Путешествие по экологической тропе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83 комбинированного вида»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
интегрированного занятия прогулки по экологической тропе здоровья «Зимушка-зима»
Подготовила:
воспитатель
первой квалификационной категории Машкова Н.Ф.
Саранск, 2018
Задачи:
- Показать детям состояние природы зимой деревья, кусты – в покое, без листьев, земля покрыта снегом);
- Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы).
- Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.
- Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
- Совершенствовать технику дыхательных упражнений на морозном воздухе.
- Способствовать развитию эмоционально-целостного отношения к природе.
Материалы:
- карта экологической тропы здоровья, указатели.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Перед выходом на улицу воспитатель объявляет детям, что сейчас они отправятся в путешествие по экологической тропе, понаблюдают, что изменилось с приходом зимы.
В процессе ходьбы можно использовать специально подобранные речи, сочетая ритм речи с ритмом движений.
Пускай снегами все заносит,
Пускай лютуют холода,
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
Воспитатель:
Дети, скажите, что изменилось в нашей одежде? Правильно, на улице стало холодно, и мы оделись потеплее! А теперь попрошу вас отгадать загадку и сказать, о каком времени идет речь:
Замела я все вокруг,
Прилетев из Царства Вьюг!
Осень, лучшую подружку
Я отправила на юг!
Я морозна и бела, я надолго к вам пришла!
Дети:
Зима!
Воспитатель:
Правильно, речь идет о зиме. Стало холодно, солнце реже появляется, оно светит, но не греет.
Мы подходим к дереву, оно называется?
Дети:
Туя!
Воспитатель:
Правильно, ребятки, это туя – вечнозеленый кустарник, а иногда и дерево высотой до 70 метров. Туя относится к семейству хвойных. Неприхотлива в уходе, поэтому растет на территории детского сада и радует нас своей зеленью как в теплое время года, так и в холодное.
А теперь посмотрите на нашу цветочную клумбу! Где же наши цветочки?
Дети:
Они спят под снегом.
Воспитатель:
Правильно, однолетние растения мы убрали, а многолетние цветы укрыты белым снежным одеялом. Весной, когда солнышко станет пригревать, снег растает, наши цветочки станут прорастать. И мы снова будем любоваться их красотой!
Пойдемте дальше! Справа нас встречают стройные высокие красивые и вечнозеленые ели. Послушайте загадку:
Зимой и летом одним цветом.
Правильно, конечно же, это елка. Ее листочки – это иголочки-хвоинки, которые не опадают и всегда остаются на елке. А на самой верхушке висят шишки с вкусными семенами, что является кормом для разных птичек, которые остались у нас зимовать.
Среди зеленых елей есть одна необычного цвета, она в середине, обратите внимание. Это голубая ель, или, есть еще одно ее название, ель колючая. Ее высаживают для украшения каких-либо зданий, например, на Красной площади у Кремлевской стены в Москве стройными рядами посажены голубые елочки.
Давайте скажем елочкам до свидания, и пойдем дальше!
Слева от нас растут две березки. Посмотрите, на деревьях совсем нет листочков, веточки голые. Как вы думаете, почему?
Дети:
Листочки опали еще осенью.
Воспитатель: Правильно, зимой на деревьях нет листочков, деревья отдыхают. А березку можно узнать по цвету ствола. Недаром в народе березу называют белоствольная красавица. Вам надо запомнить, что береза – это символ России. Кто-нибудь знает стихотворение про березу?
Дети:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Воспитатель:
Молодцы, дети, так писал о красавице березе великий русский поэт Сергей Есенин.
Пойдемте дальше! На пути мы встречаем Каштана Ивановича, давайте с ним поздороваемся, с нашим давним другом!
Дети:
Здравствуй, Каштан Иванович!
Воспитатель:
Дети, а какие подарки нам Каштан Иванович преподнес осенью?
Дети:
Каштаны.
Воспитатель:
Правильно, по осени мы с вами собирали каштаны для поделок. А вы знаете, что каштаны можно пожарить и съесть!
Посмотрите-ка, Каштан Иванович повесил кормушку! А для кого?
Дети:
Для зимующих птиц!
Воспитатель:
Правильно, дети, кормушка для зимующих птиц. Какие птицы остались зимовать?
Дети:
Воробей, синица, ворона, сорока, голубь.
Воспитатель:
Давайте расскажем стихотворение «Птичья столовая»:
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв — Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний — Путешественник-скворец… Вот и песенке конец.
Давайте наспим в кормушку угощенья и пойдем дальше.
На пути у нас встречается пень. Подойдем к нему поближе! Что это такое – пень? Раньше, дети, это было дерево, его спили и остался вот такой вот пенек. Как вы думаете, где сейчас жители этого пенька?
Дети:
Жители спрятались под кору.
Воспитатель:
Правильно, все насекомые спрятались под корой, и ждут теплых весенних деньков. Ведь зимой все насекомые спят.
Идем дальше. Осторожно! На пути у нас ледяная дорожка. Она очень скользкая. А как образовалась ледяная дорожка?
Дети:
Раньше здесь была лужа, ударил мороз и заморозил ее.
Воспитатель:
Предлагаю нам обойти ее, чтобы не упасть.
Вот мы и дошли до нашего участка. Настало время поиграть. Поиграем в игру «Зимушка-зима».
Правила игры: воспитатель называет слова и показывает движение, дети повторяют, воспитатель может запутывать детей, выбывает тот, кто показал неверное движение.
Мороз – стоять на месте;
Вьюга – бег на месте;
Метель – приседать;
Снег – кружиться на месте.
Дети, а когда вернемся в группу, мы с вами нарисуем наиболее запомнившиеся объекты на нашей экологической тропе. Это может быть береза, ель, пенечек, Каштан Иванович с кормушкой, туя и др.