Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования


Новые технологии в работе с родителями в аспекте реализации ФГОС дошкольного образования

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования».

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Одно из достоинств, программы «Детский сад – дом радости» (авт. Н.М.Крылова), которую я реализую, это продуманная целостная система сотрудничества с семьей, которая включает в себя не только психолого-педагогическое просвещение, но также и непосредственное участие родителей в образовательном процессе группы. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагогу необходимо хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Изучение семьи воспитанника позволяет мне, как педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями и спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Самыми эффективными методами изучения семьи, считаю:

— Знакомство с каждой семьей, вначале учебного года организую в форме «Родительских встреч», для участия в которых каждый родитель совместно со своим ребенком готовит презентацию на тему «Я и мой ребенок».

— Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, конкретные, точные ответы на вопросы родителей).

— Выявление структуры семьи и ее психологический климат (сбор информации, наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей), предлагаю родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок, его индивидуальные особенности».

Во взаимодействии с родителями я не отказываюсь от традиционных форм: родительских собраний, индивидуальных консультации, бесед. Данные мероприятия организую таким образом, чтобы информация усваивалась не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, «круглый стол», психологические тренинги, «Встреча со специалистами» т.д. Они направлены на знакомство родителей с «программой», по которой работает детский сад, с возрастными особенностями и возможностями детей и т.д.

Но более эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаю нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы, интерактивные игры, ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. В таких формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства и диалога.

Остановлюсь кратко на каждой из них.

Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ — является метод проектов, в результате которого повышается активность родителей в делах группы. И ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, в дальнейшем сделает сам. В нашей группе были организованы проекты в соответствии с тематическим планированием:

— Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

— Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;

— Индивидуальные: «Мои увлечения»;

— Исследовательские: «Путешествие капельки».

Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление. Ведь одно дело — поговорить и рассмотреть иллюстрации и совсем другое рассказать, как интересно лететь в другую страну, как весело с мамой и папой ехать в гости к бабушке на поезде. Впечатлений у детей много, во время работы над проектом они «освежаются», и можно поделиться ими с друзьями: что-то уточнить, некоторые впечатления расширить, ну а о чем-то впервые узнать.

Результатом деятельности по проектам становились: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Моя практика использования проектного метода показывает, что меняется отношение родителей к содержанию деятельности детей.

На основе рекомендаций Н.М. Крыловой, я разработала алгоритмы подготовки и проведения родительских мастер-классов. Родительский мастер-класс – это такая форма совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов в нашей группе, как правило, становятся профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т.д. Например, за последние 2 года в нашей группе были организованы мастер-классы «Веселые нотки», «В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в образовательной области «Художественное творчество» в старшей группе мы проводили родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама воспитанницы моей группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники рисования, в результате у нас получился коллаж «Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Приглашая родителя для проведения мастер-класса, необходимо учитывать его индивидуальные особенности (темперамент, культура общения), его отношения с собственному ребенку и к детям вообще. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников.

Родитель — мастер должен понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Поэтому так важно своевременное информирование родителей о том, чем мы занимаемся в детском саду. Это не только информационные стенды, фотовыставки «А у нас в детском саду», видеофильмы, но и приглашения на занятия, проведение совместных мероприятий (развлечения, праздники, походы и т.п.).

Результаты родительских мастер-классов мы транслируем через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов, записываем рассказы детей в их речевых дневниках.

По моему мнению, данная форма взаимодействия с родителями, направленная на реализацию основной общеобразовательной программы ДОУ, очень эффективна. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.

Новой, интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является интерактивная игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. И меня и родителей данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий. Мною были организованы следующие игры: «Это мой ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью, которых: выбрать тактику правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В ходе игры родителям предлагаются: выставка рисунков, видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем мире. В ходе игры каждый родитель задумывается над тем, не потерял ли он в повседневной суете свое главное предназначение – материнство и отцовство.

Еще одной из эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ считаю ведение группового и индивидуального Портфолио ребенка. Я предлагаю родителям оформить информацию о своем ребенке, вместе с ним подбирать фотографии и составлять рассказы от лица ребенка. Постепенно Портфолио пополняется фотоматериалами и публикациями о жизни детей в детском саду и дома.

В ходе такого сотрудничества я отметила активность родителей, а также желание участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Проведя анализ работы, видно, что по результатам диагностики в группе на 30% увеличилось число родителей – активистов; на 40% выросло количество родителей – исполнителей, на 50% уменьшилось количество родителей-наблюдателей.

Свое выступление хочу закончить словами В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Список литературы.

