Как это происходит
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста подчиняется целому ряду закономерностей.
Ребенок начинает не только созерцать окружающие его предметы, но начинает проявлять к ним живой интерес. Он начинает понимать, что у каждой вещи есть размеры, форма, цвет и многие другие отличительные признаки; они разные на ощупь и имеют неодинаковую температуру. Со временем, помимо зрения и осязания, у ребенка начинает развиваться слух. Он постепенно учится выделять и сравнивать звуки по громкости.
Первый этап- развитие сенсорного познания
Постепенно ребенок начинает регулировать сенсорные процессы, всматриваясь во что-либо или прислушиваясь к чему-то. Развиваются внимание и восприятие; сенсорные процессы приобретают большую осознанность.
Тем не менее, развитие познавательных процессов, как в младшем, так и более старшем возрасте у дошкольников еще далеко от совершенства. К примеру, замечено, что дети далеко не сразу начинают понимать перспективу, а также другие пространственные отношения. Затруднено восприятие времени.
Рассмотрим, как именно должны развиваться познавательные процессы дошкольников, и каким образом родитель может помочь ребенку в освоении сложного, но удивительного и загадочного мира вокруг него.
Внимание в дошкольном возрасте
Стоит отметить, что внимание дошкольников носит все еще непроизвольный характер. Ребенок выделяет из общей массы предметы в зависимости от их яркости, контрастности, отличия от основного фона. И лишь в дальнейшем оно приобретает черты намеренности. Родитель начинает замечать, что ребенок предпочитает наблюдать строго за определенными предметами, на которые направлена его деятельность. Теперь он видит не только броское, новое и яркое, но представляющее для него интерес.
Тест на знание названий предметов
Несмотря на то, что в дошкольном периоде происходит развитие и совершенствование как непроизвольного, так произвольного внимания, основной акцент стоит делать именно на развитии второго.
Для того, чтобы научить ребенка выделать значимое, «отодвигая» на задний план менее существенное, необходимо учитывать следующее.
- Для развития произвольного внимания необходимо, чтобы деятельность ребенка носила направленный характер. То есть, приступая к осуществлению той или иной активности, он должен иметь достаточно четкое представление о желаемом результате. Это позволит ребенку удерживать на нем свое внимание и контролировать отвлекаемость в процессе.
- Учитывая то, что первое время ребенку будет сложно осуществлять направленную деятельность самостоятельно, первое время он будет нуждаться в достаточно простых, но четких и подробных инструкциях со стороны взрослого. Благодаря этому он сможет получить представление не только о цели, но и способах ее достижения. Желательнее всего, чтобы этапы на пути к ее достижению – небольшие задачи и их результаты были представлены наглядно. Например, предлагая ребенку сделать какую-либо поделку, лучше всего делать ее вместе с ним, показывая предварительные результаты и позволяя ребенку сравнить то, что получилось у него с эталоном. Это позволит надолго удержать внимание ребенка и сохранить его до самого конца.
Тест для детей 6-ти лет на внимательность - Произвольное внимание дошкольников развивается на основе непроизвольного. Именно поэтому объекты, с которыми будут иметь дело дети во время занятий, должны отличаться яркостью, необычностью, новизной, либо представлять для него интерес.
Развитие памяти в дошкольном возрасте
Своеобразной «точкой отсчета» развития у ребенка произвольной памяти считается возраст от трех лет. Именно с этого периода большинство людей начинает помнить события, связанные с их жизнью. Тем не менее, память в дошкольном возрасте также имеет свои отличительные особенности. Во-первых, также как многие другие познавательные процессы на этом этапе, она носить непроизвольный характер. Ребенок еще не может его контролировать, и запоминание подчиняется простому закону: из всех воздействующих на ребенка раздражителей запоминается только один, но самый сильный. Во-вторых, память ребенка носит ситуативный характер – вспоминая что-то, ребенок может упоминать обстоятельства, сопутствующие процессу запоминания.
Развитие внимательности и моторики в игре
Именно непроизвольное запоминание оказывает наиболее существенное воздействие на деятельность ребенка.
Тем не менее, особенности развития познавательных процессов памяти у дошкольников уже начинают отличать следующие особенности:
- Выделение объекта запоминания из самой ситуации запоминания
- Использование опоры на последовательность происходящих событий и построение простых логических связей.
