Семинар-практикум по теме: «Сотрудничество образовательной организации с семьями воспитанников»
Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.
Работа с родителями — это процесс общения разных людей.
- Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель».
1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.
2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа.
Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т.п.).
Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего проходит обсуждение:
- Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт?
- Были ли в вашей практике такие родители?
- Что вы чувствовали при создании положительного портрета?
- есть ли в ваших группах такие родители?
— Давайте сравним записанные отрицательные и положительные качества. Для этого стикеры прикрепим в два столбика. (можно отметить положительный настрой в восприятии вами родителей).
— Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны?
Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к «трудным».
— Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в таких семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию).
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать свое особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.
Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлечение таких родителей к наблюдению за детьми.
Для более продуктивного сотрудничества и разработки актуальных индивидуальных рекомендаций следует изучить семьи детей, ознакомиться с их укладом, традициями, приоритетами и возможностями. Совместная работа с родителями позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.
Основными условиями для такого сотрудничества и, следовательно, создания благоприятных взаимоотношений между родителями и педагогами должны выступать взаимная заинтересованность обеих сторон в реализации конкретных педагогических целей, открытость и взаимное доверие, взаимопомощь, совместные усилия в решении воспитательных проблем.
Основная задача сотрудничества ДОО и семьи должна заключаться не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных родителей», а именно в оказании им психолого-педагогической помощи.
Для конструктивного взаимодействия с родителями необходимо помнить о правилах общения с ними, которые нужно соблюдать воспитателю.
Раздача памяток
«Рекомендации по взаимодействию воспитателей с родителями»
- Упражнение «Искусство общения»
Задание:
Подготовить короткий комментарий к тезисам.
Инструкция: Перед каждым участником игры лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.
Тезисы.
- Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
- Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
- Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
- Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.
- Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
- В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
- Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
- Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные методы и формы взаимодействия.
Итоги анкетирования «Организация сотрудничества с родителями»
Анкетирование позволило выявить три группы трудностей.
Для поиска путей преодоления профессионально-личностных трудностей мы разбились на три творческие группы и работали над проблемами:
а) «Преодоление отсутствия информированности педагогов и родителей о воспитании в семье и образовательной организации»
б) «Отбор целесообразного содержания и форм работы с семьями воспитанников»
в) «Повышение коммуникативного уровня педагогов»
Каждой группе необходимо было продумать и обсудить работу по преодолению конкретной проблемы. Давайте послушаем, что же у нас получилось.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения воспитателя с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.
— Давайте вспомним и назовем традиционные формы взаимодействия с родителями.
(проецируются на экране)
Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
- информационно просветительские (информационно-наглядные или наглядно-информационные:
- материалы на стендах,
- папки-передвижки,
- рекомендации,
- выставки детских работ,
- фотовыставки,
- записи на магнитофон бесед с детьми,
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД;
- индивидуальные
:
- педагогическая беседа,
- консультации,
- «заочные» консультации (готовится ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос);
- коллективные:
- родительские собрания,
- конференции,
- круглые столы,
- тематические консультации
Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение воспитателей и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Изменилась и классификация традиционных форм.
Давайте рассмотрим на достаточно традиционные формы работы ДОУ с семьей и семьи с ДОУ под углом компетентностного подхода и постараемся определить потенциал этих форм для реализации его целевых установок.
Работа с таблицами:
«Формы работы с семьей внутри детского сада»
«Формы работы с семьей за пределами детского сада»
Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности педагогов в работе с родителями.
В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность – это способность действовать в ситуации неопределенности.
(проецируется на экране)
За основу определения потенциала возьмем основные установки компетентностного подхода, которые можно выразить в виде формулы: активность + осознанность + самостоятельность.
Посмотрите таблицу: левые части таблицы содержат согласуемые с принципами компететностного подхода позиции (или моменты, которые можно усилить в контексте этих позиций), а правые – традиционный смысл форм работы ДОУ с семьей.
Ознакомьтесь с ними самостоятельно.
Не менее важными для реализации компетентностного подхода в работе с родителями выступают и информационные средства. Основное отличие их содержания и использования от традиционных связано с помещением информации проблемного характера, сведений, требующих поиска уточняющей или расширяющей информации, адресной информации (для конкретной семьи.).
