ (в основном для взрослых воспитанников) предусматривает соревновательный процесс: кто быстрее подберет пару, выкрикнет слово, антоним тому, что сказал педагог, угадает, что подходит для определенной профессии.

Важно! Необходимо, чтобы прослеживались соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях:

подготовка к проведению дидактической игры её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дид-го материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дид-им материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид-ой задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня. Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Руководство дидактическими играми

Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что она собрана правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие -проверить правильность собирания башенки-

предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деят-ть дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дид-им задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дид. игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дид игр с целенаправленным обучением на НОД, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На НОД более успешно, чем в игре формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать, что в дид. игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д. К наглядности относятся:

1)предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;

2)картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов;

3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Созданы специальные типы дид. игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход поощрительно-контрольные значки, фишки — всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дид. игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дид. игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени- большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

Педагогическая ценность дидактических игр

  • В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.
  • Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
  • Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
  • Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

При планировании необходимо:

  • Создавать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке; оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
  • Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня; способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
  • В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.
  • Систематически формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

Рекомендации по планированию дидактических игр

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью НОД, а в группе раннего возраста- основной формой организации учебного процесса. Кроме того, в часы, отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.

  • Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
  • Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и НОД, в перерывах между НОД, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между НОД. При этом следует учитывать характер предстоящего НОД. Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

На занятиях используются те д/игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

При планировании д/игр в воспитательно- образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры, взятые на НОД, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.

Д/игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в «волшебном мешочке»и назвать его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали. Необходимо, чтобы в д/играх определенных результатов достигали все дети, а не только те, которые проявляют себя наиболее активно.

Д/игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.

Чаще всего это проверяется д/игрой, в процессе которой, педагог устанавливает, на -сколько правильно поняли и усвоили содержание НОД не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.

Д/игра-это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.

В связи с тем, что д/игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования д/игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием д/игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные д/игры, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.

В д/игре применяются знания, полученные на НОД, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Д/игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: «Ребенок раннего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой».

Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

Следующая >

Как проводятся игровые мероприятия в детсаду

Для подбора дидактической игры следует знать подготовительный уровень дошкольников, потому что в играх они должны руководствоваться своим опытом. Определяя задачу, нужно первостепенно иметь в виду, какие знания, представления у ребенка о мире, окружении, социальных явлениях должны запоминаться ребенком, какие возможности ума должны развиваться. Личностные качества получится сформировать средствами определенной игры (например, честность, внимательность, скромность, настойчивость).

Развитие внимательности

Как создать мотивирующую среду

Созданию мотивирующей составляющей уделяется особенное внимание. Воспитатели стремятся применять инновации и принципы выстраивания предметного и игрового пространства, потому что группа детсада для многих дошкольников является их вторым домом, где они находятся очень много времени. В детсаду воспитанники играют, занимаются творчеством, кушают, отдыхают, гуляют, общаются с ребятами и работниками садика.

К сведению! Доказано, что от того, как комфортабельно создана развивающая мотивирующая среда в детсадовском учреждении, полностью зависит результат развития интеллекта малыша, уровень его адекватности, моральной основы, подготовленности к школьной программе, эмоциональное состояние.

Структура и временной план

Структура определена ФГОС. Название расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. ДИ состоит из:

  • задач, которые ставятся педагогом и отражают его роль в обучении;
  • игровой задачи, выполняемой воспитанниками в период мероприятия: дидактические и игровые отображают взаимную связь игры и учения. В отличие от прямой задачи на мероприятии, в ДИ она выполняется через задания, определяет действия, становится задачей для маленького участника. Вызывает желание и необходимость разрешить ее, запускает действия;
  • игровых действий, составляющих базу игры. Без них не может проходить игра. Это не любые действия, а те, которые идут в игровой ситуации: прятки, поиск, нахождение, изображение сюжета, ролевых отношений, загадки, соревновательный процесс. Таким действиям обучают воспитатели. Только тогда мероприятие имеет смысл;
  • игровых правил, организующих и направляющих поведение дошкольников, взаимных отношений между всеми, кто участвует;
  • итога игры. Показатель уровня достижения воспитанника в получении знаний, развитии ума, взаимоотношений, а не просто победа любым путем.

Задачи, действия и правила, результат — все это взаимосвязано между собой, отсутствие хотя бы одной составляющей разрушает цель и сокращает уровень воспитания.

Мероприятия полезны для детсада как основа развития и воспитания личности, но важно выбрать хороший садик с грамотными педагогами.

Требования к оформлению дидактического пособия

Ирина Александровна Голубева

Требования к оформлению дидактического пособия

Дошкольники изучают окружающий их мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно — образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий. В магазинах ассортимент таких игровых материалов представлен широко, но, тем не менее, не всегда можно найти именно то, что необходимо. Кроме того, дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Не говоря уже о том, что в ДОУ не всегда предусмотрен бюджет на такие затраты.

Тогда можно самостоятельно изготовить оригинальные познавательные дидактические пособия для дошкольников.Сделать такие развивающие игры можно самые разнообразные: на развитие логического мышления, для формирования понятий про цифры и формы, закрепления фонетического слуха, правильного произношения звуков и другие.

С чего начать?

Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС, рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей.Затем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:

1. Определить, для какого возраста рассчитано пособие;

2. Выделить образовательно-воспитательные цели игры;

3. Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми)

;

4. Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;

5. Сроки работы над созданием дидактического материала;

6. Непосредственное изготовление игры.

Требования к представлению авторской работы.

1. Титульный лист с название дидактического пособия.

2.Фоторяд:

1-3 фото с изображением пособия крупным планом в разных ракурсах

Серия фото, на которых изображена разнообразная деятельность детей или педагога с пособием

3. Краткая аннотация.

Описание — представление практики работы с пособием:

его предназначение (о чем, для кого, указать возраст. возрастные особенности данного возраста,

в решении каких проблем будет полезно, многофункциональность и алгоритм (способы)

использования,

образовательный эффект.

Как составить аннотацию.

1. Автор.

2. Описание.

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Название»

, которое можно использовать для (разминки, игрового момента на занятии, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей)

Указать возраст. Возрастные особенности данного возраста.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использования его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми.

3. Цель, задачи.

4. Описание дидактического пособия.

Что представляет, из чего состоит.

5. Как можно использовать.

Привести примеры использования пособия в разных видах деятельности, в обучающих, развивающих, закрепляющих моментах.

7. Предполагаемый результат.

8. Вывод.

Таким образом, мы видим, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к познавательной деятельности.

9. Приложения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]