- Прочность запоминания и способность удержать информацию в памяти на определенное время.
- Использование простейших элементов произвольного запоминания.
Изучение природы развивает память
Также как для развития каких-либо других процессов, для начала нужно использовать яркие, контрастные предметы. А также постепенно переходить от зрительных объектов к восприятию запоминаемого материала на слух. Прекрасными инструментами для развития слуховой памяти в период дошкольного возраста выступает разучивание небольших детских стихов, пересказ сюжета любимых сказок.
Ближе к концу дошкольного детства у ребенка начинают проявляться зачатки логической памяти, которая строится на понимании ребенком связей, существующих между предметами и явлениями. Теперь ребенок может запоминать более значительные объемы информации и эффективнее применять на практике полученный опыт.
Воображение в дошкольном периоде
Несмотря на то, что детей всегда отличает яркое, развитое воображение, эта способность к обработке и перекомбинированию уже существующей информации приходит к нему далеко не сразу.
В самом начале своего развития воображение строится на совместной работе с родителем. И лишь потом оно преобразуется в процесс, осуществляемый на основе речи без необходимости осуществлять какие-либо физические действия.
Лепка с пластилином развивает воображение
Для того, чтобы воображение формировалось максимально эффективно, взрослому желательно дополнять образы, созданные ребенком, определённому деталями, придавая им законченность. Затем ребенок начинает «дорисовывать» элементы самостоятельно, объединяя разрозненные элементы картины в единое целое. И, воспринимая информацию на слух, учится представлять его в виде зрительного, чувственного или любого другого образа. Ребенок учится опредмечиванию и замещению. Особенно ярко эта особенность дошкольников проявляется в сюжетных играх, где например палка, в зависимости от условий, легко начинает использоваться и в качестве ложки для куклы, и пистолета. Ребенок также начинает активно использовать схематизацию и детализацию, придумывая всевозможные действия и функции, как для предметов, так и их заместителей.
Схематизация выражается в переносе уже знакомых схем действий, разученных ребенком, в качественно новые условия. Детализация же проявляется в стремлении дополнить каждое действие новыми репликами, голосовыми интонациями. Один и тот же сюжет может по-разному обыгрываться в новых условиях.
Игры с карточками развивают внимательность и воображение
Как мы уже упоминали, воображение дошкольников уже имеет словесную форму. Зачастую это приводит к формированию склонности ко лжи и страхам: максимально отдаляясь от реальности, ребенок не только начинает создавать новую реальность, но и верить в нее. Тем не менее, в возрасте от 5 лет, он уже начинает четко отличать реальность от вымысла. Воображаемые сюжеты начинают строиться на определенной логике и со временем максимально приближаться к реальности. Прослеживаются попытки выстроить причинно-следственные связи. Понимая, что его могут легко уличить во лжи, ребенок начинает избегать ее и понимать, в чем ее вред.
Отличный способ развития воображения – конструктор
Благодаря воображению у ребенка появляется возможность испытать новые ощущения, получить почву для самовыражения, самореализации. Именно на этой особенности в дальнейшем будет строиться и познавательная, и творческая, и игровая деятельность.
Примерно до 6 лет воображение носит в основном непроизвольный характер. Черты произвольности воображение приобретает в старшем дошкольном возрасте.
Консультация «Особенности развития познавательной деятельности дошкольников»
Елена Китайка
Консультация «Особенности развития познавательной деятельности дошкольников»
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников
На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.
Познавательная деятельность требует выявления целого ряда особенностей на разных возрастных этапах развития ребенка. Прежде всего это касается раннего и дошкольного возраста, где возникают важные личностные новообразования, особоезначение среди которых приобретают такие: изменение субъектной позиции в трехлетнем возрасте («Я сам»
, произвольность поведения в различных видах
деятельности, упорядоченность мотивов поведения, формирование самосознания (в 5,5-6 лет)
. Эти новообразования проявляются и положительно влияют на ход
познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая имеет некоторые сходства и отличия, по сравнению с детьми более старшего возраста. Для того, чтобы более ярко показать особенности познавательной деятельности дошкольников,рассмотрим некоторые из них:
— познавательная деятельность включает обязательное повышение интереса к обучению; познавательная деятельность проявляется детьми в условиях, когда им интересно, когда взрослый не просто играет с ними (что тоже очень важно, но и общается, организует познание, знакомит детей с новым, неизвестным;
— для проявления детьми познавательной деятельности необходимо создать им комфортные социальные условия, обеспечить положительные отношения между всеми членами детского коллектива;
— на высших уровнях развития познавательной деятельности ребенка-дошкольника наблюдается проявление индивидуального, собственного стиля поведения в ходе познания;
— познавательная деятельность предполагает проявление самостоятельности, но в дошкольном возрасте для нее все же характерно присутствие общения со взрослым и сверстниками в процессе познания.