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.
  2. Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С… Зуйкова М.Б.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.
  3. Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ Сфера, 2013.
  4. Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.
  5. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Эффективные технологии в работе с семьей и методические рекомендации к их реализации

12 Сентября 2011

Социальная технология – это совокупность методов, приемов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения. (42, с.260)

Признаками социальной технологии являются:

  • наличие стратегической программы в рамках которой решается конкретная социальная проблема;
  • алгоритм последовательности операций для достижения конкретного результата;
  • наличие критериев оценки успешной деятельности специалиста;
  • непрерывность контакта с клиентом социальной работы;
  • динамизм содержания, форм и методов социальной работы.

В социальной работе все большее значение уделяется семье. Это вполне соответствует ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Большинство людей имеет две семьи – семью «здесь и теперь», членом которой они являются, и семью, из которой они произошли.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. Как система семья множеством нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и ее окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.

Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. Источником информации о связях между поколениями является генограмма – семейная карта родственных связей, на которой отражены вся история семьи и основные семейные события. Она отражает систему взглядов, убеждений, ценностей жизни и восприятие семьей окружающего мира.

Современное состояние семейной системы также требует внимания социального работника. Отталкиваясь от конкретной ситуации, он может использовать тот аспект работы с семьей, который является актуальным.

Семья как социальный институт, выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, сексуально-эротическую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, духовного и культурного общения.

Семья может являться как мощным фактором развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными преверсиями и отклонениями в поведении.

К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образцов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и поэтому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Эго отсутствие, или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека. (16, с.119)

Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей.

Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, социальный педагог рассматривает семью как один из главных объектов своей профессиональной деятельности, важнейшую составляющую социальной ситуации развития ребенка. Он должен быть готов к различным видам работы с семьей: семейная диагностика, семейное консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей, коррекция отношения родителей к ребенку, семейная психотерапия.

Модели помощи современной семье. Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать в своей деятельности социальный педагог.

  1. Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания ребенка.
  2. Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендация требуется вмешательство других специалистов.
  3. Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
  4. Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
  5. Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи.(50, с.22)

Социальный педагог может использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.

Учебная модель в работе с родителями. Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер. Особенно в ней нуждаются так называемые проблемные, дисфункциональные семьи. Она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей. В этих целях используются различные формы работы: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогические практикумы.

Психолого-педагогические консультации

  • Роль семьи в развитии личности ребенка.
  • Семья как психотерапевт.
  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Семейная атмосфера.
  • Семейные роли и отношения.
  • Семья как система.
  • Семья как источник психической травмы.
  • Семья с нарушенной структурой.
  • Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
  • Родительский авторитет.
  • Личный пример родителей.
  • Деструктивная, проблемная семья.
  • Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
  • Конструктивная, гармоничная семья.
  • Дети как безусловная ценность.
  • Как любить ребенка.
  • Поощрения и наказания в семье.
  • Семейная жестокость.
  • Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
  • Родительская позиция и родительское программирование.
  • Возрастная динамика родительского отношения к детям.
  • Детско-родительские конфликты; их профилактика и разрешение.
  • Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.
  • Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
  • Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.

Педагогические поручения

  • Подготовка ребенка к обучению в школе.
  • Организация домашнего учебного труда.
  • Семейное чтение.
  • Организация труда в семье.
  • Экономика семьи.
  • Семейные хобби.
  • Семейные походы и экскурсии.
  • Семейный праздник.
  • Новая семейная традиция.
  • Режим дня ребенка в семье.
  • Профилактика заболеваний у детей.
  • Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
  • Семейная взаимопомощь в трудных ситуациях.
  • Анализ семейного конфликта.
  • Письмо моему ребенку.
  • Знакомство с друзьями ребенка.
  • Семейный вечер.

Педагогические практикумы

  • какой вы родитель.
  • Опыт семейного воспитания.
  • Какой у вас ребенок.
  • Что беспокоит родителей.
  • Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
  • Школьные программы и учебники.
  • Трудности детей в обучении.
  • Как помочь ребенку учиться.
  • Психологическая характеристика ребенка.
  • Микроклимат семьи.
  • Хорошо ли вы обращаетесь со своим ребенком.
  • Дети и родители: противостояние и сотрудничество.
  • Счастливые дети и родители.
  • Идеальный ребенок и идеальный родитель.
  • Справедливы ли вы к своим детям.
  • Как передать свою любовь ребенку.
  • Список претензий к ребенку.
  • Как поделить ответственность с ребенком.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Гуманистически концентрированный подход в семейном консультировании. Психотерапевтическая модель помощи семье основана на гуманистическом концентрированном подходе, разработанном американским психотерапевтом К. Роджерсом.

В основе этой модели лежат несколько предпосылок: индивидуальный подход к консультативной работе с семьей, опора на личностные ресурсы клиента и консультанта, закономерности и психотерапевтический потенциал их общения в диаде или группе (в том числе и семейной);использование потребности в помощи; ее профессиональный характер.