Работа с таблицей «Традиционный и компетентностный подходы в информационной работе ДОУ с семьей»
К традиционным средствам наглядной педагогической пропаганды относятся также разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть пригрупповой стенд («уголок для родителей»).
Вашему вниманию предлагаю «Разделы для родителей при оформлении приемной»
(раздача памяток).
- Домашнее задание: назовите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике.
(опыт педагогов)
Кроме вышеперечисленных, в настоящее время особой популярностью как у воспитателей, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителям.
Нетрадиционные формы взаимодействия также можно разделить на несколько групп.
Задание:
вам нужно дать названия данным группам, вспомнить и вписать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
(выполнение задания)
Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В новых формах взаимодействия реализуется принцип партнерства, диалога, позволяющий заранее спланировать противоречивые точки зрения во вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.).
Положительная сторона подобных форм – участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
В последнее время все большую популярность при взаимодействии с семьей приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы: семейные клубы, родительские всеобучи, тренинги. Поэтому важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, развитии детей.
Аукцион педагогических идей
Задание: представьте нашему вниманию самую интересную и продуктивную на ваш взгляд одну из форм работы с родителями.
- презентация семьи
(члены семьи делятся рецептами любимых кулинарных блюд, спортивными достижениями, рассказывают о семейных увлечениях)
- выпуск брошюры «Детский сад в вопросах и ответах»
, на страницах которой ответы на часто задаваемые вопросы о воспитании, развитии, здоровье детей
- работа над видеоальманахом «Интересно мы живем», где отражены интересные моменты из жизни детей в саду, которые родителям обычно не доступны
- интернет-содействие
(видеозаписи основных моментов жизнедеятельности детей – родители имеют возможность брать эти ролики домой для просмотра)
- «Школа молодых родителей»
- творческая лаборатория
- «Школа заботливого родителя»
как форма организации продуктивного взаимодействия ДОУ и семьи
- родительские клубы
- периодическое издание «Дошкольное образование»
- организация семейного клуба в детском саду
- бесплатный консультативный пункт
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические
(хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи),
досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Они представлены в таблице
Нетрадиционные формы организации
общения педагогов и родителей
автор: Т.В. Кротова
С какой целью используется
эта форма
Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
- проведение социологических срезов, опросов,
- «Почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
- совместные досуги, праздники
- участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
- семинары-практикумы
- педагогический брифинг
- педагогическая гостиная
- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
- устные педагогические журналы
- игры с педагогическим содержанием
- педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.
Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
- информационные проспекты для родителей
- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности
- выпуск газет
- организация мини-библиотек
Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
(работа с карточками)
Основной задачей информационно-аналитических форм
организации общения с родителями являются сбор, обработка использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы
организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, — организация педагогами разнообразных конкурсов.
Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы
организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решать наиболее важные вопросы воспитания детей.
Наглядно-информационные формы
организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы
условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них –
информационно-ознакомительной
– является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
Задачи другой группы – информационно-просветительской
– близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не увидишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Родители же, в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Например, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важно другое – они начинают с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги же в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.
Классификация методов взаимодействия
Кроме традиционных методов взаимодействия, включающих методы активизации родителей, организации общения и рефлексии, сегодня активно разрабатываются и интерактивные (направленные на эффективное общение, т.е. вовлечь субъектов в активную деятельность получения и переработки информации).
К ним следует отнести (по Н.А. Виноградовой):
- метод «модерации»
— позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных предложений, нацеленных на решение проблемы;
- метод «кейсов»
— анализ ситуаций, непосредственное обсуждение субъектами процесса деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики;
- метод презентации
с использованием различных вспомогательных средств: интерактивных досок, книг. видео, слайдов, флип-чартов, постеров, компьютеров и т.п.;
- мозговая атака, мозговой штурм
(метод «дельфи») – принимается любой ответ участников на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а учитывать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги;
- ролевая игра –
разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Таким образом, эффективность использования методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком с целью его рефлексии и обогащения (по В.А. Зебзеевой).
Применение разнообразных методов и форм работы с семьями должно превращать сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольника.
