Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.
Формы организации труда | ||
Поручение | Дежурство | Коллективный труд |
2.Трудовое воспитание детей в средней группе детского сада.
Самообслуживание.
Создавать условия для проявления самостоятельности, аккуратности, опрятности (дети должны одеваться и раздеваться с некоторой помощью взрослого).
Побуждать к устранению непорядка в одежде при небольшой помощи и самостоятельно.
Способствовать формированию привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Формировать умение правильно удерживать ложку, набирать необходимое количество пищи.
Побуждать к использованию салфетки во время еды и после приема пищи.
Хозяйственно – бытовой труд.
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, помогать накрывать стол к обеду, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Содействовать проявлению желание участвовать в посильном труде, умения преодолевать небольшие трудности.
Побуждать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Создавать условия для формирования положительного отношения к труду взрослых. Актуализировать знания детей о понятных им профессиях (дворник, помощник воспитателя, повар), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.
Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Труд в природе
Побуждать детей к участию в уходе за растениями в уголке природы и на участке: поливу комнатных растений и растений на грядках, посадке лука, посеву семян цветов.
Способствовать усвоению элементарных сведений о среде произрастания растений и правилах ухода за ними.
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор семян, уборка сухих растений цветника); в зимний период — к расчистке дорожек, сгребанию снега к корням деревьев и посыпанию скользких дорожек.
Приобщать детей к заготовке семян и подкормке зимующих птиц (с помощью взрослых).
Воспитание культурно-гигиенических навыков
•Обретение понимания необходимости привычки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
•Способствовать формированию умения пользоваться расческой, носовым платком.
•Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
•Создавать условия для формирования навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), салфеткой, полоскать рот после еды.
Цели и задачи
Согласно ФГОС, главная цель – формировать у малышей устойчивое позитивное оценивание процесса и результата труда. Это предполагает решать в ходе воспитания задачи, которые Куцакова Л.В систематизировала в своей работе:
- формировать предпосылки трудовой деятельности;
- формировать уважение к работе окружающих;
- формирование и развитие личности ребенка.
Реализуя поставленную цель и данные задачи, Л.В. Куцакова параллельно решает дидактические и воспитательные проблемы: воспитывает гуманные чувства, развивает эстетический вкус, творческую активность, выявляет способности малышей. У детей вырабатывается бережное и экономное отношение к окружающему миру.
Сотрудничество с семьей
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог ни реализовывал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребенка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье. На родительских собраниях важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома.
Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: подготовка раздаточного или счетного материала, субботники и трудовые вахты по облагораживанию территории детского сада, подготовка материалов и презентаций о профессиях членов семьи, создание элементов костюмов для праздников и т.п. Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.
Интересной формой поощрения могут быть выставки, фото- и видеоотчеты о семейных трудовых делах. Дети могут готовить ролевые игры или рассказы «Как я помогал на даче», «Как мы дома что-то делали» и т.п. Такие рассказы могут иллюстрироваться фотографиями из семейного альбома.
Работа в детских образовательных дошкольных учреждениях по рудовому воспитанию проводится согласно требованиям ФГОС. Однако педагоги самостоятельно встраивают систему и содержание воспитательной работы, выбирают оптимальные средства и методы реализации поставленных задач с учетом особенности возраста дошкольников, уровня развития, взаимоотношений в детском коллективе. Как отмечает Л.В. Куцакова, в трудовом воспитании неразрывно переплетены дидактические, эстетические и воспитательные задачи. Возрастные особенности детей дают возможность поэтапно подготовить ребят к школьному труду, используя средства игры, развивать физические природные данные, приобщать к нравственным нормам.
Основные формы реализации
Любимое времяпровождение детей – игры. Поэтому игровые методы весьма эффективны при формировании и выработке основных навыков различного труда. Метод игры дает возможность ненавязчиво организовывать деятельность ребят дошкольного возраста, вносит элементы состязания, превращает трудоемкие процессы в увлекательное дело. Ситуация игры незаметно для ребенка способствует воспитанию ответственности, самостоятельности, чувства долга, взаимопомощи, настойчивости. Дидактические трудовые игры выявляют личностные качества детей, дают возможность проявления лидерских задатков, организаторских способностей, коммуникативных качеств.
Особенности трудового воспитания в дошкольных учреждениях способствуют укреплению дружбы и сотрудничества детей, привлекают к общему делу, учат уважению и толерантности по отношению к товарищам.
Особенности игры позволяют в увлекательной и интересной форме решать поставленные задачи, реализовывать цель трудового развития и формирования детей младшего возраста.
Проведение занятия по трудовой деятельности в подготовительной группе
В подготовительной группе занятие длится 30 минут. Уроки образовательного направления «Трудовое воспитание» состоят из трёх этапов:
- вводная часть (ребята настраиваются на выполнение задания при помощи мотивационных приёмов) — до 5 минут,
- основная часть (собственно выполнение задания, а также физкультпауза) — до 20 минут,
- заключение (оценка работ педагогом и детьми) — до 5 минут.
