Методическая разработка «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

Я уверена в том, что для того чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее, педагог должен уметь жить в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

За последние годы работы мною была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий:
  • дидактические игры,
  • беседы,
  • путешествия,
  • спектакли,
  • викторины,

которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:
  • театрализованные представления на экологическую тему,
  • праздники,
  • экологические игры,
  • игры-путешествия.
  • Следующее направление — Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связано с практическими делами:
  • совместные с родителями акции по озеленению группы,
  • территории ДОУ,
  • работа на огороде,
  • оформление цветника,
  • акции по подкормке птиц,
  • изготовление и развешивание кормушек.

Все это способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

  • Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий:
  • проектной деятельности,
  • экскурсий в природу,
  • опытов,

которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Пути реализации системы экологической работы:

1. Создание условий (экологизация развивающей среды)

Прогулка – это мини-путешествие, которое создаёт особый, своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее. Очень впечатлительных детей легко привлечь к наблюдению за цветом неба, формой деревьев, строением растений. Такие дети удивляются капельке воды, прозрачности льда, журчанию ручейка, пению птиц.

На огородных грядках дети выращивают овощные культуры (лук, томат, укроп, горох, редис, кабачки и др.), наблюдают за их ростом, проводят эксперименты ( «В какой почве лучше овощи растут», «О влиянии полива на жизнь растений»)

Экскурсии в сквер к Обелиску по большой экологической тропе проводятся систематически. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем за одними и теми же деревьями, кустарниками, травами, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц, и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события. И это всё связано со сменой времён года.

В уголке природы, собраны разные виды комнатных растений. В зимнее время года на подоконниках размещается мини — огород, что позволяет ребятам выращивать овощи и в холодный период года.

В обучении и воспитании практикую комплексный системный подход – от простого к сложному. Провожу с детьми цикл наблюдений за живыми объектами. Работа по проекту «Огород на окне» вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.

2. путь создания системы экологической работы — Работа в лаборатории

В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов.

В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.).

Для повышения экологической культуры дошкольников используются разнообразные формы и методы обучения:

  • интегрированные НОД,
  • наблюдения,
  • целевые экскурсии,
  • экологические акции,
  • опыты,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • инсценировки,
  • выставки на экологическую тему,
  • труд в уголке живой природы,
  • конкурсы.

Наша группа в этом году участвовала в межмуниципальном конкурсе экологических театров и заняла 1 место.

Таким образом, с помощью воспитательных мероприятий мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, творчества, способности видеть смысл своих поступков, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, и конечно, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде.

3. путь создания системы экологической работы – это Исследовательская деятельность дошкольников.

Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Во время исследовательской деятельности развивается речь детей, дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?», обращаются с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…», сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство.

Работая в инновационном режиме, мы увлеклись проектной деятельностью. Распределили наработанный материал так, чтобы охватить все разделы экологического воспитания.

Метод проектной деятельности помогает объединить содержание образования из всех областей знаний.

К организации поисковой и творческой деятельности подключаем родителей и родственников детей, т.к. один ребенок с этой деятельностью не справится.

Предлагаем такие задания, как: изготовить макет огорода, сбор семян, изготовление кормушек, выпуск бюллетеней и др.

В данный момент работа по теме «Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников» продолжается.

4. путь создания системы экологической работы – это Экологическое просвещение родителей.

Уделяя большое внимание совместной деятельности детей и родителей, используем следующие формы работы:

  • совместное озеленение территории д/с,
  • совместные экскурсии,
  • участие в конкурсах и выставках,
  • выпуск газеты для родителей и детей «Экологический вестник»,
  • совместный выпуск бюллетеней, сообщений,
  • участие родителей в экологических праздниках.

С желанием и охотой участвуют родители в проведении выставок совместных творческих работ. Здесь представляются поделки из природного материала, рисунки.

На родительских собраниях знакомим родителей с работой группы по экологическому воспитанию.

С помощью экологических газет, брошюр родители в домашних условиях могут проверить знания своих детей по экологии, проверить приметы времен года, поиграть в экологические игры.

Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые нами в ДОУ, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Следующая >

Рекомендации по организации работы с родителями по вопросам экологического образования дошкольников

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТЕМАТИКИ КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Темы консультаций для родителей
по вопросам экологического образования детей
обычно формулируются
с учетом запросов родителей
(если есть таковые) и
возраста, индивидуальных особенностей детей
(способностей, интереса, темпа усвоения материала и т.п.),
содержания и структуры
организации
процесса ознакомлениядошкольников с природой и экологического образования
. Тему консультации можно
сформулировать в форме вопроса или простой повествовательной фразы.
Как правило, по каждой конкретной теме консультации обозначается

и ее
цель.
Например, темы
КОНСУЛЬТАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
могут быть такими:

— «Как развивать интерес дошкольников к природе в условиях семейного воспитания

(или просто в семье)?» — здесь можно говорить о разных формах, методах, видах деятельности (играх) природоведческого содержания).