В будущем планирование работы детского сада с семьей будет скорректировано и дополнено новыми формами, которые помогут установить контакт педагога с родителями, заинтересовать их вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребёнка в семье.
При разнообразии форм работы с родителями все-таки возникает непонимание между родителями и педагогами.
- Задание:
назовите причины непонимания между родителями и педагогами(по мнению педагогов ДОУ)
и
(по мнению родителей воспитанников ДОУ)
Причины непонимания между родителями и педагогами по мнению педагогов ДОУ:
- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть его недостатки;
- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
- низкий культурный и педагогический уровень родителей.
Причины непонимания между родителями и педагогами по мнению родителей воспитанников ДОУ:
- невнимание к детям со стороны воспитателя;
- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду);
- только поучают: так надо и так;
- много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
- мало практической информации.
Выводы.
Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется, — для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты.
Педагоги искренне полагают, что их миссии – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и
Результаты анкетирования родителей
— Зачитаю несколько абзацев из статьи «Карусель непонимания» О. Лопатина, М. Медведева (Детский сад от А до Я №4/2004)
«Сложность и трудность преодоления карусели непонимания между родителями и педагогами связаны еще и с необходимостью непрерывного поиска новых форм работы ДОУ с семьей. К нам каждый год приходят новые родители, дети, каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Отсутствие творчества, стереотипы в работе вызывают у педагогов психологическую усталость, нежелание видеть и воспринимать по-новому детей и родителей, а главное, себя в процессе взаимодействия с ними».
В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители
, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Я задала родителям нашего детского сада вопрос: «Кто ответствен за воспитание его ребенка: семья, детский сад и семья, детский сад?».
Результаты опроса оказались следующими:
- Семья — %
- Семья и ДОУ — %
- ДОУ — %
Создание новой модели взаимодействия ДОУ И СЕМЬИ.
Для этого нужно организовать успешную деятельность, так как личность вырастает лишь в успешной деятельности. Нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
— Обратите внимание на экран. Схема показывает особенности взаимоотношений ребенка с воспитателями и родителями. Она демонстрирует ценностные основания дошкольного образования и семейного воспитания, связанные с детоцентирированной педагогикой и позицией ребенка как высшей ценности семьи и образования. Удовлетворение потребностей ребенка, учет его возможностей и реализация интересов – основные слагаемые успешного взаимодействия воспитателей и родителей с детьми.
— Детский сад и семья в идеале должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Для этого нужен ряд специфических условий:
- Задание 2:
попробуйте сформулировать их.
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- учет специфики каждой семьи: индивидуальности каждой семьи (возраста, образования, численности, образа жизни, материального и педагогического уровня);
- дифференцированный подход к родителям;
- использование разнообразных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- целенаправленность, системность, плановость работы с семьями;
- соблюдение педагогического такта.
Мы постоянно повторяем слово «взаимодействие», но что оно означает?
Обратимся к словарю С. Ожегова: «Взаимодействие: 1 – взаимная связь явлений; 2 – взаимная поддержка».
Таким образом, для взаимодействия ДОУ и семьи нужно пересмотреть свои роли, свою позицию педагога.
- Задание.
Определим роли педагога и родителя.
Роль педагога
Роль родителя
— учу, развиваю
— Спонсор
— Просит педагога обучить, воспитать
Инновационный проект «Сотрудничество ДОУ и семьи»проект (подготовительная группа) на тему
Инновационного проект
«Сотрудничество ДОУ и семьи»
Актуальность проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие — предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием — его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДО и семьи.
Модель социального партнерства ДО и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДО становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДО формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.
Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ГБОУ Школа № 851
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
— администрация ДО – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;
— педагоги и специалисты ДО – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
— родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, педагогической гостиной «Развиваем речь играя», обмениваются опытом семейного воспитания;
— дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
— создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
— установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДО;
— приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
— повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДО по вопросам взаимодействия с семьей;
— повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;
— пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;
— организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДО, как полноправных участников образовательного процесса;
— пополнить ресурсную базу ДО.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДО и семьи будет способствовать:
— повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
— формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе ДО;
— установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
— открытости и доступности деятельности ДО для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности ГБОУ Школа № 851 по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях муниципалитета.
