Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться

Статья:

Буквы окружают нас повсюду. Ребенок видит их и в книгах, и в журналах, на упаковках продуктов, в витринах магазинов. Его не может не интересовать, что это такое. Со временем он начинает понимать, что взрослые умеют читать, начинает копировать родителей, выучив стихотворение или сказку наизусть, и изображая, что он читает книгу.
Учить ребенка читать специалисты рекомендуют незадолго до школы, так как в более раннем возрасте его мозг еще не готов воспринимать подобную информацию. Можно выучить с ним звуки, научиться выделять их в устной речи, начать осваивать алфавит. Этот добукварный период очень важен, так как благодаря нему ребенок сможет научиться бегло читать и понимать прочитанное.

Содержание:

  • Учим буквы: с чего начинать? Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
  • Советы психологов
  • Методика изучения гласных/согласных
  • Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка
      3-4 года
  • 5-6 лет
  • 7 лет
  • Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы
      Игровые методики
  • Классическое обучение
  • Авторские методики
  • Выбираем букварь
      Краткий обзор современных букварей
  • Секреты и советы для родителей
  • Плюсы и минусы обучения на дому

    Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

    1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
    2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
    3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
    4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

    Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

    • Необученность родителей К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
    • Ребенок не социализируется В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

    Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

    Учим буквы: с чего начинать?

    Источник фото – www.freepik.com

    Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.

    Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.

    Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.

    Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.

    Готов ли ребёнок к изучению алфавита?

    Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:

    Развитие познания

    1. Понимает ли ребёнок такие суждения – право/лево, много/мало, большие/маленькие, низкий/высокий, рядом/далеко, под/над.
    2. Может ли понять простые ситуации, в которых требуется разделить предметы по классификации. Например, определить группу зелёных и красных предметов.
    3. Способен ли додумать конец сказки или истории.
    4. Выполняет ли последовательно три просьбы, без напоминания родителей.

    Базовые знания

    1. Бывал ли ребёнок на почте, в магазине, зоопарке. Насколько широкий у него кругозор.
    2. Посещал ли библиотеку.
    3. Читали ли ему сказки родители, начиная с самого раннего возраста.

    Развитие речи

    1. Легко ли ребёнок называет предметы, которые его окружают.
    2. Легко ли отвечает на поставленные вопросы.
    3. Способен ли рассказать предназначение бытовых вещей – пылесоса, утюга, холодильника.
    4. Может ли определить расположение предметов – на, под, внутри, возле.
    5. Насколько чётко произносит слова
    6. Может ли вести диалог.

    Развитие эмоциональной сферы

    1. Весело ли ребёнку с друзьями, в общении с домашними.
    2. Может ли он приспосабливаться к новым изменениям в режиме дня.
    3. Умеет соревноваться, сотрудничать с товарищами.

    Уровень общения

    1. Умеет ли делиться игрушками, общаться с другими детьми.
    2. Умеет слушать других, не перебивать.

    Уровень физического развития

    1. Усидчивый ли ребёнок, способен или нет посидеть спокойно определённое время.
    2. Играет с мячом, прыгает, спускается и поднимается по лестнице.
    3. Высыпается, имеет хороший аппетит, умеет погасить эмоциональные вспышки.

    Развитие зрительных способностей

    1. Может ли ребёнок различать похожее и непохожее, классифицировать их по отдельным группам.
    2. Различает короткие слова и слоги с похожим звучанием – лес/вес, кот/год.
    3. Способен заметить изменения – если вначале показали три картинки, а после одну убрали.
    4. Знает, как пишется его имя, как выглядят хотя бы три буквы из азбуки.
    5. По указаниям взрослого способен разложить на столе картинки.
    6. Знает порядок чтения слов – слева-направо.
    7. Складывает минимальное количество пазлов – от 10.

    Развитие слуха

    1. Рифмует слова.
    2. Повторяет за взрослым слова, цифры.
    3. Понимает, что у похожих по произношению слов, разные звуки.
    4. Пересказывает услышанное.

    Интерес к чтению

    1. С удовольствием рассматривает картинки.
    2. Любит слушать сказки.
    3. Интересуется буквами.

    Задумались об изучении алфавита при подготовке к школе? Узнайте, сколько слов в минуту должен читать дошкольник и младший школьник и на какую «оценку».

