10 причин, почему стоит ездить с детьми на экскурсии


Предметные знания

Некоторые школьные предметы просто невозможно представить себе без экскурсий, на которых расширяются и углубляются знания детей, полученные на обычных уроках. География не существует без экскурсии по улицам своего населенного пункта, без составления его плана, без изучения ближайших географических объектов: реки, холма, оврага, завода и др. Биология не может существовать без изучения растений и животного мира своей местности. Многие уроки истории требуют проведения их в музеях. Первые знания по астрономии дети могут получить в планетарии. И вариантов проведения уроков-экскурсий очень много. Можно сказать, что в этом случае экскурсии выступают как наглядное пособие к школьным предметам.

Останкинская резиденция Деда Мороза

Каждая организованная экскурсия для школьников преследует свои цели и задачи. Экскурсионное мероприятие проводится в соответствии с намеченным планом. Обратимся к анализу целей, которые ставят педагоги перед проведением экскурсий.

По следам древних славян

«В гостях у Чуковского»

Интерактив «Красная стрела»

«Москва спортивная»

В зависимости от направленности мероприятия и с учетом возраста участников группы цели школьной экскурсии могут быть сведены:

  • К мотивации учащихся к активному участию в практической деятельности;
  • К духовно-нравственному воспитанию учащихся путем их приобщения к нормам социума и осознания ответственности за сохранение природы;
  • К расширению общего кругозора воспитанников;
  • К формированию практических навыков и умений путем осуществления определенных действий во время мероприятия;
  • К мотивации школьников на участие в исследовательской деятельности, проявлению творческого и научного потенциала;
  • К развитию основных компетенций, необходимых для выстраивания межличностных отношений, привития норм поведения в обществе и т. д.

«Московский школьник»

Интерактив «На пути к Олимпу»

«Первый раз в первый класс»

«Посвящение в пионеры»

Выше были приведены общие цели школьной экскурсии, теперь обратимся к их видам. Итак, существуют следующие виды целей:

  • Получение дополнительных знаний о культуре, науке и т. д.;
  • Воспитание патриотизма, уважения и любви к родине;
  • Трудовое воспитание и демонстрация достижений города в общей экономике страны;
  • Экологическое воспитание и знакомство с природой родного края.

Новый год с Чебурашкой и Геной

«Широкая масленица»

Интерактив «Школа Джунглей»

«Эхо прошедшей войны»

Исходя из цели школьной экскурсии, их достижение осуществляется путем решения определенных задач. К примеру, для цели патриотического воспитания и приобщения учащихся к природе и культуре родного края задачи сводятся:

  • К развитию творческих способностей и расширения у воспитанников кругозора;
  • К формированию интереса школьников к изучению культуры и истории родного края;
  • К знакомству с обликом города в разные временные периоды для формирования устойчивого мнения о его неповторимости и своеобразии.

Квест «Тайна лесной поляны»

Путешествие по сказкам Чуковского

Масленица «Краденое солнце»

Мастер-класс «Юный кондитер»

В соответствии с выбранными целями и поставленными задачами педагогом готовится план экскурсии. Достижение целей и решение задач происходит ресурсов и возможностей, предоставленных в рамках мероприятия.

Общение детей

В ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. Предваряющие экскурсию задания требуют от них точно сформулировать вопросы. Обсуждая увиденное, делясь впечатлениями, подводя итоги, они учатся говорить, выражать свое мнение, отстаивать его, выделять главное. При этом они выслушивают других, сравнивают их мнение со своим и т. д. То есть у детей развиваются коммуникативные способности.

Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей

наталья павлова

Коллективное посещение музеев — полезный досуг для детей, родителей и воспитателей

Знакомство с музеем должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире (Н. А. Ветлугина)

.

Слово «музей» в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы — храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры (открытый урок рф/статьи/578638/)

.

Прежде всего, посещение музеев даёт дошкольнику возможность приобщиться к миру общечеловеческих ценностей и развивает познавательно – исследовательские умения.

Музей — это особая образовательная среда, это замечательные помощники для тех мам и пап, которые хотят расширить кругозор своего ребенка. Ведь семейный отдых – немаловажный способ укрепления семьи.

Посещение музеев поможет семье расширить кругозор, научит понимать и ценить искусство, позволит приобщиться к музейной культуре, усвоить правила поведения, умение понимать образный язык предметов, даёт символичный доступ в пространство другой культуры, возможность личного переживания.

В дошкольном возрасте наиболее сильное влияние на ребенка оказывает семья. Именно поэтому приобщение детей к музею проводится в тесном контакте с родителями.

