Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Ирина Чичина
Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду»
Музыкально-ритмические движения в детском саду
«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка и вместе с ним»
Анна Иосифовна Буренина
Музыка — самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский)
. Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без
музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка.Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги — музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.
Музыкально-ритмические движения — являются синтетическим видом деятельности — это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция)
. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве
метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак — Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания — в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование»
, проникновение в
музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л.Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела — соинтонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.)
. Также исследованием проблемы
музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи.Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.
Приобщение детей к музыке идёт различным путём. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных предложений – упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться её настроением, осознать характер произведения, понять форму, выразительные средства.
Музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребёнка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.
В области музыкально-ритмических движений решаются следующие задачи
1. Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение.
2. Развивать ритмичность движений под музыку.
3. Подводить к выразительному исполнению движений, к совместным и индивидуальным действиям.
Наряду с постановкой воспитательных задач происходит выработка музыкально-ритмических навыков:
• Самостоятельно начинать движения после вступления;
• Самостоятельно изменять движения в зависимости от формы (2 и 3-частной, динамики (громко – тихо, регистра (высокий – низкий)
;
• Выполнять движения, в общем, для всех темпе, координировать их;
• Двигаться в умеренном, быстром темпе.
Во время разучивания музыкально-ритмических заданий педагог пользуется различными методическими приёмами, учитывая возрастные особенности детей.
Один из важнейших приёмов обучения — целостный наглядно-слуховой показ. Музыка и движения едины. Педагог один (или с ребёнком)
может показать разучиваемое
движение под музыкальное сопровождение. Правильный показ движений, точные указания помогают ребёнку технически правильно выполнить то или иное движение.
Таким образом, восприятие музыки — активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект.
Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.
Музыкально-ритмическое движение или другими словами танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем. Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться. Свобода движения — это лёгкость и радость. Очень мне нравится девиз Г. П. Фёдоровой: «Танцевать — ум развивать»
. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.
У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях — все они не предсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей.
Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, сложными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию взрослых.
Детей дошкольного возраста специалисты называют гениями труда и великими творцами. Творит ребёнок не только рисунки или фигурки из пластилина, не только танцевальные композиции и незамысловатые песенки — творит ребёнок самого себя, совершенствует память и внимание, характер и волю.
Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не зрителям, а детям.
Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить,что один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие М. Монтель», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.
Ребёнок не должен бояться ошибиться. На то он и ребёнок, чтобы многого не уметь. На то мы и взрослые, чтобы научить. Надо нам искать пути друг к другу, пути понимания, тогда процесс обучения и воспитания будет приносить радость и взрослым и детям.
P.s.:В детском саду вместо термина «риритмические движения«, «музыкально-двигательное воспитание«, затем «движение под музыку«, «музыкальное движение«, «музыкально-ритмические движения«, «музыкально-ритмическая деятельность«. На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкально-ритмическому воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение — средством ее усвоения.
Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей с ОНР
Автор:
Красовская Ольга Владимировна,
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад к/в №56 «Искорка»,
город Сургут
О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги-исследователи, подчёркивая необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства. Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.
Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.
Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия. Большое внимание в специальной педагогике уделяется использованию музыки в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с ОНР работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции двигательных нарушений, формированию ритма движений и речи осуществляется в разных организационных формах: на логопедических, логоритмических, физкультурных занятиях, а так же, в группах и в свободной досуговой деятельности. Вместе с тем, методические подходы к формированию у детей ритмических способностей чётко не определены. В связи с этим, актуальной является проблема изучения у детей с ОНР особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у этой категории воспитанников музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи.
Опираясь на многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, смею утверждать, что проблемы их развития успешно могут решаться на музыкальных и музыкально-ритмических занятиях. Ведь универсальный характер чувства ритма при взаимодействии музыки, движения и речи обеспечивает развитие музыкально-ритмических способностей, повышает эффективность коррекционно-логопедического
воздействия. Однако музыкальные руководители зачастую просто копируют работу логопеда, включая большое количество логопедических заданий, либо попросту игнорируют специфику работы коррекционных групп. Не принимая во внимание характерные особенности развития детей-логопатов, не учитывая ставящихся коррекционных задач, они проводят занятия и утренники так же, как и в общеобразовательных группах. Не обращая внимание на то, насколько важной для детей с ОНР является работа над развитием музыкально-ритмических способностей, педагоги просто подменяют её другими видами деятельности. А ведь при грамотном подходе к решению как коррекционных, так и музыкально-педагогических задач, дети-логопаты преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, при условии использования умело подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы, музыкальные способности, чище становится речь. К сожалению, нет относительно полной характеристики музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с ОНР, специальная комплексная методика развития этих способностей разработана очень расплывчато. Исходя из личных наблюдений, я пришла к выводу, что развивать ритмическое чувство у детей с ОНР наиболее эффективно через систему музыкально-коррекционного воздействия с помощью музыкально-ритмических движений, как наиболее естественного и любимого дошкольниками вида деятельности.
