Особенности памяти у дошкольников, условия ее развития

Развитие памяти у дошкольников. Невозможно представить психически здорового человека без памяти. Такого просто быть не может. Ведь память – это инструмент, с помощью которого индивид может применять свой опыт, опираться на полученные ранее знания. Важно научить работать память правильно, чтобы она не давала сбоев. Для этого благодатным периодом будет дошкольный возраст, когда идет зарождение и развитие мыслительной деятельности.

Особенности развития памяти у ребенка дошкольного возраста

Каждый временной период жизни человека отличается от других, ведь на каждом этапе приходят новые знания. Кроме того, особенности запоминать зависят от физических и мыслительных способностей человека. В дошкольном возрасте память отличная, ребенок буквально схватывает все на ходу. Все, что он узнает, его заинтересовывает, в этом заключается процесс познания. Но то, что показалось неинтересным, останется за бортом.

Память – осмысленное действие. Если ребенок что-то не понимает, он это не запомнит. Непроизвольно как раз запоминаются затронувшие, впечатлившие ребенка вещи. А чтобы запомнить что-то, что на взгляд ребенка, совсем не интересно, нужно потрудиться. Между тем, тот ребенок, который уже учится анализировать, сравнивать, обобщать, владеет другими операциями мыслительной деятельности, лучше запоминает.

Для детей очень важны яркие картинки, их взгляд схватывает красочные иллюстрации, мозг заставляет отложить эти образы в памяти. Также памяти в помощь движения. Ребенок не может быть пассивным, поэтому в развитии его памяти помогают подвижные игры, упражнения.

Первый важный этап в период взросления дошкольника проявляется в четырехлетнем возрасте. Если до этого периода сначала были действия, которые рождали запоминание, то в средней группе детского сада ребенок уже может запоминать слова, сказанные ему, выполнять какие-то действия на основе указаний. Он даже может сам планировать какие-то действия на основе запомнившегося материала, и прежде всего опорой для этих запоминаний будут личные наблюдения ребенка.

В пятилетнем возрасте дошкольник постигает логическое запоминание, в этом ему помогают взрослые, когда дают какие-то указания, объяснения каким-либо действиям. В этот период важно взаимодействие мыслительных операций.

Дополнительные рекомендации

Если было принято решение развивать память дошкольнику, то не стоит ограничиваться прямыми методами. Существует ряд условностей, которые оказывают значительное влияние на работу мозга, из-за чего могут существенно навредить эффективности тренировок. Поэтому очень важно обратить на них внимание, а также привнести в жизнь ребенка все необходимые изменения.

Режим дня

Составить правильный режим дня – важное условие, без которого развить память не удастся. Ребенку нужно спать минимум 8 часов каждую ночь, при этом он должен иметь достаточное количество свободного времени днем или вечером, которое получится посвятить любимым развлечениям.

Важно составить план дня для ребенка таким образом, чтобы он не столкнулся с переутомлением. Если даже требуется выполнять тяжелую задачу очень длительное время, то нужно обязательно делать небольшие перерывы на отдых. Также следует проследить, чтобы малыш не страдал от безделья и не ленился.

Эмоции

Самое большое значение в жизни дошкольника имеет эмоциональная составляющая. Именно от нее зависит будущее малыша, особенности его развития и восприятие окружающего мира. Родители должны уделять ему столько времени, сколько потребуется. Недостаток общения губителен для психики ребенка.

С дошкольником нужно проводить много времени, давать советы, проявлять заботу, помогать, если это потребуется. Он должен чувствовать родительскую любовь. Только так у него появится желание развиваться, быть хорошим человеком и общаться с окружающими людьми.

Питание

Практически каждый родитель запрещает своему ребенку есть вредную пищу. По этой причине дети устраивают скандалы, плачут, очень сильно обижаются, а самые отчаянные просто убегают от взрослых, не думая о последствиях. Поэтому нужно подготовить ребенка, объяснив, почему нельзя есть некоторую пищу.

Из рациона следует исключить жирную или жареную еду, фастфуд, газированные напитки, а также ограничить количество употребляемых сладостей с хлебобулочными изделиями. Наиболее полезными будут: орехи, злаки, фрукты, овощи, зелень, грибы, сыр, белое мясо, морепродукты рыба и печень.

