Перспективное планирование по лепке во второй младшей группе
Судакова Светлана
Перспективное планирование по лепке во второй младшей группе
Перспективное планирование по лепке во второй младшей группе.
Месяц,
неделя Тема,
литература Программное
содержание Материалы и оборудование Методы и приемы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Сентябрь
1 «Знакомство с глиной, пластилином»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 46
Формирование представлений о том, что пластилин мягкий, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Формирование умения класть пластилин и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.
Пластилин, доски или клеенка (на каждого ребенка)
. Беседа, объяснение, показ. Рассматривание иллюстраций. Побуждать родителей организовать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, мастерских художников и скульпторов.
3 «Палочки»
(
«Конфетки»
)
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 47
Формирование умения отщипывать комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Закрепление умения аккуратно, класть готовые изделия и доску.
Развивать желание лепить. Небольшие комочки пластилина, доски. Объяснение, показ приемов лепки. Предложить в свободное время завернуть «конфеты»
в фантики.Беседа:
«Развитие творческих способностей у детей»
Октябрь
1 «Колобок»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 55 Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умения лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать пластилином. Учить рисовать палочкой на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот)
. Полоса – дорожка
(зеленая, светло – коричневая или светло – серая)
.
Глина, доски, палочки. Объяснение, показ приемов лепки. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказки «Колобок»
Побуждать родителей организовать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, мастерских художников и скульпторов
3 «Подарок любимому щенку (котенку)
» Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 57 Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что — то–хорошее. Глина (пластилин, доски (на каждого ребенка)
. Объяснение, показ приемов
лепки. Индивидуальная помощь. Чтение книг, беседы о кошках и собаках. Предложить родителям совместно с детьми, рассмотреть книжные иллюстрации, изображающие щенков (котят)
.
Ноябрь
1 «Печенье»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 66 Закреплять умения детей раскатывать пластилин круговыми движениями; сплющивать шарик, сдавливая его ладонями. Развивать желание лепить. Продолжать отрабатывать освоенные навыки лепки. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Развивать творчество. Печенье. Пластилин, доски, палочки для рисования узора на печенье (на каждого ребенка)
. Рассматривание с детьми круглое печенье, уточнить его форму
(круглое, плоское)
. Показ приёмов
лепки. Во время игр, рассматривать плоские круглые предметы. Предложить родителям во время прогулки с детьми рассматривать плоские круглые предметы.
3 «Крендельки»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 61 Закреплять приемы раскатывания пластилина прямимы движениями ладоней.
Учить детей по – разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать у детей умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений. Крендельки. Пластилин, доски (на каждого ребенка)
. Рассмотреть с детьми крендельки и спросить как их можно слепить.
Показ приёмов лепки. Игры в кукольном уголке. Предложить родителям дома совместно с детьми слепить предметы круглой формы.
5 «Пряники»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 63 Закреплять умение детей лепить шарики. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Развивать желание детей что – либо для других. Кукла, кукольная мебель. Пластин, доски (на каждого ребенка)
. Рассматривание с детьми круглый пряник. Объяснение уточнение формы.
Показ приёмов лепки. Игры в кукольном уголке, игры с разнообразными игрушками. Закрепление в процессе игр занятий детей о форме предметов. Предложить родителям совместно с детьми сходить в кукольный театр.
Декабрь
1 «Лепешки, большие и маленькие»
. Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 67
Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина; раскатывать комочки пластилина круговыми движениями. Закреплять умения сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Развивать творческие способности. Пластилин, доски, палочки для украшения вылепленных лепешек (на каждого ребенка)
. Показ приёмов
лепки, объяснение. Рассматривание иллюстраций; игры детей в игровых уголках. Побуждать родителей организовать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, мастерских художников и скульпторов
3 «Башенка»
(«Пирамидка из дисков
(колец)
»).
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 71 Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; расплющивать шар между ладонями; составлять предмет из нескольких частей, накладывая одну на другую. Закреплять умения лепить аккуратно. Башенка, состоящая из 4 – 5 колец одного цвета. Пластилин, доски (на каждого ребенка)
. Рассматривание с детьми башенку, показ приёмов
лепки. Игры с башенками «Кто скорее соберет?»
,
«Собери такую же»
. Упражнять детей в сравнивание предметов разной величины в процессе игр.Консультация:
«Развитие творческих способностей у детей»
.
Январь
1 «Мандарины и апельсины»
.
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 74 Закреплять умения лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин кругообразными движениями между ладонями. Учить лепить предметы разной величины. Мандарины и апельсины (или другие предметы круглой формы разной величины)
. Пластилин, доски
(на каждого ребенка)
. Рассматривание с детьми мандаринов и апельсинов.
Объяснение уточнение формы.
Показ приёмов лепки. В повседневной жизни в процессе игр обогащать представление детей о предметах круглой формы разной величины, назначения (игрушки, овощи, фрукты)
. Обогащать представления детей о предметах круглой формы.
3 «Маленькие куклы гуляют на снежной поляне»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 78 Формировать у детей умение лепить предмет,состоящий из двух частей: столбика (шубка)
и круглой формы
(голова)
; раскатывать глину между ладонями прямыми и кругообразными движениями, соединять части предмета приемом прижимания. Развивать творческие способности. Пластилин, палочки, доски (на каждого ребенка, подставка для коллективной композиции – небольшой картонный прямоугольник, покрытый ватой. Рассматривание с детьми куклу, состоящую из большого столбики и маленького шарика. Объяснение,
показ приёмов лепки. Игры с небольшими куклами в игровом уголке, на прогулке. Побуждать родителей организовать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, мастерских художников и скульпторов.