    Если родители могут ответить утвердительно хотя бы на 50% предложенных вопросов, можно смело предлагать ребёнку изучение алфавита.

    Советы психологов

    Чтобы выучить с ребёнком азбуку, логопеды и психологи рекомендуют придерживаться таких советов:

    • не обучать буквам строго в алфавитной последовательности;
    • не учить вперемешку все буквы;
    • вначале выучить гласные, потом согласные;
    • называть звук, а не написание буквы (не правильно – БЭ, ДЭ, правильно – Б, Д);
    • закреплять изученное практикой – показывать, как пишется, давать малышу возможность написать мелом, красками, пальчиком по крупе.

    Должен ли первоклассник уметь читать?

    Этот вопрос — камень преткновения для многих родителей. Есть два лагеря — те, кто учит свое чадо читать очень рано, и те, кто полагается на работу учителя в первом классе — мол, в школе всему научат. Любой из этих вариантов несет в себе риски:

    ✓ дети, которые к первому классу уже бегло читают, просто заскучают на уроках. Им будет неинтересно следить за одноклассниками, которые только учат алфавит и пытаются читать по слогам;

    ✓ дети, которые к школе еще не умеют читать, всё же научатся — только вот когда? Стандартная школьная программа предусматривает проверку техники чтения уже в конце первого полугодия — перед зимними каникулами. Норма чтения составляет 25-30 слов в минуту. А что если ребенок не сдаст тест, поскольку так и не смог за эти несколько месяцев подружиться с книгой? Конечно, ничего страшного не произойдет, но разочарование и демотивация первокласснику, не умеющему читать, обеспечены.

    Оптимален средний вариант — начать активное обучение чтению за год до школы. У ребенка будет достаточно времени, чтобы выучить буквы, слоги, научиться их связывать в слова. И все это в спокойном темпе, без конкуренции и оценивания со стороны. А уже в школе, даже если навык чтения еще освоен не до конца, заложенная база послужит трамплином для быстрой и эффективной учебы.

    Методика изучения гласных/согласных

    Чтобы научить малыша буквам, нужно проявить терпение. Не стоит требовать слишком много, иначе он утратит интерес к знаниям.

    Для начала расскажите о каждой гласной букве отдельно. Например, буква А. Назовите её, покажите, как она выглядит на письме, как её написать. Далее назовите слова, в которых она присутствует. Покажите картинки, на которых изображены предметы, люди и животные, в названиях которых присутствует буква А. Далее предложите ребёнку самостоятельно вспомнить слова, в которых ещё есть эта буква. Закрепить теорию можно с помощью практики – во время прогулок обращайте внимание на вывески магазинов, вместе с ребёнком попробуйте отыскать уже знакомую ему букву.

    После того, как предыдущий звук выучен, можно приступать к следующему. Чтобы увлечь кроху, рекомендуется приобрести карточки с буквами, доску, кубики, яркие картинки и книжки.

    Когда гласные изучены и закреплены на практике, можно начинать осваивать согласные. Вначале познакомьте ребёнка со звуком, далее покажите ему буквы. Учите звук Д, а не букву ДЭ. Иначе у него возникнет дезориентация в процессе соединения слогов в слова. Методика изучения согласных не отличается от методики гласных. Важно как можно чаще тренироваться, вспоминать вместе слова, в которых есть выученная буква. Последовательность действий, повторение выученного материала, терпение – вот что поможет родителям.

    Игры

    Обучения в игре считается самыми эффективным. Не жалейте времени на обучающее развлечение дошкольников, забудьте о скучных уроках, тогда добьетесь успеха быстрее.

    Игры на изучение букв

    • Рисуем буквы, разукрашиваем, лепим. Используйте раскраски, готовьте трафареты сами.
    • Пазлы. Собираем буквы из частей. Пазлы изготовьте сами и разрежьте на крупные куски или купите дидактический материал в магазине.
    • Мемори. На маленьких листочках запишите буквы. Разложите карточки на столе. Дайте малышу запомнить, потом переверните. Пусть ищет нужную букву по образцу.
    • Пишем на песке, манке. Приписывание букв на сыпучем материала тренирует память, моторику одновременно.