Физическая активность

Движение – это жизнь. Оно оказывает влияние даже на уровень интеллектуального развития с качеством запоминания. Это связано с тем, что при проявлении физической активности усиливается кровообращение, что повышает эффективность работы мозга. При этом нормализуется обмен веществ, снижается вероятность появления некоторых болезней, а также исчезает психическое напряжение.

Для детей дошкольного возраста подойдут легкие пробежки по парку, танцы, йога, а также плавание. Допустимо заниматься другими видами спорта, но при выборе следует обязательно учитывать личные пожелания ребенка.

Рекомендуется проводить больше времени на свежем воздухе. Для детского организма это особенно полезно. При ежедневных прогулках развитие памяти в период дошкольного возраста станет еще более эффективным.

Виды памяти

Развитие памяти у дошкольников. Существует несколько видов памяти.

  • двигательная,
  • эмоциональная,
  • словесно-логическая,
  • образная.

В свою очередь нужно отметить непроизвольную память, когда образы и предметы запоминаются словно сами по себе, без какого-то усилия, и произвольную, когда идет старательный процесс запоминания. Непроизвольная память характерна для младших дошкольников. Старшие дошкольники уже начинают владеть произвольным запоминанием.

Эмоциональное развитие дошкольника

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

· Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.

· Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.

· Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.

· Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.

Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная.

Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам. Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности. Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.

В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.

Формы воспроизведения

Формы воспроизведения также можно разделить на группы.

  • Самое простое – узнавание. Если человек что-то видел или слышал уже раньше, он непременно это узнает.
  • Вторая форма – воспоминание. Для воспоминания неважно видеть предмет. Важно вспомнить его признаки.
  • Третья форма – припоминание. В данном случае воспоминание может быть затруднительным, для того, чтобы вспомнить, нужно приложить усилия, характер.
  • Четвертая форма – забывание. Невозможно помнить все и всегда. Забывание – тот случай, когда мозг отказывается вспоминать признаки предмета или подменяет один предмет или явление другими, потому что размыто узнавание.

У дошкольников доминирует образная память. Он помнит признаки предмета и явления, если они яркие, цепляющие его воображение. Может помнить незначительные детали, а главное, существенное забыть.

Кроме того, работая с детьми, нужно помнить еще об одной особенности детского мозга: избирательности. Все, что интересно дошкольнику, запоминается без труда. Все, что скучно, неинтересно – тут же забывается, потому что нет фиксирования на его основных признаках.

Третья особенность: повторение – мать учения, говорят педагоги вслед за автором исторической фразы. Если ребенок многократно повторяет одни и те же действия, он автоматически запоминает.

Четверная отличительная черта памяти дошкольника – эмоциональное воздействие приводит к запоминанию. То, что тронуло, не может не оставить в памяти след.

Когда накапливается объем информации, при развитии восприятия, ребенок способен владеть связными и системными представлениями. И уже следующим шагом будет осмысленное оперирование полученными знаниями.

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Нормы развития памяти у дошкольников

Для конкретного возрастного этапа – свои нормы.

  • До года – моторная память, присутствуют рефлексы, запоминание на уровне эмоций.
  • 1-2 года – развитие нервной системы, образное запоминание.
  • 2- 4 года – развитие механической памяти, навыки запоминания и логического мышления, преобладает узнавание, важен интерес для запоминания.
  • 4-5 лет – непроизвольное запоминание, произвольное начинается, превалирует припоминание.
  • 5-7 лет – произвольное. Объем нормального запоминания от 8 предметов из 10.

Развивающие методики для детей

Классификация видов памяти

В современной науке принято выделять некоторые классы памяти в группы:

  • Вид психической активности подразумевает память через образы. К ней относятся воспоминания посредством сенсорных систем организма, например, через зрение, вкус, слух, обоняние, тактильные ощущения. Также к этому виду относятся эмоциональная и двигательная память.
  • Разница в осознанности. Память делится на неосознанную, которая появляется скрытно, и осознанную, в ходе которой человек пытается припомнить знания, почерпнутые ранее.
  • Продолжительность запечатления образов. К этому классу относят:

— Мгновенную – несколько секунд удержания образа информации;

— Кратковременную – 20-30 секунд с запоминанием 4-8 элементов информации;

— Оперативную. Сохраняет информацию до конца текущего действия;

— Долговременную. Составляет основу получения знаний на долгие года, она рассчитана на использование, которое предполагает множество восстановленных в памяти образов.