Для большинства родителей характерно осознанное отношение к музею как специфическому воспитательному учреждению. Однако есть родители, которые считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить»

. Также, некоторым папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, но
коллективное посещение музея всегда приветствуется, заставляет оставить какие – то дела и пойти с коллективом.
Опираясь, именно на эти аспекты мы и решили создать в нашей подготовительной к школе группе семейный клуб «Калейдоскоп музеев»

. Хотим поделиться опытом своей работы и подтвердить тот факт, что
коллективное посещение музеев полезный досуг для детей, родителей и воспитателей.
Работу в клубе мы начали с анкетирования на тему коллективного посещения музеев и создания клуба. Опрос родителей показал, что 25% родителей против участия в клубе и лишь 60% поддержали создание клуба. На первом заседании присутствовало 8 человек — родители, которые всегда поддерживают начинания воспитателей. Мы решили, что для создания клуба этого достаточно и начали работу.На заседании участники клуба приняли:

1. Девиз клуба «В прекрасный мир шагаем мы, чтоб быть в созвездии красоты»

. 2. Выбрали актив,который состоял из единомышленников: председателя, его помощника, фотографа. 3. Познакомили с тематикой заседаний клуба на год и предложили названия
музеев, которые планируем посетить в этом году. Родители и дети были активны, предлагали свои варианты. Поступило предложение – коллективно посетить музей хлеба, воды, зоологический, музей Ижорских заводов, планетарий. Исходя из интересов детей и рекомендаций родителей, была принята технологическая карта с целями и задачами клуба на год, темами заседаний.
Первое наше посещение состоялось в музей «Ижорских заводов»

.Перед собой мы ставили следующие задачи: познакомить
детей с музеем, помочь детям адаптироваться в музейном пространстве, способствовать формированию навыков музейной культуры.
Задачи работы с детьми были следующие:

Познакомить с историей возникновения г. Колпино, легендами о происхождении названия города.

Содействовать формированию у детей интересов,любознательности и познавательной мотивации: осваивать средства и способы получения информации.

Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых.

Развивать умение делиться впечатлениями со своими друзьями.

Задачи работы с родителями:

Развивать умения родителей анализировать деятельность и поведение ребенка. Изучить особенности педагогической осведомленности и возможностей родителей участвовать в образовательном процессе группы посредством участия в работе семейного клуба. Дать представления родителям о методах и средствах решения проблем ребенка в рамках семейного клуба.

Для нас, педагогов, первая экскурсия носила диагностический характер.Важно было выяснить:

Как дети будут вести себя в другой обстановке?

Как долго они смогут удерживать внимание?

Что больше всего заинтересует детей?

Будут ли дети задавать вопросы экскурсоводу?

Так как экскурсия длилась в течение часа, мы заметили, что некоторые дети начали утомляться, отвлекаться и экскурсоводу приходилось переключать внимание детей на что-то новое, интересное. Большинство детей были заинтересованы музейными экспонатами, они уставали, но экскурсия очень хорошо была продумана, экскурсовод всё время поддерживал внимание детей. Чувствовалось, что детей заинтересовал рассказ экскурсовода об истории, а особенно рассказ о войне. Когда мы вернулись в группу, дети вспоминали о том, что им понравилось больше всего, а мы записывали их рассказы на видео. После посещения музея был запущен проект «Есть городок на реке Ижора»

,целью которого:

увлечь историей возникновения и развития города

познакомить с улицами, рекой и перекинутыми через неё мостами.

В рамках этого проекта дети вместе с родителями знакомились с городом, давались маршрутные листы, помогающие родителям в сопровождении ребёнка на экскурсии. Дети делали зарисовки, выполняли задания,например: «Найти в интернете информацию о мостах города»

, узнать, в честь кого названа улица, например
«Веры Слуцкой»
,
«Ижорского батальона»
,
«Анисимова»
и т. п.Также давались задания: составить рассказ о каком – то объекте города и рассказать своим друзьям. Например, составить рассказ о
«Доме творчества»
,
«Колпице»
, о памятнике – Меньшикову и т. п.

Мы считаем, что музей поспособствовал увлечению историей возникновения нашего города, инфраструктурой города, историей названия улиц, мостов не только детей, но и их родителей, так как для родителей некоторая информация о городе была новой. Вся эта работа развивает исследовательские умения детей, учит находить нужную информацию, воспитывает уважительное отношение к своей малой Родине, учит общаться, умению делиться впечатлениями со своими друзьями. Для родителей эта работа играет положительную роль в том, что родители и дети вместе. Они видят своего ребёнка, его достижения, недостатки, трудности, тем самым воспитывая у детей самостоятельность. Проект длился в течение года. И мы заметили, что дети и родители с интересом подходили к заданиям, которые им предлагались. Исходя из этого, мы решили продолжить проектную деятельность. Темы подбирали исходя из интересов детей, а также учитывали план работы клуба.