Согласно свидетельствам О. М. Дьяченко мы отмечаем, что уже в возрасте младенца наблюдается потребность в познании окружающего мира, других людей, самого себя, что проявляется в активных движениях, общении со взрослыми, а позже – с однолетками.
На первом году жизни у ребенка наблюдается потребность в активных действиях с предметами, манипулировании ими, познании их основных свойств и названий через постоянное эмоциональное общение со взрослым (ребенок вокализирует, улыбается, смеется, хлопает в ладоши, пытаясь обратить на себя внимание взрослого).
В двухлетнем возрасте, с овладением походкой, расширяется круг элементарных познавательных действий ребенка: все нужно достать, взять в руки, потрогать, бросить или покатить, дать «собственное»
название. В это время
констатируется активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка, которая является интенсивной и такой, что побуждается познавательная мотивом (узнать «что это такое?»
). Чем старше ребенок по возрасту, тем больше интенсивность его
познавательной активности. В два-три года ребенка начинают интересовать причины и последствия новых явлений. Новые свойства, которые он открывает в предмете, могут способствовать возникновению новых видов деятельности, и, в частности, игры. Ребенок может довольно долгое время заниматься игрушкой, когда находит в ней свойства, которые вызывают эмоционально-положительное отношение. При этом возникает словно цепь ориентировочных реакций, которые поддерживают активность ребенка (аутостимуляция)
.
В возрасте 3-4 года можно говорить о познавательном интересе ребёнка, который носит беспорядочный характер, однако при этом ориентирован на приобретение знаний о находящемся вокруг мире с целью приобщения к миру взрослых — он стремится всё пощупать, попробовать на вкус, показывает великий интерес не только к игрушкам, но и к вещам взрослых, по мере развития речи, становится «почемучкой»
, начинает задавать взрослым много вопросов о предметах и явлениях, с которыми встречается в жизни.
Любопытство, в отличие от познавательного интереса, может быть ориентировано на что угодно, любопытство носит поверхностных характер, оно лишено какого-то существенного значения.
Любознательность – это статичное чувство, свидетельствующее о том, что человек любит узнавать что-то новое. Однако любознательность, опять же, в отличие от познавательного интереса, не имеет под собой смысла и цели.
Итак, ребенок накапливает знания о разнообразии предметов и способах действия с ними. До конца преддошкольного возраста, по определению Л. В. Артемовой, действия ребенка приобретают определенную направленность и осознанность.
Дети старшего дошкольного возраста, можно рассматривать познавательную деятельность детей дошкольного возраста как такую активность, которая формируется и развивается на основе познавательной потребности в различных видах деятельности, обеспечивает формирование целостного представления об окружающем мире, характеризуется имеющейся познавательной ориентацией, инициативностью, самостоятельностью ребенка, интересом и оригинальностью.
К 6-7 годам познавательный интерес ребёнка модифицируется в познавательную активность. Познавательная активность – это динамический, целеустремленный процесс по добыванию не всех знаний, а, в основном, нужных для реализации каких-то жизненных планов.
В конце дошкольного возраста создаются необходимые предпосылки для перехода ребенка на новый уровень развития – к школьному обучению.
Познавательная деятельность, управляемая познавательными интересами, закладывает основы познавательных способностей ребенка, развитие которых является необходимым условием формирования творческого мышления. Следует отметить, что все перечисленные особенности познавательной деятельности в дошкольном возрасте находятся на уровне становления и в дальнейшем становятся основой для развития познавательной деятельности.