Как измерить память у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.

Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.

Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.

Слуховая память

Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.

Тест на узнавание

Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.

Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.

Упражнения и игры на развитие памяти

Помня о том, что дошкольнику проще запоминать понятные ему вещи, нужно строить процесс обучения в игре, опираясь на двигательную активность и эмоции, вызванные интересом.

Развитие образной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Способность ребенка к непроизвольному запоминанию предметов можно использовать в игре «Классификация». В данном случае ребенку предлагается несколько картинок с изображениями каких-либо предметов. Ребенку нужно разложить иллюстрации по группам. Например, он должен разложить предметы мебели по «комнатам»: спальня, гостиная, кухня, ванная. Или даны картинки с изображением животных. Ребенок должен домашних животных положить в «дом», диких – в «лес».

Для развития образной памяти поможет игра «Магазин». Ребенок-покупатель «делает» покупки, который должен собрать в корзину те предметы, которые ему велели «купить».

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Развитие слуховой памяти

Когда ребенок слышит какую-то информацию, он мысленно обрабатывает ее и уже потом производит действие. А если ребенок не умеет слушать и слышать? Тогда о его будущей успешности в школе можно не говорить. Поэтому у дошкольников очень важно развивать слуховую память. Можно воспользоваться такими упражнениями.

Словесная эстафета

В этой игре ведущий называет слово. Ребенок должен повторить слово, которое сказал ведущий, и сказать свое слово. Потом очередь ведущего. Он называет эти два слова и добавляет третье. Очередь ребенка: он повторяет все слова и добавляет четвертое слово. Желательно, чтобы слова были по конкретной теме: «Лето», «Овощи», «Транспорт», «Посуда» и т.д. Кто ошибся, сбил словесную цепочку, тот и проиграл.

Игра в цвета

В этом упражнении ребенок должен раскрасить картинку. Но перед этим он слушает текстовой отрывок, где речь идет о сюжете на картинке и называются цвета. К примеру, на картинке дом с коричневой крышей, у дома на дереве растут красные яблоки, а на полянке растут синие цветы. Чтобы правильно раскрасить картинку, ребенок должен запомнить текст.

Такт

Хлопать в ладоши или стучать молоточком, отбивая такт. Ребенок должен повторить звуковую комбинацию.

Произвольное и непроизвольное запоминание

В возрасте четырёх-пяти лет дети запоминают информацию неосознанно. В их мозгу оседают наиболее интересные или случайно привлёкшие внимание явления, предметы, названия. Дошкольники не умеют ставить целей запоминания и реализовывать их, не знают приемы, при помощи которых процесс восприятия может быть проще.

Задача родителей, педагогов, учителей – к началу обучения в школе подготовить почву для перехода от непроизвольного к осознанному восприятию. Для этого необходимо:

  • развивать речь, называть окружающие предметы. В ходе эксперимента, состоявшего в демонстрации группе детей карточек с изображениями предметов, выяснилось следующее. Объекты, названия которых проговаривались, дети запомнили лучше. Из 10–12 предложенных картинок они воспроизвели по памяти 8 с озвученными названиями и только 2–3 – без них;
  • читать детям вслух, вместе рассматривать и обсуждать картинки. В этом возрасте ребята склонны подражать сказочным героям, поэтому занятия дополнительно оказывают воспитательное воздействие.

Развитое произвольное восприятие является важным показателем готовности к началу обучения в школе. Есть дети, не желающие и не любящие учиться с первого класса. Всю энергию они тратят не на образовательный процесс, а на преодоление собственной лени. Это явление напрямую связано с развитием памяти. Ребята, плохо запоминающие информацию, не уверены в себе, скованы.

Существуют специальные занятия, на которых тренируется произвольное восприятие и развивается память. В числе упражнений – освоение мнемонических приемов, техник запоминания.

Несколько позже дети с развитым произвольным восприятием готовы к более сложным занятиям Меморикой. Это авторская методика, направленная на увеличение объема памяти, развитие внимания и его концентрации. После этого курса ребёнок сможет управлять всеми процессами своей памяти, сможет систематизировать любую полученную информацию. После прохождения курса у учеников увеличивается объем памяти, исчезает неуверенность в себе, страх перед экзаменами и контрольными.

