Гендерное воспитание детей: что стоит знать родителям дошкольников

Гендерное воспитание дошкольников по сей день остается очень актуальной проблемой. Причем специалисты в данной области не могут прийти к единому мнению и высказывают подчас совершенно противоположные точки зрения – и вполне адекватные, и доходящие до крайности.

Гендер, как модель поведения, относится больше не к физиологическому полу человека, а к социальному. Он определяет положение в обществе и действия личности и, в частности, ребенка – по мужскому или женскому типу. Сюда же можно отнести жизненные приоритеты, внутренние установки, манеру речи и даже предпочтения в одежде. Какой же подход к вопросам гендерного воспитания детей требуется от родителей? На что им надо обратить особое внимание уже в раннем возрасте?

Почему важно гендерное воспитание дошкольников

В этот период перед родителями и педагогами стоит задача «раскрыть» детей и помогать им развивать свои способности в соответствии с полом. Это важно, если есть цель воспитать настоящих мужчину или женщину, а не бесполое создание.

Следует признать, что в детском саду данному вопросу уделяется мало внимания. Тем более, что основной состав работников дошкольных учреждений — это женщины. Да и воспитательная программа направлена более на возрастные и психологические особенности детей, нежели на их различия по половому признаку.

А ведь уже в дошкольном возрасте ребенок осознает свою гендерную роль:

  • к 2-3 годам начинает понимать, что он девочка или мальчик, и учится вести себя соответственно;
  • в период с 4 до 7 лет появляется осознание того, что принадлежность к определенному полу неизменна, то есть формируется гендерная устойчивость.

Консультация для родителей по гендерному воспитанию дошкольниковметодическая разработка по теме

Консультация для родителей.

Подготовила – старший воспитатель МАДОУ Детского сада № 7

пгт Серышево Амурской области

« Гендерное воспитание детей дошкольного возраста»

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Ни для кого не секрет, что система образования в России абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня — не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами (99% — педагогический и обслуживающий персонал в детских садах — женщины), так и в семье — 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

  1. в физическом развитии и социальном поведении;
  2. в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
  3. в проявлении агрессии.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:

  1. к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
  2. в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Что нужно знать родителям о девочке.

Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей — дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.

Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, — что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!

  1. Я тебя так люблю!
  2. Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
  3. Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
  4. Ты украшаешь мою жизнь!

Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.

«…Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс».

«..Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».

«…Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс), в том числе и себя, а мальчики технику».

«…Девочки ориентированы больше — на отношения между людьми».

Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.

  1. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
  2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
  3. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
  4. У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты»: Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
  5. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
  6. Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Что нужно знать родителям о мальчике.

У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других — любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.

Доверять — значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку — значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять — значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.

Задача родителей — проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.

Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.

  1. Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
  2. Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
  3. Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
  4. Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
  5. Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
  6. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
  7. Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
  8. Использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
  9. Обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика.
  10. Мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
  11. Мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

П А М Я Т К А

  1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
  2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
  4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

В чем заключается гендерное воспитание дошкольников

Основные направления гендерного воспитания детей дошкольного возраста таковы:

  • освоение принятых в обществе женских и мужских ролей;
  • воспитание культуры взаимоотношений как со своим, так и с противоположным полом;
  • овладение навыками и умениями для реализации своего гендера.

Соответствующее гендерное поведение проявляется, прежде всего, в играх детей. Девчата предпочитают кукол, распределяют роли дочки/матери, готовят еду, укладывают спать и т.п. Мальчишки борются друг с другом, устраивают гонки машинок, строят башни, стреляют из пистолетов.

В то же время, девочка может быть озорницей, слишком подвижной и активной. А среди мальчиков часто встречаются молчаливые тихони с меланхоличным складом ума.

Нужно учитывать особенности темперамента детей дошкольного возраста, находить индивидуальный подход и направлять в гендерном плане, чтобы со временем в них развились присущие полу качества.

Почему родительская гиперопека не дает детям правильно развиваться?

Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей.

Актуальность её заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.[2, с.4]

Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.

Кроме того, одной из проблем воспитания детей в ДОУ является преимущественно женское влияние на формирование гендерной идентичности детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек.[2, с.11]

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:

— объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.

— необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции «Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе».

При разработке этой темы я исходила из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:

1. Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.

2. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.

3. Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.

4. Учет воспитывающими взрослыми гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.

По этой проблеме мною были изучены научно-методические пособия В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира», А. М. Щетининой и О. И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5–7 лет», Т.Дороновой «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду», Н. А. Баранниковой «О мальчиках и девочках, а также их родителях», статьи в журнале «Дошкольное воспитание» № 6, 2009г. Н.Татаринцевой «О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент», № 4,2008г. О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.

В изученной литературе понятие «гендер» интерпретируется, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Выше перечисленные авторы рассматривают идеи гендерного воспитания с разных позиций, а именно:

а) с позиции особенностей функциональной организации мозга (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман);

б) с позиции межгруппового взаимодействия детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова);

в) с позиции полоролевого воспитания и социализации детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова).

Все они не противоречат друг другу, так как одно и то же явление рассматривается в ракурсе психологии, нейрофизиологии, педагогики и социологии. Но все же ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.

Основное влияние на становление моей авторской идеи сыграли исследования Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой. Авторы выдвинули гипотезу о том, что ведущую роль в развитии механизмов социализации половых ролей играют высшие системы мозга, имеющие разную морфофункциональную организацию и обеспечивающие склонность к развитию у ребенка под влиянием воспитания своих поведенческих схем.

Проблематика гендерных различий является интересной областью для изучения. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов.

Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов.

Поскольку существуют объективные половые различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными.

В настоящее время я работаю с детьми четвертого года жизни. Вопрос гендерного воспитания детей встал для меня очень остро в связи с тем, что в составе моей группы преобладают мальчики. У меня возникало много трудностей в организации детей в разных видах деятельности и в общении с ними.

В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей трех-четырех лет. Так, например, одни ученые называют этот возраст «нежным».

Вместе с тем, именно в этом возрасте при общении с детьми начинают проявляться проблемы: дети не слушаются взрослых, не могут себя самостоятельно занять, не умеют выражать отрицательные эмоции в приемлемой для окружающих форме. В это время у детей все еще проявляется кризис трех лет, который характеризуется негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых и т. д.

Но самым главным является то, что к трем годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. По мнению ученых гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:

— Внешность.

— Имя.

— Образ «Я» (в настоящем и будущем).

— Установки (социума и свои).

— Роли (социума и свои).

В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки. [2, с.18]

Многие специалисты полагают, что младшие дошкольники внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу, например, мальчики играют в машинки и не плачут, девочки играют куклами и любят наряжаться.[2, с.19]

Но представления детей 3–4 лет о собственной гендерной принадлежности еще не стойки. Например, если музыкальный руководитель приглашает выйти на танец девочек, то обязательно несколько мальчиков выйдут тоже.

Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3–4 лет весьма ограничено, но является достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей задачи, связанные с формированием гендерной идентичности.

Эти задачи частично отражены в программе «Детство» в блоке социально-нравственного воспитания, а именно:

— Освоение детьми разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; проявление вежливости и сопереживания во взаимоотношениях.

— Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.

— Воспитание самостоятельности в самообслуживании.

— Содействие развертыванию детьми ролевого диалога и поведения в играх.

— Формирование представлений о людях, об особенностях их внешнего вида, половых различиях.

Как видно из этого перечня, задачи касаются в основном осознания внешних различий мальчиков и девочек и формирования нравственных норм поведения в общении, игре, бытовой деятельности.

В результате специальных исследований учеными было установлено, что в этом возрасте гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. [2, с.18]

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому создание игровой среды и подбор игрового оборудования с учетом гендерных особенностей детей является важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей.

Организуя игровое пространство, я обращаю внимание:

а) на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

б) на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины — матери;

в) на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

г) на наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.

Известно, что мальчики любят бегать во время игр, кричать, играть в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, то причин для порицания будет меньше. Просто я стараюсь создать соответствующие условия для игры, освободить как можно больше места в группе, при этом слежу, чтобы в игре не было проявления агрессии, учу игровым приемам и мирному разрешению конфликтов.

Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя среду, я учитываю эту особенность. В группе подобрано много мелких игрушек, достаточное количество колясок, кукол и прочей атрибутики, создан уголок кухни.

Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, как я уже выше сказала, чаще всего рассчитаны на девочек. Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, общаясь с мальчиками, я руководствовалась лишь представлениями о том, что если это мальчики, то, следовательно, они является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются травмирующему воздействию.

Зная гендерные различия, можно сконструировать процесс взаимодействия, способствующий раскрытию потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.

Таблица 1

Гендерные отличия мальчиков и девочек

Девочки Мальчики
· Первые отвечают на вопросы воспитателя, стараются, чтобы ответ был полным

· При ответе на вопрос воспитателя смотрят ему в глаза, ждут эмоциональную реакцию

· Не спешат с ответом на вопрос педагога, тщательно обдумывают, что ответить

· Речь развита хуже, чем у девочек, требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова

· Лучше развит слуховой канал · Плохо воспринимают объяснение на слух, нужно визуальное подкрепление
· Лучше развита мелкая моторика · Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти девочек
· Чувствительны к интонации, форме оценки, её публичности. Нравится, когда ими восхищаются в присутствии других людей, родителей · Значимо указание на то, что он добился результата (научился здороваться, чистить зубы). Тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности и, получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях
· Играют в тихие игры на семейно-бытовые темы · Любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон

· Любят шумные игры

· Превосходят в вербальных способностях · Сильнее в визуально-пространственных способностях
· Развито слуховое восприятие · Развито зрительное восприятие
· Более внушаемы · Самооценка более устойчива
· Лучше справляются с простыми. Рутинными задачами · Выше математические способности
· Большое влияние наследственности · Большое влияние социальной среды
· Эмоциональны, обидчивы, самолюбивы · Эмоциональны, как девочки, но стремятся скрыть свои эмоции
· Опираясь на ближайшее зрение, девочки раскладывают перед собой свои богатства, им достаточно маленького пространства В играх проявляют инстинкт материнства · Опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.)
· В рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы · В рисунках темные цвета, рисуют глаголы
· Самостоятельны в проявлении навыков самообслуживания · Проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании
· Интересен человек и его внутренний мир · Предпочитают точные науки, интересуют вопросы, выходящие за рамки окружающей действительности
· Девочки в играх объединятся в небольшие группы. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, разговоры доверительные · Игровые объединения большие
· Хорошо адаптируются в новой обстановке · Хуже адаптируются в новой обстановке, в школе
· Более приемлема взаимозависимость. Они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. · Стремятся к независимости. Проявляют свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, от матери
· Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательная проработка деталей на высоком уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение · Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность.
· После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности · Пик работоспособности приходится на конец занятия

Проанализировав эти отличия, я разработала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволит избежать многих ошибок в воспитании детей.