Работая с детьми дошкольного возраста, В. С. Голицын также определяет три уровня познавательной активности детей,что придает характеристикам детей большую значимость и глубину:
— высокий – ребенок всегда активен, инициативен в ответах и общении, любознателен, всегда внимателен, следует указаниям, правильно выполняет задания, проявляет готовность преодолевать трудности, ведет активный поиск решения, легко контактирует со взрослыми и сверстниками, умеет решать конфликты;
— средний – ребенок отвечает только по просьбе воспитателя; слушает объяснения взрослого, но сам не обращается за помощью, требует повторения, указаний и контроля за ходом деятельности; отвлекается, подражает другому, задачи выполняет при дополнительном стимулировании; пытается преодолевать трудности, но в случае неудачи отступает; в общении отдает предпочтение знакомым детям, подчиняется инициативе другого, проявляя конформность;
— низкий – ребенок пассивен, может работать только при условии персонального обращения и постоянной помощи взрослого, безразличен, без специальной поддержки не начинает деятельность, не работает без образца, при малейшем затруднении не обращается за помощью, а отказывается от деятельности; включается в совместную деятельность по приглашению, но не умеет поддерживать отношения, часто конфликтует; у ребенка преобладают игры один на один.
Несмотря на определенные уровни познавательной активности, отметим, что в отдельных случаях трудно отнести конкретного ребенка к определенному уровню познавательной активности. Ощущается необходимость введения промежуточного между средним и высоким уровнями развития познавательной активности дошкольников.
Анализ работ ученых, посвященных проблеме детской игры, позволяет констатировать, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста связана с ведущей деятельностью в этот период и проявляется в том, что именно в игре, которую ребенок самостоятельно организует, он воспроизводит деятельность взрослых, вступает в контакт с другими детьми, осуществляет самостоятельные действия; и все это направлено на познание окружающего мира и воспроизведение приобретенных знаний в активной деятельности; в обучении,а именно: в процессе подготовки к школьному обучению; на разных занятиях в детском саду, во время слушания художественных текстов, труда и др. ; в процессе решения познавательных задач; в процессе экскурсий и изучения сезонных явлений природы; в процессе организации элементарной поисковой деятельности и экспериментирования; в решении нестандартных, проблемных, опережающих, творческих заданий и интеллектуальных игр
Итак, анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста доказывает, что становление познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста происходит, с одной стороны, за счет собственного опыта ребенка в процессе повседневной жизни. Наряду с этим, особенности развития дошкольника предусматривают определяющее место взрослого в организации всей жизни ребенка, в том числе и познания. При этом взрослый организует деятельность детей, используя разнообразные средства.
Становление мышления в дошкольном возрасте
Дети любознательны. Изучая окружающий мир, они отмечают его отличительные особенности, задаются вопросами, связанные с ним. Наблюдая причинно-следственные связи, они начинают со временем понимать, почему происходят те или иные события.
Основными видами мышления, функционирующие в периоде дошкольного детства, являются наглядно-действенное, словесно-логическое и образное.
Тест на внимательность и уровень мышления
Наглядно-действенное мышление используется для решения задач, которые выполняются с использованием предметов или орудий. Достигается четко определенный практический результат, причем чаще всего методом проб и ошибок. Тем не менее, по мере того, как задача усложняется, решить ее так становится невозможно.
Именно тогда у ребенка начинает развиваться образное мышление. Оно бывает необходимо в тех случаях, когда ситуация выходит несколько за пределы личного опыта ребенка. Тем не менее, выводы строятся еще на видимых глазу свойствах, и зачастую не подчиняются не только логике, но даже общим основаниям. И все же, именно на основе образного мышления строятся попытки квалификации, обобщения; ребенок учится проводить простейшие операции. образное мышление также во многом служит основой интуиции и опыта. Затем ребенок учится пользоваться схемами, усваивает соотношение размеров, форм и цветов. У него формируются зачатки логического мышления, позволяющие ему не только осуществлять решения задач, но и объяснять то, как это происходит.
Но перед тем, как это произойдет, ребенку нужно будет приобрести навык работы, как с реальными доступными предметами, так и их замещениями, либо символами, рисунками, просто названиями. У ребенка формируется понятийный аппарат, позволяющий решать возникающие задачи без использования предметов и замещающих их образов.