Развитие зрительной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Яркие картинки привлекают внимание детей, но способны ли малыши удержать изображение в памяти? Для развития способностей можно предложить дошкольникам поиграть в такие игры:

«Восстанови узор»

На поверхности выкладывается с помощью раскрашенных деталей узор. Ребенок его запоминает. Потом предлагается ребенку выложить такой же узор по памяти.

«Разведчик»

На столе лежат предметы. Ребенок смотрит на них, запоминает, что и где находится. Потом ребенок отворачивается, а некоторые предметы меняют местами. Ребенок должен назвать предметы, которые были передвинуты.

«Прогулка»

Во время прогулки ребенок видит множество цветов и предметов, он невольно запоминает то, что привлекло его внимание. Взрослый должен помочь акцентировать внимание. После прогулки можно попросить ребенка нарисовать то, что он запомнил.

Игры для развития памяти

Для детей самого младшего возраста (10 месяцев — 1,5 года) существуют игры, развивающие память, например, «Найди игрушку». Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюднием малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.
Игра «Прятки» тоже хорошо помогает развитию памяти у маленьких детишек, начиная с 8-10 месяцев. Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память крохи сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Ребят старше 2 лет прекрасно развивает игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну — две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка — вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант — с исчезновением двух и более игрушек). Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия — игра «Кто к нам пришел?», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

Есть и еще одна игра на запоминание — «Ящик». В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Развитие двигательной памяти

Для развития двигательной памяти можно поиграть в «марионетку». Ребенок спокойно стоит, а взрослый управляет его руками, ногами, заставляя идти вправо, влево, вперед. Потом ребенка просят повторить движения по памяти.

Также можно воспользоваться игрой «Делай, как я». Воспитатель делает движения, ребенок повторяет за ним.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Развитие произвольной логической памяти

Умение классифицировать приводит к развитию произвольной логической памяти, поэтому важно задавать детям упражнения, где они должны использовать методы классификации, анализа, сравнения и обобщения.

Дидактическая игра «Карточки»

Детям предлагают по конкретным признакам отобрать изображения и разложить по стопкам. К примеру, из картинок с птицами и животными нужно в одну группу положить картинки с птицами, в другую – с животными. Темы для игры могут использоваться разные: спорт, мебель, времена года, растения и т.д.

«Близнецы»

Среди разных картинок ребенок должен найти две одинаковые.

Почему важно развивать память у детей с раннего возраста?

Не зря новорождённых детей сравнивают с белым листом, на котором ещё ничего не написано. Ведь память — это воспоминания о пережитом опыте, а его у малышей пока нет. Но взрослея, буквально с первых месяцев, младенцы накапливают разные чувства, ощущения, умения и навыки, многие из которых сохранятся на всю жизнь.

На сегодняшний день люди придумали множество способов “сохранения” важных дат, событий, списков и т.д.: от удобных планеров и чек-листов до приложений-напоминалок на телефоне и компьютере. Оно и понятно — ведь это гораздо проще, чем хранить информацию у себя в голове. Именно поэтому так важно “прокачивать” свою память самостоятельно. Это поможет вашему ребёнку:

  • легко запоминать факты, события, тексты и т.д.;
  • успешно учиться в школе;
  • мыслить нестандартно;
  • и даже находить выход из сложных жизненных ситуаций!

Нужно только помнить, что “плохую” память у детей часто путают с недостаточно развитой. А исправить это можно регулярными занятиями и тренировками.

Развитие долговременной памяти

Развитие памяти у дошкольников. Для развития долговременной памяти нужно научить ребенка не только узнавать, но и воспроизводить информацию. Долговременная память невозможна без расширения кругозора дошкольника. В этом случае помогают упражнения с текстами, иллюстрациями.

Дошкольникам предлагается несколько картинок, на которых изображены животные, различные предметы. И звучит предложение: запомнить всех животных, к примеру. Или запомнить всю посуду, которая есть на картинках, и потом назвать.

Хорошим вариантом будет сравнивание картинок, отличающихся незначительными деталями.

