Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание.
Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет.
В статье мы поговорим о стадиях развития мышления у детей, способах, а также связи мышления с другими навыками.
Особенности мышления в дошкольном возрасте
Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.
Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.
Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:
- Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
- Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
- Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
- Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
- Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
- Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
- Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.
Этапы развития дошкольников
Дошкольный возраст – период бурного развития. В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей.
Этап младенчества (от рождения до 1 года)
В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.
Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)
Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».
Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Стадии развития мышления
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».
В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.
Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет. Речь оказывает первостепенное значение на развитие мышления ребёнка.
Мыслительные операции
Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- обобщение.
На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).
На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.
Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.
Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.
Что такое мышление?
Существует много определений этого понятия, но, по сути, все они сводятся к одному: мышление — процесс познания через обобщения, опосредованное отражение действительности. То есть это знания, которые мы получаем не от органов чувств, а с помощью мыслительного процесса.
Можно привести простой пример: мы смотрим на кипящий чайник и точно знаем, что вода в нем очень горячая. Нам не нужно измерять ее температуру с помощью специальных приборов, не нужно пробовать воду рукой. Мы помним, как выглядит кипящая вода, и, обобщив свои знания и распространив их на конкретный чайник с водой, делаем вывод. Так устроен процесс мышления.
Рассмотрим основные мыслительные операции, которые помогают процессу познания.
- Анализ — это мыслительная операция разложения изучаемого объекта на составные части, свойства или характеристики. Анализ помогает выделить определенные свойства предмета, необходимые нам в том или ином случае. Их может быть сколько угодно. К примеру, как можно описать яблоко? Оно круглое, красное, съедобное.
- Синтез — противоположная анализу операция, когда на основе общих черт предметы или явления объединяются в группы. В нашем примере: нечто красное, круглое и съедобное — что это может быть? Яблоко? Да, но не только — очевидно, под описание попадут и помидор, и слива, и конфета соответствующей формы.
- Обобщение — это объединение различных предметов или явлений в одну группу на основе общего признака. К примеру: несколько предметов разной формы — яблоко, банан и груша — можно объединить в группу «Съедобные». А яблоко, красный бант и пожарная машина — в группу «Красные предметы».
- Сравнение. Тут все просто: предметы или явления, имеющие общий признак, сопоставляются друг с другом. Яблоко такое же красное, как и пожарная машина, но значительно меньше. Общий признак — цвет, отличие — размер.
- Конкретизация. На основе общих признаков можно определить конкретные предметы. В нашем случае: красные предметы — яблоко, пожарная машина, бант. Съедобные продукты: банан, яблоко, груша, помидор.
- Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения). Зная характеристики одного яблока, можно сделать вывод обо всех яблоках в корзине.
К операциям мышления также относят:
- Абстрагирование — когда, изучая предмет, необходимо сконцентрироваться на одном его свойстве, игнорируя остальные. К примеру, мяч и апельсин — круглые предметы, на этом их сходство заканчивается. Но если нам нужно назвать именно предметы, имеющие форму шара, от остальных свойств апельсина и мяча можно абстрагироваться.
- Классификацию — это распределение предметов по каким-то признакам. Например, мы можем распределить предметы по форме (круглые и нет); цвету (красные и нет), признаку «съедобное или несъедобное». Мысленная классификация помогает упорядочить знания о предмете.
- Систематизацию — расположение объектов в определенном порядке. Например, все красные предметы можно выстроить по размеру: пожарная машина — яблоко — бант.
Процесс обучения, получения любых новых знаний, как правило, включает в себя совершение человеком одновременно нескольких таких мыслительных операций.
Как развивать мышление дошкольника
Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому.
Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.
Виды занятий | Описание |
Задание на развитие памяти | Запоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее |
Логические упражнения | Найти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение |
Задачи на классификацию | Сортировка, группирование по признакам и подобное |
Упражнения на концентрацию внимания | Нахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т.п. |
Задания на развитие пространственного восприятия | Развитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок |
Упражнение на развитие аналитических способностей | Поиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности |
Задачи на формирование стратегического подхода | Продумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов |
Характеристика мышления ↑
Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:
- поиск и открытие нового знания;
- обобщенное отражение полученной информации и окружающей действительности;
- анализ событий или объектов;
- восприятие предметов.