Таблица 2

Алгоритм взаимодействия воспитателя с детьми с учетом гендерных особенностей

Гендерные особенности детей Способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми
Девочки
· Быстро схватывают новую информацию, но плохо соотносят с имеющимися знаниями · Материал выдавать медленно и размеренно, повторение типовых заданий
· Развито слуховое восприятие · Подбирать приемы с ориентацией на слуховой канал восприятия, наглядность не важна
· Чувствительны к интонации, к эмоциональным реакциям педагога, нравится, когда ими восхищаются · Речь педагога эмоционально окрашена, похвалить в присутствии других людей, родителей
· Выполняют задания лучше в смешанной по полу группе · Предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, труд
· Игры рассчитаны на ближнее зрение, любят играть мелкими предметами · Сделать мини-уголки для игр, обсудить расстановку мебели в кукольном уголке
· Первыми отвечают на вопрос педагога, стараются, чтобы ответ был полным, смотрят в глаза педагога в ожидании эмоциональной оценки. · Смотреть девочке в глаза, дать оценку эмоционально окрашенную (молодец, умница и т. д.)
· Мелкая моторика развита лучше · Предлагать игры с мелкими предметами, рисование
· Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят на педагога · Предлагать в начале занятия более сложные задания
· Лучше выполняют шаблонную работу, типовые задачи. · Максимальные требования к аккуратности, тщательности, минимальные — к поиску и новаторству.
Мальчики
· Лучше выполняют работу в одиночку · Предлагать индивидуальные задания
· Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени · Можно ставить временные рамки для выполнения задания
· Лучше развито зрительное восприятие, плохо воспринимают объяснение на слух · Подбирать приемы с ориентацией на визуальный канал восприятия
· Мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса. Пик напряжения в первые минуты, затем отключает слуховой канал и информация не доходит до его сознания · Говорить спокойно, нельзя долго ругать, нагнетая эмоции
· Любят осваивать все пространство, игры рассчитаны на дальнее зрение · Предоставить пространство для игр, игровое оборудование для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости
· Каждый хочет быть лидером · Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем
· Когда педагог спрашивает о чем-то, то не спешат с ответом, тщательно его обдумывают, в глаза не смотрят, могут ходить по группе · Не торопить с ответом, не требовать дословного пересказа, чтобы мальчик смотрел в глаза.
· Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года · Испытывает трудности в изодеятельности, самообслуживании
· Эмоциональны, как девочки, но скрывают свои эмоции · Позволить проявлять свои эмоции, свои чувства, не сдерживать (Мальчики не плачут)
· Важна оценка действий · Хвалить за какое-то дело (молодец, ты научился завязывать шнурки и т. д.)
· Пик работоспособности в конце занятия, долго раскачиваются, на педагога не смотрят · В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением, поискового характера.
· Лучше выполняют поисковую деятельность, могут предложить нестандартное решение, требования к качеству, тщательности, аккуратности её исполнения невелики · Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то. Не давать готовых ответов

Учет гендерных особенностей детей позволяет мне создать положительный психологический климат во взаимодействии в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Мальчики становятся более гармоничными, развивается их эмоциональная сфера. У детей сглаживаются проявления кризиса трех лет, развиваются умственные способности, социальные навыки.

Проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям:

— Особенности гендерного воспитания на разных этапах дошкольного детства.

— Особенности гендерного воспитания детей в разных видах деятельности.

Мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.

Литература:

1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.

2. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 224 с.

3. Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.

4. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста// Детский сад от А до Я № 1 2006.

5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников //Дошкольное воспитание. — № 6 2009.

6. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников//Детский сад от А до Я. — № 1 2006.

7. Татаринцева, Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент //Дошкольное воспитание.- № 4 2008.

8. Чекалина, А. А. Что такое гендер? //Детский сад от А до Я. — № 1 2006.

9. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

Рекомендации родителям по воспитанию дочерей

Вот какие советы дают специалисты по данному вопросу:

  1. В первую очередь, для дочери важны доверительные отношения с матерью. Но и отец играет тут не последнюю роль. Если ребенок с раннего возраста видит теплые отношения между родителями и бережное отношение друг к другу, у него сформируется правильное представление о семье.
  2. Уделяя время дочери, отец должен демонстрировать разницу поведения в гендерном плане. Видя заботу и благожелательность, она начнет осознавать, что достойна любви мужчины.
  3. Позитивная самооценка складывается в том случае, если родители видят в дочери личность уже с раннего дошкольного возраста.
  4. С мамой у девочек особенная связь. Они могут делиться своими маленькими секретами, и именно мать должна учить дочь навыкам домашней работы, приготовления пищи и т.д.

Тревожная мать: какой вред детям она наносит?

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин [5,45].

Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в дошкольных учреждениях составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Поэтому, в детских садах и далее в школе осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и маскулинной (мужественной) девочки. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса, определенные ФГОС, предлагают иной взгляд на содержание нравственного воспитания дошкольников, включая, помимо формирования семейной и гражданской принадлежности и вопросы гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Гендерный подход в воспитании предусматривает не только объяснение детям разницы между представителями обоих полов и соответствующие правила поведения. Так, мероприятия по гендерному воспитанию включают и формирование у детей чувства толерантности друг к другу [1,20].

Поэтому роль воспитателя значительна и главной задачей является: преодоление формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола.

Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, необходимо воспитывать в нем эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, ответственность, рыцарское отношение к представительницам женского пола, и, в первую очередь, желание и способность защищать [3,14].