Уверена, что чем раньше начинает осуществляться целенаправленная деятельность по развитию музыкально-ритмических способностей, тем выше результаты в развитии речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии других музыкальных способностей. Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему музыкально-ритмических движений и упражнений на фронтальных и подгрупповых музыкальных занятиях. Движения под музыку как вид музыкальной деятельности складываются из двух компонентов:
- музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамику, форму, характер музыкального произведения);
- навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).
В процессе формирования движений под музыку у детей с ОНР решаются следующие задачи:
- Развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности;
- Овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики в танце, игре передавать музыкальный образ;
- Развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;
- Осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребёнка с ОНР.
Решение этих задач происходит через основные виды движений под музыку (игры, танцы, пляски, хороводы, упражнения) в которых естественная для ребёнка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под неё вместе со сверстниками дают положительные результаты в развитии ритмических способностей. Все перечисленные выше задачи я стараюсь применять при планировании и подготовке музыкальных занятий, где приоритетным направлением является развитие ритмического чувства.
Педагог, работающий с детьми с ОНР обязательно должен учитывать и психофизические особенности воспитанников. У них, как правило, наблюдается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, плохой координации движений, нарушении процессов возбуждения и торможения, замедленное включение в деятельность, слабая заинтересованность. Имеет место недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с товарищами, мотивации). Поэтому главный принцип, которым следует руководствоваться музыкальному руководителю – внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей.
Учитывая вышеперечисленные характеристики детей с ОНР, музыкальное занятие должно быть динамичным, насыщенным, проводится в игровой форме с обязательной сменой спокойных и подвижных видов деятельности, иметь очень чёткое построение, включающее следующие виды деятельности:
1 музыкально-ритмические упражнения;
2 упражнения, развивающие чувство ритма;
3 пальчиковая гимнастика;
4 слушание музыки;
5 распевание, пение
6 музыкально-ритмические движения (танцы, хороводы, игры).
Подробнее хочу остановиться на используемых мною на занятиях музыкально-ритмических движениях и упражнениях.
Упражнения, развивающие чувство ритма
Данный вид деятельности взят мною из методики «Этот удивительный ритм» И. Новоскольцевой и И. Каплуновой. Сильной стороной этого пособия является дифференциация в соответствие с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс можно ускорить с помощью игр и забав. Если дети от предлагаемых в методике музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.
Музыкально-ритмические упражнения
В логопедических группах большое значение уделяется этому виду деятельности. Дети с ОНР часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремлённая или пружинящая ходьба, широкий или высокий бег, поскоки, прямой и боковой галопы и т. д.). Очень важно, по моему мнению, научить детей вслушиваться в музыкальный ритм, ориентироваться на сильную долю. Педагог должен постоянно напоминать об этом воспитанникам. Если этого не делать, дети, увлекаясь, забывают о ритмической стороне мелодии и выполняют движения хаотично. Музыкально-ритмические упражнения дают возможность развиваться физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учат владеть своим телом ритмично под музыку, готовят к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
Парные танцы
Освоение танцевальных движений способствует музыкально-ритмическому развитию детей с ОНР, формирует у них способность легко и ритмично двигаться под музыку, развивает ориентир в пространстве и координацию движений. В практике работы с детьми-логопатами я старалась учитывать уровень сформированности двигательных навыков, уровень развития ритмических способностей, индивидуальные особенности детей и, с учётом этого, подбирала музыкальный материал. Большое значение в музыкально-коррекционной работе имеет обязательное использование парных танцев и плясок, так как правильно подобранные, они развивают внимание, координацию, ориентировку в пространстве, чувство ритма, а так же – механизм подстройки движений к музыке и движениям партнёра. При подборе музыкального репертуара следует учитывать, справится ли большинство детей с движениями. С теми, кто не справляется с заданиями, необходимо заниматься индивидуально. Музыка, выбранная для танца, должна иметь ярко выраженные характерные части, настраивающие детей на определённое движение. Желательно выбирать парные танцы с ритмическими заданиями (хлопки, притопы, приседания, прыжки), а также с заданиями на развитие ориентировки в пространстве. Большую помощь при разучивании парного танца может оказать подготовительная работа: наиболее трудные танцевальные фигуры разучиваются с детьми заранее.
