Особенности взаимодействие педагога-психолога с педагогами детского сада


Статья:

Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с воспитателями, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка обоих специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.
Общеизвестен тот факт, что основная цель дошкольной ступени образования есть подготовка детей к обучению в школе, и особую значимость этот процесс приобретает именно в старших и подготовительных группах.

Психологическая готовность к школе – интегративная характеристика, в качестве компонентов которой выделяют: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую и социально-психологическую (коммуникативную) готовности. И если развитию первых трех уделяется достаточно внимания в рамках образовательной деятельности ДОУ, то формирование коммуникативной компетенции дошкольников часто остается стихийным процессом. Хотя от уровня ее развития во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе и успешность его обучения.

Сложность формирования и развития коммуникативной компетенции в детском саду обусловлена, на наш взгляд, тем, что требует от педагога непрерывной работы в заданном направлении. Поскольку общение – постоянный спутник любой деятельности ребенка: режимных моментов, занятий, совместной игры, взаимодействия с окружающими. Следовательно, профессиональная деятельность по формированию коммуникативных навыков ребенка происходит в течение всего рабочего дня педагога.

Под коммуникативной компетенцией дошкольников мы понимаем формируемое интегративное качество личности, включающее в себя гибкое владение способами установления и поддержания взаимоотношений, развитие потребности в общении, умение действовать совместно. Реалии нашего времени (быстрый темп жизни, занятость родителей, высокий уровень технократизации общества) оказывают негативное влияние на формирование коммуникативных навыков детей. Попадая в зависимость от компьютерных игр, просмотр телепередач и мультфильмов, не соответствующих возрасту и не имеющих образовательного потенциала, ребенок перестает нуждаться в живом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Ни для кого не секрет, что практически в каждой группе детского сада есть дети, имеющие нарушения в коммуникативной сфере. Это могут быть: неумение устанавливать контакт, уход от общения, конфликты, нежелание считаться с мнением и потребностями другого. Ребенок, не умеющий адекватно общаться, не интересен окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к двум полярным группам последствий: тревожность, застенчивость, замкнутость или агрессивность.

Каков же алгоритм совместной деятельности педагога-психолога и воспитателя по формированию коммуникативной компетенции?

1. Совместное составление психологических характеристик детей группы, на основе диагностики психолога и ежедневного педагогического наблюдения воспитателя. Этот этап способствует целесообразному составлению занятий и оптимальному распределению участников во время выполнения упражнений, гармонизации отношений воспитателя с детьми на основе индивидуального подхода.

2. Совместное участие в занятиях, основанное на безусловном принятии ребенка таким, какой он есть (Запоминаем, что Нет трудных детей, есть дети, с которыми трудно).

3. Контроль воспитателя за соблюдением детьми в группе правил, умений и навыков, формируемых на занятиях, способствующий более быстрому их закреплению.

Занятия по развитию коммуникативных навыков должны способствовать:

  • формированию потребности в общении;
  • закреплению навыков установления и поддержания контактов,
  • развитию качеств, помогающих в общении и купированию тех, которые мешают,
  • формированию навыков совместной деятельности, которая возможна только при соблюдении правил, уважительном отношении к другим детям.

Примерами упражнений, направленных на формирование коммуникативных навыков, могут быть: «Поздоровайся разными частями тела», «Чем мы похожи», «Правила дружбы», «Паровозик «Я-хороший»», Совместный рисунок».

Успехов Вам в таком нелегком, но увлекательном деле – воспитании подрастающего поколения!

Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»

Методические рекомендации на тему: «Методы групповой работы педагога-психолога с коллективом ДОУ»

Педагог-психолог Сафонова Т.А.

С целью повышения психологической компетен­тности педагогов ДОУ, включающей ориентиров­ку в закономерностях развития ребенка, в вопро­сах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований, педагог-психолог может использовать целый ряд методов:

  • лекция;
  • семинар-практикум;
  • групповая консультация;
  • тренинг;
  • метод «мозгового штурма»;
  • деловая игра;
  • круглый стол;
  • беседа.

Необходимо также включать и такие виды ра­боты, которые способствовали бы улучшений эмо­ционального самочувствия педагогов, снятию на­пряжения и чувства дискомфорта. Наиболее эф­фективными являются релаксационные паузы.

Остановимся на некоторых методах.

1. Лекция

. Это метод передачи готовых знаний лектором аудитории. В работе с педагогами раци­онально использовать в сочетании с другими мето­дами, более практической направленности, в свя­зи с особенностями аудитории и целевого поля их деятельности. Структура лекции должна включать узловые моменты проблемы, иметь логическую яс­ность построения:

  • введение (актуальность, практическая значи­мость темы или проблемы);
  • основная часть (формулировка основных по­нятий, раскрытие структуры и взаимосвязей, клас­сификации);
  • заключение (выделение главной мысли, ре­зюмирование).

Выделяют несколько видов лекций:

Лекция-беседа.