Таким образом, эта модель предполагает: во-первых, установление контакта с клиентом, который с медицинской точки зрения здоров, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; во-вторых, проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; в-третьих, собственно консультативную работу, коррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Эта модель предполагает особые установки консультанта на активное слушание и понимание клиента, его безусловное принятие, без оценочное отношение, эмпатию по отношению к клиенту, а также умение быть самим собой, без налета профессионального снобизма и менторства. Гуманные качества социального поведения психотерапевта, активные поисковые усилия, искренность – делают его образцом душевного равновесия, чем позитивно влияют на процесс консультирования и его результат.

Такие установки характеризуют роджерианское интервью. Консультант, работающий в этом ключе, не думает о своем клиенте как о слабом, безвольном, неспособном самостоятельно решать проблемы и дезадаптивном человеке. Наоборот, для клиентоцентрированного подхода в консультировании характерно позитивное представление о человеке.

Технология семейного консультирования. Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация – это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов с семьей, определенная динамика этих контактов, создающая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности.

Процесс консультирования можно условно разделить на пять фаз: установление контакта, определение проблемы, рабочая фаза, фаза решения действий и фаза обратной связи.

  1. Фаза – установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения и его составляющие. Консультант еще до беседы наблюдает за семьей, контактами родителей и ребенка. Он определяет тип их поведения в коммуникации с ребенком; отмечает особенности реакций детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы оценки и регулирования поведения ребенка. В первичной беседе определяется характер отношения родителей к социальному педагогу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия с семьей. Опытный консультант уже при первой встрече может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогических установках родителей. Эта фаза ориентирует клиента в возможностях психолога, в тех процедурах, которые будут совершаться; он получает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи. (4, с.49)
  2. Фаза – определение проблемы клиента, проблемы семьи. Итог: согласие клиента и консультанта в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей. Консультант проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению. Клиент принимает проблему. Консультант может предоставить клиенту право формулировать проблему не от своего лица, а относительно “третьих лиц”. Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы – дилеммы. В противном случае приходится начинать весь консультативный процесс сначала. Характер беседы на этом этапе (управляемое или неуправляемое интервью) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым теоретическим подходом.
  3. Фаза – рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы. Для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование связи (раппорта) между клиентом и консультантом, создание невроза в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из переноса (трансфера) и приобретение им суверенитета.
  4. Фаза – принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации. На этой фазе, опираясь на определенную консультативную теорию, специалист разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которые приводят клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Найдя оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с консультантом он сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, наиболее приемлемый вариант для себя. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях. При наличии успеха он переносит свое решение на поведение в целом.
  5. Фаза – обратная связь. Итог: удовлетворение клиента процессом консультирования и его результатами.(16, с.122) Частично консультант получает эту информацию уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки переноса. Он также может проводить эпизодические повторные встречи, проясняя ситуацию. Ориентируясь на принцип обратной связи, он судит о правильности избранной стратегии и тактики консультирования.

Технология ведения родительских коррекционных групп. Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях «родитель — ребенок», обратившиеся к социальному педагогу родители, как правило, занимают неверную родительскую позицию, т.е их отношения с детьми неэффективны.

Причины неэффективного родительского отношения:

  • Педагогическая и психологическая неграмотность родителей.
  • Ригидные стереотипы воспитания.
  • Личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком.
  • Влияние особенностей общения в семье на отношения родителя и ребенка.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются родительские группы.

Цели и формы групповой работы ограничены родительской темой. Не ставятся задачи личностного развития членов группы. Прежде всего, группа обсуждает проблемы воспитания детей и общения с ними. Личностные проблемы участников группы обсуждаются лишь в той мере, в какой это необходимо для решения родительских проблем.

По стилю ведения коррекции – группы структурированные. Темы для обсуждения, игровые и домашние задания предлагает ведущий. Таким образом, он занимает в группе более авторитарное и лидирующее положение, чем в свободной группе. (17, с.34)

Обоснование метода: семья – целостная система. Именно поэтому, проблемы диады «родитель — ребенок» не могут быть разрешены только благодаря психокоррекции ребенка или родителя. Параллельная работа позволяет увеличить эффективность занятий родительской группы. Специфическими эффектами работы в родительской группе является повышение из сенситивности к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидация психолого-педагогической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. Неспецифические эффекты: получение родителями информации о восприятии семейной ситуации своих родителей ребенком, динамике его поведения в группе. В группе участвуют от 10 до 15 родителей (оба или один). Занятия проводятся один раз в неделю в течении 4часов. Весь курс (10 занятий) составляет 40часов. Параллельно работает детская группа, в которой могут заниматься 5-8 детей от семи до десяти лет.