Февраль
1 «Воробушки и кот»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 80 Продолжать формировать умения отражать в лепке образы подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять полученные ранее навыки и умения а процессе создания образов игры в лепке и при восприятии общего результата. Игрушечные кот и воробушек. Пластилин, доски, палочки для до рисования деталей (на каждого ребенка)
. Рассматривание
«птички»
. Объяснение,
показ приёмов лепки. При необходимости оказание помощи, поощрение детей. Подвижные игры. Описание действий персонажей игр, их внешнего вида. Предложить родителям прочесть детям произведения художественной литературы.
3 «Большие и маленькие птицы на кормушке»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 84 Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавая форму тела, головы, хвоста. Закреплять приемы лепки. Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение. Игрушечные птицы (разные, большие и маленькие, иллюстрации с изображением птиц. Пластилин, доски, палочки для изображения деталей (на каждого ребенка, подставка – кормушка. Беседа, объяснение,
показ приёмов лепки. При необходимости оказание помощи. Наблюдение за птицами на участке. Предложить родителям совместно с детьми почесть книги о птицах.
Март
1 «Неваляшка»
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 87 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье)
. Уточнить представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Развивать творчество. Игрушка неваляшка. Пластилин, доски, палочки для обозначения деталей
(на каждого ребенка)
. Рассматривание с детьми неваляшку; объяснение,
показ приёмов лепки. При необходимости оказание помощи. Игры с куклами, неваляшками, (обращение внимания детей на их одежду, красивые детали (оборочки, шапочки, пуговки)
. Побуждать родителей организовать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, мастерских художников и скульпторов
3 «Угощение для кукол, мишек, зайчиков»
.
Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 87 Развивать умение детей выбирать из названных предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность. Закреплять приемы лепки. Формировать желание лепить что – то нужное для игры.
Развивать воображение. Пластилин, доски, палочки для украшения изделий, бумажные тарелочки для раскладывание угощений (на каждого ребенка)
. Беседа, показ приёмов
лепки. При необходимости оказание помощи, поощрение детей. Игры с детьми куклами.Консультация: «Развитее воображения у детей дошкольного возраста»
.
Апрель
1 «Зайчик (кролик)
» (вариант
«Наш игрушечный зоопарк»
— коллективная работа). Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 87 Развивать интерес к лепке предметов, состоящих из нескольких частей. Учить делать комок пластилина на нужное количество частей; при лепке туловища и головы пользоваться приемом раскатывания пластилин кругообразными движениями между ладонями, при лепке ушей – приемами раскатывания палочек и сплющивания. Закреплять умение прочно соединять части, прижимая их друг к другу. Пластилин в виде толстой палочки, доски (на каждого ребенка)
. Разгадывание загадки. Рассматривание игрушечного зайца. Объяснение,
показ приёмов лепки. При необходимости оказание помощи Чтение стихотворения про зайца. Беседа «Кризис трех лет»
3 «Красивая птичка»
(по дымковской игрушке)
. Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 87 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прощипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик)
; умение прочно скреплять части, плотно прижимая друг к другу. Игрушечная птичка. Пластилин, доски
(на каждого ребенка)
. Рассматривание игрушечную птичку.
Объяснение,
показ приёмов лепки. При необходимости оказание помощи Дидактическая игра «Какой птички не стало?»
. Знакомить детей с образом дымковских птичек. Предложить родителям совместно с детьми по наблюдать на прогулке за птицами.
Май
1 «Угощение для кукол»
. Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 101 Закреплять умение детей отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке. Закреплять правильные приемы работы с пластилином. Развивать воображение, творчество. Пластилин, доски (на каждого ребенка)
. Беседа, объяснение,
показ приёмов лепки. При необходимости оказание помощи Игры в игровом уголке. Беседа «В какие игры играть детям»
3 «Утенок»
. Изобразительная деятельность в детском саду
Т. С. Комарова стр. 102 Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв)
. Упражнять в использование приема прощипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Игрушечный утенок. Пластилин, доски
(на каждого ребенка)
. Рассматривание игрушечного утенка. Показ приёмов
лепки. Рассматривание иллюстраций. Игры детей в игровом уголке. Предложить родителям прочесть дома детям сказку.
Программа кружка «Веселый пластилин»
Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа — обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Разработчик программы:
Воспитатель: Зимова М.Н.
Срок реализации программы — 1 год.
Актуальность программы
состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают
навыками и умениями работы с инструментами.
Цель:
Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
- Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
- Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Особенности возрастной группы детей:
Возраст детей 3-4года. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: — Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. — Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Форма проведения занятий:
Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут;
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности
используемого материала.
Пластилин
— мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
— несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
— в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план кружка дополнительного образования
Яблоки на ветке
Сентябрь 1 неделя | |
пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие
Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
1 неделя
1 неделя
Учить лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать).
располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
Закреплять знание о цвете, развивать чувства ритма.
1 неделя
1 неделя
Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.
2 неделя
Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
1 неделя
сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук.
пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
1 неделя
развивать чувство цвета;
воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.
1 неделя
развивать мелкую моторику рук.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» — 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» — Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
5.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»
Утверждаю:
Заведующий Кравцун Ю.В._____________
«____»_______________2016г.
Программа
работыкружкадополнительногообразования«Весёлыйпластилин»
с
использованиемнетрадиционнойхудожественнойтехникиизобразительногоискусства–пластилинографии
для
детей3–4лет
на
2016-2017учебныйгод
Воспитатель первой квалификационной категории: Зимова М. Н.
г. Ессентуки 2021г.