Ход занятия
На подготовительном этапе составляется конспект занятия, заготавливаются необходимые материалы. При необходимости используются муляжи. Заранее осуществляется подбор загадок, сказок и музыкального сопровождения.
Необходимо выбрать форму и методику проведения урока. Для важных тем можно использовать открытый урок, который посетит какой-либо гость. Если в качестве гостей будут приглашены родители дошколят, то ребята будут активнее.
В качестве основы выбирается сказка или мультфильм, по которому будет проходить игра. Выбранный персонаж должен быть для детей любимым и мотивировать их.
Мини блиц-опрос на закрепление знаний
Воспитатель объявляет суть и условия игры, выдавая персонажа за инициатора игры. Раздает нужные предметы или карточки и весь реквизит. Например, если дошкольники учатся считать, то даются счетные палочки или другие предметы для счета. Помочь облегчить задачу призваны загадки, рассказы и стихи. Благодаря им дети лучше поймут задачу.
Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения
Важно! После основной части можно сделать физминутку под музыку. После нее дети расслабятся и выплеснут скопившееся напряжение.
В заключение закрепляется усвоенное, обязательно подводятся итоги. Ребятам нужно сказать слова похвалы и сделать акцент на том, что они молодцы. Закрыть тему можно с помощью сказки, стихов, музыки и песен.
Методика проведения НОД по математике в младшем дошкольном возрасте
Важным правилом, гарантирующим результат, является проведение занятий не только в группе детского сад. Дома ребенок должен также развиваться и заниматься с родителями.
Важно! После домашних уроков ребенок, возможно, захочет похвалиться своими успехами перед родными. В таком случае малыш должен получать порцию восхищения от похвалы.
Когда проводят первое занятие по математике во второй младшей группе, ребят делят на небольшие команды. Длится такое деление только месяц, затем они занимаются все вместе. Связано это с тем, что такая точная наука пока еще довольно сложна для малышей.
Старшие группы сразу приступают к общим занятиям, начиная с сентября. Продолжительность занятий зависит от группы. В младших группах уроки длятся по 15 мин. Время постепенно увеличивается до получаса в более старших группах. Слишком длительное по времени мероприятие, даже в самой легкой форме, утомит даже старших ребят.
Сами уроки проводятся до обеда, когда концентрация не сильно снижена. Для расслабления предмет, требующий умственного напряжения, чередуется с активными играми или физминутками.
К сведению! Программа ФЭМП выполняется с сентября по май, затем знания поддерживаются в игровой дидактической форме. В летнее время занятия отсутствуют.
Объем изучения — не более 1 темы на 1 занятие. Мозг ребенка не должен перегружаться. Например, на одном занятии ребенок знакомится с формой квадрат, на следующем с кругом и только потом изучается треугольник. Занятия проводятся на еженедельной основе.
Занятие дома с родителями
Приемы формирования математических представлений
Для формирования представлений проводится специальная подготовка. Основной прием, который используется практически во всех занятиях — игровой. Для дошкольника это важно. Кроме этого, воспитатель может использовать дополнительные методы:
- устно-словесный;
- наглядный;
- практику.
Методики диагностики внимания у дошкольников
Методы выбираются в зависимости от конечной цели или задачи. Также при подборе учитываются особенности группы ребят. От темы также зависит выбираемая методика. Для одних тем подойдут одни методы, для других — другие. Методы принято миксовать. Игровые методы могут иметь предметную, сюжетную направленность или следовать сценарию.
Важно! Наилучшие результаты приносят практика и игровая форма обучения. Для этого используются предметы и действия с ними. Развивается визуальная память.
Форма подачи заданий может быть любой. При необходимости преподаватель может выбрать и индивидуальную форму. Упражнение для закрепления знаний выбирается, исходя из изучаемой тематики. В большинстве случаев используется коллективная работа, так как это экономит время преподавателя, учит малышей сплоченности и умению работать в команде, что является положительным моментом.
При применении метода игры задания должны развивать математическое мышление и учить ребенка владеть данными, полученными в предыдущих играх. С играми легко объяснять пространство и величину, цвета, размеры.
Наглядный метод рекомендуется оставить для тех случаев, когда нужно объяснить тему, которая легко демонстрируется. Например, урок посвящен длине и высоте. Визуально ребенок сразу сможет отличить длинный или короткий, высокий или низкий. Такие понятия как «лево», «право» и «центр» требуют обязательной демонстрации.
