Специфика работы педагога-психолога в дошкольной образовательной организацииметодическая разработка по психологии на тему

В связи с вступлением в силу новых законодательных актов (ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО) возникает необходимость пересмотра и приведения в соответствие всей документации дошкольного учреждения, в том числе и документации педагога-психолога ДОУ.

В этой статье речь пойдёт о рабочих программах педагога-психолога.

Экспресс-диагностика в детском саду

Авторы: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г.
Данное пособие представляет собой структурированный по возрастам диагностический комплект. В нём имеется протоколы, методическое пособие с подробной инструкцией и интерпретацией. Пособие отлично подходит для диагностики с детьми от 3 до 7 лет.

Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс — диагностика в детском саду Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Подробнее

2

Ведущие потребности дошкольника

В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:

  • получение новых впечатлений;
  • двигательная активность;
  • общение.

Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.

В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:

  • поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
  • эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
  • неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
  • проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
  • отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.

При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.

Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ

Автор: Кремлякова А.Ю.
Данное пособие я открыла для себя сравнительно недавно. Оно отличается от книг по адаптации представленных мной выше. Если в предыдущих книгах игры могут повторяться, то здесь совершенно другие занятия. Также имеются разработанные семинары, памятки для родителей и воспитателей.

Кремлякова А.Ю. «Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ» В программе представлена система работы с воспитанниками, их родителями и специалистами ДОУ, направленная на успешную адаптацию детей к детскому саду. Подробнее

Приемы и методы работы психолога с детьми

Меня зовут Жукова Марина Андреевна. Я клинический психолог, являюсь специалистом в области детско-родительских отношений и психологии младенчества и раннего возраста. Сегодня мне хотелось бы поговорить о методах диагностики, которая используется в психологической работе с детьми и подростками.

Родитель очень часто идет к психологу и не знает, чего ему ожидать. Для того, чтобы эту тревожность снизить, я бы сегодня хотела немного остановиться на тех приемах и методах, которые, как правило, психолог использует. Если родитель приходит с ребенком в возрасте от года до трех, то, как правило, взаимодействие начинается сначала с родителем. Для того, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно, необходимо установить такой хороший контакт именно в общении со взрослым. Когда взрослый раскроется, раскрепостится, он будет сигнализировать ребенку о том, что та ситуация, в которую ребенок попал, она является безопасной. Поэтому психолог очень редко начинается общаться сразу с ребенком. Это нужно понимать, что это делается не просто так, а для того, чтобы стало комфортно родителю, а через него и ребенок бы почувствовал себя хорошо.

Как правило, психологу важно понимать особенности семейных взаимоотношений, какие-то такие объективные вещи, которые происходят в семье, скажем, полная ли это семья, есть ли у ребенка братья и сестры. Психолог может задавать вопросы относительно каких-то навыков саморегуляции ребенка. Умеет ли ребенок самостоятельно есть, одеваться, ходит ли он в памперсах или уже пользуется туалетом. То есть такие вещи, которые лежат на поверхности, помогают психологу понять, к какому – не биологическому, не хронологическому, а именно психологическому возрасту принадлежит ребенок, который сейчас находится перед ним. После того, как контакт с родителями уже установлен, психолог немножко познакомился с этой семьей, можно начинать взаимодействовать с ребенком. Как правило, у психолога в кабинете находится большое количество игровых материалов, и они в доступе. То есть, ребенок может с самого начала с ними знакомиться и играть таким образом, каким ему хочется. Это называется ситуация свободной игры. Она, как правило, идет параллельно с беседой с родителями.

Психолог общается с родителем и попутно наблюдает за тем, что происходит с ребенком. Ребенок может активно исследовать, предлагая родителю, предлагая психологу тоже поиграть вместе с ним. Может немного настороженно относиться, тревожиться, может быть, жаться к родителю. Здесь нет правильного поведения. Просто для психолога важно посмотреть, какое поведение демонстрирует этот ребенок, пришедший к нему, и на основе этого он строит дальнейшее взаимодействие с ним. Возможно, вторую- третью встречу уже можно перейти непосредственно к диагностике. В зависимости от обращения, в зависимости от жалоб родителя психолог будет пользоваться разными методами. Наверное, наиболее частый – это метод игровой терапии, то есть это игра, в которой проигрываются какие-то вещи, с которыми ребенок имеет дело в реальной жизни, будь то отношения со сверстниками, отношения с родителями, сложности с разлучением – это очень частая тема. Как правило, это просто реализуется в сюжете игры.