Срок реализация проекта: с января 2021 г. по декабрь 2021 г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный; срок реализации – январь 2021 г.
Цель — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации — февраль 2021 г. – октябрь 2016 г.
Цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – декабрь 2021 г.
Цель – подведение итогов социального партнерства ДО и семьи.
Риски:
— трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДО, особенно из проблемных семей.
— участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Критерии эффективности:
— рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
— согласованность действий педагогов и родителей;
— соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
— заинтересованность родителей;
— положительное общественное мнение родителей о работе ДО.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: январь 2021 г.
Мероприятия | Задачи |
1. Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» | — адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка. — изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом. |
2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий. | — установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия |
3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий. | — формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта |
4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д. | — формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта |
5. Совещание при методисте с членами творческой группы ДО на тему «Сотрудничество ДОУ и семьи. Роль родителей в рамках реализации проекта». | — анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов — определение основных направлений деятельности по реализации проекта; — организация творческой группы; — определение тем для встреч с родителями вторых младших и средних групп в рамках работы педагогической гостиной «Развиваем речь играя». — разработка плана внедрения проекта. — выработка единой системной и последовательной работы по реализации проекта. |
6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта. | — издание распоряжения методиста о реализации проекта, — подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной |
2 этап – основной. Срок реализации: февраль 2021 г. – октябрь 2016 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
Сотрудничество с родителями по управлению проектом | ||
Заседание Родительского комитета | Ознакомление членов Родительского комитета с планом реализации проекта «Сотрудничество ДО и семьи». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта. | февраль |
Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании». | Ознакомление родителей ДО с нововведениями в правовом регулировании в системе образования. | март |
Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДО. | Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе. | В течение года |
Координационное совещание администрации ДО, творческой группу педагогов и родителей. | Промежуточное координирование деятельности участников проекта. | апрель |
Работа педагогической гостиной «Развиваем речь играя» | ||
Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп | Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной «Развиваем речь играя». | февраль |
Встреча на тему «Речь на кончиках пальцев» | Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ. Предоставление памяток для родителей по темам встреч. | март |
Встреча на тему «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика» с приглашением логопеда | апрель | |
Встреча на тему «Дидактические игры для развития речи» | май | |
Оформление газеты «Ручеек» | Информатизация о ходе и результатах совместных встреч. | В течение года |
Создание тематических памяток для родителей. | Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам. | В течение реализации проекта |
День открытых дверей. | Приглашение родителей на занятия по развитию речи. | Май |
Посещение мест воинской славы. Участие в автопробеге, посвященном Дню Победы. | Патриотическое воспитание дошкольников. | Май |
Проведение тематических занятий с участием родителей. | Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДО программе. | По плану воспитателей |
Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др. | Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДО. | В течение реализации проекта |
Создание и регулярное обновление информационной рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» на сайте ДО | В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи. | В течение реализации проекта |
Составление картотек — «Педагогическая копилка: родители для педагогов», — «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» | Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства | В течение реализации проекта |
3 этап – заключительный. Срок реализации: декабрь 2021 г.
Мероприятия | Содержание | Срок |
1. Совещание при методисте с членами творческой группы. 2. Заседание Родительского комитета | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными | ноябрь |
Семинар | Представление результатов реализации проекта. | декабрь |
Общее родительское собрание. | Итоги сотрудничества ДО и семьи в рамках реализации проекта. | декабрь |
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете. | Определение перспектив деятельности ДО в рамках сотрудничества с родителями. | декабрь |
Создание папки по итогам реализации проекта. | Обобщение опыта работы. | декабрь |
Статья:
Академик Д. С. Лихачёв когда-то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитать любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, во многих современных семьях воспитанию детей уделяется слишком мало внимания.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.
В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: консультации, выставки, родительские собрания, реже всего конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В подобного рода мероприятиях родители не принимают активного участия. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников, поскольку использование разнообразных форм работы с родителями воспитанников помогает родителям стать активными участниками образовательного процесса, из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными помощниками воспитателя.