Деление на группы
Из устных способов самые популярные — объяснения или указания. Задание выдается устно. Ребенок учится слушать воспитателя. Развиваются слуховая память и воображение. В то же время информация должна подаваться порциями. Если устно ее будет высказано слишком много, малыш не запомнит и потеряет интерес к процессу.
Для закрепления используется одна из словесных форм — вопросы. Только спрашивая малыша и слушая его ответ, можно сделать вывод, понял он тему или нет. Такой метод помогает развивать речевые и коммуникативные навыки. С каждым разом дошкольник будет отвечать быстрее и правильнее.
Обратите внимание! Маленький блиц-опрос проводится в конце каждого занятия. Если ребенок не понял, следует провести беседу, донести до малыша нужную информацию.
Приемы и методы обучения
Занятия по математике во 2 младшей группе должны носить наглядно-действенный характер. Любые новые знания дети усваивают через непосредственное восприятие, то есть когда следят за всеми действиями воспитателя и сами повторяют эти же действия с раздаточным дидактическим материалом. Педагогу-воспитателю необходимо качественно продумывать каждое занятие, все новые понятия, характеризующие предмет, сначала сам воспитатель проговаривает несколько раз в течение занятия и только затем просит, чтобы дети повторили.
Кроме того, нельзя забывать о том, что данный возраст познания всего нового строится на эмоциональном восприятии. И если не заинтересовать малыша с первых минут занятия, то оно пройдет впустую. Для этого детские занятия по математике чаще всего начинают с сюрпризных моментов:
- появление игрушки,
- неожиданных гостей,
- сундучка с секретом.
Педагогу-воспитателю необходимо удерживать внимание детей в течение всего занятия. Для этого применяется прием смены деятельности. Предметы, с которыми ребенок будет работать, должны быть ему уже предварительно знакомы, в противном случае он будет сначала их изучать так, как нужно ему, и пропустит весь предлагаемый воспитателем материал.
Значение занятий по математике в младшей группе
Такие занятия еще называют ФЭМП. Аббревиатура получена по первым буквам полного названия процесса. Полностью это звучит, как формирование элементарных математических представлений.
Занятие в детском саду
По ФГОС, первый раз в саду получает занятие ФЭМП 2 младшая группа. С возрастом количество и длительность занятий увеличиваются. Математические занятия стимулируют мозговую деятельность и интеллект ребенка. Также они способствуют развитию мышления и памяти, развивают склонность познавать предмет, например, почему транспорт движется.
С помощью ним можно получить основные несложные знания по математике. Например, фигура и форма, свойства и время, длина, ширина и высота. Чтобы дошкольнику было интересно, занятия проводятся в игровой форме, принимают дидактический уклон, грамотно вплетаясь в досуг.
К сведению! В качестве сопутствующих успехов, ребенок учится усидчивости при занятиях, воспитывается терпеливость, задействуются процессы, формирующие воображение и внимательность.
Изучение предмета в младших группах дает большие гарантии, что ребенок будет хорошо учиться в школе, разумеется, при условии, что действительно заинтересуется занятиями. Положительные успехи дают мотивацию на дальнейшее изучение предмета в школе. Отсутствие выраженного давления при изучении предмета помогает ребенку развиваться, получая удовольствие.
Игровая форма занятия
Задания и темы самообразования воспитателя по ФЭМП во второй младшей группе
Воспитатель должен в полной мере владеть приемами и методами ФЭМП. В копилке должны быть как игровые, так и наглядные, словесные и прочие методики. Итоговый конспект должен включать в себя разные формы занятий. Информация не должна быть простой, сложной или однообразной.
В качестве основных тем подойдут:
- навыки использования игровых и практических приемов при обучении детей;
- ориентировка на повышение уровня развития дошкольников;
- проверка и закрепление пройденного ранее;
- анализ выполненной работы. Подготовка конспектов, изучение литературы.
К сведению! Воспитатель должен уметь составить картотеку, подготовить конспекты и базу для проведения занятия. Требуется быть в курсе всей современной литературы в данной области. Используется как научная, так и психологическая, педагогическая.
Так или иначе полноценное формирование элементарных математических представлений невозможно без участия родителей. Только совместная работа персонала детского сада и мамы с папой даст эффект и будет служить залогом будущих успехов ребенка.