Основная часть занятия направлена на непосредственное овладение детьми трудовыми навыками
Видео: вводный этап занятия аппликацией на тему «Весна» в подготовительной группе
Таблица: конспект занятия по трудовой деятельности «Профессии нашего детского сада» (фрагмент)
Автор | Дегтярёва И. В., воспитатель Д/с №30, г. Рыбинск, Ярославская обл. |
Вводный этап | Дети входят в группу, садятся на стулья полукругом. В.: Я сегодня шла в детский сад и заметила, что все куда-то торопятся. Как вы думаете, куда утром спешат люди? (Ответы детей). А большинство людей куда ходят? (На работу). Для чего люди ходят на работу? (Ответы детей). Ребята, скажите, где и кем работают ваши родители? (Ответы детей). Молодцы, вы хорошо уже знаете, где и кем работают ваши родители. Ребята, а как одним словом можно назвать и продавца, и повара, и администратора, и плотника? Что это такое? (Профессия). Ребята, профессий разных очень много, и в нашем детском саду тоже работают люди разных профессий. Послушайте мои загадки и отгадайте, о какой профессии идёт речь:
|
Основная часть | <,… В.: Ребята, а сейчас поиграем в игру «Кому нужен этот предмет?» (На столе лежат поварёшка, свисток, ноты, фонендоскоп, утюг, игрушечные грабли, кисти и лист бумаги, игрушечная швабра, указка, молоток) …>, <,… В.: Предлагаю вам сегодня стать дизайнерами. Кто такие дизайнеры? Вот и мы с вами сегодня будем делать и украшать подарки для наших педагогов и сотрудников. Выбирайте, кому из педагогов вы хотели бы сделать подарок, и рассаживайтесь на места. Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат фотографии сотрудников, которым вы будете делать подарки. Как вы думаете, какой подарок мы можем сделать с фотографией? (Фоторамку). Давайте вспомним, как надо делать цветы из салфеток…>, |
Заключительный этап | В.: Ребята, вам понравились поделки из салфеток? А что больше всего вам понравилось на занятии? Было для вас чего-то новое? Скажите, с какими трудностями вы столкнулись? (Ответы детей). Мы оставим наши подарки и вручим их на выпускном вечере. Всем спасибо! |
Цит. по: https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=38717 |
Таблица: конспект занятия по ручному труду (выполнение поделки) «Рыбки в аквариуме» (фрагмент)
Автор | Лебедева С. А., воспитатель МБДОУ Д/с №93 компенсирующего вида, г. Нижний Новгород. |
Вводный этап | Дети стоят около воспитателя. Звучит музыка (шум воды). Воспитатель загадывает загадки:
<,… В.: О ком эти загадки? (О рыбах). А как делятся рыбки по месту их проживания? (В воде: в море — морские, в реке — речные, в озере — озёрные, в аквариуме — аквариумные). Ребята из соседнего детского сада прислали нам в подарок аквариум, а в нём плавает всего одна рыбка. Давайте её рассмотрим (плавники, чешуя, хвост). Предлагаю вам сделать для неё друзей, чтобы ей не было скучно. Присаживайтесь…>, |
Основная часть | Дети садятся за столы. Напротив каждого ребёнка набор материалов, необходимых для изготовления рыбы. В.: Работать будем все вместе, коллективно. Эту работу мы будем выполнять из бумаги, картона и природного материала. Перед вами 2 заготовки рыбы: одна белая, а другая обработана пластилином. Начинаем работать с белой заготовкой. Делать рыбку начнём с верхнего плавника. Берём прямоугольник красного цвета, складываем гармошкой. Ножницами наискось срезаем его, разворачиваем, приклеиваем к рыбке…>, <,… Физкультминутка…>, <,… В.: Берём вторую заготовку, обработанную пластилином, и приклеиваем её на нижнюю. Приклеиваем на пластилин декоративный глазик. А теперь украсим рыбку. На пластилиновую основу прикрепим скорлупки от фисташек или арбузные семечки, кому что нравится. |
Заключительный этап | В.: Посмотрите, какие красивые рыбки у вас получились! Молодцы. А теперь давайте своих рыбок поместим в аквариум. Посмотрите, сколько друзей теперь у нашей рыбки! Какая рыбка вам больше всего понравилась? Почему? |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/23/konspekt-nod-po-prikladnomu-tvorchestvu-rybki-v |
Видео: занятие по трудовой деятельности «Кулинарная академия» в подготовительной группе
Трудовое воспитание в детском саду реализуется через систематическое введение в работу с ребятами разных видов трудовой деятельности. В подготовительной группе дети обобщают знания, умения и навыки, полученные ранее, а также проявляют большую самостоятельность не только творческого, но и организационного свойства (в выборе материалов, подготовке необходимых материалов для творчества) при занятиях ручным трудом. Всё это требует от педагога грамотного использования методических приёмов для мотивации и организации деятельности дошкольников.