Следующим нашим проектом был краткосрочный проект «Откуда хлеб пришёл?»

На занятиях рассказывали детям о злаках, о хлебе, о том какой путь проходит зерно, собранное на полях, чтобы хлеб попал на стол. Показывали презентацию
«От колоска до булки»
, рассматривали злаки, сравнивали рожь и пшеницу, овёс и рожь, рассматривали картину
«В пекарне»
и составляли по ней рассказ. Пробовали сами замесить тесто и испечь печенье. Учили
детей уважать нелёгкий труд хлебороба, пекаря, бережно относиться к хлебу, потому что, как раньше на Руси говорили «Хлеб – всему голова»
! Все эти занятия способствовали знакомству с выращиванием злаков в современных условиях, когда труд облегчили машины.

А как же выращивали хлеб раньше? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, мы поехали в музей хлеба.

Задачи работы с детьми мы поставили следующие:

Познакомить с орудиями труда, которые использовали крестьяне, выращивая хлеб, с каторжным трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге.

Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба как основного продукта питания человека.

Развивать у детей познавательную активность, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарность к людям, которые выращивают и пекут хлеб.

Развивать умение делиться своими впечатлениями после посещения музея.

Задачи работы с родителями:

Попробовать побыть экскурсоводом для своего ребёнка, самостоятельно показать экспонаты, выполняя при этом задания сопроводительного листка.

Понаблюдать за своим ребёнком, как он умеет внимательно слушать, любознателен ли он?

Нам важно было понять:

Все ли родители смогут терпеливо провести по музею своего ребёнка и помочь выполнить задания сопроводительного листа.

Обратить внимание на поведение детей и взаимодействие родителей с детьми.

Музей хлеба предстал в несколько необычной форме, он предполагает тесный контакт ребёнка и его родителя. Экскурсовод познакомила детей с нелёгким трудом бурлаков, которые тащили баржу с хлебом по Волге, рассмотрели картину «Бурлаки на Волге»

, Сурикова. Дальше
родители каждый со своим ребёнком получили сопроводительный листок (буклет)
и, выполняя задания, знакомили
детей с экспонатами музея. Дети увидели русскую печь, в которой выпекали хлеб. Познакомились с орудиями труда, которые нужны были для выращивания хлеба в разное время года. Выполняли задания,например:составь слово из букв: Т, Б, Е, С, Е, А, Р и узнаешь, из чего сплёл Домовой лапти. Выбери каждую третью букву Р, Ш, Д,У,С,Р,Ж,Е,О,Я,З,В,П,Г,А и ты узнаешь, что заготавливают из древесины. Родители и дети выполняли ещё множество интересных заданий, они были полезны и детям и их родителям. Советуем посетить музей хлеба!
Итак, побывав в музее хлеба, мы ещё раз убедились в том, что коллективное посещение музеев – полезный досуг для детей, родителей и воспитателей:

дети расширили свой кругозор, поупражнялись в умении рассуждать;

дети увидели орудия труда для выращивания хлеба;

пополнили свой словарный запас за счёт слов,обозначающих кухонную утварь: жернова, цеп, помело, решето, ухват, ночва. А также за счёт слов,обозначающих кондитерские изделия: шаньги, крендель, кулебяка.

поупражнялись в умении общаться с экскурсоводом;

провели выходные вместе с родителями.

Родители ещё раз понаблюдали:

за поведением своего ребёнка и поведением других детей,

увидели, как ребёнок общается с друзьями,

поняли, насколько любопытен ребёнок,

почувствовали, как непросто удерживать внимание детей на протяжении всей экскурсии.

При посещении этого музея мы увидели, как взаимодействуют мамы со своим ребёнком, дети друг с другом. Здесь необходимо было проявить терпение, умение рассуждать, самостоятельно находить ответы, умение читать, решать ребусы. Мы наблюдали, как мамы с детьми рассматривают экспонаты, ищут ответы на вопросы буклета и понимали, что все дети и родители неодинаково терпеливы, любознательны, внимательны и наконец, трудолюбивы. Некоторые родители не постарались понять цель посещения музея и, поприсутствовав на мастер-классе по плетению косички, быстро удалялись.

После посещения музея мы собрались на заседание клуба, чтобы обобщить знания, полученные на экскурсии, а также обсудить, что нам удалось, над чем нужно работать. Перед заседанием дали задание родителямподумать и ответить на вопросы:

1. Что понравилось больше всего?