Проходит в режиме непосредственного контакта с аудиторией. С её помощью ведущий имеет возможность привлечь внимание слушателей к ключевым моментам лекции, опосредованно использовать коллективный опыт и знания. Негативный момент заключается в том, что в ходе лекции-беседы невозможно привлечь к обсуждению всех участников.

Лекция-дискуссия.

Предполагает использо­вание свободного обмена мнениями ведущего и слушателей между логически выстроенными бло­ками лекции, что позволяет пошагово контроли­ровать процесс усвоения материала. Для эффек­тивного ведения лекции-дискуссии необходимо подготовить вопросы. Этот метод позволяет веду­щему управлять мнением большинства, изменять негативные установки отдельных членов аудито­рии.

Лекция-консультация.

Наиболее эффектив­на при изложении материала практической направ­ленности. Предполагает ответы лектора на вопро­сы слушателей после изложения темы. Этому от­водится примерно половина общего времени лек­ции. Данный метод позволяет ведущему отследить эффективность лекции, обнаружить проблемы слу­шателей, их профессиональную и личностную на­правленность.

Данные виды лекций можно использовать в ра­боте и с педагогами, и с родителями.

Выделяется еще несколько видов лекций (лек­ция с интенсивной обратной связью, лекция с раз­бором микроситуаций и т. д.). По своей сути они дублируют в некоторых аспектах вышеперечислен­ные, поэтому не требуют детального рассмотрения.

  1. Семинар-практикум.

    Вид занятия, цель ко­торого состоит в обеспечении возможности прак­тического использования теоретических знаний. Предполагает интенсивную самостоятельную рабо­ту участников и ведущего по поводу заданной им темы. В ходе семинара-практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматривают­ся варианты решения тех или иных проблем.

  2. Групповая консультация. В

    своей основе имеет ту же структуру, что и индивидуальная кон­сультация. Ее психологический смысл состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить воз­никшую проблему, что предполагает активность всех участников консультации и равные позиции ведущего и аудитории. Содержание консультации должно касаться наиболее важных и значимых вопросов, выявленных в ходе наблюдений или оп­росов. Целью групповой консультации должна быть помощь участникам в самостоятельном решении проблем.

4.«Мозговой штурм»,

или брейнсторминг. Это метод активизации мыслительной деятельности, предназначенный для продуцирования идей или решений по той или иной проблеме. Использова­ние данного метода должно осуществляться в со­ответствии с правилами:

а) группа должна состоять из 7—10 человек;

б) критика чужих идей запрещена, по отношению к чужому мнению возможно проявлять лишь уважение;

в) чужую идею можно развивать, а можно предлагать свою;

г) кресла участников должны стоять по кругу;

д) участники должны находиться в состоянии эмоциональной и мышечной расслабленности;

е) Все идеи участников должны фиксироваться. Предлагаться могут любые идеи, даже самые

фантастические, и все они имеют право на суще­ствование. Далее в ходе накопления идей происхо­дит принятие наиболее рациональных и эффектив­ных в конкретной ситуации. Необходимо выпол­нение правила «4-х аналогий»:

  • прямая аналогия

    (участникам предлагается продумать, как решаются задачи, похожие на дан­ную);

  • личная аналогия

    (участникам предлагается войти в образ данного в задаче объекта и рассуж­дать с его точки зрения);

  • символическая аналогия

    (участникам пред­лагается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Фантастическая аналогия (участникам предла­гается представить себе решение задачи с точки зрения сказочных нереальных героев).

Существуют и другие методы активизации мыс­лительных процессов группы:

  • метод фокальных объектов

    (суть состоит в том, что признаки нескольких случайно выбран­ных объектов переносят на объект, находящийся в фокусе, в результате чего возникают необычные сочетания, развитие которых приводит к выработ­ке оригинальных идей);

  • метод контрольных вопросов

    (предполагает использование вопросов, направленных на измене­ние объектов, веса, размера, материала, формы, направленности и т. д.).

Метод мозгового штурма стимулирует развитие групповой динамики, которое не должно быть сти­хийным, задача ведущего — косвенно направлять это движение, опосредованно регулировать его. Важно вовремя уловить напряженность, возник­шую в отношениях участников, сгладить ее.

5. Тренинг.

Активный метод групповой рабо­ты, использование которого требует соблюдения оп­ределенных правил. Критериями отбора участни­ков тренинга можно считать следующие:

  • добровольность прихода в группу, желание участвовать в тренинге;
  • приблизительно одинаковый возраст участ­ников (отмечено, что после 45 лет участие в тре­нинге не является эффективным);
  • количество участников группы не должно пре­вышать 12 человек;

— в тренинговой группе должны участвовать люди, незнакомые друг другу;

  • в тренинге не должны участвовать люди с явными физическими дефектами и психическими нарушениями.

Ведущий обязательно должен иметь сертификат, свидетельствующий о подготовке к ведению тренинговых групп.