«Особенности диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников»
(здесь можно говорить вообще о процессе диагностики (значении, процессе — формах вариантах заданий, оценивании и т.п.)

— «Варианты игровых диагностических заданий экологического содержания для детей дошкольного возраста»

— «Игра как средство экологического образования дошкольников»

— «Возможности развивающих игр в экологическом развитии дошкольников»

— «Индивидуальные и возрастные особенности усвоения дошкольниками представлений об объектах и явлениях природы»

— «Особенности организации работы по экологическому образованию детей в детском саду»

(рассматривается то, как организуется работа с детьми в д/с по ознакомлению с природой)

— «Как развивать у дошкольников представления о животных и растениях

(или что-то одно)
в условиях домашнего воспитания?»
(можно брать и любые другие разделы программы)

Как развивать у дошкольников представления о явлениях неживой природы (или сезонных изменениях в природе) в условиях домашнего воспитания?»

— «Особенности организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в семье»

(или конкретно о формах, методах и др.)

— «Особенности экологического образования дошкольников 5-6 лет»

(или другого возрастного периода)

— «Основные проблемы (трудности,
сложности) в освоении дошкольниками
представлений о природе и их решение»

— «Как формировать у детей представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания?»

— «Игры экологического содержания для дошкольника»

— «Использование в домашних условиях познавательной литературы природоведческого содержания для дошкольников»

— «Проблемно-практические ситуации природоведческого содержания для дошкольников и их использование в домашних условиях»

— «Как сделать процесс познания природы дошкольниками интересным?»

— «Диагностика уровня экологического развития дошкольников»

— «Особенности развивающей

(ИЛИ ТОЛЬКО коррекционной)
работы по экологическому образованию с дошкольниками»
— «Как формировать осознанно-правильное отношение к природе у дошкольников?»

— «Как знакомить дошкольников с трудом людей в природе?»

РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ВОПРОСАМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Основные формы совместной работы детского сада и семьи по вопросам экологического образования детей

— доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;

— организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;

— открытые занятия экологического содержания для родителей (или интегрированные);

— совместная проектная деятельность;

— фотовыставки;

— групповые и индивидуальные консультации;

— беседы;

— папки-раскладушки и т.п.

Основные направления в работе с родителями, в том числе и по экологическому образованию детей, отражаются в годовом плане работы ДОУ (на год), а конкретизируются в перспективном (на определенный период, обычно на квартал) и календарном планах работы воспитателей (на каждый день). (Планирование – заблаговременное определение порядка и последовательности осуществления решения задач программы воспитания и обучения дошкольников).

Содержание и методика проведения занятий и бесед родителей с детьми в семье

направлено на ознакомление с особенностями формирования представлений у дошкольников о живой и неживой природе, труде в природе и зависит от уровня развития ребенка. Основные
принципы организации занятий с детьми в семье
— доступность предложенного материала, последовательность и систематичность в работе, широкое использование наглядности, заинтересованность и активность самих детей.

Материал для занятий по ознакомлению с природой с детьми в семье:

мелкие предметы – «дары природы» (шишки, желуди, листья деревьев и др.), игрушки, отражающие особенности природных объектов; карточки и силуэты птичек, зверей, овощей и фруктов и т.п.
Составление кратких рекомендаций для родителей, относящихся к организации работы по экологическому образованию детей в семье
Тема: «Как сделать процесс познания природы дошкольниками интересным?»

(Подготовительная к школе группа (6-7 лет))

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Природа – среда обитания и часть жизни современного человека, в том числе и маленького ребенка. Как сделать процесс ее познания интересным, содержательным и результативным?

Предлагаем Вашему вниманию несколько советов и рекомендаций:

1. Обращайте внимание ребенка на разнообразие, красоту, неповторимость объектов и явлений природы.

2. Организуйте работу с детьми по ознакомлению с природой в игровой ситуации.

3. Учитывайте желания ребенка, его возможности в данный, конкретный момент

4. Используйте любые жизненные ситуации для познания детьми природных объектов и явлений.

5. Чаще хвалите, поощряйте ребенка.

6. Замечайте малейшие успехи ребенка в познании природы.

7. Старайтесь объяснять ребенку природные явлении в доступной его пониманию форме.

8. Используйте разнообразные формы, методы и средства ознакомления дошкольников с природой (наблюдения в природе, походы, прогулки, художественную литературу природоведческого содержания, игрушки, модели, экспериментирование и др.)

7. Действуйте от простого к сложному.

8. Поддерживайте инициативу и интерес ребенка к самостоятельному познанию природы

Желаем успехов!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]