2. Что запомнилось?

3. Чему научились?

4. Что узнали нового?

5. Помочь детям нарисовать понравившийся экспонат.

Всех мам мы попросили что-то испечь вместе со своим ребёнком, весь процесс фотографировать. Затем мы собрались в группе детского сада на чаепитие, где дети представляли кондитерские изделия, рассказывали, как помогали маме, а потом обменивались рецептами понравившихся пирожных. Пока дети пили чай, родители делились впечатлениями о поездке в музей. Были сделаны выводы, что родители сами должны проявлять интерес и участие в экскурсии, чтобы дети могли взять положительный пример. После заседания клуба в группе оформили кондитерскую книгу, в которую поместили коллажи изготовления кондитерских изделий.

Целью современного общества является воспитание «человека культуры»

, развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству и культурно-обусловленному взаимодействию с окружающей средой. Именно в этот период важно создать условия для развития у
детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре и искусству. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет музейная среда.
Согласно исследованиям А. Вербенец, используемый в современных исследованиях термин «интерес к музею»
(над чем мы работаем в клубе)
применительно к решению проблемы в дошкольном возрасте подразумевает:

• Интерес к музейному предмету (его характеристикам, свойствам)

и через него освоение культурных ценностей, познавательной информации, исторических и социальных связей;

• Интерес собственно к музею как к некоторому познавательному объекту (его внешним характеристикам, сущности и функциям, устройству, правилам организации, истории возникновения музея как феномена и создания некоторого конкретного музея;

• Интерес к посещению данной структуры как новой среды, источника получения познавательной информации и эмоционально — эстетических впечатлений.

Своеобразие интереса для дошкольного возраста заключается в том, что, зарождаясь в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность, и далее потребность убедиться в истине. (Л. М. Маневцова, П. Г. Сирбиладзе, А. И. Сорокина)

.

В рамках проблемы формирования интереса к посещению музея особо значимым является проявление познавательной и эстетической заинтересованности. Познавательные интересы характеризуются направленностью на познание нового содержания.

Каждый раз анализируя работу клуба, задачи для детей, родителей и воспитателей, были с учётом изменившихся условий, с учётом специфики музея, который собираемся посетить.

Следующим по плану работы клуба было посещение зоологического музея, оно было взаимосвязано с проектом «Разнообразие животного мира»

. Главной задачей проекта было не только познакомить с животными разных климатических зон, но дать представления о способности животных приспосабливаться к различным условиям жизни.

В группе были изготовлены макеты «Тундра»

,
«Антарктида»
,
«Пустыня»
, показаны презентации, играли в настольные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, составляли рассказы о животных, очень много читали детям об удивительных способностях животных. Много знаний дети получили, работая в этом проекте, но увидеть животных можно или зоопарке или в зоологическом
музее.
Перед посещением зоологического музеяперед детьми были поставлены следующие проблемные вопросы:

Продолжать развивать навыки общения с экскурсоводом, развивать умение правильно задавать вопросы по ходу экскурсии.

Развивать навыки самостоятельности.

Развивать коммуникативные навыки: умение вести себя в общественном месте, с уважением относиться к взрослым и сверстникам.

Продолжать развивать умение рассматривать экспонаты.

Родители – главные помощники воспитателям в организации экскурсии, в запечатлении хода экскурсии на видео или фотографирование.

Перед родителямистояли следующие задачи:

Способствовать возникновению у родителей активного желания включаться в работу воспитателя с детьми по посещению музея.

Формировать у родителей умение самостоятельно организовать содержательное общение с детьми в досуговой деятельности, связанной с посещением музеев.

Развивать исследовательские умения детей: находить нужную информацию,используя разные источники: художественную литературу, энциклопедии, справочники, Интернет, общение со взрослыми.

После экскурсии давались творческие задания:

— Дали детям понятие о Красной книге и вместе с детьми и родителями собрали информацию о животных, которые занесены в Красную книгу.

— угадать животное по словесному описанию внешнего вида и ответить на вопрос: В какой климатической зоне оно живёт?

— воссоздавать внешний облик животного на основе какой-то его части (напр.: «Веселые закорючки»

— дорисовать закорючку до осмысленного изображения или сюжета);

— узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули)

различные знакомые животные.
«Чья это тень?»
— превратить пятно в рисунок.

«Несуществующее животное»

— нарисовать и назвать несуществующее животное, рассказать о нем.

«История жизни»

— придумать рассказ от имени нарисованного животного.