    Игры на умение складывать слоги

    • Собери слово. Перед дошкольником разложены слоги на карточках. Задача: собрать слова, одно или несколько.
    • Отгадай загадку. Перед малышом лежит дорожка из слов, среди них нужно найти загаданное.
    • Слово в слове. Ребенку предлагается длинное слово, из 12-15 букв. Из него нужно составить слова поменьше.
    • Игры ходилки. Приготовьте игровой поле сами. В пустые клетки впишите буквы. При хождении фишки ребенок почитывает звуки, складывая их в слоги.

    На развитие навыка чтения

    • Звуки по кругу. Детям нужно придумать слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. Например, окнО-ОсА-Альбом и т.д.
    • Чтение со взрослыми. Книга кладется на столе, чтобы текст был виден родителю и малышу. Когда читает один, второй следит. Прерывайтесь неожиданно, просите продолжить. Развивается внимание, зрительная память.
    • Ищем ошибку. Родители дают малышу текст с ошибками с ловах. Например, КоСа съела всю траву на поле. Сол(Ь) просыпали на стол. Задача ребенка найти и справить ошибку во время чтения.
    • Кто говорит? Пригодятся ирушки-зверушки, чистые листочки. Вместе с ребенком подпишите карточки: Мее, Хрю, Му и т.д. Пуст подставит к игрушкам нужный слог и прочитает.

    Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка

    3-4 года

    Чтобы быстро обучить ребёнка 3-4 лет, нужно начинать с простых букв (тех, что чаще всего употребляются в речи). После этого постепенно переходить к сложным и более редким. Так он лучше и быстрее запомнит слова.

    За одно занятие нужно учить только одну букву. Не стоит проводить «уроки» ежедневно – лучше делать это с интервалом в два-три дня.

    Результат закрепляйте с помощью карточек, вырезайте буквы из бумаги или ткани, лепите из пластилина или теста. Каждый раз перед новым звуком повторять пройденный материал. В 3 года ребёнку будет интересно послушать и выучить весёлую песенку или стишок с алфавитом.

    В этом возрасте не нужно заставлять и торопить ребёнка. Школа ещё не скоро, быстрая подготовка к ней не требуется. Занятия проводите только по желанию крохи.

    Важно учесть следующие моменты во время обучения трёхлеток:

    • не ожидайте, что ребёнок выучит алфавит быстро (запаситесь терпением и регулярно уделяйте время занятиям);
    • не занимайтесь дольше 7 минут в день;
    • учите буквы парами – А-Я, У-Ю;
    • не переходите к изучению согласных без гласных;
    • помните, что в этом возрасте большую роль играет образное мышление, поэтому нужно приобрести яркие книжки, игрушки и картинки.

    С четырёхлеткой проводить занятия проще. В этом возрасте у детей более развиты процессы восприятия и анализа абстрактной информации. К картинкам можно добавить пазлы, магнитные буквы, кубики, привлечь сказки, стишки, наклейки, плакаты. Для лучшего запоминания называйте буквы и пишите их сразу же, побуждайте ребёнка изображать их ручкой, карандашом, мелом.

    Попробуйте интересную и довольно эффективную методику: складывать буквы из простых подручных средств – пуговиц, палочек, песка.

    С четырёхлетним ребёнком учить алфавит можно через следующие игры:

    • вырезать из бумаги буквы, а затем выбирать наугад и называть;
    • показывать картинки с животными, вещами и так далее, и спрашивать, на какую букву начинается изображённый предмет;
    • выучить стишки и песенки с изученным звуком.

    5-6 лет

    5-6 лет – это самый оптимальный возраст для обучения ребёнка алфавиту, и как следствие – чтению. Он должен правильно говорить и произносить звуки. Если с этим есть трудности, стоит посетить логопеда. В этом возрасте занятия перестают носить чисто игровой характер. Ребёнку нужно рассказать, зачем ему нужно знать азбуку. Например, сказать, что теперь он сможет самостоятельно читать книжки.

    Совет родителям. Пятилеткам можно предложить специальные обучающие книжки и тетради. К примеру, стоит присмотреться к книгам-играм с головоломками, лабиринтами, кроссвордами и другими интересными заданиями.

    Родители дошкольников могут приобрести прописи, в которых ребята будут выполнять различные обучающие задания. Неплохой вариант – «Первые слова. Прописи для дошкольников. С заданиями. 5-6 лет» – издание под авторством Петренко С.В. Это пособие не перегружено упражнениями, слова даны в увеличенном виде. Плюс ко всему, по выполнении задания ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу (обвести солнышко с соответствующей оценкой) – это позволит малышу почувствовать, каково быть школьником.