Упражнения на усвоение понятий
Усвоение понятий происходит в процессе целенаправленного обучения. На начальных этапах происходит работа с большим количеством наглядных пособий. К примеру, рассказывая о жизни зверей и птиц, необходимо обязательно иметь при себе картинки, иллюстрирующие разные стороны их жизни. А разучивая элементарные арифметические действия, лучше всего производить их с фишками или карточками. Затем необходимость в их использовании отпадет, и ребенок будет производить все действия самостоятельно в уме.
Хорошим показателем уровня сформированности у ребенка логического мышления является его умение находить и объяснять ошибки или нелепицы, а также его реакции на шутки.
Игры с песком и мелкими предметами очень помогают развитию мышления
Эти особенности также выдают интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению. Немаловажную роль играют также попытки ребенка осуществлять собственную познавательную активность, соединяя, разъединяя предметы, наблюдая за поведением людей или животных, смешивая вещества.
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
Галина Щербакова
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста выделяются следующие познавательные процессы:
• Восприятие;
• Внимание;
• Память;
• Воображение;
• Мышление;
• Речь (письменная и устная)
.
При этом здесь важно учитывать такое понятие, как информация. Она включает в себя непосредственно информацию и источники ее получения. Непосредственно информация составляет собой совокупность различных сведений, фактов, событий, происходящих в окружающем мире. Между тем, источниками информации могут служить восприятие самого человека, мнение другого человека, книги, газеты, журналы, телевидение, интернет и т. п. Исходя из конкретных целей и возможностей, каждый человек использует те или иные источники информации.
Говоря об информации, нельзя не сказать и о таком понятии, как «отношение к информации»
. Подобный аспект имеет наибольшее значение для педагога, так как играет ведущую роль в формировании
познания у детей-дошкольников.
Если сравнивать отношение к информации у взрослых и детей, то взрослые считают информацию первичной, а затем уже формируют свое отношение к ней. У детей процесс формирования отношения к информации прямопротивоположный. Взрослый человек высказывает или показывает иными способами свое отношение к информации, опираясь на свои знания, опыт и представления. Дети, наоборот, с большей охотой будут познавать то, к чему хорошо относятся, а о том, что им не нравится, даже не захотят слышать.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что баланс компонентов познавательной сферы, то есть информации и отношения к ней, связан с уровнем развития познавательных процессов у ребенка определенного возраста. Чем ребенок старше, тем сложнее его психические процессы.
Тем не менее, следует отметить, что за счет преобладания эмоционально-чувственного освоения мира процесс познания у детей-дошкольников идет намного интенсивнее, чем у взрослых. Поэтому педагоги и родители должны ясно понимать, что процесс формирования отношения ребенка к миру является постоянным, соответственно, это отношение и будет определять, в каком русле будут развиваться знания и способности ребенка.
Очевидно, что понятия «информация»
и
«отношение к информации»
имеют между собой очень четкую и тесную связь. После того, как с помощью различных источников человек освоил какую-либо информацию, она неизменно оставляет в душе определенный след, чувственный или эмоциональный, который и называется
«отношением»
.
Исследуя информацию и отношение к ней у детей дошкольников, Н. Н. Поддъякова выявила две противоречивые тенденции, которые определяют процесс формирования знаний. В соответствии с первой из них, ребенок стремится расширить и углубить четкие и ясные знания об окружающем мире, которые составляют основу его познавательной сферы. Но в соответствии с другой тенденцией, чем интенсивнее проходит мыслительный процесс, тем больше перед ребенком появляется неясностей, впоследствии формирующих различные догадки, предположения и вопросы. Подобные «неясности»
выступают мощнейшим стимулятором умственной активности
детей. В свою очередь, в результате взаимодействия данных тенденций количество неопределенных знаний уменьшается, поскольку ребенок старается их уточнить и прояснить. Со временем они переходят в четкие знания (Дусавицкий, с. 225)
.
