Логоритмика. Методическая разработка  «Виды логометрических упражнений»


Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту. Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем, Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим, Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Занятие логоритмики в средней группе ДОУ

«Петушок заболел» Занятие логоритмики для средней группы Средства: Игрушка — Петушок, гусь, лошадка, курочка, палочки, шапочка- Пёс, платочек хозяйки. Ход занятия: Мы пойдём, пойдём, пойдём, В сказку с вами попадём. Здороваются с гостями. Ритмом Гости к нам пришли, тоже хотят в сказку попадать.

Зашагали ножки В сказку по дорожке… 1. Слушание голос петуха. Кто это так прокричал? Солнышко поднял. 2. Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Солнышко, солнышко, ладони вместе, пальцы раскрыты, движения на запястьях Выгляни в оконышко… «окошечко пальцами»

Все проснулись, Потянулись 3. Игровое стихотворение «Потягушечки» Потягушечки, потягиваются, руки в стороны Порастушечки, потягиваются, руки вверх А в руках – хватушечки, хватательные движения А в ногах- топтушечки. топы А в роток- говорок, работа язычком «лакают» А в головку- разумок. гладят по голове себя

Все проснулись, потянулись… Петушок стал гулять- Свои ножки поднимать. 4. Музыкальный этюд «Ку-ка-ре-ку!» (ходьба с высоким подниманием бедра, в конце фразы равновесие на одной ноге, шлёпы по бокам «Ку-ка-ре-ку!») 5. Пальчиковая игра и хоровод «Есть у солнышка дружок» Есть у солнышка дружок- руки вверх Голосистый петушок. гребешок из пальцев на голове Хорошо, когда дружок, хлопки Голосистый Петушок. гребешок ук. и б. п. Хорошо, когда друзья, руки соединить, ведут хоровод Это мы и ты и я! Хорошо, когда друзья остановившись, качают сцепленными руками Это мы и ты, и я!

Каждое утро пел петушок свою песню. Но однажды простудился петушок. Заболел петух ангиной Не поет вторую ночь Как же Петеньке помочь? Если петушок заболел, кто же будет кукарекать по утрам? Может гусь? 6. Игра рук «Гуси» Га-га-га, га-га-га, Мы идём гулять в луга!

«Гусь» Гусь крикливый, идут в полном присяде С длинным носом. Шея, словно знак вопроса. вытягивают шею 6. Имитация движения «В присяде»

Гусь идёт гулять в луга И гогочет: Га-га-га.

Пошли они в лес гулять. А хозяйка стала их искать. 8. Подвижная игра «Гуси» дети сидят «спрятавшись» -закрыв глаза ладошками Вед.- хозяйка в платочке -Гуси, гуси – Га, га, га. Есть хотите? — Да, да, да. Так летите же ко мне! Ждёт еда вас на дворе! дети- гуси перелетают « к хозяйке» (ориентировка в пространстве) «Хозяйка имитирует, что насыпает им зёрна, «гуси» приседают «клюют», хозяйка переходит в другое место, Зёрнышки все соберите, А потом ко мне бегите. игра продолжается ещё раз.

Не может гусь кукарекать, может уточка сумеет?

Вышли уточки в луга, ходьба в полуприсяде Кря-кря-кря! Нам без Пети никуда, Кря-кря-кря!

9. Движения «Уточки» (колени вместе, ноги врозь) Не могут уточки «Ку-ка-ре-ку»кричать, Никто не может петуха заменять, Ку-ка-ре-ку по утру кричать. Гусь не может, утка тоже, А пёс Барбос хотел – проспал. 11.Игра с собачкой «Мы тихонечко идём…» (дети тихо подходят к собачке со словами: Мы тихонечко идём, И к собачке подойдём. И в ладошки хлопнем… раз! (одновременно хлопают в ладоши) Догоняй собачка нас! (собака лает, догоняет детей, они убегают на стульчики)

Собачка только лает, Ку-ка-ре-ку кричать не желает!

Вот лошадка бежит, Может она сможет Петю лечить? Муз. движения «Лошадка». (прямой галоп)

Игр. стих. Цок, цок, Я лошадка серый бок. Я копытцами стучу, Постучать вас приглашу.

Палочки возьмём, Стучать ими начнём. Игры с палочками. Ри громко- тихо. «Поскакала, побежала»

Не может лошадка ку-ка-ре-ку кричать, Только свою песенку умеет пропевать…. Какую? и-го-го…

Что нам делать, Как нам быть, Как же Петю полечить? Петю в комнату позвали Положили на кровать ручки под щёчку Полоскание достали Чтобы горло полоскать. Приходили к Пете куры- Приносили молоко: «Какова температура Выпей, Петя, молоко!

Стал Петя молочко пить, Знает, что полезное оно.

12. Логопедическое упражнение «Пьет петушок» (Вытянуть губки (пьет), затем «а-а-а» — на выдохе, или закинув голову назад «полощет горло») Петушок молочко выпивал Выздоравливать стал Вместе с курочками гулял 13. Танцевальный этюд «Курочки» Движения: гуляют, клюют, кружатся

14. Игровое стихотворение «Петушок, петушок – золотой гребешок» Петя, Петя, Петушок, золотой гребешок, Петя рано встаёт, голосисто поёт… Ку-ка-ре-ку!

Петушок снова песни распевал И нас в группу провожал. Выход «Зашагали ножки в группу по дорожке»

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

  • Пальчиковая гимнастика

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет: Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют: Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает: Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет: Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы. Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению), А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках), Мухомор – красный (разминаем указательный палец), Очень он опасный. А второй лисичка (трогаем следующий палец), Рыжая косичка. Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей) Третий гриб – волнушка. А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик), Бородатый старичок. Ну, а пятый гриб, каков? Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе с использованием логори Цель: профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития двигательной сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой. Задачи: — развивать двигательные навыки, ритмические способности, умения…

Логоритмическое занятие «А что у вас?» для детей 6–7 лет Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой и движением в рамках ранней профориентации. Задачи: -Систематизировать знания детей о профессиях; -Закрепить полученные знания на материале стихотворения С….

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают), Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх) Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова) Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно), Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного), И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх), Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]