Программа кружка «Народные игры»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
На педагогическом советеЗаведующая МБДОУ Д/С «Северяночка»
Протокол №_________________________________________________С. В. Зайцева
ПРОГРАММА КРУЖКА
для детей 4 – 7 лет
Срок реализации 3 года
Составила:
Смычагина О. М. инструктор ФК высшей квалификационной категории
МБДОУ «СЕВЕРЯНОЧКА»
с. Горки
2014 – 2015 уч. г.
Введение
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным подвижным играм и ежедневному занятию ими.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни дошкольников, через специально организованную двигательную активность ребенка.
Пояснительная записка
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания
.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
«Палки»
А начнем с игры под названием «Палки». Слышали о такой? Я о ней узнала от своей бабушки. Она рассказывала, что когда она была маленькой, то жилось им трудно, еда не всегда была в доме, что уж говорить про игрушки. Поэтому они и играли на улице в палки. Есть у этой забавы и другое название — «Малечена-калечина».
Играть можно во дворе большой компанией. Большой компанией играть всегда веселее! Для игры потребуются палки. Обычные такие палки длинной примерно сантиметров 30 — 40, которые легко найти в близлежащих окрестностях. Такие палочки должны быть у всех игроков, кроме ведущего.
По сигналу ведущего дети ставят палочки к себе на ладошку или на пальчик, именно ставят, а не кладут. И пытаются удержать палку в таком вот стоячем положении, не придерживая ее другой рукой. Палка, естественно, стоять не хочет и так и норовит упасть. Для того, чтобы ее удержать, необходимо совершать движения не только рукой, но и ногами шевелить.
Ведущий может «подлить масла в огонь» и предложить игрокам поприседать или постоять на одной ножке, тут все на его усмотрение. Выигрывает тот, кто продержит палку дольше остальных. А проигравшим становится тот, кто уронит палочку первым. Он же становится новым ведущим.
«Горелки»
Еще одна древняя красивая и интересная игра. В игре присутствует один ведущий и много игроков. Игроки становятся парами и выстраиваются друг за другом. Вернее, пара за парой. Ведущий становится к ним спиной на расстоянии двух шагов от первой парочки.
Последняя пара игроков разжимает руки, с двух сторон обегает колонну играющих и пытается встать первыми. Но ведущий им мешает, его задача запятнать одного человека из пары. Если ему это удается, то он встает первым в колонну вместе с засаленным игроком. А оставшийся без пары игрок становится ведущим. Если же игроки успевают схватиться за руки до того момента как ведущий их засалит, то они становятся первыми, и игра продолжается.
Ведущий не может подглядывать за игроками. Он должен стоять к ним спиной и смотреть вперед. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
«Городки»
Сначала небольшое лирическое отступление. Лет эдак 8 назад, когда мой супруг активно занимался организацией разнообразных праздников, а я ему помогала, устраивали мы корпоратив по поводу юбилея одной небольшой фирмы. Праздник был тематический, на тему спорта. То есть, ведущий вечеринки был по совместительству еще и главным тренером, а все присутствующие на празднике, были у нас типа спортсменами.
Мы тогда устроили много разных спортивных локаций, благо место позволяло, так как проводили все это мероприятие на открытом воздухе. И одна из локаций была посвящена игре в городки. Она же была самой популярной. Взрослые люди как дети резвились с этими битами и пытались попасть по выстроенным в разнообразные фигуры деревянным цилиндрам. И когда это получалось, то радости не было предела!
Если взрослые так увлекались, то как должны прореагировать на эту игру дети школьного возраста?
И если рюхи в наше время достать проблематично, то с наборами для городков, думаю, проблем не возникнет.
Уверена, что правила игры в городки вам знакомы. Поэтому просто напомню о том, какие фигуры можно сложить из маленьких деревянных палочек, которые кстати и называются городками.
Традиционные русские забавы
В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.
Игра «Перетяни веревочку»
В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.
Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.
Игра «Горелки»
В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.
Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.
Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.
Игра «Цепочки»
В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.
При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.
Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:
- «Гуси-гуси»;
- «Прятки»;
- «Казаки-разбойники»;
- «Салки»;
- «Жмурки»;
- «Колечко».
Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.