По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.
Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.
Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:
- обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
- наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
- абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
- понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.
Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.
Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников
Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.
Игры на развитие наглядно–действенного мышления
- «Разложи по группам» — игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать.
- Игра «Построй ряд». Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
- Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.
Игры на развитие наглядно-образного мышления
- Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
- Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
- Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.
Игры на развитие словесно-логического мышления
- Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
- Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить. Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
- «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
- Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.
Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возрастастатья на тему
Особенности, виды и свойства мышления детей дошкольного возраста.
Мышлением называется отражение связей и отношений междупредметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний..
С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления, и на ранее приобретенные теоретические знания. косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.
В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления:
1.наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами),
2.наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений),
3.словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым.
Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет: он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, с помощью прямого контакта с предметами. Эта форма мышления характерна для детей до 3-х лет. Ребёнок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому. То есть, мысль ребёнка напрямую связана с его действиями, при этом само действие опережает мышление.
Предметно-действенное мышление также встречается и у взрослых. Например, думая о предстоящем ремонте, мы используем этот вид мышления. Предметно-действенное мышление необходимо, когда нет возможности полностью предвидеть результаты каких-нибудь действий
На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное решение наиболее полно воссоздаёт всё многообразие различных характеристик предмета, при этом, видение предмета может быть одновременно зафиксировано с нескольких точек зрения.
Таким образом, наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения. Наглядно-образное мышление играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений .
К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие определённых процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
Словесно-логическое мышление — высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане.
Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления . Необходимо обратить особое внимание на развитие сильных сторон комплексного мышления, которое является ведущим на протяжении значительного периода дошкольного детства и имеет чрезвычайно важное значение в общем умственном развитии детей. Правильность решения практической или познавательной задачи, требующей участия мышления, зависит от того, сможет ли ребенок выделить и связать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые важны, существенны для ее решения.
Фактически, все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. На практике бывает трудно определить, какой вид мышления используется человеком при решении той или иной задачи, так как все виды мышления переплетаются друг с другом. Можно лишь говорить об относительном преобладании того или иного вида мышления.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.
Леонтьев А.Н. определяет мышление как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания». По мнению Леонтьева А.Н., мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности».
Одной из наиболее известных теорий формирования и развития мышления человека является теория, разработанная Ж. Пиаже. Он пришел к выводу, что в своем развитии мышление детей проходит через следующие четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта. Она охватывает период жизни от рождения до 2-х лет. На этой стадии в самых элементарных формах представлено наглядно- действенное мышление. Благодаря этому мышлению ребенок получает возможность познавать окружающий мир в его инвариантах, устойчивых свойствах.
2. Стадия дооперационного мышления. На данной стадии находятся дети от 2-х до 6 — 7 лет. В это время у детей формируется речь и начинается процесс ее соединения с мышлением. Здесь же идет интериоризация внешних действий с предметами, то есть, превращение какого-либо процесса или явления из внешнего, по отношению к человеку, во внутреннее. Например – совместной, разделенной между несколькими людьми, деятельности во внутренний, психологический процесс. Однако выполнять операции ребенок еще не может.
3. Стадия конкретных операций. На этой стадии находятся дети в возрасте от 7-8 лет до 11-12 лет. Они могут выполнять операции с конкретными предметами, причем действия, входящие в состав таких операций, становятся обратимыми. Однако дети этого возраста еще не в состоянии выполнять операции с абстрактными понятиями.
4. Стадия формальных операций. Она включают детей в возрасте от 11- 12 лет до 14-15 лет. Эти дети в состоянии выполнять полноценные умственные, обратимые операции с понятиями, действуя по законам логики. Умственные операции детей на этой стадии представляют собой структурно организованную, внутренне согласованную систему.