Учитывая это, педагог должен понимать, что чем больше ясных знаний формируется у ребенка, тем интенсивнее идет процесс появления неясных знаний. Поэтому его основная задача сводится к тому, чтобы сделать информацию для дошкольника не самоцелью, а средством, с помощью которого он сможет развивать свои познавательные потребности и интересы. А в этом процессе на первый план выходит положительное отношение ребенка к информации,его можно создать двумя путями:
1. Сформировать положительные эмоции, а затем и чувства по отношению к объекту/ процессу деятельности, либо к лицам, с которыми ребенок будет взаимодействовать. Здесь задача педагога сводится к выражению положительного отношения к ребенку и его деятельности, к знакомству ребенка с удачными образами деятельности, к выражению веры в его силы и возможности, к одобрению его деятельности, а также к выражению положительного отношения к результатам его деятельности. В этой связи огромное значение приобретает успех и его общественная оценка. Облегчить задачу педагога можно, если предложить ребенку заняться тем видом деятельности, с которой хотя бы частично были связаны его прежние интересы.
2. Сформировать понимание смысла деятельности, ее личной или общественной значимости. Достичь этого можно, используя образные рассказы о смысле деятельности, объяснения, наглядную демонстрацию результатов данной деятельности и иные аналогичные приемы.
Если интерес формируется по мере создания положительного отношения к деятельности, то непосредственное занятие ею можно считать выражением любви или долга. Подобная деятельность пока не является существенной для познавательного процесса, поскольку еще не содержит четкого интереса. Как только у ребенка изменится отношение к этой деятельности, объекты станут для него непривлекательными, у него постепенно исчезнет и стремление заниматься данной деятельностью.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется в результате правильно организованной структуры деятельности. В связи с этим,можно выделить следующие этапы организации деятельности:
1. Создание основы для формирования интереса, как внешней, так и внутренней. Под внешней основной воспитания интереса понимается организация жизни и создание благоприятных условий, которые будут способствовать возникновению потребности в конкретном объекте или в конкретной деятельности у данной личности. Под внутренней основой формирования интереса понимается усвоение ребенком известных и общедоступных знаний, навыков, а также визуальной опознавательной специфики.
2. Формирование положительного отношения к объекту и деятельности с дальнейшим переводом отдаленных смыслообразующих мотивов в более близкие для человека мотивы. На этом этапе интерес пока не формируется, как таковой, однако у ребенка возникают психологические предпосылки к его появлению, он начинает чувствовать потребность в деятельности, принимая ее.
3. Организация постоянной и систематической поисковой деятельности, которая способствует формированию подлинного интереса. На данном этапе у ребенка появляется познавательное отношение и внутренняя мотивация, толкающие его заниматься данным видом деятельности.
4. Развитие деятельности таким образом, чтобы в результате занятий перед ребенком ставились новые вопросы и задачи, которые подкрепляли бы его интерес к данной деятельности или объекту.
Очевидно, что два первых этапа обретают особенное значение в педагогической работе, при этом на воспитание отношения тратится достаточно длительное время. В свою очередь, систематическая поисковая деятельность приводит к тому, что у ребенка на психологическом уровне рождают позитивные эмоции, а его достижения способствуют формированию стойкого динамического стереотипа познавательного интереса, который в будущем может превратиться в качество, так или иначе характеризующее личность ребенка. Этап формирования подлинного интереса важен не столько потому, что пробуждает в ребенке положительные эмоции и приводит к пониманию смысла и значения данной деятельности, сколько потому, что у ребенка формируется внутренняя мотивация для занятий данным видом деятельности. Иными словами, со временем сама деятельность начинает побуждать ребенка, чем дальше —тем больше он в нее углубляется: у него появляется желание больше узнавать, решать больше задач, достигать больше целей.
Если педагог сумеет правильно воспользоваться данным детским «ресурсом»
, то интерес ребенка будет иметь тенденцию к неограниченному развитию. В
процессе постановки новых познавательных и поисковых задач, интерес дошкольника будет более насыщенным, он будет получать больше радости от занятия данной деятельностью, что в конечном итоге может перерасти в настоящую «жажду»познания. Со временем это приведет к формированию стойкого интереса, который от решения одной задачи и перехода к другой будет только укрепляться.
Речевые особенности дошкольного возраста
Дошкольный период отмечается наиболее интенсивным развитием различных аспектов речи. Расширяется словарный запас, предпринимаются попытки общения, как с ближайшим окружением ребенка, так и новыми, еще незнакомыми для него людьми. В целом, в этом периоде необходимо решить следующие задачи:
Игры по развитию речи
- Обогащение активного словарного запаса. В период дошкольного детства словарный запас увеличивается в объеме практически в три раза. Начинается использование различных частей речи, усваиваются и обогащаются родовые понятия. Благодаря этому мир вокруг ребенка становится более систематизированным: он уже понимает, что перед ним не просто «дерево», а яблоня, ива, или береза. Что мама принесла из магазина не просто игрушку, а куклу, или мяч.