В течение года нам удалось ещё побывать в «Планетарии»

и в
«Музее воды»
. От
посещения каждого музея у детей оставались положительные впечатления от общения с друзьями, дети получали новые знания, умение вести себя в общественном месте, общаться с новыми людьми. Конечно, мы привозили множество фотографий и брошюр на память.
В конце учебного года мы собрались на заключительное заседание клуба, которое прошло в форме КВН по результатам посещения экскурсий.

От родителей мы услышали слова благодарности о работе клуба.

Подводя итоги за год, мы обратили внимание, что дети и родители стали более открытыми, стали чаще откликаться, с пониманием относиться к нашей работе. Дети, благодаря экскурсиям стали более любознательными, научились общаться с взрослыми и сверстниками, задавали вопросы к экскурсоводу, расширился у детей кругозор, обогатились свои представления об окружающем мире, приобщились к культуре своего народа. Посещение детьми экскурсий способствовало развитию связной речи.Многие дети научились связно рассказывать: Где были? Что видели?

Для родителей посещение музеев со своим ребёнком тоже имеет огромное значение: родители и дети стали ближе друг к другу, появляется ещё одна тема для совместного разговора, дети заняты полезным делом.

Таким образом, мы убедились в том, что коллективное посещение музеев – это полезный досуг не только для детей, но и родителей и воспитателей. Поэтому мы намерены продолжить работу в клубе «Калейдоскоп музеев»

с вновь поступившими детьми.

Социализация детей

На экскурсиях дети учатся правилам поведения в разных ситуациях. Как вести себя в транспорте, в музее, в театре, на природе? Они начинают понимать, что правила поведения придуманы для удобства людей и их безопасности. Если в первый раз с поведением могут быть проблемы, то в следующий ─ уже легче, позднее эти правила станут привычными.

У ребенка формируются модели поведения в разных условиях. И он уже гораздо увереннее чувствует себя в обществе. Ученики становятся более самостоятельными, сознательно соблюдают дисциплину, меньше теряются в незнакомых ситуациях. И им проще наладить общение с незнакомыми людьми.

Экскурсия со школьниками в краеведческий музей

Пояснительная записка:

Экскурсия в любой музей всегда очень познавательна и интересна. Музеи связаны с историческим прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Краеведческий музей нашего города содержит интересные экспонаты животных нашего края, есть отдельные залы по темам нашего края: рыбы, животные, насекомые, есть отдельный зал, который содержит выставку детских работ по теме: «Мы — дети одной планеты».Ребята с большим интересом слушали рассказ экскурсовода и рассматривали экспонаты. Учащиеся школ живут в нашем крае и должны знать его историю, флору и фауну края полезные ископаемые края. Экскурсия им очень понравилась.
Цель: формирование представления учащихся о краеведческом музее. Задачи: познакомить учащихся с краеведческим музеем нашего города; воспитывать любовь к родному краю; вызвать желание у учащихся посетить музей ещё раз. ———————————————————- Хабаровский краеведческий музей основан в 1894 году Приамурским генерал-губернатором Н. И. Гродековым. По его инициативе был создан Приамурский филиал Русского географического общества, первым председателем которого он являлся. В 1902 году музею присвоено имя его основателя. К 1975 году построен второй корпус с залом для панорамы «Волочаевская битва» — одной из трёх панорам в России. В 1994 году (сто лет основания) музею возвращено имя Гродекова. В 1998 году был открыт музей археологии. В 2000 году Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова стал победителем конкурса «Окно в Россию» и был объявлен «Музеем года» среди провинциальных музеев Российской Федерации. В 2008 году построен третий корпус, в котором разместилась фондохранилище, детский музей, выставочный зал, экспозиция амурских рыб и скелет финвала.[1] С 1977 года по 2007 год в Хабаровске работал геологический музей, вся его коллекция (2388 образцов) передана в краевой музей. Здание после реконструкции передано администрации Хабаровского края.

Территория около музея.


19 апреля 1894 года по инициативе генерал–губернатора Приамурского края Н.И. Гродекова был создан Государственный музей Дальнего Востока. Уже к началу XX века он стал ведущим музеем Приамурского края в Хабаровске. Его экспонаты были выставлены на российских и международных выставках в Новгороде и Казани, Чикаго и Париже. На протяжении десяти лет музей возглавлял В. К. Арсеньев, являвшийся выдающимся путешественником, ученым и писателем. За эти десять лет музей стал ведущим краеведческим центром на Дальнем Востоке. В непростое время социалистической революции и годы перестройки, музей во многом утратил свой научный потенциал, но полностью сохранил за собой функцию культурно-просветительного центра Хабаровского края. В 1965 году он даже был отмечен в списке лучших музеев РСФСР. Основными экспозициями музея являются тематические залы, освещающие далекое прошлое Приамурья, его природу, а так же материальную и духовную культуру Хабаровского края, этапы освоения Приамурского края в XIX-XX веках, военные конфликты и период гражданской войны на Дальнем Востоке.
Что же учащиеся увидели в краеведческом музее? Учащиеся зашли в музей и сразу увидели огромный экспонат старого динозавра.