В педагогических коллективах более эффектив­но использовать элементы тренинга, в связи с тем что организация полноценных тренинговых групп чаще всего невозможна. Это является следствием ряда особенностей: режим работы, наложение лич­ных взаимоотношений на деловые, широкие воз­растные границы и т.д.

Тем не менее, при соответствии ситуации в пе­дагогическом коллективе требованиям к их участ­никам в решении целого ряда проблем достаточно высокоэффективным эквивалентом тренинга мож­но считать обучающие семинары или семинары-практикумы.

6. Деловая игра.

Относится к игровым техно­логиям учебно-воспитательного процесса. Это вид деятельности, предполагающий решение каких-либо задач в ситуации искусственно созданных ус­ловий. Деловая игра создает эмоционально пози­тивный настрой участников, позволяющий избе­гать напряжения в ходе решения игровой задачи. В процессе деловых игр моделируются:

  • взаимоотношения;
  • взаимодействия;

— организационно-структурные моменты. Перед началом деловой игры участниками должны быть выработаны правила взаимодействия.

— обсуждение происходящего в группе на уров- не личных и деловых взаимоотношений должно быть «здесь и сейчас»;

  • все высказываемые идеи имеют право на су­ществование, так как даже самая неправдоподоб­ная идея может позитивно влиять на выработку общегруппового решения;
  • высказывания должны быть по теме, необхо­димо исключить пустопорожние разглагольствова­ния;
  • свое мнение или позицию надо высказывать в лаконичной форме, экономя время других участ­ников;
  • критика в отношении чужих идей должна быть исключена, их можно лишь развивать и под­держивать.

Свидетельством эффективности групповой рабо­ты в ходе деловой игры является появление у уча­стников так называемых приращений.

Проведение деловой игры требует определенной логики развертывания. Перед ее началом ведущий должен подготовить документацию, предусмотрен­ную ходом игры. В документацию входит и сло­варь терминов и понятий, обеспечивающий одно­значное их толкование.

Далее необходимо:

  • выделить объект или процесс, моделируемый в игре;
  • подготовить проспект игры (раскрыть ее со­держание, условия применения, другими словами, объяснить, какая деятельность моделируется в игре, где находится сфера ее применения);
  • разработать сценарий, включающий харак­теристику объекта игры и установление ролей;
  • организовать игровую обстановку, наиболее приближенную к реальным условиям;
  • установить регламент;
  • назначить администратора, который возгла­вит группу организаторов игры;
  • сформировать игровые команды;
  • распределить роли;
  • создать группу экспертов для разбора возник­ших конфликтов;
  • выбрать счетную группу (в случае необходи­мости);
  • выбрать человека для создания помех и слу­чайностей (если это предусмотрено правилами игры).

В процессе работы с педагогами психолог мо­жет использовать и такие методы, как психотех­нические игры1. Они позволяют снизить психи­ческое напряжение педагогов, развить их внутрен­ний потенциал, эффективно управлять своим внут­ренним состоянием, что в итоге будет позитивно влиять на профессиональный и личностный рост. Такие игры не требуют специальной организации и затрат, а после обучения педагоги могут их ис­пользовать в своей повседневной жизни.

Игры-релаксации.

Необходимы для снятия внут­ренних «зажимов» и напряжения. Позволяют об­рести ощущение стабильности и освобождения от стрессоров. Это своеобразный «психологический душ», необходимый людям, чьи профессии пред­полагают наличие стрессогенных ситуаций.

Адаптационные игры.

Предназначены для оп­тимизации процесса профессиональной адаптации молодых педагогов и, прежде всего, для развития умения управлять собой, контролировать свои эмо­циональные состояния.

Игры-формулы.

В основе этих игр лежит метод вербального самовнушения. Текст формул должен быть в форме самоприказов, которые проговари­ваются про себя. Эффективность таких игр будет достаточно высокой, если следовать правилам:

  • непоколебимо верить в силу формул-самовну­шений;
  • проговаривая формулу, необходимо сконцен­трироваться и сосредоточиться;
  • формула должна быть повторена 5—7 раз;
  • текст формулы должен быть кратким и ла­коничным;
  • начало формулы обязательно должно вклю­чать утверждения:

«Я сумею…», «Я знаю, что…», «Я чувствую, что…», «Я убежден, что…»

Игры-формулы могут иметь следующую направ­ленность:

  • настрой на активную позицию в течение дня;
  • настрой на уверенное поведение;
  • настрой на позитивное отношение к работе,

детям, родителям.

Таким образом, психологическая наука предла­гает практическим психологам достаточно широкий спектр методов и форм активной групповой работы с педагогами. Важно выбрать из них адек­ватные целям и потребностям конкретной группы людей — педагогическому коллективу дошкольно­го учреждения. Психологу необходимо выявить потенциальные возможности педагогов, а также определить круг проблем, существующих у них, и уже на основе их анализа выстраивать дальней­шую работу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]