Примерная программа занятий с родителями

Представление родителями на круге общения себя и своих трудностей (проблем), запросов и целей участия в группе (на первом занятии). Разъяснение задач родительских групп.

Темы для обсуждения на последующих занятиях:

  • Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов.
  • Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей. Как наши страхи становятся страхами наших детей.
  • Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям. В чем суть воспитания – в обучении или общении? Каковы нравственные основы родительства.
  • Как сложилась бы у нас жизнь, если бы у нас не было детей. Может ли ребенок мешать нам жить. Противоречивость наших чувств в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
  • Наши конфликты с детьми (включается элемент проигрывания ролей).

Дальнейшие темы возникают из обсуждения материалов проигрывания:

  • Стереотипные взаимодействия с детьми и их выявление.
  • Привнесение добавочного неадекватного аффекта в общении с детьми. Эмоциональные «счета» ребенку.
  • Как мы наказываем детей. Как наказывать детей. Роль ярлыков.

Следующие материалы складываются под влиянием сведений детей.

  • На какие сигналы и стимулы реагируют дети. Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль телесных прикосновений в общении.
  • Какими нас видят наши дети. Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующих животных».
  • Семья, как ее видят наши дети. Обсуждение игры «Семейный портрет».

Основной метод групповой коррекции родительских отношений – когнитивно-поведенческий тренинг, осуществляемый с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

В родительских группах практикуются разнообразные вспомогательные методы психокоррекции: дискуссия, психодрама, анализ семейных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, их коммуникаций в решении проблем, проба на совместную деятельность, а также специальные упражнения на развитие навыков общения, эффективность которых можно проверить по специальному каталогу. Ниже приведены некоторые из них.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом.

Метод игры – помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».

В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.

Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для родителя и ребенка и показать, как это было.

В третьей игре надо вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах каждого из них.

Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.

Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, учит прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.

Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.

Основные направления и задачи семейной психотерапии. В настоящее время семейная психотерапия представляет собой достаточно гибкий подход и может включать в себя индивидуальные встречи с членами семьи, работу с отдельными семейными подсистемами.

Поделиться с друзьями

Тренинг «Формирование мотивации учения младших школьников»Общие признаки зависимости и созависимости

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

Болдырева Татьяна ЮрьевнаРемнёва Лариса ПетровнаПожидаева Екатерина АнатольевнавоспитателиМБДОУ ДО №28 «Ладушки»

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Рекламное сообщение

В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.

Перед педагогами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогатить знания и умения родителей по воспитанию детей;
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.

Родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, а не просто сторонними наблюдателями. Немаловажным для работы с родителями в новых условиях являются:

  • Социальный анализ состава семьи (что помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй);
  • использование видеозаписей наблюдений деятельности ребёнка, информационные стенгазеты;
  • совместная работа родителей с детьми в индивидуальных тетрадях (помогает научиться вместе преодолевать трудности учения);
  • день открытых дверей (знакомит родителей с задачами, правилами и традициями ДОУ);
  • «круглый стол» (обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания);
  • Интерактивные досуговые мероприятия (всевозможные акции, праздники, мероприятия как на уровне ДОУ, так и на муниципальном, участниками которых являются дети, родители, педагоги);
  • детско–родительские проекты (где дети не только открывают что – то новое, но и закрепляют свои знания);
  • мастер–классы (где руководителем может быть не только педагог, но и ребёнок, родитель);
  • собрание – деловая игра (имеет своей целью выявить в ходе игры представление родителей по обозначенной проблеме, путях и способах её решения);
  • собрания – конкурсы (на которых родители, получив информацию к размышлению, также могут продемонстрировать свои успехи в данных областях);
  • собрания – практикум (обучает специальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике);
  • родительская конференция ( в них участвуют не только родители, но и общественность);
  • тематические консультации (организуются с целью ответить на все вопросы по данной теме интересующие родителей);
  • клубы для родителей (данная форма общения предполагает установления между педагогами и родителями доверительных отношений);
  • выставки, вернисажи детских работ (демонстрируя родителям успехи детей по освоению программы).

В заключении хочется отметить, что в соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования;
  • Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • Вовлечь семьи в образовательную деятельность;
  • Поддерживать образовательную инициативу семьи, что мы и пытаемся делать.

Таким образом, мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях.

Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.

Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

презентация к докладу.

Список литературы:

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
  2. Березина В.А. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча / В.А. Березина, Л.И. Виноградова, О.И. Волжина. – СПб.:Каро, 2005.
  3. Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М.: Сфера, 2002.
  4. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011

Участие – очное

Секция 3. «Взаимодействие с семьёй посредством внедрения активных методов организации детской деятельности»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]