Потом рассматривали другие экспонаты:


Насекомые края


Огромный мамонт


Остатки старого динозавра


Уссурийский знаменитый тигр


Дальневосточный медведь Окаменевшая ракушка


Рыбы нашего края Минералы


Птицы Отдельный зал посвящён выставке детских работ школы искусств на тему: «Мы- дети одной планеты» Экскурсия вызвала огромный интерес у ребят.
МУЗЕЮ И ЧЕЛОВЕКУ

Художественный – это образ жизни, Национальный – то есть часть страны, Музей – хранитель образа Отчизны… Нам всем твои сокровища нужны! Рожденный дважды: беспокойно юный, Открытый, грешный – как и человек Доверчивый, возвышенный и умный – Ты не приемлешь суету и бег. Ответным взглядом, созерцая души, Ты возвышаещь жизнь и красоту – В одном ряду ты с Эрмитажем служишь, Лелеешь с Лувром ты одну мечту. Ты – белорус, в твоей крови смешались Культуры разные, движение эпох – Земная мудрость и живая шалость, Рожденья крик, и материнский вздох. Ты молчалив в раздумьях и влеченьях, Внутри тебя – гармония начал, Приемлешь ты извечное теченье Воды и воздуха, песка и скал… В твоих картинах – смысл, и пониманье Что в естестве цветов – и жизнь, и смерть, И круговерть из встреч и расставаний, И страстное желание взлететь. Музей и Человек живут друг в друге, Сливаются в их душах плоть и дух, Они – творцы и зрители… в науке Любить и говорить об этом вслух.
А. Демьянков.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по краеведению с презентацией, 6 класс. Г. В. Свиридов Конференция по краеведению для школьников Интеллектуальная викторина с ответами для 8-9 класса по краеведению Программа туристско-краеведческой направленности для школьников 12-17 лет

Похожие статьи:

Краеведческая работа в школе

Внеурочное занятие по окружающему миру для начальной школы. В музее

Внеурочное занятие по окружающему миру «В музее» для начальной школы. Конспект
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара Описание Данный материал предназначен для учащихся начальной школы, среднего звена. Учителям начальной школы и классным руководителям можно использовать материал для проведения внеклассных мероприятий. Цель Формирование представления о музее, как хранителе культурных ценностей. Задачи Показать роль музеев в нашей жизни. На конкретных примерах раскрыть необходимость культурной преемственности через посещение музеев. Закрепить практические знания о правилах поведения в музее. Развивать способность учащихся управлять своей познавательной деятельностью. Воспитывать нравственную культуру,доброжелательность, внимание к людям. Углубить изучение учебной программы.

Ход занятия

Оргмомент
Учитель Добрый день! Сегодня предлагаю вам посетить одно замечательное место. В некоторых таких местах мы уже бывали.Попробуйте догадаться, что это за место: там необходимо соблюдать тишину, не трогать руками предметы и внимательно слушать. Готовы? Тогда отправляемся. Самоопределение к деятельности Учитель Пройдет и сто, и двести лет, И триста лет пройдет, Но каждый снимок и портрет Любую вещь, любой предмет Здесь сохранит народ. (С.Михалков) Так куда мы с вами сегодня отправимся? Догадались? (В музей) Молодцы! Назовите в каких музеях мы уже успели побывать? (ответы детей) Работа по теме урока Выходят хранители музея1. ХранительЗдравствуйте, ребята! А как вы можете объяснить своими словами, что же такое музей? (ответы детей) Подведем итог вашим определениям, что же это такое: В музеях хранится вещественно память, Которую можно тихонько потрогать, Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам, Былого величия мизерным крохам. Ночами экскурсии водит здесь время, Стуча очень тихо, пред прошлым робея. Храня тишину и ее экспонаты, Молчат приведения, злобно кудлаты. Музей — это уникальная возможность сохранить и поделиться с потомками самым важным и важным. Это учреждение, занимающееся собиранием, изучением , хранением и экспонированием предметов- памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. 2 Хранитель Как вы думаете, ребята, давно ли были созданы первые музеи? (ответы детей) Слово музей происходит от греческого слова mouseion, что означает «храм музы».. Первый Мусейон был основан в Александрии в 290 году до нашей эры. Это были жилые комнаты, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория, библиотека.