Л. С. Выготский изучал процесс развития понятий у детей примерно в том же диапазоне возрастов, с которыми имел дело Ж. Пиаже.
Л. С. Выготский выделил следующие четыре стадии формирования понятий у детей:
1. Стадия синкретического мышления. Дети, находящиеся на этой стадии, не справляются с решением задачи по формированию понятий, и вместо поиска существенных признаков понятия подбирают предметы на случайной основе ( синкрет — это случайное, неупорядоченное множество предметов).
2.Стадия комплексного мышления. Предметы на данной стадии объединяются детьми в группы на основе общих для них, объективных признаков. Однако эти признаки являются случайными, несущественными для сравниваемых предметов. К тому же выделяемые детьми признаки случайным образом могут варьировать в одном и том же эксперименте: вначале ребенок подбирает предметы по одному признаку, затем- по другому, и т.д.
3.Стадия псевдопонятий. На этой стадии дети действуют, казалось бы, правильно, подбирая предметы по их существенным признакам. Создается впечатление, что они понимают, что означает соответствующее понятие. Однако в этих определениях не выделяются существенные признаки соответствующих предметов.
4.Стадия настоящих понятий. На данной стадии дети не только правильно действуют, но и дают верные словесные определения понятиям, выделяя в них наиболее общие и существенные признаки соответствующих предметов.
П. Я. Гальперин предложил еще одну теорию развития мышления, которую он назвал теорией планомерного (поэтапного) развития умственных действий. Эта теория представляет и научно обосновывает процесс постепенного превращения внешних, практических действий с материальными предметами во внутренние, умственные действия с понятиями. Этот процесс закономерно проходит через следующие этапы:
1.Этап формирования ориентировочной основы действия. На данном этапе человек, у которого должно быть сформировано новое умственное действие, подробно знакомится с действием, его составом и предъявляемыми к нему требованиями, то есть ориентируется в нем.
2.Этап выполнения действия во внешней, развернутой форме, с реальными материальными предметами. На этом этапе соответствующее действие практически выполняется в его полном составе на реальных, материальных предметах и тщательно отрабатывается.
3. Этап выполнения действий в плане громкой речи. Здесь отработанное на предыдущем этапе действие проговаривается вслух с начала и до конца, но практически не выполняется.
4.Этап выполнения действия в плане речи «про себя». На данном этапе действие проговаривается человеком про себя, то есть, с помощью, так называемой беззвучной речи. Голосовые связки человека работают, но окружающие люди его не слышат.
5. Этап выполнения действия в плане внутренней речи. Это завершающий этап формирования умственного действия, на котором оно становится полностью внутренним, оказывается связанным с внутренней речью, выполняется быстро и автоматически, так что кажется, что человек мгновенно, не раздумывая, дает ответ на поставленный вопрос.
По мнению С.Л. Рубинштейна, в качестве основного предмета психологического исследования мышление выступает как процесс, как деятельность.
М.Н. Поддъяков систематически изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие детского мышления анализируется с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности.
Список литературы
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982.
2. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. — СПб.: Питер, 2000. — 320 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии). (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Хорни, Э.Тондайк, Дж.Б. Уотсон, А.Бандура, Р.Уолтерс, А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Г.В. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, К. Леонгард).
3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). (Лазурский А.Ф., Теплов Б.М., Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г., Зейгарник Б.В., Русалов В.М., Петровский А.В., Узнадзе Д.Н., Додонов Б.И., Платонов К.К., Братусь Б.С. и др.).
4. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. Сост. и авт. ввод.очерков В.В. Мироненко. — М.: «Просвещение», 1977 (и 1987 г. 2-е изд.). — 528 с. (разделы общей, возрастной и педагогической психологии).
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
7. М Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. — Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.
8. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6-361.
10. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972.
11. Клюева Н.В. Учим детей общению. Я.,1996.
12. Лисина М.И. Избранные труды. Проблемы общения. М., Педагогика. 1986.
13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошк. восп. – 1989. — № 4.
14. Савова М.Р. Каковы правила игры в общении. // Начальная школа. 2004, №2.
15. Сахин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.