Также психолог может использовать сказкотерапию. Это прием, который позволяет в словесной форме проработать все то же самое, что и происходит во время игры. Единственное отличие, как правило, в сказкотерапии есть некий мудрый человек, наставник, или какой-то сказочный персонаж, который может дать ребенку совет и таким образом наставить его на какой-то путь как решить проблему. Лично я являюсь не сторонником подобного подхода и всегда предполагаю, что ребенок сам лучше всего справится с ситуацией, и сам сможет найти решение, если ему создать для этого условия и рамки. Поэтому, если я использую сказкотерапию, как правило, я стараюсь дать ребенку ту роль, в которой он сам должен дать совет персонажу. Чтобы не он был этим персонажем, чтобы он был тем мудрецом, который может другому помочь. Это очень повышает самооценку и внушает ребенку веру в свои силы.

Следующий метод – это арттерапия. Очень частая методика, которая любима всеми профессионалами, – это рисунок несуществующего животного. Ребенку предлагается нарисовать животное, которое не существует в реальном мире, которое он никогда не видел ни в фильмах, ни в играх, ни в мультфильмах. Чтобы это животное каким-то образом было наделено какими-то качествами, о которых ребенку потом будет предложено рассказать. Конечно, ребенок в таком случае пользуется собственным бессознательным и реализует какие-то вещи на бумаге, с которыми возможно имеет дело сам. Ребенку нужно затем назвать это животное и рассказать, что оно умеет. Там есть особенности, на которые смотрит психолог. Родитель тоже может попробовать такой метод, однако здесь опасно, потому что если родитель будет интерпретировать самостоятельно, читая, например, Википедию или еще какие-то ресурсы, то есть риск просто запаниковать. Хотя на самом деле с ребенком все нормально, он просто фантазирует. Не обязательно, если ребенок рассказывает, что его животное очень одиноко, живет в изоляции, ни с кем не дружит, что у ребенка ситуация точно такая же. Эти фантазии могут произрастать из совершенно других вещей, видных только профессионалу. Поэтому родитель может играть с ребенком в такие игры, однако вопросы диагностики лучше оставлять психологам. Пожалуй, это самые популярные методы диагностики детей раннего возраста.

Что касается уже периода школы, младшие классы, как правило, диагностика сводится к характеристике межличностных отношений со сверстниками, с родителями и с учителями. Есть замечательный метод под названием методика Рене Жиля, на которой нарисованы картинки, где расположены такие схематично изображенные человечки, и ребенку нужно среди этих человечков найти себя. Показать, где он находится. Вот это вот позиционирование себя в группе очень информативно для психолога. Но помимо вот этой точки в социуме, которую ребенок обозначает, психолог задает еще ряд вопросов, и на основе них сможет сформировать некий портрет ребенка, на основе которого можно построить вмешательство и помочь ребенку улучшить взаимодействие в тех сферах жизни, в которых ему сложно. Это лишь один из методов, но он достаточно яркий и информативный. Также лично я очень часто прибегаю к методу под названием «Методика фрустрационной устойчивости Розенцвейга». Что такое фрустрация – это реакция на агрессию, это некое разочарование, когда мы сталкиваемся с каким-то препятствием, и существует несколько вариантов, как мы можем на это отреагировать. Для того, чтобы ребенок смог ответить на вопрос как он реагирует на препятствие, его ставят в такую ситуацию, когда ему нужно продолжить высказывание. На картинке нарисованы персонажи, и тот персонаж, за которого ребенку нужно достроить фразу, как правило, находится в какой-то очень неудачной ситуации. Его обижают взрослые, его обижают сверстники, что-то получается не так, как ему бы хотелось. Ребенку нужно ответить так, как ответил бы этот человек. Мы замечаем, что со временем ребенок начинает наделять персонаж какими-то собственными особенностями, на основе которых также у психолога может сформироваться впечатление о том, как ребенок обычно ведет себя в тех или иных ситуациях. Также это хороший способ установить контакт с ребенком, узнать больше о нем. Можно же задавать вопросы не только по методике, но и как-то попутно задавать вопросы еще о чем-то, таким образом, составляя более расширенный профиль.

Дата публикации: 19.02.16

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]