Позднее к нему стали добавлять астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые использовали в обучении. 3 Хранитель В ранней период Ренессанса Лоренцо де Медичи в Италии во Флоренции дал указания по созданию Сада Скульптур.


Во Франции самый известный музей- дворец Лувр. Как музей был открыт в 1793 году.Состоит он из 7 отделений.


1 Хранитель Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году)Для его посещения нужно было сначала письменно зарегистрироваться)


Музеям — процветания! Пусть множатся собрания. Храните, изучайте, Нас, грешных, просвещайте. Все есть в музеях мира: Изделия из Тира, Скульптура, мебель, марки, Недр и морей подарки, Шедевры и уроды, История народов, Картины и монеты, Доспехи и кларнеты… Все не осмыслить разом, Буксует бедный разум, Но мы придем в музеи, На это поглазеем. 2 Хранитель Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. В 1494 г. в Москве по инициативе Ивана III возводится здание Оружейной палаты. Поначалу в Оружейной палате хранили и ремонтировали парадные княжеские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. Уже тогда здесь трудились замечательные мастера: оружейники, чеканщики, граверы, мастера по изготовлению эмали, филиграни, приглашавшиеся не только из Москвы и ее окрестностей, но и из Новгорода, Пскова, Владимира, а также приглашались иностранцы.


3 Хранитель Появление музеев (в современном понимании этого слова) связано с эпохой Петра I. Всегда народ реликвии берег, Сокровища от глаз чужих стерег В церквях, соборах и монастырях, А сам о них знал только на словах. Но Петр Первый строго повелел, Чтоб русский люд сокровища узрел, И в Петербурге был открыт музей На обозренье всех простых людей. Тот век сменился не одним уж веком, Но все, что создавалось человеком, Хранят теперь в музеях всей страны Ценители древнейшей старины. Они сосредоточенны и строги, В лабораториях, архивах, словно боги, А с публикой приветливы, умны, Нам открывая тайны старины.


Петр I начинает собирать свою коллекцию. Петр посетил кабинет известного анатома Фредерика Рюйша, чья коллекция препаратов по анатомии и эмбриологии восхитила царя. Были начаты переговоры о покупке. Они завершились только в 1716 г. (за коллекцию Петр выложил огромную по тем временам сумму в 30 тыс. гульденов), еще более года заняла доставка коллекции в Россию. Эта коллекция стала затем основой Кунсткамеры – первого русского музея. Первый русский музей имел ряд особенностей, отличавших его от многих европейских собратьев. Он был действительно публичным: пускали «всякого желающего». Вход был бесплатным, более того, поначалу посетителей еще и кормили, на что из казны выделялось 400 руб. в год.


1 Хранитель По примеру известных европейских собраний создаются дворцовые коллекции живописи, графики, прикладного искусства. Коллекции рассматривались как важные элементы системы воспитания: считалось, что занятие искусством или даже простое созерцание его высоких образцов развивает интеллект, волю, формирует добрые нравы. Самое крупное собрание, появившееся во 2-й половине XVIII в. – Эрмитаж. Идея его принадлежала Екатерине II, желавшей создать коллекцию из лучших образцов западноевропейской живописи.


Музей Эрмитаж. 2 Хранитель Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Мир волшебной красоты Открывают нам музеи. Побывал сегодня ты В Третьяковской галерее. Ты теперь совсем большой. Понимаешь мысли, чувства. Я желаю всей душой. Чтобы ты любил искусство.


«Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие», — писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: «…я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».


Физминутка Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе — хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Учитель Ребята, а какие музеи существуют у нас в Самаре? (ответы детей) Сейчас мы познакомимся с самыми популярными музеями в Самаре. В музее бархатный уют И мрамор полосатый. В музее тапочки дают, А стулья — экспонаты! На них сидеть уже нельзя И мимо тапочки скользят. Начнет рассказ Самарский областной историко-краеведческий музей. Это крупнейший городской музей, основанный Петром Алабиным. Это и старейший краеведческий музей во всем Поволжье, между прочим. Основан он в 1886 году.


Особняк Курлиной, родовое гнездо местного купца Александра Курлина, который построил его для своей молодой жены. Этот особняк в стиле модерн был настолько необычным для Самары, что писатель Алексей Толстой упомянул его в своем романе «Хождение по мукам», назвав «нелепо роскошным».