Чтобы из девочки получилась хорошая хозяйка и любящая мама, нужно уделять внимание воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов [3,15].

Работая над проблемой гендерной социализации дошкольников в условиях детского сада, ставятся следующие цели:

1. Формировать гендерную идентичность у мальчиков и девочек посредством создания предметной социокультурной среды.

2. Разрабатывать и внедрять игровой комплекс с учетом гендерных особенностей для развития детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

3. Осуществлять педагогическое просвещение родителей, привлекать их к созданию условий для воспитания и развития ребенка в соответствии с половой принадлежностью.

В группах необходимо создавать специальные функциональные центры (зоны): центр речевого развития, игротека (центр интеллектуальных и математических игр), центр экспериментирования, центр ручного труда, центр искусств, центр для режиссерских и ролевых игр учитывающие интересы девочек и мальчиков. Организация пространства жизнедеятельности детей предполагает соблюдение зонирования группового помещения, позволяющего заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Центр речевого развития может быть представлен дидактическими играми, наборами картин, картинок, способствующими развитию речи мальчиков и девочек. Словарный запас у мальчиков достаточно широкий, но в активном словаре превалируют глаголы, междометия, то есть слова, передающие действия, поэтому мальчикам подбираются сюжетные картинки о военных действиях, спасательных операциях, подвигах, спортивных соревнованиях, играх мальчиков. Речь девочек более эмоциональна, они склонны к предметно-оценочной речи, в которой преобладают существительные, прилагательные, отрицания, утверждения. Наборы сюжетных картинок и дидактических игр для девочек подбираются о природе, играх девочек, о нравственных действиях людей.

Литературно-театральный центр разделить на библиотечку для девочек и для мальчиков, также в центре представить книги, театры, интересные обоим полам.

Центр экспериментирования наполнить разнообразным материалом для исследований, не только в природе, но и с предметами неживой природы. Сюда чаще «заглядывают» мальчики, исследователи и экспериментаторы по своей природе. Девочек больше привлекают комнатные цветы, уход за ними, сбор гербариев, семян для зоны коллекции.

по видам искусств, но для самостоятельной продуктивной деятельности можно подобрать раскраски для девочек и для мальчиков. Мальчики чаще рисуют технику, военные действия, большие дома, улицы, их рисунки наполнены действием, движением, поэтому подбираются соответствующие шаблоны и трафареты. Девочки чаще рисуют людей, принцесс, себя, прорисовывают мелкие детали, глазки, ротик и т. д. Цветовая гамма ярче, наборы цветных карандашей, мелков, красок имеют большее разнообразие оттенков.

Центр ручного труда разделить на мастерскую для мальчиков и центр рукоделия для девочек. На основании этих центров организовать кружки отдельно для мальчиков (например, рекомендации Т. Н. Дороновой) «Самоделкин» и для девочек «Волшебная игла»).

Центр творческих игр — наиболее важная часть предметно-развивающей среды, направленная на формирование полоролевых представлений и предпочтений детей, дающая возможность свободно взаимодействовать ребенку со сверстниками [6,68].

В соответствии с поставленными задачами необходимо принципиально изменить подход к организации игровых зон для девочек и мальчиков.

Помещение группы можно разделить на два «царства» с помощью коврового покрытия. Так как все педагоги знают, что особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделить особое внимание.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), расположить в группе по обоюдной договоренности.

В каждой игровой зоне разместить коробки с атрибутами для самостоятельной организации сюжетно-ролевых игр (у мальчиков — «Военные», «Моряки», «МЧС», «Водители» и т. д., у девочек — «Больница», «Магазин», «Ателье», «Салон красоты» и т. д.)

С мальчиками обсудить расположение крупного деревянного конструктора и игрушечного «автопарка». При этом у каждого мальчика должен быть свой персональный набор, за состояние которого ребенок несет личную ответственность.По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

С девочками также можно обсудить расстановку мебели в игровом уголке и договориться с ними о том, где в игровом уголке они будут хранить кукольные постельные принадлежности, одежду, посуду и т. п.

Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. Например, в зоне девочек находится коробка с инструментами, и при игре в «Семью» мальчики могут использовать инструменты в роли папы. В зоне мальчиков расположен чемодан доктора, где девочки могут оказать «медицинскую помощь» мальчикам при необходимости, в соответствии с сюжетом игры [3,16].

Совместные сюжетно-ролевые игры способствуют обучению социальным ролям девочек и мальчиков и умению взаимодействовать друг с другом. Это такие игры как «Спасатели», «Салон сотовой связи», «Космическое путешествие», «Автостоянка» и другие. Привычные для всех игры пополняются новой атрибутикой для мальчиков и для девочек

Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.

Предметная среда на каждом возрастном этапе отличается определенным набором игр и игрушек, отвечающим особенностям полоролевого развития мальчиков и девочек.

Можно выделить несколько основных тенденций в подборе игрушек при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту:

— постепенный переход от более крупных игрушек к мелким;

— от простых кукол и пластмассовых машинок к более реалистичным игрушкам, игрушкам-копиям.

В младших группах происходит процесс первичной половой идентификации и он ассоциируется с одеждой, прической. Дидактические игры, а также сюжетные игры знакомят детей с женской и мужской одеждой. К игре «Оденем Катю на прогулку» добавляется игра «Оденем Сашу на прогулку». К сюжетной игре «Уложим Таню спать» добавляется «Уложим Мишу спать» и так далее. Рядом с куклой-девочкой одетой по сезону в приемной появляется кукла — мальчик [3,23].

В среднем возрасте дети объединяются в небольшие группы для совместных игр, чаще всего это группы мальчик-мальчик или девочка-девочка. Увеличивается потребность в отдельных уголках, оборудованных соответствующим игровым материалом. Чаще «девчоночьих» игрушек бывает достаточно, а для мальчиков игрушки дополняются. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится менее зависимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность [3,25].

При внесении изменений в игровом пространстве стремиться вызвать у детей расположение и симпатию к новинкам, желание участвовать в обустройстве группы. Так, например, оборудовав для мальчиков «уголок динозавров», предложить им соорудить постройки из строительного материала и фантастические деревья из природного или бросового материала [3,26].

В старшем возрасте мальчики и девочки объединяются для совместных игр, выполняя мужские и женские роли. К привычному набору игрушек добавляются куклы-мальчики (от младенцев до мужчин).

В уголках девочек появляются игрушечные дома с мебелью, одеждой для женщин (куклы Барби и домик для куклы Барби).

Уголок ряжения, который был только в младших группах, в старшем возрасте имеет другое содержание: девочки наряжаются, учатся конструировать наряды, проявляя творчество и фантазию. Для мальчиков подобрать соответствующие костюмы рыцарей, пажей, принцев, богатырей [4,43].

Важной задачей, при оформлении группового помещения с учетом гендерных особенностей детей, являлось оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она — девочка, а он — мальчик. Для этого использовать простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка [2,45].

В изготовлении маркеров гендерных различий могут принять участие, как воспитатели, так и родители. Но при этом основным требованием является индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.

Шкафчики в приемной обозначить картинками для девочек (бантики, куклы-девочки, цветочки) и для мальчиков (машинки, самолетики, звездочки) с соответствующим цветовым решением. На стульчиках соответствующие маркеры (ростовое обозначение в красном цветочке или в синем кружке).

Для осуществления двигательной активности и занятий физическими упражнениями мальчиков и девочек подбирается спортивное оборудование в соответствии с требованиями СанПиН, но содержательная сторона двигательной активности также имеет свою специфику в зависимости от пола: у мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, связанные с особенностями физического развития мальчиков и девочек. Поэтому, организуя игры, самостоятельную активность подбираются атрибуты: для мальчиков это метание в цель, игры в городки, футбол, девочки успешно справляются с обручем, любят прыжки через скакалку, спокойные игры с мячом [5,34].

Эстетика оформления группового помещения должна отвечать эстетическому воспитанию дошкольников и иметь гендерную направленность. Условия приблизить к домашним, в интерьер внести элементы, украшающие как мужское, так и женское жилье (картины, гравюры, произведения народного творчества, выставки авторских работ девочек и мальчиков, мам и пап и другое). В приемной комнате сделать уголки, где девочки и мальчики могут привести себя и свою одежду в порядок. В спальне кроватки девочек застелить розовыми покрывалами, а мальчиков — голубыми. Спальню следует разделить на две части: одна для девочек, другая для мальчиков. Туалетные комнаты обозначить в виде смешной девчонки и веселого мальчишки.