Простые тренировки

Добиться развития памяти у дошкольников не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Нужно лишь обеспечить малышу комфортные условия, а также реализовать на практике понравившиеся методики, но сделать это так, чтобы ребенок не испытывал негативных эмоций в процессе тренировки. Для выполнения последнего условия нужно обязательно учитывать интересы детей, предоставляя им право голоса в вопросе выбора техники для развития. Начинать же лучше всего с более простых и доступных в повседневной жизни методов.

Стихотворения

В школе многие дети начинают не любить стихотворения, т.к. справляться с запоминанием длинных поэтических работ им крайне тяжело. Если разучивать интересные стишки еще до школы, то такой исход удастся предотвратить. При этом запоминание даже легких четверостиший принесет пользу, сделав память ребенка намного крепче.

Важно, чтобы стишок нравился самому ребенку. При этом родители должны всячески поощрять его стремление выучить еще несколько строк. Достаточно даже просто похвалить малыша, сказав, какой он молодец. К разучиванию стихотворений лучше всего подходить в 5-6 лет.

Заучивание информации

Простое заучивание – популярный метод запоминания важной информации у школьников. Но он может быть крайне эффективным и для дошколят. Это связано с тем, что при активном заучивании память ребенка серьезно тренируется, становясь крепче. Для этих целей можно подбирать короткие простые правила или интересные факты. Ребенок должен будет максимально точно воспроизвести заученный текст.

Увлекаться таким методом не рекомендуется, т.к. он может негативно сказаться на будущем обучении. Если ребенок привыкнет к заучиванию, то непроизвольная память будет работать менее эффективно, а желание разобраться и понять предмет перекроется попытками простого зазубривания.

Чтение

Литература тоже может быть очень полезной при развитии памяти. Если ребенок уже научился читать, то ему можно давать простые книжки, которые он сможет осилить. Дошкольникам, которые пока не могут самостоятельно прочесть даже короткий рассказ, должны помогать родители. Нужно просто читать малышу перед сном или днем любую интересную книгу.

После чтения родителям следует обсудить с ребенком прочитанный рассказ. Можно попросить дать комментарии к отдельным событиям, рассказать свои впечатления или предложить найти на страницах произведения упоминания об определенных вещах. Желательно также давать малышу задачу кратко пересказать услышанный рассказ.

Увиденное

Очень простой метод укрепления памяти. Он представляет собой интересное общение между родителями и ребенком. Суть заключается в том, что взрослые задают малышу вопросы или просят рассказать о любом последнем событии. Например, поход в цирк или вечерняя прогулка. Нужно выбирать такие мероприятия, которые вызывали у малыша много эмоций.

При таких обсуждениях у ребенка будет развиваться память, общительность, кругозор, а также желание проявлять повышенное внимание к деталям. Важно задавать вопросы с мотивацией, чтобы малыш понимал, почему его об этом спрашивают, и разговор не напоминал допрос.

Ассоциации

Одним из самых эффективных приемов мнемотехники являются ассоциации. Они очень часто используются детьми для запоминания информации, но при нацеленном применении такой метод приводит к укреплению памяти. Его суть заключается в создании ассоциативных цепочек, в которых каждый предмет связан друг с другом определенной характеристикой. Такое запоминание позволяет закрепить в памяти максимальное количество информации.

Применять методику рекомендуется для дошкольников 6-7 лет. Дети помладше не смогут полноценно использовать все условия ассоциативных цепочек.

Ученые доказали: 70% полученной информации забывается уже на следующий день, еще 25% – в течение месяца. Получается, что от воспоминаний, которые не закрепляются дополнительно, в голове остается лишь 5%.

Методики развития тактильной памяти

Тактильная память – это способность человека помнить ощущения о прикосновениях к тому или иному предмету. Для развития тактильной памяти понадобятся следующие упражнения:

«Отыскать на ощупь»

Ребенку предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или шершавый, колючий.

«Игра с настроением»

У ребенка есть ассоциации по поводу предметов. Если предмет мягкий, приятный на ощупь, то у этого предмета настроение хорошее. А у какого предмета настроение грустное? Или злое? Ребенок, опираясь на тактильные ощущения, выбирает предметы.

