Долгосрочный проект в 1 младшей группе «Потешки для малышей»


Долгосрочный проект в 1 младшей группе «Потешки для малышей»

Продолжительность проекта: 09.2020г.-06.2021г.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели 1 младшей группы.

«Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга»

Потешка – это малый жанр устного народного творчества , песенка-приговорка, напрямую связанная с жестом.

Актуальность. В малом дошкольном возрасте потешка играет особую роль, особенно ценно неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма , эмоциональная окраска, звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Поэтому потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи. Так же развивается речевой слух и произношение звуков. В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит с множеством повторов ,что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие ,происходит обогащение словарного запаса ребёнка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребёнка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребёнка в дошкольный период детства.

В последнее время часто слышим высказывание «люди, перестали читать», из бесед и наблюдений за общением родителей с детьми, можно предположить, что современные родители и правда мало общаются и читают детям книг, в силу своей занятости или зависимости от современных средств информации (интернет, TV, всевозможные гаджеты).

Чтобы прояснить, нами были предложены родителям ответить на вопросы анкеты «Ребёнок и книга» в рамках недели детской книги. Из результатов анкетирования, видно: все родители, принявшие участие в анкетировании читают детям книги (100%), что очень отрадно. 60% читают детям несколько раз в неделю, 30% – ежедневно, а 10% – редко. Половина родителей читают по просьбе ребенка, а другая половина и по просьбе ребенка и по своей инициативе. У всех опрошенных дома есть книги: в наличии имеются стихи и сказки, есть потешки и дополнительно имеются энциклопедии. Половина опрошенных родителей ответили, что дома дети рассказывают, что читали в детском саду. Отрадно, что все родители читают различную литературу: художественную, познавательную, периодическую, что очень радует. Из анализа анкет сделали вывод, родители занимаются развитием своих детей, но для этого у них недостаточно времени и представлений о пользе народного фольклора (потешек), и заучивания небольших произведений для детей младшего дошкольного возраста.

Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса мной был разработан проект «Потешки для малышей», целью которого стало формирование эмоционально положительного отношения к книге средствами фольклора.

Задачи проекта:

  • Развитие речи детей ,обогащение и активизация словаря.
  • Воспитание бережного отношения к книгам.
  • Формирование потребности в чтении.
  • Повышение уровня развития речевой активности.
  • Знакомство с окружающим миром-природой, с укладом жизни и быта русского народа.
  • Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Присутствует эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
  • Расширен круг детского чтения.
  • Обогащён словарь ребенка.
  • Формируется потребность в чтении книги.
  • Родители проявили активность при создании условий для развития интереса детей к книгам.

Продукт проекта:

создание картотеки «Потешки для малышей»

  • создание совместной с родителями книги «Наши любимые потешки» с последующим просмотром на родительском собрании. Создание лэпбука «Читаем детям», книжки-малышки «Потешки, песенки».

Работа с родителями

Анкетирование «Ребенок и книга» (Прил. 1)

  • Беседа «Роль потешки в развитии детей раннего возраста»(Прил. 2)
  • Выставка книг «Читаем с детьми»
  • Папка-передвижка «Как и что читать детям 2-3 лет»
  • Буклет «Читаем детям»

Построение работы с учётом следующих принципов: наглядности, последовательности, деятельности, преемственности с семьёй, вариативности. Методы: словесные беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, дидактические игры ,показ театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

Литература:

  1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. 88 с.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественной литературы, изобразительная деятельность. ТЦ Сфера, 2009. 128с.
  3. Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи). М.: Омега, 2007.

Содержание работы по самообразованию на 2020-2021учебный год

Сентябрь. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора». Изучение темы, постановка цели и задач по данной теме. Планирование.

Октябрь. Разучивание и проговаривание потешек с детьми в повседневной жизни. Анкетирование родителей на тему: «Ребёнок и книга», родительское собрание «Роль потешки в воспитании ребёнка».

Ноябрь. Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций, картинок .Создание вместе с родителями творческих работ «Моя любимая сказка». Оформление книжного уголка на тему «Потешки».

Декабрь. Оформление уголка «Наше творчество». Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Обогащение уголка ряжения. Разучивание стихов и песен к Новому году, театрализованное представление «Подарки Деда Мороза». Пальчиковые игры на тему «зима».

Январь. Оформление театрализованного уголка в группе, изготовление театра по русским народным сказкам. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Просмотр с детьми презентаций « Такие разные потешки».

Февраль. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок. Использование потешек во время умывания ,одевания ,раздевания, при подготовке ко сну. Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей».

Март. Знакомство с потешками и стихами о маме. Развлечение «Солнышко, как мама». Консультация «Речь и пальчики». Участие в общем празднике «Проводы масленицы», дидактические игры «Узнай из какой потешки отрывок», «Узнай потешку».