В начале прошлого века в Самаре, в доме домовладельца и отчима А.Бострома, жила семья писателя Алексея Толстого. Сегодня в этом усадьбе находится музей Алексея Николаевича Толстого. Здесь представлены личные вещи писателя и вещи, принадлежавшие членам его семьи. Это краеведческий музей


Музей промышленника Клодта


И уже современные музеи Самары — Ракета-носитель имени Д.И.Козлова


Музей милиции


1 Хранитель А знаете ли вы, ребята, какие правила поведения нужно соблюдать в музее? (ответы детей) Подведем итог:


2 Хранитель Отгадайте загадку, что это? Нам экскурсовод сказал, Как пройти в такой-то зал. Мумию мы посмотрели, В чем ходили, разглядели. Даже мамонт здесь стоит, Глаз закрыл, как будто спит. Если ты не ротозей, То иди скорей в… (музей) Рефлексия.Заключительная часть Учитель Где мы сегодня побывали? Что вам особенно запомнилось? Для чего же нужно посещать музеи? 3 Хранитель Хорошо, что есть музеи. Значит, нить времён не прервалась. Значит, вместе все-таки сумеем С прошлым удержать незримо связь. Ты в музей пришёл не просто гостем, Память сердца здесь ты оживи. Может, станет хоть немного проще Нам понять сегодняшние дни. Прикоснись к чужой судьбе и жизни, Подвигам отцов ты поклонись. Так же научись служить Отчизне, Чтоб прожить достойно свою жизнь! Пусть в музей тропа не зарастает, Пусть мужает наша детвора, Пусть быстрее каждый осознает: Завтра вырастает из вчера.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Русское чаепитие Внеклассное воспитательное мероприятие на тему: Добро для 3-4 класса Внеурочное занятие, 2 класс. Здоровье от самой природы Конспект внеурочного занятия для учащихся начальных классов. Почему муравьи – защитники леса?

Похожие статьи:

Занятие в начальной школе. Правила поведения у воды

Внеклассное занятие по сказкам Пушкина в начальной школе

Историческая викторина «Колесо истории» для 1-4 класса

Внеклассное мероприятие на тему «Тайна твоего имени». Начальная школа

«Красота в глазах смотрящего»

Музей – это место, где собраны частички искусства, культуры в широком смысле этого слова. Сегодня существуют музеи, в которых представлены не только классические картины или статуи. Разнообразие музеев огромно: одни рассказывают про искусство, которому несколько столетий, другие же о современном. Какие-то об истории или науке. Однако функция у них одна: развитие человека в ментальном плане.

Всё, на что смотрит человек, обрабатывается его мозгом и превращается в ассоциативную связь. Ассоциации делают людей совершенно непохожими друг на друга, они – ключ человеческой индивидуальности. Чем больше и лучше ассоциативные связи, тем более развит мозг. То есть главный орган человека можно развить, читая или рассматривая то, что сложно понять. Мозг как мышцы: без тренировки приходит в негодность. При нагрузке на мозг, которую создаёт искусство, нейронная сеть человека улучшается физиологически.

Со школы большинство людей усвоили определённый ход мыслей, общепринятые алгоритмы, и всё, что выходит за их рамки, вызывает различные сложности при восприятии. Чем старше человек, тем больше сложностей. Искусство не поддаётся ни одному алгоритму, поэтому выступает «тренажёром» для мозга. Во время простого рассматривания музейного экспоната совершается гигантская работа. Сложная, но необходимая каждому.

Самое активное образование ассоциативных связей идёт в детстве. То, с чем контактирует ребёнок, определяет его будущую жизнь. Индивидуальность, потенциал умственных способностей, взгляды – всё это формируется под влиянием окружающего мира. Особенность в том, что мозг ребёнка знает небольшое количество алгоритмов, поэтому всё принимает за основу.

Если коротко – качество того, что видит, слышит и чувствует малыш, равно качеству его мозга. Предметы «высокого качества» находятся в музеях. Там не придётся разбираться, что полезно, а что нет. Знакомство с любыми экспонатами музея принесёт только пользу. На экскурсиях в музеи формируется качественная основа, благодаря которой ребёнок в будущем сможет воспринимать сложные, многим непонятные вещи.

Экспонаты будут восприниматься ребёнком по-своему, возможно не так, как это принято у взрослых. Скорее всего, он не сможет в будущем как профессионал рассказать, например, о классических картинах, которые видел в детстве. Они несут другую функцию: не удивить окружающих «эрудированностью», а заложить в ребёнка красивый, устойчивый, индивидуальный внутренний мир.

Исходя из всего вышесказанного, ответ на вопрос прост, может быть даже банален: водить детей в музеи необходимо для развития. Походы в музей развивают ум ребёнка, как спортивная секция тело. Однако нужно помнить, что баланс необходим везде. Нельзя заставлять ребёнка постоянно контактировать с искусством в музее: этот процесс должен быть приятным, маленькому посетителю должно быть интересно. Иначе вместо пользы можно получить обратный эффект.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]