Танцы с пением и хороводы
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с ОНР, поскольку помогают им развивать вокально-двигательную координацию, упорядочивают темп и ритм движения. Дети должны выполнять танцевальные и хороводные движения изначально при поддержке воспитателя, что даёт наиболее максимальный коррекционный эффект. Хороводные танцы, как правило, кульминационная часть занятия. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые пассивные дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребёнок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Большое значение для развития музыкально-ритмических способностей у детей с ОНР имеет, по моему убеждению, качественный подход к выбору музыкального репертуара. Он должен отвечать следующим требованиям:
- Соответствовать возрастным особенностям.
- Быть небольшим по объёму (протяжённостью 1,5-3 минуты).
- Темп исполнения должен быть умеренно-быстрый или умеренно-медленный.
- Обладать чёткой и ясной ритмической структурой.
- Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
Музыкальные игры
Игра, относящаяся к музыкально-ритмическим движениям, является основным видом деятельности дошкольников с ОНР. Музыкальные игры имеют большое значение в ритмическом развитии детей. В них содержание и характер движения определяются музыкой. Известно, что игры, даря радость и возможность детям проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них чувства ритма, познавательных интересов, вокально-двигательной координации, ловкости.
Игры под пение (хороводы, инсценирование песен) являются неотъемлемым компонентом для музыкального развития ребёнка с ОНР. В них ребёнок учится передавать движениями содержание песни, характер музыки. Выразительные средства музыки, особенно её ритмический рисунок, усваиваются легко и непринуждённо в игровых движениях, имитирующих то или иное действие. Подходящий репертуар для игр под пение: народные попевки, прибаутки, хороводные песни. Их мелодии и музыкальные образы просты, доступны, имеют яркую и ритмичную изобразительную основу, что позволяет сопровождать пение выразительными ритмическими движениями в соответствии с характером музыки и музыкального образа. Здесь очень важно обращать внимание детей на вокально-двигательную координацию. На первых порах она даётся им с трудом, и работа над координацией пения и движений – довольно трудоёмкий и длительный процесс.
Игры со словом уходят своими корнями в фольклор. Музыкальность, песенность игр со словом позволяет с успехом использовать их на музыкальных занятиях. Они развивают чувство ритма, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, совершенствуют интонационный и поэтический слух, музыкальность, координацию движений, выразительность и т. д. Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, музыкальный руководитель должен быть уверен: дети справятся не только с текстом, но и с движениями, это окажется им по силам и не потребует много времени и усилий для разучивания. В противном случае работа превратится в муштру и вызовет у детей негативное отношение, отрицательные эмоции, сведёт на нет пользу этих игр.
В результате музыкально-ритмических занятий с детьми с ОНР, в процессе которых у детей систематически развивалось музыкально-ритмическое чувство, вырабатывались и двигательные навыки, успешнее проходила коррекция ритмической стороны речи. Взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с ОНР, по моим наблюдениям, подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей. Однако, этот процесс развития произвольных движений протекает при общем недоразвитии речи значительно медленнее и в более поздние сроки.
Поэтому, подводя итог вышесказанному, хочется посоветовать музыкальным руководителям, работающим с детьми с ОНР, использовать музыкально-ритмические движения как ведущее средство развития чувства ритма у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе на каждом музыкальном занятии. В результате работы вы получите ощутимую динамику в развитии музыкально-ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников.
Литература:
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). М.: Наука, 2003. – 379 с.
Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976. – 256 с.
Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 .
Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.: УчПедГиз, 1958. – 341 с.
Комиссарова Л. Н., Медведева Е. А., Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ТЦ Сфера, 2002. – 198с.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. СПб. Композитор. 2005. – 76 с.
Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика, 1988. 173с.
Щербакова Н. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи. //Журнал Музыкальный руководитель. – 2005. – №2. – с.35 – 37.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002322
Штрих код (№ квитанции) 62502670051707 Дата отправки 22 января 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
Поделиться