Общий дизайн помещения обеспечивает эмоциональное благополучие детей и взрослого. Обстановка максимально приближена к домашней, вселяющей чувство защищенности и уверенности в себе [4,56].

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому мальчику и каждой девочке найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, освоить правила мужского и женского поведения.

Различные формы педагогического просвещения пап и мам приносят определенные плоды. Главный итог работы — каждый взрослый должен получить исчерпывающие ответы на вопросы «Как воспитывать сына? Дочь? Какую предметную среду для ребенка создать дома? Как правильно выбрать игрушку ребенку?»

Литература:

1. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира.- Москва, 1998.

3. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. № 6

4. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. № 5

5. Панфилова М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.

6. Шелухина И. П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.

Статья:

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить, именно с учётом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»

«ПОЛ» — это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

«ГЕНДЕР» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

— семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка;

— семья влияет на формирование психологического пола ребёнка;

— семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника;

— семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);

— в семье происходит формирование ценностных ориентаций;

— семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

СЕМЬЯ – место, в котором у ребёнка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.

На модель поведения ребёнка и его последующий жизненный сценарий серьёзное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.

Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.

Под влиянием родителей у ребёнка формируется определённая модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

РОЛЬ СЕМЬИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

МАТЬ: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких). Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Даёт готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.

ОТЕЦ: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребёнка. Отец — ролевая модель для ребёнка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы. Является образцом для поведения сына.

ПРИЗНАКИ НЕСФОРИМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

— предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

— стремление быть с взрослым противоположного пола, подражать его поведению;

— активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

— рассказы ребёнка, в которых он выступает, как представитель другого пола;

— стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:

— отношения родителей к ребёнку;

— характера родительских установок;

— привязанности матери к ребёнку;

— привязанности ребёнка к матери;

— роли отца в воспитании ребёнка.

Несомненно, для развития личности ребёнка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя!

РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

ДЕВОЧКИ:

— играют в ограниченном пространстве;

— мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами;

— быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие);

— ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения;

— готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. ​

МАЛЬЧИКИ:

— используют всё пространство;

— мышление обобщённое, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами;

— быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции);

— ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой;

— кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕВОЧКЕ

Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путём повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценён другими людьми.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль «мамы».

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.

Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам ещё придёте?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Девочки чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты — украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определённую цель.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОЧЕРЕЙ

Для того, чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Задача родителей — проявить по отношению к девочке больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать её к деятельности.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола. Но делать это, он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты». Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О МАЛЬЧИКЕ

Мальчики способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестёр.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает её в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях, чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик чаще смотрит в сторону, чем на педагога и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Они легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают её положительно, быстро находя себе занятие.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЫНОВЕЙ

— папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать спокойно, не повышая тона);

— мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок;

— нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными);

— мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину;

— мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

— обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

— учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия;

— использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью;

— обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика;

— мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.;

— мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».

Подготовила Щеколодкова Н.А. г. Симферополь 2021г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 27 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

  1. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  2. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  3. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  4. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихо заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше.
  5. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато, когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  6. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  7. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
  8. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости.
  9. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
  10. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях (т. е. способность к разговорной, связанной речи), а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях (способность к зрительным образам).
  11. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
  12. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами.
  13. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – окружающая среда.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

  1. Семья.
  2. Педагогический коллектив детского сада.
  3. Окружение ребенка.

Рекомендации родителям

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом. Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать

крепкую и счастливую семью. Никогда не надо забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Надо помнить, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

2. Советы педагогам

— Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек — крупную (игры с мячом).

— Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

— Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

— Используйте чаще разные головоломки для девочек.

— Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

— Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

— Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность.

— Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия, фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

3. Организация предметно-развивающей среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно-ролевых играх мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, кораблик, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]