«Сказки с тактильными деталями»

В этом случае ребенок участвует в театральной постановке, где звучит сюжет сказки, а все персонажи и окружающие их предметы можно потрогать и определить, какие они: мягкие, шершавые, твердые, колючие и т.д.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

Рекомендации родителям по развитию памяти детейстатья на тему

Рекомендации для родителей по развитию памяти детей

Память – один из основных познавательных процессов. Без достаточного уровня развития памяти невозможно успешное обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как можно развивать память ребенка.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь разобраться с тем, что такое память и как она устроена.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

Развитие памяти у школьников

Для того чтобы помочь ребенку легче и эффективнее запоминать учебный материал, нужно учитывать все факторы. Поэтому постарайтесь определить, какой тип памяти преобладает у вашего ребенка. Но все же помните, что иногда бывает и так, что память школьника может быть смешанной. Естественно, что нужно учитывать, как ребенок легче запоминает школьный материал. Но желательно не концентрироваться только на одном типе памяти, а развивать понемногу все.

Развитие памяти у школьников предполагает запоминание материала разными способами. Например, помогая своему ребенку выполнять домашнее задание, старайтесь один день читать ребенку вслух, а на другой день попросите, пусть он сам почитает вам.

Старайтесь при выполнении домашнего задания использовать картинки, схемы, рисунки. Заставляйте ребенка проговаривать ответы вслух. Таким образом у ребенка будут развиваться все типы памяти, а через некоторое время ему будет намного легче запоминать школьный материал, отвечать на уроках.

Не забывайте повторять с ребенком уже изученный материал, например, вначале каждый день, а затем раз в неделю. Также обязательно придумывайте примеры к тому материалу, который изучаете с ребенком. Поскольку очень важно, чтобы ребенок не заучивал материал, а понимал его.

При изучении любого материала нужно обязательно делать небольшие перерывы, поскольку дети быстро утомляются. Научите ребенка искать основные понятия в материале, которые помогут быстро сориентироваться ребенку и быстро вспомнить весь материал.

Рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации памяти

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Упражнения на развитие памяти:

Для того чтобы развить хорошую память у ребенка, нужно научить его правильно запоминать и изучать материал, а также просто развивать память и ассоциативное мышление. Для этой цели подойдут несложные игры-задания.

Например, поиграйте с ребенком в нелогичные ассоциации. Для этого загадайте ему несколько не связанных между собой слов (слон, магазин, велосипед, дедушка), а ребенок должен придумать историю, в которой будут использованы эти слова.

Также вы можете предложить ребенку несколько картинок, он их должен рассматривать около тридцати секунд, затем вы прячете картинки, а ребенок должен нарисовать то, что запомнил. Большинство игр вы можете придумать сами, но главное — чем раньше вы начнете развивать память своего ребенка, тем проще ему будет учиться в дальнейшем.

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребёнок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

2. Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у педагогов создается впечатление, что этим детям необходимо дать быстрее и больше информации. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от деятельности вовсе.

3. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.

4. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

5. Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял его указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Педагоги не должны давать ребенку несколько, заданий сразу. Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

6. В случае если взрослые считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя выходить из кабинета, т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены за нарушение того или иной запрета. В свою очередь, взрослые должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

7. В повседневном общении с гиперактивными детьми необходимо избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первым надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещая те, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора! (Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется игрушками и вещами, можно предложить ему игры с водой, которые описаны в разделе «Игры, в которые играют…(например, «Шариковые бои»).

8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требовании взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. («Через 4 минут мы приступаем к другому упражнению»). Причем чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше, если по истечении этих 4 минут ему напомните не вы, а звонок будильника или таймера. В том случае, когда ребенок правильно выполняет поставленные условия, он, безусловно, заслуживает вознаграждения, и здесь уместно использовать систему поощрений и наказаний, о которой шла речь выше.

9. Очень часто взрослые утверждают, что гиперактивные дети никогда не устают. Именно эта усталость проявляется в виде двигательного беспокойства, которое часто принимается за активность. Такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности, от которой страдают и они сами, и все окружающие.

10. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня — тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка).

11. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.

Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

Как улучшить память?

Существует три «закона» памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

1. Сосредоточиться;

2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти — повторение

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Системное запоминание

«Высший пилотаж» в заучивании материала — это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».

Развивающие игры.

Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.

1.«Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его …? Что находилось справа от …? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.

2.«Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.

3.Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.