- Освоение правильного грамматического строя речи. Ребенок учится склонять существительные по падежам, согласовать слова в роде, числе и падеже. В возрасте от 4 лет ребенок уже начинает говорить с определенной интонацией, что придает речи определенные эмоциональные оттенки. Дети начинают отмечать сходство и различие слов; создавать на основе уже существующих новые, что зачастую выглядит смешно. Ребенок начинает отмечать неправильно проговариваемые звуки и предпринимает первые попытки исправить свои ошибки.
- Понимание фонематического состава слова. Благодаря этому ребенок осваивает словесный состав речи и начинает понимать, из каких звуков состоит то или иное слово. Однако ему еще трудно выделить первое и последнее слово в предложении, а также первый и последний звук в слове.
- Осознание функции речи и ее роли в жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок начинает расценивать речь как средство общения. Она начинает носить объяснительный характер, становится богаче и шире. Постепенно ребенок начинает понимать еще одну функцию речи, служащую для мышления. происходит переход эгоцентрической речи во внутреннюю; ее содержание становится направленным на планирование деятельности в будущем.
Советы родителям по развитию речи ребенка
Важно отметить, что именно восприятие ребенком речи взрослых и развитие собственной играет определяющую роль в становлении многих других познавательных процессов дошкольника.
И если мы скажем, что развитие познавательных процессов и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте во многом определяется речью, это не будет преувеличением. Именно путем пояснения, объяснения, коррекции, взрослый имеет возможность направлять их развитие. А также получать «обратную связь» от ребенка, оценивая то, насколько эффективно проходит обучение.
Чем больше с детьми заниматься, тем быстрее они развиваются
Общая характеристика развития познавательных процессов в дошкольном возрасте выглядит следующим образом:
- Восприятие дошкольником предметов окружающего мира становится более развернутым; ребенок уже не просто бросает беглый взгляд на них, а пытается тщательно разглядеть, всмотревшись в детали.
- Наблюдая за предметами и явлениями, ребенок старается установить причинно-следственные связи, узнать их свойства.
- Благодаря увеличению объема памяти дошкольник уже способен запомнить сюжеты сказок, учить наизусть небольшие стихотворения.
- Речь может быть использована не только для общения с окружающими, но и с целью контроля своего поведения.
- Ребенок начинает слушать указания взрослых и следовать инструкции, данной ими.
- Воображение становится более развитым; ребенок начинает четко различать реальность и вымысел, правду и ложь.
Оставить комментарий
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Цель программы:
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие произвольного внимания (его свойств: переключаемости, концентрации, объема).
- Развитие памяти (слуховой, зрительной, образной, ассоциативной).
- Развитие мышления (операции сравнения, анализ, синтез, обобщение, классификация).
- Развитие воображения.
- Развитие восприятия.
Средства: игры (развивающие, подвижные), элементыпсихогимнастики.
Занятия проводятся в малых группах (по 5-6 человек), продолжительность занятия 20- 30 минут.
Для ребенка игра — это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в формировании опосредствования и, тем самым, в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин, опираясь на идеи П.Я. Гальперина о закономерностях функционального развития деятельности, рассматривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками и предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения. Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образцом и правилом становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры. Качество произвольности, благодаря игре, приобретают сенсомоторные функции, память, поведение. Поэтому основным средством программы являются игры, как развивающие, так и подвижные.
Каждое занятие длится 20-30 минут. Игры в программе расположены от более простого к более сложному. Начинать надо с простых, постепенно усложняя задания.
I квартал
Внимание
Цель: развитие переключаемости, концентрации внимания.
Игры, упражнения.
«Что слышно?», «Ручеек», «Слушай звуки», «Найди различия», «Совушка — сова», «Смотри на руки», «Четыре стихии», «Будь внимателен», «Кто быстрее», «Пальцы», «Рисуем город», «Слушай команду», «Воробьи и вороны», «В магазине зеркал», «Кого назвали, тот и лови», «Летает — не летает».