Для того чтобы родители заинтересовались жизнью детского сада, стали активными участниками образовательно процесса, целесообразно использовать одну из уникальных и эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей – проектную деятельность. Это уникальное средство обеспечивает не только сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимопомощь педагогов и родителей. Является средством интеграции ДОУ и семьи.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
В детском саду проекты могут быть только детско — взрослыми. В таких проектах принимают участие дети, родители, воспитатели, и специалисты ДОУ. Данная форма интересна тем, что совместный сбор и изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческий потенциал детей, привлекают к участию родителей.
В процессе осуществления проекта между родителями и детьми происходит взаимодействие, творческое сотрудничество. Атмосфера веселья и игры позволяет сбросить оковы самоконтроля и показать себя с лучшей стороны. Лучше узнавая своих близких, дети и родители становятся ближе друг к другу, что, естественно, сказывается на результатах деятельности.
Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Единовременно исследованиями по данной теме занимались и отечественные педагоги-новаторы С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы изучали условия и способы внедрения, применения проектной деятельности в практику работы с детьми дошкольного возраста. В 2000 году началось активное применение проектной деятельности в отечественных дошкольных образовательных организациях. Педагоги считали, что проектная деятельность сможет обеспечить интенсивное развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении детей, установит связь теории с практикой.
Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В практике работы ДОУ чаще планируются и организуются исследовательские и творческие проекты.
Проектная деятельность направленна не только на развитие личности ребенка, но и на развитие его творческих и познавательных способностей, умение планировать и ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, осуществлять процесс познания необходимой информации, который должен подкрепиться реальным результатом работы. Н. Е. Веракса говорил: «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику».
Еще одна особенность данного метода заключается в том, что она носит адресный характер, как в процессе взаимодействия, так и в итоговом результате. Проектную деятельность можно представить как способ организации процесса обучения, основанного на взаимодействие педагога, воспитанника и его родителей, в поэтапной практически значимой деятельности. Ребенок получает знания и умения в процессе тщательного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических упражнений (проектов) и достигает поставленной цели совместно с педагогом и родителями.
В процессе проектной деятельности решаются различные задачи: образовательные, творческие, психологические, воспитательные, поскольку могут иметь разную тематику и содержание. Расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме, того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регулярные. Также развивается разнообразие игровой деятельности, формируется и укрепляется дружеская взаимосвязь детей, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственным мнением, но и установленными нормами. Таким образом, ребенок приобретает качества социально-компетентного человека.
Развиваются и совершенствуются детско — родительские отношения, с помощью совместного выполнения замысла. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Позиция родителей и воспитателей станет более гибкой. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники разных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Это связанно выполнением исследовательских и творческих проектов. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность приобрести новый опыт моделирования собственного родительского поведения, обогатить педагогический опыт, открыть неизведанные стороны личности собственного ребенка.
Проектная деятельность также оказывает огромное влияние на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет мировоззрение и исключает применение стандартных действий, требует личностного и творческого роста. В сложившийся ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Воспитатель проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, прогнозирует результат. Заинтересованность родителей в достижении поставленных целей служит реальной помощью педагогу. Взаимодействие и сотрудничество воспитывающих взрослых положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка.
С помощью проектной деятельности можно выйти на новый уровень взаимодействия с семьей воспитанников, изменить отношения в системе «дети – родители — педагог». Родители начнут видеть в воспитателях своих помощников по воспитанию и обучению, а детский сад станет для них партнером. Благодаря этому создается атмосфера взаимоуважения, понимание друг друга.
Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Внедрение проектной деятельности в практику ДОО позволит значительно увеличить самостоятельность и активность детей, развить их творческое и аналитическое мышление, умение находить интересующую информацию о предмете или явлении и пользоваться полученными знаниями в воспроизведении новых проектов. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать личностному развитию ребенка.
Взрослым в свою очередь, необходимо помочь ребенку обнаружить проблему или спровоцировать ее появление, пробудить интерес к ней и завлечь детей в совместный проект. Детско – родительские педагогические проекты будут способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогут в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов. Изменится отношение родителей, как к педагогу, так и к дошкольной образовательной организации в целом, что в свою очередь обеспечит качественные результаты педагогической деятельности.