4.«Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.

5.«Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.

6.«Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно может отказаться от игры

7.«Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.

8.«Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.

9.«Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.

10.«Белый лист». Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист..

11.«Незаконченные рисунки». Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен и предложите ребенку закончить его.

12.«Волшебный карандаш». Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Расколдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее. Квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.

13.«Числа на стене». Например, вы заранее раскладываете или развешиваете на предметах в комнате карточки с цифрами (числами). На столе — карточки с точками. Малышу нужно как можно быстрее подобрать для карточек с точками карточки с числами, а для этого придется побегать по комнате. Сколько времени у него это заняло? В следующий раз получится еще быстрее.

14.«Лабиринт». На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.

15.«Один плюс два… получается сова!» Запомнить порядок букв в алфавите или цифр в числовом ряду помогут упражнения на их последовательное соединение. Если знаки соединены правильно, на листе получится законченное, узнаваемое изображение — например, забавная зверюшка. Примеры таких заданий всегда можно найти в детских журналах и развивающих тетрадях. Если ребенку понравится это упражнение, вы легко сможете делать для него заготовки сами — возьмите контуры изображений из детских книжек-раскрасок, или любой другой книжки, наметьте контур на бумаге точками, обозначьте точки буквами или числами. Ребенку остается правильно соединить все знаки и раскрасить рисунок

16.«Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть учиться ориентироваться на плоскости.

И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.

В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.

Нарушения памяти и их причины

Специалисты выделяют два основных вида расстройств:

  • количественные,
  • качественные.

Количественные нарушения – это ослабление памяти, выпадении каких-либо фрагментов. При качественных уже на первое место выходят ложные воспоминания, фантазии, замещающие реальность.

Причинами нарушения памяти у детей могут быть:

  • умственная отсталость, часто врожденная,
  • травма, физическая или психическая,
  • не комфортная для ребенка атмосфера, где страх вытесняет все из головы ребенка,
  • болезненность организма, в том числе авитаминоз.

Что такое память

Все события, переживания, чувства и эмоции, которые ощущает каждый человек за свою жизнь, обязательно отражаются на его личности. Память — это наше удивительное и загадочное свойство. Это запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.
Почему мы помним обрывки песен из далёкого детства, но иногда забываем, за чем шли в соседнюю комнату? Для чего наш мозг хранит телефонные номера или даты, которые давно не актуальны? Один лучше запоминает лица, другой — имена. От чего это зависит?

Всё дело в том, какую именно память мы используем.

Что влияет на развитие памяти у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Чтобы память ребенка развивалась, нужно уделить внимание следующим факторам:

Питание

Рацион должен быть разнообразным, в питание нужно вводить полезные продукты, витамины. Обязательно должны быть мясные и овощные продукты, рыба, зелень, фрукты.

Здоровое питание: меню на каждый день

Здоровый образ жизни

Обязательно должен быть режим дня, в котором нужно отвести время и прогулкам, и полезным занятиям. Спать ребенок должен ложиться в конкретное время, вставать тоже по часам. Пусть ребенок занимается в спортивной секции, посещает развивающий кружок.

Развитие с учетом возрастных особенностей ребенка

Родители должны понимать, что ребенок должен направлять в нужное русло свою энергию. Однако нельзя переутомлять дошкольника, иначе можно добиться синдрома постоянной усталости. Хорошо, если развивающие занятия проходят на базе детского сада. Переутомлять ребенка, записав его сразу в несколько секций и кружков, нельзя.

Упражнения для развития памяти у детей: ВИДЕО

Курсы Умназии по памяти

На нашем сайте ваш ребёнок сможет не только заниматься на тренажере или участвовать в олимпиадах, но и прокачать такой важный навык, как «ПАМЯТЬ». Программа состоит из четырех курсов: 1. «Как быстро и хорошо учить стихи»; 2. «Как запоминать иностранные слова, имена и лица»; 3. «Как быстро и правильно запоминать информацию»; 4. «Практическая мнемотехника».

Выбирайте наиболее интересный или прокачайте все виды памяти! (при покупке набора из 2-х или 4-х курсов вас будет ждать приятный подарок)

Развитие памяти у детей 6-13 лет

Развиваем способность быстро запоминать и надолго удерживать большое количество нужной информации

узнать подробнее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]