Апрель. Изучение темы «знакомство с закличками, потешками о солнышке». Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца». Создание картотеки потешек. Создание совместно с родителями книги «Любимые потешки».

Май. Консультация для родителей «Как правильно учить стихи». Родительское собрание «Наши успехи». Пополнение развивающей среды: игры на шнуровку, спортивный уголок. Разучивание потешек о животных. Развлечение «Лесные звери в гостях у детей». Игра-викторина «Сказочные герои».

Самоанализ плана по самообразованию. Презентация проекта «Развитие речи детей посредством фольклора».

Предполагаемый результат

Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями. Произношение звуков стало яснее, выразительнее. Сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

Возник интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

У родителей формируется интерес и понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи.

Обогатилась развивающая среда группы в данном направлении.

Дети запомнили много потешек, песенок, русских народных сказок.

Улучшилась память и внимание.

Рисуем потешки: НОД «Светит солнышко….»

Призентация проектной деятельности с детьми первой группы раннего возраста


Проектная деятельность в первой группе раннего возраста

Метод проектов был разработан в начале ХХ столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи(1859-1952). По мнению Д.Дьюи, обучение должно строиться

«на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями».

Исследовательская деятельность доставляет ребенку:
— радость, оказывая положительное нравственное влияние, — гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Организация такой деятельности осуществляется по средствам современной технологии: метода проектов.

Основной целью
проектного метода в дошкольных учреждениях:
Является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:


обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; — развитие познавательных способностей; — развитие творческого воображения;
— развитие творческого мышления; — развитие коммуникативных навыков

Исходным пунктом изучения являются детские интересы сегодняшнего дня

Роль педагога при использовании метода проектов:


учет возрастных особенностей детей; — создание условий для стимулирования интересов детей; — построение своих отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве; -мотивирует деятельность детей; — использует игровые методы и приемы. Роль дошкольника: -является активным участника проекта; — преодолевает трудности в решении проблем (ведущая дидактическая цель методов проекта)

План проекта
разрабатывается совместно с детьми и родителями, привлекаются социальные партнеры, выбирается проектная группа.
После защиты проекта начинается его реализация

Принципы реализации проектов:

— системность, — сезонность — учет личности, — учет возрастных особенностей, — взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований:

-1-ое, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников. — 2-ое, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем. — 3-е; содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Используя метод проектов воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

Этапы
проекта:

  • постановка цели; — поиск формы реализации проекта; — разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; — организация развивающей, познавательной, предметной среды;

— определение направлений поисковой и практической деятельности;

— организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; — работа над частями проекта, коррекция; — коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Примерный план
работы воспитателя по подготовке проекта:
— Постановка цели проекта. — Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). — Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. — Составление плана-схемы проекта. — Сбор, накопление материала. — Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. — Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. — Презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

В настоящее время проекты классифицируются:
а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочными (от 1 дня до 1 месяца)

— длительными (от 6 месяцев до 12 месяцев)

Проект по сенсорному развитию детей.

«Цветовая мозаика»

Цель:


накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом;
— включение по возможности основные разновидности этих свойств
;

взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в
младшей группе
;

Задачи:

— ф ормировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры ;

— ф ормировать полноценное восприятие окружающего мира ;

— ф ормировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет ;

— р аскрытьтворческие способности родителей в продуктивной и трудовой деятельности ;

— а ктивизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам.

Участники проекта:

— воспитатели,

— дети второй группы раннего возраста №3 «Непоседы»,

— родители.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

-Рассматривание картин: «Сбор урожая в саду»; «Что растет на грядке?».

  • Рисование : «Лучики для солнышка», «Листопад», «Дождик кап-кап».
  • Конструирование: «Машины едут по дорожке». 1
  • Лепка: «Морковка для зайчика».

— Развитие речи: «Петушок – петушок».

  • Дидактическая игра: «Собери мячи в корзинку».
  • Консультация для родителей: «Сенсорные способности для детей раннего возраста».

— В заключении проекта проведено развлечение: «Разноцветные шарики».

— Презентация проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

— В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;

— Дети научились ориентироваться в цветах;

— Ориентироваться в контрастных величинах;

— У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;

— Родители получили методические рекомендации по сенсорному развитию детей раннего возраста, по проведению игр с детьми.

Проект по развитию речи детей раннего возраста:

«Играя в игру, я быстрее заговорю»

Цель:

Развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями. Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.

Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.

Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности. Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи :

— формировать развитие активной речи;

— целенаправленно обогащать словарь детей;

— потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;

— понимать речь окружающих без наглядного сопровождения;

— способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

— поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);

— побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

— формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

— приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Участники проекта:

— воспитатели,

— дети второй группы раннего возраста №3 «Непоседы»,

— родители.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

— Дидактические игры. – Сюжетно – ролевые игры. – Подвижные игры. – Театрализованная деятельность: инсценирование сказок. – Художественная литература: чтение и заучивание потешек. – Чтение русских народных сказок. – Консультации, памятки.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-Отмечается норма в развитии активной речи 80%; отставание-20%;

-Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

— Создаем условия для проведения дидактических игр.

— В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

-Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.

— Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. — Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

— Инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

— В результате систематической работы по развитию речи добились положительных результатов по данной теме, дети хорошо понимают речь, отвечают на вопросы взрослых, вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют коллективно, развертывают сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки. Многие рассказывают их самостоятельно, пытаются инсценировать сказки, любят читать и рассматривать иллюстрации книг.

— В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выражать просьбу, обращенную к сверстникам.

Проект декоративного оформления участка

«Сказка на клумбе»

Цель:

Спроектировать ландшафтный дизайн для благоустройства и декоративного оформления участка; озеленения и оформления малыми сказочными формами.

Задачи:


Развивать художественно- эстетический вкус, любовь к природе родного края.
— Формировать бережное отношение к результатам коллективного труда.

— Способствовать вовлечению детей, родителей в активную творческую деятельность, укреплению детско-взрослых отношений.

— Воспитывать коммуникативные навыки; чувства любви к детскому саду.

— Поддерживать радость, удовольствие от цветочных композиций; малых форм сооружений.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Они смогли…

Беседа на тему: «Природа и дети».

Рассматривание иллюстраций к сказкам; иллюстраций с изображением цветов.

Чтение художественной литературы.

Наблюдение за цветами.

Заучивание и чтение стихов о цветах.

Рассказывание сказок, расположенных на клумбе.

Дидактические игры: «Цветочная поляна», «Сложи цветок» и др.

Ухаживание за цветами.

Работа с родителями:

Консультация на тему: «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе».

Консультация на тему: « Научите ребенка любить живую природу».

Консультация : «Ребенок и природа».

Памятка : «Ознакомление детей с природой».

Памятка: «Воспитание любви к родному краю»

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Расширены знания детей о растительном мире.

-Повышена любовь к окружающему миру через сказку.

— Развит интерес к прекрасному, красочному миру растений.

— Сформировать бережное отношение к природе.

Проект исследовательско–эксперементальной работы

«Чудеса природы»

Цель:

Изучение свойств и особенностей песка и воды; их возможности работы с детьми; сохранение и укрепление психологического и умственного здоровья детей через внедрение элементов игры с песком и водой.

Повышение профессиональной компетентности педагога как организатора разнообразных видов детской деятельности.

Задачи:

В работе с детьми:

  • развитие детской самостоятельности и инициативы; — воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, формирование стремления к активной деятельности; — создание положительного эмоционального настроения, формирование умения доводить работу до конца; — развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения)

— формирование умения выстраивать композиции на песке по образцу;

— профилактика детских конфликтов и агрессивного поведения.

В работе с педагогом
:

  • повышение уровня профессиональных знаний и навыков;

— развитие творческого потенциала педагога.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

— Игровые упражнения с водой и песком. – Опыты с водой и песком.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

— Улучшить личностные отношения между детьми;

— Сформировать интерес к исследовательской деятельности. — Приобретение опыта педагогом самостоятельного выбора теоретико- исследовательской деятельности , оценки полученных результатов.

Проект

«Зимушка – зима»

Цель проекта:

  • создать условия для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе разработки проекта.

— закрепить знание детей о времени года — зима и ее признаках.

Маскировка

  • Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, использовать в речи прилагательные и глаголы, учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, упражнять в употреблении вопросительных слов (кто?, что?, где?) и несложных фраз.
  • — Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать об изображенном на картине.

«Барашек»

  • Развивать речевое дыхание.
  • Продолжить развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковые игры.
  • Развивать двигательную активность детей, учить выполнять движения, соответствующие тексту.
  • — Пробуждать эстетические чувства, воспитывать интерес к художественном.

Задачи:

1. Расширять и углублять знания детей о зиме: состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни людей, диких животных и птиц в зимний период.

2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей) .

3. Развивать наблюдательность, познавательную активность, творческие способности детей, воображение, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.

«Особые» дети в современных условиях»

4. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.

5. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

«Добро по кругу»

Условия успешной реализации проекта:

— Разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей.

  • Приобщение детей к умению видеть и слышать природу.

— Создание условий для творческой деятельности в рамках проекта детей, родителей, педагога.

— Осуществление тесного взаимодействия между родителями, педагогами и детьми.

Ожидаемый результат:

— Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в зимний период;

— Развитие творческих способностей детей;

— Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о зиме.

— Пополнение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности);

— Оформление групповой комнаты и выставочного стенда по теме «Зима»;

— Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]