Память
Цель: развитие слуховой и зрительной памяти.
Игры, упражнения.
«Повтори за мной», «Что изменилось?», «Испорченный телефон», «Слушай и исполняй», «Собери картинку по образцу», «Опиши по памяти», «Художник», «Запомни фигуры», «Кто что делал — повтори», «Перескажи сказку».
Мышление
Цель: развитие способностей сравнивать и классифицировать.
Игры, упражнения.
«Найди различия», «Противоположность», «На что похоже», «Чум похожи и чем различаются?..», «Разложи картинки по смыслу», «Чем похожи эти загадки». «Ну-ка. отгадай!», «Дорисуй и назови предмет».
Воображение
Цель: развитие фантазии, представлений.
Игры, упражнения.
«Сказка по кругу», «Где мы бывали, что повидали?», «Дорисуй фигурку», «На что похоже?», «Мозаика», «Чудесный лес», «Палочки», «Свободный танец», «Изобрази зверя», «Представь и нарисуй», «Мешок гнома».
Восприятие
Цель: развитие тактильного восприятия.
Игры, упражнения.
«Чудесный мешочек», «Чья рука?», «Угадай и назови предмет», «»каков предмет на ощупь», «игра для разогрева», «холодное — горячее».
II квартал
Внимание
Цель: развитие произвольности внимания, его объема.
Игры, упражнения.
Кто летает?» «Найди два одинаковых предмета», «, «Волшебное слово», «слушай и исполняй», «Повтори за мной», «Разведчики», «будь внимателен», «Зеваки», «Канон», «Слушай хлопки», «узнай по голосу», «Море волнуется», «Ручеек», «Кто знает, пусть дальше считает».
Память
Цель: развитие ассоциативной и моторно — слуховой памяти.
Игры, упражнения.
«Запомни позу», «Кто за кем?», «Зеркала», «Тень», «Запомни свое место», «Запомни движение», «Вот так позы», «Художник», «Узнай на ощупь», «Вспомни, кто что делал».
Мышление
Цель: развитие способностей к анализу и синтезу.
Игры, упражнения.
«Сложи картинку», «Назови целое», «Сложи узор», «Занимательные вопросы», «Пустой квадрат», «Дорисуй и назови предмет», «Картинки — загадки», «Что лишнее?», ^Определения», «Составь фигурку из палочек».
Восприятие
Цель: развитие слухового и зрительного восприятия.
Игры, упражнения.
«Точечки», «Разрезные картинки», «Муха», «Угадай, что…», «Игры с мячом».
Воображение
Цель: развитие творческого воображения.
Игры, упражнения,
«Мешок гнома», «Станцуй, как…», «Чего на свете не бывает», «Нарисуй с помощью фигур»,
«»Что будет, если?..», «Занимательные вопросы», «Что случилось потом?», «Кляксы».
Ill квартал
Внимание
Цель: развитие произвольного внимания, повышение его устойчивости.
Игры, упражнения.
«Путаница», «кто быстрее», «Слушай и исполняй», «Воробьи и вороны», «Слушай команду!», «Смотри на руки», «4 стихии», «Совушка — сова», «Кого назвали — лови», «Встань, у кого есть…», «Узнай по голосу», «Найди различия», «Что катится?», «Ручеек», «По новым местам».
Память
Цель: развитие образной, слуховой и зрительной памяти,
Игры, упражнения.
«Что изменилось?», «Слушай, запоминай, исполняй», «Зеркала», «Вспомни и собери по образцу», «Кто что делал?», «Запомни порядок», «Повторяй за мной», «Имена по кругу», «опиши по памяти», «Разведчик», «Художник», «Перечисли предметы».
Мышление
Цель: развитие фантазии, свободы представлений.
Игры, упражнения.
«Общий рисунок на заданную тему», «Чего не хватает на картинке», «Свободный танец», «На что похоже», «Как можно применить этот предмет?», «Сказка по кругу», «Придумай и нарисуй», «Чего на свете не бывает?».
Восприятие
Цель: развитие целостности восприятия.
Игры, упражнения.
«Чего не хватает?», «Назови целое по его части», «Муха», «Силуэты», «Разрезные картинки», «Угадай друга на ощупь».
План — программа развития познавательных процессов у детей
старшего дошкольного возраста.
Следующая > |