    Для обучения можно использовать методики 4-леток (раздел выше). Но увеличить время изучения (сделать процесс более длительным), заниматься через день и быть более настойчивыми. Также можно использовать обучающие карточки, картинки. Собирать буквы из пазлов и вырезанных деталей, лепить и рисовать. В таком возрасте ребёнку будет интересна игра с мячиком – бросайте ему мяч и называйте любое слово, а он пусть бросает мяч в ответ и называет первую букву этого слова.

    После изучения гласных и согласных покажите пятилетнему ребёнку как составлять слоги.

    Обучающий материал включает в себя карточки со слогами, из которых составляют слова. Перед тем, как приступить к непосредственному обучению ребёнка складывать слоги, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Взрослый показывает ребёнку две карточки с буквами: гласной и согласной, где одна буква бежит за другой, при этом родитель или педагог проговаривает, каким образом из них получается слог. К примеру, буква Л бежит к букве А, получается слог «л-л-л-а-а-а».

    Пример игры, способствующей обучению ребёнка слогам

    Для игры понадобятся ножницы, бумага и карандаши.

    Суть: ребёнку предлагается нарисовать машинку или домик, в котором будет окно. По боковым краям окошка сделать надрезы. Подготовить бумажную ленту, разместить на ней гласные буквы: А, О, Е, Ы, У, И, Э, Я (учитывайте, что ширина ленты должна поместиться в надрезы на окне). Затем приклеить прозрачный кармашек – он будет располагаться непосредственно перед окошком (для этой цели подойдёт кусочек полиэтилена). В этот кармашек по очереди вкладывать согласную букву Л, Н, М (выбирайте самые простые буквы), после чего вставить в окошко ленту с движущимися гласными, протягивать её, показывая ребёнку, как получить слоги.

    7 лет

    Дошкольников обучают буквам с помощью элементов классических занятий – книг, букварей, азбуки, прописей. Ребёнка нужно научить не только произносить звуки, но и изображать буквы на письме. Целью уроков является не только азбука, но и обучение организации собственного времени. Ребёнок учится делать уроки по расписанию, в одно и то же время, уделяя выполнению работы как минимум полчаса.

    После того, как ребёнок выучил согласные буквы, можно пробовать составлять слоги. С этой целью можно использовать кубики, пазлы, рисовать слоги на доске.

    Полезным приобретением станет электронный букварь. С его помощью занятие превращается в увлекательную игру. В выборе букваря обращайте внимание, чтобы робот произносил звуки, а не буквы. Кроме этого, используйте специальные рабочие тетради, а также просите ребёнка, чтобы он как можно больше разговаривал – рассказывал о прошедшем дне, пересказывал сказки.

    Будущему школьнику будут интересны теоретические занятия в виде обучающих мультфильмов. Можно вырезать буквы и клеить их в виде аппликаций.

    Отправляя ребёнка в первый класс, родитель переживает не только за уровень подготовки своего ребёнка, но и за здоровье, безопасность, адаптацию юного школьника в новых условиях. Чтобы меньше волноваться за ребёнка и вовремя реагировать на все проблемы, купите ученику детские смарт-часы или установите приложение «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. Так вы сможете всегда знать, где ваш ребёнок, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него!

    Изучаем алфавит в 4 года

    Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.

    Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

    Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.

    Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы

    Источник фото – www.freepik.com

    Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.

    Игровые методики

    Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:

    • лепить;
    • раскрашивать;
    • вырезать буквы;
    • собирать разрезанные карточки.

    Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.

    Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.

    Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.

    Положительные эмоции имеют немаловажное значение в процессе обучения. Хороший вариант – испечь печенье в виде букв, вместе сложить буквы из овощей или фруктов, нарисовать их на поверхности блинчика сгущенкой или вареньем.

    Классическое обучение

    Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.

    Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:

    • выучить базовые гласные – А, О, У, И;
    • приступить к остальным гласным;
    • после изучения гласных изучать простые согласные – Л, М, Н, Б, П, Г;
    • перейти к шипящим согласным.

    Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.

    Авторские методики

    Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.