Русские народные считалки
Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели. А водить тебе велели! — Аист-аист, аист — птица, Что тебе ночами снится? Мне болотные опушки, — А еще? Еще лягушки. Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить! Мы собрались поиграть. Ну кому же начинать? Раз, два, три — Начинаешь водить ты! Гномик золото искал И колпак свой потерял! Сел, заплакал: «Как же быть?!» Выходи! Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово. Тот становится водящим.
Если участников игры много. То мы считаем по-другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, тот выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.
Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет — тот уйди! Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, На диване ехал слон. Кто не верит — выйди вон!
Часто в играх все участники делятся на 2 команды, и нужно решить, какая из них начнет игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке («конаются»). Для этого мы брали палку длиной 40-50 см, один из играющих берет её за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывает её выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру.
Есть и более простой способ выбора очередности — угадывание в какой руке лежит предмет? Кто отгадает, той команде и начинать первой.
Чтобы разделить детей на команды поровну, чтобы никому не было обидно, мы использовали сговорки. Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой. Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выбирают, чаще в форме рифмовки, например:
Кого выбираешь: Конь вороной или хомут золотой? Шары катить или воду пить? Что возьмешь: Из речки ерша или из лесу ежа? Серую утку или деревянную дудку? Кого в гости пригласишь: Таракана усатого или тигренка полосатого?
Сговорки складываются не трудно, в процессе работы дети сами их начали придумывать. Чтобы дети перед игрой не спорили, кому водить или кому начинать игру, мы использовали жребий. Жребием может быть любая палочка (бумажка), которую жеребьевщик прячет за спиной и говорит слова: «Кто вынет жребий, тому водить!»
«Рюхи»
Прежде чем объяснить вам правила этой старинной игры, расскажу, что же такое рюха. Рюха — это кусок дерева. Для того, чтобы сделать рюхи нужно распилить тоненькое бревно на кусочки длинной сантиметров 20. Чем больше будет рюх, тем интереснее.
Так же для игры потребуется хотя бы две палки в диаметре примерно 5 см и длиной примерно 1 метр.
Все желающие поиграть делятся на две команды. Каждая команда рисует на песке или асфальте квадрат размером 1,5 Х 1,5 метра. И в этих квадратах каждая команда строит свой город. Фигурки разные из рюх делает. Важно, чтобы квадраты располагались в одной стороне, это для безопасности.
Так же проводится линия кона. Это та линия, за которой будут находится команды, и из-за которой они будут кидать длинные палки пытаясь разгромить город противника и выбить все рюхи за пределы нарисованных квадратов. Такая эко-игра получается. Весь инвентарь экологически чистый! Да и на воздухе дети время проводят.
Опять же вопрос возникает: «Где взять рюхи?» Есть шанс обзавестись ими у жителей сельской местности, им везет. А что делать городским детишкам? Ну, конечно же, заменить игру в «рюхи» на игру в «городки».
«Лапти»
Еще одна игра, которая прекрасно подойдет для школьников.
На игровой площадке мелом на асфальте или палочкой на песке чертится большой круг. В круг становится ведущий. А все остальные игроки располагаются за границами круга.
Игроки поворачиваются спиной к ведущему, снимают с себя по одному лаптю и по сигналу, через голову, не глядя, кидают лапти в круг.
Потом они поворачиваются, смотрят, куда упал их лапоть, и пытаются этот лапоточек забрать. Ведущий им мешает. Пытается засалить, запятнать игроков. Ведущих может быть и больше, так даже интереснее будет. Ведущие могут салить игроков только тогда, когда они находятся в пределах круга.
Побеждают те, кому удастся «безнаказанно» вызволить из заколдованного круга свою обувку. Ну а тот, кого засалят первым, становится ведущим.
Главный вопрос: «Где взять лапти?» Ответ: «Негде взять лапти!» Но отсутствие лаптей у современных школьников не является причиной, чтобы не играть. Можно лапти чем-нибудь заменить. Даже сандалики с кедами снимать не обязательно. Использовать вместо лаптей камни не рекомендуется. Так как можно поранить ведущего.
Я вот подумала, что инвентарь для этой игры можно сделать из старого носка, который уже давно потерял свою пару. Набить носок какими-нибудь обрезками ткани или синтепоном, завязать. И вот тебе замечательный лаптезаменитель!