    Методика Полякова

    Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:

    1. На первом уроке изучаются пары букв А-Я; О-Ё.
    2. На втором добавляется пара букв У-Ю.
    3. На третьем уроке буквы А-Я убираются, но добавляется пара И-Ы.
    4. Четвёртый урок предусматривает добавление пары Э-Е, но исключение пары О-Ё.
    5. На пятом уроке – повторение и закрепление материала.

    Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.

    В этой технике используют карточки с буквами.

    Кубики Зайцева

    С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.

    Главные принципы занятий:

    • информацию подавать систематически;
    • использовать зрительные образы для наглядного восприятия информации;
    • подавать материал от частного к общему.

    Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.

    Применение карточек Домана

    Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.

    Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.

    Подготовительный этап

    Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

    Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

    Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

    Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

    Творческие приемы для запоминания букв:

    1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
    2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
    3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.


    Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

    Выбираем букварь

    Чтобы выучить алфавит, ребёнка нужно заинтересовать. Для этого важно правильно выбрать букварь:

    • перед покупкой внимательно рассмотрите страницы, всё ли вам понятно;
    • выбирайте издания в твёрдых переплётах с плотными листами и яркими, крупными изображениями;
    • хорошо, если сочетаются прописи и печатные буквы.

    Краткий обзор современных букварей

    1. На первом месте, согласно общепринятому мнению, находится «Букварь» Н.С. Жуковой. Это пособие уникально тем, что все задания в нём подобраны с акцентом на логопедию. Сначала ребёнка знакомят со звуком, затем со словом и только потом вводится слог. В учебнике нет развлекательной составляющей, так как автор считает, что это будет отвлекать малыша от учебного процесса.
    2. На втором месте «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» под авторством Н.В. Нищевой. Суть методики автора в уникальной очерёдности изучения букв. Знакомство с буквами происходит с учётом возрастных особенностей речевого аппарата ребёнка, от простых звуков к более сложным.
    3. Также заслуживает внимания «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Автор имеет большой педагогический опыт, она разработала собственную методику подбора слов, что способствует повышению эффективности дальнейшего обучения самостоятельному чтению.

    Как понять, что пора: признаки психологической готовности

    1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
    2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
    3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
    4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    Советы родителям

    Для успешного обучения психологи призывают следовать простым советам:

    1. Не заставляйте насильно ребенка заниматься.
    2. Используйте игровую форму.
    3. Подберите игры, заинтересовавшие вашего ребенка.
    4. Занятия проводите систематически.
    5. Закрепляйте старый материал.
    6. Новый материал вводите дозировано.
    7. Просите найти выученные знаки на вывесках во время прогулки.
    8. Уделяйте на урок не более 10 минут.
    9. Одновременно учите малыша прописывать букву.
    10. Пользуйтесь наглядными материалами.

    Если ребенку какая-то буква дается сложно. Оставьте ее, займитесь следующими. Вернетесь к ней через некоторое время.

    Не стоит давать детям установку выучить буквы. Займемся с ними игрой, они будет вместе со взрослыми рисовать, слушать, петь, смотреть, играть. А алфавит выучится незаметно для малыша.

    Упражнения

    • Чтение “Буксиром”

    Малыш читает вслед за родителем в полголоса, отставая на 1-2 слога, слова. Темп увеличивается постепенно.

    • Делим на слоги

    Игра проводится в устной форме или письменной. Начинайте с простых слов, постепенно переходите к боле сложным.

    • Догоняем букву

    М……….,А, С…………….О Малыш должен тянуть пальчиком по дорожке, проговаривая звуки.

    • Как буквы подружились

    Рисуйте буквы и тяните у них ручки друг к другу. Можно использовать простые арифметические схемы С+О=СО.

    • Что лишнее?

    Из написанных по слогам слов на листе нужно вычеркнуть ненужное. Например, яблоко, груша, помидор.

    Книги

    В процессе домашнего обучения родителям потребуется методическая поддержка. Для этого можно использовать следующие пособия:

    1. О. Узорова “Быстрое обучение чтению”.
    2. Н. С. Жукова “Букварь”.
    3. И. Бродский “Рабочая азбука”.
    4. Г. Р. Лазгдынь “Логопедическая азбука”.
    5. Кожевникова А. Ю. “Лепеталки”.
    6. Пособия для учителя из комплекта к кубикам Зайцева, карточкам Домана.

    Освоение принципа чтения по слогам

    Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

    Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.
    На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»
    Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

    Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

    Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

    Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

    Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]